Методическая разработка внеклассного чтения 3 класс
методическая разработка по чтению (3 класс) на тему

Козлова Наталья Александровна

Закрепление материала по произведению В. Осеевой "Почему?" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx29.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«СОШ №31 имени  А.П. Жданова»

Конспект урока

Внеклассное  чтение

Класс: 3

Тема: В. Осеева «Почему?» ( закрепление)

Составила: Учитель начальных классов

Козлова Н.А.

Братск-2015г.

Тема: В.А.Осеева «Почему?»

Цель: формирование умения определять главную мысль изучаемого произведения с помощью наблюдений за выразительными средствами, используемыми писателем, на основе знакомства с рассказом В.Осеевой “Почему?”

Задачи:

Образовательные:

  • расширить сведения о жизни и творчестве В. Осеевой и познакомить с её произведением “Почему?”;
  • актуализировать имеющиеся у учащихся знания в связи с изучаемым материалом;

Развивающие:

  • развивать самостоятельное мышление, умение сравнивать, анализировать, речь, память, внимание;
  • расширять кругозор;
  • развивать коммуникативную культуру ребенка и коммуникативную компетентность младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;

Воспитательные:

  • формирование внимания к внутреннему состоянию героя и поступка, вызванного им
  • воспитание чуткого отношения к живой природе
  • обогащение нравственного опыта младших школьников
  • обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе.
  • воспитывать гуманное отношение к животным.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • формирование уважительного отношения к иному мнению;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

Регулятивные:

  • осознание значимости чтения для личного развития;
  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; саморегуляция;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

Познавательные:

  • использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
  • умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

Коммуникативные:

  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
  • излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Оборудование для учителя:

мультимедийная презентация, оформление кластера на доске, музыкальное сопровождение. Книжная выставка

Для учащихся: тексты В. Осеевой  « Почему?»Краски , листочки. План рассказа.

На дома состоялось первичное знакомство с рассказом. Данный урок будет полностью посвящен анализу рассказа.

 

Ход урока.

I. Организационный этап.

Психологический настрой

 Слайд 1

 Всем, всем – добрый день!

Прочь с дороги, злая лень!

Все расселись по местам,

Никому не тесно,

По секрету скажу вам:

«Будет интересно!»

-Чему мы учимся на уроках чтения?

(На уроках чтения мы учимся красиво говорить, читать, пересказывать.)

Отработка дикции.

Слайд 2

Среди всех зверей, однако,
Людям лучший друг – собака.

*Прочесть самостоятельно,

*все вместе  

*с вопросительной интонацией,

*с восклицательной интонацией,

*с удивлением,  

*с радостью.

II. Формулирование темы и цели урока (Целеполагание). 

Мотивация к деятельности.

- на экране  расположены иллюстрации из рассказа и портрет автора.

Слайд 3.

- Скажите, с каким произведением мы будем продолжать работать и кто его автор?(Сегодня мы будем работать с текстом рассказа В.А. Осеевой «Почему?»)

Слайд 4.

-Почему зимою снег кружит вокруг?

Почему луна исчезла ранним утром вдруг?

Почему всегда с улыбкой в школу мы идём?

Почему друзей в дороге за руку берём?

- как вы думаете, каким будет вопрос, на который мы будем искать сегодня ответ? Слайд 5

III. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

Актуализация знаний

составление плана пересказа.

- Восстановите последовательность событий в рассказе.

 Работа в парах  (задание на карточках), после обсуждения в парах учитель показывает на слайде правильную последовательность.

 

  1. Бум наказан.
  2. Мальчик с собакой.
  3. Сын признался.
  4. Чашка разбилась.
  5. У каждого своё почему.
  6. Это…Бум!
  7. Ночью.
  8. Расстроенный лай.
  9. Все дома!
  10.  Он будет жить в будке!
  11.  Бум один на крыльце.

(проверяем по цепочке с опорой на презентацию)

(ответ: 2,4, 6, 10, 1, 11, 7, 8, 3, 9,5) Слайд 6

IV. Обобщение и систематизация знаний

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

 Пересказ по плану.

  1. Мальчик с собакой.
  2. Чашка разбилась.
  3. Это…Бум!
  4. Он будет жить в будке!
  5. Бум наказан.
  6. Бум один на крыльце
  7. Ночью.
  8. Расстроенный лай.
  9. Сын признался.
  10.  Все дома!
  11.  У каждого своё почему.

V. Закрепление во внешней речи.  Работа с текстом.

- Мы повторили содержание текста рассказа.    Но ведь при первичном чтении трудно все понять  и осознать. Поэтому настоящие читатели всегда возвращаются к прочитанному.

 - С чего начинается рассказ?

- Почему эта чашка была так дорога маме?

- Кто виноват был?

- Как вы считаете, мама догадалась, кто разбил чашку?  Ведь она была на кухне и ничего не видела.

- А в произведении есть слова, по которым мы можем понять, что мама догадалась?

- Пыталась ли она помочь сыну сказать правду? ( Ты  очень испугался?  Может ты нечаянно….)

- Кого наказали?

- Каким было наказание?

- Легко ли было маме принять такое решение?

- Что чувствовал Бум, получив незаслуженное наказание? Найдите ответ в тексте, зачитайте.

- А что чувствовал в это время мальчик? Зачитайте.

- Какие чувства боролись в душе мальчика?

Сравнение отрывков текста с. 142 Слайд 7

«Послышался звон… Сердце у меня замерло. Я тихонько встал со стула и опустил глаза.»

А теперь сравним этот отрывок с текстом из рассказа. Что я изменила ?

Тихонько сполз – встал.

Попробуем изобразить как главный герой «встал» со стула (показывает один ученик)

- а теперь, как он тихонько сполз (показывает другой)

- есть разница? Какая?

- какой можно сделать вывод?

(замена лексического значения слова играет важную роль).

автор включил в свой текст такие характерные глаголы, которые помогают оценить состояние мальчика. Найдите их в тексте. (колени у меня задрожали, язык заплетался)

Вот мы и доказали, каким важным в произведении может оказаться одно лишь слово.

VI.Применение знаний и умений в новой ситуации

Работа в парах. (Кластер) Слайд 8

В подтверждении этой мысли я предлагаю вам следующее задание.

Перед вами незаполненный кластер, ключевым словом которого является слово ПРИРОДА.

Работая с текстом в учебнике, заполним недостающие звенья кластера.

С чем связано такое настроение природы? (настроение мальчика)

Попробуйте изобразить при помощи красок настроение мальчика

(Дети рисуют авангардный рисунок передавая настроение мальчика после лжи. Прикрепляют рисунки на левую часть доски.)

Слайд 9

Обратите внимание на картины Левитана «Золотая осень» , «Дождь. Буря».

- Какая из картин соответствует настроению мальчика? «Дождь. Буря».

-Что подтолкнуло вас на эту мысль? Докажите.с. 146.

Физминутка: Слайд 10 

 Разминка для глаз

а теперь в учебнике найдите и прочитайте эпизод признания мальчика.

Так как бы прочитал диктор.

(«..Мама, это я разбил чашку).

Какие обстоятельства заставили  мальчика признаться?

_ЧТО он испытал после признания?

- обращаясь опять к краскам, давайте попробуем предположить, какой теперь стала душа мальчика в этот момент признания? (светлее, чище)

Изобразите при помощи красок состояние мальчика   после признания.

(Учащиеся рисуют рисунки прикрепляют их на правую часть доски.)

Сравнение рисунков.

Послушайте музыку и ответьте на вопрос какая из них передаёт настроение мальчика после лжи и после признания.

Звучит мелодия «Лёгкое счастье», Моцарт «Реквием по мечте»

(Учащиеся слушают произведения , сравнивают рисунки и отвечают на вопрос.)

VII.Включение в систему знаний и повторение

- что живёт в душе нашего героя? Слайд 11

Отгадав ключевое слово синквейна, мы ответим на этот вопрос.

1…                                          

2.Чистая, беспокойная.

3.Мучает, побуждает, возвышает.

4.Стыд не дым, а глаза ест.

5.Честь.   (СОВЕСТЬ)

- Молодцы! Именно совесть, которая живёт в сердце каждого человека, показывает, как правильно жить и как правильно поступать. Каждый человек имеет право на ошибку, главное, уметь вовремя найти правильное решение, исправить её. Что такое совесть? Как понимаете значение слова?

Составление вопросов.

- в каких случаях задают вопрос «Почему» (когда хотят выяснить причину)                   - почему рассказ называется «Почему?»

найдите эпизоды в тексте начинающиеся со слов «почему»?

VIII.Рефлексия деятельности (Подведение итогов)

Можем ли мы сейчас ответить на эти вопросы? Слайд 12

У каждого бывают такие моменты говорят: « Нас мучила совесть» . Поэт Рыленков написал стихотворение о совести, которое показывает, насколько важно для человека это нравственное чувство:

Мы делаем для памяти зарубки,

Не доверяя собственным следам,

А совесть помнит все наши поступки

И не стареет вопреки годам.

Она скромна. Не говорит ни слова.

Пока не взвесит помыслов и дел,

И вдруг напомнит прямо и сурово

Как раз о том, что ты забыть хотел.

Ей всё равно – шумит ли в поле вьюга.

Поют ли в перелеске соловьи,-

Держи ответ. И ни жены, ни друга

В свидетели напрасно не зови.

Чего скрывать – с ней нелегко живется

Но мы гордимся, в новый путь спеша,

Что совестливой издавна зовётся

В народе русская душа.

Итог урока.

Вспомните_ на какой вопрос мы искали ответ? Смогли ли мы на него ответить? Чьё почему было самым сложным для вас? какие выводы вы сделали для себя после чтения этого рассказа?

 Домашнее задание  творческое.

Я предлагаю вам нарисовать « совесть» Подумайте, в роли кого или чего  она могла бы быть? Само слово « Совесть» женского рода. Значит, совесть можно изобразить в виде девушки, а может быть, в виде какой – то сказочной героини женского пола. Так же совесть можно изобразить в виде какого – то поступка, действия. Пофантазируете немного и мы завтра посмотрим, у кого что получилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по чтению 2 класс по теме <<Формирование интереса к чтению у младших школьников>>

В работе дается теоретическое обоснование проблемы формирования читательской самостоятельности младших школьников. Раскрывается роль чтения-общения в становлении личности ребенка-читателя, психологиче...

Методическая разработка по чтению (3 класс) по теме: Интегрированный урок ( чтение + ИЗО) по басням И.А.Крылова

Обобщающий урок по творчеству И.А.КрыловаТема урока:     "Басни И.А. Крылова"Цель:показать нравоучение, мораль басен Крылова;проверить знание басен;учить выразительному чтению басен, ин...

Методическая разработка по чтению (3 класс) по теме: Интегрированный урок ( чтение + ИЗО) по басням И.А.Крылова

Обобщающий урок по творчеству И.А.КрыловаТема урока:     "Басни И.А. Крылова"Цель:показать нравоучение, мораль басен Крылова;проверить знание басен;учить выразительному чтению басен, ин...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературному чтению. Познавательно - развивающее мероприятие «Русские писатели 19 века».2 класс

Данное мероприятие проведено в рамках Фестиваля гуманитарных наук среди 2-х классов. Групповая работа, ИКТ, инсценирование позволиили активизировать учащихся в течении всего мероприятия....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературному чтения для 2-х классов "Игра "Поле чудес" по С.Я. Маршаку"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Поле чудес" для изучения творчества и закрепления знаний об изучаемом писателе в начальной школе С.Я. Маршаке...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературному чтению (2 класс).

Внеклассное мероприятие по литературному чтению (2класс).«Праздник пословиц и поговорок» Цель: развивать познавательную активность детей; воспитывать интерес к устному народному творч...

КОНКУРСНАЯ РАБОТА на лучшую методическую разработку внеклассного мероприятия по духовно-нравственному воспитанию обучающихся Внеклассное занятие для учащихся 4-х классов « Новомученики и исповедники Церкви Русской»

Цели:дать представление обучающимся о значении и содержании подвига новомучеников в истории России и Русской Православной ЦерквиЗадачи: дать объективные представления о причинах гонений на Церковь в н...