Учебный проект
учебно-методический материал по чтению (2 класс) на тему

учебный проект учащихся 2б класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_osen.docx258.83 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СШ с. Таремское

Конкурс «Учебный проект в начальной школе»

«Учебный проект по литературному чтению»

«Красавица осень»

Выполнила учитель начальных классов

Прохорова И.М.

1 квалификационная категория

Стаж работы учителем начальных классов 28 лет

Телефон: 8-904-919-8262

Е-mail:prohorova.irina1967@mail.ru

2015

Заворожила Осень Золотая!

Колдуньею - Художницей творит.

И несказанной Красотою восторгаясь,

Душа моя стихами говорит....

Нинель Свирина

2. Общие сведения о проекте.

  Лучше всего у детей запоминается то, что они сами сделали или прочувствовали. Метод проектов подразумевает активную деятельность ребёнка в процесс получения знаний, использование имеющихся знаний, умений и навыков, а также освоения новых, необходимых для решения конкретной проблемы. В начальной школе проект- это в основном семейная деятельность, поскольку дети ограничены в средствах  и инструментах поиска, сбора и обработки информации. Для успешных занятий проектной деятельностью необходимо наличие обязательных условий:

- желание самого ребёнка;

- интересная тема

- доброжелательный помощник.

  Дети младшего школьного возраста только начинают познавать мир, явления природы. Работа над проектом позволяет им в увлекательной форме узнать новое, интересное о времени года осень, о явлениях природы, связанных с осенью, развивает творческие способности детей.

  Во 2 классе на уроке «Литературное чтение» детям была предложена тема проекта «Красавица Осень». Эта тема показалась детям интересной, и они с удовольствием включились в работу над проектом.

https://www.chitai-gorod.ru/upload/iblock/401/4015892ed5dc258dca1b05d7c21500cd.jpgC:\Users\SmartTeach\Desktop\Проект\сТРАНИЦА УЧЕБНИКА.jpg

  Этот проект является исследовательско- творческим, направленный на изучение природы во всех её проявлениях в осенний период времени. 

 По содержанию они отражают взаимоотношения: ребенок – семья; ребенок – природа.

Для того, чтобы любить природу, её нужно изучать, наблюдать за её изменениями, знать. В процессе познания природы у детей развиваются эстетические чувства, чувства ответственности за свои поступки. Если ребёнок научится наблюдать за природой, то он научится ценить и окружающий его мир.

  С помощью данной проектной деятельности учащиеся познают разнообразие природных явлений осенью, их изменение, понаблюдают за окружающим миром осенью; познакомятся с поэтами, воспевающими красавицу осень.
Проекты – одна из самых успешных форм индивидуализации школьного образования.

Отмечая 
педагогическую значимость метода проектов можно сказать, что он:

- является методом практического и целенаправленного действия, открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребёнка по взаимодействию с социальной средой;


-является педагогической технологией, методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей, стимулирующих детскую самостоятельность, обеспечивающей рост личности ребёнка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребёнка по ступеням роста – от проекта к проекту;

-способствует актуализации знаний, умений и навыков ребёнка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим;

-формирует потребность ребёнка в самореализации, самовыражении, творческой личностно и общественно значимой деятельности;

-реализует принцип сотрудничества детей и взрослых;

      -позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом    

      процессе.

Цели проекта:

-развитие творческих способностей детей в процессе разрешения специально смоделированной проблемной ситуации.

-формирование  навыков исследовательской деятельности;

-развитие  творческого воображения, внимание, логическую речь.

Задачи:

 -стимулировать желание самостоятельно получать знания об окружающем;

-всесторонне рассмотреть время года осень, выяснить его уникальность (с одной стороны – увяданье природы, «унылая пора», с другой – необыкновенная красота, «очей очарованье»).;

-привлекать к совместной работе родителей;

-учиться находить ответы на свои вопросы в разных источниках.

В проекте участвовали ученики 2 «Б» класса МБОУ СШ с. Таремское в количестве 19 человек, их родители, классный руководитель.

Продолжительность проекта- 4 недели.

Материально-техническое и учебно- методическое оснащение, оборудование:

- иллюстрации на тему «Осень»;

-компьютер;

-поделки учащихся;  

- учебник «Литературное чтение» 2 класс 1 часть;

-энциклопедия;

-справочники.

Список литературы:

1. Шаповалова Н.Г. Метод проектов: практика примененияжурнал«Начальная школа до и после» № 9 2007 г.; 

2.  Шутова В.Г. Проект "Лаборатория искусств"

3. Перевёртень Г.И. Самоделки из разных материалов. Москва Просвещение 2000г.

4. Феоктистова, В.Ф. Исследовательская и проектная деятельность

младших школьников / В.Ф. Феоктистова. «Просвещение». - 2009.

5. Новиков А.М., Новиков Д.А. Образовательный проект: методология образовательной деятельности. - М.,2004.

6. Матяш Н.В. Хохлова М.В. Творческие проекты в младшей школе. /Под ред. Симоненко В. Д. - .Брянск, 1999.

В результате работы над проектом учащиеся изготовили книжки- малышки, которые подарили своим младшим товарищам, ученикам 1 класса МБОУ СШ с. Таремское.

Планируемые результаты:

-расширить знания детей об осени, её признаках, красоте;

-пополнить словарный запас детей;

-научить вести наблюдения за объектами природы;

-заинтересовать в образовательном процессе и детей, и родителей.

Наблюдая за природой и погодой, учащиеся расширяют знания об изменениях, происходящих в «живой» и «неживой» природе; разгадывают тайны растений и животных; знакомятся с трудом людей в осенний период; учащиеся раскрывают свои способности, сочиняя свои рассказы, стихи, сказки об осени; выполняют прекрасные поделки.

  Каждый год в МБОУ СШ с. Таремское проходит конкурс «Урожай». Ученики всей школы приносят овощи в школу, устраивают выставку поделок из овощей и фруктов. Не стал исключением и этот год. Ученики 2 «Б» класса принесли около 80 кг овощей, которые передали  пенсионерам, не имеющим садовые участки. Из сделанных поделок оформили стол, рассказали о пользе овощей, предложили на выбор «Книгу рецептов» 2 «Б» класса. Класс был награждён грамотой за лучшую поделку.

3. Краткая аннотация проекта.

  Проект направлен на оздоровительное, познавательное значение природы для человека. Дети узнают о приметах осени, её природных изменениях. Данный проект позволяет развивать внимание, наблюдательность у младших школьников, учит видеть красоту в обыденных вещах, находить ответы на вопросы «Что привлекательного в «унылой поре»?»

4. Подробное описание этапов работы над проектом.

Для того чтобы начать проект, надо найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Работу над проектом можно разбить на  6 этапов.

   Первый этап- подготовительный, который заключает в себе поиск проблемы.

  Перед началом работы над проектом я предложила ученикам заполнить анкету, в которой детям были предложены следующие вопросы:

-Назови своё любимое время года.

-Какое время года ты считаешь неинтересным?

-Почему ты так считаешь?

-Что нового ты хотел бы узнать про осень?

-Кто из твоих друзей любит осень?

  Обработав анкеты, я увидела, что в основном дети любят лето, некоторые весну и зиму. Самым неинтересным временем года дети считают осень. Свои ответы дети обосновывают тем, что часто идут дожди, приходится сидеть дома, мало светит солнышко.

  Я предложила детям прочитать стихотворение А.С. Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье…».  Далее последовал вопрос «Почему автор называет осень унылой порой и тем не менее очарован её красотой»?

  Дети высказали предположение, что есть люди, у которых любимое время года осень. Я предложила ученикам провести небольшое исследование, узнать как можно больше об этом времени года.

  Второй этап- планирование работы. Вместе с учащимися мы решили собрать как можно больше материала про осень, узнать какую пользу, радость, огорчения приносит нам она. Я предложила каждому учащемуся оформить книжку-малышку с названием «Красавица осень», рассказать о своих интересных открытиях младшим школьникам, ученикам 1 класса МБОУ СШ с. Таремское, которые посещают группу продлённого дня в нашей школе.

  Третий этап- поиск информации. На родительском собрании я рассказала об учебном проекте, о его значении в процессе обучения, о помощи родителей в этом проекте. Я обратила внимание родителей, что они должны помогать детям, а не выполнять за них данный проект.

  Мы вспомнили мероприятие «Урожай 2015», его значимость, пользу, уточнили, откуда дети берут неизвестную им информацию. Больше всего детей находят ответы на свои вопросы в интернете, гораздо меньше у родителей и в книгах.

  Четвёртый этап- практический. Дети вместе с родителями  выполняют проект «Красавица осень». На протяжении 4 недель классный руководитель выступал в роли консультанта и помощника.

   Пятый этап- презентационный.

  Учащийся готовит (представляет, защищает) свой мини-проект по плану:

1. Расскажи, как вы работали над проектом.

2. Представление проекта.

3. Вам понравилось работать? Почему?

4. Что было трудным?

   Ученики показывали свои проекты одноклассникам и ученикам 1 класса, рассказывали о том, что нового узнали, чем интересна осень, почему её называют красавицей.

  Проанализировав вместе с учащимися полученную во время проекта информацию, мы пришли к выводу: осень- время года, когда в природе наступает затишье, яркие краски сменяются тусклыми, у некоторых людей даже наступает период депрессии. Но недаром в народе говорят: «Осень дорогу золотом устилает, красотой своей восхищает и радует». После выполнения проекта я предложила учащимся заполнить другую анкету, которая показала, что дети изменили мнение про осень, стали замечать красоту окружающего мира.

  Рефлексия результатов проекта – важный заключительный этап, способствующий осмыслению учеником собственных действий. Учащийся осознаёт сделанное, примененные им способы деятельности, еще раз обдумывает, как было проведено исследование. По окончании проекта прошло занятие, на котором ученики осуществили рефлексию своей работы, отвечая на вопросы: "Чему я научился?", "Чего я достиг?", "Что сделал?", "Что у меня раньше не получалось, а теперь получается?", "Кому я помог?"    

В целом, проект обеспечит целостное восприятие учащимися окружающего мира, даст толчок к самостоятельному добыванию знаний и наглядно утвердит мгновенный рост каждого ученика, т.к. смена «ролей» от проекта к проекту позволит им пробовать себя в разных социальных ролях, проявлять инициативу, и самостоятельность.

  В результате выполнения проекта у детей сложился чёткий образ осени, как времени года. Учащиеся узнали приметы осени, народные приметы, загадки, стихи, поговорки. У детей активировалась познавательная активность, интерес к природе, желание наблюдать за её изменениями. Повысился уровень творческих способностей. Дети радовались тому, что они смогли помочь пожилым людям своими осенними подарками.

 

Анкета  для участников проекта «Красавица осень»

1Назови своё любимое время года___________________________________

2 Какое время года ты считаешь неинтересным?_______________________

________________________________________________________________

3 Почему ты так считаешь?_________________________________________

________________________________________________________________

4Что нового ты хотел бы узнать про время года осень?

___________________________________________________________

5 Кто из твоих друзей любит осень?________________________________

________________________________________________________________

Рефлексия после выполнения проекта

1Я узнал_______________________________________________________

___________________________________________________________

2Мне удалось _________________________________________________________________________________________________________________

3Самым интересным мне показалось_______________________________

________________________________________________________________

4Труднее всего в процессе работы мне было_________________________ ________________________________________________________________

________________________________________________________________

КВН «Мир осени». (План мероприятия)

                                                               

Учитель: Ребята, сегодня Вы расскажите о своём проекте «Красавица Осень». Вашими слушателями будут одноклассники и воспитанники группы продлённого дня учащиеся 1 класс. Вы расскажете о том, что Вы узнали о времени года осень. Итак, вы готовы?(да). Тогда начнём.

Выступление пяти учащихся.

 Разминка.                                                                               

-Кто назовёт имена осенних месяцев?  (сентябрь, октябрь, ноябрь).

Учитель: Первое задание «Ответь правильно».

- По каким приметам мы узнаём, что наступила осень? (похолодало, желтеют и опадают листья, птицы улетают в тёплые края, день стал короче, идут дожди, люди надели тёплую одежду).

- Чем осень отличается от весны? (весной день длинный, прилетают птицы, на деревьях появляются почки, тает снег, теплеет, зеленеет трава).

- Какое время года наступает следом за осенью? (зима).                                            

 -Какие деревья сбрасывают на зиму листья?(лиственные)                .              -Какие деревья не меняют зимой цвет и не опадают? (хвойные: сосны, кедры, ели).

 -Какие ягоды поспевают осенью? (рябина, клюква, брусника, калина, облепиха).

Загадки.

1. Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья…(осень).

2. Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает. Когда это бывает? (осенью).

3. Его весной и летом

Мы видели одетым.

А осень с бедняжки

Сорвали все рубашки. (дерево).

4. Рыжий Егорка

Упал в озёрко.

Сам не утонул

И воды не всколыхнул (лист).

5. Шёл  долговяз, в землю увяз. (дождь).

6. Холода их так пугают,

К тёплым странам улетают,

Петь не могут, веселиться.

Кто собрался в стаи?  (птицы).

Выступление пяти учащихся.

Учитель: Красотой щедра ты, осень золотая, а ещё богата щедрым урожаем! Следующий конкурс «Урожайный».

«Отгадать дары осени».

1. Желтая курица под тыном дуется (тыква) .

2. Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает тот слёзы проливает (лук).

3. Золотое решето черных домиков полно, сколько черненьких домиков столько беленьких жильцов. (подсолнух) .

4. Красненькие сапожки. В земельке лежат (свекла) .

5. Сидит девица в темнице, а коса на улице (морковь) .

6. Семьдесят одежек, а все без застежек (капуста) .

7. На бору на яру стоит старичок красный колпачок (гриб).

«Закончить пословицы, поговорки, народные приметы.

Гром в сентябре – (теплая осень).

Сырое лето и теплая осень – (к долгой зиме).

Осенней иней – (к сухой солнечной погоде).

Если осенью снегу нанесет рано, (то и весна ранняя).

Появится поздний грибок, (так и будет поздний снежок).

Игра «Скажи иначе»

Осенью небо серое - темное, хмурое, пасмурное.

Осенью деревья нагие – голые, обнаженные.

Осенью цветы высохли – завяли.

Осенью птицы улетают – косяком, стаями.

Осенью птицам не хватает еды – пищи, корма, пропитания.

Осенью путь на юг долгий – длинный, продолжительный, длительный.

Выступление пяти учащихся.

«Угадай на ощупь»

-Сейчас поиграем в игру «Узнай на вкус». Вы должны с закрытыми глазами узнать на вкус дары осени (капуста, морковь. свекла, семечки, лук, чеснок ) .

«Что перепутал художник»?

Детям предлагается по два изображения со временем года – 1) осень; 2)  зима. Нужно внимательно рассмотреть и сказать, что не так на картинке.

Выступление четырёх учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект учителя начальных классов Сорокиной Э.К. "Применение метода учебных проектов на уроках математики в начальной школе"

Педагогоический проект с применением инновационных технологий написан и реализован в рамках внедрения ФГОС в начальной школе. Проект отображает образовательные, методологические, организационные аспек...

В помощь учащимся и родителям в создании учебного проекта. Автор: М. А. Ступницкая "Что такое учебный проект"

В помощь учащимся в создании учебного проекта: 1.Введение.2. Основная часть. 3.Заключение....

Педагогический проект на тему: "Учебный проект как средство активизации познавательной деятельности младших школьников"

Актуальность: •В стране: в последние годы особо встал вопрос об активизации познавательной деятельности учащихся с помощью новых образовательных технологий, одной из которых является метод проект...

Учебный проект как средство формирования универсальных учебных действий у младших школьников

В статье раскрываются виды и формы учебных проектов на уроках в начальной школе...

Методический проект: «Применение метода учебных проектов при обучении математике в начальных классах»

Методический проект«Применение метода учебных проектов при обучении математике в начальных классах» 1. Актуальность педагогического опытаВ сентябре 2014 года мне предстоит принять 1-ый...

Учебно-методические рекомендации на тему: «Учебные проекты младших школьников»

В данной теме описан теоретический материал,который использовался учителем при работе с учащимися....

Учебный проект "Чтение с увлечением" в рамках регионального проекта Пензенской области PROчтение.

Некогда самая читающая в мире страна становится нечитающей. Эта проблема волнует в настояший момент многих, а в первую очередь -  школьных учителей. Предлагаем вашему вниманию разработку проекта ...