Главные вкладки

    Конспект урока по литературному чтению на тему "М.М. Зощенко "Золотые слова" 3 класс, УМК "Школа России"
    план-конспект урока по чтению (3 класс)

    Вакушина Юлия Николаевна

    Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о произведении М.М. Зощенко «Золотые слова», о жизни и творчестве писателя.

    Планируемые результаты

    Предметные:

    - знать о жизни и творчестве М.М. Зощенко; содержание произведения «Золотые слова»

    - уметь сравнивать эпизоды одного текста между собой; делать выводы и обобщения на основе реализованных исследовательских задач.

    Личностные:

    - оценивать конкретные поступки;

    - высказывать своё отношение к герою произведения;

    - понимать причины успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата;

    - уметь адекватно оценивать свою работу на уроке.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Конспект34.22 КБ
    Файл Презентация461.54 КБ

    Предварительный просмотр:

    Дата: 16.04.2020

    ФИО учителя: Ефименко Т.Б.

    Школа: 5 г.Сатки

    ФИО студента: Вакушина Ю., 46 гр.

    Класс: 3 «Б»

    ФИО методиста: Галиуллина Н. К.

    КОНСПЕКТ УРОКА по литературному чтению

    Тема: М.М. Зощенко «Золотые слова»

    Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о произведении М.М. Зощенко «Золотые слова», о жизни и творчестве писателя.

    Планируемые результаты

    Предметные:

    - знать о жизни и творчестве М.М. Зощенко; содержание произведения «Золотые слова»

    - уметь сравнивать эпизоды одного текста между собой; делать выводы и обобщения на основе реализованных исследовательских задач.

    Личностные:

    - оценивать конкретные поступки;

    - высказывать своё отношение к герою произведения;

    - понимать причины успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата;

    - уметь адекватно оценивать свою работу на уроке.

    Тип урока: «открытие» новых знаний.

    Оборудование: Учебник литературы: 3 класс 2 часть: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, УМК «Школа Россия», 2012 год;  проектор, компьютер, презентация, раздаточный материал.

    Этапы урока

    Методы и приемы

    Хроно-метраж

    Содержание урока

    Формируемые УУД

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    I. Этап самоопределения к деятельности

    Словесный - разъяснение

    1 мин

    - Здравствуйте, ребята!

    Для ребят звенит звонок,

    Начинается урок.

    Он пойдет сегодня впрок.

    Постарайтесь все понять,

    Что-то новое узнать.

    -Присаживайтесь.

    Приветствуют учителя.

    Л: самоопределение.

    К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

    II. Актуализация знаний и мотивация

    Словесный – объяснение, беседа;

    Словесный – проб.ситуац.

    6 мин

     - Давайте проверим д/з. Вы должны были подготовить пересказ произведения «Еще мама» по плану. Я послушаю несколько человек.

    Речевая разминка.

    Три сороки- тараторки тараторили на горке.

    -Объясните смысл скороговорки? Почему именно сороки?

    Прочитайте сначала медленно, затем увеличивая темп, затем с логическим ударением на разные слова, потом тихо, громко, грустно, весело.

    -На слайде вы видите слова. Прочитайте их.

    -Что общего у этих слов?

    -Кто может объяснить значения этих слов?

    -В толковом словаре В. Даля дано такое толкование слов.

    Этикет – общие, одинаковые для всех правила, которые определяют поведение человека в повседневной жизни в общении с людьми.

    Этика – это наука, которая определяет, диктует правила хорошего тона для тех, кто желает быть воспитанным человеком.

    -Как называют человека, который всегда следует правилам этикета?

    -Посмотрите на экран, знаете ли вы этого писателя? Расшифруйте запись и назовите его:

    ЛИАХИМ ЧИВОЛЙАХИМ ОКНЕЩОЗ

    - Сегодня мы познакомимся с творчеством  М.М. Зощенко.

    - Прочитайте название рассказа, который мы будем сегодня читать?

    -Рассказ «Золотые слова», как вы думаете, слово «золотые» употреблено в прямом или переносном значении? Почему?

    - Какие слова могут считаться «золотыми»?

    --Сегодня мы узнаем ответы на этот вопрос.

    Пересказывают.

    Выполняют речевую разминку

    -Болтливого человека сравнивают с сорокой

    -этика, этикет

    -они однокоренные

    Предполагают

    -воспитанный человек

    -М.М. Зощенко

    Золотые слова»

    переносном

    -мы не знаем…

    Р: саморегуляция.

    К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

    К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение способов взаимодействия.

    III. Постановка учебной задачи

    Словесный:

    - подводящий диалог;

    Наглядный:

    - работа с презентацией и учебником

    4 мин

    - Рассмотрите иллюстрацию на с. 145.

    -  О чём, по-вашему,  рассказ?

    - Верно. Тогда назовите тему сегодняшнего урока.

    - Поставьте цель своей деятельности на уроке.

    -Составьте план, чтобы добиться этих целей.

    Рассматривают иллюстрацию

    Высказывают предположения

    -Произведение «Золотые слова»

    -Познакомиться с произведением, ответить на главный вопрос урока.

    План:

    1. Прочитать произведение;
    2. Определить значение незнакомых слов и словосочетаний;
    3. Проанализировать текст, ответив на вопросы

    Р: целеполагание как постановка учебной задачи.

    IV. Открытие нового знания

    Словесный – рассказ учителя, беседа;

    Практический – чтение, словарная и лексическая работа

    Наглядный – работа с учебником

    12 мин

    - Какие произведения автора вы уже читали?

    - Сейчас вы подробнее о нем узнаете.

     Родился писатель в семье художника (1894 – 1958 гг.). Окончил гимназию, поступил на юридический факультет университета. В начале Первой мировой войны студент Зощенко добровольцем пошёл на фронт, дослужился до штабс–капитана, был ранен (демобилизовался) был уволен из армии.

    Новая война – гражданская – позвала добровольцем в Красную армию. После войны работал сапожником, телефонистом, агентом уголовного розыска, счетоводом, актёром … Но всю жизнь стремился к литературе. Особенно ему удавались детские характеры. Когда он писал свои юмористические рассказы для детей, то думал не о том, что над поступками непослушных девочек и мальчиков будут смеяться, а просто хотел научить юных читателей быть храбрыми и сильными, добрыми и умными.

    Михаил Зощенко умел подмечать в нашей жизни комическое. Талант сатирика помогал ему показывать, «подлинную и неприкрытую жизнь живых людей с их желаниями, вкусом, мыслями». В Санкт – Петербурге находится музей М. Зощенко.

    -Сегодня мы будем читать поучительное произведение, в котором будет говориться, о воспитанности. 

    Словарная работа.

    - Перед знакомством с текстом хотелось бы обратить ваше внимание на некоторые слова. Дайте их определения.

    Первичное чтение.

    1.Читают учитель и хорошо читающие учащиеся.

    (Прием «Чтение с остановками»). Текст разбит на смысловые части, каждая остановка предполагает дальнейшее размышление, прогнозирование.

    1 остановка. (1 часть заканчивается предложением: «…И с тех пор мы два месяца не садились вместе со взрослыми».)

    -От чего имени ведётся рассказ?

    - Почему дети любили ужинать со взрослыми?

    - Как вы думаете, почему папин начальник злился весь ужин на детей?

    - Как наказал отец Миньку и Лёлю?

    - Расскажите как, нужно себя вести за столом во время еды.

    - Как вы думаете, какое продолжение нас ждет в этом рассказе?

    Лексическая работа.

    - В группах по рядам объясните, как вы понимаете устойчивые словосочетания: 1 ряд – тараторила без конца, 2 ряд – сидела как на иголках, 3 ряд – желала загладить происшествие.

    Слушают информацию о писателе

    Прельщала – стала заманчивой, приятной.

    Угореть – отравиться угаром, потерять соображение.

    Угоревший – отравился угаром.

    Развязно – излишне свободно и непринуждённо в обращении с другими.

    Раскаяться – сознавать, что поступил дурно, неправильно, ошибочно, начать испытывать сожаление об этом.

    Читают

    Отвечают на вопросы, подтверждают словами из Т

    Тараторила без конца – говорила очень быстро без остановки.

    Сидела как на иголках – сидеть в крайне волнении, в беспокойстве от ожидания.

    Желала загладить происшествие - исправить положение

    К: планирование учебного сотрудничества с учителем.

    П: произвольное построение высказывания в устной форме.

    К: восприятие текстов художественного стиля.

    П: анализ с целью выделения существенных признаков.

    К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

    К: работа в группе

    Динамическая пауза.

    1 мин

    -Ребята, давайте сейчас немного отдохнем.

    Выполняют физические упражнения.

    Р: мобилизация силы и энергии.

    V. Первичное закрепление во внешней речи

    Словесный – беседа.

    Частично-поисковой-выбор ответа на поставленный вопрос

    5 мин

    Продолжение чтения

    - Когда прочитаем 2 отрывок, скажете, можно ли рассказ назвать юмористическим?

    2 остановка. (2 часть заканчивается предложением: «… А некоторые с серьёзным и озабоченным видом стали рассматривать свои стаканы».)

    -Можно ли этот рассказ назвать юмористическим? Почему?

    -Какое условие поставил отец, разрешив детям снова сидеть за столом со взрослыми?

    -Расскажите о том эпизоде, который вас заставил улыбнуться.

    -Как изменилось поведение Лёли и Миньки? Почему это произошло?

    -Как вы думаете, чем закончится рассказ?

    Да, т.к…

    Отвечают на вопросы.

    Предполагают.

    П: произвольное построение высказывания в устной форме

    П: анализ с целью выделения существенных признаков

    К.: участие  в учебном диалоге.

    VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

    Словесный- беседа

    3 мин

    Чтение до конца

    -Почему папа назвал их поведение глупым?

    -Давайте вернемся к главному вопросу урока. Кто напомнит его?

    -Кто может ответить?

    Отвечают

    - Какие слова могут считаться «золотыми»?

     -это какие-то мудрые ценные советы, которые помогают правильно поступать в каких-то жизненных ситуациях.

    К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

    П: поиск и выделение информации

    VII. Включение в систему знаний

    Словесный – беседа.

    6 мин

     С каким произведением познакомились на уроке?

    - Кто его автор?

    -Почему автор так назвал свое произведение?

    - Какие слова папа посоветовал «золотыми буквами записать в своём сердце »?

    Слово «золотой» в переносном значении означает «ценный, дорогой».

    В чем  заключается основная мысль рассказа?

    - Запишите домашнее задание: чтение рассказа  с. 144-153.

    - «Золотые слова»

    - М.М. Зощенко

    Высказывают свое мнение.

    Записывают д/з

    П: структурирование знаний.

    VIII. Рефлексия деятельности

    Словесный: обобщающая беседа

    2 мин

    Деятельностная

    -Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?

    -Какие цели мы ставили? Как вы думаете, достигли мы целей? Почему? Что мы для этого сделали?

    - Возникали ли у вас трудности сегодня на уроке?

    -Отлично, урок окончен, до свидания!

    Отвечают на вопросы.

    Анализирую свою работу.

    П.: построение речевого высказывания

    П.: осуществление синтеза

    Дистанционное задание 16.04.-20.04.  лит.чт.

    1. Изучить презентацию (отправлена на эл. почту учителя)
    2. Выполните тест

    1. Детей за ужином в особенности прельщали:

    а) вкусная еда;

    б) забавные истории;

    в) общение со взрослыми.

    2. Леле хотелось поскорее рассказать свою историю, чтоб:

    а) всех рассмешить;

    б) всех удивить;

    в) ее не забыть.

    3. Леля получила от мамы:

    а) замечание;

    б) шлепок;

    в) недовольный взгляд.

    4. После замечаний Леля:

    а) обиделась;

    б) раскаялась;

    в) принялась за еду.

    5. Леля прошептала поговорку:

    а) добрый скорее сделает, чем сердитый;

    б) брови нависли — злоба на мысли;

    в) на сердитых воду возят.

    6. Дети не садились вместе со взрослыми:

    а) два месяца;

    б) две недели;

    в) целый месяц.

    7. Отец запретил детям за столом:

    а) разговаривать;

    б) произносить хоть одно слово;

    в) мешать взрослым разговаривать.

    8. Дети за столом были заняты:

    а) едой;

    б) слушанием историй;

    в) общением друг с другом.

    9. Мальчик грел масло, потому что:

    а) оно было стылое;

    б) развлекался;

    в) хотел пошутить над папиным начальником.

    10. Папа не наказал детей, потому что:

    а) пожалел их;

    б) они поступили глупо;

    в) были гости.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Для ребят звенит звонок, Начинается урок. Он пойдет сегодня впрок. Постарайтесь все понять, Что-то новое узнать.

    Слайд 2

    Речевая разминка Три сороки- тараторки тараторили на горке. -Объясните смысл скороговорки? -Прочитайте сначала медленно, затем увеличивая темп, затем с логическим ударением на разные слова, потом тихо, громко, грустно, весело.

    Слайд 3

    ЭТИКА ЭТИКЕТ -Что общего у этих слов? -Объясните значения этих слов. Этикет – общие, одинаковые для всех правила, которые определяют поведение человека в повседневной жизни в общении с людьми. Этика – это наука, которая определяет, диктует правила хорошего тона для тех, кто желает быть воспитанным человеком.

    Слайд 4

    З наете ли вы этого писателя? Расшифруйте запись и назовите его ЛИАХИМ ЧИВОЛЙАХИМ ОКНЕЩОЗ Михаил Михайлович Зощенко

    Слайд 5

    Прочитайте название рассказа на с.144 в учебнике. Н азовите тему урока . Поставьте цель своей деятельности на уроке. Составьте план, чтобы добиться этих целей.

    Слайд 6

    Тема: М.М. Зощенко «Золотые слова» Цель: познакомиться с произведением, биографией автора. План: и зучить биографию автора; п рочитать произведение; о пределить значение незнакомых слов и словосочетаний; п роанализировать текст, ответив на вопросы.

    Слайд 7

    Родился писатель в семье художника (1894 – 1958 гг.). Окончил гимназию, поступил на юридический факультет университета. В начале Первой мировой войны студент Зощенко добровольцем пошёл на фронт, дослужился до штабс –капитана, был ранен и уволен из армии. Новая война – гражданская – позвала добровольцем в Красную армию. После войны работал сапожником, телефонистом, агентом уголовного розыска, счетоводом, актёром … Но всю жизнь стремился к литературе. Особенно ему удавались детские характеры. Когда он писал свои юмористические рассказы для детей, то думал не о том, что над поступками непослушных девочек и мальчиков будут смеяться, а просто хотел научить юных читателей быть храбрыми и сильными, добрыми и умными. Михаил Зощенко умел подмечать в нашей жизни комическое. Талант сатирика помогал ему показывать, «подлинную и неприкрытую жизнь живых людей с их желаниями, вкусом, мыслями». В Санкт – Петербурге находится музей М. Зощенко.

    Слайд 8

    Словарная работа Прельщала – стала заманчивой, приятной. Угореть – отравиться угаром, потерять соображение. Угоревший – отравился угаром. Развязно – излишне свободно и непринуждённо в обращении с другими. Раскаяться – сознавать, что поступил дурно, неправильно, ошибочно, начать испытывать сожаление об этом.

    Слайд 9

    Прочитайте рассказ «Золотые слова», затем ответьте на вопросы -От чего имени ведётся рассказ? - Почему дети любили ужинать со взрослыми? - Как вы думаете, почему папин начальник злился весь ужин на детей? - Как наказал отец Миньку и Лёлю? - Расскажите как, нужно себя вести за столом во время еды.

    Слайд 10

    -Можно ли этот рассказ назвать юмористическим? Почему ? -Какое условие поставил отец, разрешив детям снова сидеть за столом со взрослыми? -Расскажите о том эпизоде, который вас заставил улыбнуться. -Как изменилось поведение Лёли и Миньки? Почему это произошло ? -Почему папа назвал их поведение глупым?

    Слайд 11

    Устно ответьте - С каким произведением познакомились на уроке? - Кто его автор? -Почему автор так назвал свое произведение? - Какие слова папа посоветовал «золотыми буквами записать в своём сердце »? - В чем заключается основная мысль рассказа?

    Слайд 12

    Устно ответьте - Что нового вы узнали сегодня на уроке? -Какие цели вы ставили? Как вы думаете, достигли ли вы целей? Почему? Что вы для этого сделали? Возникали ли у вас трудности сегодня на уроке ? У рок окончен, до свидания!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по литературному чтению "Дедушка Мазай и зайцы" (3 класс) Школа России

    Цель: создать благоприятные условия для открытия детьми истины: умеем ли мы сопереживать на основе восприятия произведений литературы, собственного сужденияЗадачи урока: Образовательная: ...

    Конспект урока по литературному чтению на тему "М.М. Пришвин «Выскочка»"Школа России 4 класс

    Конспект урока по литературному чтению на тему "М.М. Пришвин «Выскочка»"Школа России 4 класс...

    Конспект урока по литературному чтению на тему "Е. И. Чарушин «Кабан»"Школа России 4 класс

    Конспект урока по литературному чтению на тему "Е. И. Чарушин «Кабан»"Школа России 4 класс...

    Конспект урока по литературному чтению "А. Плещеев "В бурю" 2 класс, Школа России

    Вы можете воспользоваться данным конспектом урока. Урок составлен по ФГОС....

    Конспект урока по литературному чтению «Н. Н. Носов «Телефон», 3 класс УМК "Школа России"

    Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с жизнью и творчеством писателя Н.Н. Носова и с рассказом «Телефон».Планируемые результатыПредметные:- знать биографию писателя- уметь чита...