Конспект урока
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Кожумратова Елена Юрьевна

"Басни И. Крылова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_2.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное   чтение  УМК «Школа «2100»

4  класс

Конспект урока  

Тема: Басни И.А.Крылова. Обобщающий урок.

Выполнила учитель начальных классов:

Кожумратова Е. Ю.

Тема: Басни И.А.Крылова. Обобщающий урок. Урок чтения в 4 классе

Цели:

1.        ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: расширить знания о круге басен И.А.Крылова, создать условия, побуждающие к выразительному чтению басен, обогащать  память учащихся «крылатыми фразами» из басен.

2.        РАЗВИВАЮЩАЯ : развивать культуру речи, творческие способности.

3.        ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ:,формировать трудолюбие, правдивость, щедрость, осуждая  человеческие пороки

4.        ОБОРУДОВАНИЕ: выставка детских рисунков по басням, портрет

; конверты с карточками, на которых написаны «крылатые выражения» и наклеены кружки определенного цвета, у детей карточки с кружками и написанными на них названиями басен,  сборники басен И. А. Крылова

                                     СТРУКТУРА УРОКА.

1.        ОРГМОМЕНТ.

2.        Сообщение темы урока. АКТУАЛИЗАЦИЯ.

3.        ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО О БАСНЕ И БАСНОПИСЦЕ КРЫЛОВЕ В БЕСЕДЕ.

•        создание образа баснописца;

•        выделение характерных особенностей басенного жанра;

•        экскурсия в историю жанра.

4.        РАБОТА С «КРЫЛАТЫМИ ФРАЗАМИ». ИГРА «РАЗНОЦВЕТНЫЕ КРУЖКИ».

5.        ИНСЦЕНИРОВАНИЕ БАСЕН, работа с текстом, ЧТЕНИЕ НАИЗУСТЬ.

6.        ИТОГ.

7.        РЕФЛЕКСИЯ.

8.        САМООЦЕНКА  и  ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ.

9.        ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

 Планируемые результаты:

  • Предметные: совершенствование речи учащихся, отработка навыков выразительного чтения;
  • Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, свободное восприятие текста художественного произведения, осмысленное чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации; помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных и артистических способностей.
  • Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке, поступков; развитие моральной готовности противостоять негативным проявление, вызвать стойкое внутреннее неприятие самих персонажей, наделённых пороками, и нежелание им подражать; формирование гражданской позиции
  • Регулятивные УУД: целепологание, планирование собственной деятельности, саморегуляция, осознание обучающимися стремления к постижению нового.
  • Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
  • Метапредметные связи: информатика, изобразительное искусство, окружающий мир.

                                                 

   Ход урока

Этап урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Орг момент. Эмоциональный настрой на работу

Личностные: развитие внимания, уважения к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; регулятивные: саморегуляция

Проверка готовности к уроку. Эмоциональный настрой

- Настал новый день. Какой он сегодня? Хмурый, пасмурный, светлый или солнечный? Какое настроение вызывает у вас такая погода? А знаете, что нужно сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно? Надо улыбнуться. Я хочу с вами поделиться улыбкой, я дарю ее вам. Улыбнитесь вы мне, друг другу и нашим гостям. У вас такие лучистые улыбки, что от  них стало так тепло, ярче стал день. Подумайте, как хорошо, что мы здесь все вместе. Мы добры и ласковы. Мы все здоровы. Я вижу ваши умные глаза, желание узнать новое. Что вы пожелаете  себе .? А что хотите пожелать мне? Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните беспокойство, тревогу, обиду. Вдохните в себя свежесть осеннего дня, тепло солнечных лучей, чистоту рек, красоту окружающего мира. Думаю, мы подарим друг другу и гостям много приятных мгновений. Я верю в вас.

Оценивание готовности к уроку.

Самоорганизация на учебную деятельность.

АКТУАЛИЗАЦИЯ.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Эпиграфом к нашему уроку будут слова: (прочитаем хором) «Смеясь, мы расстаёмся со своими недостатками».

-.  Как вы понимаете эти слова?

Посмотрите на выставку книг.

Как ее можно назвать?

Какая может быть тема урока, в соответствии с такой выставкой?

(Озвучивание темы)

Сегодня мы продолжим знакомство с баснописцем И.А.Крыловым и его произведениями..

Дети читают «Смеясь, мы расстаёмся со своими недостатками».

-Смех сближает людей. Важно чтобы люди умели смеяться не только над другими, но и над собой, а это помогает себе и другим со смешной стороны взглянуть на мир, оценить свои поступки и забыть плохие привычки

-Басни И.А. Крылова

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО О БАСНЕ И БАСНОПИСЦЕ КРЫЛОВЕ В БЕСЕДЕ.

ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ В НОВОЙ СИТУАЦИИ

РАБОТА С «КРЫЛАТЫМИ ФРАЗАМИ». ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА «РАЗНОЦВЕТНЫЕ КРУЖКИ».

ИНСЦЕНИРОВАНИЕ БАСЕН, РАБОТА С ТЕКСТОМ, ЧТЕНИЕ НАИЗУСТЬ.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, извлечение необходимой информации, умение доказывать и анализировать;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами урока, соблюдение правил общения;

Познавательные: умение осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям;

Регулятивные: умение самостоятельно и рационально работать; прогнозирование и получение конкретного результата

Личностные: соотношение своей части работы с общим замыслом;

Познавательные: проявление активности в решении творческой задачи

Просмотр презентации (Слайд1,2,3 )

Перед вами величавый, массивный, лукавый мудрец, с умным прищуром глаз.

Что можете сказать об этом человеке?

Что именно запомнилось вам из его биографии.

Вспомним и раскроем понятие басни.

( Дети приготовили сообщения)

•        

Басня — это небольшой стихотворный рассказ, состоящий из двух частей:

1. Основное повествование.

2. Мораль – это поучительный вывод из основного повествования,  который даётся в начале или в конце басни.

-С какой целью писались басни?

 

-.Какие именно пороки высмеивал Крылов?

-Докажите утверждение, что басни Крылова пригодны для детского чтения, понятны детям?

 

-Какие части басни, позволяют познакомиться с компонентами басни?

(Сообщение детей )

( аллегорической ,  сатира,  олицетворение, эзопов язык  )

Аллегория.  Например, в народной сказке хитрость  изображена через образ лисы.

Сатира Например, И.А.Крылов  через историю Вороны и Лисицы говорит о том, что нельзя верить всему, что тебе говорят.

Олицетворение Например, в стихотворении Ф.И.Тютчева оживают  времена года:

Зима недаром злится. Прошла её пора.

Весна в окно стучится и гонит со двора…

-А кто такой Эзоп?

Слайды 4-10

Крылов писал трагедии, комедии, но именно басни обессмертили его имя. Язык его басен ясен и понятен, а многие особенно яркие, запоминающиеся фразы стали «крылатыми», т.е. превратились в поговорки.

Я предлагаю поиграть в игру «Разноцветные кружки». У меня на карточках напечатаны «крылатые выражения» или отрывок из басни, наклеен кружок из цветной бумаги. У вас карточки с кружками и с названиями басен, причем для каждой басни выбран свой цвет.

Суть игры заключается в том, чтобы правильно соотнести название, фразу из басни и показать карточку с сигнальным кружком.

1.        Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку.(Красный кружок)кукушка и петух

2.        Да только воз и ныне там (Оранжевый кружок) лебедь, щука и рак

3.        Ты все пела? Это дело. Так пойди же, попляши! (Жёлтый кружок) стрекоза и муравей

4.        А вы, друзья, как не садитесь, все в музыканты не годитесь.(Зелёный кружок)квартет

5.        Спой, светик, не стыдись! Что ежели, сестрица, при красоте такой и петь ты мастерица!(Голубой кружок) ворона и лисица

6.        У сильного всегда бессильный виноват (Синий кружок). Волк и ягненок

7.        Ты сер, а я, приятель, сед (Фиолетовый кружок).волк на псарне

8        Вперед чужой беде не смейся, Голубок.(Чёрный кружок) чиж и голубь

Работа в группах

Самостоятельное вычитывание басен

учащимися из сборника И.А.Крылова

2.        Выразительное чтение 2-3учащимися «Лебедь, Щука и Рак», «Чиж и Голубь».

3.        Выразительное чтение басен наизусть «Квартет», «Слон и Моська», «Щука и кот»

4.        Инсценирование басен учащимися «Стрекоза и Муравей», «Ворона и лисица», «Кукушка и Петух»

-. Из ваших иллюстраций я подготовила выставку. Она получилась красивой, т.к. каждый из вас стремился передать то настроение, которое навеяло на вас чтение басен

Слайд 11

Ребята, а сейчас самостоятельная работа. Вам нужно отгадать кроссворд. Он лежит у всех на парте.

 Проверка Слайд 12

(Басни писали и до Крылова, но Иван Андреевич писал басни так просто, доходчиво, по − народному, что каждый легко их запоминал.

В баснях Крылова фигурирует множество различных зверей. Но под видом животных он изображал людей.

Взял в молодости себе псевдоним, т.е. вымышленное имя Нави Волырк. Это имя Иван Крылов, прочитанное слева направо.

Свою первую басню он написал в 15 лет

-И.А. Крылов,  жил в двух  веках XVIII. XIX век

Чтение сообщений

1 ученик. Басня – это короткий сатирический рассказ …

•        2 ученик Басня – это короткий сатирический рассказ, чаще в стихотворной форме, язык намёка, иносказания …

•        3 ученик. Басня – это короткий сатирический рассказ, чаще в стихотворной форме, язык намёка, иносказания, где главные герои – животные, люди …

•        4 ученик. Басня – это короткий сатирический рассказ, чаще в стихотворной форме, язык намёка, иносказания, где главные герои – животные, люди, вывод сформулирован в виде прямого поучения – морали.

-Цель басни – показ человеческих пороков, их высмеивание.

-Зависть, скупость, лживость, хвастовство, лень, невежество, эгоизм.

- У басен интересный сюжет, много диалогов, они похожи на сказки, можно читать в лицах, можно иллюстрировать, они смешные и поучительные.

Сообщение детей  

Аллегория — иносказание — изображение отвлечённого понятия  через конкретный образ.

Сатира — злой смех, при помощи которого писатель  изображает пороки общества, чтобы их исправить.

Например, И.А.Крылов  через историю Вороны и Лисицы говорит о том, что нельзя верить всему, что тебе говорят.

Олицетворение—наделение человеческими качествами животных, оживление предметов, явлений природы,

Например, в стихотворении Ф.И.Тютчева оживают  времена года:

Зима недаром злится. Прошла её пора.

Весна в окно стучится и гонит со двора…

Эзопов язык—умение замаскировать  главную мысль

Эзоп, Др.Греция, 2.5 тыс.лет назад- основатель  басен.        

        

Дети по цвету  самостоятельно раскладывают кружки

Выразительное чтение басен, чтение наизусть. Инсценировка басен.

Просмотр выставки и  высказывание впечатлений.

Ребята отгадывают и проверяют по слайду

ИТОГ.

Личностные: соотношение своей части работы с общим замыслом;

Регулятивные: формирование умения проводить рефлексию;

Коммуникативные: умение достаточно полно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

-Почему такое происходит? Сюжеты не устаревают, а басни всегда нам интересны?

Наш урок подходит к концу. Но мы не прощаемся с творчеством И.А.Крылова. Вы продолжите его изучать в старших классах. Мы сделали еще один шаг по дороге литературы. Я желаю успешно идти по ней..

-Человеческие пороки неискоренимы, поэтому не меняются басенные сюжеты, а сами басни сохраняют свою актуальность.

РЕФЛЕКСИЯ.

. Используя  «словарь настроений» скажите, с каким настроением вы уходите с урока?

У.  Какими чувствами вы хотите поделиться друг с другом, со мной?

САМООЦЕНКА. ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ.

     

. Как бы вы оценили свою работу на уроке,.

•        работал в полную силу

•        работал хорошо

•        мог бы работать ещё лучше

Слайд 13

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Выразительного чтения басни наизусть:  либо    мини-спектакль по любимой басне  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...