Технологическая карта урока
методическая разработка по чтению (3 класс) на тему

Максимова Юлия Владиславовна

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: "О смелости, отваге. героизме.Л.Толстой "Акула" Используемая технология: развитие критического мышления через чтение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tolstoy_akula.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

Предметная область: Литературное чтение (учебник «Литературное чтение» Л.А. Ефросинина)

УМК «Начальная школа 21 век»

Класс: 3

Технология:  развитие критического  мышления через чтение .

Тема: О смелости, отваге, героизме  Л.Н. Толстой «Акула».

Цель: создание условий для проявления познавательной активности и развитие правильной читательской  деятельности.

Задачи, направленные на достижение личностных результатов: ориентировать на понимание причин успеха в учебной деятельности; формировать способность к самооценке.

Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Регулятивные: определять и формулировать учебную цель на уроке с помощью учителя; различать способ и результат деятельности4оценить правильность выполнения действия, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера, сделанных ошибок, высказывать своё предположение.

Познавательные: добывать новые знания из различных источников, находить ответы на вопросы, выделять существенную информацию из текстов, учить видеть позицию автора, прогнозировать события, отвечать на вопросы .

Коммуникативные: умение слушать и принимать мнение других, сотрудничать в группах.

Тип урока: работа с художественным текстом.

Оборудование: портрет писателя, иллюстрации с изображением акулы, компьютер, проектор, экран, печатные листы с биографией автора.

Приёмы: чтение с остановками,

 чтение с пометами,

обращение к личному опыту учащихся,

 прогнозирование по названию,

древо предсказаний,

корзина идей,

 мозговой штурм.

На доске эпиграф:

                                «Мужество необходимо, чтобы в критическую минуту        собраться с духом и принять смелое решение».                

                                                                                                    Ф.Энгельс

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Мотивация

(самоопределение к деятельности)

Включение детей в деятельность, создание положительного эмоционального настроя.

Готовят рабочее место к уроку.

Личностные

Самоопределение к деятельности

2.Актуализация опорных знаний и умений

Выявляет уровень знаний. Проводит параллель с ранее изученным материалом.

- Сегодня мы познакомимся с произведением Льва Николаевича Толстого.

Что вы знаете об этом писателе?

Прием « Чтение с пометами»

Самооценка.

При чтении биографии карандашом выставляют пометки на полях.

V уже знал

+ - узнал новое

? – хочу узнать

 Дети получают печатные листы с биографией писателя. Читают текст.

Лев Николаевич Толстой, граф, русский писатель, родился 9 сентября 1828 в усадьбе Ясная Поляна.

Рано осиротел.

Получил домашнее образование. Затем поступил в Казанский университет.

В 1851 г. поступает в армию и отправляется на Кавказ. Командовал артиллерийской батареей на Малаховом кургане при обороне Севастополя, проявив редкую личную храбрость, награжден орденом св. Анны и медалями.

Осенью 1856 года Толстой, выйдя в отставку, уехал в Ясную Поляну и занялся литературой.

В Ясной Поляне Лев Николаевич Толстой открыл школу для крестьянских детей, сам преподавал в ней и решил написать учебную книжку для самых маленьких. Назвал он её «Азбука», но это было скорее энциклопедия в четырёх томах. Затем Л.Н. создает школы в других деревнях.

Познавательные УУД:

Анализ прочитанного, вычленение неизвестного ранее

Регулятивные УУД

Определение темы урока.

Постановка задач.

Проверка.

-Что узнали нового из текста о жизни писателя?

Прием «Предположение».

-Мы продолжим чтение произведений Л.Н.Толстого.

Посмотрите на рисунок, определите тему рассказа.

-Как бы Вы озаглавили?

-Что знаете об этих животных?

Формулируют ответ

Познавательные УУД

3.Прогнозирование. Выдвижение предположений.

Фиксирование затруднений.

4.Самостоятельное знакомство с произведением.

Фиксирование затруднений в понимании прочитанного.

5.Этап осмысления. Анализ прочитанного. 

Прочтите название рассказа

   

  Прием «Предположение».

- Что может произойти в рассказе с таким названием?

Чтение самостоятельное

 Прием «Чтение с остановками»

. Определить, какой это рассказ?

Чтение первой части

Вопросы после чтения первой части

- Кто такой  артиллерист?

-Кем приходится старый артиллерист одному из мальчиков?

- Как вы думаете, какие чувства испытал артиллерист?

Приём «Дерево предсказаний»

Групповая работа. (На столах карточки с заданием).

Подумайте и дайте ответы на вопросы.

1.Что будет дальше?

2.Чем закончится текст?

3.Как могут развиваться события?

Дети обмениваются идеями, распределяют деятельность в группе по «Дереву предсказаний».

-Озвучить свои мысли (по 1 ученику на 1 вопрос).

-У кого другой вариант?

Чтение второй части

- А теперь что испытывает артиллерист?

- Когда матросы и артиллерист  увидели акулу, что бы вы предложили им сделать?

Давайте узнаем, что же произошло дальше?

Чтение третьей части подготовленным учеником.

- Что сделали мальчики, когда увидели акулу?

- В каком состоянии человек пронзительно кричит? Расскажите.

- Акула находится на расстоянии двадцати шагов от мальчиков, лодка с матросами находится далеко от мальчиков. Что вы предложите сделать в этой ситуации?

- Что может сделать артиллерист?

- Давайте узнаем, что произошло дальше.

Чтение четвертой части учителем.

- Почему упал и закрыл лицо руками артиллерист? Что он чувствовал?

 Физминутка для глаз

После чтения рассказа.

 Мозговой штурм.

-Совпали ли предположения?

- Какой это рассказ?

- Что поразило?

-Расскажите, что переживали во время чтения?

Выдвигают предположение.

Тема: о животных.

Хищные животные, морские животные

Поиск информации в различных источникахАкула – страшная хищница моря. Это очень древние рыбы. Акула - рыба прожорливая и хищная. Они целой стаей плывут за кораблями и ждут, не упадет ли в море человек, но если такого не случается, то с большим удовольствием пожирают то, что люди выбрасывают в воду. Они глотают все подряд, даже пустые бутылки, консервные банки и всякий хлам. Белая акула - самая опасная, свирепая и сильная из всех акул. Ее называют "белая смерть”. Пасть акулы усажена несколькими рядами острых зубов. Кожа многих акул покрыта чешуей с острыми шипами. Поэтому даже легкое прикосновение акулы плывущей порой со скоростью 40 км в час, наносит серьезные раны. Но не все акулы хищники. Многие питаются медузами, мелкой рыбешкой.

«Акула»

Выдвижение гипотез. (Познавательные УУД)

Акула убивает человека. Человек убивает акулу.

Научно - познавательный

Артиллерист -служащий артиллерии, человек, который стреляет из пушки

Отцом

Старый артиллерист любуется мальчиком, ему нравится, что его сын такой ловкий, шустрый, подвижный, как ящерица, ему нравится, что он хорошо плавает

Мальчиков спасут, всё будет хорошо, дети погибнут

Артиллерист находится в шоке, это высшая степень страха и ужаса

Развернуть корабль на акулу, спустить лодку, поплыть артиллеристу самому за мальчиками

они пронзительно закричали

Он испытывает страх,  у него паника

Мальчикам повернуть назад и плыть к лодке.

Давать команды матросам

Он испугался, что убил своего сына

Совпали

художественный

Уже в названии есть что-то тревожное, предчувствуешь – что-то случится.

.Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

ПознавательныеУУД: решение проблемы в нехватке информации

Поиск информации из различных источников

6.Творческая работа по произведению.

 Работа в группах сменного состава.

1 группа.

Придумайте и запишите синонимы к слову смелый,  

опытный

Поиск информации из толкового словаря.

Смелый (мужественный, сильный духом, решительный, храбрый)

Опытный (находчивый, бывалый, многоопытный, искусный, знающий, сведущий)

2 группа. Придумайте и запишите синонимы к слову

 веселый

проворный

Веселый (радостный, шумный, жизнерадостный, беззаботный)

Проворный  (шустрый, быстрый, юркий, как ящерица

3 группа. Придумайте и запишите синонимы к слову страх

радость 

страх (ужас, испуг, паника, шок, боязнь),

радость (веселье, ликование, жизнерадостность).

4 группа. Придумайте и запишите синонимы к слову мудрый  

добрый

душевный

мудрый   (умный, разумный, глубокий, опытный, светлая голова, светлый ум, семи пяди во лбу, проницательный, прозорливый)

добрый (заботливый, понимающий, добросердечный, сердечный, добродетельный, добродушный)

душевный  (чуткий, отзывчивый, преисполненный доброты, сердечности

1 группа.

Составьте словесный портрет артиллериста.

2 группа

Расскажите, как он любуется мальчиками.

3 группа

Как испытывает шок при виде акулы.

Как принимает решение и стреляет из пушки.

4 группа

Какими чертами характера обладает.

Немолодой, уставший, старый, седой

мужественный, решительный

7. Этап рефлексии

Вывод:

-Почему так озаглавлен текст?

- Так кто же главный герой этого рассказа?

-О чем этот рассказ?

 О чем задумается читатель?

-Что хотел автор донести до читателей этим произведением?

Доказать текстом.

- Я думаю, что у каждого человека в жизни бывают такие моменты, когда он не знает что делать дальше. Если в вашей жизни тоже встретится такой момент, я советую вам быть в этот момент смелыми, решительными, хорошо обдумать ситуацию и принять правильное решение.

Народная мудрость гласит «Любовь побеждает всё!»- появляется надпись на доске. Вы согласны?

 

Домашнее задание: чтение с.4-6 подготовить рассказ об отце мальчика по плану или подробный пересказ текста.

Артиллерист

О любви отца к сыну, это побудило совершить поступок. О смелости, отваге, героизме

1. Рассказ

2.Художественный, интересный

3. Вызывает, заставляет, учит

4. Художественный рассказ вызывает чувство.

5. Любовь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...

Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".

Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».

Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от учителя зависит,Какими д...

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...