Чтение как универсальная деятельность младшего школьника
материал по чтению на тему
Метод совет по привитию универсальной учебной деятельности младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.42 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ с. Чал-Кежиг
Доклад
на тему: «Чтение как универсальная деятельность младшего школьника»
Выполнила: учительница начальных классов Хоз-оол Л.А.
с. Чал-Кежиг 2015 год.
Чтение как универсальная деятельность младшего школьника.
В методике начального обучения чтению самыми распространенными определениями этого процесса являются следующие:
Чтение - процесс перекодирования графически зафиксированного текста в звуковую речь, её понимание.
Чтение - вид речевой деятельности.
Чтение- учебный предмет в начальных классах. Современный словарь- справочник добавляет к этим ключевым позициям новое определение:
Чтение-обучение - это творческий, личностно- ориентированный вид деятельности, позволяющий читателю самостоятельно и целесообразно строить для себя один из важнейших формирующих его социумов, в котором роль ведущих собеседников выполняют книги, а читатель становится собеседником, способным осваивать предложенный ему книгой накопленный человеческим опытом с его помощью строить себя: просвещаться, воспитываться, развиваться. Перекодирование записанной речи чужой речи, т.е. начать с ним общаться, при этом совершенствовать себя- это действительно основа процесса чтения.
В соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования чтение рассматривается как универсальное учебное действие, в процессе обучения предлагается как основной предмет « литературное чтение».
В традициях отечественной методической научной школы мы учимся» читать- думать- жить».
Первый этап освоения чтения- период обучения грамоте.
Исследователи отмечают самый легкий и естественный путь научения чтению- самообучение.
Самообучение чтению методом интуитивного звукослияния при раскодировании графических знаков сегодня - довольно частое явление в семьях, где читают книги, где ребенок приучен рассматривать рисунки и надписи. Если буквы заложены в память уже в три-четыре года и хочется играть в то, как они « дружат» между собой к пяти годам, как правило, рождается читатель. Школьный метод обучения грамоте звуковой аналитико-синтетический - состоит в разложении звучащей речи на произносительные единицы: из рассказа выбираем предложение, которое делим на слова, нужное для изучения слово разделяем на слоги, слог- на звуки.
Новый звук характеризуется -( гласный- согласный, звонкий- глухой, твердый- мягкий) обозначается буквой, а затем происходит обратный анализу процесс синтеза: из букв рождается слог, слоги соединяются в слова, из слов рождаются словосочетания и предложения, которые составляют связный текст. Так протекает учебное чтение - период несовершенного , медленного прочитывания слов.
Самое сложное в период учебных читательских действий- освоить позиционный характер звукослияний при чтении слов.
В помощь школьникам специалисты разрабатывают упражнения, направленные на формирование навыка чтения «Читалочка» Л.Ф. Климановой.
Период обучения первоначальному чтению можно рационализировать объединив в группы «похожие» буквы и звуки, научный вариант интегрированного обучения чтению- письму. Сотрудничество - задание образца- совместная читательская деятельность составляют специфику первого этапа становления читателя.
Чтение целыми словами второй этап читательской деятельности- начальный. Это самый ответственный этап для формирования мотивации чтения.
На подготовительном и начальном этапах формирования читателя важно сохранить идею, что читатель - это игровая деятельность. С игрой тесно связана исполнительская деятельность, как еще одна разновидность творческого чтения:
Чтение как познавательная деятельность содержательна и многопроблемна. Актуализируют чтение проблемные вопросы: какую задачу мы решили, читая этот рассказ? Чем нам интересно это стихотворение? Почему полезно читать басни?
Какой урок добрым молодцам и красным девицам дает эта сказка?
Чтение как познавательная деятельность требует формирования умений делить текст на части, выделять главное в каждой из них и в соответствии с главной мыслью озаглавливать части словами из текста. Познавательное чтение - период освоения типовых читательских действий, типовых вопросов по любому тексту.
В третьем классе добавляется слово самостоятельное. Руководство чтением со стороны педагога становится менее очевидным. Позиция учителя меняется на позицию посредника между автором и учеником- читателем. Учитель- тот , кто обеспечит результативность типа правильной самостоятельной читательской деятельности. Самое распространенное упражнение по чтению а третьем классе- разговор с автором, поиски оригинальных авторских оборотов речи, ремарок о героях, чтение слов автора и персонажей по ролям. Чтение как общение с автором развивает речевые умения учащихся. Задача учителя- распределить постепенное включение аспектов читательской деятельности в урок, в той последовательности, которая уже апробирована как результативная, а именно: чтение как учебная речевая, познавательная, коммуникативная и эстетическая деятельность.
На основном этапе становления читателя пред младшими школьниками начинает раскрываться в полной мере значение чтения как эстетической деятельности. Опыт эстетического восприятия художественного произведения накапливается у учащихся в основном с подачи взрослых, но и в самостоятельном чтении после того, как научились выразительно читать доступную прозу, заучили несколько стихотворений и поучаствовали в конкурсах выразительного чтения. Эстетические чувства сопереживания героям, дискуссии об их поведении, подтвержденные цитированием, фантазирование своей версии сюжета, словесное рисование портретов персонажей, интерьеров и другое - такой выбор творческих заданий выражает возможности чтения как эстетической деятельности учащихся.
Если осуществлять поэтапное системное формирование читательских умений в начальных классах, то работа с книгой и текстом как учебным материалом может быть освоена на высоком и достаточном уровне.
Критерии оценки читательской деятельности младших школьников:
*наличие продуктивных способов и качественного навыка чтения
*сформированность программных читательских умений в работе с текстом:
*читательская самостоятельность в работе с книгой:
*полноценное восприятие художественных произведений и освоение научно- познавательных текстов:
* наличие читательского кругозора.
Чтение- это труд и удовольствие, совокупная речевая, познавательная, коммуникативная и эстетическая деятельность, сотворчество с авторами книг, сотрудничество с учителем, процесс приобретения социально-нравственного опыта, возможность «строить себя», создавать в себе личность. Базовым элементом включения человека в современную цивилизацию является чтение. Основной задачей компетентностного обучения на уроках чтения является не просто овладение предметными знаниями, а умение эффективно применять их на практике как средство, инструмент решения разнообразных жизненных задач.
Чтение-основное средство обучения, инструмент познания окружающего мира. Между скоростью чтения и успеваемостью учащихся есть прямая связь.
В освоении техники быстрого чтения важным является понятие навыка .Навык- это автоматизированные действия, выполняемые как бы без всяких усилий .Освоив метод быстрого чтения, ученик будет читать всегда, каждый раз регулируя скорость своего чтения в зависимости от вида текста и цели чтения.
В третьем классе можно начать работать над правилом быстрого чтения - читать без регрессий.
Это значит, что текст любой трудности надо читать только один раз. Возвратные движения глаз недопустимы. Только по окончании чтения и осмысления можно еще раз прочитать текст, если в этом возникла необходимость. Это правило должно стать законом для ученика. Какой бы сложности ни был текст – глаза читающего бегут только вперед. Никаких возвратных движений глаз! И здесь очень важно не спешить, надо научить ученика читать правильно.
Текст усваивается лучше, если ученики читают про себя, без открытой артикуляции. Давно известно , что при чтении слова могут быть заменены наглядными зрительными представлениями, схемами, целые группы слов- одним словом. Для того чтобы научиться читать молча, надо сократить артикуляцию: овладеть приемами чтения, при которых текст воспринимается информационными блоками. Помогает при формировании способа чтения без артикуляции такое упражнение, как чтение про себя с выстукиванием кистью руки ритма. Выстукивание ритма создает помехи для артикуляции. Ритм выстукивается с помощью карандаша, зажатого в трех пальцах правой руки, твердо, уверенно, четко всей рукой, а не кистью. Читать следует про себя! Для более успешного усвоения метода быстрого чтения рекомендуется провести занятия элективного курса.
Использованная литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.М.2010.
- Андреев О.А., Храмов Л.Н. «Учитесь быстро читать» М1991.
- Львов М.Р. Словарь – справочник по методике русского языка. М.1988
- Светловская Н.Н. ,Пиче-оол Т.С. Наука становления личности средствами чтения- общения. М.2011.
- Первова Г.М. Формирование читательских умений и навыков в начальных классах. Тамбов, 2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/04/30/picture-81706.jpg)
«Формирование универсальных учебных действий через проектную деятельность младших школьников»
Проектная деятельность является одним из способов реализации требований ФГОС НОО (нового стандарта). Отвечая требованиям системно-деятельностного подхода, проектная деятельность способствует формирова...
Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников как механизм формирования универсальных учебных действий
Материал содержит доклад на РМО учителей начальных классов по теме "Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников как механизм формирования универсальных учебных действий"...
Презентация "Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников как механизм формирования универсальных учебных действий"
Материал содержит мультимедиасопровождение выступления по теме "Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников как механизм формирования универсальных учебных действий"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/15/picture-273525-1373879296.jpg)
Практика проведения проекта во внеурочной деятельности младших школьников как условие для формирования универсальных учебных действий
Подробный паспорт информационного проекта "Зелёный друг" по окружающему миру и краеведению о деревьях Пермского края, используется во внеурочной деятельности 1-3 класса, направлен на интеграцию урочно...
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
В статье описан опыт работы по использованию проектно-исследовательской деятельности на занятиях в кружках и во внеклассной работе...
Чтение как универсальная деятельность младшего школьника
В методике начального обучения чтению самыми распространенными определения/ ми этого процесса являются следующие: «Чтение. 1. Процесс перекодирования гра/ фически зафиксированного текста в звуко...
![](/sites/default/files/pictures/2023/09/28/picture-1206249-1695909942.jpg)
Ступени формирования навыка чтения. Организация читательской деятельности младших школьников в ГПД
Статья на тему: "Ступени формирования навыка чтения. Организация читательской деятельности младших школьников в ГПД"...