Урок внеклассного чтения по теме " Великий Андерсен и его сказочный мир"(2- 3 класс)
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Евдокимова Ирина Сергеевна

Интересный материал по анализу сказки Андерсена " Дюймовочка". Можно использовать на уроках чтения и для проведения внеклассных мероприятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_chteniya-dyuymovochka.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения 2 класс

Тема. «Х.К. Андерсен «Дюймовочка - маленькая девочка с большим сердцем»

Цель урока. Показать детям на примере сказки, что значит «человек с большим сердцем».

Оборудование. Выставка книг по произведениям Х.К. Андерсена.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Тема урока

Учитель. Сегодня мы отправимся в путешествие в сказочную страну вместе с героиней сказки, которая была маленькая-маленькая, всего в дюйм ростом… Вы, конечно же, догадались о ком пойдет речь?

Дети. Да, о Дюймовочке.

У. Вы знаете, почему ее так назвали?

Д. Да. Есть такая единица измерения – дюйм. И эта девочка была такая крошечная, поэтому ей дали имя Дюймовочка.

У. Правильно. Ребята, дюйм это 2,5 см, посмотрите сколько это. (Учитель показывает на линейке.) А кто знает автора этой сказки?

Д. Это Ханс Кристиан Андерсен.

У. Молодцы! Знаете, что однажды произошло?

Давно, более ста лет тому назад, в одной маленькой шотландской гостинице путешественник забыл тросточку. Хозяин гостиницы привязал к тросточке записку: «Датскому писателю Хансу Кристиану Андерсену», - и отнес тросточку на почту. Почта приняла посылку с таким коротким адресом, доставила ее адресату. Потому что уже тогда весь мир знал фамилию этого необыкновенного человека.

Ребята, а вы знаете какие сказки он еще написал?

Д. «Гадкий утёнок», «Снежная королева», «Стойкий оловянный солдатик»…

У. Молодцы! Сегодня мы с вами прочитаем сказку «Дюймовочка».

 Учитель начинает читать, а ученики продолжают.

- Вам понравилась сказка?

Д. Да.

У. Ребята, найдите и прочитайте в тексте, как Андерсен описывает Дюймовочку.

Д. «Это был в самом деле тюльпан, но в чашечке его жила девочка. Она была Маленькая-маленькая, всего в дюйм ростом. Поэтому ее так и прозвали – Дюймовочка…»

У. Что однажды ночью произошло с Дюймовочкой?

Д. Её похитила старая жаба.

- Она ее хотела выдать замуж за своего сына, а Дюймовочка не хотела этого.

У. Как вы думаете, почему рыбки помогли Дюймовочке?

Д. Им стало ее жалко.

У. Найдите этот фрагмент в тексте и прочитайте.

Д. «Взглянув на Дюймовочку своими круглыми глазками, они ушли на самое дно и стали думать, что же теперь делать. Им было ужасно жалко … Не бывать же этому! ….

И перегрызли стебелек листа…»

У. Почему Дюймовочка переживала из-за мотылька?

Д. Он был крепко привязан шелковым поясом.

- Он помог Дюймовочке, а она не могла ему помочь. Поэтому она попросила майского жука освободить мотылька. Но он не слушал Дюймовочку. Она ему понравилась, и он решил на ней жениться.

У. Что же случилось? Из-за чего жук изменил свое мнение о Дюймовочке? Зачитайте этот отрывок.

Д. «У нее только две ножки! – говорили одни.

- У нее даже нет щупалец! – говорили другие.

- Какая она слабенькая, тоненькая! Того и гляди, переломится пополам, - говорили третьи.

- Очень на человека похожа, и к тому же некрасивая, - решили наконец все жуки… И он решил с ней распрощаться – пусть идет куда знает».

- Да, просто Дюймовочка – это девочка, а жуки – это насекомые, поэтому они считают, что они красивые, сильные, а человек для них – уродец.

У. А какая она была на самом деле?

Д. Она была красивая, стройная, нежная.

- Она была добрая, поэтому ей все помогали, ведь плохой ни рыбки, ни мотылек не стали бы помогать.

У. Как вы думаете, почему мышь оставила жить у себя Дюймовочку?

Д. Она ей понравилась.

- Мышке стало жалко ее, она решила обогреть и накормить девочку. А еще она договорилась, чтобы Дюймовочка помогала ей по хозяйству.

«- Ты мне нравишься, - сказала ей мышь, поглядев на нее блестящими, как бисер, черными глазками. – Оставайся-ка у меня на зиму. Я буду кормит тебя, а ты прибирай хорошенько мой дом да рассказывай мне сказки – я до них большая охотница…»

У. Хорошо! А кто может объяснить, почему крот не любил ни солнца, ни прекрасных цветов и отзывался о них очень дурно?

Д. Крот был слепым, он никогда не видел солнца.

- Он всю жизнь провел под землей.

- Он просто не видел, как красиво наверху.

У. Ребята, какие чувства испытывала Дюймовочка к замерзшей ласточке?

Д. Ласточка напоминала Дюймовочке о тех летних днях, когда она была в лесу. Дюймовочка любила слушать пение птиц, ей было очень грустно, что перед ней сейчас лежала мертвая птичка. Она была очень расстроена, что не может ей помочь.

У. Почему ни крот, ни мышь не любили ртичек?

Д. Крот и мышь жили под землей, у них были свои норки. Птички же летают везде, и каждый кустик и дерево, и любое место, которое они могли выбрать, были для них домом.

- Птицы поют, они веселятся и радуют своим пением других. А крот и мышь только и знают, что копят богатства.

- Они совсем разные и не понимают поэтому птичек.

- А Дюймовочка очень добрая, она хорошо относится ко всем.

У. Давайте мы перечитаем, как она заботилась о ласточке.

Дети выполняют задание.

- Как вы думаете, почему Дюймовочка не полетела с ласточкой весной?

Д. Она не могла оставить мышь одну.

- Мышь к ней очень привыкла, а Дюймовочка была благодарна ей за жилье и пищу.

У. Но тогда почему Дюймовочка не хотела выходить замуж за крота, раз уж она осталась у мышки?

Д. Дюймовочке крот совсем не подходит. Он не любит свет, цветы, птиц, а Дюймовочка этим восхищается.

- Она хотела выбраться на волю, повидаться с птичкой. Если бы она вышла замуж за крота, то она навсегда бы осталась в «подземелье».

У. Но ведь ласточка предлагала ей улететь.

Д. Дюймовочка не могла думать только о себе.

Но когда у нее не осталось выбора – она не хотела быть женой крота, - она улетела с ласточкой.

У. Как наградили Дюймовочку за доброту и милосердие?

Д. Ласточка принесла ее в страну эльфов. Там все полюбили Дюймовочку и хорошо к ней относились. Ей подарили пару блестящих крылышек.

- Дюймовочка стала королевой этой сказочной страны.

У. Пока мы с вами рассуждали, меня заинтересовало следующее: как вы понимаете выражение «человек с большим сердцем»? Какими качествами он должен обладать?

Д. Это добрый человек.

- Он уважает и ценит других, он помогает всем, наверное, любит все живое.

У. Есть ли такие качества у Дюймовочки?

Д. Да. Несмотря на то, что она такая маленькая, она готова помочь каждому.

- Она помогала ласточке, хотя та была гораздо больше ее.

- Она помогала мышке по дому, хорошо относилась к кроту, хотя не любила его.

У. Значит, мы можем сказать, что Дюймовочка – это маленькая девочка с «большим сердцем»?

Д. Да.

  1. Итог урока.

       У. Мы с вами сегодня прочитали сказку Андерсена «Дюймовочка». Чему же мы учимся у этой маленькой девочки?

Д. Ценить помощь, помогать другим людям, быть добрыми, отзывчивыми.

  1. Домашнее задание

У. Я вам предлагаю дома попробовать придумать продолжение сказки, что произошло у крота и мышки, когда улетела Дюймовочка. Может, кто-нибудь из вас напишет, как себя вели жаба с сыном; подумайте, что стало с мотыльком, привязанным к листочку, что было у майских жуков. Оценили ли они потом Дюймовочку? А мы обсудим это на следующем уроке.