Методическая разработка "Вокально-хоровая работа на занятиях хоровой студии"
методическая разработка по музыке (1, 2, 3, 4 класс)

Шейко Вера Александровна

«Хоровая студия» занимает важное место в системе дополнительного образования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_po_horu.docx659.32 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка «Вокально - хоровая работа на занятиях хоровой студии»

Педагог дополнительного образования: Шейко Вера Александровна

Занятие: хоровая студия

Класс: 1-4

«Хоровая студия» занимает важное место в системе дополнительного образования. Систематические занятия хоровым пением формируют у ребенка вокальные навыки, вокальный слух; активизируют музыкальный слух; укрепляют музыкальную память; воспитывают эстетический вкус и чувство стиля; развивают творческие способности; воспитывают дисциплину, ответственность, чувство коллективизма.

Хоровое пение является одним из средств разностороннего развития ребенка: музыкально-творческого и личностного.

Цель: создание условий для развития детской певческой культуры.

Задачи программы:

Обучающие:

1. Формировать вокально-хоровые знания, умения, навыки.

2. Обучить навыкам многоголосного пения, как с сопровождением, так и a cappella.

3. Научить чтению хоровой партитуры.

4. Научить передавать мысли и чувства, идейное содержание произведения.

5. Познакомить с хоровым наследием классической и народной музыки.

Воспитательные:

1. Воспитать детям любовь к хоровому пению.

2. Воспитать у детей потребность в коллективном музицировании.

3. Воспитать у детей эстетический вкус и чувство стиля.

4. Воспитать дисциплинированность, ответственность, аккуратность, чувство коллективизма.

Развивающие:

1. Развить навыки коллективного творчества.

2. Расширить кругозор ребенка.

Методы вокально - хоровой работы:

  • Обучение всегда начинаю с дыхательной гимнастики:

  • Включаю в работу артикуляционные упражнения для дикции:

 

  • Обучение пению начинаю с небольших попевок, что приводит к чистоте интонирования:

  • В вокальных упражнениях использую русские народные песенки: «Во поле береза стояла», «Во кузнице», « Ой, ты речка, реченька» и другие.

  • Работа над ритмическим звуковедением:
  • петь вместе и ритмически четко
  • одновременно произносить слова
  • гибко изменять темп
  • вместе брать дыхание
  • вместе вступать и прекращать петь
  • петь с названием нот;
  • петь со словами.
  • умение петь по руке дирижера;
  • слаженности хора в момент вступления после паузы

  • Работа над песней

После показа непременно обсуждаю услышанное с детьми: выясняю, как они поняли содержание песни, объясняю непонятные слова; вместе мы анализируем характер музыки, так как более подробный анализ происходит в процессе разучивания показываю очень четко и точно качество звука, необходимые штрихи, когда брать дыхание, логику развития музыкальной фразы.

Песню учим частями: фразами, предложениями, куплетами. Начинаем обычно с 1-го куплета, но если фонетически текст неудобен, то лучше учить куплет с наиболее удобной фонетикой.

Перед первым пропеванием ребенок должен услышать предназначенную для разучивания часть не менее трех раз, при этом каждый раз перед прослушиванием должна быть поставлена новая задача. Например: «Спой про себя с учителем», «Покажи движение мелодии рукой», «Найди главный звук фразы и покажи его рукой» и т.п. Конкретных задач может быть поставлено много, а цель одна - выучить правильно и грамотно. Сложные фрагменты обязательно вычленяем и учим отдельно.

Разучивать песню можно различными методами, например учить по слуху, с применением высотного тактирования, по графической записи, с опорой на нотную запись, сольфеджируя, с помощью ручных знаков, принятых в ладовой сольмизации. Можно использовать кисть руки по Г. Струве («рука - нотный стан») или свободное дирижирование, пластическое интонирование. Обычно я использую все перечисленные методы как отдельно, так и в различных сочетаниях, в зависимости от трудности произведения и от задач обучения, стоящих на данном этапе. Чаще всего я пользуюсь разными знаками, применяемыми в ладовой сольмизации, «пальцовкой». Г. Струве и, разумеется, нотной записью во всех видах и вариантах. С малышами больше использую графическую запись, свободное дирижирование, элементы пластического интонирования.

Итак, мы разучили по фазам весь 1-й куплет. В заключение надо обязательно спеть выученный фрагмент песни целиком, чтобы у детей в сознании остался целостный образ. Если законченный фрагмент выучить не удалось, то дети исполняют то, что они выучили, а остальное допевает учитель.

Одним из важных вопросов хоровой работы является работа над текстом песен. Я всегда учу текст только вместе с мелодией. Если в дальнейшем возникает необходимость, то я, конечно, выделяю сложные в плане произношения куски, но первое обращение к плакату с текстом для меня всегда накрепко связано с интонацией музыкальной. Практика показывает, что мало знать текст отдельно, надо каждое слово «впеть», соединить его с высотностью, облагородить вокально последовательность фоном. Нарушение этого правила приводит к тому, что мы часто слышим, как хорошо звучит у детей первый куплет, а остальные - все хуже и хуже. Каждое слово требует внимания, каждый звук, и не стоит уповать на то, что хорошо выучена мелодия: это, увы, не гарантирует качества вокального звучания.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Венгрус Л.А. Начальное интенсивное хоровое пение. С-П.: Музыка, 2000. – 378 с.

Емельянов В.В. Фонопедический метод формирования певческого голосообразования: Методические рекомендации для учителей музыки. Новосибирск: Наука. Сиб.отделение, 1991. –165 с.

Сарычев Е. Сценическая речь. М.: Просвещение, 1984. – 244 с.

Струве Г.А. Школьный хор: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1981. - С. 76-81

Тевлина В.К. Вокально-хоровая работа. / Музыкальное воспитание в школе. - Выпуск 15. – М., 1982. – 289 с.

Урбанович Г. Певческий голос учителя. / В сборнике «Музыкальное

воспитание в школе». Авт-сост. О. А. Апраксина. - Вып.14. – М., 1978. – 276 с.

Ушинский К. Д. Предисловие к I тому «Педагогической антропологии»./ Избранные произведения. – М.: Просвещение, 1968. – С. 351.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование личностных УУД младших школьников на занятиях в хоровой студии в рамках внеурочной деятельности

Особую роль в формировании личностных УУД играют различные внеклассные мероприятия и внеурочная деятельность.  В рамках внеурочной деятельности культурно-эстетического направления в нашей гимнази...

О роли хорового репертуара в патриотическом воспитании учащихся (из опыта работы в Хоровой студии мальчиков)

В данной статье раскрывается актуальная тема патриотического воспитания учащихся через приобщение детей к хоровому творчеству....

Педагогические аспекты работы с мальчиками в хоровой студии мальчиков и юношей

Статья предназначена для педагогов дополнительного образования и раскрывает особенности работы с мальчиками в начальный период обучения....

Конспект занятия «Песенный фольклор» в хоровой студии (1 год обучения)

Конспект занятия по теме "Песенный фольклор" для детей 1 класса...

Открытое занятие "Хоровая студия"

Открытое занятие "Хоровая студия". Городской семинар директоров общеобразовательных учреждений г. Улан-Удэ, 2015 г....

Методическая статья: "Здоровьесберегающие технологии на занятиях в хоровой студии"

Музыкальное искусство, как средство здоровьесберегающих технологий, имеет уникальные возможности.В музыке заложен колоссальный потенциал для оздоровления. Она  воздействует на многие сферы жизнед...