Методическая статья: "Здоровьесберегающие технологии на занятиях в хоровой студии"
статья по зож

Скрипка Наталья Васильевна

Музыкальное искусство, как средство здоровьесберегающих технологий, имеет уникальные возможности.

В музыке заложен колоссальный потенциал для оздоровления. Она  воздействует на многие сферы жизнедеятельности человека через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психологический. Причем действие музыки  рефлекторно, оно не контролируется нашим сознанием. Звук улавливается ухом. Его рецепторы воспринимают вибрацию и передают ее в мозг. Он реагирует на воздействие, которое    выражается  в создании определенных эмоциональных переживаний, оказывающих влияние на психику человека; на интенсивность обменных процессов, дыхательной и сердечно-сосудистой системы; на повышение тонуса головного мозга и кровообращения.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Здоровьесберегающие технологии на занятиях в хоровой студии.

Слайд 2

Здоровье человека – тема, которая актуальна всегда. Особенно актуальна она сейчас, когда во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья. Необходимо с самого детства, наряду с воспитанием патриотизма, нравственности, воспитывать уважительное отношение к своему здоровью. Здоровье – это не просто отсутствие болезней или физических дефектов, это состояние полного физического, психического и социального благополучия .

Слайд 3

По мнению специалистов-медиков 75% всех болезней человека заложено в детские годы . По данным исследований Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации лишь 14% детей практически здоровы , 50% имеют функциональные отклонения, 35-40 % имеют хронические заболевания.

Слайд 4

М етодов и приемов обучения - дыхательная гимнастика; - логопедическая артикуляционная гимнастика; - вокалотерапия ; - ритмотерапия и логоритмика ; - улыбкотерапия .

Слайд 5

Оздоровительный массаж включает в себя энергичное постукивание зон лобных и гайморовых пазух, расположенных над бровями и по бокам от переносицы, где происходит скопление слизи во время насморка; массаж «крыльев» носа.

Слайд 6

Дыхательная гимнастика Наиболее часто педагоги-хормейстеры включают элементы дыхательной гимнастики педагога-вокалиста . Упражнения этой лечебной дыхательной гимнастики не только восстанавливают дыхание и голос, но и вообще чрезвычайно благотворно воздействует на организм в целом.

Слайд 7

В иды дыхательной гимнастики: .Активный вдох через нос и спокойный выдох через рот. Вдох через рот с задержкой дыхания и спокойный выдох через рот. Спокойный вдох через нос и выдох на звук «С». Спокойный вдох через нос и выдох на звук «Ш». Вдох через нос и тройной выдох через рот на звук «Ф», либо на слог «ХА», «ХО». Спокойный вдох, руки через стороны поднимаем вверх, сцепляем их наверху, тянемся вверх и сброс рук и дыхания. Спокойный вдох, руки поднимаем перед собой, сцепляем, тянемся вперёд и сброс рук и дыхания.



Предварительный просмотр:

           

 Здоровьсберегающие технологии на занятиях в хоровой  студии.

 Здоровье человека – тема, которая актуальна всегда. Особенно актуальна она сейчас, когда во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья. Необходимо  с самого детства, наряду с воспитанием патриотизма, нравственности, воспитывать уважительное отношение к своему здоровью. Здоровье – это не просто отсутствие болезней или физических дефектов, это состояние полного физического, психического и социального благополучия.

       По мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. По данным исследований Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% имеют хронические заболевания. Среди них: нарушение органов зрения, патологии пищеварения, нарушения осанки, аллергические заболевания. Поэтому задача взрослых – создать детям такие условия, в которых им было бы комфортно. Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности педагога.

Здоровьесбережение в школе искусств - это сохранение физического и психологического здоровья.

Музыкальное искусство является  средством  здоровьесберегающих технологий, имеет особые  возможности:

-музыка оказывает заметное воздействие на минутный объём крови, частоту пульса, кровяное давление, уровень сахара в крови;

-музыка воздействует на определенные мозговые зоны и активизирует работу мозга в целом;

-как ритмический раздражитель, музыка стимулирует физиологические процессы организма, происходящие ритмично как в двигательной, так и вегетативной сфере;

-музыка повышает и понижает мышечный тонус;

-восприятие и исполнение музыкальных произведений стимулирует появление эмоций;

-музыка стимулирует процессы восприятия и памяти; активизирует творческое мышление.

       Влияние хорового пения на здоровье человека уникально. Оно может рассматриваться как вариант активной музыкотерапии .Голос – это своеобразный индикатор здоровья человека. Обладатели сильного голоса, как правило, имеют крепкое здоровье. Петь полезно в любом случае, даже если нет ни слуха, ни голоса. Это отличное средство для снятия внутреннего напряжения и для самовыражения. В процессе пения – сольного или хорового – укрепляется певческий аппарат, развивается дыхание, положение тела во время пения (певческая установка) способствует воспитанию хорошей осанки. Все это положительно влияет на общее состояние здоровья учащихся.

       Секрет благотворного влияния пения в том, что оно требует нижнего диафрагмального дыхания, которое естественно и очень полезно для здоровья. Такой способ дыхания позволяет рационально функционировать легким, максимально обогащает кровь кислородом, активизирует работу брюшной полости, вызывает приток крови к внутренним органам. В процессе пения участвуют не только голосовые связки, но и весь организм. Под воздействием резонансных колебаний каждый внутренний орган вибрирует особым образом. Причем с больными и здоровыми органами это происходит на разных частотах. Вибрация, вызываемая пением, – не что иное, как активный массаж, активизирующий приток крови к больному органу и таким образом излечивающий его. Пение благотворно действует на бронхо-лёгочную систему, почки, на железы внутренней секреции, массирует гортань, щитовидную железу, сердце.

Задача педагога-хормейстера – создать полноценные условия для поддержания и сохранения здоровья учащихся; развить интерес к занятиям, включающим здоровьесберегающие технологии; внедрить эти технологии в образовательный процесс; закрепить навыки и умения детей, с целью улучшения их физического здоровья, голосовых и музыкальных данных, а так же здоровья психики учащихся и их комфортного состояния в образовательном процессе.

        Успешно решать задачи по сохранению здоровья учащихся на хоровых занятиях возможно путем применения здоровьесберегающего подхода:

- повышать защитные свойства организма средствами дыхательной гимнастики, массажа, вокальных упражнений;

- закреплять с учащимися понятия о соблюдениях правил пения в хоре, охране здоровья, голоса;

- воспитывать у учащихся доброжелательное отношение друг к другу;

- воспитывать потребности в здоровом образе жизни.

Эти задачи решаются на основе песенного и музыкального материала, включения в учебный процесс здоровьесберегающих технологий, применения соответствующих методов и приемов обучения, различных форм деятельности:

- оздоровительный массаж;

- дыхательная гимнастика;

- логопедическая артикуляционная гимнастика;

- вокалотерапия;

- ритмотерапия и логоритмика;

- улыбкотерапия.

Оздоровительный массаж включает в себя энергичное постукивание зон лобных и гайморовых пазух, расположенных над бровями и по бокам от переносицы, где происходит скопление слизи во время насморка; массаж «крыльев» носа.

Дыхательная гимнастика

Наиболее часто педагоги-хормейстеры включают элементы дыхательной гимнастики педагога-вокалиста . Упражнения этой лечебной дыхательной гимнастики не только восстанавливают дыхание и голос, но и вообще чрезвычайно благотворно воздействует на организм в целом.

В своей практике использую  следующие виды дыхательной гимнастики:

1.        Активный вдох через нос и спокойный выдох через рот.

2.        Вдох через рот с задержкой дыхания и спокойный выдох через рот.

3.        Спокойный вдох через нос и выдох на звук «С».

4.        Спокойный вдох через нос и выдох на звук «Ш».

5.        Вдох через нос и тройной выдох через рот на звук «Ф», либо на слог «ХА», «ХО».

6.        Спокойный вдох, руки через стороны поднимаем вверх, сцепляем их наверху, тянемся вверх и сброс рук и дыхания.

7.        Спокойный вдох, руки поднимаем перед собой, сцепляем, тянемся вперёд и сброс рук и дыхания.

Дыхательная  гимнастика

• активно включает в работу все части тела – руки, ноги, голову, брюшной пресс, плечевой пояс и т. д., повышая общий мышечный тонус.

• восстанавливает нормальное физиологическое дыхание через нос и закрепляет навык правильного дыхания;

• тренирует мышцы, участвующие в дыхании;

• увеличивает дыхательный объем и жизненную емкость легких;

• восстанавливает нарушенное носовое дыхание;

• улучшает дренажную функцию бронхов;

• положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении;

• повышает общую сопротивляемость организма, его тонус;

• улучшает нервно - психическое состояние.

Артикуляционная гимнастика  необходима для исправления недостатков произношения. Артикуляционная гимнастика имеет большое значение для формирования правильного звукопроизношения и для коррекции неправильно произносимых звуков.

1.        Скороговорки, речевые упражнения.

2.        Покусывание кончика языка.

3.        Пощелкивания языком.

4.        Упражнение «Иголочка». Стараться проткнуть языком щеки, верхнюю и нижнюю губы.

5.        Упражнение «Щеточка». Провести языком между деснами и зубами.

6.        Выворачиваем нижнюю губу, придавая лицу обиженное выражение, поднимаем верхнюю губу, оскаливая верхние зубы. Чередуем эти положения: обиженное лицо — обрадованное лицо.

7.        Вытягиваем губы трубочкой вперед, рисуем губами круг, квадрат.

Вокалотерапия предполагает использование на занятиях определенных дыхательных и голосовых упражнений, которые кроме развивающих и обучающих задач, решают еще и оздоровительно-коррекционные задачи.

     Помимо дыхательной и артикуляционной гимнастики, которые являются неотъемлемой частью вокалотерапии, это могут быть - интонационно-фонопедические упражнения, способствующие развитию силы звука, расширению диапазона, постановке основных вокальных навыков.

- упражнения оздоровительного физвокализа . Это упражнения по реабилитации голосовых связок, улучшению состояния здоровья, основанные на пропеваемых определенных звуках или звуковых сочетаниях.

Здесь следует отметить, что о лечебных свойствах отдельных звуков, произносимых голосом, знали испокон веков. С их помощью лечили самые различные заболевания. С учетом открытий современной науки рекомендации в этой специфической области вокалотерапии следующие:

Гласные звуки:

А – снимает любые спазмы, лечит сердце и желчный пузырь;

Э – улучшает работу головного мозга;

И – лечит глаза, уши, стимулирует сердечную деятельность, «прочищает» нос;

О – оживляет деятельность поджелудочной железы, устраняет проблемы с сердцем;

У – улучшает дыхание, стимулирует работу почек, мочевого пузыря;

Ы – лечит уши, улучшает дыхание.

Звукосочетания:

ОМ – снижает кровяное давление;

АЙ, ПА – снижают боли в сердце;

УХ, ОХ, АХ – стимулируют выброс из организма отработанных веществ и негативной энергии.

Согласные (лучше их пропевать):

В, Н, М – улучшает работу головного мозга;

С – лечит кишечник, сердце, легкие;

Ш – лечит печень;

Ч – улучшает дыхание;

К, Щ – лечат уши;

М – лечит сердечные заболевания.

Вокалотерапия благотворно влияет на развитие голоса и всего организма в целом. Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи. Как средство лечения пение назначается детям с заболеваниями дыхательных путей.

        На занятиях хорового пения следует применять ритмотерапию  и логоритмику -  включать в ход занятия различные музыкально-ритмические упражнения, а также различные движения под собственное пение. Они выполняют релаксационную функцию, усиливают кровообращение, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Ритм, который диктует музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение, улучшая тем самым речь ребенка. Потребность в проведении ритмотерапии возникает и тогда, когда в разучиваемом произведении не получается тот или иной ритмический рисунок. Иногда заведомо трудное место подготавливают специальными ритмическими упражнениями, а уже потом разучивают. Для получения наибольшей эффективности полезно включать эти упражнения для музицирования на детских шумовых инструментах. Движения во время пения способствуют тому, чтобы учащиеся не только радовались этим движениям, но и получали пользу для позвоночника и всех мышц своего тела. После такого короткого активного отдыха внимание детей повышается, а восприятие учебного материала улучшается. Активизируя в целом организм детей, содействуя выпрямлению и разгрузке позвоночника, музыкально-ритмические минутки способствуют улучшению здоровья.

            Занятия хоровым пением должны снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально-энергетический тонус учащихся, доставлять детям радость- улыбкотерапия. Поэтому очень важно на занятии создание благоприятного эмоционально-психологического климата. В обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости повышается работоспособность учащихся, усвоение знаний идет более качественно, появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей детей, решается задача предупреждения утомления учащихся. И здесь следует отметить огромную роль улыбки на уроке – улыбки и учителя, и учеников. В улыбающемся учителе дети видят друга, и учиться им нравится больше, увеличивается их самоотдача и эмоциональная отзывчивость. Очень важна на занятиях  и улыбка самого ребенка. Помимо того, что при пении за счет улыбки улучшается качество звука – он становится светлым, чистым, свободным, внешняя улыбка со временем становится улыбкой внутренней, и ребенок уже с ней будет смотреть на мир и на людей.

     

        Психологическое здоровье – это, прежде всего, снижение стрессов, предотвращение конфликтов, создание атмосферы творчества и самовыражения и самореализации.

Невозможно управлять такими процессами как мотивационная сфера человека, путем внешнего воздействия. Поэтому мотивацию учащихся следует повышать опосредованно - через интеллект, через волевую и эмоциональную сферу, путем повышения нравственной культуры. Это, прежде всего, удовлетворение музыкальной любознательности, приветствие навыков самостоятельного приобретения знаний. Обогащенный таким образом интеллект ребенка, является фактором повышения мотивации к обучению. Очень важен положительный эмоциональный фон на занятиях хора, который так же способствует формированию мотивации.

    Развитие волевой сферы у детей происходит путем тренировки волевых качеств через системные хоровые занятия. Выполнение самых простых ученических обязанностей (выучить слова, соблюдать гигиену голоса, регулярно посещать занятия). Развитие волевой сферы подкрепляется созданием положительного эмоционального фона через радость коллективного творчества и новых открытий, благодаря удовлетворенности результатам своего труда.

  Такой подход, как воздействие на эмоциональную сферу в рамках здоровьесбережения – залог психологического здоровья ребенка.

Обучение пению осуществляется путем вовлечения учащихся в постепенное освоение всех необходимых исполнительских знаний, навыков и умений. Благодаря использованию на занятиях здоровьесберегающих технологий, у учащихся формируется стремление к здоровому образу жизни, а также закрепляются знания правил пения, охраны здоровья и человеческого голоса.

     Хоровые занятия дарят радость и удовлетворение от понимаемого материала, радость от приложенных своих волевых усилий при разучивании произведений, радость от искренности общения и совместного творчества. Такие положительные эмоции помогают детям чувствовать себя в системе дополнительного образования безопасно, полноценно, комфортно и успешно.

        Вокальная музыка считается наивысшим искусством, т. к. она естественна. Как бы ни были совершенны струны, они не могут воспроизвести то же впечатление на слушателя, что и голос, который исходит прямо из души. Когда душа хочет выразить себя в голосе, она сначала вызывает активность в уме, а ум с помощью мысли проецирует тонкие вибрации в ментальный план. Чаще надо петь, и тогда мы сможем оказать своему организму неоценимую услугу, т. е. избавить его от многих болезней.

 

Список используемой литературы:

1. Андреева, и укрепление здоровья школьников – актуальное направление развития содержания образования на этапе инновационного становления России/ //Стандарты и мониторинг.- 2011.-№3.

2. Гурьев, планирования основных направлений работы по сохранению здоровья субъектов учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе / //Стандарты и мониторинг.- 2011.-№3.

3. Знаменитая дыхательная гимнастика Стрельниковой. – М.: РИПОЛ классик, 2008. Разнообразие средств здоровьесберегающей педагогики в учреждениях дополнительного образования детей (Информационно-методический журнал «Самарский внешкольник» №26, 2010)

4.Музыкотерапия детей и подростков/ Ю. С.  Шевченко.// Психокоррекция: теория и практика. – М., 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Здоровьесберегающие технологии, как методологическая основа педагогики здоровья. Программа «Разговор о правильном питании» в системе здоровьесберегающих технологий".

Статья определяет понятие здоровьесберегающей педагогики и её отличие от валеологии. Даны классификации здоровьесберегающих технологий,  определены условия, при которых технологии являются здоров...

Статья "Здоровьесберегающие образовательные технологии как обязательное условие внедрения ФГОС"

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме "Здоровьесберегающие образовательные  технологии как обязательное условие внедрения ФГОС"...

Статья Здоровьесберегающие технологии на занятии в ГПД (из опыта работы)

Статья о здоровьесберегающих технологиях на занятиях в ГПД....

Статья "Здоровьесберегающие технологии в начальной школе: организация деятельности и обучения на занятии"

laquo;Здоровье до того перевешивает все блага жизни, что воистину здоровый нищий счастливее богатого короля», — писал Шопенгауэр....

Методическая разработка статьи : "Здоровьесберегающие технологии .

Методическая разработка статьи о здоровьесберегающих технологиях подготовлена к родительскому собранию....

Методическая разработка "Игровые технологии на занятиях по экологии"

Человеческая культура возникла и развертывается в игре, как игра. Й.ХейзингИгра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования....