конспект урока по литературному чтению В. Даль "Снегурочка"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Урок по литературному чтению во 2 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_v.dal_.docx15.75 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: В. Даль «Девочка Снегурочка»

Цель: ознакомление с произведением В. Даля «Девочка Снегурочка», раскрытие содержания и основной идеи сказки в процессе чтения и инсценирования текста. Составление цитатного плана.

Задачи урока:  продолжить работу с текстом: выборочное чтение по ролям;

 развивать творческие возможности, воображение, наблюдательность, умение преображаться; воспитывать доброту и чуткость к окружающим.

Тип урока: комбинированный. Инсценирование.

Межпредметные связи: русский язык, изобразительное искусство, музыка.

Планируемые результаты

предметные: знать сказку В. Даля «Девочка Снегурочка», уметь работать с текстом, читать по ролям, уметь анализировать, составлять цитатный план; работать с иллюстрациями;

личностные: проявлять умение осмысливать поступки героев; проявлять доброту и чуткость к окружающим;

системно-деятельностные: создавать проект «Типы сказок»,

использовать словарный запас «сказочная лексика», уметь перевопло-
щаться, распределять роли для инсценирования.

Ход урока

1. Организационный момент.

II. Беседа:

а) загадка

Несравненно хороша!
На щеках – румянца розы,
Нежный голос, легкий шаг.
Вся она как дуновенье
Молодого ветерка,
Пробуждает вдохновенье,
Романтична и легка.
Разукрашены сапожки
Белой вышивкой снегов,
И звенят её серёжки
Лучше всяких пышных слов.
Наступившим новым утром
К нам она идет сама.

слайд
— Все вы знакомы с народной сказкой о Снегурочке.

Это одна из самых известных и любимых сказок. Ваше мнение о сказке?

— Сказка красивая, но очень грустная.

Почему?

— Потому что в конце сказки Снегурочка погибает...

— Не погибает, а превращается в облачко.

Сказка о Снегурочке очень популярна. Писатель А. Н. Островский написал пьесу «Снегурочка», а композитор Н. А. Римский-Корсаков — оперу

Сегодня мы познакомимся со сказкой Владимира Ивановича Даля «Девочка Снегурочка». В. И. Даль (1801 — 1872) — писатель, военный врач, хирург, знал шесть языков, занимался наукой, является автором «Толкового словаря великорусского языка».

слайд

III. Работа со сказкой.

Словарная работа.

Кабы – если бы.

Ветошка – лоскут старой ткани.

Вешнего – весеннего.

Кокурочка – булочка, булка.

Кузовок – плетёная корзиночка для ягод и грибов.

Лобызала – целовала.

Пестовать – нянчить, лелеять, заботливо воспитывать.

Хлевушек (хлев) – помещение для животных.

слайд

1. Чтение сказки учителем (вариант: прослушивание сказки в записи).

2. Чтение сказки учащимися.

3. Анализ-беседа:

— К какому виду сказок относится «Девочка Снегурочка»? Сказка волшебная, потому что в ней происходят чудеса: комочек снега превращается в девочку, животные говорят на человеческом языке...

— Есть в сказке зачин?

Да, есть. Сказка начинается с фразы: «Жили-были старик со старухой...  

— Нашли повторы в сказке?

— Да, Снегурочка встречается в лесу с медведем, с волком и лисой. Они предлагали Снегурочке свою помощь, но она не пошла с ними, так как боялась их.

Еще Снегурочка трижды отвечает медведю, волку и лисе: «Я девочка Снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнцем подрумянена, выпросили меня подружки у дедушки, у бабушки, в лес завели и покинули».

— Как заканчивается сказка?

Снегурочка с помощью Жучки возвращается домой.

— Чем отличается сказка В. Даля от народных сказок о Снегурочке?

— Сказка В. Даля — авторская, а также она отличается концовкой: Снегурочка не погибает.

IV. Обобщение по итогам беседы.

Авторская сказка В. Даля во многом похожа на народную: зачином, сказочными персонажами, повторами, в ней добро побеждает зло.

Составление плана сказки.

Учитель: Составим план.

План

1. «Кабы у нас с тобой была дочка...»
2. «А в горшочке лежит девочка».

3. «Растет Снегурочка на радость старикам».

4. «Случилась беда...»

5. «Побежали девочки со Снегурочкой в лес».
б. «Снегурочку в лесу потеряли».

7. «Идет медведь...»

8. «Бежит серый волк».

9. «Идет Лиса Патрикеевна».

10. «Ау-ау, Жученька!»

11. «Пришли они домой...»

V. Закрепление

1. Пересказ сказки по плану.

2. Анализ иллюстраций к сказке.

3. Подготовка к инсценированию

4. Чтение сказки по ролям.

5. Распределение ролей.

б. Репетиции.

7. Инсценирование.

VI. Домашнее задание.

1. Пересказать сказку.

2. Создать рисунки на тему «Образ Снегурочки».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.

План-конспект урока  по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....

Конспект урока по литературному чтению.Обобщающий урок по теме «Литературные сказки».

Повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся.     ...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...