Урок обучения грамоте "Мои первые книжки"
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Варюхина Галина Владимировна

Урок обучения грамоте "Мои первые книжки" позволяет детям сделать маленькое открытие о жанрах литературы, научиться выбирать книгу в библиотеке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_obucheniya_gramote.docx27.85 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте по программе «Перспектива»

Тема урока: Мои первые книжки.

Класс: 1

Цель урока: сформировать первоначальное представление о книге, как о друге, наставнике, источнике добрых мыслей и важных знаний.

Задачи урока:

  1. Закрепление умения читать слова с изученными буквами, развитие самостоятельности чтения;
  2. Расширение представлений о жанровых особенностях текстов;
  3. Развитие желания посещать библиотеку.

1. Организационный этап.

Слайд 1.

Учебник на столе у вас?
Тогда урок начнём сейчас,
Раз всё у вас в порядке.
Будьте внимательны,
Послушны, наблюдательны.
Чтобы литературные тайны познавать,
Нужно всё серьёзно изучать.

– С наступлением нового дня! Пусть он будет таким же радостным, солнечным, как ваши улыбки. Улыбнитесь друг другу.

2. Актуализация знаний.

Слайд 2.

 - Прочитайте.

О И А Ж У Э

- Что вы сейчас произнесли? (звуки)

- На какие группы делятся все звуки? (гласные и согласные)

- Как произносятся гласные звуки? Согласные?

- Чем обозначаются звуки на письме? (буквами)

Игра « Лишняя буква»

- Посмотрите на ряд букв и определите, какая буква заблудилась?

- Какой звук обозначает буква ж?

- Что узнали об этом звуке на прошлом уроке?

Слайд 3.

- Прочитаем чистоговорку вместе.

Чистоговорка.

Жук упал, и встать не может.
Ждет он, кто ему поможет.

- Кто бы из вас мог помочь жуку?

- Надеюсь, что, сегодня на уроке, Вы будете во всём помогать друг другу.

Слайд 4.

- Заполните кроссворд.

1. Помещение, в котором живут. (Жилище)

2. Тот, кто совершил поджог. (Поджигатель)

- Какие меры безопасности нужно соблюдать, чтобы не случился пожар?

3. Африканское животное с очень длинной шеей и длинными ногами. (Жираф)

4. Одежда без воротника и рукавов. (Жилетка)

5. Как назвать одним словом рыб, зверей, птиц и насекомых. (Животные)

-Что объединяет все эти слова? (сочетание ЖИ).

- Что вам известно о написании сочетания ЖИ? Продолжите ряд слов своими примерами.

- Соберите слово из выделенных букв. (Книга)

Слайд 5.

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

1) Беседа о значении книги в жизни человека:

- Сформулируйте тему нашего урока?

- Вы ещё только начинаете читать свои первые книжки, поэтому тема нашего урока так и называется "Мои первые книжки".

Слайд 6.

- Что такое книга?

- А можно ли книгу назвать другом?

- Как называлась самая первая книга, которую вы прочитали? Поделитесь впечатлениями о своей первой прочитанной книге. Кто является вашим любимым героем? Почему?

- Для чего нужно читать книги?

- Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?

Учитель рассказывает о том, как появились первые печатные книги на Руси. 

Слайд 7 - 9.

В 1563 году первопечатниками на Руси стали Пётр Мстиславец и Иван Фёдоров. Самым первым  печатным изданием была книга "Апостол", которая, в те времена, считалась основным учебником для духовенства. По ней учились монахи, крестьяне, дворяне.

2) Работа над родственными словами

Слайд 10.

- Прочитайте слова. Объясните их значение.

Книга

Книжечка

Книжный

Книголюб

- Что в них общего?

- Можете ли вы себя назвать книголюбами?

- Как вы думаете, какое из этих слов появилось первым?

- А где живут книги?

- В библиотеке.

- Мы отправляемся в библиотеку, чтобы выбрать ваши первые книги.

Слайд 11. Изображение библиотеки. Надпись «Добро пожаловать в библиотеку!"

4. Открытие нового знания. Первичное усвоение новых знаний.

Откройте учебники на с.16.

- Чем заняты Аня и Ваня? Где они находятся?

- Они выбрали книги в библиотеке.

- Как же удалось ребятам выбрать нужные книги из такого множества? Давайте попробуем сегодня на уроке сделать своё маленькое открытие.

Знакомство с жанровыми особенностями произведений.

Слайд 12. Обложки сказок.

- Эти книги стоят на одном стеллаже в библиотеке. А как же мы назовём все эти произведения одним словом?

- Сказки.

- В чём главная особенность сказок?

- В сказках есть волшебство, разговаривают животные и предметы.

Викторина "Отгадайте, о каких сказках идёт речь"

  Жили-были три медведя. И была у них избушка лубяная, а еще была ледяная. Вот бежали мимо Мышка-норушка и Лягушка-квакушка, увидали избушку и говорят: "Избушка, избушка, повернись к лесу задом, а к нам передом!". Стоит избушка, не двигается. Решили они войти, подошли к двери, потянули за ручку. Тянут - потянут, а вытянуть не могут. Видно, лежит там Спящая красавица и ждет, когда Емеля ее поцелует.

7 сказок: "Три медведя", "Заюшкина избушка", "Теремок", "Баба Яга", "Репка", "Спящая красавица", "По щучьему веленью".

Слайд 13. Обложки рассказов для детей.

- А кто узнал эти произведения? Назовите автора и название.

- Как же назовём все эти произведения одним словом?

- Рассказы. (Надпись «Рассказы»)

- Чем отличается рассказ от сказки?

В рассказе говорится о том, что могло быть на самом деле.

- А мы возле следующего стеллажа.

Слайд 14. Обложки книг с прибаутками.

- Прочитайте названия книг.

- Что такое прибаутки?

- Прибаутка - это веселая стихотворная шутка. Похожа на песенки. (Надпись «Прибаутка»)

- Послушайте прибаутку.

Егор и мухомор

Шёл Егор через бор,
Видит:
Вырос мухомор. -
Хоть красив, а не беру,
Вслух сказал
Егор в бору.
Верно ты сказал, Егор! -
Так ему ответил бор.

- Почему Егор не взял мухомор?

- И вот наш последний стеллаж на сегодня.

 Слайд 15. Обложки книг с загадками.

- Вы уже узнали эти книги и можете определить название стеллажа.

- Загадки.

- Отгадайте загадки.

Слайд 16.

Где ведут ступеньки вниз,
Ты спускайся, не ленись.
Знать обязан пешеход:
Тут …?

(Подземный переход)

Место есть для перехода,
Это знают пешеходы.
Нам его разлиновали,
Где ходить - всем указали.

(Пешеходный переход)

Ночь темна. Уж солнца нет.
Чтобы ночь пришла без бед,
Нужен людям маячок –
Блестящий светлячок.

(Светоотражающие элементы)

Он стоит на перекрёстках,
Светит для детей и взрослых.
Тот, кто плохо его знает,
На дороге пострадает!
У него всего три цвета.
Светит он для всей планеты.
Он машин решает спор,
Всем знакомый
…(светофор).

- Какие правила для пешехода мы сейчас повторили?

- В далекие времена люди верили, что если говорить о предмете не называя его, то нечистая сила не узнает,  о чем идет речь и с этим предметом ничего плохого не случится. Так появились загадки.

(Надпись «Загадки»)

- Сможем ли мы, ребята, теперь выбрать нужную нам книгу?

- А как вы это сделаете?

- Прочитаем, где находятся сказки, рассказы, загадки, прибаутки и выберем нужную.

Слайд 17.

- Вы ребята находитесь на правильном пути  – вы определили жанры произведений: сказки, рассказы, прибаутки, загадки.

Физминутка. Электронная физминутка "Мульт-зарядка"

5. Первичное закрепление новых знаний.

Откройте азбуку на стр.16.

Чтение сказки «Теремок».

- Прочитайте слова в столбике справа от картинок.

- Что выбрали для чтения Аня и Ваня?

- Сказку «Колобок» и книгу сказок.

- Как ребята смогли выбрать первые книги для чтения?

- Они подошли к стеллажу со сказками и выбрали нужные.

- Кто из вас любит сказки?

- Узнаем какую сказку читает Аня. Прочитайте название. Чтение детьми начала сказки.

- Кто сможет рассказать, что было дальше?

Работа с листом самооценки. Если вам было тяжело прочитать начало сказки и вы допустили много ошибок, поставьте галочку рядом с грибочком, если хорошо прочитали, но допустили ошибки - рядом с цветочком, если вам было легко читать и вы не допустили ошибок - поставьте галочку рядом с солнышком.

- Чтение прибаутки "Музыканты".

- Давайте прочитаем следующий текст.

Жужжащее чтение.

Читаем хором (вместе с учителем).

- К какому литературному жанру он относится? (Прибаутка)

- Почему? (это веселая стихотворная шутка).

Электронная физминутка для глаз.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.

Работа над сказкой

- О каком литературном жанре эти слова?

- Вымышленная история с участием волшебных, фантастических сил (сказка).

- Когда вы были маленькими, мама или бабушка, укладывая вас спать, рассказывала вам сказки. И в далеком прошлом, когда были маленькими ваши дедушки и бабушки, им тоже рассказывали сказки взрослые. Сказки появились очень давно. Создавались они самим народом и передавались «из уст в уста».

- Какие первые маленькие сказки вам запомнились с раннего детства?

- В сказку народ вкладывал свои мечты о добре и справедливости.

- Рассмотрите иллюстрации. Герои из какой сказки изображены?  (Колобок)

- Какая это сказка, авторская или народная?

- Кто является главным героем? Почему?

- Колобок – это настоящий герой или вымышленный?

Работа в парах.

- Расположите иллюстрации, в соответствии с событиями сказки. 

Проверим, верно ли вы расположили иллюстрации.

Работа с листом самооценки. Если вы допустили ошибки, раскладывая картинки в соответствии с событиями сказки, не советовались с соседом по парте, поставьте галочку рядом с грибочком. Если вы раскладывали картинки совместно с соседом по парте, но допустили ошибку - рядом с цветочком. Если вы раскладывали картинки совместно с соседом по парте, советовались  и не допустили ошибок - поставьте галочку рядом с солнышком.

7. Рефлексия

- Прочитайте предложение. Продолжите.

Сказка ложь, да в ней намек,

………………………………… .

(Добру молодцу урок).

- К какому из литературных жанров оно относится? (Пословица).

- Чему учит нас сказка "Колобок"?

- Какое открытие вы сделали на уроке?  Чему научились? Захотелось ли вам посетить библиотеку, побывать в читальном зале?  

- Как нужно обращаться с книгой? Какие правила нужно соблюдать?

- Возьмите лист самооценки. В третьей колонке оцените свою работу на уроке.

- Поднимите руку те, у кого отмечено больше солнышек, у кого - цветочков, у кого - грибочков?

- Если вам всё было понятно сегодня на уроке, было легко работать, прикрепите снежинку рядом с нашим зимним деревом. А если вам было тяжело работать и что-то осталось непонятным - прикрепите снежок рядом с деревом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект"Моя первая книжка."

Предлагаемый мини-проект по созданию «Моя первая книжка» будет ярким примером одной из эффективных форм привлечения к активному сотрудничеству (технология сотрудничества).Книжкой-малышкой называют обы...

Презентация к уроку обучения грамоте "Первый букварь" 1 класс "Школа России"

Презентация к уроку обучения грамоте "Первый букварь" 1 класс "Школа России"...

Проект "Моя первая книжка"

        Почему возникла идея проекта «Моя первая книжка» для учащихся 1 б класса?  Мы обратили внимание на снижение у детей культуры обращения с книгой (часто ее можно ...

Урок обучения грамоте "Мои первые книжки" 1 класс

Фомирование  первоначального представления о жанрах в литературе (рассказ, сказка, прибаутка, загадка) и об их отличительных признаках; развитие читательских умений, расширение кругозора, пополне...

Конспект урока "Мои первые книжки" УМК "Перспектива"

Конспект урока по литературному чтению "Мои первые книжки" в 1 классе. УМК "Перспектива"....