Храбрый мальчик
методическая разработка по чтению (2 класс) на тему

Юдина  Елена  Тихоновна

Методическая разработка урока литературного чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Храбрый мальчик18.43 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения во 2 классе

Тема: Дагестанская сказка «Храбрый мальчик»

Цели: 1. Познакомить с дагестанской сказкой «Храбрый мальчик», учить детей работать с текстом, определять жанр произведения.

2. Развивать навык  чтения, связную речь, расширять кругозор учащихся.

3. Воспитывать нравственные качества личности: доброту, смелость, любовь к Родине. 

Оборудование: 

1. Аудиозапись сказки «Храбрый мальчик»

2. Напечатанные слова: сказка, народная, волшебная; добрый, смелый, отважный, мужественный, храбрый.

План урока

  1. Организация.

        Придумано кем–то просто и мудро,

        При встрече здороваться «Доброе утро!»

И каждый становится добрым, доверчивым,

И доброе утро длится до вечера.

И я вам хочу пожелать, чтобы доброе настроение длилось весь урок.

2. Проверка домашнего задания. Чтение по ролям и пересказ рассказов В.Голявкина.

4. Постановка учебной  проблемы:

-Сегодня мы прочитаем произведение без названия. Наша задача: поработать над этим произведением,  выяснить  жанр  этого произведения и озаглавить его.

5. Подготовка к чтению учащимися.

 Выполнение заданий  с 162-163

6. Знакомство со сказкой. Прослушивание аудиозаписи.

7. Выявление первичного восприятия произведения.

-  Кому понравилось произведение?

- Чем оно понравилось?

8. Чтение сказки учащимися «цепочкой».

9. Работа с текстом.

- Что произошло с мальчиком в лесу? (Мальчик гулял в лесу и заблудился, искал дорогу, устал, лег под куст отдохнуть.)

- Что он увидел, когда лег отдохнуть?

- Какое чувство испытал  мальчик,  когда увидел змею? (испугался)

- Почему он решил помочь птенцам? (пожалел птенцов)

- Как он помог птенцам? (Взял палку, размахнулся и ударил змею)

- Легко ли досталась победа мальчику?

- Почему чудо – птица не убила мальчика? (Потому что он спас ее птенцов от смерти)                             

- Как чудо – птица отблагодарила мальчика? (Чудо – птица принесла мальчика прямо к его дому и опустила на крышу)

- В каких словах выражена главная мысль сказки? (будь всегда таким, как сейчас), т.е. будь всегда храбрым.

10. Физкультминутка.  

11. Характеристика мальчика.

(Слова, характеризирующие мальчика, учитель вывешивает на доску)

- Какой этот мальчик?  (храбрый, смелый, отважный, мужественный, добрый)

- А какая чудо – птица? (благодарная)

-Как бы вы ее озаглавили?

12. Три типа упражнений из системы Федоренко – Пальченко на развитие оперативной памяти и артикуляционного аппарата.

1). Жужжащее чтение в течение 1 минуты. Дети отмечают, до какого места дочитали простым карандашом.

2). Повторное чтение этого же отрывка текста в течение минуты.  

-_Кто прочитал больше, чем в первый раз?

3).Чтение в течение 30 секунд в темпе скороговорки (для развития артикуляционного аппарата)

4). Повторное выразительное чтение этого же текста в течение 1,5 минут. Чтение с повышенной скоростью незнакомой части текста.

13. Чтение по ролям. Игра «Радиотеатр» с. 165-166 (автор, чудо – птица, птенцы, мальчик)

14. Работа над жанром произведения.

-Какие литературные жанры знаете?

- Что мы сейчас прочитали? К какому жанру мы отнесем это произведение? (сказка)

- Почему? (Сказка, это рассказ,  в котором говорится о таких  событиях, которые в жизни произойти не могут,  они невероятны, фантастичны .)

- Какие бывают сказки? (народные и авторские) (волшебные, бытовые, о животных)

- Как вы думаете, а наша сказка, какая? (волшебная)

-Почему мы можем назвать ее волшебной?

- Можем сказать, народная она или авторская?

- Как бы вы ее озаглавили?

- Почему именно это название больше всего подходит к сказке?  (Говорится о мальчике, который совершил храбрый поступок)

- Как мы можем проверить свои предположения относительно названия сказки? (мы можем посмотреть в оглавление с. 163)

- Что еще узнали об этом произведении из «Содержания» учебника? (Это указание говорит о том, что сказка создана народом Дагестана)

- Значит, эта сказка народная или авторская ? (народная)

15. Сообщение о Дагестане.

- Наша страна Россия – многонациональное государство. Всего в России живет около  160 народностей.

А Республика Дагестан  расположена на Северном Кавказе (показ на карте России)

Отличается Дагестан от других регионов России многоязычием. Коренное население говорит на 30 языках. Народы Кавказа высоко чтут храбрость, гостеприимство  и это  отразилось в их многочисленных произведениях, в том числе и в этой сказке.

16. Обобщение учителя:

- Что мы узнали о дагестанском народе?

- Какие качества человека ценит дагестанский народ?

- Как вы думаете, только ли дагестанский народ ценит храбрость?

Вывод учителя: Такие качества человека, как доброта, храбрость, отвага, умение быть благодарным – это ценности, которые ценятся у каждого народа, передаются они из поколения в поколение. Каждый человек должен воспитывать в себе эти качества.

Работа в паре «Собери пословицу»

- У вас на парте конверты. Там пословицы. Вы должны собрать пословицу и объяснить, подходит она к нашему произведению или не подходит. (На парту одна пословица)

- Жизнь дана на добрые дела.

- Смелого и страх не берет.

- Худо тому, кто добра не делает никому.

- Где смелость, там и победа.

- Как аукнется, так и откликнется.

- За добро добром и платят.

17. Подведение итога урока.

- С  каким произведением познакомились на уроке?

– Как бы вы поступили на месте этого мальчика?

- Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.

- Чему учит нас эта сказка?

– Как вы представляете себе чудо-птицу? Опишите ее словами.

Домашнее задание: читать (с. 163–166); нарисовать чудо-птицу

19. Рефлексия

- А сейчас возьмите карточку и покажите, какое настроение у вас в конце урока?

- Объясни свое настроение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения Д.Н. Мамин-Сибиряк"Сказка про храброго Зайца"

Урок литературного чтения в 4 классе по программе "Школа России"....

автор Семёнова Т.Е. Программа дополнительного образования для класса мальчиков "Справочная (служба) для мальчиков -1 класс"

Программа "Справочная для мальчиков" разработана как дополнение к традиционной системе воспитательной работы на начальной ступени образования. Программа решает выжные задачи воспитания, развития мальч...

Грамота мальчикам на праздник "А ну-ка мальчики!"

В файле содержится грамота для мальчиков и звезды с фото детей. Можно использовать на 23 февраля....

Праздник для мальчиков к Дню защитника отечества в 1 классе "А ну-ка, мальчики"

Разработка сценария праздника  к Дню защитника отечества для мальчиков 1 класса. Проводится в преддверии праздника. Ведет мероприятие классный руководитель. Девочки класса являются зрителями и уч...

Педагогические аспекты работы с мальчиками в хоровой студии мальчиков и юношей

Статья предназначена для педагогов дополнительного образования и раскрывает особенности работы с мальчиками в начальный период обучения....

Конспект урок литературного чтения во 2 классе Дагестанская сказка «Храбрый мальчик»

УМК «Гармония»Класс: 2Тема: Дагестанская сказка «Храбрый мальчик»Цель: создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации...