Главные вкладки

    Открытый урок 4 класс
    методическая разработка по чтению (4 класс) на тему

    Шарифьянова Альфия Алисовна

    Делу время-потехе час

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл liter.chtenie_19apr.docx31.65 КБ
    Файл kartochki_k_lit.cht_19apr.docx14.94 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект  открытого  урока  по  «Литературному   чтению»,

    «Обобщающий  урок  по  разделу «Делу время – потехе  час!»

    Цель: закрепить  знания учащихся по теме «Обобщающий  урок  по  разделу «Делу время – потехе  час!»

    Задачи:

    проверить знания учащихся по прочитанным рассказам  раздела;

    актуализировать знания о событиях, героях и авторах рассказов;

    учить анализировать и сравнивать похожие рассказы, определять их основную мысль, мораль;

    отработать навык беглого чтения;

    развивать связную речь учащихся при самостоятельных ответах в процессе построения сложных распространенных предложений;

    развивать логическое мышление, память, внимание;

    воспитывать интерес к чтению художественной литературы.

    Оборудование: учебник, презентация, карточки с заданиями, слова-черты характера,   бланки  для составления объявлений, ручки с зелёной пастой, карточки для исправления ошибок, карандаши, альбомные листы на каждую команду.

    Ход  урока

    1.Организационный момент. 

    Часы бьют, говорят нам о начале 2 урока.

    Звонок предупредил нас о начале урока.

    На каждом уроке мы чувствуем, что самое дорогое для ученика и учителя…это, время!

    Не будем терять ни минуты.

     Урок литературного чтения посвятим обобщению.

    Итак, ребята,  какой раздел вас научил беречь время?

     

    “Делу – время, потехе – час”. Слайд

     Проверим, насколько вы были внимательны. В конце урока подведем итог.

    2. Проверим  домашнее задание

    Чтение  по ролям Никакой я горчицы  не ел»

    Встреча с шофером – с. 121.

     Разговор с дворником – с.122

     Найдите строчки, в которых говорится о том, как кондуктор догадалась, что мальчик не пошел в школу.  С.123

    « Неудобно как-то….»  О какой стороне характера говорят эти слова?

    Вот сейчас мы с вами и поговорим о тех героях , которых объединяют авторы в этом разделе.

    Отправляемся с вами  « анартс  хыннечуывен вокору».

    Слайд

    Догадайтесь прочитав строчку из слов , кто догадался что здесь написано и как это разгадать?

    - Как вы думаете, почему она так называется? «Страну невыученных уроков».

    - А приглашаю вас  туда не просто так! Почему именно в эту страну?

    Да, именно в этой стране и затерялись наши герои. Кто из героев находится в данный момент в этой стране?

    Витя Зубов, Павел, Мишка и мальчик, который никакой горчицы не ел

    Надеюсь, вы поможете выбраться им оттуда.

    Для этого нужно выполнить задания и  справиться с ними.

    3. Актуализация знаний (работа с пословицами)

    -Предлагаю Вам заглянуть в  конверт.

    Учащиеся объясняют  пословицы:

    Скучен день до вечера, коли делать нечего.

     Не сиди, сложа руки, так и не будет скуки.

     Откладывай безделье, да не откладывай дела.

    Чтобы научиться трудолюбию, нужны три года, чтобы научиться лени – только три дня.

     Не тот грамотен, кто читать умеет, а  тот, кто слушает и разумеет.

    1,2,3,4,5 команда

    (Работа в группах. На размышление дается 2 минуты. Сингл Раунд Робин  Учитель задаёт вопрос, даёт время подумать. Ученики по очереди отвечают на вопрос по 1 разу)

    Прочитайте пословицы. К каким произведениям раздела их можно отнести? Почему?

    (Конерс. Ученики распределяются по разным углам в зависимости от варианта ответа).

    -Как вы их понимаете? Чему они нас учат? (ответы детей).

    - А какая главная пословица, изученного нами раздела?

     Дети называют её самостоятельно.

    4. Обобщение и систематизация знаний и умений.

    1). Повторение. “Узнайте произведение”.

    Проверим, насколько вы хорошо знаете произведения. Вам нужно определить их только по одной фразе.

    “Попробуй в классе запой – сразу выгонят”.

    Каждая команда может обсудить ответ отдельно, но так ,чтобы не было подсказкой для другой команды.

    (В.В. Голявкин. “Никакой я горчицы не ел”), а отрывок найдите и зачитайте вслух. Найдите этот отрывок – задание 1-й группе.

    “Они разбрызгивались, и получалось что-то очень приветливое и радостное”.  

    (В.Ю. Драгунский. “Что любит Мишка”.) – зачитать – задание 2-й группе.

    “Грохочут грузовики – скорее, скорее надо сдать грузы в магазины, на заводы, на железную дорогу”.

    (Е.Л. Шварц. “Сказка о потерянном времени”.) –  задание 3-й группе.

    “К нам в гости приехал студент Сев ”.

     (В.Ю. Драгунский. “Англичанин Павел»– задание 4 (кто быстрее).

    «Как с патентом? Другой говорит: -Хорошо с патентом.» 5 группе.

    Ребята объясните  значение слова ПАТЕНТ –документ, дающий право изобретателю на изобретение.

    2)  Составление рассказа о творчестве В.Ю. Драгунского

    Слайд (Работа в группах. На размышление дается 2 минуты.)

    Континиус Раунд Робин  Учитель задаёт вопрос, даёт время подумать. Ученики по очереди отвечают на вопрос пока учитель не остановит)

    Родился Виктор Драгунский 30 ноября 1913 года в Нью-Йорке, в семье эмигрантов из России. Однако в 1914 году семья вернулась обратно в Россию и осела в Гомеле, где и прошло его детство. В 1925 году семья переехала в Москву. Виктор рано начал работать, чтобы обеспечить себе пропитание. Однако он не сразу стал писателем.

    После окончания школы работал токарем на заводе, шорником, лодочником, бакенщиком. С 1931–1936 годы учился актерскому ремеслу в «Литературно-театральных мастерских» С 1935 года началась его актерская биография: он был артистом театра и эстрады

    Коллектив его мгновенно прославился. А ещё Виктор Драгунский работал Дедом Морозом на ёлках.

    Был он так же клоуном в цирке на Цветном Бульваре, рыжим клоуном в лохматом рыжем парике. А клоуном быть очень трудно, ведь он должен уметь и фокусы показывать, и сальто делать, и по канату ходить, и танцевать, и петь, и с животными уметь общаться. Виктор Драгунский всё это умел.

    Во время Великой Отечественной войны (1941–1945) был в ополчении, затем выступал с фронтовыми концертными бригадами. Всего пятьдесят восемь лет отмерила ему судьба, но кажется, что он прожил несколько жизней.

    Драгунский прожил одну, но на редкость многообразную, насыщенную, напряженную и цельную жизнь. Ему выпала редкая участь – быть ни на кого не похожим, создать свой стиль и в жизни, и в творчестве.

    Когда у Виктора Драгунского родился сын – Денис, с ним начали случаться всякие смешные истории. Драгунский стал эти истории записывать, и получились «Денискины рассказы».

    3) Зачем он создавал свои рассказы? Что хотел сказать вам, читателям?

    5.Физкультминутка.

    Работа по теме урока.

    - Какие вы молодцы! Герои рассказов плохо учились в школе, прогуливали, не делали уроков и вот, что из этого вышло. Предлагаю Вам немного побыть настоящими учителями (детям выдаются красные ручки). Найдите в тексте ошибки и исправьте их. Будьте  внимательны!

    (Ученикам выдаются карточки с ошибками. Ребята работают в парах.)

    После исправления ошибок зачитывается правильный вариант.

    - Молодцы, ребята! Вы все справились с заданием, но только,  где  же мы будем искать мальчиков и как это сделать? Как обычно ищут пропавших людей? (Можно составить объявление, спросить у прохожих.)

    - Итак, внимание-внимание! Новости Петровскозаводской средней школы!

    (Учащиеся делятся на группы. За каждой группой закрепляется определенный герой. Также детям выдаются бланки - планы ответов, необходимые для описания пропавших героев рассказов.)

    Учащиеся в группах составляют описание героя с опорой на беглое чтение рассказа из учебника и рассказывают о нем. После прочтения описания, открывается слайд с соответствующим героем. После этого герой считается найденным.

    - Ребята, а чему вас научила история, которая приключилась с Петей Зуевым?

    («Человек, понапрасну  теряющий время, сам не замечает, как стареет».)

    - А какой вывод можно сделать, услышав историю Павла? Человек, понапрасну  теряющий время, не чему не учится.

    Что любит Мишка? Нужно думать,  прежде чем отвечать на вопросы.

    - А чему нас научила ситуация, приключившаяся с героем рассказа «Никакой горчицы я не ел?» (Если ты не ходишь в школу, то ты грустный и несчастный, потому что после школы ребята выбегают счастливыми. Ведь намного интереснее учиться в  школе, чем просто бродить по улицам.)

    - Молодцы!

    6.Закрепление по теме урока.

    Итак герои  произведений найдены! Они-то теперь точно не будут убегать из своих книг.

    - А как вы думаете, какие черты характера нужны ребятам, чтобы успешно учиться в школе? Выберете их. (Ребята из конверта достают черты характера и выбирают необходимые, объясняя свой выбор).

    Ответственность

    Безразличие

    Внимательность

    Неопрятность

    Настойчивость

    Ленивость

    Целеустремленность

    Решительность

    Послушание

    Дружелюбность

    Отзывчивость

    Грамотность

    4). Выберите черты характера, которые помогают добиться цели:

    – целеустремленность,  – самостоятельность,  – внушаемость,  – настойчивость,

     – настырность,  – дисциплинированность,  – смелость, – сила воли.

    Если останется время изобразите героев всех вместе в своём рисунке.

       7.  Итог. Оценка работы учащихся.

    - Чему  научили вас эти рассказы? (Ответы учеников.)

    - Что главное мы должны с вами запомнить? (Делу время – потехе час)

    - Вы все сегодня были молодцы! Который относится к нашему уроку, оцените свою работу.  

        8.  Домашнее задание.

     Придумай свой рассказ, который можно было бы включить в раздел “Делу время – потехе час”. Начните со слов: “Однажды я...”

    - Спасибо! Урок окончен!



    Предварительный просмотр:

    Скучен день до вечера, коли делать нечего.

     

    Не сиди, сложа руки, так и не будет скуки.

     Откладывай безделье, да не откладывай дела.

    Чтобы научиться трудолюбию, нужны три года, чтобы научиться лени – только три дня.

     Не тот грамотен, кто читать умеет, а  тот, кто слушает и разумеет.

    “Никакой я горчицы не ел”

    “Что любит Мишка”

    “Сказка о потерянном времени”

    “Англичанин Павел”

      Ученик третьего Денис Кораблев в «Сказке о потерянном времени», автором которой является Е.Л. Шварц, постоянно опаздывал в школу, поэтому быстро стал стареньким дедушкой.  Мальчик, который никакой горчицы не ел, долго запускал змея, поэтому не сделал уроки, и Раиса Петровна поставила ему двойку. В.Ё. Драгунский рассказал нам о Пете Зуеве, который гулял по мостовой, вместо того, чтобы идти в школу.

       Ученик третьего Денис Кораблев в «Сказке о потерянном времени», автором которой является Е.Л. Шварц, постоянно опаздывал в школу, поэтому быстро стал стареньким дедушкой.  Мальчик, который никакой горчицы не ел, долго запускал змея, поэтому не сделал уроки, и Раиса Петровна поставила ему двойку. В.Ё. Драгунский рассказал нам о Пете Зуеве, который гулял по мостовой, вместо того, чтобы идти в школу.

      Ученик третьего Денис Кораблев в «Сказке о потерянном времени», автором которой является Е.Л. Шварц, постоянно опаздывал в школу, поэтому быстро стал стареньким дедушкой.  Мальчик, который никакой горчицы не ел, долго запускал змея, поэтому не сделал уроки, и Раиса Петровна поставила ему двойку. В.Ё. Драгунский рассказал нам о Пете Зуеве, который гулял по мостовой, вместо того, чтобы идти в школу.

      Ученик третьего Денис Кораблев в «Сказке о потерянном времени», автором которой является Е.Л. Шварц, постоянно опаздывал в школу, поэтому быстро стал стареньким дедушкой.  Мальчик, который никакой горчицы не ел, долго запускал змея, поэтому не сделал уроки, и Раиса Петровна поставила ему двойку. В.Ё. Драгунский рассказал нам о Пете Зуеве, который гулял по мостовой, вместо того, чтобы идти в школу.

    Кто пропал?

    Из какого он рассказа?

    Как он понапрасну тратил время?

    Чему его эта ситуация научила?

    Кто пропал?

    Из какого он рассказа?

    Как он понапрасну тратил время?

    Чему его эта ситуация научила?

    Ответственность

    Безразличие

    Внимательность

    Неопрятность

    Настойчивость

    Ленивость

    Целеустремленность

    Решительность

    Послушание

    Дружелюбность

    Отзывчивость

    Грамотность

    Ответственность

    Безразличие

    Внимательность

    Неопрятность

    Настойчивость

    Ленивость

    Целеустремленность

    Решительность

    Послушание

    Дружелюбность

    Отзывчивость

    Грамотность

    Ответственность

    Безразличие

    Внимательность

    Неопрятность

    Настойчивость

    Ленивость

    Целеустремленность

    Решительность

    Послушание

    Дружелюбность

    Отзывчивость

    Грамотность

    Витя Зубов

    Мишка

     Англичанин Павел

    Мальчик, который никакой горчицы не ел

    Витя Зубов


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытый урок, проведённый в рамках «Дня открытых дверей» для родителей по теме «Урок здоровья» «Be healthy, wealthy and wise!» Советы, как быть здоровым и успешным.

    Тип урока:Закрепление знаний(рекомендация, советы  по режиму дня)Цели:       - развитие коммуникативных умений   в говорении,   чтении,  ау...

    Открытый урок по чтению "Умейте делать открытия" 2 класс

    Сегодня на уроке чтения мы будем работать над содержанием рассказа Михаила Пришвина «Золотой луг», узнаем, какие названия существуют у известного вам растения. Девизом урока я предлагаю слова: «...

    Открытый урок во 2 классе по теме " Clothes" УМК" Forward",открытый урок в 1 классе по теме " Моя семья"

    Певый урок апробировался на экспериментальной площадке с 2010-2013...

    ОТКРЫТЫЙ УРОК КЛАСС 2 класс

    Урок по окруж миру...

    Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.

    Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...