Педагогические аспекты работы с мальчиками в хоровой студии мальчиков и юношей
статья по музыке (1, 2 класс) на тему

Полякова Юлия Владимировна

Статья предназначена для педагогов дополнительного образования и раскрывает особенности работы с мальчиками в начальный период обучения.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр внешкольной работы с детьми и молодёжью Калининского района

 Санкт-Петербурга «Академический»

Педагогические аспекты работы с мальчиками

в хоровой студии мальчиков и юношей

Адресована педагогам дополнительного образования

                                                                         Автор: Полякова Ю.В.

                                                                              Педагог доп.образования

Санкт – Петербург

2018 г.

        Воспитание и обучение детей во многом зависит от того, как дети того или иного пола воспринимаются учителем, какие роли он приписывает мальчикам и девочкам, а главное, учитывает ли их половые особенности при подаче учебного материала и воспитания.

        Вся учебная и методическая литература практически бесполая. В пособиях рекомендуют: « В 1 год ребёнок должен.…В 4 года ребёнок должен.…В 7 лет должен…», и приводятся таблицы по возрастам: что должен уметь бесполый ребёнок. Хотя такие таблицы как рост, вес, составлены отдельно для мальчиков и девочек. Значит, вес тела разный, вес мозга разный, а всё, что является результатом их деятельности (восприятие, мышление, память и т.д.), одинаковое? Конечно, нет.

        Для педагогов очень важны и необходимы обоснованные рекомендации о том, как воспитывать и учить мальчиков и девочек. Педагог должен знать психофизиологические особенности каждого пола.

        Поскольку наша Хоровая студия специализируется на работе с мальчиками, я хотела бы остановиться на особенностях их развития.

        До полового созревания девочки в психомоторике опережают мальчиков (раньше держат голову, начинают ходить и говорить). После полового созревания по мышечной силе и быстроте, а так же аэробной выносливости мальчики превосходят девочек. Нервные процессы у мальчиков 7-16 лет подвижны, они больше подвержены возбуждению и торможению. Произвольное внимание у мальчиков развито хуже. При выполнении заданий мальчики не ориентируются на быстроту, а на точность работы. Связи скоростных и точных показателей у мальчиков отсутствуют. Необходимо в процессе работы использовать небольшие по объёму задания в этом возрасте.

        До 8-ми лет острота слуха у мальчиков выше, чем у девочек, но они менее чувствительны к шуму (поэтому они шумно дискутируют на занятиях). Мальчики любят получать информацию мелкими порциями, детализировать. В рисунках мальчики изображают человека более глобально.

        Мальчики неадекватно оценивают временные интервалы: для них время тянется медленнее. Они хуже, чем девочки различают цвета, больше предпочитают синий, оранжевый, коричневый (нужно стараться использовать данные цвета для наглядных пособий). Цветовые ассоциации более абстрактны.

        Среди мальчиков средний интеллект  встречается реже, чем среди девочек. Но зато среди них больше одарённых и умственно отсталых. Способность к творчеству, умение отказаться от стереотипных образов мышления, оригинальность самого мышления несколько выше всё же у мальчиков, нежели у девочек.

        Мальчики лучше выполняют тесты, требующие изменения зрительных образов в пространстве. В процессе обучения мальчики чаще опираются на дальнее зрение (рекомендую чаще обращаться к наглядным пособиям-плакатам).

        Мальчики более критичны. Снижение критичности наступит только после 30 лет. Преимущество мальчиков и девочек в кратковременной памяти зависит от заучиваемого материала: мальчики имеют преимущество при запоминании цифр, и хуже запоминают слова. В речи преобладают слова, передающие действия, тогда как девочки более склонны к использованию предметно-оценочных слов.

        Та сторона речи, которая связана с поиском: нахождение словесных ассоциаций, решения кроссвордов - лучше представлена у мальчиков. В нашей студии много детей с заиканием, логопедическими нарушениями и с этими проблемами мы успешно справляемся при помощи пения - просим их чаще пропевать слова, тянуть звук.

        В музыкальной памяти и слуховом восприятии существенных различий между мальчиками и девочками нет. Поэтому на Городских олимпиадах по сольфеджио на протяжении последних 8-ми лет наши учащиеся всегда занимают первые, вторые, третьи места, опережая девочек.

        Скорость движений у мальчиков выше на 15-30%, чем у девочек. Выше у них и частота движений, что создаёт дисциплинарные трудности на занятиях: мальчики более подвижны, суетливы, невнимательны, шумливы. Занятия должны проходить в быстром темпе и стараться часто сменять задания. Так же важен соревновательный мотив при обучении мальчиков. Он в большей мере увеличивает их выносливость и заинтересованность. Поэтому на занятиях используются такие формы работы, как музыкальные конкурсы, олимпиады, викторины.

        У нас разработана система учёта успешности обучения в студии, учитывая стремление мальчишек к лидерству, подпитывая в них дух состязательности. По итогам полугодий лучшие учащиеся награждаются ценными подарками.

        Возникают некоторые трудности при обучении пению у мальчиков, так как мышечный тонус в покое у них больше, чем у девочек, а для пения необходимо мышечное расслабление. Чтобы избежать этой проблемы я использую «Фонопедический метод» Емельянова, он позволяет максимально расслабить «зажатый» певческий аппарат, особенно упражнения на артикуляцию и дикцию.

        Мальчики более склонны к конфликтам, асоциальному поведению и к неадекватности эмоциональных проявлений (задирания, драки, жестокое отношение друг к другу). На безобидную ситуацию может последовать неадекватная реакция. Всё это создаёт дополнительную трудность в работе педагога с мальчиками, так как педагог должен быть необычайно терпелив, справедлив, внимателен и наблюдателен.

        Мальчики любят, когда их хвалят за работу, но в то же время, если он уверен, что выполнил её хорошо, то высокое мнение о себе он будет иметь даже в том случае, если его работа не будет признана другими. Следовательно, они более независимы в своих самооценках от мнения окружающих.

        Во всех школьных возрастных группах агрессивность у мальчиков выше, но у них развито больше физическое воздействие на другого, чем эмоциональное (у девочек). Мальчики часто зависимы от мнения группы. Для них самостоятельность является оторванностью от группы, ожиданием негативного отношения к себе. По моим наблюдениям, из хора друзья обычно уходят вместе и наоборот. На занятии развито подражание негативному поведению отдельных учащихся, боязнь выделиться из группы, прослыть «белой вороной».

        При самооценке «Я – образа» у мальчиков чаще встречаются характеристики интеллектуальной и волевой сферы (ответственный, волевой, целеустремлённый, настойчивый), а у девочек – эмоциональной сферы (вспыльчивая, отзывчивая, спокойная, весёлая). Мальчики в видении себя больше ориентируются на стремление следовать установленным социальным нормам. Для них характерны увлечённость делом, стремление следовать установленным образцам, ориентация на успех. Основанием для позитивной самооценки у них являются такие качества как психическая уравновешенность, адаптированность, способность к самоконтролю.

        У мальчиков 6-7 лет высокая самооценка встречается реже, чем у девочек. Они ждут постоянной похвалы учителя. Затем эти соотношения меняются, особенно в подростковом возрасте, когда происходит переоценка своих возможностей, что существенно затрудняет работу педагога и требует от него не только терпения, но и более высокой профессиональной квалификации, включая психологическую компетентность.

        Мотивация мальчиков исходит из понимания смысла и личной значимости того, что надо делать, в то время как у девочек мотивация формируется под давлением извне. Мальчик в студии должен понимать свою личную значимость для хорового коллектива, что обеспечивает его успешное обучение в хоре.

Изложенный материал показывает, что педагогу необходимо знать психофизиологические особенности своих воспитанников. Мы можем строить свою работу, успешно развивая те присущие им качества, которые поддаются развитию, изменению и воспитанию, не ломая природу ребёнка, его половозрастные особенности.

                                       

                                       Использованная литература:

  1. Абраменкова В.В. «Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе»- журн. «Вопросы психологии» 1987 г., № 5
  2. Адлер А. «Воспитание детей. Взаимодействие полов.»- Ростов на Дону: Феникс 1998 г. пер. с англ. А. А. Валеева и Р. А. Валеева
  3. Ильин Е.П. «Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины»- Спб; Питер,2003 г. (серия «Мастера психологии»)
  4. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. «Мальчики и девочки - два разных мира» - М: Линка– Пресс, 1998 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Психолого- педагогические аспекты работы с родителями при формировании самооценки"

Методы начальной диагностики при планировании воспитательной работы в классе....

Социально-педагогические аспекты работы с семьями учащихся специальных коррекционных школ.

В данной статье описываются формы и методы работы сотрудников ГКОУ РО школа 7 вида №7 г. Азова с семьями учащихся. ...

О роли хорового репертуара в патриотическом воспитании учащихся (из опыта работы в Хоровой студии мальчиков)

В данной статье раскрывается актуальная тема патриотического воспитания учащихся через приобщение детей к хоровому творчеству....

Сольфеджио в хоровой студии мальчиков и юношей. Первый год обучения.

Методическая разработка предназначена для успешного обучения музыкальной грамоте детей, не занимающихся на музыкальных инструменьтах....

Методическая работа «Психолого-педагогические аспекты работы с детьми и подростками в хореографическом коллективе. Значение хореографии в формировании и развитии личности»

Дополнительное образование в современных условиях в последнее время стало рассматриваться как один из национальных стратегических ресурсов развития страны. Данная тенденция отражает не только национал...

Методическая разработка "Вокально-хоровая работа на занятиях хоровой студии"

laquo;Хоровая студия» занимает важное место в системе дополнительного образования....