Внеклассное чтение по теме: «Не жалей, малыш, стараний …!»
план-конспект занятия по чтению (3 класс) на тему

Капина Надежда Владимировна

 «Габдулла Тукай – солнце татарской поэзии, которое, однажды взойдя над нашей великой землей, не зайдет уже никогда», - сказал М. Шаймиев. Тукай сыграл значительную роль в развитии детской литературы начала XX века. В своих стихотворениях поэт стремится передать детские переживания, создает образы, понятные и доступные для детского восприятия. Произведения Тукая пронизаны глубокой любовью к родному краю, его природе. Творческое наследие поэта способствует формированию таких ценных качеств личности, как трудолюбие, честность, смелость, скромность, ответственность, уважение к старшим, стремление к знаниям. В произведениях Тукая можно найти ответы на многие вопросы сегодняшнего дня.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_tukay.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное чтение. 3 класс

Тема: «Не жалей, малыш, стараний …!»                             

Цели: знакомство с жизнью и творчеством великого народного татарского поэта Габдуллы Тукая.

Задачи урока, с учётом формирования универсальных учебных действий (УУД).

Личностные УУД 

Способствовать установлению связи между целью учебной деятельности и её мотивом посредством данного предмета.

Формировать ценностное отношение к книге как к явлению культуры, ценностное отношение к природе, искусству, умение ценить прекрасное, любоваться им.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; наличие мотивации к творческому труду, бережному отношению к духовным ценностям.

Осознание своей этнической и национальной принадлежности.

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за российскую культуру.

Регулятивные УУД

Постановка и сохранение учебной задачи.

Умение ориентироваться в текстовом массиве, перечитывать текст, отыскивая информацию, необходимую для ответа на вопрос.

Познавательные УУД

Анализировать текст и находить ответы на вопросы, интерпретировать отдельные детали, находить то, что не высказано прямо, делать выводы, соотносить картинки  с содержанием прочитанного. Анализ художественного образа с помощью поясняющих вопросов: «Что хотел сказать автор, и как он сумел это сделать?»

Библиографические умения, расширение читательского кругозора, анализ текста с целью увидеть, а как автор добился такого впечатления от его произведения – преувеличение, повторы.

Выражение отношения к прочитанному через выразительное чтение (осознанный выбор темпа, громкости, тембра голоса, обоснование выбора).

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.

Коммуникативные УУД 

Готовность слушать собеседника и вести диалог. Формулировать собственное мнение и позицию.

Оборудование: портрет Г. Тукая. Выставки книг Г. Тукая, рисунков «Тукай, в сердце моём!». Проектор, ноутбук. Презентации.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Подготовка к восприятию нового материала.

1. У. - Добрый день дорогие, ребята, уважаемые гости!

  26 апреля – день рождения великого поэта татарского народа Габдуллы  Тукая.

- Что вы знаете о Г.Тукае? Ответы детей. Знания получены в детском саде, на уроках татарского языка.

У. - Сегодня мы с вами узнаем о жизни Габдуллы Тукая, познакомимся с бессмертными творениями  народного поэта.  

 Про Габдуллу Тукая говорят, что он «взошел крупной и яркой звездой на небосклоне мировой поэзии. Тукай – душа татарского народа, его истинный, глубинный дух».

2. У. – Темой урока послужили первые строчки одного из стихотворений поэта:

Не жалей, малыш, стараний!    Чтение стихотворения, подготовленным учеником.                        

 

Не жалей, малыш, стараний! Для работы создан день.

А устанешь – сон спокойный принесёт ночная тень.

Подымайся утром рано и берись за свой урок,

Срок бывает для работы, для игры бывает срок.

Видишь солнца труд упорный: поднимается с зарёй,

Целый день плывёт по небу, ярко светит день-деньской.

Лишь потом, устав как будто, покидает небосклон,

Отдыхает за горою и земле дарует сон.

Коль в труде примером станет солнце яркое тебе –

Сам, как солнце, засияешь на земле среди людей.

3. У. – Что можете сказать по содержанию стих.? К чему призывает нас поэт?

- Какой приём использует?

Д. - Сравнение. Олицетворение.

У. - Какие пословицы подходят к данной ситуации?

Д. - Делу время, а потехе час. Сделал дело – гуляй смело.

У. - Как объясните последнюю строчку стихотворения?

III. Презентация.

1. Чтобы лучше понять творчество поэта, нужно познакомиться с его жизнью - биографией.

 Презентация, посвящённая жизни и творчеству Г.Тукая

2. В ходе презентации дети выступают с инсценированными стихотворениями

Забавный ученик                                                           

- Ну, давай, Акбай, учиться!

Сядь, дружок, на хвостик свой!

Смело стой на задних лапках!

Чур, не падать, прямо стой!

- Ах, зачем меня ты мучишь? Я совсем ещё щенок,

Мне всего недель двенадцать…

Не хочу учить урок!

Отпусти меня, не надо! Прогуляться я хочу.

На лугах, на мягкой травке поваляться я хочу.

- Глупый пёсик!

Нужно к делу приучаться с малых лет,

Ремеслом не овладеешь, если будешь, стар и сед!

У. – Чему нас учит стихотворение.

Кончил работу – играй!   

     

В один прекрасный летний день, забившись в уголок,

Готовил мальчик по утру учителю урок.

Он книгу толстую читал, не отрывая глаз,

И слово каждое твердил помногу раз.

Скользнуло солнышко лучом в закрытое окно:

«Дитя на улицу иди, я жду тебя давно!

Ты был прилежным, но закрой учебник и тетрадь,

На воле чудно и светло, тебе пора играть!»

И мальчик солнышку в ответ: «Ты погоди, дружок!

Ведь если я пойду гулять, кто выучит урок?

И для игры мне хватит дня, оставим разговор,

Пока не кончу, ни за что не выбегу на двор!»

И, так ответив, замолчал, за книгу взялся он

И снова трудится над ней, ученьем увлечён.

Но в это время под окном защёлкал соловей

И слово в слово повторил: «Я жду тебя, скорей!

Ты был прилежным, но закрой учебник и тетрадь,

На воле чудно и светло, тебе пора играть!»

Но мальчик молвил: «Погоди, соловушка, дружок!

Ведь если выйду я на двор, кто выучит урок?

Когда закончу, не зови, - сам выбегу туда.

Я песню милую твою послушаю тогда».

И, так ответив, замолчал, за книгу взялся он

И снова трудится над ней, ученьем увлечён.

Тут веткой яблоня стучит в закрытое окно:

«Дитя, на волю выходи, я жду тебя давно!

Должно быть, скучно всё сидеть за книгами с утра,

В саду под деревом густым тебе играть пора!»

Но мальчик ей сказал в ответ: «Ах, яблонька, дружок,

Ведь если я пойду гулять, кто выучит урок?

Ещё немножко потерпи. Хоть славно во дворе,

Когда уроки за тобой, веселья нет в игре!»

Пришлось недолго ожидать – окончены дела!

Тетради, книжки и пенал исчезли со стола!

И мальчик быстро в сад бежит: «А ну, кто звал меня?

Давайте весело играть!» - И началась возня.

Тут солнце красное ему с небес улыбку шлёт,

Тут ветка яблони ему дарит румяный плод,

Там соловей запел ему о том, как счастлив он,

А все деревья, все цветы отвесили поклон!

У. – Какие жанры  устного народного творчества напоминает стихотворение?

Д. - Сказку – повторами, олицетворёнными персонажами, песню – напевностью.

VI.

1. У. Сегодня мы будем читать одну из самых известных сказок  Г. Тукая «Шурале».

- Кто знает сказку, расскажите.

 Презентация

Чтение сказки учителем и подготовленными учениками.

2. Беседа по прочитанному.

У. - Как мы определяем, что это сказка? Вспомните композиционную особенность народных сказок.

Д. - Зачин, основная часть, концовка.

Кульминация.

Сказочные герои.

У. - Что можно сказать о главных героях сказки? Какими качествами характера они обладали?

- Какие художественные приёмы использует Тукай?

- Про поэта говорят, что он «народный поэт». Как мы узнаём, что он любит народ, свою Родину?

У. - В поэме-сказке «Три истины» поэт говорит:

 «Не горюй о том, что было и прошло,

Не вернёшь, как не вздыхай ты тяжело.

Ты за то, что не под силу не берись,

Ты посильною задачею займись.

Слову всякому не очень доверяй,

Самого себя опорой избирай».

У. – Назовите истины, о которых говорит поэт.

- Какими же правилами руководствуется наш джигит?

V. Итог урока. Рефлексия.

- Что вы узнали нового на уроке?

- Почему хочется снова и снова знакомиться с творчеством  Тукая?

- В чём мудрость слов «Не жалей, малыш, стараний!»?

- Какой пословице соответствуют эти слова?                          

 Знания – сила

VI. Домашнее задание.

 Выразительно читать стихи Г.Тукая «Сабит учится читать», «Дитя, работай!»

Использованная литература

1. Багаутдинова         Д. Музей Г. Тукая в Казани. Путеводитель.- Казань, Татарское кн. изд-во, 1989.

2. Музей        Г.Тукая в Кырлае. - Казань, Татарское книжное издательство, 1984.

3. Нуруллин И. «Напевы мятежного саза». М., Детская литература, 1986.

4. Тукай Г. Стихотворения, поэмы и сказки/ Перевод с татарского. - Казань: Татарское кн. Изд-во, 1986.

5. Тукай Г. Избранная проза. (Пер. с татарского М. Рафикова).- Казань: Татарское книжное издательство, 1992.

6. Тукай Г. Стихотворения и поэмы. Автобиографическая проза. М., ИНСАН, 2003.

7. Интернет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения по теме «Чудо-сказки по произведениям К.И.Чуковского»

Тип урока: комбинированный с применением ИКТ.Класс: 3 План урока:Организационный момент....

Конспект по внеклассному чтению на тему "В гостях у сказки"

В конспекте содержится игровой материал по сказкам....

План-конспект урока внеклассного чтения на тему "Сказки о животных". 1 класс

Знакомство детей со сказкой в игровой форме. Дети узнают, что сказки бывают: волшебные, бытовые и сказки о животных. Затем идет знакомство и работа с произведением В.Сутеева "Палочка - выручалочка"....

Задания по внеклассному чтению по теме "Три поросёнка"

Предоставлен материал по внеклассному чтению по теме "Три поросёнка". Материал урока группируется следующим образом.Первая группа заданий включает в себя: загадки, пословицы,задания обучающие давать х...

Урок внеклассного чтения по теме "Твой родной край" в 4-м классе коррекционно - развивающего обучения. Р.Казакова "Хабаровску"

Урок внеклассного чтения по теме «Твой родной край» для учащихся 4-х классов коррекционно-развивающего обучения помогает понять красоту родного края, развивает мышление, речь, творческие способн...

Конспект урока по внеклассному чтению по теме "В гостях у Н.Носова"

Знакомство с писателем, с его произведениями  и викторина по произведениям писателя....

Проект урока по внеклассному чтению по теме "В гостях у дедушки Чуковского"

Тема: «В гостях у дедушки Чуковского».Форма: внеклассное мероприятие по литературному чтению.Цель: привлечь внимание учащихся к творчеству К.И.Чуковского.Задачи: Расширять знания детей о писателе К.И....