Урок – проект по литературному чтению «Странички войны»
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Учебный предмет: литературное чтение

Класс: 2 класс

УМК «Школа ХХI века»

Тема: Странички войны.

Цели урока:

  • Познакомить учащихся со стихами о Великой Отечественной войне, написанными во время и после войны.
  • Поговорить о мыслях и чувствах людей, прошедших через войну.
  • Воспитывать чувство патриотизма.

1. Организация деятельности учащихся по знакомству с новым произведением, со страницами истории Великой Отечественной войны.

2. Формирование навыка размышлять и анализировать, навыка монологической речи.

3. Развитие читательских умений, навыков выразительного чтения, речи, образного мышления, вызвать душевный отклик на произведения о войне.

4. Воспитание интереса к истории родной страны, чувства патриотизма, любви к Родине, уважения к защитникам Отечества

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_proekt_po_chteniyu.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – проект

по литературному чтению

       

«Странички войны»

             

 

                                      Место проведения:

                                      МОУ «Яснозоренская СОШ»

              Класс: 2 «А»

              Кл. руководитель: Семернина Н.В.

Учебный предмет: литературное чтение

Класс: 2 класс

УМК «Школа ХХI века»

Тема: Странички войны.

Цели урока:

  • Познакомить учащихся со стихами о Великой Отечественной войне, написанными во время и после войны.
  • Поговорить о мыслях и чувствах людей, прошедших через войну.
  • Воспитывать чувство патриотизма.

1. Организация деятельности учащихся по знакомству с новым произведением, со страницами истории Великой Отечественной войны.

2. Формирование навыка размышлять и анализировать, навыка монологической речи.

3. Развитие читательских умений, навыков выразительного чтения, речи, образного мышления, вызвать душевный отклик на произведения о войне.

4. Воспитание интереса к истории родной страны, чувства патриотизма, любви к Родине, уважения к защитникам Отечества

Формирование УУД на уроке:

Познавательные (П): воспринимать художественное произведение, работать по иллюстрации к тексту.

Личностные (Л): содействовать осознанию ценности изучаемого предмета; проявлять уважение к ветеранам Великой Отечественной войны.

Коммуникативные (К): использовать речь для регуляции своего действия, воспитывать культуру диалогового общения.

Регулятивные (Р): определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; планировать учебное сотрудничество; формировать у детей умение анализировать, обобщать, оценивать результат своей деятельности.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» авт.Л.А. Ефросинина, 2класс М.: «Вентана-Граф», 2011. Звуковой ряд: аудиозапись голоса Левитана о начале войны, 1 куплет песни «Священная война», «Землянка», « День Победы», картинки Кривоногов «Победа», Антонов «Победители», Ветеран Великой Отечественной войны; боевые награды: медали, ордена ВОВ; слайдовая презентация.

Тип урока: комбинированный

Технология продуктивного чтения.

                                             Ход урока

  1. Организационный момент.

­Ребята, возьмемся все за руки. Это наш круг радости. Посмотрите друг на

друга. Улыбнитесь друг другу. Порадуйтесь друг другу, поделитесь хорошим настроением со своими друзьями!

К тебе я обращаюсь, друг!

Вставай скорее с нами в круг.

Почувствуй радость и тепло,

И как с друзьями хорошо!

­ А теперь повторяйте за мной:

Пусть наша добрая улыбка ( руки прикасаются к уголкам губ)

Согреет всех своим теплом, ( руки прикладываются к сердцу )

Напомнит нам, как важно в жизни ( руки вперед, пальцы, как солнечные лучи)

Делиться счастьем и добром! (руки в стороны)

­Правда, это радостно – почувствовать тепло рук друзей, почувствовать себя в безопасности. А так ли было всегда?

  1.  Постановка целей

– Я вам предлагаю прослушать одну запись.

Прослушивание аудиозаписи голоса Левитана о объявлении войны. (СЛАЙД 2)

- Скажите, о чем объявил диктор Левитан?

     - Как вы думаете, какая тема нашего урока? О чем мы будем сегодня  говорить?

      -  Сегодня на уроке мы будем говорить о войне. Но мы не будем      рассматривать великие сражения, победы и поражения, хотя это очень важно. Мы будем говорить о чувствах, о тех чувствах, которые возникли в сердцах и душах взрослых и детей, услышавших в июне 1941 года это страшное слово - война.

( Звучит « Священная война»)(СЛАЙД 3)

3.Беседа.

-О чем эта песня?

-О каком времени, каких событиях она рассказывает? (О начале Великой Отечественной войны)

-Когда началась война, я только что вам об этой дате говорила?

 -А почему ее назвали Великой Отечественной?

- На прошлом уроке я просила вас найти стихотворение Александра Твардовского «Война». Поднимите руки, кто смог найти это стихотворение и подготовил дома выразительное чтение.

Чтение учеником  стихотворения Твардовского «Война».

- Это стихотворение было написано Александром Трифоновичем в 1944 году, во время Великой Отечественной Войны.

        На рассвете 22 июня 1941года без объявления войны Германия напала на Советский Союз. Так началась Великая Отечественная война.

        Нашей стране пришлось воевать с сильным и жестоким противником. С первого дня войны на борьбу с врагом поднялся весь народ. Тяжело было всем: и воинам на фронте, и тем, кто сражался с врагом на захваченной территории - партизанам и подпольщикам, и тем, кто трудился в тылу, снабжая фронт всем необходимым.

         У каждой войны есть свои герои. В истории Великой Отечественной войны остались имена тысяч героев, многие из которых не пожалели своих жизней ради нашего отечества. Ваши прабабушки и прадедушки тоже прошли через войну. Я предлагаю вам составить выполнить проект, который мы назовём «Странички войны».

1 страничка  проекта «Мои прадеды и война».

- В нашем классе есть одна ученица, чей дедушка является Ветераном Великой Отечественной Войны. Ангелина подготовила нам рассказы о нем.

 ( слайды 4-9)

 -  Говорят, что когда грохочут пушки, музы молчат. Но от первого дня войны и до последнего не умолкал голос поэтов. Поэзия немало сделала для того, чтобы в унылые, страшные годы, пробудить у людей чувство ответственности, гордости за свою страну.

 2 страничка проекта  «Стихи поэтов  и их творчество в годы Великой Отечественной войны». ( слайды 10-19)

- Следующая страничка раскроет нам душу и сердце поэтов.

1. Подготовленный ученик читает стихотворение А. Ахматовой «Мужество».

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки.

- Какое чувство вызвало у вас это стихотворение? К чему оно призывает людей?

В самом начале Великой Отечественной войны написала несколько плакатных стихотворений. Далее была эвакуирована из Ленинграда, пока  тяжёлая болезнь не приковала её к постели. Следующие два года ей приходится жить в Ташкенте. За время войны она написала много стихотворений. Но и в этом далёком от фронта южном городе она писала стихи, зовущие к мужеству и стойкости.

2. Но не только о долге писали поэты. В окопах и землянках согревали человеческие души мысли о доме, о жёнах, матерях, любимых.

                           Бьётся в тесной печурке огонь.

                 На поленьях смола, как слеза,

                 И поёт мне в землянке гармонь

                 Про улыбку твою и глаза.

                 Про тебя мне шептали кусты

                 В белоснежных полях над Москвой.

                 Я хочу, чтобы слышала ты,

                 Как тоскует мой голос живой.

                 Ты сейчас далеко-далеко.

                 Между нами снега и снега.

                 До тебя мне дойти нелегко,

                 А до смерти четыре шага.

                 Пой гармоника, вьюге назло,

                 Заплутавшее счастье зови.

                 Мне в холодной землянке тепло

                 От твоей негасимой любви.

-О чем хотел рассказать автор в этом стихотворении? К кому обращается воин в этом стихотворении?

         Стихотворение Алексея Суркова «Бьется в тесной печурке огонь…» было написано в начале Великой Отечественной Войны – 27 ноября 1941 года в советской деревушке Кашино. Стихотворение легло на музыку и стало безумно популярной песней военных лет под названием «В землянке». По словам автора, песня родилась после одного из тяжелых дней у реки Истра. Под впечатлением от всего пережитого, Алексей Александрович написал письмо своей семье, находившейся в эвакуации в городе Чистополе, расположенном на территории современного Татарстана.

Ученик читает стихотворение А. Суркова « Где трава от росы и от крови сырая».

Где трава от росы и от кро́ви сырая,

Где зрачки пулемётов свирепо глядят,

В полный рост, над окопом переднего края,

Поднялся́ победитель-солдат.

Сердце билось о рёбра прерывисто, часто.

Тишина… Тишина… Не во сне — наяву.

И сказал пехотинец: — Отмаялись! Баста! —

И приметил подснежник во рву.

И в душе, тосковавшей по свету и ласке,

Ожил радости прежней певучий поток.

И нагнулся солдат и к простреленной каске

Осторожно приладил цветок.

Снова о́жили в памяти были живые —

Подмосковье в снегах и в огне Сталинград.

За четыре немыслимых года впервые,

Как ребёнок, заплакал солдат.

Так стоял пехотинец, смеясь и рыдая,

Сапогом попирая колючий плетень.

За плечами пылала заря молодая,

Предвещая солнечный день.

- Скажите, какие чувства вызывает это стихотворение?

 - Почему солдат смеялся и рыдал  сразу? Что предвещал солнечный день?

Война застала поэта на фронте. В должности фронтового корреспондента Сурков Алексей Александрович побывал в большинстве сражений Великой Отечественной. Он писал не только заметки в газетах, но и стихи, которые помогали советским бойцам переживать тяжелые дни.

 3.Ученик читает стихотворение К. Симонова «Жди меня»

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,

Не желай добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души...

Жди. И с ними заодно

Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: - Повезло.

Не понять, не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой,-

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

- Как вы думаете, почему солдату нужна была вера в то, что его ждут дома, думают о нем?

Так много горя принесла война, столько жизней оборвалось с 1941 по 1945 год. Все люди ждали её окончания.

И вот, наконец долгожданная Победа! Её ждали долгих, четыре года, 1418 дней! Звучит « День победы».

Стихотворение « День Победы» Наталья Майданик. Читает ученица.

Сяду к деду на колени, тихо прошепчу:

– Расскажи мне, милый деда, а я помолчу!

 Буду слушать все, что хочешь мне ты рассказать,

 И вертеться я не буду и перебивать!

Про войну хочу послушать, как ты воевал,

 Как в бою таком далёком знамя ты спасал!

Про друзей своих военных, деда, расскажи

И в альбоме пожелтевшем фото покажи!

 Улыбнулся внуку деда и к груди прижал:

 – Расскажу про всё, конечно, раз уж обещал!

Как войну мы пережили, как на смерть мы шли,

Сколько верст исколесили в грязи и в пыли!

 Как врага с боями гнали мы с родной земли

 И не пяди не отдали – выжили, смогли!

А теперь вот День Победы празднуем с тобой,

Только в праздничном параде по команде: «В строй!»

- Ребята наши герои преодолели тяжелый путь и завоевали победу. Жизни не пощадили, а врага победили.

А вы готовы стать в будущем защитниками Отечества?

  1. Физкультминутка: «Защитники!»

Мы лётчики, пилоты (Руки в стороны, повороты туловища).

Мы водим самолёты.

Танкисты и ракетчики, (Наклоны в стороны).

Мы славные разведчики.

Мы моряки, подводники, (Приседания).

Мы храбрые бойцы.

Скоро в Армию пойдём, (Шагают на месте).

А пока читать начнём!

  3 страничка проекта «Великие полководцы»( слайды 20- 25)

5. РАБОТА В ГРУППАХ

- Тексты разрезаны на 3 части, нужно собрать части и составить отрывок из биографии своего полководца и конечно прочитать всему классу.

ЖУКОВ ГЕОРГИЙ КОНСТАНТИНОВИЧ (1896-1974)

Начало Великой Отечественной войны Жуков встретил в должности начальника Генерального штаба. В 1941 г. по приказу Верховного главнокомандующего Жуков возглавил Ельнинскую операцию. 26 августа 1942 г. Жуков был назначен заместителем Верховного Главнокомандующего. В 1942 г. участвовал в операции «Искра» в прорыве блокады Ленинграда. В 1943 г. после освобождения Ленинграда, Жукову было присвоено звание маршала Советского Союза. осле увольнения Жуков написал книгу «Воспоминания и размышления».

КОНЕВ ИВАН СТЕПЕНОВИЧ 28 декабря 1897 - 21 мая 1973

Маршал Советского Союза (1944), прославленный полководец, командующий рядом фронтов в годы Великой Отечественной войны. Дважды Герой Советского Союза. Блестяще организовал и провел ряд важнейших операций, участвовал в битве за Москву, в Курской битве, штурме Берлина, освобождал Прагу. Решительность в проведении операций принесла Коневу славу мастера окружений, близость к бойцам - звание солдатского маршала.

ВАСИЛЕВСКИЙ АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ 17 сентября 1895 – 20 ноября 1977

Начало Великой Отечественной Войны закалило характер Василевского, он был в рядах тех военных, которым Сталин непосредственно доверял. А доверие Сталина в военные годы многого стоило. В сражениях за Москву, он был ранен, совместная работа по обороне города, сблизила его с Жуковым.

Маршал Василевский – великий полководец, вписавший золотыми буквами свое имя в историю нашей Родины. Александр Васильевич обладатель многих наград Советского союза, но главная награда для маршала, безусловно, народная любовь, которую он заслужил, жертвуя собой во благо страны.

РОКОССОВСКИЙ КОНСТАНТИН КОНСТАНТИНОВИЧ 21 декабря 1896 - 03 августа 1968

  С началом Великой Отечественной Войны, он командует 9-ым механизированным корпусом. Летом 41-ого назначен командующим 4-ой армией. Ему удалось несколько сдержать наступление немецких армий на западном фронте. Во время битвы за Москву, Рокоссовский командует 16-ой армией и руководит обороной подмосковных городов: Волоколамска, Солнечногорска, Яхромы. В самый ответственный момент боев за Москву, армия начинает контрнаступление, которое оказывается весьма успешным. В ходе операции были разгромлены немецкие отряды, пытавшиеся обойти Москву с юга и севера.

- Скажите ребята, какими были эти полководцы? Какими вы их представляете? А вы хотели бы быть похожими на них?

      Всё меньше рядом с нами людей, прошедших Великую Отечественную войну. Но мы помним их. Мы благодарны им за нашу свободу, за их великий подвиг. Давайте почтим память погибших минутой молчания.

 Минута молчания – аудио запись (слайд 26-27)

  1. Работа в паре.

Обычай награждать знаками отличия лучших людей — давний. В древней Руси не было орденов, но отличившихся в бою награждали золотыми монетами. И когда шёл воин, на шапке которого горела золотом монета, все знали: он храбро бился с врагом.

9 мая все ветераны войны, солдаты и офицеры надевают свои боевые награды.

Задание: Взять листочек дуба с доски (название качества героя), выбрать орден, раскрасить, назвать и поместить на грудь героя. Портреты всех поэтов и полководцев на доске. Вы можете свой орден отдать любому их них.

 7.  Рефлексия (Слайд№28)

- Что вы узнали на уроке?

-За что вы похвалили бы себя?

- Какой урок вы извлекли для себя сегодня?

- Какие чувства вам пришлось испытать?

- Что вам запомнилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-проект по литературному чтению во 2 классе "Зимушка-зима"

урок-проект по литературному чтению во 2 классе на тему "Зимушка-зима"...

Урок-проект по литературному чтению в 3 классе "Герои - животные"

Урок - проект по литературному чтению решаеб ряд важных учебных задач: - углубить знания о творчестве Д. Н. Мамина - Сибиряка; - расширить представления о жизни животных; - содействовать формирован...

Урок-проект по литературному чтению в 3 классе "Герои - животные"

Урок - проект по литературному чтению решаеб ряд важных учебных задач: - углубить знания о творчестве Д. Н. Мамина - Сибиряка; - расширить представления о жизни животных; - содействовать формирован...

Урок-проект по литературному чтению 2 класс

Урок-проект для 2 класса по программе "Школа 21 века" по литературному чтению....

Урок – проект по литературному чтению для 4 класса, УМК «Школа России». Автор:Седнева Татьяна Павловна, учитель высшей квалификационной категории ГБОУ НШ - ДС №624, г. Санкт - Петербург

Урок - проект по литературному чтению для 4 класса, УМК "Школа России". Тема: "Том Сойер - положительный или отрицательный герой?". Автор: Седнева Татьяна Павловна, учитель ГБОУ НШ - ДС №624, г. Санкт...

Конспект урока – проекта по литературному чтению для третьего класса Тема: «Сказка как литературный жанр».

создать таблицу для сообщения о сказке как о литературном жанре. Создание классификаций сказок по различным признакам. ...