Урок-проект по литературному чтению 2 класс
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме

Зубарева Марина Григорьевна

Урок-проект для 2 класса по программе "Школа 21 века" по литературному чтению. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_-_proekt.docx (25.78 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ школа с углубленным изучением отдельных предметов №1.

Урок – проект

  по литературному чтению

во 2 «А» классе

на тему:  « Обобщение по разделу

«Снежок порхает, кружится…»

Учитель: Зубарева М.Г.

2013г

Цели урока:

1)Создание представления о зиме на основе изученных произведений, а  также на основе восприятия новых произведений искусства.

2)Развитие  у детей творчества, воображения, ассоциативного, образного мышления, фантазии. Развитие коммуникативной и информативной компетентности, умения   работать в группах.

3)Создание положительной мотивации учения. Воспитание любви к природе.

Проектные цели:

.развивать умение строить монологическую речь;

.умение самостоятельно, творчески работать по теме проекта;

.умение спрогнозировать свой продукт и выстроить защитную речь;

Оборудование:

1. Презентация на мультимедиа, под названием «Зимняя сказка». (Зимние пейзажи, зимние забавы детей, взрослых.) Приложение №1. Репродукции картин великих художников: «Первый снег» Аркадия Пластова, «Русская зима» Константина Юона,  «Март» Исаака Левитана, «Зима» Алексея Саврасова. Приложение №2.

2. Аудиозапись музыкального отрывка из пьесы П.И. Чайковского “На тройке” из цикла “Времена года”.

3. Листы формата А-3.

4. Карандаши, фломастеры, ножницы, клей, раздаточный материал.

5. Книги, детские журналы, содержащие материал о зиме.

Ход урока:

Предпроектный этап (вхождение в проектную деятельность)

1. Организационный момент.

 2. Актуализация знаний       Слайд 3

   У.   Отгадайте мою загадку.

Он летает белой стаей и  сверкает на снегу.

Он звездой прохладной тает на ладони и во рту.

Он на солнышке румяный, под луною – голубой.

Он за ворот и в карманы залетает нам с тобой.

Он и белый, и мохнатый, и пушистый, как медведь.

Раскидай его лопатой, назови его, ответь!  (снег)

(Выставляю на доску слово «снег»)  

У. Какие слова  – сравнения  помогли  вам  догадаться? (ответы детей)

- Представьте, что на вашу ладошку упала снежинка… Слайд 4

Легкая, пушистая, красивая…

- Вы согласитесь со мной, если я скажу, что снежинка это визитная карточка зимы?

- Как вы это понимаете? ( Снежинка - снег – сугробы - зима)

У. Я хочу прочитать небольшой отрывок из произведения «Разговор о снеге» Слайд 5

«..Вдруг земля становиться белой на долгие месяцы. Покрыта  чем – то пушистым. Снег. Снега. Белы снега, снегурочка, снежень, снеговик. Снег ты наш, снежище, снежок. Снега во всю Россию…»

У. Как вы думаете, а почему я завела этот разговор? (ответы)

У. А что вы можете сказать о снеге? (ответы)

У. Оказывается о снеге можно много чего узнать. Сегодня вы сами в этом убедитесь.

3. Вступительное слово учителя.

-Зима - одно из самых  красивых и любимых в народе времён года. Народ ласково называет зиму - зимушкой, волшебницей, чародейкою, гостьей, матушкой.

-Давайте посмотрим « Зимнюю сказку».  ( 6-й слайд)

Показ слайдов  сопровождается чтением учителя (хорошо читающие дети)  произведения Г. Скребицкого

« Зима», под музыку П.И.Чайковского «Времена года. Тройка»

     

« Побелели поля и пригорки.   (  7-й, 8 слайды) Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке. ( 9-й слайд)  Ходит Зима по горам, по долам в больших, мягких валенках.( 10-й слайд) Заглянула Зима в лес. Обрядила она сосны и ели в тяжёлые снеговые шубы, пуховые варежки на ветки надела. Стоят лесные богатыри друг возле друга, стоят чинно, спокойно.  ( 11-й слайд)   А внизу под ними, словно детишки, разные кустики да молоденькие деревца укрылись.  Их Зима тоже в белые шубки одела.  И на рябинку, что у самой опушки растет, белое покрывало накинула. Так хорошо получилось.   (12-й слайд)   На концах ветвей грозди ягод висят, точно красные серьги из-под белого покрывала виднеются.
   Живёт зимний лес. Живут заснеженные поля и долины. Живёт вся картина чародейки Зимы.
(13-й слайд) Можно её и Солнышку показывать. Раздвинуло Солнышко сизую тучку. Глядит на зимний лес, на долины. А под её взглядом всё кругом ещё краше становится. (14-й слайд) Вспыхнули, засветились снега. Синие, красные, зеленые огоньки зажглись на земле, на кустах, на деревьях.   (15-й слайд)

 А подул ветерок, стряхнул иней с ветвей, и в воздухе тоже заискрились, заплясали разноцветные огоньки. Чудесная получилась картина!»  ( 16-й слайд)

-Зима это-обилие снега, мягкого, пушистого; сказочная красота инея на ветвях деревьев, морозная дымка, (17 -й слайд) забавы детей  (  18-й,  19 -й,  20-й слайды) и даже взрослых. ( слайд 21)

4. Физминутка  для глаз.  ( слайд 22)

5. Сообщение темы урока.

 

-Вам понравилась «Зимняя сказка»?

-Как выражают люди свою любовь к зимней природе, к природе вообще? ( Пишут стихи, рассказы, музыку, рисуют картины, делают фотографии - создают произведения.)    ( слайд 23)

-Давайте и мы с вами выразим свое чувство любви к зимней природе через создание проекта на тему:  «Зимушка-зима»

- Ребята, а что такое проект? Как вы думаете? (Это план, замысел, дело)

-Запомните: проект - дело, в результате которого получается продукт. Продуктом может быть что угодно: стихотворение, рисунки, поделки, спектакль и многое другое.

-Результатом (продуктом) нашей работы будет литературная газета. А знание изученных произведений о зиме поможет вам  в создании этой газеты.

- Давайте вспомним произведения, с которыми мы познакомились в разделе: « Снежок порхает, кружится…».

- Можете воспользоваться учебником.

( Зинаида Александрова «Зима», Сергей Иванов « Каким бывает снег», Эдуард Шим «Всем вам крышка», Иван Суриков «Вот моя деревня…», Владимир Даль «Девочка Снегурочка», Иван Соколов - Микитов «Узоры на снегу», К. Ушинский «Мороз не страшен», М. Пришвин «Деревья в лесу» и т. д.)

-Работать будете в группах. Каждая группа будет работать над созданием своей «зимней» страницы. Если вы будете трудиться дружно, помогать друг другу, то и работа ваша получится интересной и красивой.

Создание продукта проектной деятельности

5. Основная часть урока.

Задание №1

Ребята! Пусть каждая страничка нашей литературной газеты имеет своё название. Вот и мы начнём нашу работу с выбора заголовка. У вас на партах лежат лист А3 и  конверты. Откройте конверт под №1,в нем есть несколько вариантов заголовка вашей страницы. Выберите один из них, тот, который вам больше понравился, и приклейте заготовку на вашу страницу.

Варианты названия странички:

1. Гостья - зима.                                 2. Волшебница - зима.

3. Матушка – зима .                          4. Чародейка - зима.

Выслушиваются ответы детей, дети объясняют свой выбор.

Задание №2.        

Да, зима чародейка, волшебница, матушка, гостья. Так нежно и ласково называли поэты и писатели зиму. Откройте конверты под №2. Достаньте заготовки.

1 группа  Задание: «Ассоциации»

А какие ассоциации у вас вызывает это время года?   Прочитайте задание, переставляя буквы, составьте слова-ассоциации на тему «зима»,  запишите их на заготовке.

Оцените работу каждого из группы на оценочном листе.

2 группа    Задание: “Снежная палитра”.

- Прочитайте загадки и определите: о каком месяце зимы говорится в них, отгадайте.  Ответы запишите под загадкой на листах-заготовках. Найдите в учебнике Литературное чтение 2 класс Л.А.Ефросинина:  в каком произведении говорится о снеге в каждом из этих месяцев. Запишите автора и название произведения.

Оцените работу каждого из группы на оценочном листе.

3 группа  Задание:  «Поэтическая страница» ( слайд 24)

Найдите или вспомните стихотворение о зиме, перепишите автора, заголовок и  одно  четверостишие на заготовку.  Материал подберите из учебника « Литературное чтение» 2 класс Л.А. Ефросининой.  Подберите иллюстрацию или репродукцию картины, соответствующей вашему стихотворению.

 Оцените работу каждого из группы на оценочном листе.

4 группа  Задание:»Зимняя сказка»

Рассмотрите рисунки. Укажите  автора, название сказки и цифрами, какой части сказки соответствует рисунок. Расскажи сказку по плану. 

Оцените работу каждого из группы на оценочном листе.

6. Физ. минутка.        ( слайд 25)

Мы снежинки, мы пушинки,

Покружиться мы не прочь.

Мы снежинки – балеринки,

Мы танцуем день и ночь.        

Встанем вместе мы в кружок –

Получается снежок.

Мы деревья побелили,

Крыши пухом замели.

Землю бархатом укрыли

И от стужи сберегли.

7. Презентация продукта         (слайд 24, 26)

Представление (защита) работ по плану

План:

1) Представиться. (Авторы работы)

2) Защита работ. (Дети комментируют композиции рисунков, темы, цветовое решение, включая в ответы цитаты из изученных произведений.)

3) Назвать источники информации.

4) Определить, где можно использовать готовый продукт.

Вывод: (27 слайд)

Вот такая зима бывает у нас в России. За это и любима она многими поэтами и писателями. Художники слова обращаются к теме зимы и создают свои замечательные произведения.

8. Итог урока. Рефлексия.

-Подошёл к концу наш урок. Найдите конверт под №3, в нем лежат снежинки и снеговые тучки.  Если вы довольны своей работой, то выберите снежинку. Если вы не очень довольны своей работой, то выберите снеговую тучку.

Продолжите: Я узнал(а), что…

                         Я понял(а), что…

-Из ваших страничек мы обязательно сделаем зимнюю газету и украсим ими наш этаж  перед Новогодним  праздником.

9. Домашнее задание.

Найти и прочитать произведения о зиме. По желанию нарисуйте иллюстрацию к этому произведению.

           Слова –пожелания

Будь наблюдательней

                             немножко,

И сам тогда увидишь ты,

Как много в мире красоты!

Урок окончен. Спасибо!