"Степан Григорьевич Писахов – сказочник и художник". Библиотерапевтический час для 3-4 классов.
книга по чтению (3, 4 класс) на тему

Гришаева Анна Александровна

Особенности биографии и истоки творчества сказочника С. Г. Писахова. Связь между литературой и живописью. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Степан Григорьевич Писахов – сказочник и художник.

Форма мероприятия: библиотерапевтический час.

Читательское назначение: 3-4 классы.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор;
  • выставка книг с. г. Писахова.

Степан Григорьевич Писахов родился 24 октября 1879 года в северном городе Архангельске и прожил в нем, не считая путешествий, всю свою жизнь. В настоящем 2014 году ему исполнилось 135 лет со дня рождения.

Писахов – удивительный сказочник. Нет для его героев ничего невозможного. Песни свои северные они в морозны узоры превращают и складывают в специальные короба, могут превратиться в яблоневое дерево, а могут северное сияние с неба достать.

В своей первой сказке «Не любо – не слушай» Степан Григорьевич говорит о родном крае такие слова: «Про наш Архангельский край столько всякой неправды да напраслины говорят, что я придумал сказать всё как есть у нас.

Всю сушшую правду. Что ни скажу, всё – правда».

В Архангельском крае, на Севере, живет особый, трудолюбивый народ. И природа тех мест отличается от нашей. Пережить северную ночь, которая длится полгода, было бы очень трудно без сказок и их сказителей. На Севере к сказителям относились с огромным уважением. Во время промысла  (на реке Двине люди кормились ловлей рыбы) сказителям выплачивали два пая: за участие в промысле и за сказывание.

Однако Степан Писахов не сразу стал сказочником…

Отец его, Григорий Пейсахов, еврей по национальности, когда-то приехалы в Архангельский край из Белоруссии. Там он женился, построил двухэтажный деревянный дом, на первом этаже которого открыл ювелирную мастерскую. Когда родился Степан, отец мечтал, что он продолжит его дело. Вы знаете, ребята, что ювелир – это художник, изготавливающий украшения из металла и камней.

Мать Писахова, Ирина Ивановна, была родом из песенно-сказочного Пинежья. Бабушка знала и рассказывала много северных былин.

У бабушки был брат, дед Леонтий. Вот он и был профессиональным сказителем.

Степан не знал своего двоюродного деда, но много слышал о нем.

Но в юности Степан Писахов мечтал совсем о другом.

Его манили дальние страны, а родные просторы вдохновляли на создание картин. Степан мечтал стать живописцем. В Петербурге, уехав из родного дома, он учится в училище технического рисования, позже в частной художественной студии.

Все свое свободное время он проводит в художественном музее «Эрмитаж». Его восхищают работы великих мастеров-художников!

В 27 лет Степан Писахов отправляется в путешествие по разным странам: Египет, Турция, Греция, Палестина, Франция, Германия, Италия. Через четыре года возвращается в Архангельск и не может наглядеться на родную землю! В южных странах Писахову было душно, жарко, ему не хватало морозного воздуха, колючего снега, ветра.

В одном из писем Писахов  рассказывает, какой мучительной показалась ему зима без снега.

В Архангельск он вернулся летом, когда снег растаял. Тогда Степан Григорьевич пишет такие слова: «Я сел на пароход, поехал на Мурман. В одном становище в ущелье нашёл снег! Бросился ничком, раскинул руки». С этого дня он путешествовал только по Северу.

За все это время Степан Григорьевич состоялся как художник, работы его экспонировались как в России, так и за рубежом:

  1. до 1910 года выставлял работы в Италии, в Академии св. Луки в г. Риме;
  2. 1910 г.. Архангельск «Русский Север» (200 работ);
  3. Царскосельская юбилейная выставка (60 работ);
  4. 1911 г. Санкт-Петербург, выставка Морских изданий и видов, где Писахов получил Большую серебряную медаль за изображение Русского Севера.

Около 25 лет Писахов работает в школе учителем рисования, при этом его ученики продолжают совершенствовать свое умение в мастерской Степана Григорьевича. Один из учеников, Юрий Данилов, стал известным художником-графиком и иллюстрировал книгу Писахова.

Внешность Стьепана Писахова была необычна: маленький, с огромной головой, с лохматыми бровями и обвислыми усами, в старомодной шляпе, из-под которой свешивались длинные седые волосы.

С виду он был «старик зляшшой», а на самом деле  - добрый и очень отзывчивый.

В 1924 году выходит в свет первая сказка Писахова «Не любо – не слушай».

Позднее главным  рассказчиком становится Сеня Малина. Откуда появился этот персонаж?

В 1928 году Писахов встретился со сказителем Северных мест , который жил в 18 километрах от Архангельска, в деревне Уйма, Семеном Кривоноговым. Кривоногов рассказвал 2 сказки Степану Григорьевичу. С этих пору него появился Сеня Малина, от лица которого идет повествование сказок и который внешне очень похож на Писахова.

Сегодня мы познакомимся со сказкой про Лень и Отеть.

Чтение сказки.

Еще несколько сказок вы можете почитать в предложенных книгах (их показываем в процессе мероприятия). По мотивам сказок Писахова создан мультфильм «Смех и горе на Белом море». Один сюжет «Апельсин» предлагаю посмотреть сейчас.

Просмотр мультфильма.

Ребята, вы внимательно слушали и смотрели.  Сегодня вы узнали о творчестве сказочника и художника Степана Григорьевича Писахова. Давайте попробуем ответить на несложные вопросы викторины и разгадать ребусы о художниках.

С помощью слайдов презентации проводится викторина.

Молодцы, ребята, до новых встреч. И не забывайте читать книги!

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ:

  1. Писахов, С. Г. Сказки/ Сост. И предисл. В. П. Аникина; Рис. М. Федорова.- М.: Дет. лит., 1984.- 64 с.: ил.
  2. Разгадай ребусы, и ты узнаешь, что взял с собой художник для создания картины: игровые странички// Коллекция идей.- 2014.- № 19.- С. 18.
  3. Солдат и царица: сказки русских писателей/ Сост. Андрей Скалон.- М.: Круг, Алтей, 1993.- 160 с.: ил.
  4. Коллекция идей.- 2014.- № 19.- С. 18.
  5. http://www.libtxt.ru/chitat/pisahov_stepan/20735-Skazki.html
  6. https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%9F%D0%B8%D1%81%D0%B0%D1%85%D0%BE%D0%B2,_%D0%A1%D1%82%D0%B5%D0%BF%D0%B0%D0%BD_%D0%93%D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87&veaction=edit&vesection=5
  7. http://www.litmir.net/br/?b=21886&p=4
  8. http://www.velib.com/read_book/pisakhov_stepan/sbornik_skazok/len_da_otet/
  9. http://schoolbiblio.ucoz.ru/index/-46-0-46

Приложение

СКАЗКИ ДЛЯ ЧТЕНИЯ.

Из-за блохи

В наших местах болота больши, топки, а ягодны. За болотами ягод больше того, и грибов там, кабы дорога проезжа была, – возами возили бы.

Одна болотина верст на пятьдесят будет. По болотине досточки настелены концом на конец, досточка на досточку. На эти досточки надо ступать с опаской, а я, чтобы других опередить да по ту сторону болота первому быть, безо всякой бережности скочил на досточку.

Каак доска-то выгалила! Да не одна, а все пятьдесят верст вызнялись стойком над болотиной-трясиной.

Что тут делать?

Топнуть в болоте нет охоты, – полез вверх, избоченился на манер крюка и иду.

Вылез наверх. Вот просторно! И видать ясно. Не в пример ясней, чем внизу на земле.

А до земли считать надо пятьдесят верст.

Смотрю – мой дом стоит, как на ладошке видать. До дому пятнадцать верст. Это уж по земле.

Да, дом стоит. На крыльце кот дремлет-сидит, у кота на носу блоха.

До чего явственно все видно.

Сидит блоха и левой лапкой в носу ковырят, а правой бок чешет. Тако зло меня взяло, я блохе пальцем погрозил, а блоха подмигнула да ухмыльнулась: дескать – достань! Вот не знал, что блохи подмигивать да ухмыляться умеют.

Ну, кабы я ближе был, у меня с блохами разговор короткой – раз, и все.

Тут кот чихнул.

Блоха стукнулась об крыльцо, да теменем, и чувствий лишилась. Наскакали блохи, больну увели.

А пока я ахал да руками махал, доски-то раскачались, да шибко порато.

«Ахти, – думаю, – из-за блохи в болоте топнуть обидно».

А уцепиться не за что.

Вижу – мимо туча идет и близко над головой, да рукой не достать.

Схватил веревку, – у меня завсегды с собой веревка про запас; петлю сделал да на тучу накинул. Притянул к себе. Сел и поехал верхом на туче!

Хорошо, мягко сидеть.

Туча до деревни дошла, над деревней пошла.

Мне слезать пора. Ехал мимо бани, а у самой бани черемша росла. Слободным концом веревки за черемшу зацепил. Подтянулся. Тучу на веревке держу. Один край тучи в котел смял на горячу воду, другой край – в кадку для холодной воды, окачиваться, а остатну тучу отпустил в знак благодарения.

Туча хорошее обхождение помнит. Далеко не пошла, над моим огородом раскинулась и пала легким дожжичком.

Лень да Отеть

Жили были Лень да Отеть.

Про Лень все знают: кто от других слыхал, кто встречался, кто и знается, и дружбу ведет. Лень - она прилипчива, в ногах путается, руки связыват, а если голову обхватит, спать повалит. Отеть Лени ленивей была.

День был легкой, солнышко пригревало, ветерком обдувало.

Лежали под яблоней Лень да Отеть. Яблоки спелы, румянятся и над самыми головами висят. Лень и говорит:

- Кабы яблоко упало мне в рот, я бы съела.

Отеть говорит:

- Лень, как тебе говорить-то не лень?

Упали яблоки Лени и Отети в рот. Лень стала зубами двигать тихо, с передышкой, а съела-таки яблоко. Отеть говорит:

- Лень, как тебе зубами-то двигать не лень?

Надвинулась темна туча, молнья ударила в яблоню. Загорела яблоня, и большим огнем. Жарко стало. Лень и говорит:

- Отеть, сшевелимся от огня. Как жар не будет доставать, будет только тепло доходить, мы и остановимся.

Стала Лень чуть шевелить себя, далеконько сшевелилась. Отеть говорит:

- Лень, как тебе себя шевелить-то не лень?

Так Отеть голодом да огнем себя извела. Стали люди учиться, хоть и с леностью, а учиться. Стали работать уметь, хоть и с ленью, а работать. Меньше стали драку заводить из-за каждого куска, лоскутка. А как лень изживем - счастливо заживем.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Степан Григорьевич Писахов Родился 24 октября (1879-1960) Прожил в Архангельске всю жизнь.

Слайд 2

Степан Григорьевич Писахов— русский художник, писатель, этнограф, сказочник.

Слайд 3

Отец, Григорий Пейсахов , еврей, был родом из Белоруссии. Приехав на север, организовал ювелирную мастерскую. Построил 2-этажный деревянный дом на улице Поморской, в котором и располагалась на первом этаже мастерская.

Слайд 4

Мать, Ирина Ивановна, была родом из песенно-сказочного Пинежья. Бабушка, Хиония Васильевна, знала и рассказывала северные былины. А брат бабушки, дед Леонтий, был сказителем-профессионалом.

Слайд 5

От отца к нему перешёл дар художника. А от деда Леонтия в наследство досталось умение сказки складывать.

Слайд 6

В юности Степан Писахов мечтал стать художником. Он уезжает из дома и обучается в Петербурге. Всё своё время проводил в Эрмитаже. С 27-летнего возраста много путешествовал по разным странам: Египет, Палестина, Турция, Греция, Италия, Франция, Германия . Но красота севера была ему куда как милей.

Слайд 7

Берег Белого моря. Восход солнца. 1909.

Слайд 8

В подводном мире церквушка на скале. Из серии «Сны».

Слайд 9

Туман надвигается. 1911.

Слайд 10

Кий-остров

Слайд 11

Пустозёрск

Слайд 12

Село Троица. 1919

Слайд 13

Чухчерема. 1920

Слайд 20

Белая ночь. 1948

Слайд 21

Северный пейзаж. 1910

Слайд 23

В 1924 г. вышла его первая сказка «Не любо не слушай». Его земляк Семён Кривоногов был знаменит и руками своими золотыми, и крепким словцом. Он стал героем сказок С. Писахова – Сеней Малиной из деревни Уйма.

Слайд 26

Сказки Писахова Не любо – не слушай Северно сияние Морожены песни Яблоней цвёл Оглушительно ружьё Апельсин Как поп работницу нанимал Лень да отеть

Слайд 27

Художники-иллюстраторы А. Сазонов Д. Трубин

Слайд 28

Художники-иллюстраторы М. Фёдоров Т. Ландграф

Слайд 29

Произведения С. Писахова легли в основу мультфильмов, например: О С.Г. Писахове есть книга:

Слайд 30

Памятник Степану Писахову в Архангельске Памятник в натуральную величину поставили на старейшей улице города - проспекте Чумбарова-Лучинского рядом с ул. Поморской, на которой некогда жил сам Писахов. Бронзовая скульптура Писахова протягивает руку прохожим (она так и называется "Здравствуйте, люди добрые!") и редкий прохожий теперь не пожмет ему руку. Возле нее собирается очередь, чтоб сфотографироваться и загадать желание, держа за руку великого сказочника.

Слайд 31

Ответьте на вопросы

Слайд 33

Где прожил всю жизнь С.Писахов? Город Архангельск, улица Поморская

Слайд 34

Кем в детстве мечтал стать С. Писахов? Художником

Слайд 35

Как называлась его первая сказка, вышедшая в 1924 году? «Не любо – не слушай»

Слайд 36

Как звали земляка С. Писахова, который стал героем его сказок – Сеней Малиной? Семён Кривоногов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Степан Писахов. Биография и сказки. Викторина.

Сведения о жизни писателя, его картины, сказки и викторина по данному материалу...

Дополнительные авторские программы художественно - эстетической направленности: «ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЯЗЫК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА», «СМОТРЮ НА МИР ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКА», «ВОЛШЕБНЫЕ СЕКРЕТЫ ХУДОЖНИКА», «В МИРЕ ХУДОЖНИКА - СКАЗОЧНИКА».

Хочу вашему вниманию представить мною разработанные 4 программы.Авторская программа«ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЯЗЫК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»Авторская программа«СМОТРЮ НА МИР ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКА»Авторская п...

Программа внеурочной деятельности учащихся: «Художник - Грамотей». (разработана для учащихся начальных класса, срок реализации: 2 года)

     Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формиров...

Художники - сказочники

Знакомство с творчеством В. Васнецова, И. Билибина, М. Врубеля; способствует развитию детского воображения; прививает любовь к сказкам; формирует эстетическое восприятие...

Урок рисования по теме "Художники-сказочники. В.Васнецов. Иллюстрирование сказки "Гуси-лебеди"

Данный материал содержит конспект урока по теме "Художники - сказочники. В.Васнецов. Иллюстрирование сказки "Гуси-лебеди" + презентацию к данному уроку. Урок знакомит с художником-сказочником В.Васнец...

Конспект урока по ИЗО "Художник и музей. Картина - натюрморт" 3 класс , УМК "Перспектива"

Конспект урока изобразительного искусстваТема: «Художник и музей. Картина - натюрморт» Цель деятельности учителя: знакомство учащихся с многообразием форм изображения мира вещей в ист...

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Смотрю на мир глазами художника» Направление: Художественно-эстетическое: Уровень образования (класс):1-4 классы начальной школы (базовый)

1. Видеть  и  воспринимать  проявления  художественной  культуры в  окружающей  жизни.2. Желание  общаться  с  искусством,  участвовать  в ...