Рабочая программа по чтению в 4 классе
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему

Резук Татьяна Ивановна

В помощь учителю начальных классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

          МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

                 БРАХЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

«Рассмотрено»                              «Согласовано»                                 «Утверждаю»  

 руководитель ШМО                    зам. по УВР                                      директор  школы  

______ /Резук Т. И./                      _______/Медведева Н. В./       ________/Медведев Н.И.

Протокол от 27.08.14г.№1                                   дата                    Приказ от29.08.14г.№58                    

______/______________/              _______/____________/          ________/___________/

Протокол от_____№                                   дата                             Приказ от____№____                      

______/______________/              _______/____________/          ________/___________/

Протокол от_____№                                   дата                             Приказ от____№____                      

______/______________/              _______/____________/          ________/___________/

Рабочая программа

  по литературному чтению

для  обучающихся  IV   класса

на 2014-2015 учебный год

                                                                         Учитель: РЕЗУК Татьяна Ивановна

                                                                                                                                                                                         

                                                                               

                                        Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению для обучающихся 4  класса разработана  на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по литературному чтению (утвержден  приказом Министерства  образования и науки РФ от 06 октября 2009 года  № 373 (зарегистрирован   Минюстом России 22 декабря  2009 года, регистрация № 17785), внесены изменения  приказом Министерства  образования и науки РФ от 26 ноября 2010 года (зарегистрирован   Минюстом России  04 февраля 2011 года, регистрация №19707), от 22 сентября 2011 года № 2357 (зарегистрирован в Минюсте 12 декабря 2011 года № 22540), источник: сайт Минобрнауки РФ: http// www.mon.gov.ru/ (версия в электронном  виде)

- Примерной  основной  образовательной  программы  начального общего образования. (Рекомендована к использованию Координационным советом при Департаменте общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации по вопросам организации введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Протокол №1  от 24-25  июля   2010 года). М.: Просвещение, 2010

-  Примерной программы по литературному чтению для обучающихся 1-4 классов (Примерные программы по учебным предметам.Начальная школа, в 2-х ч./ под ред. А. М. Кондакова, Л. П. Кезиной, серия «Стандарты второго поколения», - М.:Просвещение, 2011)

- Авторской программы по литературному чтению для 1-4 классов Климановой Л.Ф., Бойкиной М.В. и др. (Сборник рабочих программ «Школа России».М.: Просвещение, 2011).

- Примерного учебного плана 1-4 классов общеобразовательных организаций Брянской области на 2014-2015 учебный год  (письмо   департамента образования и науки Брянской области от 04.04.2014г. № 3208-04-О);

-  Учебного   плана  и годового календарного учебного графика     МБОУ Брахловской СОШ  на 2014-2015 учебный год (приказ    от 29.08.2014 г  № 44);

Цель программы: формирование  навыка чтения и умения работать с текстом  как  важнейшего  универсального учебного действия, пробуждение интереса к чтению художественной литературы и способствование общему развитию ребёнка, его духовно-  нравственному и эстетическому воспитанию.

Задачи программы:

- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершение всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;

- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных чувств и представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Общая характеристика учебного предмета

    «Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.

    Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы, современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.

    Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, к труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.

    Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.

    Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков главным из которых является навык чтения.

        Навык чтения. На протяжении четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных приёмов чтения в пределах слова и словосочетания; далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения, постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.

    Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.

    Совершенствование устной речи (умение слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.

     Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.

    Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка ), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства ( «живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).

    При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.

    Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.

   Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный(с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).

    На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.

    Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приемы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируется образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссеров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.

Место предмета в учебном плане

   На изучение литературного чтения  в 4 классе  выделяется 136 часов (4 часа в неделю, 34 учебные недели), что соответствует используемой авторской программе.  В соответствии с годовым календарным учебным графиком  и  в соответствии с  расписанием.

Изучить  содержание  Рабочей  программы  планируется  за  131 час, так как  в соответствии с  расписанием 5 уроков  совпадает  с  праздничными датами (23 февраля, 9 марта, 1 мая, 4 мая, 11 мая).   Корректировка  Рабочей  программы  проведена  за  счёт  объединения  изучаемых  тем, что  отражено   в  календарно-тематическом планировании.

   Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся.

Оценочную деятельность в школе первой ступени образования регулирует и регламентирует Письмо Минобразования России от 19. 11. 1998 № 1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе».

С учетом современных требований к оценочной деятельности в начальной школе вводится четырехбальная система цифровых оценок (отметок). Отменяется оценка «очень плохо»         (отметка «1»). Это связано с тем, что единица как отметка в начальной школе практически не используется и оценка «очень плохо» может быть приравнена к оценке «плохо». Отменяется оценка «посредственно» и вводится оценка «удовлетворительно».

Характеристика цифровой оценки (отметки)

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса.

1.        Знание текста, и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.

2.       Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки: героев.

3.  Понимание роли художественных средств в раскрытия идейно-эстетического содержания         изученного произведения.

4.         Знание теоретико-литературных понятий ж умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений; изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.

5.         Речевая грамотность, логичность и последовательность ответа, техника и выразительность чтения.

В соответствии с этим:

«5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при, анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов; хорошее владение литературной, речью.

«4» оценивается ответ, который, показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характерны и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями: и навыками разбора при анализе прочитанных произведений: умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов, владение литературной речью. Однако по одному двум из этих компонентов ответа, могут быть допущены неточности.

«3» оценивается ответ, свидетельствующий о знании я понимании текста изучаемого произведения; умении объяснять взаимосвязь основных событий, характерны и поступки главных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знании основных вопросов теории:, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведения:

ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается не более двух-трех ошибок в содержании ответа, а также ряда недостатков в его композиции и языке.

«2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание содержания произведения в целом, неумение объяснять поведение, характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий и слабое владение литературной речью.

В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и про себя); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.

При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.
Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).

Чтение и читательская деятельность в разных классах начальной школы имеет специфические особенности. Если в первом классе чтение выступает объектом усвоения (осваиваются способы чтения, ведется работа над пониманием прочитанных слов, предложений и небольших текстов), то во вторых - четвертых классах чтение постепенно становится общеучебным умением. Одним из показателей этого является изменение соотношения чтения про себя и вслух.

Учитывая особенности уровня сформированности навыка чтения школьников, учитель ставит конкретные задачи контролирующей деятельности:

- в третьем классе наряду с проверкой сформированности умения читать целыми словами основными задачами контроля являются достижение осмысления прочитанного текста при темпе чтения не менее 65-70 слов в минуту (вслух) и 85-90 слов в минуту (про себя); проверка выразительности чтения подготовленного текста прозаических произведений и стихотворений, использование основных средств выразительности: пауз, логических ударений, интонационного рисунка;

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки.

Ошибки:

- искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);

- неправильная постановка ударений (более 2);

- чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

- непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;

- неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;

- неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;

- нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;

- нетвердое знание наизусть подготовленного текста;

- монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

Недочеты:

- не более двух неправильных ударений;

- отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкое произношения слов при чтении вслух;

- осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;

- неточности при формулировке основной мысли произведения;

- нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передачи характера персонажа.

Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа "закончи предложение", "найди правильный ответ", "найди ошибку" и т.п.

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.
Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово "средней" длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения про себя проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется схемой.

Ценностные ориентиры  содержания учебного предмета

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.

    Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.

    На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над вечными ценностями: добром, справедливостью, правдой и т.д. огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

 «Литературное чтение»    в  IV классе

(личностные, метапредметные и предметные результаты)

Личностные  результаты

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального российского общества.

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культуры и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относится к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение начальными навыками адаптации к школе, школьному коллективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,  определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха / неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог,  признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и пути её достижения;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознания значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

4) использование разных видов чтения; умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;

6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов; устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи;

8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, иллюстраций, на основе личного опыта.

В результате изучения литературного чтения обучающиеся научатся:

  • Понимать значимость творчества великих русских писателей и поэтов (А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, Н.А. Некрасова, И.А. Бунина, С.А. Есенина и др.) для русской культуры;
  • Читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
  • Пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия) эстетически воспринимать произведения литературы, замечать красивое образное слово в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий и неожиданный образ;
  • Участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений, иллюстрирующие образец нравственного поведения;
  • Формулировать один вопрос проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;
  • Делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей;
  • Домысливать образ, данный автором лишь намёком, набросанный некоторыми штрихами, создавать словесный портрет на основе авторского замысла;
  • Выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра;
  • Находить в произведениях средства художественной выразительности (сравнение, эпитет);
  • Готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в сельской библиотеке.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • читать систематически, осознавать значимость чтения для жизни человека и успешного обучения по другим предметам;
  • систематически просматривать и читать разнообразную литературу – от справочной, научно-познавательной, учебной до художественной;
  • осознавать в ходе стилистического анализа и стилистического эксперимента точность, яркость, лаконичность художественного слова, создающего живописную картину или палитру чувств и переживаний героя;
  • осмыслять нравственное преображение героя, раскрываемое автором в произведении, давать этому процессу нравственно-эстетическую оценку;
  • соотносить нравственно-эстетические идеалы автора, раскрытые в произведении, со своими эстетическими представлениями и представлениями о добре и зле.

Творческая деятельность

Учащиеся научаться:

  • пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания  или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица;
  • составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений;
  • подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, высказывания мудрецов, известных писателей, артистов, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмыслять их; готовить проекты на тему «Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.; участвовать в литературных викторинах, конкурс чтецов, литературных праздников, посвящаемых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях;
  • писать отзыв на прочитанную книгу.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • создавать свои собственные произведения, интерпретируя возможными способами произведения авторские

Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научаться:

  • сравнивать, сопоставлять, проводить элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора, эпитет).

Учащиеся получат возможность научиться:

  • определять позиции героев и позицию автора художественного текста;
  • создавать прозаический или поэтический текст по аналогии, используя средства художественной выразительности.

Контроль  уровня достижения планируемых результатов обучения  учащихся  4 класса  по   литературному чтению

Формы, периодичность и порядок  проведения  контроля   уровня   достижения планируемых  результатов  обучения учащихся   4 класса  по  литературному чтению    определяются в  соответствии с  локальным  актом «Положение  о текущем  контроле знаний, общих учебных умений, навыков и способов деятельности, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся»  (приказ  №70  от 29.08.2012 года)  и  находит  отражение  в  разделе  календарно-тематического планирования «Способы деятельности обучающихся, формы текущего контроля знаний, общих учебных умений, навыков и способов деятельности, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся».

Содержание учебного предмета

Умение слушать (аудирование)

    Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.

    Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.

Чтение

    Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся и формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.

    Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).

    Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя.

    Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.

Работа с разными видами текста

    Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном – и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведений, осознавать сущность поведения героев.

    Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.

    Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

    Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура

    Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.

    Умение самостоятельно составить аннотацию.

Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал).

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).                  Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.

Работа с текстом

    Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

    Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов Росси). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное  воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

 Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выражение через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.

 Учебно-тематический план

Тема  

Количество часов

Количество контрольных работ

1

Вводный урок по курсу литературного чтения

1

2

Летописи, былины, жития

12

к.р.

3

Чудесный мир классики

22

4

Поэтическая тетрадь 1

12

5

Литературные сказки

16

к.р.

6

Делу время – потехе час

9

7

Страна детства

8

8

Поэтическая тетрадь 2

5

9

Природа и мы

12

10

Поэтическая тетрадь 3

8

11

Родина

8

12

Страна Фантазия

8

13

Зарубежная литература

15

к.р

Итого:

136

3

Календарно-тематическое  планирование  уроков литературного  чтения в  4  классе – 136 часов

№ п/п

      Дата

Тема урока

Виды учебной  деятельности, формы текущего  контроля  успеваемости и  промежуточной  аттестации  учащихся

план

факт

                                        Вводный урок по курсу литературного чтения  (1 ч)

1

Знакомство с учебником  «Литературное   чтение»

Прогнозировать содержание раздела.

Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий.

Находить нужную главу  и нужное произведение в содержании учебника.

Предполагать на основе названия содержание главы.  Пользоваться словарём в конце учебника.

Составлять связное высказывание по иллюстрациям и оформлению учебника

                                  Летописи. Былины. Жития  (12 ч)

2

Знакомство с содержанием раздела «Летописи. Былины. Жития».  Летопись «И повесил Олег щит свой на врата Царьграда...» 

Смысловое чтение как осмысление цели чтения; умение отвечать на вопросы по содержанию словами текста; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации

3

Вводный контроль

Тесты.

Характеризовать героев произведения.

Сравнивать героев произведения, героев разных сказок.

Инсценировать сказку: распределять роли, выбирать диалоги.

Придумывать свои сказочные истории.

Организация проектной деятельности

4

Летопись – источник исторических фактов.

Летопись.

«И вспомнил Олег коня своего...»

5

А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Сравнение текста летописи с текстом произведения А.С. Пушкина

Сравнивать произведения словесного, музыкального, изобразительного искусства. Участвовать в работе группы, читать фрагменты текста в паре. Договариваться друг с другом; выражать свою позицию. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

6

Былина и её герои. Сказочный характер былины  «Ильины три поездочки»

Овладение приемами выразительного чтения; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

7

Былина «Ильины три поездочки». Герой былины – защитник государства Российского

Определение эмоционального характера текста: построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения

8

Жанровые особенности былины «Три поездки Ильи Муромца»

Обобщение и обогащение знаний о былинах, развитие умений понимать исторический текст, находить аналогии с реальными историческими событиями.

9

Р.р. Составление рассказа об Илье Муромце ( или Подготовка к пересказу одного из эпизодов былины)

Формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов;

10

Особенности жития как жанра. «Житие Сергия Радонежского»

Знакомство с  жанровыми особенностями жития, краеведческими фактами и материалами, связанными с сюжетом «Жития Сергия Радонежского»,  формирование эмоционально-личностного отношения к культурологическим и историческим фактам

11

Сергий  Радонежский – святой земли русской

12

Проект «Создание календаря исторических событий»

Отработка  навыков  защиты  проекта, развитие  регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий, формирование ИКТ-компетентности

13

Обобщение, проверка и оценка знаний по разделу «Летописи. Былины. Жития»

Повторение и обобщение материала изученного раздела; отработка умений работать  в коллективе, отстаивать свою точку зрения; развитие навыков само-взаимооценки; развитие памяти, речи, логического мышления

                                          Чудесный мир классики (22 ч)

14

Знакомство с  разделом «Чудесный мир классики»

П. П. Ершов «Конёк-горбунок»

Прогнозирование  содержания раздела, формулирование темы урока на основе ключевых слов, составление  плана  урока, развитие  навыков  антиципации, рефлексии видов деятельности

15

П. П. Ершов «Конёк-горбунок».

Сравнение литературной и народной сказок

Развитие навыков  сравнительного анализа. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, создание способов решения проблем поискового характера, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

16

П. П. Ершов «Конёк-горбунок». Мотивы народной сказки и литературной

17

Характеристика героев  сказки П. П. Ершова «Конёк-горбунок»

Развитие навыков  характеристики героев. Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

18

А.С. Пушкин – великий русский писатель. Стихотворения «Унылая пора! Очей очарованье…», «Няне», «Туча»

Расширение  знаний о жизни и творчестве А.С.Пушкина. Наблюдение над изобразительностью и выразительностью слова, привитие нравственно – эстетической оценки описываемого. Отработка навыков выразительного чтения

19

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Мотивы народной сказки

Знать отличие рассказа от сказки. Уметь различать  жанры художественной литературы, анализировать характеры героев

20

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Герои пушкинской сказки

Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики. Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

21

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Деление сказки на части

Развитие навыков деления  текста на части, озаглавливание   частей  текста, отработка навыков выразительного чтения и навыков выборочного пересказа

22

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Пересказ основных эпизодов сказки

Составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения

23

Р.р. Пересказ одной из частей произведения  А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Отработка навыков выразительного чтения и навыков выборочного пересказа

24

Вн. чт.Сказки А.С. Пушкина

Расширение знаний  о творчестве  поэта, отработка навыков  пересказа и анализа литературных сказок

25

М.Ю. Лермонтов – выдающийся русский поэт и писатель. Стихотворение «Дары Терека»

Расширение  знаний о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова. Наблюдение над изобразительностью и выразительностью слова, привитие нравственно – эстетической оценки описываемого. Отработка навыков выразительного чтения

26

М.Ю. Лермонтов. Турецкая сказка «Ашик-Кериб»

Знать отличие рассказа от сказки. Уметь различать жанры художественной литературы, анализировать характеры героев.

27

М.Ю. Лермонтов.

Турецкая сказка «Ашик-Кериб». Сравнение мотивов русской и турецкой сказки

Развитие навыков  сравнительного анализа. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, создание способов решения проблем поискового характера, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

28

М.Ю. Лермонтов.

Турецкая сказка «Ашик-Кериб».        

 Р.р. Написание отзыва на произведение

Развитие  письменной речи учащихся, умений  высказывать  оценочные суждения  о прочитанном произведении

29

Л.Н. Толстой – великий русский писатель. Основные этапы жизни и творчества

Расширение  знаний о жизни и творчестве Л.Н.Толстого

30

Трилогия  Л.Н. Толстой «Детство. Отрочество. Юность». Основные  события  повести «Детство»

Читать текст  вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение  к происходящему.

 Объяснять значение незнакомых слов с опорой на текст, пользуясь словарем в учебнике либо толковым словарем

31

Л.Н. Толстой. Басня «Как мужик убрал камень».  Мораль басни.

Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение.

Уметь различать жанры художественной литературы, анализировать характеры героев

32

А.П. Чехов – великий русский писатель. Рассказ «Мальчики»

Расширение  знаний о жизни и творчестве  А.П.Чехова.

33

Смысл названия рассказа  А.П.Чехова  «Мальчики».

Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение.

Уметь различать жанры художественной литературы, анализировать характеры героев.

Объяснять значение незнакомых слов с опорой на текст, пользуясь словарем в учебнике либо толковым словарем.

34

Характер героев рассказа  А.П.Чехова  «Мальчики»

35

Обобщение, проверка и оценка знаний по разделу «Чудесный мир классики»

Повторение и обобщение материала изученного раздела; отработка умений работать  в коллективе, отстаивать свою точку зрения; развитие навыков само-взаимооценки; развитие памяти, речи, логического мышления

                                    Поэтическая тетрадь (12 ч)

36

Знакомство с разделом «Поэтическая тетрадь». Анализ стихотворения

Ф.И. Тютчев «Ещё земли печален вид…»

Прогнозирование  содержания раздела, формулирование темы урока на основе ключевых слов, составление  плана  урока, развитие  навыков  антиципации, рефлексии видов деятельности

37

Средства художественной выразительности  в стихотворении Ф.И. Тютчева  «Как неожиданно и ярко…»

Нахождение в тексте  стихотворения и характеристика  средств художественной выразительности, используемых автором для  создания картины природы.

38

А.А. Фет. «Весенний дождь». Ритм стихотворения

Читать выразительно стихи, передавая настроение автора. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова

39

А.А. Фет. «Бабочка». Интонация (тон, паузы, темп) стихотворения

Определить различные средства выразительности. Использовать приемы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определять силу голоса, выбрать тон и темп чтения).

Выразительно читать стихотворные

 произведения, рисовать словесные картины.

Развитие поэтического слуха, наблюдение над звукоподражанием

40

Анализ стихотворения Е.А. Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист!..»

41

Анализ стихотворения Е.А. Баратынского  «Где сладкий шёпот моих лесов»

42

А.Н. Плещеев. «Дети и птичка». Ритм стихотворения.

Читать выразительно стихи, передавая настроение автора. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова.

Выразительно читать стихотворные

 произведения, рисовать словесные картины

43

И.С. Никитин. «В синем небе плывут над полями». Изменение картин природы в стихотворении

44

Анализ стихотворения Н.А. Некрасова «Школьник»

Оценивать события, героев произведения, отвечать на вопросы по тексту. Выразительное чтение стихотворения

45

Анализ стихотворения Н.А. Некрасова  «В зимние сумерки нянины сказки»

46

И.А. Бунин. «Листопад». Картина осени в стихах поэта

Выразительно читать стихотворные

 произведения, рисовать словесные картины.

 Уметь анализировать образные языковые средства, различать жанры художественных произведений

47

Обобщение, проверка и оценка знаний по разделу «Поэтическая тетрадь»

Повторение и обобщение материала изученного раздела; отработка умений работать  в коллективе, отстаивать свою точку зрения; развитие памяти, речи, логического мышления

                                             Литературные сказки (16 ч)

48

Знакомство с разделом «Литературные сказки».

В.Ф. Одоевский. «Городок в табакерке»

Прогнозирование  содержания раздела, формулирование темы урока на основе ключевых слов, составление  плана  урока, развитие  навыков  антиципации, рефлексии видов деятельности

49

В.Ф. Одоевский. «Городок в табакерке». Особенности  жанра произведения.

Уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему, читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка.

Уметь высказывать  оценочные суждения

о прочитанном произведении, характеризовать героев, составлять связный  рассказ на основе прочитанного текста

50

В.Ф. Одоевский. «Городок в табакерке». Главные герои литературной сказки

51

В.Ф. Одоевский. «Городок в табакерке»

Р.р. Составление рассказа о путешествии Миши в городок Динь-Динь

52

В.М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе». Сказка или рассказ?

Определять тему и главную мысль произведения, жанровые  и художественные  особенности

53

В.М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе». Текст-описание в содержании художественного произведения

Читать осознанно,  выразительно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; определять тему и главную мысль произведения

54

В.М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе». Главная мысль произведения

55

П.П. Бажов. «Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте

Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном произведении. Создавать словесные картины по тексту

56

П.П. Бажов. «Серебряное копытце». Герои художественного произведения

Объяснять значение разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря

57

П.П. Бажов. «Серебряное копытце». Авторское отношение к героям произведения

Используя текст сказки, определять авторское отношение к изображаемому. Читать сказку в лицах

58

Вн. чт.Произведения В.М. Гаршина, П.П. Бажова

Знакомство  с  творчеством   В.М. Гаршина, П.П. Бажова. Уметь анализировать образные языковые средства, различать жанры художественных произведений

59

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Мотивы народных сказок в литературном тексте

Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать свое мнение, отношение. Читать сказку вслух и про себя, использовать приемы выразительного чтения при перечитывании сказки

60

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Герои художественного текста

Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки. Определять авторское отношение к изображаемому. Читать сказку в лицах

61

Промежуточный контроль

Тесты.

 Делить текст

на смысловые части, озаглавливать части, составлять  простой план, пересказывать текст, анализировать характер героя

62

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Составление плана. Выборочный пересказ

63

Обобщение, проверка и оценка знаний по разделу «Литературные сказки»

Повторение и обобщение материала изученного раздела; отработка умений работать  в коллективе, отстаивать свою точку зрения; развитие памяти, речи, логического мышления

                                           Делу время – потехе час (9 ч)

64

Знакомство с  разделом «Делу время – потехе час». Е.Л. Шварц. «Сказка о потерянном времени»

Прогнозирование  содержания раздела, формулирование темы урока на основе ключевых слов, составление  плана  урока, развитие  навыков  антиципации, рефлексии видов деятельности.

65

Е.Л. Шварц. «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл произведения

Определять тему и главную мысль произведения, составлять вопросы по тексту, давать оценку поступкам героев

66

В.Ю. Драгунский. «Главные реки». Особенности юмористического текста

Различать жанры литературных произведений; читать по ролям, составлять вопросы по тексту, анализировать мотивы поведения героев

67

В.Ю. Драгунский. «Главные реки». Пересказ текста от лица героев

Уметь анализировать образные языковые средства, различать жанры художественных произведений, отработка навыков  пересказа текста от лица героев, ролевого чтения отрывков из  произведения

68

В.Ю. Драгунский. «Что любит Мишка». Ролевое чтение

69

Вн. чт.  Рассказы В.Ю. Драгунского

Расширение круга детского чтения. Развитие умения проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения, отработка  навыка пересказа текста, постановки вопросов по содержанию  

70

В.В. Голявкин. «Никакой горчицы я не ел». Герои произведения

Читать по ролям, составлять вопросы по тексту, анализировать мотивы поведения героев.

Составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения.

Инсценировка  произведения

71

В.В. Голявкин. «Никакой горчицы я не ел». Инсценировка  произведения

72

Обобщение, проверка и оценка знаний по разделу «Делу время – потехе час»

Повторение и обобщение материала изученного раздела; отработка умений работать  в коллективе, отстаивать свою точку зрения; развитие памяти, речи, логического мышления

                                          Страна детства (8 ч)

73

Знакомство с разделом «Страна детства»

Б.С. Житков. Как я ловил человечков

Прогнозирование  содержания раздела, формулирование темы урока на основе ключевых слов, составление  плана  урока, развитие  навыков  антиципации, рефлексии видов деятельности

74

Б.С. Житков. Как я ловил человечков

Работать с иллюстрациями, анализировать мотивы поведения героев, пересказывать по плану.

Определять основную мысль рассказа. Составлять план произведения. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер

75

К.Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»

76

К.Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками». Герои произведения

77

К.Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками». Краткий пересказ

Делить текст на смысловые части, озаглавливать части, составлять  простой план, пересказывать текст, анализировать характер героя

78

М.М. Зощенко. «Ёлка».

Герои произведения

Характеристика героев  произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний

79

М.М. Зощенко. «Ёлка». Составление плана . Пересказ

Делить текст на смысловые части, озаглавливать части, составлять  простой план, пересказывать текст, анализировать характер героя

80

Обобщение, проверка и оценка знаний по разделу «Страна детства»

Повторение и обобщение материала изученного раздела; отработка умений работать  в коллективе, отстаивать свою точку зрения; развитие памяти, речи, логического мышления

                                        Поэтическая тетрадь (5 ч)

81

Знакомство с разделом  «Поэтическая тетрадь» В.Я. Брюсов. «Опять сон», «Детская»

Прогнозирование  содержания раздела, формулирование темы урока на основе ключевых слов, составление  плана  урока, развитие  навыков  антиципации, рефлексии видов деятельности

82

С.А. Есенин. «Бабушкины сказки»

Находить в стихотворениях яркие, образные слова и выражения. Сравнивать стихи разных поэтов на одну и ту же тему. Самостоятельно подбирать стихи на заданную тему, анализировать и  читать их выразительно

83

М.И. Цветаева. «Бежит тропинка с бугорка…», «Наши царства»

84

Вн. чт. Стихи поэтов о детстве

Расширение круга детского чтения. Развитие умения проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения, отработка  навыка выразительного чтения стихотворений,  постановки вопросов по содержанию  

85

Обобщение, проверка знаний по разделу «Поэтическая тетрадь». Урок –концерт

Повторение и обобщение материала изученного раздела; отработка умений работать  в коллективе, отстаивать свою точку зрения; развитие памяти, речи, логического мышления

                                   Природа и мы (12 ч)

86

Знакомство с  разделом «Природа и мы». Д.Н. Мамин-Сибиряк. «Приёмыш». Введение в проект «Природа и мы»

Прогнозирование  содержания раздела, формулирование темы урока на основе ключевых слов, составление  плана  урока, развитие  навыков  антиципации, рефлексии видов деятельности

87

Д.Н. Мамин-Сибиряк. «Приёмыш». Отношение человека к природе

Пересказывать произведение на основе плана. Придумывать свои рассказы о животных.

Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора

88

Д.Н. Мамин-Сибиряк. «Приёмыш».

Р.р. Обучение выборочному пересказу текста

89

А.И. Куприн. «Барбос и Жулька». Поступок как характеристика героя произведения

Составлять план произведения. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер

90

М.М. Пришвин. «Выскочка». Герои произведения

Характеристика героев  произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний

91

Е.И. Чарушин. «Кабан». Характеристика героев на основе их поступков

Характеристика героев  произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний

92

В.П. Астафьев. «Стрижонок Скрип». Герои рассказа

Характеристика героев  произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний

93

В.П. Астафьев. «Стрижонок Скрип». Деление текста на части

Умение последовательно и сознательно перечитать текст с целью дальнейшего деления его на части.. Озаглавливание частей, составление плана, пересказ текста от имени героя. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

94

В.П. Астафьев. «Стрижонок  Скрип».

Пересказ текста от имени героя

95

Проект «Природа и мы»

Отработка  навыков  защиты  проекта, развитие  регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий, формирование ИКТ-компетентности

96

Вн. чт. Рассказы и стихи о природе, животном мире

Расширение круга детского чтения. Развитие умения проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения, отработка  навыка пересказа текста, постановки вопросов по содержанию  

97

Обобщение, проверка знаний по разделу «Природа и мы»

Повторение и обобщение материала изученного раздела; отработка умений работать  в коллективе, отстаивать свою точку зрения; развитие памяти, речи, логического мышления

                                    Поэтическая тетрадь (8 ч)

98

Знакомство с разделом «Поэтическая тетрадь» Б.Л. Пастернак. «Золотая осень»

Прогнозирование  содержания раздела, формулирование темы урока на основе ключевых слов, составление  плана  урока, развитие  навыков  антиципации, рефлексии видов деятельности

99

С.К. Клычков. «Весна в лесу». Выразительное чтение

Читать стихотворения, отражая позицию автора и свое отношение к изображаемому. Сравнивать название произведения и его содержание, высказывать свое мнение. Анализ изобразительно-выразительных средств, словесное рисование

100

Д,Б. Кедрин. «Бабье лето». Картины лета в стихотворении

101

Н.М. Рубцов. «Сентябрь». Картины осени  в стихотворении

102

С.А. Есенин. «Лебёдушка». Мотивы народного творчества в авторском произведении

Определять авторское отношение к изображаемому. Проверять правильность высказывания, сверяя его с текстом, самостоятельно оценивать свои достижения

103

Времена года  в  поэзии. Обобщающий урок

Находить в стихотворениях яркие, образные слова и выражения. Сравнивать стихи разных поэтов на одну и ту же тему. Самостоятельно подбирать стихи на заданную тему, анализировать и  читать их выразительно

104

Вн. чт.Стихи о природе

Расширение круга детского чтения. Развитие умения проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения, отработка  навыка выразительного чтения стихотворений, постановки вопросов по содержанию  

105

Обобщение, проверка знаний по разделу «Поэтическая тетрадь»

Повторение и обобщение материала изученного раздела; отработка умений работать  в коллективе, отстаивать свою точку зрения; развитие памяти, речи, логического мышления

                                             Родина (8 ч)

106

Знакомство с разделом «Родина». Введение в проект «Они защищали Родину»

Прогнозирование

содержания раздела, формулирование темы урока на основе ключевых слов, составление  плана  урока, развитие  навыков  антиципации, рефлексии видов деятельности

107

И.С. Никитин. «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте

Объяснять смысл выражений с опорой на текст. Определять авторское отношение к изображаемому. Находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения. Сравнивать стихи разных поэтов на одну и ту же тему

108

С.Д. Дрожжин. «Родине». Авторское отношение к изображаемому

Читать стихотворения, отражая позицию автора и свое отношение к изображаемому. Сравнивать название произведения и его содержание, высказывать свое мнение

109

А.В. Жигулин. «О, Родина! В неярком блеске…». Тема стихотворения

Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них.

Уметь высказывать  оценочные суждения

о прочитанном произведении. Определение основной темы стихотворения

110

Вн. чт.  Родина в стихах российских  поэтов

Расширение круга детского чтения. Развитие умения проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения, отработка  навыка выразительного чтения стихотворений, постановки вопросов по содержанию  

111

Урок-концерт по произведениям,  изученным в разделе «Родина»

Развитие  творческих  способностей учащихся, формирование  чувства любви к Родине, активной гражданской позиции, привитие любви к поэзии

112

Обобщение, проверка знаний по разделу «Родина»

Повторение и обобщение материала изученного раздела; отработка умений работать  в коллективе, отстаивать свою точку зрения; развитие памяти, речи, логического мышления

113

Проект «Они защищали Родину»

Отработка  навыков  защиты  проекта, развитие  регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий, формирование ИКТ-компетентности

                                 Страна Фантазия (8 ч)

114

Знакомство с разделом «Страна Фантазия». Е.С. Велтистов. «Приключения электроника»

Прогнозирование  содержания раздела, формулирование темы урока на основе ключевых слов, составление  плана  урока, развитие  навыков  антиципации, рефлексии видов деятельности. Знакомство с понятием «научно-фантастическая литература», с жизнью и творчеством Е.С. Велтистова

115

Е.С. Велтистов. «Приключения электроника». Особенности фантастического жанра

116

Е.С. Велтистов. «Приключения электроника». Необычные герои фантастических рассказов

Восприятие  на слух художественного  произведения; чтение  вслух и про себя, осмысление  содержания;  развитие навыков  пересказа. Характеристика героев

117

К. Булычёв. «Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра

Знакомство с жизнью и творчеством К.Булычёва. Нахождение и характеристика особенностей фантастического произведения

118

К. Булычёв. «Путешествие Алисы». Сравнение героев фантастических рассказов

Развитие умений   ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

119

Р.р. Пересказ текста от лица главного героя

Совершенствование навыков сравнительного

анализа  героев

120

Вн. чт. Чтение произведений Е.С. Велтистова, К. Булычёва

Расширение круга детского чтения. Развитие умения сочинять по материалам фантастических текстов свои произведения, проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

121

Обобщение, проверка знаний по разделу «Страна Фантазия»

Повторение и обобщение материала изученного раздела; отработка умений работать  в коллективе, отстаивать свою точку зрения; развитие памяти, речи, логического мышления

                                     Зарубежная литература (15 ч)

122

Знакомство с  разделом «Зарубежная литература».

Д. Свифт «Путешествие Гулливера»

Прогнозирование  содержания  раздела. Планирование работы на уроке (начало, конец, виды деятельности). Восприятие  на слух художественного  произведения; чтение  вслух и про себя, осмысление  содержания

123

Д. Свифт. «Путешествие Гулливера»

Р.р. Пересказ текста от лица главного героя

Планирование  работы на уроке с использованием условных обозначений. Восприятие  на слух художественного  произведения; чтение  вслух и про себя, осмысление  содержания;  развитие навыков  пересказа. Пересказ  текста от лица главного героя

124

Знакомство с жизнью и творчеством  Г.Х.  Андерсена. Сказка  «Русалочка»

Знакомство с жизнью и  творчеством писателя, развитие навыков  анализа  литературной сказки. Составление  рассказа о творчестве писателя (с помощью учителя).

125

Г.Х.  Андерсен «Русалочка».  План деления отрывка на части.

Развитие навыков деления  текста на части, озаглавливание   частей  текста, отработка навыков выразительного чтения и навыков выборочного пересказа

126

Г.Х.  Андерсен «Русалочка». Характеристика главных героев

Развитие умений  высказывать оценочные суждения  о прочитанном произведении, характеризовать поступки героев; выборочный  пересказ  произведения

127

Г.Х.  Андерсен. «Русалочка». Выборочный пересказ

128

Вн. чт. Сказки

Г.Х. Андерсена

Расширение знаний  о творчестве  писателя, отработка навыков  пересказа и анализа литературных сказок

129

Итоговый контроль

Тесты

130

М.Твен. «Приключение Тома Сойера». Особенности повествования

Составление  плана  произведения. Совершенствование навыков  составления рассказа  о герое с использованием   слов-определений  из  сказки, характеризующих его  поступки и характер

131

С. Лагерлёф. «Святая ночь»

Знакомство с жизнью и  творчеством писателя, развитие навыков анализа характера и поступков героев

132

С. Лагерлёф. «Святая ночь». Выборочный пересказ

Развитие  навыков  анализа  образных  языковых средств,  умений различать жанры художественных произведений; развитие навыков  выборочного пересказа

133

С. Лагерлёф. «В Назарете»

Понимать изученные литературные произведения, знать и уметь пересказывать основное содержание изученных литературных произведений

134

С. Лагерлёф. «В Назарете».  Особенности повествования

135

Вн. чт. С. Лагерлёф. Святое семейство

Уметь высказывать  оценочные суждения  о прочитанном произведении. Составлять рассказ о творчестве писателя (с помощью учителя). Пересказывать выборочно произведение

136

Обобщение, проверка знаний по разделу «Зарубежная литература»

Повторение и обобщение материала изученного раздела; отработка умений работать  в коллективе, отстаивать свою точку зрения; развитие памяти, речи, логического мышления

Материально-техническое  обеспечение   образовательного процесса по литературному чтению  в  4 классе

Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:

Д - демонстрационный экземпляр (1 экземпляр на класс);

К - полный комплект (на каждого ученика класса);

Ф - комплект для фронтальной работы (1 экземпляр на двух учеников);

П - комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на 5 - 6 человек).

N

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Необходимое количество

  1. БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ)

1.1.

Стандарт  начального общего  образования по литературному  чтению   - Сборник нормативных документов/ Сост. Днепров Э.Д., Аркадьев А.Г.-М.: Дрофа, 2004

Д

1.2.

Примерная программа  начального общего  образования по литературному чтению  - Сборник нормативных документов/ Сост. Днепров Э.Д., Аркадьев А.Г.-М.: Дрофа, 2007

Д

1.3

Авторская   программа:

Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская.

Рабочие программы.  Литературное чтение. 1-4 классы по предметной линии учебников Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой, Л.А. Виноградской – М.: Просвещение, 2011

Д

1.4

Учебник: 

- Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. и др. Литературное чтение.  4 класс. В 2-х ч.-М.: Просвещение,2014

К

1.5.

Рабочая тетрадь:

- Климанова Л.Ф., БойкинаМ.В. Чтение. Рабочая тетрадь.  4 класс. М.Просвещение, ,2014

К

1.7.

Методические  пособия для  учителя:

.Кутявина С.В « Поурочные разработки по литературному чтению» к учебнику   Л.Ф.Климановой, 4 класс - М.:ВАКО, 2014 г.

.Кутявина С.В «Поурочные разработки по внеклассному чтению», 4 класс, Москва,    «ВАКО», 2014 г.

 Лагутина, «Сборник текстов для проверки техники чтения. 1-4 класс», «Школа ХХІ века», Москва, 2006 г.

 КИМ ы. Литературное чтение: 4 класс/ сост. Кутявина С.В              М.:ВАКО,2014г.

Барабанова М.Ю., Белькова Е.В., Колегаева Т.П., Ледовская И.В., Мельникова С.Г. Методические рекомендации к урокам внеклассного чтения в 4 классе по учебной книге  «Родничок».- Тула «Родничок», 1998г.

Д

Д

Д

                                2. ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ

2.1.

Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работ, указанными в программе

Ф

2.2.

Детские книги разных типов из круга детского чтения

Д

2.3.

Портреты поэтов и писателей

Д

3. ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ  И ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ  РЕСУРСЫ  

3.1.

Аудиозаписи в соответствии с программой обучения

Д

4. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (СРЕДСТВА ИКТ)

4.1.

Проигрыватели с CD плеером

Д

4.2.

Музыкальный центр

Д

4.3.

Мультимедийный проектор

Д

4.4.

Экран для мультимедийного проектора

Д

4.5.

Мультимедийный компьютер

Д

4.6.

Сканер

Д

4.7.

Принтер лазерный А4

Д


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа чтение 3 класс

Рабочая программа чтение 3 класс индвивидуальное обучение.УМК Школа России....

Рабочая программа чтение 1 класс ФГОС Школа России

Структура рабочей программы:– пояснительная записка;– содержание программы учебного курса;– учебно-тематический план;– календарно-тематическое планирование;– требования к уровню подготовки обучающихся...

Рабочая программа чтение 2 класс 8 вид

Программа составлена на основе программы под ред. И. М. Бгажноковой. Надомное обучение. 1 час в неделю...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЧТЕНИЕ» 3 КЛАСС (по адаптивной основной общеобразовательной программе для детей с ограниченными возможностями здоровья)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЧТЕНИЕ» 3 КЛАСС  (по адаптивной основной общеобразовательной программе для детей с ограниченными возможностями здоровья)...

Рабочие программы Чтение 2 класс

Рабочая программа Чтение...

Рабочая программа чтение 3 класс 8 вид

Рабочая программа по чтению  8 вид надомное обучение...