Чтение как универсальная деятельность младшего школьника
материал по чтению на тему

Хоз-оол Любовь Алексеевна

Метод совет по привитию универсальной учебной деятельности младших школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ с. Чал-Кежиг

Доклад

на тему: «Чтение как универсальная деятельность младшего школьника»

Выполнила: учительница начальных классов Хоз-оол Л.А.

с. Чал-Кежиг 2015 год.

Чтение как универсальная деятельность младшего школьника.

 В методике начального обучения чтению самыми распространенными определениями этого процесса являются  следующие:

Чтение - процесс перекодирования графически зафиксированного текста в звуковую речь, её понимание.

Чтение - вид речевой деятельности.

Чтение- учебный предмет в начальных классах. Современный словарь- справочник добавляет к этим ключевым позициям новое определение:

Чтение-обучение - это творческий, личностно- ориентированный вид деятельности, позволяющий читателю самостоятельно и целесообразно строить для себя один из важнейших  формирующих его социумов, в котором роль ведущих собеседников выполняют книги, а читатель становится собеседником, способным осваивать предложенный ему книгой накопленный человеческим опытом с его помощью строить себя: просвещаться, воспитываться, развиваться. Перекодирование записанной речи чужой речи, т.е. начать с ним общаться, при этом совершенствовать себя- это действительно основа процесса чтения.

В соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования чтение рассматривается как универсальное учебное действие, в процессе обучения  предлагается как основной предмет « литературное чтение».

В традициях отечественной методической научной школы мы учимся» читать- думать- жить».

Первый этап освоения чтения- период обучения грамоте.

Исследователи отмечают самый легкий и естественный   путь научения  чтению- самообучение.

Самообучение  чтению методом интуитивного  звукослияния при раскодировании графических знаков сегодня - довольно частое  явление в семьях, где читают книги, где ребенок приучен рассматривать рисунки и надписи. Если буквы заложены в память уже в три-четыре года и хочется играть в то, как они « дружат» между собой к пяти годам, как правило, рождается читатель. Школьный метод обучения грамоте звуковой аналитико-синтетический - состоит в разложении звучащей речи на произносительные единицы: из рассказа выбираем предложение, которое делим на слова, нужное для изучения слово разделяем на слоги, слог- на звуки.

Новый звук характеризуется -( гласный- согласный, звонкий- глухой, твердый- мягкий) обозначается  буквой, а затем происходит обратный анализу процесс синтеза: из букв рождается слог, слоги соединяются в слова, из слов рождаются словосочетания и предложения, которые составляют связный текст. Так протекает учебное чтение -  период несовершенного , медленного прочитывания слов.

Самое сложное в период  учебных читательских действий- освоить позиционный характер звукослияний при чтении  слов.

 В помощь школьникам специалисты разрабатывают упражнения, направленные на формирование навыка чтения «Читалочка» Л.Ф. Климановой.

Период обучения первоначальному чтению можно рационализировать объединив в группы «похожие»  буквы и звуки, научный вариант интегрированного обучения чтению- письму. Сотрудничество - задание образца- совместная читательская деятельность составляют специфику  первого этапа становления читателя.

Чтение целыми словами  второй этап читательской деятельности- начальный. Это самый ответственный этап для формирования мотивации чтения.

 На подготовительном и начальном  этапах формирования читателя важно сохранить идею, что читатель - это игровая деятельность. С игрой  тесно связана исполнительская деятельность, как еще одна разновидность творческого чтения:

Чтение как познавательная деятельность содержательна и многопроблемна. Актуализируют чтение проблемные вопросы: какую задачу мы решили, читая этот рассказ? Чем нам интересно это стихотворение? Почему полезно читать басни?

Какой урок добрым молодцам и красным девицам дает эта сказка?

Чтение как познавательная деятельность требует формирования умений делить текст на части, выделять  главное в каждой из них и в соответствии с главной мыслью озаглавливать части словами из текста. Познавательное чтение - период освоения типовых  читательских действий, типовых вопросов по любому тексту.

В третьем классе добавляется  слово самостоятельное. Руководство чтением со стороны педагога становится менее очевидным. Позиция учителя меняется на позицию посредника между автором и учеником- читателем. Учитель- тот , кто обеспечит результативность типа правильной самостоятельной читательской деятельности. Самое распространенное упражнение по чтению а третьем классе- разговор с автором, поиски оригинальных авторских оборотов речи, ремарок о героях, чтение слов автора и персонажей по ролям. Чтение как общение с автором развивает речевые умения учащихся. Задача учителя-  распределить постепенное включение аспектов читательской деятельности в урок, в той последовательности,  которая уже апробирована как результативная, а именно: чтение как учебная речевая, познавательная, коммуникативная и эстетическая деятельность.

На основном этапе становления читателя пред младшими школьниками начинает раскрываться в полной мере значение чтения как эстетической деятельности. Опыт эстетического восприятия художественного произведения накапливается у учащихся в основном с подачи взрослых, но и в самостоятельном чтении после того, как научились  выразительно читать доступную прозу, заучили несколько стихотворений и  поучаствовали в конкурсах выразительного чтения. Эстетические чувства сопереживания героям, дискуссии об их поведении, подтвержденные цитированием, фантазирование своей версии сюжета, словесное рисование портретов персонажей, интерьеров и другое - такой выбор творческих  заданий выражает возможности чтения как эстетической деятельности учащихся.

Если осуществлять поэтапное системное формирование читательских умений в начальных классах, то работа с книгой и текстом как учебным материалом может быть освоена на высоком и достаточном уровне.

Критерии оценки читательской деятельности младших школьников:

*наличие продуктивных способов и качественного навыка чтения

*сформированность программных читательских умений в работе с текстом:

*читательская самостоятельность в работе с книгой:

*полноценное восприятие художественных произведений и освоение научно- познавательных текстов:

* наличие читательского кругозора.

Чтение- это труд и удовольствие, совокупная речевая, познавательная, коммуникативная и эстетическая деятельность, сотворчество с авторами книг, сотрудничество с учителем, процесс приобретения социально-нравственного опыта, возможность «строить себя», создавать в себе личность. Базовым элементом включения человека в современную цивилизацию является чтение. Основной задачей  компетентностного обучения на уроках чтения является не просто  овладение предметными знаниями, а умение эффективно применять их на практике как средство, инструмент решения разнообразных жизненных задач.

Чтение-основное средство обучения, инструмент познания окружающего мира. Между скоростью чтения и успеваемостью учащихся есть прямая связь.

В освоении техники быстрого чтения важным является понятие навыка .Навык- это автоматизированные действия, выполняемые как бы без всяких усилий .Освоив метод быстрого чтения, ученик будет читать всегда, каждый раз регулируя скорость своего чтения в зависимости от вида текста и цели чтения.

В третьем классе можно начать работать над правилом быстрого чтения - читать без регрессий.

Это значит, что текст любой трудности надо читать только один раз. Возвратные движения глаз недопустимы. Только по окончании чтения и осмысления можно еще раз прочитать текст, если  в этом  возникла  необходимость. Это правило должно стать  законом для ученика. Какой бы сложности ни был текст – глаза читающего бегут только вперед. Никаких возвратных движений глаз! И здесь очень  важно не спешить, надо научить ученика читать правильно.

Текст усваивается лучше, если ученики читают  про себя, без открытой артикуляции. Давно известно , что при чтении слова могут быть заменены наглядными зрительными представлениями, схемами, целые группы слов- одним словом. Для того чтобы научиться читать молча, надо сократить артикуляцию: овладеть приемами чтения, при которых текст воспринимается информационными блоками. Помогает при формировании способа чтения без артикуляции такое упражнение, как чтение про себя с выстукиванием кистью руки ритма. Выстукивание ритма создает помехи для  артикуляции. Ритм выстукивается с помощью карандаша, зажатого в трех пальцах правой руки, твердо, уверенно, четко всей рукой, а не кистью. Читать следует про себя! Для более успешного  усвоения метода быстрого чтения рекомендуется провести занятия элективного курса.

 

Использованная литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.М.2010.
  2. Андреев О.А., Храмов Л.Н. «Учитесь быстро читать» М1991.
  3. Львов М.Р. Словарь – справочник по методике русского языка. М.1988
  4. Светловская Н.Н. ,Пиче-оол Т.С. Наука становления личности средствами чтения- общения. М.2011.
  5. Первова Г.М. Формирование читательских умений и навыков в начальных классах. Тамбов, 2

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование универсальных учебных действий через проектную деятельность младших школьников»

Проектная деятельность является одним из способов реализации требований ФГОС НОО (нового стандарта). Отвечая требованиям системно-деятельностного подхода, проектная деятельность способствует формирова...

Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников как механизм формирования универсальных учебных действий

Материал содержит доклад на РМО учителей начальных классов по теме "Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников как механизм формирования универсальных учебных действий"...

Презентация "Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников как механизм формирования универсальных учебных действий"

Материал содержит мультимедиасопровождение выступления по теме "Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников как механизм формирования универсальных учебных действий"...

Практика проведения проекта во внеурочной деятельности младших школьников как условие для формирования универсальных учебных действий

Подробный паспорт информационного проекта "Зелёный друг" по окружающему миру и краеведению о деревьях Пермского края, используется во внеурочной деятельности 1-3 класса, направлен на интеграцию урочно...

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

В статье описан опыт работы по использованию проектно-исследовательской деятельности на занятиях в кружках и во внеклассной работе...

Чтение как универсальная деятельность младшего школьника

В методике начального обучения чтению самыми распространенными определения/ ми этого процесса являются следующие: «Чтение. 1. Процесс перекодирования гра/ фически зафиксированного текста в звуко...

Ступени формирования навыка чтения. Организация читательской деятельности младших школьников в ГПД

Статья на тему: "Ступени формирования навыка чтения. Организация читательской деятельности младших школьников в ГПД"...