Проект по литературному чтению в 4 классе "Стихи и песни о войне"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Осташко Ирина Ивановна

Проект по литературному чтению в 4 классе "Стихи и песни о войне"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_literaturnomu_chteniyu_ostashko.docx27.82 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Стихи и песни о войне». Творческий проект.

Обоснование выбора темы: создана впечатляющая летопись Великой Отечественной в прозе, поэзии, фильмах, живописных полотнах, памятниках. А сколько песен было создано о  войне! У каждой песни своя биография, своя судьба. Мы решили выучить и исполнить песни о Великой Отечественной войне, узнать об истории из создания.

 Гипотеза: военная песня и поэзия, безусловно, достояние каждой нации. Именно в ней сосредоточен огромный потенциал, позволяющий предположить, что военная песня способна помочь солдатам на войне и помогает сохранить память о том страшном времени.

Цель проекта: исследование песен и стихов о войне и выявление их  роли и значения в жизни общества в годы Великой Отечественной войны и после нее.

Задачи:

-Выяснить, как создавались песни о Великой Отечественной войне.

-Выучить и исполнить стихи и песни о войне.

-Вспомнить о своих родных, участниках войны и почтить их память

Актуальность: военная песня и поэзия всегда были явлениями, объединяющими нацию, и в этом их огромная сила. Именно в здесь наблюдается наиболее высокая концентрация таких содержательных смыслов, как патриотизм, любовь к Родине, идея самопожертвования во имя Отчизны. Все это самые важные духовные ценности, осознаваемые и разделяемые многими поколениями. Именно они никогда не потеряют своей актуальности.

Объект исследования: песни и стихи о Великой Отечественной войне.

Область исследования: литературное чтение, музыка.

Методы исследования: изучение и анализ литературных и музыкальных текстов военных песен, литературных источников и Интернет-ресурсов;

Проектным продуктом нашей работы является литературно-музыкальная композиция «Стихи и песни о войне».

Ожидаемые результаты проекта: учащиеся узнают, во-первых, какие песни вели нашу страну к Победе, во-вторых, их авторов и историю создания песен.

Этапы проекта:

-Подготовительный (целеполагание, планирование, сбор материала).

-Основной (реализация намеченного плана, материалы проекта).

-Защита проекта .

Ход урока.

Ведущий 1 .Наш проект называется «Стихи и песни о войне».

Ученики нашего класса решили больше узнать об этой героической странице в истории нашего народа, потому что считаем, что пока имена героев хранятся в памяти людей, они живы. Мы расспрашивали о войне своих близких, читали книги, смотрели фильмы, узнавали об истории создания песен. Мы выучили стихи и песни о войне и посвящаем наш проект Великой Победе.

Учитель: Есть события, даты, имена людей, которые вошли в историю города, края страны и даже в историю всей Земли. О них пишут книги, рассказывают легенды, сочиняют стихи, музыку. Главное же – о них помнят. И эта память передаётся из поколения в поколение и не даёт померкнуть далёким дням и событиям. Одним из таких событий стала Великая Отечественная война нашего народа против фашистской Германии. Память о ней должен сохранить каждый. К большому сожалению, все меньше и меньше становится ветеранов. Давайте постараемся рассказать стихи и спеть песни так, как будто они нас могут увидеть и услышать.

Ведущий 2: 9 мая мы празднуем Победу над фашистской Германией. Долгими, суровыми были для нашего народа 4 года войны, 1418 дней, труден был путь к Победе. И вот настал тот светлый майский день, когда советский солдат, советский народ смог сказать: «Враг – разбит, Победа- за Нами». Не исчезнет в нашей памяти гордость за Великую Победу и память о страшной цене, которую за нее заплатил наш народ.

Ведущий 3. В 1941 году началась самая страшная, самая близкая, самая дорогая — Великая Отечественная война. 

Ведущий 4

Самый светлый,

Самый летний день в году,

Самый длинный день в истории земли –

Двадцать второго,

Спали дети, зрели яблоки в саду,

Вспоминаем, вспоминаем снова…

…Вспоминаем эту ночь и этот час

Взрыв, что солнце погасил в кромешном гуле.

Сквозь повязки неумелые сочась,

Кровь народа заалела в том июне.

Ведущий 5

Шаг за шагом вспоминаем,

День за днем,

Взрыв за взрывом,

Смерть за смертью, боль за болью,

Год за годом, опаленные войной,

Год за годом, истекающие кровью…

…Мы не просто вспоминаем день войны,

Не для слез и мемуаров вспоминаем.

Люди мира вспоминать о нем должны.

Мы об этом всей земле напоминаем.

М. Луконин «Напоминание»

Ведущий 6

Песня «Священная война».

Это стихотворение Василия Ивановича Лебедева-Кумача на второй день после объявления войны прочитал по радио актер Малого театра. Стихотворение каждый день звучало по радио и не могло не привлечь внимания композиторов. Музыку написал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Борис Александрович Александров.

Впервые песня исполнялась этим ансамблем на площади Белорусского вокзала, откуда постоянно уходили составы на фронт. Затем она звучала вновь и вновь, став гимном, призывом. Она прошла от стен Москвы через Польшу, Румынию, Болгарию, Венгрию, Чехословакию, Германию до стен рейхстага. Песню знали. Знают и сейчас.

Слушаем песню.

Ведущий 7

Песня «На безымянной высоте»

История создания песни.

Поэт нарисовал в этой песне картину, достоверно передавшую боевую обстановку на высоте у поселка Рубеженка Калужской области. Герои Безымянной высоты были сибиряками, которые геройски удерживали позицию, истекая кровью, но не сдавались. Поэт  Михаил Матусовский находился на том участке фронта, где совершили свой подвиг 18 сибиряков. Тогда он и написал поэму «Безымянная высота». Поэма оказалась записью, наброском песни, родившейся через двадцать лет. Ее написали для кинокартины «Тишина» .  Композитор Вениамин Баснер

Исполнение песни.

Ведущий 8

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,

Не желай добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души...

Жди. И с ними заодно

Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: - Повезло.

Не понять, не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой,-

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

Ведущий 9

Качается рожь несжатая...  

 

Качается рожь несжатая.

Шагают бойцы по ней.

Шагаем и мы – девчата,

Похожие на парней.

Нет, это горят не хаты –

То юность моя в огне…

Идут по войне девчата,

Похожие на парней.

(Ю. Друнина)

Ведущий 10

Песня «Десятый десантный батальон»

Автор музыки и слов — Булат Окуджава
Впервые исполнена в 1970 году как звуковое сопровождение к фильму Белорусский вокзал, песню исполняет актриса Нина Ургант.

Исполнение песни

Ведущий 11

Полмига  

      Нет,

Не до седин,

Не до славы

Я век свой хотел бы продлить —

Мне б только

До той вон канавы

Полмига,

Полшага прожить,

Прижаться к земле

И в лазури

Июльского ясного дня

Увидеть оскал амбразуры

И острые вспышки огня.

Мне б только

Вот эту гранату,

Злорадно поставив на взвод,

Всадить ее,

Врезать как надо

В четырежды проклятый дзот,

Чтоб стало в нем пусто и тихо,

Чтоб пылью осел он в траву...

Прожить бы мне эти полмига,

А там я всю жизнь проживу!

(П. Шубин)

Ведущий 12

Песня «Последний бой»

В послевоенные годы было снято много фильмов о войне. Один из них -  киноэпопея   « Освобождение». Одну из главных ролей  в картине сыграл известный актёр и поэт Михаил Ножкин . Он то и написал песню, так запомнившуюся зрителям своей пронзительностью и жаждой жизни. Когда снимали фильм «Освобождение», Михаил Иванович вспомнил, как во время войны жил во дворе больницы, Всю войну там располагался госпиталь, он выступал перед ранеными. «Меня ставили на табуретку, — рассказывает Михаил Иванович, — я читал стихи, пел народные песни, частушки, плясал. Помню, как чья-то рука вдруг протягивала мне кусочек сахара или хлеба. И помню прекрасно эту огромную востребованность песни. И двор наш пел, и семья пела, и страна пела. И люди говорили о чем угодно, только не о войне, хорошие, светлые люди. Как-то так получилось, просто вспомнил вот этих ребят в госпитале, и написал:

Исполнение песни.

Ведущий 13: 

Обелиски 
Стоят в России обелиски,
На них фамилии солдат…
Мои ровесники мальчишки
Под обелисками лежат.
И к ним, притихшие в печали,
Цветы приносят полевые
Девчонки те, что их так ждали,
Теперь уже совсем седые.

(А. Терновский)

Наши родные – участники войны

Читаем имена:

Лабунец Дмитрий Михайлович

Боушева Евгения Николаевна

Кушнаренко Семен Андреевич

Кононенко Валентина Васильевна

Падалка Иван Васильевич

Падалка Лариса Степановна

КороткийАлексей Александрович

Недогадко Сергей Михайлович

Петренко Александр Григорьевич

Есин Иван Федорович

Маскова Вера Алексеевна

Пересадов Василий Михайлович

Радченко Илья Матвеевич

Громов Григорий Ефимович

Чуб Антон Акимович

Хилимендик Иван Владимирович

Яровой ГригорийАлексеевич

Ведущий 14: 

Вечная слава героям, павшим за Родину!

Всех, за Отчизну жизнь отдавших,

Всех, не вернувшихся домой,

Всех, воевавших и страдавших,

Минутой обниму одной.

Пусть всё замрёт в минуту эту,

Пусть даже время промолчит,

Мы помним вас, отцы и деды,

Россия, Родина вас чтит!

Почтим светлую память всех погибших в этой войне минутой молчания

Минута Молчания

Песня «О той весне». Автор стихов и музыки Елена Плотникова

Ведущий 15

Пусть не будет войны никогда!

Пусть спокойные спят города.

Пусть сирены пронзительный вой

Не звучит над моей головой.

Пусть гремит салют победы!

Этим светом мир согрет!

Поздравляем наших прадедов и дедов!

Дню Победы многих лет!

Ведущий 16

Как хорошо влюбляться и смеяться,

Как хорошо порою погрустить,

Как хорошо встречаться и прощаться,

И просто хорошо на свете жить!

Как хорошо проснуться на рассвете,

Как хорошо, что ночью снятся сны,

Как хорошо, что кружится планета,

Как хорошо на свете без войны!

Учитель: Песни Великой Отечественной войны: Они и теперь, по прошествии многих лет, по-прежнему волнуют души ветеранов, любимы людьми сегодняшнего поколения. С первого дня войны и до праздничного победного салюта всегда были с солдатами, помогали преодолевать трудности, поднимали боевой дух воинов, сплачивали их.

Учитель: Чего бы вы пожелали ветеранам?

Самое главное , что можно пожелать людям на всей планете – это мирное небо над головой.

Хором:

Мы помним,

Мы гордимся,

Мы не забудем!

Я хочу, чтобы яркое солнце светило,

Чтобы снились всегда только добрые сны,

Чтоб Россия героев своих не забыла,

Чтобы не было больше войны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция «Война в творчестве поэтов» (защита проекта по литературному чтению «Праздник поэзии»)

Проектная деятельность младших школьников – это активная творческая деятельность учащихся, имеющая конкретную цель, определенную структуру, направленная на получение заранее прогнозируемого прод...

Урок – проект по литературному чтению «Странички войны»

Учебный предмет: литературное чтениеКласс: 2 классУМК «Школа ХХI века» Тема: Странички войны.Цели урока:Познакомить учащихся со стихами о Великой Отечественной войне, написанными во время ...

Проект по литературному чтению "Маленькие герои большой войны"

К 77 - летию победы проект " Маленькие герои большой войны"...

Технологическая карта урока по литературному чтению «Загадки. Русская народная песня «Березонька». С.Маршак «Апрель» (УМК "Начальная школа XXI века",1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для ознакомления с произведениями о родной природе, формирования умений видеть красоту родной природы, выраженную в художест...

Технологическая карта урока Литературного чтения "А. Майков "Колыбельная песня"" (2 класс, УМК "Начальная школа 21 века")

Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения стихотворения А. Майкова «Колыбельная песня».Задачи урока:Дидактические:1. познако...