Внеклассное занятие по чтению. По произведениям К. И. Чуковского «В гости к дедушке Корнею»
план-конспект занятия по чтению (2 класс) на тему

Березина Ирина Евгеньевна
Хорошие книжки писал дед Корней,
Воспитывал взрослых он и детей.
Будут и внуки наши и дети
Сказки читать весёлые эти.
 
Ираклий Андроников писал: «Талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, веселый, праздничный. С таким писателем не расставайтесь всю жизнь.»
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие по чтению.

По произведениям К. И. Чуковского

(Слайд 1) «В гости к дедушке Корнею»

Задачи занятия:

  1. В сфере личностных УУД:
  • Формирование учебно-познавательного интереса к материалу;
  • развитие способности к самооценке на основе успешности учебной деятельности;
  • эстетического вкуса на основе литературных произведений К.И.Чуковского;
  1. В сфере регулятивных УУД:
  • формирование навыков планирования своей деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • умение действовать и принимать решения по предложенному плану;
  • умение оценивать правильность выполнения действий;
  1. В сфере познавательных УУД:
  • поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием всех возможных источников;
  • постановка и формулирование проблемы, поиск её решения;
  • развитие речевых навыков при устных высказываниях;
  1. В сфере коммуникативных УУД:
  • формирование умения полно и чётко выражать свои мысли, умело владея речью;
  • воспитывать доброжелательное отношение к мнению своих товарищей.

Оборудование:

1. Выставка детских книг К. И. Чуковского.

2. Рисунки детей к произведениям К.И.Чуковского.

3. Мешок или коробка с предметами из сказок к.И.Чуковского.

Ход мероприятия:

(Звучит музыка)

(Слайд 2) Ведущий: 

В сорока минутах езды от столицы, в одном из красивых уголков Подмосковья – в посёлке Переделкино, среди берёз и сосен, в небольшом загородном доме много лет жил высокий седой человек, которого знали и любили не только все дети посёлка, но и маленькие жители Москвы и всей нашей обширной Родины – России, и который заслужил у ребят почётное звание «дедушка».

(Слайд 3) Ведущий: 

Жил человек, чьи стихи, сказки, загадки с ранних лет приносят нам всем радость. Имя этого человека – Корней Иванович Чуковский. И мы сегодня будем говорить о нём, потому что он особенный.

(Слайд 4) Ведущий: 

А особенный он потому, что сочинил множество книг не только для детей, но и для взрослых. Он даже сочинил своё имя. Многие писатели придумывают себе имена. Это называется – взять псевдоним. В детстве этого мальчика звали Коля. Николай Корнейчуков.

С ранних лет стихи Корнея Ивановича приносят нам всем радость. Не только вы, но и ваши родители, ваши дедушки и бабушки не представляют своего детства без «Айболита», «Тараканища», «Федорина горя», «Бармалея», «Мухи-Цокотухи», «Телефона»…

Учащиеся:        В детстве читать не умели мы сами,

И приставали к папе и маме.

Слушали сказки все дни напролет.

Были те сказки наперечёт;

Про Тараканище и Крокодила,

Про Айболита и Мойдодыра,

Про Бармалея в сказочном море,

Про Телефон и Федорино горе.

Мамы и папы нам рассказали,

Что этих героев давно они знали.

Бабушки в детстве им сказки читали.

От них они этих героев узнали.

К бабушкам долго мы приставали -

Откуда они эти сказки узнали?

Про Тараканище и Крокодила,

Про Айболита и Мойдодыра,

Про Бармалея в сказочном море,

Про Телефон и Федорино горе.

Бабушки вот что нам рассказали -

Сказки они эти в книжках читали.

Книжечки эти писал дед Корней -

Сказочник, критик, поэт, чародей.

(Слайд 5) Ведущий: Да, дедушку Корнея дети всегда любили. Своим маленьким друзьям он казался великаном, настоящим добрым волшебником из сказки:

Чуковский Корней,

Таланта хвалённого,

В два раза длинней

Столба телефонного…. 

- так охарактеризовал будущего автора популярнейших детских стихов Корнея Чуковского его друг Влад Жаботинский.

Громкоголосый, с полными румяными губами, над которыми «приютился» «увесистый любопытный нос», с вечно смеющимися глазами, не похожий ни на кого и очень щедрый на ласку. Этот любимый великан всегда имел про запас для каждого, для маленького и большого, шутку, смешную присказку, звонкое слово, громкий смех, на который не отозваться, от которого у малышей блестели глаза и розовели щёки.

(Слайд 6 - Видео)

(Слайд 7) Ведущий: Детям с Корнеем Ивановичем всегда было интересно. Вот что рассказал писатель Валентин Берестов: «Меня пригласили в Кунцевский детский сад, под Москвой, где я читал детям свои стихи. Стихи прочитал, потом меня потащили к пианино, воспитательница заиграла, дети запели. Поют и разочарованно глядят на меня. Делать нечего, я запел. А когда воспитательница заиграла плясовую, дети хвать меня за руки, затащили в круг и, не ожидая возражений, потребовали:

-Вы будете с нами плясать, потому что вы писатель!

Делаю несколько символических па, пытаюсь вырваться, не тут-то было! Пляски кончились. Отдышался, подхожу к воспитательнице:

- Почему дети считают, что писатели непременно должны играть с ними и плясать?

- Совсем недавно был Корней Иванович! – просияла воспитательница. Оказалось, тогда уже восьмидесятилетний патриарх, поднял здесь такую волну радости, что она не улеглась после его ухода… Подхватив заодно и меня».

(Слайд 8 - 13) Ведущий: А ещё, кроме песен и танцев, Корней Иванович обожал своим маленьким друзьям загадывать загадки. Например, вот такие:

Был белый дом,

Чудесный дом,

И что-то застучало в нём.

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо,-

Такое тёплое, такое

Пушистое и золотое.   (Яйцо и цыплёнок)

Я – одноухая старуха,

Я прыгаю по полотну,

И нитку длинную из уха,

Как паутинку, я тяну. (Иголка) 
Вот иголки и булавки

Выползают из-под лавки.

На меня они глядят,

Молока они хотят. (Ёж)

Вдруг из чёрной темноты

В небе выросли кусты.

А на них-то голубые,

Пунцовые, золотые

Распускаются цветы

Небывалой красоты.

И все улицы под ними

Тоже стали голубыми,

Пунцовыми, золотыми,

Разноцветными. (Салют) 

    Ведущий: Надо сказать, что Корней Иванович отличался высокой работоспособностью, так как следовал придуманному им же самим "своду законов": "не пить, не курить, вставать в 5 утра, ложиться в 9 вечера, выполнять все обещания, отвечать на все письма, не ходить в гости, кроме детей" и т. д.

«Всегда, - писал он, -  Где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приемной врача, - я, чтоб не тратить попусту время, сочинял загадки для детей. Это спасало меня от умственной праздности».


      Ведущий: Следующая загадка родилась так: перевозя вещи на дачу, Корней Иванович вынужден был взгромоздиться на груду вещей и ехать по ухабистой дороге, держа в руках лампу и зеркало. Доехал до места измученный, зато сочинил:

Была телега у меня,

Да только не было коня,

И вдруг она заржала,

Заржала - побежала.

Глядите, побежала телега без коня! (Грузовик)

А эту загадку К. И. Чуковского - писателя-фантазера, вы, не прочитаете ни в одной книге:

Без рук, без ног голова плыла,

Голова плыла, приговаривала:

"Эх, ноги бы мне, я бы скок да скок,

Поскакала бы я на лужок-бережок!" -

"Ну, вот тебе ноги,

Беги, голова,

Скачи по дороге.

Кричи КВА - КВА". (Головастик)

(Слайд 14) Ведущий: Дружба писателя с детьми продолжалась более полувека (50 лет). Однажды Корней Иванович Чуковский записал лирическое признание:

Ученик: 

Никогда я не знал, что так радостно быть стариком,

Что ни день — мои мысли добрей и светлей.

Возле милого Пушкина, здесь, на осеннем Тверском,

Я с прощальною жадностью долго смотрю на детей.

И, усталого, старого, тешит меня

Бесконечная их беготня и возня.

Да к чему бы и жить нам на этой планете,

В круговороте кровавых столетий,

Когда б не они, не вот эти

Глазастые, звонкие дети...

(Слайд 15) Ведущий: Трудно представить себе Корнея Чуковского без детей, без постоянного живого общения с малышами, во время которого звучат интересные "речения". Словом "речения" Чуковский называет высказывания, возгласы, говор малышей. Все услышанные писателем "речения" живут в книге "От 2 до 5", которая начинается так: " Было когда-то веселое время: жилье мое стояло у самого моря, и тут же перед окнами на горячем песке копошилось несметное множество малых ребят под надзором бабушек и нянек. Песчаная полоса была сплошь усеяна Танями, Наташами, Вовами, Игорями. Склоняясь с утра до вечера по этому пляжу, я вскоре сблизился со всей детворой… Вокруг меня, ни на миг не смолкая, слышалась, звонкая детская речь…" А "речения" - вот они, попробуйте отгадать:

3-х летняя Мура вбежала и сказала: 

-Мама просит мазелин! 

-Какой мазелин? (Вазелин)

Кирилл, когда был болен, он все время повторял: «Положите мне на голову холодный мокресс!» (Компресс)

Мальчик, обращаясь к маме: «Мама, я видел автомобиль с поднимающимся пузовом!» (Кузов)

Таня сказала: «Возьми меня, мама, к вихрахеру!»  (Парикмахер)

У мамы болело сердечко, и она пила болерьянку. (Валерьянка)

(Слайд 16) Ведущий: Ну, а теперь кто быстрее:

Колоток - молоток 
Вертилятор - вентилятор 
Паукина - паутина 
Кружинка - паутинка 
Улиционер - милиционер 
Песковатор - экскаватор 
Копатка - лопатка

Да, ребята, ваши "речения" могут застать врасплох любого взрослого человека, потому что эти "речения" настоящие шифровки.

Поразительно, как вы умудряетесь в одно слово уместить сразу два или три слова?! Ну, например: 

Ай, я задверил руку! (Ай, защемил дверью руку!) 
Отскорлупай мне яйцо. (Очисть от скорлупы мне яйцо.) 
Замолоточь этот гвоздик. (Забей молотком этот гвоздик.) 
Ого-го, как ладошкаются! (Ого-го, как хлопают в ладошки!) 
Я намакаронился. (Я наелся макарон.) 
Я сижу и отмухиваюсь, сижу и отмухиваюсь. (Я сижу и отмахиваюсь от мух.) 
Расширокайтесь! Расширокайтесь! (Расступитесь шире!) 


    Ведущий:  Мы уже с вами говорили, что Корней Иванович любил загадывать загадки, особенно те, которые сочинил сам. А теперь попробуйте отгадать "речения" - загадки, придуманные детьми:

Две ноги в одну штанину.(Юбка)

Надкушенная луна.(Месяц)

Лошадь в тельняшке.(Зебра)

Сидит мучительный,

Карандашом стучительный. (Учитель)

(Слайд 17) Ведущий: А вы знаете, что Корней Иванович Чуковский до 37 лет никогда не писал детских сказок и стихов. Но случилось так, что он поехал за своим маленьким сыном, который заболел и у которого была высокая температура. Корней Иванович вез мальчика обратно в вагоне и для того, чтобы он не плакал и не хныкал, стал ему под стук колес рассказывать какую-то сказку, которую давно хотел написать, но которая раньше не получалась.

Жил да был

Крокодил.

Он по улицам ходил.

Папиросы курил,

По-турецки говорил -

Крокодил, Крокодил Крокодилович!

Сын перестал стонать, покуда Корней Иванович говорил, причем говорил как можно скорее, и, конечно, сразу же забыл всю сказку. Прошло 2-3 дня, мальчик выздоровел, и тогда оказалось, что он запомнил эту сказку наизусть.

(Слайд 18) Ведущий:  Быть может, этот случай и не имел бы никаких последствий. Но вскоре с Корнеем Ивановичем вновь произошло нечто подобное. Он сидел за своим письменным столом и работал над важной статьей, которую ему заказал один серьезный научный журнал. Вдруг он услышал громкий плач. Это плакала его младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая своё нежелание мыться. Он вышел из кабинета, взял девочку на руки и неожиданно для себя тихо сказал ей:

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам,

А нечистым трубочистам -

Стыд и срам! Стыд и срам!

Так на свет родился знаменитый "Мойдодыр".

Вот тогда-то Чуковский и начал писать свои замечательные сказки для вас, ребята.

Ученик:

…Нам жалко дедушку Корнея:

В сравненьи с нами он отстал,

Поскольку в детстве «Бармалея»

И «Мойдодыра» не читал,

Не восхищался «Телефоном»

И в «Тараканище» не вник,

Как вырос он таким учёным,

Не зная самых главных книг?

    Ведущий: Вот такое шутливое стихотворение посвятил Корнею Ивановичу Чуковскому поэт Валентин Берестов.

(Показываю на выставку книг) Перед вами, ребята, замечательные сказки, написанные самым добрым сказочником на свете К. И. Чуковским. И я сейчас проверю, читали ли вы их?

Ох, ох, ох! Ох, ох, ох!

Здесь такой переполох!

Все бегут, несутся, скачут,

Им кричат: - Куда? Куда?

Ну, а кто-то горько плачет

От досады и стыда.

Но отлично все кончается,

Все на место возвращаются,

Все виновную прощают, -

Без хозяйки плохо быть!

А она им обещает,

Их не пачкать и не бить. ("Федорино горе")

Кто-то пасть свою открыл,

Кто-то что-то проглотил.

Потемнело все вокруг,

Ой, какой везде испуг!

Но медведь сразил врага,

С ним расправа недолга!

Струсил враг и воротил

То, что в небе проглотил!  ("Краденое солнце")

В какой сказке живет?

Тоненький он,

Словно прутик,

Маленький он

Лилипутик.

Ростом, бедняга, не выше

Вот этакой маленькой мыши.

Со всеми, со всеми

Готов он сразиться

И никогда

Никого 

    Не боится.

Он весел и ловок,

Он мал, да удал,

Другого 

    Такого

Я век не видал. ("Приключения Бибигона")

Ведущий: Молодцы, ребята!

Ну, я вижу, что сказки вы читали, помните их названия. А помните ли, вы, героев этих сказок? А хотите, я открою вам один секрет, оказывается, самым любимым героем Корнея Ивановича был крокодил! Убедимся? В каких сказках мы встречаемся с крокодилом:

Вдруг на встречу мой хороший,

Мой любимый крокодил.

Он с Тотошей и Кокошей

По алее проходил.  (Мойдодыр)

А в Большой Реке

Крокодил

Лежит, 

     И в зубах его

Не огонь горит… (Краденое солнце)

А потом позвонил

Крокодил

И со слезами просил:

Мой милый, хороший,

Пришли мне калоши,

И мне, и жене, и Тотоше.  (Телефон)

Долго, долго крокодил

Море синее тушил

Пирогами, и блинами,

И сушеными грибами.  (Путаница)

И сказал Крокодил:

- Ты меня победил!

Не губи меня Ваня Васильчиков!

Пожалей ты моих крокодильчиков! (Крокодил)


Ведущий: А теперь вопросы «на засыпку».

Игра «Волшебный мешок».

У меня в мешке находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Вспомните строки об этом предмете и название произведения.

- телефон – (У меня зазвонил телефон… «Телефон»)

- мыло – (Вот и мыло подскочило… «Мойдодыр»)

- блюдце – (А за ними блюдца… «Федорино горе»)

- калоша – (Пришлите мне дюжину новых калош… «Телефон»)

- градусник – (И ставит им градусник… «Айболит»)

- воздушный шар – (Ехали медведи на велосипеде, а за ним комарики на воздушном шарике… «Тараканище»)

- перчатки - (А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки?» «Телефон» )

- монета - (Муха по полю пошла, муха денежку нашла… «Муха-Цокотуха»)

- шоколадка - (И всем по порядку даёт шоколадку… «Доктор Айболит»)


Ведущий: 

Вот и подошла наша встреча к концу. Но это не значит, что закончилась встреча с утешителем и развлекателем детей и взрослых Корнеем Ивановичем Чуковским. Ведь книги доброго волшебника всегда ждут своих читателей. Когда вам вдруг захочется снова повеселиться, вспомнить любимые всеми сказки с их героями - возьмите книжки. И вы снова будете разгадывать загадки, хитрости "дедушки Корнея".

Хорошие книжки писал дед Корней,

Воспитывал взрослых он и детей.

Будут и внуки наши и дети

Сказки читать весёлые эти.

Ираклий Андроников писал: «Талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, веселый, праздничный. С таким писателем не расставайтесь всю жизнь.»

Ведущий: Если вам понравилось занятие, поместите на наше чудо-дерево сапожки яркие, нарядные. А если нет, то прикрепите калоши.

Источники: Ресурсы интернет.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В http://aida.ucoz.ru

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

05.05.17

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Слайд 2


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "В гости к дедушке Корнею"

Урок русского языка - закрепление по теме: «Корень, однокоренные слова» с использованием мультимедийной презентации. На данном уроке дети закрепляют знания о корне и однокоренных словах, в ходе выполн...

урок русского языка в 1 классе "В гости к дедушке Корнею"

Урок с презентацией к изучению темы "Родственные слова. Корень слова" УМК "Начальная школа 21 века"...

Литературная игра " В гости к дедушке Корнею"

Литературная игра-конкурс для учащихся 1-х классов посвящена творчеству К.Чуковского, сопровождается яркой красочной презентацией.  На мероприятии дети кратко знакомятся с биографией К.Чуко...

«В гостях у дедушки Корнея» Внеклассное занятие по чтению во 2 классе.

Внеклассное занятие по чтению для учащихся 2 класса «В гостях у дедушки Корнея». Предварительная работа: конкурс рисунков по творчеству К. Чуковского, чтение произведений писателя. Форма проведени...

Внеклассное занятие по чтению в 1 классе «В гостях у дедушки Чуковского».

Внеклассное занятие по чтению в 1 классе «В гостях у дедушки Чуковского»....

Урок внеклассного чтения по произведению К.И. Чуковского «Бармалей»

Урок по внеклассному чтению по произведению К.И.Чуковского «Бармалей» содержит конспект занятия и презентацию. Урок разработан по внеклассному чтению для обучающихся 1 класса....

Решение проектной задачи "В гости к дедушке Корнею"

По инструкции ребята работают в паре, выполняя задания по творчеству К.И. Чуковского. Даны 6 страниц самых популярных сказок, приложение и презентация к началу работы....