Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса (УМК "Школа России")
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему

Константинова Венера Анатольевна

Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, на основе программы под редакцией

 Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой "Литературное чтение"; содержит пояснительную записку и развёрнутое календарно-тематическое планирование с УУД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska_po_chteniyu_4_klass.docx39.16 КБ
Microsoft Office document icon chtenie.doc274.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

     Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, программы общеобразовательных учреждений авторов Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение. 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

   Цели рабочей программы:

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников;
  • совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
  • обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы;
  • воспитание эстетического отношения к искусству слова,
  • формирование интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;
  •  обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре, правде, дружбе, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран.

     Задачи реализации программы:

- формировать первоначальные представления  о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания, развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности;

- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

 - формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;

- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;

- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

- обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

- формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

- обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;

-   обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;

-   работать с различными типами текстов;

-   создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».

                                       Общая характеристика учебного предмета

      Курс призван продолжить обучение чтению, ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслить образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений.

      Литературное чтение – это один из важных и ответственных этапов большого пути ребёнка в литературу. От качественного обучения в это период во многом зависит полноценное приобщение ребёнка к книге, развитие у него умения интуитивно чувствовать красоту поэтического слова, формирование у него в дальнейшем потребности в систематическом чтении произведений подлинно художественной литературы.

     Курс литературного чтения является первой ступенью единого непрерывного курса литературы средней общеобразовательной школы.

     Важной особенностью начального этапа обучения является то, что ребёнок переходит с позиции слушателя в категорию читателя, который начинает постепенно постигать огромный мир литературы. Юный читатель задумывается над тем, как, каким образом обыкновенные слова, которыми повседневно пользуются люди, под пером писателя и поэта превращаются в средство создания образов, заменяют ему краски, как у художника, и звуки, как у композитора - музыканта.

     Методические подходы к анализу произведения, предусмотренные курсом литературного чтения, помогают избежать односторонности в изучении литературного произведения, возникающей, когда предметом рассмотрения становится лишь сюжетно-информационная сторона текста. Внимание юного читателя должно быть обращено на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя.

   Программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно - эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.

  Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения школьников вошли преимущественно художественные тексты. Этот принцип предполагает активное установление связей между всеми другими видами искусства.

   Литературоведческий принцип реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ. Этот принцип находит своё выражение и в том, что программа охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.

   Курс литературного чтения не предполагает знакомства детей с особенностями творчества писателей, ибо у младших школьников ещё нет достаточной начитанности, необходимых жизненных наблюдений и обобщений.

   Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие речевых навыков, главным из которых является навык чтения.  Задача уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя. Развитие навыка чтения на втором году обучения предполагает постепенное введение чтения про себя. Кроме навыка чтения и речеведческих умений (деление текста на части, озаглавливание, составление плана, сжатый и полный пересказ прочитанного), учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения, решая разнообразные коммуникативные задачи, возникающие при чтении, разбирая произведения, они обучаются переносу приёмов выразительного устно-речевого общения на чтение текстов. Коммуникативно-речевой принцип нацелен на проведение уроков-диалогов, уроков воображаемого общения юных читателей с писателем и героями его произведений.

    При обучении детей чтению их знания пополняются элементарными понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе-писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получают первоначальные представления об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи).

   Литература относится к наиболее сложному, интеллектуальному виду искусства, восприятие произведений которого носит опосредованный характер: при чтении человек получает тем большее наслаждение художественными образами, чем ярче оказываются представления, которые возникают у него в процессе чтения. Характер и полнота восприятия литературного произведения во многом определяются конкретно-чувственным опытом и умением воссоздать словесные образы в соответствии с авторским текстом.

   Основными формами организации образовательного процесса по литературному являются:

- традиционный урок;

- урок в нетрадиционной форме (урок-игра, урок-исследование, урок-театрализации, урок-проект, урок-практика, урок-конференция, урок-викторина и др.);

- защита проектов

    В процессе реализации рабочей программы применяются технологии обучения:

- технология формирования учебной самооценки;

- технология продуктивного чтения;

- технология формирования критического мышления;

- технология проблемного обучения;

- информационно-коммуникационные технологии;

- проектная технология;

- технологии личностно-ориентированного обучения и др.

Виды и формы контроля

- текущий контроль (устный опрос, письменная самостоятельная работа, тестовые задания, проект, сочинение);

- промежуточная аттестация (интегрированный зачёт)

Описание места учебного предмета в учебном плане

      Рабочая программа составлена на 102 учебных часа (из расчёта 3 часа в неделю).

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета по литературному чтению

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережное отношение к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само -познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

Планируемые результаты изучения курса

    Программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.

    У четвероклассника продолжится формирование личностных результатов обучения:

  • Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России;
  • Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на ми единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • Воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
  • Развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • Овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
  • Осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;
  • Восприятие литературного произведения как особого вида искусства;
  • Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

    У четвероклассника продолжится формирование метапредметных результатов с чтения:

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  • Освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действу соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • Овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задача осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации составления текстов в устной и письменной формах;
  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, строения рассуждений;
  • Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

     У четвероклассника продолжится формирование предметных результатов обучения;

  • Овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
  • Осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлен понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
  • Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
  • Использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;                                                                                                                                
  • Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками;
  • Умение использовать простейшие виды анализа различных текстов;
  • Умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений;
  • Умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, продукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта;
  • Умение декламировать (читать стихи наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями.

     Для реализации программного содержания используется учебное пособие: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 4 класс Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. - М.: Просвещение, 2014.

Содержание учебного предмета

В программе представлено пять основных содержательных линий. Круг чтения и опыт читательской деятельности дает перечень авторов, произведения которых рекомендуются для детского чтения в начальной школе.

Вторая содержательная линия – Техника чтения – определяет основное содержание формирования процесса чтения (способ, скорость, правильность и др.).

Первоначальное литературное образование – третья содержательная линия. Она раскрывает основные литературоведческие термины и понятия, которые усваивает младший школьник за время обучения в начальной школе.

Формирование умений читательской деятельности – содержательная линия, которая характеризует содержание, обеспечивающее формирование читательской деятельности школьника: умений работать с книгой, осуществлять ее выбор для самостоятельного чтения.

Виды речевой деятельности – важнейшая содержательная линия, которая обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся

Тематическое планирование

Количество часов

Основные виды учебной

 деятельности учащихся

1

Летописи, былины, жития

10

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Смысловое чтение как осмысление цели чтения; умение отвечать на вопросы по содержанию словами текста; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

2

Чудесный мир классики

18

Осмысление содержания прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно); извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

3

Поэтическая тетрадь

7

Определение различных средств выразительности; наблюдение за жизнью слова; объяснение значения некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём; умение находить средства художественной выразительности в лирических текстах; определение эмоционального характера текста.

4

Литературные сказки

13

Умение размышлять над содержанием произведений, выражать своё отношение к прочитанному; овладение приемами выразительного чтения; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов.

5

Делу время – потехе час

7

Осмысление содержания прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно); умение размышлять над содержанием произведений, выражать своё отношение к прочитанному; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения.

6

Страна детства

6

Осмысление содержания прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно); умение размышлять над содержанием произведений, выражать своё отношение к прочитанному; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения.

7

Поэтическая тетрадь

4

Определение различных средств выразительности; наблюдение за жизнью слова; объяснение значения некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём; умение находить средства художественной выразительности в лирических текстах; определение эмоционального характера текста.

8

Природа и мы

9

Осмысление содержания прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно); умение размышлять над содержанием произведений, выражать своё отношение к прочитанному, отвечать на вопросы по содержанию словами текста; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения; умение составлять подробный, выборочный пересказ прочитанного.

9

Поэтическая тетрадь

4

Определение различных средств выразительности; наблюдение за жизнью слова; объяснение значения некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём; умение находить средства художественной выразительности в лирических текстах; определение эмоционального характера текста.

10

Родина

5

Определение эмоционального характера текста; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения.

11

Страна Фантазия

4

Определение эмоционального характера текста; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения; осмысление содержания прочитанного текста.

12

Зарубежная литература

15

Умение размышлять над содержанием произведений, выражать своё отношение к прочитанному, отвечать на вопросы по содержанию словами текста; выявлять в тексте слова и выражения, значение которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла.

ИТОГО

102 ч.

ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

     Учебники и учебные пособия, используемые в учебном процессе, соответствуют федеральному перечню учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе.

Основная литература

Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. Литературное чтение. Рабочие  программы. 1-4 классы.

Учебники

Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Часть 1. – М.: Просвещение, 2014.

Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Часть 2. – М.: Просвещение, 2014.

Рабочие тетради и пособия

Бойкина М.В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь: 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2014.

Кутявина С.В. Контрольно-измерительные материалы. Литературное чтение. 4 класс. – М.: ВАКО,  2013.

Сенина Н.А. Литературное чтение. Тесты. 2-й, 3-й, 4-й классы. Тренировочная тетрадь. Тренинг, контроль, диагностика, портфолио. – Ростов: Легион, 2011.

Логинова О.Б., Яковлева С.Г. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 4 класс. – М.: Просвещение, 2014.

Дополнительная литература

Методические пособия

   Кутявина С.В. Поурочные  разработки по литературному чтению. 4 класс. — М.: ВАКО, 2014.

Технические средства обучения

- персональный компьютер;

- мультимедийный проектор;

- мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по математике;

- аудиоприложение приложение к учебнику «Литературное чтение»,  4 класс, автор Л.Ф. Климанова.



Предварительный просмотр:

п/п

Тема урока

Кол-во уро

ков

Тип урока

Планируемые результаты

Контроль

Предметные результаты

Личностные

результаты

Универсальные учебные действия

Дата

Познава-

тельные

Комму-

никатив-

ные

Регулятивные

Водный урок по курсу литературного чтения (1 ч.)

1

Введение. Знакомство с учебником

1

Ввод-

ный

Научатся ориентироваться в учебнике, составлять связное высказывание по иллюстрациям и оформлению учебника

Принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности

Уметь пользоваться словарём в конце учебника, знать и понимать систему условных обозначений

Строить понятные высказыва-

ния, задавать вопросы

Понимать и сохранять учебную задачу, контролировать и оценивать учебные действия

Текущий

Летописи, былины, сказания, жития (10 ч.)

2

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»

1

Комбиниро-

ван-

ный

Научатся прогнозировать содержание раздела, называть элементы книги, их находить, быстро в них ориентироваться

Развитие мотивов учебной деятельности, проявление уважения к истории своей Родины

Уметь выбирать книгу для самостоятельно-

го чтения, анализировать научно-познавательный текст, выделять основную мысль

Сотрудни-

чать с учителем и сверстника-

ми

Контролировать и оценивать учебные действия

Текущий

3

События летописи – основные события Древней Руси. Сравнение текста летописи и исторических источников

1

Комбиниро-

ван-

ный

Научатся находить необходимую информацию в книге, использовать разные виды чтения, осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов

Развитие интереса к чтению, истории; формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, народ

Поиск и выделение необходимой информации в словарях

Планировать учебное сотрудничест-

во

Формировать действия контроля и самоконтроля

Текущий

4

Из летописи «И вспомнил Олег коня своего»

1

Комбиниро-

ван-

ный

Научатся  правильно и осознанно читать произведение

Развитие интереса к чтению, истории

Осуществлять поиск необходимой информации

Планировать учебное сотрудничест-

во

Контролировать свои действия по результату

Текущий

5

Летопись – источник исторических фактов. Сравнение текста летописи с текстом произведения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»

1

Комбиниро-

ван-

ный

Научатся обобщать полученную информацию по истории создания книги, использовать разные виды чтения, осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов

Развитие интереса к чтению, истории, формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, народ

Осмыслить значение книги для прошлого, настоящего и будущего

Сотрудни-

чать с учителем и сверстника-

ми

Формировать действия контроля и самоконтроля

Ответы на вопросы

6

Поэтический текст былины «Ильины три поездочки»

1

Комбиниро-

ван-

ный

Научатся правильно читать былины, понимать исторический текст

Формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, народ

Анализ поэтического текста, выделение в нём основной мысли

Ответы на вопросы учебника на основе художественного произвеления

Формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности

Текущий

7

Прозаический текст былины в пересказе И. Карнауховой

1

Комбиниро-

ван-

ный

Научатся использовать разные виды чтения, осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов

Формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, народ

Анализ текста, выделение в нём основной мысли

Ответы на вопросы учебника на основе художественного произвеления

Формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности

Текущий

8

Герой былины – защитник Русского государства. Картина

В. Васнецова «Богатыри»

1

Комбиниро-

ван-

ный

1Научатся создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников

Формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, народ

Использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях

Ответы на вопросы учебника на основе художественного произвеления

Формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности

Текущий

9

Сергий Радонежский – святой земли Русской. В. Клыков "Памятник Сергию Радонежскому»

1

Комбиниро-

ван-

ный

Научатся использовать разные виды чтения, осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов

Формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, народ

Использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях

Ответы на вопросы учебника на основе художественного произвеления

Понимание учебной задачи урока, планирование

деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы

Текущий

10

Житие Сергия Радонежского

1

Комбиниро-

ван-

ный

Научатся использовать разные виды чтения, осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов

Формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, народ

Использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях

Ответы на вопросы учебника на основе художественного произвеления

Понимание учебной задачи урока, планирование

деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы

Текущий

11

Обобщающий урок-игра «Летописи, былины, сказания. Жития» Оценка достижений. Проект «Создание календаря исторических событий»

1

Обобщения зна

ний, иссле

доват.

Научатся выбирать книгу для самостоятельного чтения, пользоваться справочными источниками, самостоятельно составляя краткую аннотацию

Проявление бережного отношения к художественной книге, аккуратность в её использовании

Анализ прочитанного текста, выделение в нём основной мысли

Ответы на вопросы учебника на основе художественного произвеления

Понимание учебной задачи урока, планирование

деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы

Проект

Чудесный мир классики (18 ч.)

12

Знакомство с названием раздела.

П.П. Ершов «Конёк-Горбунок»

1

Комбиниро-

ван-

ный

Научатся  прогнозировать содержание раздела, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя

Формирование системы нравственных ценностей, проявление интереса к чтению и изучению творчества классиков

Анализ прочитанного текста, выделение в нём основной мысли, отбор опорных слов для создания собственного текста

Сотрудни-

чать с учителем и сверстника-

ми

Контролировать свои действия по результату

Текущий

13

П.П. Ершов «Конёк-Горбунок». Сравнение литературной и народной сказок.

1

Комбиниро-

ван-

ный

Научатся  читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух

Воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств

Обогащать словарный запас; развивать память, внимание

Сотрудни-

чать с учителем и сверстника-

ми

Контролировать свои действия по результату

Текущий

14

П.П. Ершов «Конёк-Горбунок». Характеристика героев

1

Комбиниро-

ван-

ный

Научатся понимать поступки и характеризовать героев, находить нужный отрывок в тексте по вопросам

Формирование системы нравственных ценностей

Обогащать словарный запас; развивать память, внимание

Сотрудни-

чать с учителем и сверстника-

ми

Формировать действия контроля и самоконтроля

Текущий

15

А.С. Пушкин «Няне»

1

Комбиниро-

ван-

ный

Научатся выразительно читать произведение, воспринимать его на слух

Проявление интереса к чтению и изучению творчества А.С. Пушкина

Обогащать словарный запас; развивать память, внимание

Сотрудни-

чать с учителем и сверстника-

ми

Формировать действия контроля и самоконтроля

Текущий

16

А.С. Пушкин «Туча», «Унылая пора! Очей очарованье!..»

1

Комбиниро-

ван-

ный

Научатся выразительно читать произведение, воспринимать его на слух

Формирование опыта нравственных и эстетических переживаний

Поиск и выделение необходимой информации в словарях

Планировать учебное сотрудничест-

во

Формировать действия контроля и самоконтроля

Текущий

17

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

1

Комбиниро-

ван-

ный

Научатся  выразительно читать произведение,  делить текст на смысловые части

Формирование опыта нравственных и эстетических переживаний

Поиск и выделение необходимой информации в словарях

Планировать учебное сотрудничест-

во

Контролировать свои действия по результату

Текущий

18

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Характеристика героев

3

Комбиниро-

ван-

ный

Научатся понимать поступки и характеризовать героев, находить нужный отрывок в тексте по вопросам

Формирование опыта нравственных и эстетических переживаний

Обогащать словарный запас; развивать память, внимание

Планировать учебное сотрудничест-

во

Контролировать свои действия по результату

Текущий

19

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Деление сказки на части

1

Комбиниро

ван

ный

Научатся читать осознанно текст, определять тему и главную мысль произведения, пересказывать текст

Формирование опыта нравственных и эстетических переживаний

Обогащать словарный запас; развивать память, внимание

Планировать учебное сотрудничест-

во

Формировать действия контроля и самоконтроля

Текущий

20

М.Ю. Лермонтов «Дары Терека»

1

Комбиниро-

ван-

ный.

Научатся отрабатывать навыки выразительного чтения

Формирование опыта нравственных и эстетических переживаний

Обогащать словарный запас; развивать память, внимание, воображение

Планировать учебное сотрудничест-

во

Формировать действия контроля и самоконтроля

Текущий

21

М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб»

1

Комбиниро-

ван-

ный.

Научатся определять тему, идею произведения, анализировать поступки героев

Проявление интереса к произведениям М.Ю. Лермонтова

Понимание и осмысление нравственных уроков, умение работать с текстом

Ответы на вопросы учебника на основе художественного произведения

Формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности

Текущий

22

М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Сравнение мотивов русской и турецкой сказок

1

Комбиниро-

ван-

ный.

Научатся анализировать поступки героев, сравнивать мотивы русской и турецкой сказок

Проявление интереса к произведениям М.Ю. Лермонтова

Понимание и осмысление нравственных уроков, умение работать с текстом

Ответы на вопросы учебника на основе художественного произведения

Формировать действия контроля и самоконтроля

Текущий

23

М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Характеристика героев 

1

Комбиниро-

ван-

ный.

Научатся понимать поступки и характеризовать героев, находить нужный отрывок в тексте по вопросам

Проявление интереса к произведениям М.Ю. Лермонтова

Понимание и осмысление нравственных уроков, умение работать с текстом

Ответы на вопросы учебника на основе художественного произведения

Формировать действия контроля и самоконтроля

Текущий

24

Жизнь и творчество

Л.Н. Толстого

1

Комбиниро-

ван-

ный.

Будут знать о жизни и творчестве Л.Н. Толстого

Проявление интереса к произведениям Л.Н. Толстого

Понимание и осмысление нравственных уроков, умение работать с текстом

Ответы на вопросы учебника на основе художественного произведения

Формировать действия контроля и самоконтроля

Текущий

25

Л.Н. Толстой «Детство»

1

Комбиниро-

ван-

ный.

Научатся определять тему, идею произведения, анализировать поступки героев

Проявление интереса к произведениям Л.Н. Толстого

Понимание и осмысление нравственных уроков, умение работать с текстом

Ответы на вопросы учебника на основе художественного произведения

Формировать действия контроля и самоконтроля

Текущий

26

Л.Н. Толстой «Как мужик камень убрал». Басня

1

Комбиниро-

ван-

ный.

Научатся определять тему, идею произведения, анализировать поступки героев

Проявление интереса к произведениям Л.Н. Толстого

Понимание и осмысление нравственных уроков, умение работать с текстом

Ответы на вопросы учебника на основе художественного произведения

Формировать действия контроля и самоконтроля

Текущий

27

А.П. Чехов «Мальчики»

1

Комбиниро-

ван-

ный.

Научатся определять тему, идею произведения, анализировать поступки героев

Проявление интереса к произведениям А.П. Чехова

Понимание и осмысление нравственных уроков, умение работать с текстом

Ответы на вопросы учебника на основе художественного произведения

Формировать действия контроля и самоконтроля

Текущий

28

А.П. Чехов «Мальчики». Главные герои рассказа – герои своего времени

1

Комбиниро-

ван-

ный.

Научатся понимать поступки и характеризовать героев, находить нужный отрывок в тексте по вопросам

Проявление интереса к произведениям А.П. Чехова

Понимание и осмысление нравственных уроков, умение работать с текстом

Ответы на вопросы учебника на основе художественного произведения

Формировать действия контроля и самоконтроля

Текущий

29

Обобщающий урок-КВН «Чудесный мир классики». Оценка достижений

1

Обобщения зна

ний

Научатся выбирать книгу для самостоятельного чтения, пользоваться справочными источниками, самостоятельно составляя краткую аннотацию

Проявление бережного отношения к художественной книге, аккуратность в её использовании

Понимание и осмысление нравственных уроков, умение работать с текстом

Ответы на вопросы учебника на основе художественного произведения

Формировать действия контроля и самоконтроля

Контрольная работа

Поэтическая тетрадь  (7 ч.)

30

Знакомство с названием раздела. Ф.И. Тютчев «Ещё земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…»

1

Комбиниро-

ван-

ный.

Научатся  прогнозировать содержание раздела,  читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя

Формирование опыта нравственных и эстетических переживаний

Планировать работу на уроке, отрабатывать навыки выразительного чтения

Сотрудни-

чать с учителем и сверстника-

ми

Контролировать свои действия по результату

Текущий

31

А.А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка»

1

Комбиниро-

ван-

ный. Исследоват.

Научатся декламировать стихотворения, находить средства художественной выразительности

Формирование опыта нравственных и эстетических переживаний

Обогащать словарный запас; развивать память, внимание

Сотрудни-

чать с учителем и сверстника-

ми

Формировать действия контроля и самоконтроля

Проект

32

Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..»

1

Комбиниро-ван-

ный

Научатся декламировать стихотворения, находить средства художественной выразительности

Формирование опыта нравственных и эстетических переживаний

Планировать работу на уроке, отрабатывать навыки выразительного чтения

Сотрудни-

чать с учителем и сверстника-

ми

Контролировать свои действия по результату

Текущий

33

А.Н. Плещеев «Дети и птичка». Ритм стихотворения. И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…»

1

Комбиниро-ван-

ный

Научатся декламировать стихотворения, находить средства художественной выразительности

Формирование ценностно-

смысловой ориентации

Обогащать словарный запас; развивать память, внимание, творческое воображение

Планировать учебное сотрудничест-

во

Формировать действия контроля и самоконтроля

Текущий

34

Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…»

1

Комбиниро-ван-

ный

Научатся высказывать своё отношение к содержанию произведения

Формирование опыта нравственных и эстетических переживаний

Узнать, в чём особенность поэтического взгляда на мир.

Сотрудни-

чать с учителем и сверстника-

ми

Формировать действия контроля и самоконтроля

Текущий

35

И.А. Бунин «Листопад». Картина осени в стихах

И.А. Бунина

1

Комбиниро-ван-

ный

Научатся  заучивать стихотворения с помощью иллюстрации и опорных слов

Формирование опыта нравственных и эстетических переживаний

Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков

Планировать учебное сотрудничест-

во

Контролировать свои действия по результату

Текущий

36

Обобщающий урок –игра «Поэтическая тетрадь». Оценка достижений

1

Конт

роль

ный

Научатся высказывать своё отношение к содержанию произведения, будут знать изученные произведения

Развитие мотивов учебной деятельности, интереса к чтению

Развивать память, речь, мышление, творческие способности

Планировать учебное сотрудничест-

во

Осуществлять самопроверку, оценивать достижения на уроке

Контрольная работа

Литературные сказки (12 ч.)

37

Знакомство с названием раздела. В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Составление плана сказки

1

Комбиниро-ван-

ный

Научатся  прогнозировать содержание раздела, определять тему, идею произведения, анализировать поступки героев, составлять план

Формирование опыта нравственных и эстетических переживаний

Обогащать словарный запас; развивать память, внимание

Сотрудни-

чать с учителем и сверстника-

ми

Контролировать и оценивать учебные действия

Текущий

38

В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке». Подробный пересказ

1

Комбиниро-ван-

ный

Научатся понимать поступки и характеризовать героев, находить нужный отрывок в тексте по вопросам, пересказывать подробно

Формирование опыта нравственных и эстетических переживаний

Обогащать словарный запас; развивать память, внимание

Сотрудни-

чать с учителем и сверстника-

ми

Принимать и сохранять учебную цель и задачу

Текущий

39

В.М. Гаршин

« Сказка о жабе и розе». Особенности данного литературного жанра

1

Комбиниро-ван-

ный

Научатся понимать поступки и характеризовать героев, знать особенности данного литературного жанра

Формирование опыта нравственных и эстетических переживаний

Обогащать словарный запас; развивать память, внимание

Планировать учебное сотрудничест-

во

Контролировать и оценивать учебные действия

Текущий

40

В.М. Гаршин

« Сказка о жабе и розе». Текст-описание в содержании художественно-

го произведения

1

Комбиниро-ван-

ный

Научатся понимать поступки и характеризовать героев, знать особенности данного литературного жанра

Формирование опыта нравственных и эстетических переживаний

Обогащать словарный запас; развивать память, внимание

Планировать учебное сотрудничест-

во

Принимать и сохранять учебную цель и задачу

Текущий

41

П.П. Бажов «Серебряное копытце»

1

Комбиниро-ван-

ный

Научатся определять тему, идею произведения, анализировать поступки героев

Формирование опыта нравственных и эстетических переживаний

Обогащать словарный запас; развивать память, внимание

Планировать учебное сотрудничест-

во

Контролировать и оценивать учебные действия

Текущий

42

П.П. Бажов «Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте

1

Комбиниро-ван-

ный

Научатся последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления; будут знать особенности литературной сказки

Формирование опыта нравственных и эстетических переживаний

Обогащать словарный запас; развивать память, внимание

Планировать учебное сотрудничест-

во

Контролировать и оценивать учебные действия

Текущий

43

П.П. Бажов «Серебряное копытце». Герои художественно-

го произведения

1

Комбиниро-ван-

ный

Научатся последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления

Формирование опыта нравственных и эстетических переживаний

Обогащать словарный запас; развивать память, внимание

Планировать учебное сотрудничест-

во

Контролировать и оценивать учебные действия

Текущий

44

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»

1

Комбиниро-ван-

ный

Научатся определять тему, идею произведения, анализировать поступки героев

Формирование опыта нравственных и эстетических переживаний

Обогащать словарный запас; развивать память, внимание

Планировать учебное сотрудничест-

во

Принимать и сохранять учебную цель и задачу

Текущий

45

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Герои произведения

1

Комбиниро-ван-

ный

Научатся понимать поступки и характеризовать героев

Формирование опыта нравственных и эстетических переживаний

Обогащать словарный запас; развивать память, внимание

Уметь сотрудничать с учителем и сверстниками

Принимать и сохранять учебную цель и задачу

Текущий

46

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Деление текста на части

1

 Комбиниро-ван-

ный

Научатся характеризовать героев сказки, делить текст на части, составлять план

Формирование опыта нравственных и эстетических переживаний

Обогащать словарный запас; развивать память, внимание

Уметь сотрудничать с учителем и сверстниками

Контролировать и оценивать учебные действия

Текущий

47

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Выборочный пересказ сказки. Словесное иллюстрирова-

ние

1

Комбиниро-ван-

ный

Научатся последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления, пересказывать сказку выборочно

Развитие мотивов учебной деятельности, интереса к чтению

Обогащать словарный запас; развивать память, внимание

Уметь сотрудничать с учителем и сверстниками

Контролировать и оценивать учебные действия

Текущий

48

Обобщающий урок-игра «Крестики-нолики». Оценка достижений. Контрольная работа за I полугодие

1

Обобщения зна

ний

Научатся высказывать своё отношение к содержанию произведения, будут знать изученные произведения

Формирование опыта нравственных и эстетических переживаний

Обогащать словарный запас; развивать память, внимание

Уметь сотрудничать с учителем и сверстниками

Принимать и сохранять учебную цель и задачу

Контрольная работа

Делу время – потехе час ( 7 ч.)

49

Знакомство с названием раздела.

Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»

1

Комбиниро-ван-

ный

Научатся  прогнозировать содержание раздела, определять тему, идею произведения, анализировать поступки героев

Формирование опыта нравственных и эстетических переживаний

Находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.

Уметь сотрудничать с учителем и сверстниками

Принимать и сохранять учебную цель и задачу

Текущий

50

Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл произведения

1

Комбиниро-ван-

ный

Научатся  правильно и осознанно читать произведение, определять тему и главную мысль рассказа

Формирование опыта нравственных и эстетических переживаний

Перечитывание текста с разными задачами

Уметь сотрудничать с учителем и сверстниками

Формировать действия контроля и самоконтроля

Текущий

51

В.Ю.Драгунский «Главные реки»

1

Комбиниро-ван-

ный

Научатся  правильно и осознанно читать произведение, определять тему и главную мысль рассказа

Формирование опыта нравственных и эстетических переживаний

Перечитывание текста с разными задачами

Уметь сотрудничать с учителем и сверстниками

Формировать действия контроля и самоконтроля

Текущий

52

В.Ю.Драгунский

«Что любит Мишка»

1

Комбиниро-ван-

ный

Научатся  правильно и осознанно читать произведение, определять тему и главную мысль рассказа

Формирование опыта нравственных и эстетических переживаний

Перечитывание текста с разными задачами

Уметь сотрудничать с учителем и сверстниками

Формировать действия контроля и самоконтроля

Текущий

53

В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Смысл заголовка

1

Обоб-щаю-

щий

Научатся  правильно и осознанно читать произведение, определять тему и главную мысль рассказа

Формирование опыта нравственных и эстетических переживаний

Перечитывание текста с разными задачами

Уметь сотрудничать с учителем и сверстниками

Формировать действия контроля и самоконтроля

Текущий

54

В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Инсценирование произведения

1

Комбиниро-ван-

ный

Научатся выборочному и подробному (с использованием авторской лексики) пересказам

Развитие мотивов учебной деятельности, интереса к чтению

Находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения

Уметь сотрудничать с учителем и сверстниками

Контролировать и оценивать учебные действия

Текущий

55

Обобщающий урок « Делу время – потехе час». Оценка достижений

1

Конт-

роль-

ный

Научатся понимать содержание текста, отвечать на вопросы, обобщать и проверять свои знания

Формирование опыта нравственных и эстетических переживаний

Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

Уметь сотрудничать с учителем и сверстниками

Осуществлять самопроверку, оценивать достижения на уроке

Контрольная работа

Страна детства (6 ч.)

56

Знакомство с названием раздела. Б.С. Житков «Как я ловил человечков»

1

Ввод-

ный

Научатся прогнозировать содержание раздела, определять тему, идею произведения

Развитие мотивов учебной деятельности, интереса к чтению

Обогащать словарный запас; развивать память, внимание

Уметь сотрудничать с учителем и сверстниками

Принимать и сохранять учебную цель и задачу

Текущий

57

Б.С. Житков «Как я ловил человечков». Герои произведения

1

Комбиниро-ван-

ный

Научатся характеризовать героев сказки, делить текст на части, составлять план

Развитие мотивов учебной деятельности, интереса к чтению

Находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.

Уметь сотрудничать с учителем и сверстниками

Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить

Текущий

58

К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

1

Комбиниро-ван-

ный

Научатся создавать словесные картины, по тексту произведения, анализировать содержание прочитанного

Формирование опыта нравственных и эстетических переживаний

Перечитывание текста с разными задачами, анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков

Находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.

Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить

Текущий

59

К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Музыкальное сопровождение произведения

1

Комбиниро-ван-

ный

Научатся выборочному и подробному (с использованием авторской лексики) пересказам

Формирование опыта нравственных и эстетических переживаний

Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков

Уметь сотрудничать с учителем и сверстниками

Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить

Текущий

60

М.М. Зощенко «Ёлка»

1

Комбиниро-ван-

ный

Научатся высказывать своё отношение к содержанию произведения,

находить средства художественной выразительности

Формирование опыта нравственных и эстетических переживаний

Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков

Уметь сотрудничать с учителем и сверстниками

Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить

Текущий

61

Обобщающий урок «Страна детства». Оценка достижений

1

Обоб-щаю-

щий

Научатся понимать содержание произведения, отвечать на вопросы, обобщать и проверять свои знания

Развитие мотивов учебной деятельности, интереса к чтению

Обогащать словарный запас; развивать память, внимание

Уметь сотрудничать с учителем и сверстниками

Осуществлять самопроверку, оценивать достижения на уроке

Контрольная работа

Поэтическая тетрадь (4 ч.)

62

Знакомство с названием раздела. В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская»

1

Ввод-

ный

Научатся прогнозировать содержание раздела, декламировать стихотворения, находить средства художественной выразительности

Развитие мотивов учебной деятельности, интереса к чтению

Обогащать словарный запас; развивать память, внимание

Уметь сотрудничать с учителем и сверстниками

Принимать и сохранять учебную цель и задачу

Текущий

63

С.А. Есенин «Бабушкины сказки»

1

Комбиниро-ван-

ный

Научатся  заучивать стихотворения с помощью иллюстрации и опорных слов

Формирование опыта нравственных и эстетических переживаний

Обогащать словарный запас; развивать память, внимание

Уметь сотрудничать с учителем и сверстниками

Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить

Текущий

64

М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства»

1

Комбиниро-ван-

ный

Научатся анализировать стихотворения, понимать поступки героев, их эмоциональное состояние

Развитие мотивов учебной деятельности, интереса к чтению

Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков

Уметь сотрудничать с учителем и сверстниками

Принимать и сохранять учебную цель и задачу

Текущий

65

Сравнение произведений разных поэтов на одну и ту же тему. Устный журнал «Поэтическая тетрадь». Конкурс чтецов. Оценка достижений

1

Обоб-щаю-

щий

Научатся задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них;

осознанно читать текст художественного произведения «про себя», определять тему и главную мысль

Развитие мотивов учебной деятельности, интереса к чтению

Обогащать словарный запас; развивать память, внимание

Уметь сотрудничать с учителем и сверстниками

Осуществлять самопроверку, оценивать достижения на уроке

Контрольная работа

Природа и мы  (9 ч.)

66

Знакомство с названием раздела. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»

1

Ввод-

ный

Научатся прогнозировать содержание раздела, определять особенности сказки и рассказа

Формирование опыта нравственных и эстетических переживаний

Обогащать словарный запас; развивать память, внимание

Уметь сотрудничать с учителем и сверстниками

Умение контролировать свои действия по результату

Текущий

67

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». Отношение человека к природе

1

Комбиниро-ван-

ный

Научатся различать вымышленные события и реальные, определять нравственный смысл поступков героя

Формирование опыта нравственных и эстетических переживаний, любви к природе, малой родине

Анализ прочитанного текста, выделение в нём основной мысли

Находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.

Контролировать свои действия по результату.

Текущий

68

А.И. Куприн «Барбос и Жулька». Поступок как характеристика героя произведения

1

Комбиниро-ван-

ный

Научатся составлять

монологическое высказывание, оценивать события, героев произведения

Формирование опыта нравственных и эстетических переживаний

Обогащать словарный запас; развивать память, внимание

Уметь сотрудничать с учителем и сверстниками

Контролировать свои действия по результату

Текущий

69

М.М. Пришвин «Выскочка». Характеристика героя на основе поступка

1

Комбиниро-ван-

ный

Научатся составлять план для краткого и полного пересказов; пересказывать текст подробно и кратко, выборочно

Формирование опыта нравственных и эстетических переживаний

Обогащать словарный запас; развивать память, внимание

Уметь сотрудничать с учителем и сверстниками

Контролировать свои действия по результату

Текущий

70

Е.И. Чарушин «Кабан»

1

Комбиниро-ван-

ный

Научатся характеризовать героев рассказа, делить текст на части, составлять план

Формирование опыта нравственных и эстетических переживаний

Обогащать словарный запас; развивать память, внимание

Уметь сотрудничать с учителем и сверстниками

Контролировать свои действия по результату

Текущий

71

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа

1

Комбиниро-ван-

ный

Научатся характеризовать героев произведения

Формирование опыта нравственных и эстетических переживаний

Обогащать словарный запас; развивать память, внимание

Уметь сотрудничать с учителем и сверстниками

Контролировать свои действия по результату

Текущий

72

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Составление плана

1

Комбиниро-ван-

ный

Научатся характеризовать героев, делить текст на части, составлять план

Формирование опыта нравственных и эстетических переживаний

Обогащать словарный запас; развивать память, внимание

Уметь сотрудничать с учителем и сверстниками

Контролировать свои действия по результату

Текущий

73

Обобщающий урок-конкурс «Природа и мы»

1

Обоб-щаю-

щий

Научатся оценивать события, героев произведения; обобщать и проверять свои знания

Формирование опыта нравственных и эстетических переживаний

Обогащать словарный запас; развивать память, внимание

Уметь сотрудничать с учителем и сверстниками

Контролировать свои действия по результату

Текущий

74

Проект «Природа и мы». Оценка достижений

1

Конт-

роль-

ный

Научатся оценивать события, героев произведения; обобщать и проверять свои знания

Развитие мотивов учебной деятельности, интереса к чтению

Обогащать словарный запас; развивать память, внимание

Уметь сотрудничать с учителем и сверстниками

Контролировать свои действия по результату

Контрольная работа

Поэтическая тетрадь  (4 ч.)

75

Знакомство с названием раздела. Б.Л. Пастернак «Золотая осень», С.А. Клычков «Весна в лесу»

1

Комбиниро-ван-

ный

Научатся прогнозировать содержание раздела; читать стихотворения, отражая настроение

Формирование опыта нравственных и эстетических переживаний

Обогащать словарный запас; развивать память, внимание

Уметь сотрудничать с учителем и сверстниками

Принимать и сохранять учебную цель и задачу

Текущий

76

Д.Б. Кедрин «Бабье лето», Н.М. Рубцов «Сентябрь»

1

Комбиниро-ван-

ный

Научатся декламировать стихотворения, находить средства художественной выразительности

Формирование опыта нравственных и эстетических переживаний

Обогащать словарный запас; развивать память, внимание

Уметь сотрудничать с учителем и сверстниками

Принимать и сохранять учебную цель и задачу

Текущий

77

С.А. Есенин «Лебёдушка»

1

Комбиниро-ван-

ный

Научатся находить в стихотворениях яркие, образные слова и выражения

Формирование опыта нравственных и эстетических переживаний

Обогащать словарный запас; развивать память, внимание

Уметь сотрудничать с учителем и сверстниками

Принимать и сохранять учебную цель и задачу

Текущий

78

Обобщающий урок-конкурс «Поэзии прекрасные страницы». Оценка достижений

1

Обоб-щаю-

щий

Научатся выбирать стихи по своему вкусу и читать их выразительно; обобщать и проверять свои знания

Развитие мотивов учебной деятельности, интереса к чтению

Обогащать словарный запас; развивать память, внимание

Уметь сотрудничать с учителем и сверстниками

Принимать и сохранять учебную цель и задачу

Контрольная работа

Родина  ( 5 ч.)

79

Знакомство с названием раздела. И.С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте

1

Ввод-

ный

Научатся прогнозировать содержание раздела, находить в стихотворениях яркие, образные слова и выражения

Развитие мотивов учебной деятельности, интереса к чтению, формирование чувства гордости за свою Родину

Умение анализировать лирический текст, находить опорные слова, видеть картины Родины

Уметь сотрудничать с учителем и сверстниками

Принимать и сохранять учебную цель и задачу

Текущий

80

С.Д. Дрожжин «Родине». Авторское отношение к изображаемому

1

Комбиниро-ван-

ный

Научатся определять жанр и основную мысль произведения, понимать нравственный смысл

Формирование опыта нравственных и эстетических переживаний

Умение анализировать лирический текст, находить опорные слова, видеть картины Родины

Уметь сотрудничать с учителем и сверстниками

Принимать и сохранять учебную цель и задачу

Текущий

81

А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…»

1

Комбиниро-ван-

ный

Научатся  составлять

монологическое высказывание, оценивать события, героев произведения

Формирование опыта нравственных и эстетических переживаний

Умение анализировать лирический текст, находить опорные слова, видеть картины Родины

Уметь сотрудничать с учителем и сверстниками

Принимать и сохранять учебную цель и задачу

Текущий

82

Обобщающий урок «Родина». Проект «Они защищали Родину». Оценка достижений.

1

Конт-

роль-

ный

Научатся оценивать события, героев произведения; обобщать и проверять свои знания

Развитие мотивов учебной деятельности, интереса к чтению

Умение анализировать лирический текст, находить опорные слова, видеть картины Родины

Уметь сотрудничать с учителем и сверстниками

Принимать и сохранять учебную цель и задачу

Контрольная работа

83

Проект «Они защищали Родину»

1

Исследоват.

Научатся представлять свой проект

Умение оперировать понятиями «любовь к Родине». «гордость за свою страну»

Умение анализировать лирический текст, находить опорные слова, видеть картины Родины

Деление полномочий в группе при планировании проекта

Принимать и сохранять учебную цель и задачу

Проект

Страна Фантазия (4 ч.)

84

Знакомство с названием раздела. Е.С. Велтистов «Приключения Электроника»

1

Комбиниро-ван-

ный

Научатся прогнозировать содержание раздела, характеризовать героев рассказа

Развитие мотивов учебной деятельности, интереса к чтению

Понимание и осмысление нравственных уроков, умение работать с текстом

Ответы на вопросы на основе фантастичес-

ких произведений

Формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника

Текущий

85

К. Булычёв «Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра

1

Комбиниро-ван-

ный

Научатся   определять тему, идею произведения, анализировать поступки героев

Формирование опыта нравственных и эстетических переживаний

Понимание и осмысление нравственных уроков, умение работать с текстом

Ответы на вопросы на основе фантастичес-

ких произведений

Формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника

Текущий

86

К. Булычёв «Путешествие Алисы». Сравнение героев рассказов фантастического жанра

1

Комбиниро-ван-

ный

Научатся   определять тему, идею произведения, анализировать поступки героев

Формирование опыта нравственных и эстетических переживаний

Понимание и осмысление нравственных уроков, умение работать с текстом

Ответы на вопросы на основе фантастичес-

ких произведений

Формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника

Текущий

87

Путешествие по стране Фантазии. Оценка достижений

1

Конт-

роль-

ный

Научатся оценивать события, героев произведения; обобщать и проверять свои знания

Развитие мотивов учебной деятельности, интереса к чтению

Понимание и осмысление нравственных уроков, умение работать с текстом

Ответы на вопросы на основе фантастичес-

ких произведений

Формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника

Контрольная работа

Зарубежная литература (15 ч.)

88

Знакомство с названием раздела. Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе

1

Ввод-

ный

Научатся прогнозировать содержание раздела, определять особенности зарубежной литературы

Развитие мотивов учебной деятельности, интереса к чтению зарубежной литературы

Понимание и осмысление нравственных уроков, умение работать с текстом

Уметь сотрудничать с учителем и сверстниками

Принимать и сохранять учебную цель и задачу

Текущий

89

Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Герои приключенчес-

кой литературы

1

Комбиниро-ван-

ный

Научатся анализировать текст, делить его на части, отвечать на вопросы по содержанию произведения

Формирование опыта нравственных и эстетических переживаний

Понимание и осмысление нравственных уроков, умение работать с текстом

Уметь сотрудничать с учителем и сверстниками

Принимать и сохранять учебную цель и задачу

Текущий

90

Г.Х. Андерсен «Русалочка». Авторская сказка

1

Комбиниро-ван-

ный

Научатся анализировать текст, делить его на части, отвечать на вопросы по содержанию произведения

Формирование опыта нравственных и эстетических переживаний

Понимание и осмысление нравственных уроков, умение работать с текстом

Уметь сотрудничать с учителем и сверстниками

Принимать и сохранять учебную цель и задачу

Текущий

91

Г.Х. Андерсен «Русалочка». Деление произведения на части

1

Комбиниро-ван-

ный

Научатся понимать содержание произведения, придумывать свои вопросы к текстам, составлять план

Формирование опыта нравственных и эстетических переживаний

Понимание и осмысление нравственных уроков, умение работать с текстом

Уметь сотрудничать с учителем и сверстниками

Принимать и сохранять учебную цель и задачу

Текущий

92

Г.Х. Андерсен «Русалочка». Рассказ о Русалочке

1

Комбиниро-ван-

ный

Научатся понимать содержание произведения, выражать своё отношение к прочитанному

Формирование опыта нравственных и эстетических переживаний

Произведение современной отечественной лит-ры

Переносный смысл слов

Уметь сотрудничать с учителем и сверстниками

Принимать и сохранять учебную цель и задачу

Текущий

93

Г.Х. Андерсен «Русалочка». Характеристика героев

1

Комбиниро-ван-

ный

Научатся понимать поступки и характеризовать героев

Формирование опыта нравственных и эстетических переживаний

Понимание и осмысление нравственных уроков, умение работать с текстом

участвовать в диалоге при обсуждении произведения

Принимать и сохранять учебную цель и задачу

Текущий

94

М. Твен

« Приключения Тома Сойера»

1

Комбиниро-ван-

ный

Научатся составлять

монологическое высказывание, оценивать события, героев произведения

Формирование опыта нравственных и эстетических переживаний

Понимание и осмысление нравственных уроков, умение работать с текстом

Уметь сотрудничать с учителем и сверстниками

Принимать и сохранять учебную цель и задачу

Текущий

95

М. Твен

« Приключения Тома Сойера». Сравнение героев, их поступков

1

Комбиниро-ван-

ный

Научатся наблюдать за особенностями речи героев, понимать поступки и характеризовать героев

Формирование опыта нравственных и эстетических переживаний

Понимание и осмысление нравственных уроков, умение работать с текстом

Уметь сотрудничать с учителем и сверстниками

Принимать и сохранять учебную цель и задачу

Текущий

96-97

С. Лагерлёф «Святая ночь»

2

Комбиниро-ван-

ный

Научатся анализировать текст, делить его на части, отвечать на вопросы по содержанию произведения

Формирование опыта нравственных и эстетических переживаний

Понимание и осмысление нравственных уроков, умение работать с текстом

участвовать в диалоге при обсуждении произведения

Принимать и сохранять учебную цель и задачу

Текущий

98

С. Лагерлёф. «В Назарете». Святое семейство

Комбиниро-ван-

ный

Научатся анализировать текст, делить его на части, отвечать на вопросы по содержанию произведения

Формирование опыта нравственных и эстетических переживаний

Понимание и осмысление нравственных уроков, умение работать с текстом

Уметь сотрудничать с учителем и сверстниками

Принимать и сохранять учебную цель и задачу

Текущий

99

С. Лагерлёф. «В Назарете». Иисус и Иуда

Комбиниро-ван-

ный

Научатся анализировать текст, делить его на части, отвечать на вопросы по содержанию произведения

Формирование опыта нравственных и эстетических переживаний

Понимание и осмысление нравственных уроков, умение работать с текстом

Уметь сотрудничать с учителем и сверстниками

Принимать и сохранять учебную цель и задачу

Текущий

100

Контрольная работа за II полугодие

1

Обоб-щаю-

щий

Научатся понимать содержание текстов,  оценивать события, героев произведения; обобщать и проверять свои знания

Развитие мотивов учебной деятельности, интереса к чтению

Понимание и осмысление нравственных уроков, умение работать с текстом

Уметь сотрудничать с учителем и сверстниками

Принимать и сохранять учебную цель и задачу

Текущий

101

Обобщающий урок «Зарубежная литература»

1

Обоб-щаю-

щий

Научатся рассказывать о прочитанных книгах зарубежных писателей, выражать своё мнение

Формирование опыта нравственных и эстетических переживаний

Понимание и осмысление нравственных уроков, умение работать с текстом

Уметь сотрудничать с учителем и сверстниками

Принимать и сохранять учебную цель и задачу

Текущий

102

Урок-игра «Литературные тайны»

1

Конт-

роль-

ный

Научатся проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

Развитие мотивов учебной деятельности, интереса к чтению

Понимание и осмысление нравственных уроков, умение работать с текстом

Уметь сотрудничать с учителем и сверстниками

Принимать и сохранять учебную цель и задачу

Контрольная работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс "Школа России"

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс "Школа России...

Рабочая программа по литературному чтению - 1 класс ("Школа России")-

В этом учебном году мы приступили к обучению первоклассников в условиях реализации ФГОС. Одной из проблем, которую нам предстояло решить на первом этапе, являдась разработка рабочих программ по предме...

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс "Школа России"

Рабочая программа по литературному чтению для 3  «А» класса ГС(К)ОУ 3-4 вида г.Петровск-Забайкальска на 2011-2012 учебный год разработана на основе федерального  стандарта  начального...

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс "Школа России"

Рабочая программа содержит: пояснительную записку,цели обучения,список литературы,ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ К КОНЦУ 3-ГО КЛАССА,каждый раздел содержит ЗУН....

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс Школа России

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс Школа России (ФГОС)...

рабочая программа по литературному чтению 1 класс школа России

Рабочая программа содержит пояснительную записку,   программу по литературному чтению,  развернутое тематическое планирование с ууд, содержанием урока, оборудованием, деятельностью учащ...