Рабочая программа чтение 2 класс 8 вид
рабочая программа по чтению (2 класс) на тему

Писарева Татьяна Максимовна

Программа составлена на основе программы под ред. И. М. Бгажноковой. Надомное обучение. 1 час в неделю

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie.docx49.73 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию Администрации Топчихинского района

 Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

 Парфёновская средняя общеобразовательная школа

 Топчихинского района Алтайского края      

«Рассмотрено»

ШМО учителей

начальных классов

Протокол № _____

«____» ________ 2015 г.

Руководитель ШМО

________________________

«Согласовано»

Методический совет школы

Протокол № _______

От «___»_______ 2015 г.

Зам директора по УВР

______________________

«Утверждено»

Директор МКОУ

Парфёновская СОШ

Приказ № _______

От «___» _______ 2015 г.

_____________________

Рабочая программа

учебного предмета «Чтение»  для 2 класса

на 2015-2016 учебный год

составлена на основе  Программы специальных (коррекционных)  образовательных учреждений  8 вида. Автор: С. Ю. Ильина «Чтение»      (под ред. И. М. Бгажноковой.  М., Просвещение, 2011 г.)

Учебник: С. Ю. Ильина «Чтение». 2 класс. М., Просвещение, 2011

Количество часов в год – 34, в неделю – 1

Составитель:

Писарева Татьяна Максимовна,

учитель начальных классов

Парфёново

2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая коррекционная программа VIII вида предмета «Чтение и развитие речи» для  2  класса на 2015 – 2016 учебный год составлена на основе программы  специальных (коррекционных) программ общеобразовательных учреждений VIII вида  автора «Чтение и развитие речи». 1– 4  классы» под ред. И.М. Бгажноковой  (2009г)

Чтение является сложным видом интеллектуальной деятельности, поэтому его элементами может овладеть только некоторая часть детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.        

С учетом индивидуальных возможностей часть детей класса (говорящие и частично говорящие) овладевает простейшими навыками  чтением, а часть – это дети безречевые. Данные дети (безречевые), у которых не формируются предпосылки к овладению чтением, могут участвовать в занятиях, направленных на развитие коммуникативных действий. В связи с этим порядок изучения звуков и букв планируется учителем-дефектологом в соответствии с индивидуальными познавательными и произносительными возможностями каждого воспитанника.  

Из-за неоднородности детей с тяжелыми нарушениям интеллекта, материал программы трудно регламентировать временными рамками по четвертям, годам обучения и т.д. Занятия планируются педагогом с учетом необходимости многократного повторения того или иного материала, постепенного включения новых элементов в контекст уже освоенных умений. По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей учеников, темп прохождения материала замедляется или увеличивается, что может быть предусмотрено применительно к конкретному ребенку или подгруппе учащихся.

Обучение чтению умеренно и тяжело умственно отсталых детей ведется по звуковому аналитико-синтетическому методу. Порядок прохождения звуков и букв диктуется данными фонетики с учетом специфических особенностей познавательной деятельности воспитанников, прежде чем знакомить учащихся с той или иной буквой, необходимо провести большую работу по усвоению соответствующего звука (выделение и различение его, правильное произношение).

Освоение слоговых структур и упражнения в чтении слов, состоящих из усвоенных слогов, должны проводиться на основе тщательного звукового анализа и синтеза. В соответствии с этим на уроках грамоты широко используются такие дидактические пособия, как фишки, разрезная азбука, карточки со слогами, букварные настенные таблицы.

Во втором классе продолжается букварный период (II этап). В этот период у учащихся формируется звуко-буквенный анализ и синтез как основа овладения чтением. Материалом обучения являются звуки и буквы, слоговые структуры. В программе предложена примерная последовательность изучения букв. Порядок изучения звуков, букв и слоговых структур может быть изменен, т.к  необходимо, чтобы  он был более доступным и учитывал особенности аналитико-синтетической стороны деятельности   умственно отсталых детей. Усвоение звука предполагает выделение его из речи, правильное отчетливое произнесение, различение в сочетании с другими звуками, дифференциацию смешиваемых звуков, последовательное изучение звуков и букв, усвоение основных слоговых структур.                        

Буква изучается в определенной последовательности: восприятие общей ее формы, изучение состава буквы (элементов их расположения, сравнение с другими, ранее изученными буквами.  Важным моментом является соотнесение звука и буквы.                            

Слияние звуков в слоги и чтение слоговых структур осуществляется постепенно. Сначала читаются слоги-слова (ау ,уа), затем обратные слоги (ам ,ум), после этого прямые слоги (ма, му) требующие особого внимания при обучении слитному их чтению.                                  

Большое внимание уделяется чтению по букварю, использованию иллюстративного материала для улучшения понимания читаемого. Основным методом обучения чтению является чтение по следам анализа.    

II этап букварного периода: Повторение пройденных звуков и букв.

  • Изучение новых: н, ы, к, п, т, и, в, б, г.
  • Образование открытых и закрытых слогов из вновь изученных звуков и букв, чтение этих слогов протяжно и, по возможности, слитно.
  • Составление из букв разрезной азбуки и чтение из двух усвоенных слоговых структур, а также предложений из двух слов.
  • Образование и чтение трехбуквенных слов, состоящих из одного закрытого слога (ког, сом).

     Основными задачами обучения чтения в 2 – 4 классах являются: научить детей читать доступный их пониманию текст вслух  и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное.

     У школьников формируется навык сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения.

     Для чтения подбираются произведения народного творчества, классиков русской и зарубежной литературы, доступные пониманию статьи из газет и журналов.

     В программе даётся примерная тематика произведений, определяется уровень требований к технике чтения, анализу текстов, совершенствованию, навыков устной речи и объёму внеклассного чтения.

     Тематика произведений подобрана с учётом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств.

     Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на каждом году обучения. Постоянное внимание следует уделять формированию навыка правильного чтения.

     С выразительностью речи учащиеся знакомятся в 1 – 2 классах. Систематическое формирование начинается в 3 классе.

     Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений.

     Учитель в процессе обучения чтению должен уделить особое внимание работе с иллюстрационным материалом как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности учащихся. Большое внимание уделяется развитию связной устной речи.

Задачи:

  • Способствовать совершенствованию речевого опыта учащихся;
  •  Корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей;
  • Формировать выразительную сторону речи;
  • Учить строить устные связные высказывания;
  • Воспитывать культуру речевого общения

                                                                                                                           

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА «ЧТЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ»            2 класс


Первое полугодие

Чтение

Содержание чтения: короткие рассказы, стихотворения и загадки о жизни детей в семье, в школе, о школьных обязанностях, о дружбе и взаимопомощи, о временах года, о жизни животных и др.

Примерные лексические темы: «Снова в школе», «Почитаем-поиграем», «Вот и осень пришла», «Про хитрую лису, глупого волка и других зверей», «Ой ты, зимушка-зима», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Сказки русских писателей», «Весна идёт», «Чудесное рядом», «Лето красное».

Техника чтения. Плавное чтение по слогам, без искажения звукового состава небольших, простых по содержанию и структуре слов и предложений, рассказов и стихотворений, тексты которых даны в послоговой разбивке.

Чтение слогов и слов, включённых в таблицы, для закрепления и дифференциации слоговых структур:
*              слогов и слов со стечением согласных;

  •    слогов и слов с оппозиционными звуками;
  • слогов и слов с разделительными ь и ъ;
  • слогов и слов со сходными буквенными знаками.


Совершенствование звуковой культуры речи: закрепление правильного звукопроизношения, развитие чёткой дикции на основе чтения слоговых структур и выполнения специальных упражнений; выразительное произнесение чистоговорок и коротких стихотворений вместе с учителем.

Сознательное чтение. Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение слов и предложений с иллюстративным материалом.
Разучивание небольших загадок, потешек и стихотворений с голоса учителя; воспроизведение их в игровой ситуации.

Второе полугодие

Чтение

Содержание чтения: небольшие по объёму произведения устного народного творчества:
сказки и отрывки из них, игровые песни; рассказы и стихотворения русских и зарубежных авторов на темы, связанные с жизнью и бытом детей, с окружающей их природой, с решением морально-этических проблем.

Техника чтения. Чтение без искажения звукового состава слов с правильным ударением в них.  Плавное чтение по слогам с постепенным переходом на чтение целыми словами двусложных слов с простыми слоговыми структурами. Предварительное чтение трудных слов текста (речевая зарядка).
Соблюдение интонации конца предложения и пауз между предложениями.
Выразительное чтение наизусть коротких стихотворений по образцу учителя.

Сознательное чтение. Прослушивание текста с установкой на адекватное эмоциональное восприятие (кто из героев понравился; какой рассказ по настроению — весёлый или грустный; что было страшного в рассказе и т. д.). Знакомство с новыми словами с опорой на наглядные средства.
Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Нахождение в тексте предложений, подтверждающих правильность ответа. Установление с помощью учителя простых смысловых связей между событиями и поступками героев. Соотнесение предложений и абзацев текста с иллюстративным материалом.
Элементарная оценка прочитанного: хороший или плохой поступок, хорошее или плохое событие (почему?). Опора в оценке на собственный опыт. Соотнесение содержания рассказа и его заглавия. Использование подсказывающих вопросов для выяснения главной мысли произведения («Хорошо или плохо поступили мальчики, не отогнав большую собаку от маленького котёнка? Почему?» и т. д.).


Развитие речи

Выработка умения правильно строить предложения при ответе на вопросы. Правильное интонирование предложений по образцу учителя. Передача содержания произведения по вопросам учителя или по заданиям в книге для чтения. Пересказ с опорой на картинно-символический план к каждому предложению, на серию сюжетных картинок или меловой рисунок на доске.
Разучивание небольших стихотворений с голоса учителя, выразительное их чтение по подражанию.

Внеклассное чтение

Чтение детских книг учителем с обязательным рассматриванием иллюстраций. Запоминание названия книги, её автора и основного содержания (о чём или о ком книга). Самостоятельное чтение книг из классной библиотечки. Мотивация самостоятельного чтения: предоставление выбора книги по желанию ученика, организация игры с наглядным отражением её результатов, драматизация прочитанного, участие в праздниках детской книги.

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование  разделов и тем

Количество  часов

1

Зазвенел звонок – начался урок.

3

2

Осенние страницы.

2

3

Сказка за сказкой.

3

4

Мир животных.

4

5

Птицы – наши друзья.

2

6

Зимние страницы.

3

7

Всё мы делаем сами и своими руками.

3

8

Буду делать хорошо и не буду плохо.

3

9

Ежели вы вежливы.

2

10

Весенние страницы.

3

11

«Посмеёмся, улыбнёмся»

2

12

Летние страницы.

2

13

Как хорошо уметь читать!

2

Итого:

34


Наименование разделов и тем.  Темы уроков

Количество

 часов

Виды контроля

Формы организации учебных занятий;

планируемые результаты

Дата

Корректировка даты

1

Зазвенел звонок – начался урок

«Осень в школе» Н.Саксонский.

«Где лево, где право» В. Берестов.

«Школьные слова» В. Драгунский.

3

Развитие умения читать по слогам с переходом на целые слова; воспитание любви к школе, трудолюбия; развитие навыков связной речи

2

«Я учусь писать» М. Яснов.

«Таня знала буквы» Л. Толстой.

«В школе» К. Ушинский.

«Мы дежурим» В. Викторов.

«Про то, для кого Вовка учится»      В. Голявкин.

1

3

«Пятёрка» Р.Сеф.

«Всякой вещи своё место»                К. Ушинский.

«Три плюс пять» М. Юдалевич.

«Первый урок» В. Голявкин. «Уроки» В. Драгунский.

1

Проверка навыков чтения.

Осенние страницы

2

4

«Художник – Осень» Г. Скребицкий.

«В эту осень» С. Козлов.

«Падают, падают листья»                 М. Ивенсен.

«Здравствуй, осень» В. Викторов. «В октябре» А. Митяев.

1

5

«Верная примета» Г. Ладонщиков.

«Когда шубу носить» А. Степанов.

«Белки» И.Соколов-Микитов. «Белкина кладовка» Е. Благинина.

«Кто сажает лес» Г. Снегирёв.

1

Сказка за сказкой

3

Воспитания интереса к чтению и к чтению как учебному предмету; формирование у них техники чтения; обеспечение постепенного перехода от слогового чтения к чтению целыми словами; нравственное воспитание на примере поступков сказочных героев.

6

«Вершки и корешки» Русская народная сказка.

«Лиса и кувшин» «Рак и лиса» Русская народная сказка.

1

7

«Старик и два медвежонка» Русская народная сказка.

«Волк и лошадь» Румынская сказка.

1

8

«Добрый крестьянин» Японская сказка.

1

Мир животных

4

Развитие речи на основе наблюдений за изменениями в окружающей природе; развитие интереса к чтению и навыков чтения

9

«Кто любит собак» Р. Сеф.

«Барашек» Английская народная песенка.

«Загадка» А. Веденский.

«Кролик» В. Лившиц.

1

10

«Лапки» Ю. Коринец.

«Котёнок» Е. Благинина.

«Собака» А. Барто.

1

11

«Ёж» Е. Чарушин.

«Живой букет» Я Агафарова.

Чтение рассказов об осени. Чтение рассказов о животных.

1

12

 «Медвежонок» Г. Снегирёв. «Бобрёнок» Г. Снегирёв.

«Лисья нора» И. Соколов – Микитов.

«Кто?» С. Чёрный.

«Детский дом» С. Маршак.

«Животные» Р. Зелёная, С. Иванов.

1

Птицы – наши друзья

2

Воспитание бережного отношения к окружающей природе, трудолюбия, любви к близким; формирование навыков правильного чтения

13

«Соловей» И. Соколов – Микитов.  

«Ворон» Г. Снегирёв.

«Спор на скворечне» Г. Ладонщиков.

1

14

«Пылесос» Н. Сладков.

« Птичка» В. Голявкин.

1

Зимние страницы

3

15

«По ягоды на лыжах» Н. Егоров.

«Снег идёт» Л. Воронкова.

«Озорные снежинки» Л. Наппельбаум.

«Сёмка и Мороз» Е. Кузнецова.

1

16

«Белая страница» С. Маршак.

«Книга зимы» В. Бианки.

« Что это было?» Д. Хармс. «Зайчик и рябина» В. Сухомлинский.

«Зимний запас» Н. Сладков.

1

17

«Наши друзья» Г. Ладонщиков.

«Зимний разговор через форточку» Б. Брехт.

«Храбрая птица» Н. Плавильщиков.

«Что такое Новый год? Е. Махалова.

«Снеговики» Л. Сергеев. « Ночное приключение» Ю. Кушак.

Чтение рассказов и стихов про Новый год.

1

Всё мы делаем сами и своими руками

3

Формирование представлений о нравственности и ответственности за свои поступки; воспитание заботливого отношения к близким; развитие навыков чтения и пересказа.

18

«Знают мамы, знают дети» Немецкая народная песенка.

«Вот какие наши руки» А. Гарф.

Чтение рассказов  и стихов о труде.

«Белоручки» В. Голышкин

«Своими руками» В. Осеева.

1

19

«Десять помощников» М. Коцюбинский.

«Первая рыбка» Е. Пермяк.

«Кукла и Катя» Г. Ладонщиков

«Разговор о технике» Е. Серова

«Странное дело». И. Мазнин

1

20

«Вкусный пирог» По П. Тихонову.

«Мы вдвоём» Г. Глушнев.

«Подходящая вещь» В. Голявкин

«Танечка – хозяйка» М. Глазков.

«Доктор Петрова» М. Моисеева.

«Мамина работа» Е. Пермяк.

Загадки о наших помощниках.

1

Буду делать хорошо и не буду плохо

3

Воспитание трудолюбия и ценного отношения ко времени и своему здоровью; бережного отношения к близким; развитие представлений о профессиях; формирование навыков выразительного чтения и пересказа

21

«Подружки» А Кузнецова.

«Рыцари» А. Барто.

«Жалейкин и пруд» Н. Сладков.

22

«Страшная история» Р. Зелёная, С. Иванов.

«Хитрое яблоко» Т. Пономарёва.

«Урок дружбы» М Пляцковский.

«Яблоко» В. Хомченко.

23

«Про Людочку» В. Карасёва.

«Никто не мешает» Р. Баумволь.

«Сказка про честные ушки»              С. Прокофьева.

Ежели вы вежливы

2

Формирование представлений о нравственности и ответственности за свои поступки; воспитание заботливого отношения к близким; развитие навыков чтения и пересказа.

24

«Доброе утро» Н. Красильников.

«Как Маша яблоко ела» Л. Каминский.

«Удивительное превращение» В. Голышкин.

25

«Брысь, шапочка!» А. Седугин.

Песенка о вежливости» С. Маршак.

«Кто грамотней?» Я.  Пинясов.

Весенние страницы

3

Развитие речи на основе наблюдений за изменениями в окружающей природе; развитие интереса к чтению и навыков чтения

26

Чтение рассказов о весне.

«Появление весны»                            Л. Модзалевский.

«Весна – красна» И. Соколов – Микитов.

«Март» Ю. Коринец. Скребицкий. «Подснежник» Е. Серова.

«Поздравление» Л. Барбас.

1

27

«Сосульки» М. Пляцковский.

«Песенка капели» М. Борисова.

«Художник  - Весна».

«Белое и жёлтое» Ю. Коваль.

«Салют весне» З. Александрова.

1

28

«Любитель цветов» Н. Сладков.

«Терем  - рукавица» В. Хомченко.

« 9 мая» Г. Виеру.

«Никто не знает, но помнят все» Л. Кассиль.

«Майский праздник» Т. Белозёров.

«Лучше нет родного края» П. Воронько.

1

«Посмеёмся, улыбнёмся»

2

Развитие умения общаться со сверстниками и взрослыми; создание условий для праздничного настроения.

29

«Повар» О. Григорьев. «Память»      Э. Успенский.

«Хорошо спрятанная котлета»           Г. Остер.

«Как поросёнок говорить научился» Л. Пантелеев.

«Банька» Ю. Кушак.

30

«Как котёнок Яша учился рисовать» Л. Каминский.

«Познакомился» В. Лапшин.

«Отвечайте, правда ли?»                    Г. Чичинадзе.

Летние страницы

2

Развитие речи на основе наблюдений за окружающей природой; развитие навыков выразительного чтения стихотворных текстов и заучивания наизусть; воспитание бережного отношения к окружающей природе

31

«Земляника» Е. Трутнева.

«Солнце и радуга» К. Ушинский.

«Мост» Л. Мануш.

1

32

«Шмель и Маша» А. Седугин.

«Гнездо в траве» В. Хомченко.

«Каникулы» Л. Фадеева.

1

Как хорошо уметь читать!

2

Развитие интереса к чтению, расширение кругозора; развитие речи на основе наблюдений за окружающей природой; навыков выразительного чтения и заучивания наизусть

33

«Читалочка» В. Берестов.

«Раньше улица молчала»                  И. Железнова.

«Читателю» Р. Сеф.

«Спрятался» В. Голявкин.

«Ау» Л. Пантелеев.

1

34

«Прощальная игра» Д. Чиарди.

Книжкины загадки.

Обобщение к разделу «Как хорошо уметь читать!»

Чтение рассказов о лете.

Чтение стихов о лете.

1

Проверка навыков чтения

Планируемые образовательные результаты

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

1-ый уровень:

  • Слушать небольшую сказку, стихотворение, рассказ;
  • Соотносить прочитанный текст с иллюстрацией;
  • Читать плавно по слогам короткие тексты с переходом на чтение целым словом двусложных слов, простых по семантике и структуре;
  • Пересказывать по вопросам, картинно-символическому плану, серии картинок прочитанный или прослушанный текст;
  • Выразительно читать наизусть 3-5 коротких стихотворений перед учащимися класса

2-ой уровень:

  • Слушать небольшие по объёму тексты и отвечать на вопросы с помощью учителя или с опорой на картинку;
  • Читать по слогам короткие тексты;
  • Соотносить прочитанный текст с иллюстрацией;
  • Читать наизусть 2-3 небольших стихотворения.

Нормы техники чтения.              1 класс – 5 – 10 слов, 2 класс - 15 – 20 слов, 3 класс - 25 – 30 слов, 4 класс - 35 – 40 слов. 

По базисному учебному плану общего образования детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью на чтение во 2 классе отведено в неделю 4 часа (всего - 136 часов)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И  МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ  

  1. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы, под редакцией     И. М. Бгажноковой; 3-е издание. - М.: Просвещение, 2011.
  2. Учебник: «Чтение» учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 2 класс, автор – составитель: С.Ю.Ильина, Москва «Просвещение», 2011 г.

Методические  пособия:

С.Ю.Ильина.

Методическое руководство к учебнику «Чтение»  для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида.

Москва, «Просвещение», 2006

М.Ф. Фомичева

 «Воспитание у детей правильного произношения»

М.,«Просвещение», 2000 г.

В.Волина

«Русский язык/учимся играя»

Екатеринбург, «Арго», 1996 г.

М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, Н.Н. Светловская

 «Методика обучения русскому языку и чтению  в начальных классах»

М., «Просвещение», 2000 г.

А.К. Аксенова

«Методика обучения русскому языку и чтению в школе VIII вида»

М., «Просвещение», 2000 г.

Максимук, Н.Н

Игры по обучению грамоте и чтению

М.: ВАКО, 2004.- 128с.

Л.И.Рудченко

Чтение. 2 класс: коррекционно- развивающие занятия

Волгоград:  Учитель, 2007.- 150с.

Лист корректировки рабочей программы

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия. Реквизиты документа, которым закреплено изменение

Дата проведения по факту


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 1 класс Грамота (обучение чтению) ПНШ

Рабочая программа  1 класс Грамота (обучение чтению) ПНШ...

Рабочая программа 1 класс ФГОС Обучение грамоте (русский язык, литерат чтение)

Данная рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС вторго поколения. УМК "Школа России"....

Рабочая программа чтение 3 класс

Рабочая программа чтение 3 класс индвивидуальное обучение.УМК Школа России....

Рабочая программа чтение 1 класс ФГОС Школа России

Структура рабочей программы:– пояснительная записка;– содержание программы учебного курса;– учебно-тематический план;– календарно-тематическое планирование;– требования к уровню подготовки обучающихся...

Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже

Рабочая программа  2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...

Рабочая программа 1 класс литературное чтение. Программа 21 век.

Разработка программы для первого класса по литературному чтению...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЧТЕНИЕ» 3 КЛАСС (по адаптивной основной общеобразовательной программе для детей с ограниченными возможностями здоровья)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЧТЕНИЕ» 3 КЛАСС  (по адаптивной основной общеобразовательной программе для детей с ограниченными возможностями здоровья)...