Социально-педагогические аспекты работы с семьями учащихся специальных коррекционных школ.
статья по теме

Стратиенко Анна Николаевна

В данной статье описываются формы и методы работы сотрудников ГКОУ РО школа 7 вида №7 г. Азова с семьями учащихся.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialno-pedagogicheskie_aspekty_raboty.docx31.72 КБ

Предварительный просмотр:

Социально-педагогические аспекты работы

с семьями учащихся специальных коррекционных школ.

Педагогика должна стать наукой для всех:

и для учителей, и для родителей.                                                                                    

                                                                                    В.А. Сухомлинский 

Есть вечные темы, не теряющие своей актуальности не только в педагогике, но и в обществе в целом. Среди таких тем – взаимодействие семьи и школы. Семья является одной из важных сфер и одним из главных объектов педагогической работы . На государственном уровне данный вопрос нашел свое отражение в таком нормативном документе РФ №176 от 01.06.12 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы"  объявлен безусловный приоритет семьи и семейных ценностей, предусмотрено развитие государственной семейной политики.  Разработана Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017гг. Она определяет основные направления и задачи госполитики в интересах детей и ключевые механизмы ее реализации.

Реализация права на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов является одним из значимых аспектов государственной политики в сфере образования. Особую актуальность эта проблема приобретает в связи с подписанием Российской Федерацией Конвенции о правах инвалидов. В своем выступлении Д. Медведев отметил, что «… новая школа – это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей- инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации» . Поэтому в коррекционных учреждениях взаимодействию семьи и школы   уделяется особое внимание.

Семья – базисная основа первичной социализации личности. Интерес к теме понятен: семья вместе со школой создает тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность или неуспешность не только всего образовательного процесса, образовательного учреждения, но и общества в целом.   Семья и школа всегда ставятся рядом, но при этом всегда стоит вопрос: кто отвечает за воспитание детей. Ни для кого не секрет, что деятельность школы в разы превышает  интенсивность деятельности семьи. Но иначе и быть не может, так как именно педагоги являются специалистами в области образования, а потому именно мы должны инициировать взаимодействие с родителями, приводящее обе стороны к сотрудничеству.

В особо трудных условиях оказываются семьи, воспитывающие ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Трудности, которые постоянно испытывает семья с проблемным ребенком, значительно отличаются от повседневных забот, которыми живет семья, воспитывающая нормально развивающегося ребенка. Многие родители в сложившейся ситуации оказываются беспомощными. Дети, которые имеют отклонения в развитии, имеют не только особые образовательные потребности, но и  нуждаются в постоянном внимании к себе, так как не могут самостоятельно эффективно формировать в себе личные качества, развивать внутренний потенциал, свободно усваивать нравственные нормы и правила. Родители рассматривают необходимость образования в школе не столько для получения знаний детьми, сколько для социализации в обществе и детском коллективе. Я хочу рассказать, как решается проблема сотрудничества между родителями и учителями  у нас в школе.

 В  ГКОУ  РО  школы VII  вида №7 города  Азова  обучаются дети  с задержкой психического развития (ЗПР), а также  имеются классы в которых обучаются умственно отсталые (УО) воспитанники, некоторые из них имеют выраженные нарушения здоровья и обучаются на дому . Для оказания таким детям своевременной помощи в отношении их организовано психолого-педагогическое сопровождение. Свою деятельность осуществляют учителя – логопеды, педагоги – психологи, социальные педагоги, учителя, воспитатели групп продленного дня.  

Эффективность психолого-педагогического сопровождения прежде всего зависит от своевременной, систематической помощи и единого  подхода работников  школы и родителей. Так как наша  школа   работает в режиме школы полного дня, специалисты сопровождения имеют возможность взаимодействовать с детьми и родителями большее количество времени :

  • совместные прогулки, походы, экскурсии;
  • проведение вечеров отдыха;
  • освоение активных форм взаимодействия:
  • диспуты,
  • фестивали,
  • игры,
  • конкурсы,
  • викторины,
  • праздники,
  • спортивные соревнования.

Привлекают учащихся в кружки и секции.

Каждый год ученики школы проходят диспансеризацию. Медработник и классные руководители проводят анализ медицинских карт учащихся и данные доводят до сведения родителей. Обучение учащихся не может идти в отрыве от обучения и их родителей. Поэтому для родителей проводятся лекции на общешкольных собраниях по вопросам здоровья их детей.

Задачи, которые стоят перед нашей  школой в работе с семьей:

- вовлечь родителей в образовательный процесс в качестве активных его участников, посредством их обучения приемам взаимодействия с детьми, организации совместной практической деятельности;

- содействовать изменению родительской позиции и вооружение родителей позитивными способами коммуникации;

- способствовать формированию у родителей воспитательной компетентности через расширение круга их педагогических и дефектологических знаний и представлений;

- создать условия для объединения родителей в сообщество, которое будет способствовать расширению  социального пространства семей.

В нашей школе традиционно используются следующие формы взаимодействия с родителями:

- встречи, знакомства с родителями;

- анкетирование;

-индивидуальные и групповые консультации;

 - мастер-класс для родителей (обучение дыхательным, артикуляционным упражнениям, речевым играм);

-  тематические папки с рекомендациями для родителей;

-   информационные стенды;

 - родительские собрания, на которых родители получают рекомендации специалистов;

-  занятия – практикумы, тренинги;

-  совместные праздники детей и родителей

Данные формы педагогического сопровождения родителей позволяют давать необходимые знания и практическую помощь семьям, имеющим  детей с речевыми нарушениями, что даёт положительные результаты в коррекционной работе, создаёт атмосферу доверия, поддержки и  взаимопонимания  между детьми, родителями и педагогами. Получив необходимые знания, родители начинают осознавать свою роль  в развитии и воспитании ребенка, нуждающегося в коррекционном психолого-педагогическом воздействии наравне с педагогами.

Многие дети с ограниченными возможностями здоровья имеют речевые нарушения. Это означает, что у ребёнка, в комплексе других проблем, затруднено восприятие обращённой речи, формирование собственного высказывания. А ведь речь и мышление – два неразрывных процесса. И поэтому так трудно формируются общекультурные навыки. Они, как и речевые, также требуют длительной, многократной отработки. Для перехода знаний в умения, а умений в навык необходимы вариативные формы закрепления, применения, корректировки. Следовательно, необходимо рациональное сотрудничество семьи и школы, обеспечивающие единство взглядов в понимании проблемы, оценке возможностей ребёнка, в реализации подходов.  В режиме группы продленного дня с детьми осуществляется совместная работа учителя – логопеда и воспитателя в отношении преодоления дисграфии и дислексии. Только через совместные усилия учителя – логопеда, воспитателя ГПД и родителей можно добиться положительной динамики в преодолении речевых нарушений.

    Существует необходимость активного участия специалистов в формировании брачно-семейных представлений у  обучающихся нашей школы.  Специальные коррекционные занятия по социально-бытовой ориентировке направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни в семье. Практическое решение этой задачи длительный и сложный процесс, имея в виду своеобразие психического развития ребенка, который без руководства и помощи взрослого не может правильно освоить социальный опыт. Программа по социально-бытовой ориентировке составлена так, что через все изучаемые темы, тема «Семья» проходит красной нитью. В  специально оборудованном  кабинете, обстановка которого приближена к домашней, воспитанники познают азы семейной жизни. Дети  учатся создавать домашний уют, ухаживать за новорожденными, оказывать помощь родным старшего поколения, вести разумно домашнее хозяйство, готовить разнообразную пищу, рассчитывать семейный бюджет, пользоваться услугами различных учреждений, решать бытовые и экономические проблемы семьи, оказывать моральную и экономическую помощь родным, соблюдать морально-этические нормы жизни в семье.  

  Практические занятия, сюжетно-ролевые игры, моделирование реальных жизненных ситуаций, анкетирование, тестирование, экскурсии, связь с родителями  – все это помогает выполнять основную задачу – создание положительного образа семьи.  

    Работа с «трудными» детьми  проводится планомерно и систематически. В начале учебного года по классам собираются  сведения о детях с девиантным  поведением, и детях из семей группы риска, не приступивших к занятиям  и ведём работу в данном направлении.

Согласно Закону РФ №120 «Об основах системы профилактики правонарушений, бродяжничества и беспризорности» с обучающимися, состоящими на разных формах учёта, проводится индивидуально-профилактическая работа: создаётся банк  данных «трудных» детей и детей из семей «группы риска», детей с девиантным поведением;

 Хотелось бы отметить, что профилактическая деятельность социальной службы школы ведётся в тесном контакте с муниципальными органами, с инспекцией КДН, ПДН ОВД, с учреждениями дополнительного образования, здравоохранения и правоохранительными организациями.

 Проанализировав проделанную работу мы видим следующие результаты, которые выражаются в следующем:

  - укреплении института семьи, возрождении лучших отечественных традиций семейного воспитания (создание постоянно действующих семейных клубов, родительских общественных объединений, организация деятельности по обогащению совместного досуга родителей и детей экскурсиями, поездками; систематическое проведение детско – родительских семейно – общественных акций на базе  ГКОУ  РО  школы VII  вида №7).

  - в школе созданы все условия для самореализации ребенка в урочной и внеурочной деятельности, что подтверждается качество и уровнем участия в олимпиадах, конференциях, конкурсах, смотрах различного вида.

- родители выпускников высказывают позитивное отношение к деятельности школы.

- школа планомерно работает над проблемой здоровья школьников, стараясь не допускать отрицательной динамики состояния здоровья обучающихся.

-в школе созданы необходимые условия для самореализации, социализации и адаптации к жизни в современном обществе.

- школа укомплектована высококвалифицированными педагогическими кадрами.

В заключении хочется сказать -взаимодействие школы и семьи должно способствовать развитию современной школы, с одной стороны, а с другой – означать поворот общества к  институту  семьи. Современные подходы к организации взаимодействия учреждения образования и семьи обусловлены тенденциями развития системы образования Российской Федерации, ее ориентации на запросы учащихся, их родителей, потребности общества в формировании достойных граждан. Осуществление этого требует объединение усилий, интеграции интересов различных социальных институтов, в том числе школы и семьи. Мы, педагоги, прекрасно понимаем, что родители доверили нам самое дорогое сокровище – своих детей, и наша обязанность – оправдать это доверие, а это возможно только при тесном сотрудничестве, общности дел, взаимопонимании всех сторон, к чему мы и стремимся. Только равноправное творческое взаимодействие образовательного учреждения с семьями обучающихся является залогом полноценного развития ребенка. Наша миссия – оберегать детское сердце от горечи, бед и страданий. Очень важно, чтобы родитель доверял наставнику своего ребёнка. Только тогда можно создать дружную команду (учитель -  родитель - классный руководитель - социальный педагог) и построить воспитательный маршрут, чтобы помочь ребёнку..

Нерешённых проблем остаётся много. Работу необходимо продолжать. Ведь детство не бывает безоблачной порой, беззаботным временем. Оно полно острых чувств, нерешённых загадок, страхов, надежд и опытов, смятения. Детство драматично, но драма обычно не заметна для нас, взрослых. И только когда с ребёнком происходит что-нибудь необыкновенное (нервный срыв, кража, побег из дома, плохая учёба), мы, взрослые, начинаем догадываться: у ребёнка есть скрытая от нас душевная жизнь. Сможем ли мы понять душевный мир ребёнка, принять его со всеми его недостатками, помочь найти правильный путь в жизни?...  

Литература:

1.Семаго Н.Я., Семаго М.М., Семенович М.Л., Дмитриева Т.П., Аверина И.Е. Инклюзивное образование как первый этап на пути к включающему обществу // Психологическая наука и образование. 2011. №1. – C. 51-59.

2. Олигофренопедагогика / под ред. В. В. Воронковой. – М. : Дрофа, 2009. – 397 с.

3.Мамайчук, И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии / И. И. Мамайчук. – СПб. : Речь, 2001. – 220 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические и практические рекомендации к дидактическим играм для учащихся специальных (коррекционных) школ 8 вида.

Даны рекомендации по подготовке и проведению кроссвордов, шарад, логопедических задач и тематических викторин по теме "Живой мир"...

Проектная деятельность обучающихся, как средство развития познавательного интереса и социальной адаптации учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Многочисленные наблюдения показывают, что учащиеся специальных (коррекционных) школ не всегда могут применить свои знания и умения, полученные в школе, в самостоятельной жизни. Исходя из этого, перед ...

Конспект урока по социально-бытовой ориентировке для учащихся специальных коррекционных школ 8 вида на тему "Продовольственный магазин. Покупка продуктов"

На данном уроке дети расширяют представления о видах магазинов и разнообразии товаров, формируется положительный интерес и способность к сотрудничеству со взрослыми и друг с другом....

Исследование игровой деятельности учащихся специальной коррекционной школы VIII вида

Реферат отражает особенности игровой деятельности у детей с ОВЗ...

Доклад «Совершенствование навыков техники чтения учащихся специальной коррекционной школы VIII вида школы».

В данной работе приводятся восемь рекомендаций по использованию технологичных приёмов обучения чтению....

Дидактическая игра как способ активизации познавательной деятельности учащихся специальной (коррекционной) школы VIIIвида на уроках в начальной школе

Дидактическая игра как способ активизации познавательной деятельности  учащихся специальной (коррекционной) школы VIIIвида на уроках в начальной школе...