Главные вкладки

    Открытый урок литературного чтения «Снежная королева» Г.Х. Андерсен
    план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

    Матюшенко Надежда Альбертовна

    (УМК «Перспективная начальная школа». 4 класс)

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Урок литературного чтения «Снежная королева»

    (УМК «Перспективная начальная школа». 4 класс)

    Цели и задачи урока:

    • формировать инструментарий, необходимый и достаточный для того, чтобы в основной школе уметь полноценно читать и воспринимать во взаимосвязях произведения фольклора и авторской литературы, а также получать эстетическое удовольствие от текстов, представляющих разные типы повествования;
    • обогатить представления четвероклассников о литературной сказке; познакомить с биографией X. К. Андерсена и обобщить знания учащихся о сказках писателя; закрепить представления о художественном образе и средствах его создания;
    • формировать умение отыскивать нужную информацию в книге, ориентируясь на страницу  «Содержание» или «Оглавление»; умение определять содержание текста по его названию (тема, основная мысль, главное переживание);
    • формировать деятельность наблюдения (отыскивать подробности и детали в литературном произведении) и обобщения (делая выводы на основании обнаруженных подробностей и деталей; объединяя разрозненные сведения в целостную картину);
    • учить детей осмысливать мотивы и последствия поступков, чувства и переживания героев литературного произведения;
    • учить детей примерять высказывание к характеру героев;
    • способствовать воспитанию сознания, чутко и интеллигентно воспринимающего мир (не только произведения литературы и художественной культуры, но и весь окружающий мир – мир людей и природы).

          

    Ход урока

    1.Организационный момент

    - Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи.

    Я желаю, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока.

    2. Актуализация знаний

    • Какой у нас сейчас урок?   (литературного чтения)
    • Каким должен быть урок?  (интересным, поучительным, успешным)
    • А что значит быть успешным? ( значит нам будет интересно, понятно, все будут работать, комфортно на уроке, мы должны открыть какой – то секрет)
    • Что необходимо для успешного урока? ( всем активно и дружно работать, план урока, как будем работать)
    • Посмотрите на план нашей работы

            ( повторить

              открыть тайну

              применить

              закрепить

              оценить)

    • Как называется глава, произведения которой мы читаем?
    • С  какими произведениями устного народного творчества мы познакомились? (былинами, сказками)
    • На какие две группы можно разделить сказки? ( народные и авторские)
    • Что главное в народной сказке?

                  ( способность героя выдержать испытания и восстановить нарушенную справедливость)

    • Что общего в авторской сказке и народной?

                  (особенности сказочного героя, волшебство)

    • Давайте вспомним, чем авторская сказка отличается от народной?
    • ( В авторской сказке в описании предметов и событий

    есть много подробностей и деталей.

    • Авторская сказка больше интересуется миром чувст.
    • В авторской сказке любовь важнее, чем волшебство)
    • Ребята, а волшебство в авторской сказке бывает?

    3. Проверка домашнего задания

    • Какую сказку вы читали на прошлых уроках? ( «Русалочка»)
    • Какая это сказка?   (авторская)
    • Чем эта сказка отличается от народных?

                       (здесь любовь важнее, чем волшебство,

                        благодаря любви русалочка могла остаться в мире людей

                         русалочка мечтала о настоящей любви, а не о жалости)

    • Расскажите, что вы изобразили на своих рисунках  

                         

    4. Определение темы и цели урока

    • - Послушайте песенку и определите тему урока
    • Какая сказка сегодня у нас в гостях?

                                                      («Снежная королева»)

    • - Какая это сказка?  (авторская )
    • - Почему вы так решили? (написал её Ганс Христиан Андерсен)
    • - Какие цели мы можем поставить перед собой? Что я хочу узнать, чему научиться?
    • познакомиться с произведением и его героями
    • найти признаки авторской сказки
    • выразительно читать сказку
    • находить нужные цитаты
    • узнать есть ли волшебство в авторских сказках
    • Как достичь этих целей?  (работать над содержанием сказки, слушать ответы одноклассников)

    5. Беседа об авторе

    • На прошлом уроке было дано задание найти информацию об авторе.

    Настя нашла не только информацию, но и сделала презентацию. Послушаем Настю.

          Ханс Христиан Андерсен родился 2 апреля 1805г. в городе Оденсе на острове Фюн в Дании

          Отец Ханса Кристиана (его тоже звали Ханс Кристиан) был башмачником, мастерил деревянные игрушки, устраивал театральные представления.

           Маленький Андерсен придумывал пьесы, мастерил кукол, шил им наряды, разыгрывал представления.

            Мать Анна Мари была прачкой из бедной семьи. В доме у них была необыкновенная чистота.

          Учился Андерсен в школе для бедняков. Его часто наказывали, смеялись над ним. Мать перевела Ханса в еврейскую школу, но и там над ним смеялись одноклассники.

         Отец ушёл на войну в наполеоновскую армию, вернулся весь израненный и вскоре умер. После смерти отца Андерсена сдали в подмастерья, позднее он начал писать сказки, которые мы любим сейчас и весь мир любит его сказки.

    6. Работа по сказке «Снежная королева»

    • Откройте нужную страницу в хрестоматии

        Работа с толковым словарем.

    Откройте словарь и выясните значение слова тролль 

    Тролль –  в скандинавской мифологии сверхъестественное, волшебное существо. Например, злой тролль.

    • Что ещё знаете о тролле?

       ( они обитают внутри гор, где хранят свои сокровища. Тролли

      вредят людям, похищают скот, даже оказываются людоедами)

    • У Андерсена тролль – дьявол (злой дух, чёрт, сатана)

    7.   Работа над содержанием

    • История первая, в которой рассказывается о зеркале и его осколках.
    • Как описан тролль в 1 истории?

    « Жил-был тролль, злой-презлой; сущий дьявол». (С.67)

    • Дьявол для Андерсена, как и для всякого христианина, - абсолютное воплощение зла. Его отличительные признаки: неправильное (искажённое) видение предметов и насмешливость.
    • Какое средство выбрал дьявол для достижения своей цели?

     «… он смастерил такое зеркало…» (С.67)

    • Какими свойствами обладало зеркало, которое изобрёл  злой тролль? Прочитайте об этом.

    «…зеркало, в котором все доброе и прекрасное уменьшалось, а всё дурное и безобразное так и выпирало. Прекраснейшие пейзажи выглядели в нём варёным шпинатом, а лучшие из людей — уродами! Лица искажались так, что и не узнать. Ученики тролля рассказывали всем, что сотворилось чудо.» (С.67)

    • Можно ли сказать, что в нём всё выглядело как бы вывернутым наизнанку? Найдите нужную цитату.

    «…человек с таким осколком в глазу начинал видеть всё навыворот.» (С.69)

    Кай из-за осколка  видит, что вокруг всё гадко, розу точит червь; начинает передразнивать бабушку, соседей. Он увлечённо играет с увеличительным стеклом, которое, делая предметы больше, фактически искажает вещи, извращает облик мира. Волшебное зеркало искажения является и одним из орудий власти Снежной королевы, как сила, связанная с дьяволом (королева сидит «на зеркале разума; по её мнению, это было единственное и лучшее зеркало в мире»).

    • Прочитайте вывод Маши (стр. 69). Вы соглашаетесь с её выводом?
    • Что происходило с людьми, которым осколки зеркала попали в глаз или в сердце? Процитируй нужный отрывок из текста.

    «А человек с таким осколком в глазу начинал видеть всё навыворот или замечать в каждой вещи только дурное. Некоторым людям эти осколки попадали прямо в сердце, и это было страшнее всего: сердце делалось, как кусок льда.» (С.69)

    • При каких обстоятельствах разбилось зеркало?

     «Напоследок захотелось им добраться и до неба… » (С.68)

    • Вернёмся к целям, которые вы поставили. Узнать есть ли в авторской сказке волшебство? Что мы узнали из первой истории?

                                    ( да волшебство в сказке есть, тролль и ученики

                                      смастерили зеркало,в котором всё казалось

                                      наизнанку)

    История вторая. «Мальчик и девочка» (Слайд)

    • Часто ли общались Кай и Герда? 
    • Как относились дети друг к другу до несчастья с Каем?
    • Можно ли сказать, что они любили друг друга как брат и сестра? Что говорит по этому поводу Андерсен?

    «Они не были братом и сестрой, но любили друг друга, как брат и сестра». (С.70)

    • Какие строчки в начале этой части сказки подтверждают, что у детей общие интересы и увлечения?

     «Родители позволяли мальчику и девочке ходить друг к другу по крыше в гости и сидеть на скамеечке под розами. Как чудесно им тут игралось! …Но дети нагревали на печи монеты, прикладывали их к замерзшим стеклам, и сейчас же оттаивало чудесное круглое отверстие, а в него выглядывал веселый, ласковый глазок — это смотрели, каждый из своего окна,  мальчик и девочка,  Кай и Герда.» (С.70) (Слайд)

    • Знаете ли вы, почему именно розы были единственными цветами, росшими в доме у детей?

    (В доме царит любовь. Роза - символ  любви и вечной женственности, эмблема Богоматери.)

    • Почему, когда Кай решительно сказал о Снежной королеве «я посажу  её на тёплую печку, вот она и  растает», бабушка быстро «завела разговор о другом»?

    (Бабушка понимает, что Снежная королева – это нечистая, злая сила, а упоминать её в христианском доме не принято, потому что это грех и можно привлечь эту силу в дом.)

    • При каких обстоятельствах Кай впервые увидел Снежную королеву? 

                                                       (Просмотр фильма)

    • Какой она показалась мальчику, что он почувствовал? Зачитайте нужные строчки. 

     «Она была так прелестна и нежна, но изо льда, из ослепительно сверкающего льда,  и всё же живая! Глаза её сияли, как две ясных звезды, но не было в них  ни теплоты, ни покоя.» (С.71)

    • Чего испугался Кай, увидев Снежную королеву впервые?

     «Она кивнула мальчику и поманила его рукой. Кай испугался и спрыгнул со стула. А мимо окна промелькнуло что-то похожее на большую птицу.» (С.71)

    • Догадываешься, почему Снежная королева явилась именно Каю?
    • Как вы думаете, почему после изображения Снежной королевы Андерсен повествует о приходе весны, лета, о ярком и ласковом солнце, красоте распустившихся роз? 

    (Злая сила ещё не проникла в героя, мир полон тепла и красок, а дети едины в своей вере.)

    • Что произошло с Каем летом? Нам об этом расскажут сами герои.

                 (инсценировка отрывка)

    • Почему изменилось его отношение к Герде и другим людям?

    «Теперь его сердце  должно было стать как  кусок льда! Боль прошла, но осколки остались.» 

    • Что казалось Каю прекрасным раньше?
    • А в чём он видит красоту теперь? Из каких фрагментов текста это понятно?

      «И забавы его стали теперь совсем иными, такими мудрёными. Раз зимою, когда шёл снег, он явился с большим увеличительным стеклом и подставил под снег полу своей синей куртки. … Каждая снежинка казалась под стеклом куда больше, чем была на самом деле, и походила на роскошный цветок или десятиугольную звезду. Это было так красиво! ... Гораздо интереснее настоящих цветов! И какая точность! Ни единой неправильной линии! Ах, если бы они только не таяли!» ( С.73-74)

    • Как описано второе появление Снежной королевы? 

    « В самый разгар веселья на площади появились большие белые сани. В них сидел кто-то укутанный в меховую шубу и в такой же шапке.» (С.74). (Слайд)

    • Найдите в тексте то место, где Кай преодолевает границу обычного мира и попадает в волшебный мир. (Слайд)

    «Вот они выехали за городские ворота. Снег повалил вдруг хлопьями, и стало темно, хоть глаз выколи. Кай громко закричал — никто не услышал его. Снег валил, санки мчались, ныряя в сугробы. …В тот же миг Снежная королева взвилась с ним на чёрное облако.»  (С.74)

    • Какими глазами мальчик теперь смотрит на Снежную королеву, кажется ли она ему неживой и холодной?

    «…большие сани остановились, и сидевший в них человек встал. Это была высокая, стройная, ослепительно белая женщина — Снежная королева; и шуба, и шапка на ней были из снега.» 

    • Боится ли её Кай? Подтвердите строчками из текста. (Слайд)

     «Кай весь дрожал. …Поцелуй её был холоднее льда, пронизал его насквозь и дошёл до самого сердца, а оно и без того уже было наполовину ледяным. Каю казалось, что ещё немного - и он умрёт… Но только на минуту, а потом, напротив, ему стало так хорошо, что он даже совсем перестал зябнуть. …Кай взглянул на неё. Как она была хороша! Лица умней и прелестней он не мог себе и представить. Теперь она не казалась ему ледяною, как в тот раз, когда сидела за окном и кивала ему. …Он совсем не боялся её и рассказал ей, что знает все четыре действия арифметики, да ещё с дробями, знает, сколько в каждой стране квадратных миль и жителей, а она только улыбалась в ответ.» (С.74-75)

    • Почему Кай, следуя за санями Снежной королевы, мчится из света во тьму?

    г) Самостоятельная работа в парах. Чтение пересказа Евдокии Васильевны (стр. 77) (Слайд)

    • Какие признаки авторской сказки мы наблюдали во второй истории?

               ( любовь важнее, чем волшебство, события описываются

                 подробно, это встреча Кая и Снежной Королевы)

    8. Итог

         - Какие цели мы ставили на уроке?

         - На всё нашли ответ?

         - Поднимите руку, кто научился отличать народную сказку от авторской.

    9. Рефлексия    ( оценить себя и своих товарищей)

    10. Домашнее задание:    Читать следующие главы

    Автор:      Как – то раз Кай и Герда сидели и рассматривали книжку с

                     картинками

    Кай:      - Ай! Меня кольнуло прямо в сердце, и что – то попало в глаз

                                     ( часто моргает)

                   - Должно быть, выскочило.

                    - О чём ты плачешь?  Мне совсем не больно! Фу, какая ты

                    некрасивая!!!

                    - Вон ту розу точит червь. А та совсем кривая.

                      Какие гадкие розы!        (пнул ящик ногою и сорвал обе

                                                                 розы)

    Герда:      - Кай, что ты делаешь!       ( Кай срывает ещё розу и

                                                                     убегает)

         Ханс Христиан Андерсен родился 2 апреля 1805г. в городе Оденсе на острове Фюн в Дании

          Отец Ханса Кристиана (его тоже звали Ханс Кристиан) был башмачником, мастерил деревянные игрушки, устраивал театральные представления.

           Маленький Андерсен придумывал пьесы, мастерил кукол, шил им наряды, разыгрывал представления.

            Мать Анна Мари была прачкой из бедной семьи. В доме у них была необыкновенная чистота.

          Учился Андерсен в школе для бедняков. Его часто наказывали, смеялись над ним. Мать перевела Ханса в еврейскую школу, но и там над ним смеялись одноклассники.

         Отец ушёл на войну в наполеоновскую армию, вернулся весь израненный и вскоре умер. После смерти отца Андерсена сдали в подмастерья, позднее он начал писать сказки, которые мы любим сейчас и весь мир любит его сказки.

               Сказка народная

             Сказка авторская

    • Вымысел

    • Реальные события
    • Сказочные герои

    • Обыкновенные люди
    • Волшебные предметы

    • Обычные предметы
    • Отсутствует автор

    • Автор есть
    • Описание краткое, без подробностей

    • Описание яркое, красочное, подробное, много фантастических элементов
    • Способность героев выдержать испытания и восстановить нарушенную справедливость

    • Авторская сказка больше интересуется миром чувств

    • В авторской сказке любовь важнее, чем волшебство


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Знакомимся с повествованиями, основанными на фольклоре. Обнаруживаем в былине интерес к истории , а в авторской сказке – интерес к миру чувств.

    Слайд 2

    Отличия авторской сказки от народной В авторской сказке в описании предметов и событий есть много подробностей и деталей. Авторская сказка больше интересуется миром чувств. В авторской сказке любовь важнее, чем волшебство.

    Слайд 3

    «Русалочка»

    Слайд 4

    Родился 2 апреля 1805г . в городе Оденсе на острове Фюн в Дании . Ханс Кристиан Андерсен

    Слайд 5

    Отец Ханса Кристиана ( его тоже звали Ханс Кристиан ) был башмачником, мастерил деревянные игрушки, устраивал театральные представления. Домик в Оденсе, где родился Андерсен

    Слайд 6

    Маленький Андерсен сам придумывал пьесы, мастерил кукол и шил им наряды, разыгрывал представления. Родная улица сказочника в Оденсе

    Слайд 7

    Мать Анна Мари была прачкой из бедной семьи. В доме у них была необыкновенная чистота.

    Слайд 8

    Учился Андерсен в школе для бедняков. Его часто наказывали, смеялись над ним. Мать перевала Ханса в еврейскую школу, но и там над ним смеялись одноклассники.

    Слайд 9

    Отец мальчика ушёл на войну в наполеоновскую армию, а вернулся весь израненный и вскоре умер. После смерти отца, Андерсена отдали в подмастерья, позднее он начал писать сказки, которые мы любим сейчас.

    Слайд 10

    «Русалочка»

    Слайд 11

    «Снежная королева»

    Слайд 12

    Цели: познакомиться с произведением и его героями; н аучиться отличать добро и зло; выразительно читать сказку; находить нужные цитаты .

    Слайд 13

    План работы: Исследовать текст сказки. Ответить на вопросы. Сделать выводы.

    Слайд 15

    История первая , в которой рассказывается о зеркале и его осколках.

    Слайд 16

    Работа с Толковым словарём Тролль – в скандинавской мифологии сверхъестественное, волшебное существо. Например, злой тролль.

    Слайд 17

    История вторая Мальчик и девочка

    Слайд 21

    Цели: познакомиться с произведением и его героями; н аучиться отличать добро и зло; выразительно читать сказку; находить нужные цитаты .

    Слайд 22

    Я сегодня узнал(а) … Мне понравилось … У меня сегодня получилось … Мне было трудно … Меня заинтересовало … Меня поразило … Меня удивило …

    Слайд 23

    «Спасибо за работу»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 3 класс Г. Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»

    Цели:1.Способствовать ознакомлению обучающихся со сказкой Г.Х.Андерсена «Стойкий оловянный солдатик» 2.Совершенствовать умения обучающихся анализировать авторские сказки, выявлять их специфические ос...

    Урок литературного чтения 3 класс Г.Х. Андерсен Стойкий оловянный солдатик.

    Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС НОО. УМК "Планета знаний"....

    Методическая разработка урока литературного чтения по сказке Г.-Х.Андерсена "Ель" в 3 классе

    Тип урока: «Урок изучения нового материала, обучающий читательской деятельности».Тема: Г.-Х.Андерсен «Ель».Педагогические цели: Способствовать развитию умения предполагать, предвосхищать содержание те...

    Урок литературного чтения по теме "Г.-Х. Андерсен "Принцесса на горошине"" Учебник: О.В.Кубасова «Литературное чтение», 1 класс.

    Урок литературного чтения по теме "Г.-Х. Андерсен "Принцесса на горошине"" Учебник: О.В.Кубасова «Литературное чтение», 1 класс....

    Урок литературного чтения по теме Г.Х.Андерсен «Дикие лебеди» 4 класс

    Урок литературного чтения по теме Г.Х.Андерсен «Дикие лебеди»Цели:-познакомить с произведением Х.К. Андерсена «Дикие лебеди»,- работать над техникой и выразительностью чтения,-...

    Открытый урок литературного чтения Г. Х. Андерсен "Чайник" Создание текста по аналогии.

    Открытый урок литературного чтения Г. Х. Андерсен "Чайник" Создание текста по аналогии....

    Конспект урока по литературному чтению на тему: "Г.Х. Андерсен сказка "Ромашка".

    Помещаемый материал будет полезен учителям начальных классов на уроках литературного чтения....