Конспект урока по литературному чтению в 3 классе. М.М.Зощенко «Золотые слова»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Никитина Людмила Владимировна

Цель: создание условий для полноценного восприятия художественного произведения

Учебные задачи :                                      

1.Учебные задачи, направленные на достижение  личностных  результатов:

-помочь разобраться в идейно-нравственном содержании рассказа

-осмыслить урок, преподнесённый родителями Лёли и Миньки,

-воспроизводить наизусть заповедь, которой всю жизнь придерживался писатель Зощенко,

-высказывать стремление пользоваться ею в своей жизни.

 

2.Учебные задачи, направленные  на достижение  метапредметных  результатов обучения ( регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД ):

Регулятивные: формулировать учебную задачу урока; включаться в игру и в нужный момент перестраиваться на учебную деятельность; контролировать себя в процессе игры (не заигрываться); рефлексировать по поводу своих успехов и неуспехов.

Познавательные: выбирать из текста нужные для анализа фрагменты, анализировать характеры и чувства героев, выделять основную мысль произведения, делать выводы и обобщения по итогам анализа.

Коммуникативные: делиться своими размышлениями, впечатлениями, дослушивать товарищей по классу до конца, не перебивая, проявлять эмпатию по отношению к героям произведения и своим одноклассникам.

 

3.Учебные задачи,  направленные на достижение предметных результатов обучения:

 -ориентироваться в тексте произведения,

-быстро находить нужные эпизоды,

-воспроизводить события, описываемые в рассказе по необходимости,

-находить доказательства в тексте;

-характеризовать главных и второстепенных героев произведения.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_literaturnogo_chteniya.docx30.83 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая  карта  урока на семинар

Ф.И.О. учителя: Никитина Людмила Владимировна

Учебный  предмет: литературное  чтение.

Класс: 3 класс

Автор  УМК (программы  учебного  курса): Литературное чтение 3 класс («Школа России»).Л.Ф.Климанова,  В.Г.Горецкий-М.:Просвещение (Учебник, 2013)

Тема урока: М.М.Зощенко «Золотые слова»

 Тип урока: закрепления новых знаний 

Цель: создание условий для полноценного восприятия художественного произведения 

Учебные задачи :                                      

1.Учебные задачи, направленные на достижение  личностных  результатов:

-помочь разобраться в идейно-нравственном содержании рассказа

-осмыслить урок, преподнесённый родителями Лёли и Миньки,

-воспроизводить наизусть заповедь, которой всю жизнь придерживался писатель Зощенко,

-высказывать стремление пользоваться ею в своей жизни.

2.Учебные задачи, направленные  на достижение  метапредметных  результатов обучения ( регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД ):

Регулятивные: формулировать учебную задачу урока; включаться в игру и в нужный момент перестраиваться на учебную деятельность; контролировать себя в процессе игры (не заигрываться); рефлексировать по поводу своих успехов и неуспехов.

Познавательные: выбирать из текста нужные для анализа фрагменты, анализировать характеры и чувства героев, выделять основную мысль произведения, делать выводы и обобщения по итогам анализа.

Коммуникативные: делиться своими размышлениями, впечатлениями, дослушивать товарищей по классу до конца, не перебивая, проявлять эмпатию по отношению к героям произведения и своим одноклассникам.

3.Учебные задачи,  направленные на достижение предметных результатов обучения:

 -ориентироваться в тексте произведения,

-быстро находить нужные эпизоды,

-воспроизводить события, описываемые в рассказе по необходимости,

-находить доказательства в тексте;

-характеризовать главных и второстепенных героев произведения.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая

Средства (оборудование)-

карточки с заданиями, проектор, презентация, учебник «Родная речь. 3 класс».

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Деление учащихся на группы

Организационный момент

Цель: организация направленного внимания на начало урока

-Трое учащихся выходят к трём столам (наблюдаемые), выбирают себе по одному товарищу по очереди, следующие выбирают себе и т.д пока группы не образуются

Обеспечивает эмоциональную готовность к уроку, создаёт позитивную установку.

-как давно я тебя не видел, -как я рада тебя видеть.

 -Давай работать вместе. -Давай дружить,

- а если будет трудно я тебе помогу

Выбирают себе членов команды

Здороваются в группах

Личностные:

осуществлять выбор члена команды по личному отношению, по его качествам

Личностные:

формирование положительного  отношения  к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви:

Регулятивные:

нацеливание на успешную деятельность

Актуализация знаний, мотивация, (подготовка к восприятию)

Цель: создать соответствующую эмоциональную атмосферу, оживить жизненные впечатления детей, необходимые для восприятия  произведения.

Работа со словарём

Сценка

Проверка домашнего задания

Постановка цели и задачи урока.

Цель: формирование цели урока учителем.

Аналитическая работа над текстом в сочетании с выборочным чтением

Творческие задания для групп

На доске записаны два слова: Этика, этикет.  

Учитель: Что общего у этих слов?

Учитель: Кто сможет дать объяснения эти словам?

Учитель: У меня на столе лежит «Толковый словарь» В. Даля.  Давайте сверим наши предположения.

Этикет – общие, одинаковые для всех правила, которые определяют поведение человека в повседневной жизни в общении с людьми.

Этика – это наука, которая определяет, диктует правила хорошего тона для тех, кто желает быть воспитанным человеком.

Учитель: Как называют человека, который всегда следует правилам этикета?

Учитель: Верно, это воспитанный человек. Надеюсь, что большинство из вас хотят стать воспитанными людьми

Человек с хорошими манерами  не будет ставить  людей в неловкое положение. Он умеет вести себя так, чтобы другим было приятно с ним общаться.

-Сейчас я предлагаю вам побыть зрителями и определить все ли герои соблюдают правила этикета.

-Кто же эти герои? Назовите их

Из какого произведения ? Автор?

-Предлагаю вам вспомнить все события рассказа, восстановив их правильный порядок      

   Помилование и папины условия.

   Папин совет или Золотые слова.

   Ужин со взрослыми.

   Плохое воспитание или История о пожарном.

    Наказание.

    Заключение или Золотые слова жизни.

    Главное преступление или случай с маслом в чае.

   

Наше произведение называется «Золотые слова»

В прямом или переносном значении использовано слово золотые?

Учитель: Слово «золотой» в переносном значении означает «ценный, дорогой».

-А какие слова являются золотыми, главными?

Какова же наша цель урока?

Мы раскроем главную мысль рассказа, когда найдём золотые слова и дадим им объяснение.

- От чьего лица ведётся повествование?

- Какой эпизод в рассказе понравился вам больше всего? Почему?

Для того, чтобы нам легче было пересказывать данный эпизод поработаем в группах и проследим действия всех участников событий, отбирая материал для пересказа

- В каждой группе будет руководитель, который чётко следит за работой, помогает, затем будет выступать  от группы

 

Это однокоренные слова.

/Уч-ся пытаются лексическое значение слов./

/Ученик находит слова и читает объяснение./

Человек, который следует правилам этика – это воспитанный человек.

Смотрят сценку

Отвечают на вопрос учителя

Восстанавливают по очереди порядок событий

Дети помогают учителю в формулировке задач урока

Умение слушать  и работать в соответствии с целевой установкой

Взаимодействие с учителем и друг с другом

Познавательные:формирование лексических понятий

Регулятивные: содействовать развитию у детей умения осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль, самооценку учебной деятельности, умения принимать и сохранять учебную задачу.

Регулятивные: формулировка задач урока с помощью учителя

Коммуникативные: содействовать развитию у детей умений общаться, развитию монологической и диалогической речи.

Умение договариваться друг с другом и представлять свой результат

Познавательные: формирование умения работать с информацией, текстами (отбирать, анализировать)

Формирование лексических умений

Понимание ценности воспитания

(Личностные УУД)

Отчёт групп

Рефлексия

Домашнее задание

I группа

Папа предупредил детей: «Я категорически запрещаю вам что-либо говорить за столом».

1. Проследите, как дети следовали указанию отца?

«На этот раз мы сидим тихо и молчаливо. Мы знаем папин характер…»

2. Сделайте вывод, почему дети не предупредили начальника?

II группа

Найдите в тексте отрывки, которые описывают действия Миньки за столом.

«На этот раз мы сидим тихо.»

III группа

Проследите за действиями папиного начальника за ужином.

«Папин начальник что-то рассказывал и не обращал на меня внимания.»

III группа

«Папин начальник что-то рассказывал и не обращал на меня внимания.»

«..Папин начальник, что-то рассказывая, стал ложечкой помешивать свой чай».

«Папин начальник взял стакан в руку и стал подносить его к своему рту.»

«Между тем папин начальник поднёс стакан к своему рту и сделал большой глоток».

«Но тут глаза его стали круглыми от удивления, Он охнул, подпрыгнул на своём стуле, открыл рот и, схватив салфетку, стал кашлять и плеваться.»

«Папин начальник от испуга не мог ничего произнести. Он показывал пальцами на рот, мычал и не без страха поглядывал на свой стакан».

«Папин начальник сказал:

- Ещё спасибо, что они мне в чай масло положили… Ну эти дети доведут меня до сумасшествия.»

-Зачитывает 1 группа, как дети следовали указанию отца.

Вывод (на доску) Дети чётко исполняли указания папы

- 2 группа зачитывает действия Миньки за столом

Вывод. Должен был сказать, но промолчал

-3 группа зачитает действия папиного начальника

Вывод Гость обиделся, нагрубил семье. Родителям стыдно

Что нужно было сделать, что бы этого не произошло?

А что папа сказал по этому поводу? стр151

Учитель: Какие слова папа посоветовал «золотыми буквами записать в своём сердце »?

Учащиеся: 

Учитель: Помогает ли понять основную мысль произведения название рассказа?

Учитель: В чем она заключается?

Учащиеся: Мальчик не сразу понял папины слова, но зато впоследствии он их понял и оценил. И всегда придерживался во многих случаях жизни. И может быть поэтому, он стал сравнительно счастливым человеком. И людям, может быть, поэтому не так много огорчений.

Какой жизненный урок извлёк герой?

Какие выводы сделали вы?

Были ли подобные случай в вашей жизни?

-Мне бы хотелось, что бы каждый оценил свою работу на уроке.

Перед вами листочки, отметьте свои достижения на уроке.

-Пересказ от  Лёли, Миньки или начальника по разобранному эпизоду.

Учитель: Сейчас, мы проверим, насколько вы внимательны.

Учащиеся выполняют команды, только в том случае если учитель скажет «пожалуйста».

 





Самостоятельная работа в микрогруппах:

I группа

1. «На этот раз мы сидим тихо и молчаливо. Мы знаем папин характер.»

«Но посмотрев на папу и вспомнив, что нельзя говорить, смолчала. И я тоже ничего не сказал».

«Нам папа не велел за столом говорить. Вот поэтому мы ничего не сказали.»

«Я, вытерев слёзы, пробормотал:- Ни одного слова нам папа не велел произносить. А то бы мы что-нибудь сказали».

II группа

«На этот раз мы сидим тихо.»

«Мы с Лёлей едим за четверых и между собой пересмеиваемся».

«Я взял булку и отрезал кусок масла. А масло было совершенно замёрзшее.»

«И тогда я положил масло на кончик ножа».

«А так как я свой чай выпил, то я стал греть это масло над стаканом папиного начальника».

«Я хотел его намазать на булку и уже стал отводить руку, но тут моё масло неожиданно соскользнуло с ножа и упало прямо в чай.»

«Я вытаращенными глазами смотрел на масло.»

«Потом я оглянулся по сторонам»И я тоже ничего не сказал. Я только взмахнул руками и стал смотреть в рот папиному начальнику».

Все надо делать с учетом изменившейся обстановки. И эти слова вам надо золотыми буквами записать в своём сердце. Иначе получится абсурд (152 стр.).

Записывают домашнее задание

Личностные УУД: содействовать воспитанию навыков культуры общения на уроке, содействовать привитию этических  качества личности

Коммуникативные: содействовать развитию у детей умений общаться, развитию монологической и диалогической речи.

Познавательные: обеспечить развитие у учащихся умений сравнивать, выделять нужное, анализировать.

Регулятивные:, самооценку учебной деятельности,

Личностные:

формирование нравственных ценностей учащихся

Познавательные:

Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Познавательные: формирование умения выполнять задание творческого характера.

Регулятивные: формирование умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: формирование умения договориться со взрослыми  о помощи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению (3 класс) Тема: Леонид Пантелеев «Честное слово»

Конспект урока по литературному чтению (3 класс)Тема: Леонид Пантелеев «Честное слово»...

Литературное чтение, 3 класс, «М.М. Зощенко. Золотые слова», УМК "Школа России"

Литературное чтение, 3 класс, «М.М. Зощенко. Золотые слова», УМК "Школа России"...

Конспект по литературному чтению 3 класс "М.М.Зощенко «Золотые слова"

Конспект разработан по программе "Школа России"...

Конспект урока по литературному чтению на тему "М.М. Зощенко "Золотые слова" 3 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о произведении М.М. Зощенко «Золотые слова», о жизни и творчестве писателя.Планируемые результатыПредметные:- знать о жизни и...

Конспект урока по литературному чтению на тему "М.М. Зощенко "Золотые слова (2-ой час)" 3 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование понимания юмористического текста; создание условий для дальнейшего совершенствования навыков правильного, осознанного и выразительного чтения.Планируемые резуль...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс М.Зощенко "Золотые слова"

Дистанционный урок М. Зощенко "Золотые слова" 3 класс...

Конспект урока литературного чтения по теме М.М. Зощенко "Золотые слова" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: расширение и закрепление понимания юмористического текста, деление его на части; навыков беглого чтения и правильной речи.Планируемые результатыПредметные:- знать биог...