урок русского языка в 1 классе "В гости к дедушке Корнею"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Урок с презентацией к изучению темы "Родственные слова. Корень слова" УМК "Начальная школа 21 века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_urok_k_pedsovetu.doc47 КБ
Office presentation icon moy_urok_k_pedsovetu.ppt2.72 МБ

Предварительный просмотр:

Реализация ФГОС на уроках русского языка в 1 классе Автор: Сулейманова Лиза Ильгамовна, учитель начальных классов, г. Нижневартовск

 Тема: Однокоренные слова. Корень слова. Единообразное написание корня в однокоренных словах
Тип урока: Закрепление знания;

 Использование технологий: проблемно-диалогическая технология

Учебник «Русский язык», 1 класс,  Иванов С.В, Евдокимова А.О, Кузнецова М.И            

Форма организации учебной работы: фронтальная и групповая

 

Цель: закрепить понятие корня, однокоренных или родственных слов; развивать умение сравнивать слова,  подбирать  и распознавать однокоренные, выделять общую часть родственных слов; на основе наблюдений подвести учащихся к выводу, что главное в слове - это его значение; воспитывать интерес к языкознанию, воспитание вежливости.
Задачи: формировать понятие однокоренные (родственные) слова; закрепить знание  понятия "корень слова"; провести осмысление этого  понятия; развивать универсальные учебные действия.

Личностные УУД: формировать положительное отношение к познавательной деятельности, желание приобретать новые ЗУН;

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия; адекватно оценивать свои достижения;

Познавательные УУД: осуществлять для решения учебной задачи операции анализа, сравнения, синтеза, устанавливать причинно-следственные связи;

Коммуникативные УУД: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, слушать и отвечать на вопросы, высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять совместную деятельность в парах.

Планируемые результаты

предметные:  обучающиеся убеждаются, что слов без корня не бывает, учатся выделять общую часть родственных слов

Задачи педагога: формировать новые способы действий, обучать работе по плану, алгоритму;  развивать эмоциональную сферу, творческое мышление; устанавливать связь с жизненным опытом ребенка.

Приветствие.

Посмотрите все на нас

Вот какой хороший класс!

Приготовились учиться

И не будем ни лениться

Ни болтать, ни отвлекаться

А стараться и стараться!

У: Сегодня, ребята, мы отправимся в гости. В гости к Дедушке Корнею. Догадались почему?  

Слайд №1

Д: Мы повторим, что такое корень и однокоренные слова.

У: Мы идём за новыми знаниями?

Д: Мы будем учится применять знания которые получили на прошлом уроке

 У: Во время путешествия  по  владениям деда Корнея нас ждут занимательные задания.

Работа в тетради.

  1. Чистописание.
  2. Работа с рядом слов:

Расшифруйте запись, чтобы узнать, какую букву будем писать на минутке чистописания:

Слайд 2

Октябрь - о

Январь - з

Март -

Август - л

Д: Это буква в

Слайд 3

У: Определите, какой будет последовательность букв в данном ряду:

 ев , ёв, юв, ...

Д: Первыми поставлены "хитрые буквы", за ними следует в.

У: Подчеркните самые красивые соединения букв зелёным карандашом

Слайд 4

Работа с пословицей

У: Объясните, как вы понимаете: Вежливые слова любые двери открывают.

- Почему так говорят? Почему вежливые слова еще называют волшебными?

Словарная работа

Слайд №5

В замок в к дедушке можно пройти, только написав словарные вежливые, волшебные слова. Вспомните, какие вежливые слова мы изучили?

Спасибо, пожалуйста, здравствуйте, до свидания, извините.

- Вставьте пропущенные буквы.

- Как убедится в том, что мы вставили правильно буквы? (Проверить написание этих   слов по словарю.) - Проверим (по щелчку мыши вставка).

Слайд №6

Пальчиковая гимнастика "Замок"

Слайд №7

Незнайка: Я извиняюсь, очень спешу, можно мне пройти первым? С Незнайкой постоянно происходят неприятности, он многого не знает и попадает в досадные ситуации. Но сегодня он, кажется, молодец- и волшебное слово не забыл, и интонация вежливая. Вы согласны?  

 Вот мы и пришли к дедушке Корнею

В чудесной стране дедушки Корнея всякое случается. Посмотрите, что однажды произошло:

(Разыгрывание сценки)

У: Встретились однажды корень куста и корень слова.

- Здравствуй, я корень, а ты кто?

 - Я тоже корень.

 - Я в земле живу. А ты где живёшь?

 - А я в словах живу.

 - Ну как корень может жить в словах? Вот я корень как корень! Посмотри: от меня в земле берут начало ростки и вырастает целый куст смородины или земляники, а то и целое дерево. А от тебя что растёт?

- Не хвастайся. От меня и от других таких же корней, как я, тоже вырастают целые кусты, только не растений, а новых слов.

У: О каких корнях шла речь в сказке?

- Какой корень из них  нужнее людям?

- Какие слова мы называем родственными?

- Что есть у всех родственных слов?

- Сделаем вывод:  Родственные слова имеют общую часть и близкие  по значению  Общая часть родственных слов называется корнем.  

Поэтому у родственных слов есть другое название – однокоренные.  

 Физминутка.  Упражнения под музыку

-В саду у дедушки Корнея выросли словообразовательные деревья. Корни этих деревьев очень похожи- у первого -вод- и у второго -вод-. Но дед Корней уверяет, что слова, которые на них выросли, имеют разное значение и не должны смешиваться. Давайте вместе соберем необычные слова и выясним, на каком дереве они выросли.

Работа в парах: Определить значение слова и найти родственные слова.

Проблемная ситуация: С какого дерева упал листок со словом водопровод?

 Слайд 8

Дед Корней хочет проверить, как вы умеете самостоятельно распознавать

             однокоренные слова и выделять в них корень.

Алгоритм : как найти корень слова

1 шаг: смотрю значение слова

2 шаг: подбираю «родственников»

3 шаг: выделяю общую часть

Дифференцированные  задания:

1 уровень- Подбери к данным словам однокоренные слова по вопросам

кто?  какой?  что делать?   к словам  

2 уровень- Из каждой строчки выпишите однокоренные  слова, выделите корень.

1) Нос, носильщик, носик, носовой (платок)

2) Лёд, ледяной, следы, ледянка

3) Мороз, морозный, холодный, заморозить

3 уровень

Спиши слова, выдели корень

Летать, улетел, полёт, лётчик

Рыбак, рыбка, рыбачить, рыбный.

Домик, домашний , дом

(Обучающиеся выполняют работу)

Проверка по записи-образцу  на экране.

Самооценка по шкале.

1. Какова была цель задания?

2. Удалось получить результат?

3. Правильно или с ошибкой?

4. Самостоятельно или с чьей-то помощью?

Игра от деда Корнея (резерв)

Поиграем в загадки: Одну меня не едят

                                    А без меня есть не хотят

                                    Сама по себе не вкусна

                                  Но в пище каждому нужна.

 Под сосною у дорожки

 Кто стоит среди травы

 Ножка есть, но нет сапожка

 Шляпка есть, нет головы

 Запишите в тетрадь два этих слова. Подумайте и встаньте те, кто увидел связь между этими отгадками. Найдется ли между ними что-то общее?

Д: отвечают на вопрос что?

     состоят из 1слога

     состоят из 4 букв

     Имеют по одной гласной

     Имеют по 1 мягкой согласной

     

- Дедушка Корней во всем любит порядок,  особенно в мыслях

. Используется рефлексивный экран

- Я понял, что…

- Было интересно…

- Было трудно…

- Мне захотелось…

- У меня получилось…


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Октябрь - о Январь - з Март - Август - л в

Слайд 3

ев , ёв, юв, ...

Слайд 6

сп..сиб.. п..жалу..ста здра..ствуйт.. д.. св..дани.. изв..нит.. а о в и и о й е е о я

Слайд 7

Извиняюсь, я очень спешу, можно я войду первым?

Слайд 9

Мы топаем ногами. Топ, топ, топ(ходьба на месте) Мы хлопаем руками. Хлоп, хлоп, хлоп (хлопки в ладоши) Качаем головой (наклоны головы влево, вправо). Мы руки поднимаем (руки вверх). Мы руки опускаем (руки вниз). Мы руки разведем (руки в стороны) И побежим кругом (бег на месте).

Слайд 10

Алгоритм : как найти корень слова 1 шаг: смотрю значение слова 2 шаг: подбираю «родственников» 3 шаг: выделяю общую часть

Слайд 11

Подбери родственные слова по вопросам. Найди корень в словах (что?) зима , ночь, зелень, сад (какой?) зимний, ночной, зелёный, садовый (что делать?) зимовать, ночевать, зеленеть, садить Спиши слова, выдели корень Летать, улетел, полёт, лётчик Рыбак, рыбка, рыбачить, рыбный. Домик, домашний , дом

Слайд 12

Дерево гордится плодами, а человек делами. 1. Какова была цель задания? 2. Удалось получить результат? 3. Правильно или с ошибкой? 4. Самостоятельно или с чьей-то помощью? Оцени себя!

Слайд 15

http://smiles.rc-mir.com/smile.67670.html http :// miranimashek.com http :// www.smaili.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка, 2 класс "Непроизносимые согласные в корне".

Урок составлен в соответствии с ФГОС, определены УУД, используется работа в парах и в группе. Программа Л.В. Занкова, учебник Н.Нечаевой....

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА 2 КЛАСС "Безударные гласные в корне, проверяемые ударением"

Цели:1.Формировать навыки проверки безударных гласных в корне слова изменением числа и при помощи подбора  однокоренных слов.2.Развивать умение распознавать предложение в структуре текста, ...

Урок русского языка 3 класс «Чередование звуков в корнях слов при их образовании»

Урок открытия новых знаний. Система РО Л.Занкова. УМК Поляковой А.В. Соответствует ФГОС. Групповая работа, здоровьесберегающие технологии....

Конспект урока русского языка 4 класс_Непроизносимые согласные в корне слова

Конспект урока в 4 классе по УМК Школа России с применением здоровьесберегающих технологий Базарного. В приложении - музыкальный звуковой диктант....

Урок русского языка 2 класс "Непроизносимые согласные в корне слова"

Цель: Формирование представления о непроизносимых согласных в корне слова и способах проверки данной орфограммы.  Задачи: Учить детей переносить известные способы проверки согласных на новые случ...

Урок русского языка 4 класс ПНШ Орфограммы в корне. Парные согласные

закрепление изученного в 1-4 классах. февраль 2014...

Урок русского языка 2 класс "Безударная гласная в корне слова"

Технологическая карта урока по русскому языку. Тема: " Безударная гласная в корне слова". Урок проводится во 2 классе по системе развивающего обучения Занкова....