Главные вкладки

    Внеклассное занятие по чтению. По произведениям К. И. Чуковского «В гости к дедушке Корнею»
    план-конспект занятия по чтению (2 класс) на тему

    Березина Ирина Евгеньевна
    Хорошие книжки писал дед Корней,
    Воспитывал взрослых он и детей.
    Будут и внуки наши и дети
    Сказки читать весёлые эти.
     
    Ираклий Андроников писал: «Талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, веселый, праздничный. С таким писателем не расставайтесь всю жизнь.»
     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Внеклассное занятие по чтению.

    По произведениям К. И. Чуковского

    (Слайд 1) «В гости к дедушке Корнею»

    Задачи занятия:

    1. В сфере личностных УУД:
    • Формирование учебно-познавательного интереса к материалу;
    • развитие способности к самооценке на основе успешности учебной деятельности;
    • эстетического вкуса на основе литературных произведений К.И.Чуковского;
    1. В сфере регулятивных УУД:
    • формирование навыков планирования своей деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
    • умение действовать и принимать решения по предложенному плану;
    • умение оценивать правильность выполнения действий;
    1. В сфере познавательных УУД:
    • поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием всех возможных источников;
    • постановка и формулирование проблемы, поиск её решения;
    • развитие речевых навыков при устных высказываниях;
    1. В сфере коммуникативных УУД:
    • формирование умения полно и чётко выражать свои мысли, умело владея речью;
    • воспитывать доброжелательное отношение к мнению своих товарищей.

    Оборудование:

    1. Выставка детских книг К. И. Чуковского.

    2. Рисунки детей к произведениям К.И.Чуковского.

    3. Мешок или коробка с предметами из сказок к.И.Чуковского.

    Ход мероприятия:

    (Звучит музыка)

    (Слайд 2) Ведущий: 

    В сорока минутах езды от столицы, в одном из красивых уголков Подмосковья – в посёлке Переделкино, среди берёз и сосен, в небольшом загородном доме много лет жил высокий седой человек, которого знали и любили не только все дети посёлка, но и маленькие жители Москвы и всей нашей обширной Родины – России, и который заслужил у ребят почётное звание «дедушка».

    (Слайд 3) Ведущий: 

    Жил человек, чьи стихи, сказки, загадки с ранних лет приносят нам всем радость. Имя этого человека – Корней Иванович Чуковский. И мы сегодня будем говорить о нём, потому что он особенный.

    (Слайд 4) Ведущий: 

    А особенный он потому, что сочинил множество книг не только для детей, но и для взрослых. Он даже сочинил своё имя. Многие писатели придумывают себе имена. Это называется – взять псевдоним. В детстве этого мальчика звали Коля. Николай Корнейчуков.

    С ранних лет стихи Корнея Ивановича приносят нам всем радость. Не только вы, но и ваши родители, ваши дедушки и бабушки не представляют своего детства без «Айболита», «Тараканища», «Федорина горя», «Бармалея», «Мухи-Цокотухи», «Телефона»…

    Учащиеся:        В детстве читать не умели мы сами,

    И приставали к папе и маме.

    Слушали сказки все дни напролет.

    Были те сказки наперечёт;

    Про Тараканище и Крокодила,

    Про Айболита и Мойдодыра,

    Про Бармалея в сказочном море,

    Про Телефон и Федорино горе.

    Мамы и папы нам рассказали,

    Что этих героев давно они знали.

    Бабушки в детстве им сказки читали.

    От них они этих героев узнали.

    К бабушкам долго мы приставали -

    Откуда они эти сказки узнали?

    Про Тараканище и Крокодила,

    Про Айболита и Мойдодыра,

    Про Бармалея в сказочном море,

    Про Телефон и Федорино горе.

    Бабушки вот что нам рассказали -

    Сказки они эти в книжках читали.

    Книжечки эти писал дед Корней -

    Сказочник, критик, поэт, чародей.

    (Слайд 5) Ведущий: Да, дедушку Корнея дети всегда любили. Своим маленьким друзьям он казался великаном, настоящим добрым волшебником из сказки:

    Чуковский Корней,

    Таланта хвалённого,

    В два раза длинней

    Столба телефонного…. 

    - так охарактеризовал будущего автора популярнейших детских стихов Корнея Чуковского его друг Влад Жаботинский.

    Громкоголосый, с полными румяными губами, над которыми «приютился» «увесистый любопытный нос», с вечно смеющимися глазами, не похожий ни на кого и очень щедрый на ласку. Этот любимый великан всегда имел про запас для каждого, для маленького и большого, шутку, смешную присказку, звонкое слово, громкий смех, на который не отозваться, от которого у малышей блестели глаза и розовели щёки.

    (Слайд 6 - Видео)

    (Слайд 7) Ведущий: Детям с Корнеем Ивановичем всегда было интересно. Вот что рассказал писатель Валентин Берестов: «Меня пригласили в Кунцевский детский сад, под Москвой, где я читал детям свои стихи. Стихи прочитал, потом меня потащили к пианино, воспитательница заиграла, дети запели. Поют и разочарованно глядят на меня. Делать нечего, я запел. А когда воспитательница заиграла плясовую, дети хвать меня за руки, затащили в круг и, не ожидая возражений, потребовали:

    -Вы будете с нами плясать, потому что вы писатель!

    Делаю несколько символических па, пытаюсь вырваться, не тут-то было! Пляски кончились. Отдышался, подхожу к воспитательнице:

    - Почему дети считают, что писатели непременно должны играть с ними и плясать?

    - Совсем недавно был Корней Иванович! – просияла воспитательница. Оказалось, тогда уже восьмидесятилетний патриарх, поднял здесь такую волну радости, что она не улеглась после его ухода… Подхватив заодно и меня».

    (Слайд 8 - 13) Ведущий: А ещё, кроме песен и танцев, Корней Иванович обожал своим маленьким друзьям загадывать загадки. Например, вот такие:

    Был белый дом,

    Чудесный дом,

    И что-то застучало в нём.

    И он разбился, и оттуда

    Живое выбежало чудо,-

    Такое тёплое, такое

    Пушистое и золотое.   (Яйцо и цыплёнок)

    Я – одноухая старуха,

    Я прыгаю по полотну,

    И нитку длинную из уха,

    Как паутинку, я тяну. (Иголка) 
    Вот иголки и булавки

    Выползают из-под лавки.

    На меня они глядят,

    Молока они хотят. (Ёж)

    Вдруг из чёрной темноты

    В небе выросли кусты.

    А на них-то голубые,

    Пунцовые, золотые

    Распускаются цветы

    Небывалой красоты.

    И все улицы под ними

    Тоже стали голубыми,

    Пунцовыми, золотыми,

    Разноцветными. (Салют) 

        Ведущий: Надо сказать, что Корней Иванович отличался высокой работоспособностью, так как следовал придуманному им же самим "своду законов": "не пить, не курить, вставать в 5 утра, ложиться в 9 вечера, выполнять все обещания, отвечать на все письма, не ходить в гости, кроме детей" и т. д.

    «Всегда, - писал он, -  Где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приемной врача, - я, чтоб не тратить попусту время, сочинял загадки для детей. Это спасало меня от умственной праздности».


          Ведущий: Следующая загадка родилась так: перевозя вещи на дачу, Корней Иванович вынужден был взгромоздиться на груду вещей и ехать по ухабистой дороге, держа в руках лампу и зеркало. Доехал до места измученный, зато сочинил:

    Была телега у меня,

    Да только не было коня,

    И вдруг она заржала,

    Заржала - побежала.

    Глядите, побежала телега без коня! (Грузовик)

    А эту загадку К. И. Чуковского - писателя-фантазера, вы, не прочитаете ни в одной книге:

    Без рук, без ног голова плыла,

    Голова плыла, приговаривала:

    "Эх, ноги бы мне, я бы скок да скок,

    Поскакала бы я на лужок-бережок!" -

    "Ну, вот тебе ноги,

    Беги, голова,

    Скачи по дороге.

    Кричи КВА - КВА". (Головастик)

    (Слайд 14) Ведущий: Дружба писателя с детьми продолжалась более полувека (50 лет). Однажды Корней Иванович Чуковский записал лирическое признание:

    Ученик: 

    Никогда я не знал, что так радостно быть стариком,

    Что ни день — мои мысли добрей и светлей.

    Возле милого Пушкина, здесь, на осеннем Тверском,

    Я с прощальною жадностью долго смотрю на детей.

    И, усталого, старого, тешит меня

    Бесконечная их беготня и возня.

    Да к чему бы и жить нам на этой планете,

    В круговороте кровавых столетий,

    Когда б не они, не вот эти

    Глазастые, звонкие дети...

    (Слайд 15) Ведущий: Трудно представить себе Корнея Чуковского без детей, без постоянного живого общения с малышами, во время которого звучат интересные "речения". Словом "речения" Чуковский называет высказывания, возгласы, говор малышей. Все услышанные писателем "речения" живут в книге "От 2 до 5", которая начинается так: " Было когда-то веселое время: жилье мое стояло у самого моря, и тут же перед окнами на горячем песке копошилось несметное множество малых ребят под надзором бабушек и нянек. Песчаная полоса была сплошь усеяна Танями, Наташами, Вовами, Игорями. Склоняясь с утра до вечера по этому пляжу, я вскоре сблизился со всей детворой… Вокруг меня, ни на миг не смолкая, слышалась, звонкая детская речь…" А "речения" - вот они, попробуйте отгадать:

    3-х летняя Мура вбежала и сказала: 

    -Мама просит мазелин! 

    -Какой мазелин? (Вазелин)

    Кирилл, когда был болен, он все время повторял: «Положите мне на голову холодный мокресс!» (Компресс)

    Мальчик, обращаясь к маме: «Мама, я видел автомобиль с поднимающимся пузовом!» (Кузов)

    Таня сказала: «Возьми меня, мама, к вихрахеру!»  (Парикмахер)

    У мамы болело сердечко, и она пила болерьянку. (Валерьянка)

    (Слайд 16) Ведущий: Ну, а теперь кто быстрее:

    Колоток - молоток 
    Вертилятор - вентилятор 
    Паукина - паутина 
    Кружинка - паутинка 
    Улиционер - милиционер 
    Песковатор - экскаватор 
    Копатка - лопатка

    Да, ребята, ваши "речения" могут застать врасплох любого взрослого человека, потому что эти "речения" настоящие шифровки.

    Поразительно, как вы умудряетесь в одно слово уместить сразу два или три слова?! Ну, например: 

    Ай, я задверил руку! (Ай, защемил дверью руку!) 
    Отскорлупай мне яйцо. (Очисть от скорлупы мне яйцо.) 
    Замолоточь этот гвоздик. (Забей молотком этот гвоздик.) 
    Ого-го, как ладошкаются! (Ого-го, как хлопают в ладошки!) 
    Я намакаронился. (Я наелся макарон.) 
    Я сижу и отмухиваюсь, сижу и отмухиваюсь. (Я сижу и отмахиваюсь от мух.) 
    Расширокайтесь! Расширокайтесь! (Расступитесь шире!) 


        Ведущий:  Мы уже с вами говорили, что Корней Иванович любил загадывать загадки, особенно те, которые сочинил сам. А теперь попробуйте отгадать "речения" - загадки, придуманные детьми:

    Две ноги в одну штанину.(Юбка)

    Надкушенная луна.(Месяц)

    Лошадь в тельняшке.(Зебра)

    Сидит мучительный,

    Карандашом стучительный. (Учитель)

    (Слайд 17) Ведущий: А вы знаете, что Корней Иванович Чуковский до 37 лет никогда не писал детских сказок и стихов. Но случилось так, что он поехал за своим маленьким сыном, который заболел и у которого была высокая температура. Корней Иванович вез мальчика обратно в вагоне и для того, чтобы он не плакал и не хныкал, стал ему под стук колес рассказывать какую-то сказку, которую давно хотел написать, но которая раньше не получалась.

    Жил да был

    Крокодил.

    Он по улицам ходил.

    Папиросы курил,

    По-турецки говорил -

    Крокодил, Крокодил Крокодилович!

    Сын перестал стонать, покуда Корней Иванович говорил, причем говорил как можно скорее, и, конечно, сразу же забыл всю сказку. Прошло 2-3 дня, мальчик выздоровел, и тогда оказалось, что он запомнил эту сказку наизусть.

    (Слайд 18) Ведущий:  Быть может, этот случай и не имел бы никаких последствий. Но вскоре с Корнеем Ивановичем вновь произошло нечто подобное. Он сидел за своим письменным столом и работал над важной статьей, которую ему заказал один серьезный научный журнал. Вдруг он услышал громкий плач. Это плакала его младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая своё нежелание мыться. Он вышел из кабинета, взял девочку на руки и неожиданно для себя тихо сказал ей:

    Надо, надо умываться

    По утрам и вечерам,

    А нечистым трубочистам -

    Стыд и срам! Стыд и срам!

    Так на свет родился знаменитый "Мойдодыр".

    Вот тогда-то Чуковский и начал писать свои замечательные сказки для вас, ребята.

    Ученик:

    …Нам жалко дедушку Корнея:

    В сравненьи с нами он отстал,

    Поскольку в детстве «Бармалея»

    И «Мойдодыра» не читал,

    Не восхищался «Телефоном»

    И в «Тараканище» не вник,

    Как вырос он таким учёным,

    Не зная самых главных книг?

        Ведущий: Вот такое шутливое стихотворение посвятил Корнею Ивановичу Чуковскому поэт Валентин Берестов.

    (Показываю на выставку книг) Перед вами, ребята, замечательные сказки, написанные самым добрым сказочником на свете К. И. Чуковским. И я сейчас проверю, читали ли вы их?

    Ох, ох, ох! Ох, ох, ох!

    Здесь такой переполох!

    Все бегут, несутся, скачут,

    Им кричат: - Куда? Куда?

    Ну, а кто-то горько плачет

    От досады и стыда.

    Но отлично все кончается,

    Все на место возвращаются,

    Все виновную прощают, -

    Без хозяйки плохо быть!

    А она им обещает,

    Их не пачкать и не бить. ("Федорино горе")

    Кто-то пасть свою открыл,

    Кто-то что-то проглотил.

    Потемнело все вокруг,

    Ой, какой везде испуг!

    Но медведь сразил врага,

    С ним расправа недолга!

    Струсил враг и воротил

    То, что в небе проглотил!  ("Краденое солнце")

    В какой сказке живет?

    Тоненький он,

    Словно прутик,

    Маленький он

    Лилипутик.

    Ростом, бедняга, не выше

    Вот этакой маленькой мыши.

    Со всеми, со всеми

    Готов он сразиться

    И никогда

    Никого 

        Не боится.

    Он весел и ловок,

    Он мал, да удал,

    Другого 

        Такого

    Я век не видал. ("Приключения Бибигона")

    Ведущий: Молодцы, ребята!

    Ну, я вижу, что сказки вы читали, помните их названия. А помните ли, вы, героев этих сказок? А хотите, я открою вам один секрет, оказывается, самым любимым героем Корнея Ивановича был крокодил! Убедимся? В каких сказках мы встречаемся с крокодилом:

    Вдруг на встречу мой хороший,

    Мой любимый крокодил.

    Он с Тотошей и Кокошей

    По алее проходил.  (Мойдодыр)

    А в Большой Реке

    Крокодил

    Лежит, 

         И в зубах его

    Не огонь горит… (Краденое солнце)

    А потом позвонил

    Крокодил

    И со слезами просил:

    Мой милый, хороший,

    Пришли мне калоши,

    И мне, и жене, и Тотоше.  (Телефон)

    Долго, долго крокодил

    Море синее тушил

    Пирогами, и блинами,

    И сушеными грибами.  (Путаница)

    И сказал Крокодил:

    - Ты меня победил!

    Не губи меня Ваня Васильчиков!

    Пожалей ты моих крокодильчиков! (Крокодил)


    Ведущий: А теперь вопросы «на засыпку».

    Игра «Волшебный мешок».

    У меня в мешке находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Вспомните строки об этом предмете и название произведения.

    - телефон – (У меня зазвонил телефон… «Телефон»)

    - мыло – (Вот и мыло подскочило… «Мойдодыр»)

    - блюдце – (А за ними блюдца… «Федорино горе»)

    - калоша – (Пришлите мне дюжину новых калош… «Телефон»)

    - градусник – (И ставит им градусник… «Айболит»)

    - воздушный шар – (Ехали медведи на велосипеде, а за ним комарики на воздушном шарике… «Тараканище»)

    - перчатки - (А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки?» «Телефон» )

    - монета - (Муха по полю пошла, муха денежку нашла… «Муха-Цокотуха»)

    - шоколадка - (И всем по порядку даёт шоколадку… «Доктор Айболит»)


    Ведущий: 

    Вот и подошла наша встреча к концу. Но это не значит, что закончилась встреча с утешителем и развлекателем детей и взрослых Корнеем Ивановичем Чуковским. Ведь книги доброго волшебника всегда ждут своих читателей. Когда вам вдруг захочется снова повеселиться, вспомнить любимые всеми сказки с их героями - возьмите книжки. И вы снова будете разгадывать загадки, хитрости "дедушки Корнея".

    Хорошие книжки писал дед Корней,

    Воспитывал взрослых он и детей.

    Будут и внуки наши и дети

    Сказки читать весёлые эти.

    Ираклий Андроников писал: «Талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, веселый, праздничный. С таким писателем не расставайтесь всю жизнь.»

    Ведущий: Если вам понравилось занятие, поместите на наше чудо-дерево сапожки яркие, нарядные. А если нет, то прикрепите калоши.

    Источники: Ресурсы интернет.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    В http://aida.ucoz.ru

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    05.05.17

    Слайд 2

    Слайд 3

    Слайд 4


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Слайд 2

    Слайд 3

    Слайд 4


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Слайд 2


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка "В гости к дедушке Корнею"

    Урок русского языка - закрепление по теме: «Корень, однокоренные слова» с использованием мультимедийной презентации. На данном уроке дети закрепляют знания о корне и однокоренных словах, в ходе выполн...

    Викторина "В гости к дедушке Корнею"

    Внеклассное занятие для учащихся начальных классов. Может использоваться при проведении предметных недель, в рамках недели детской книги....

    урок русского языка в 1 классе "В гости к дедушке Корнею"

    Урок с презентацией к изучению темы "Родственные слова. Корень слова" УМК "Начальная школа 21 века"...

    Литературная игра " В гости к дедушке Корнею"

    Литературная игра-конкурс для учащихся 1-х классов посвящена творчеству К.Чуковского, сопровождается яркой красочной презентацией.  На мероприятии дети кратко знакомятся с биографией К.Чуко...

    Презентация к уроку чтения во 2 классе по теме"В гостях у дедушки Крылова".

      Цель  урока:         познакомить детей с баснями  И.А. Крылова ; продолжить  обучению вдумчивому чтению; продемонстрировать сложность и неоднознач...

    «В гостях у дедушки Корнея» Внеклассное занятие по чтению во 2 классе.

    Внеклассное занятие по чтению для учащихся 2 класса «В гостях у дедушки Корнея». Предварительная работа: конкурс рисунков по творчеству К. Чуковского, чтение произведений писателя. Форма проведени...

    Внеклассное занятие по чтению в 1 классе «В гостях у дедушки Чуковского».

    Внеклассное занятие по чтению в 1 классе «В гостях у дедушки Чуковского»....