Формирование личностных УУД младших школьников на занятиях в хоровой студии в рамках внеурочной деятельности
статья по музыке ( класс) по теме

Прусакова Надежда Павловна

Особую роль в формировании личностных УУД играют различные внеклассные мероприятия и внеурочная деятельность.  В рамках внеурочной деятельности культурно-эстетического направления в нашей гимназии есть хоровая студия.

Считаю, пение в хоре достаточно интересным и нужным занятием для развития личности ребенка в целом. Искусство – это область, в которой может закономерно развиваться эмоционально-нравственное развитие ребенка и его приобщение к высшим духовным ценностям. Поэтому особое значение здесь приобретают личностные учебные действия, которые обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся.

Занятия в хоре творчески развивают детей, помогают проявиться индивидуальности, научиться самооценке, а интересные формы работы и сотрудничества с детьми открывают в них желание к познавательной деятельности, приобретению новых знаний и формируют положительное отношение к учению. Самое главное деятельности учителя  в формировании личностных универсальных учебных действий,  помочь детям вырасти самостоятельными, успешными и уверенными в своих силах личностями, способными занять свое достойное место в жизни.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prusakova_n.p._statya.docx27.23 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Прусакова Надежда Павловна,

учитель музыки,

МБОУ «Гимназия №71» («Радуга»)

г. Кемерово

Формирование  личностных УУД младших школьников на занятиях в хоровой студии в рамках  внеурочной деятельности

Современный мир меняется каждый день, каждый час. Люди  должны ориентироваться в этом мире, успевать жить в его быстром темпе. Знания, когда-то полученные в школе, устаревают, т.к. объем информации постоянно увеличивается.  Образование тоже «идет в ногу со временем», и теперь, результатами обучения являются не конкретные знания, а само умение учиться. Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования направлен на  формирование личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных  универсальных учебных действий.

УУД - это система действий учащегося, обеспечивающая его культурную идентичность, социальную информированность и грамотность, толерантность, способность к самостоятельному получению и овладению  новых знаний и умений. Проще говоря, в  основе формирования УУД лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех элементов учебной деятельности (познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции). Именно эта система действий обеспечивают способность ребенка к организации самостоятельной учебной деятельности, что является важным в современном мире, идущим быстрыми шагами вперед.

Очень важно закладывать это «умение учиться» еще в начальной школе, мотивировать детей к познавательной деятельности, сотрудничеству, формировать нравственные законы поведения. Потому что задача основного общего образования - развить и усовершенствовать   универсальные учебные действия, заложенные в начальной школе.

Овладение УУД происходит в контексте разных учебных предметов. Каждый учебный предмет раскрывает свои собственные возможности для их формирования, связанные со спецификой и содержанием этого предмета.

Особую роль в формировании личностных УУД играют различные внеклассные мероприятия и внеурочная деятельность.  В рамках внеурочной деятельности культурно-эстетического направления в нашей гимназии есть хоровая студия. Считаю, пение в хоре достаточно интересным и нужным занятием для развития личности ребенка в целом. С помощью пения в хоре дети порой выражают  эмоции, которые не решаются выразить в повседневной жизни, у них развиваются творческие способности и  творческое мышление. Хор - это коллектив, где каждый хорист - равноправный участник. В хоровом коллективе всех связывает одно - любовь к хоровому пению.

Хоровое пение как вид искусства направлено на обращение к внутреннему миру человека, личности. Искусство – это область, в которой может закономерно развиваться эмоционально-нравственное развитие ребенка и его приобщение к высшим духовным ценностям. Поэтому особое значение здесь приобретают личностные учебные действия, которые обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся. В рамках музыкально - хоровой деятельности – это осознание национальной принадлежности в процессе освоения образцов отечественной музыкальной культуры, формирование уважительного отношения к  культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями; представлений о нравственных нормах, развитие  эмоциональной отзывчивости на основе восприятия произведений музыкальной классики, их коллективного обсуждения; формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности  в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.

Например, в  разработанной мною программе «Хоровая студия» реализуемой в рамках внеурочной деятельности  «умение учиться» формируется в процессе включения школьников в активную музыкально-исполнительскую деятельность, а также за счет расширения знаний о музыке и музыкантах в целом. Актуальность реализации данной программы  внеурочной деятельности обусловлена тем, что происходит сближение результатов с требованиями жизни.

Основная цель программы - приобщение через музыку и хоровое пение к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение.

Занятия в хоровой студии,  прежде всего,  способствуют личностному развитию ученика, поскольку обеспечивает понимание музыки и в частности, хорового пения, как средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций,  дают возможность для формирования первоначальных этических представлений, нравственности. Поэтому особое значение уделяется выбору музыкального репертуара для детей, занимающихся  хоровой студии.   Конечно, он должен соответствовать возрасту и пониманию детей, их исполнительским возможностям, учить чему-то новому, а самое главное – быть разнообразным и высокохудожественным.

 На занятиях хоровой студии  использую народные песни, музыку русских композиторов, песни на иностранных языках (английский и французский), музыку зарубежных композиторов. Применение песен на иностранных языках связано с лингвистическим профилем нашей гимназии. В репертуаре хора есть как классические образцы музыки, так и эстрадные, но все они отражают различные жизненные темы – война, любовь к родине, труду, добро и зло.

Например, в работе с детьми над песней В. Соловьева-Седого «Баллада о солдате», формируются личностные УУД через прослеживание судьбы солдата, его действий, поступков и мыслей. Дети сравнивают свое «Я» с героем этой песни, выражают  отношение к музыкальному произведению. Естественно, это отражается в интерпретации исполнения данной музыки.  Более распевно мы исполняли  второй куплет, опираясь на слова песни «пел солдат, глотая слезы, пел про русские березы», третий куплет - чеканно и жестко, тем самым обозначая кульминацию музыки и сражение солдата с врагами, и последний куплет - затаенно, как первый, потому что в нем  повторяются слова  «в серой шинели рядового шел солдат». В этой песни мы с детьми использовали выразительные жесты для передачи настроения музыки, жесты простые, но очень яркие. Для передачи значимости момента на словах «слуга отчизны» и «во имя жизни» в четвертом куплете  поднимали правую руку вверх и вперед.

Работая над образом, дети и внешне пытались передать облик солдата. Во время исполнения песни они стояли неподвижно, с прямой головой, смотрящей целеустремленно вперед.

Хочется отметить, что с «Балладой о солдате» хоровой коллектив нашей гимназии выступал на районном конкурсе хоровых коллективов «Битва хоров» и занял 2 место в 2015 году.

Создание образа музыки является очень важным моментом в работе с хором. Дети сами приходят к мысли о том, как надо петь ту или иную фразу, куплет, какую эмоцию донести до зрителя. Учитель лишь наталкивает их на правильный ответ.

Продуктивности работы  над выразительностью исполнения произведения, передаче его художественного замысла способствует использование эмоционально-художественных прикладных технологий. Это проявляется в том, что с первых уроков разбора  хорового произведения начинается процесс по выявлению в нём музыкальных фраз, кульминационного момента, цезур.  Выразительно читается текст, обсуждается его содержание. Всё это необходимо для  выработки у детей музыкального мышления, позволяющего в дальнейшем наиболее точно и выразительно передать образный строй исполняемого произведения. Учащимся необходимо достаточное   время, чтобы до конца «вжиться» в раскрываемый образ, понять самим и передать слушателям художественный замысел автора.

Хор – это коллектив детей, детей разных, каждый из которых имеет свое мнение и точку зрения. В силу своего возраста многие дети обижаются, если их точку зрения не разделяют товарищи. В  процессе обсуждения образа и работы над произведением  мы учимся  сотрудничать друг с другом и учителем, слушать и слышать друг друга, уважать мнение товарищей. Технология сотрудничества реализует равенство, партнерство в субъективных отношениях педагога и ребёнка. Совместно с детьми мы  вырабатываем цели, содержание, даем оценки нашей работе.

В конце каждого занятия хор закрепляет полученные навыки в результате работы  над произведением исполнением выученного отрывка или фрагментов музыки. После этого ребята оценивают свое исполнение: что получилось, а над чем еще предстоит работать. Оценивание работы хора в целом   происходит и после каждого концертного выступления.

На занятии часто использую прием, когда предоставляется заведомо хорошо интонирующему и поющему ученику возможность продемонстрировать выученный момент песни.  Ребята оценивают его  пение и закрепляют слуховые восприятия. Данная технология оценивания образовательных достижений направлена на развитие умения видеть результат своих действий, контролировать себя и находить ошибки. Она формирует регулятивные  универсальные учебные действия, так как обеспечивает развитие  умения определять, достигнут ли результат деятельности. Наряду с этим происходит формирование и коммуникативных универсальных учебных действий:  за счёт обучения аргументировано отстаивать свою точку зрения, обосновывать свои выводы. В свою очередь, воспитание толерантного отношения к иным решениям приводит к  личностному развитию ученика.

Иногда использую в работе хорового коллектива профессионально-ролевые технологии. Их содержание сводится к тому, что учащимся (только по их личному желанию) предлагается выступить в роли дирижёра хора, как правило, это старшие дети. Им предлагается оценить пение какого-то фрагмента песни исполненного хором.

Такая работа над образом в процессе разучивания произведения реализует технологию проблемного обучения, где ребята пытаются совместно с педагогом найти решение поставленных музыкальных задач.  В процессе обучения искусству пения дети ищут музыкальные краски для создания образа произведения, подбирают движения для усиления эмоций, сравнивают и дают оценку своему пению и пению своих товарищей.

   Современные педагогические технологии немыслимы без широкого применения новых информационных технологий, а именно - компьютерных. Большой интерес к современным компьютерным системам является мотивационной основой учебной деятельности.   Использование  ИКТ на занятиях хора расширяет интересы учащихся, дает возможность значительно повысить уровень исполнительских навыков. Эффективным является  использование  видеозаписей  фрагментов разного рода постановок, исполнения разных коллективов и т.д.  

В работе с хором использую цифровое электронного фортепиано, к его достоинствам  относятся: тембровое многообразие, насыщенность и объемность звучания, относительная техническая простота исполнения на нем. Эстрадный репертуар хор исполняет на концертах под фонограмму (минус).

Применение современных технических средств обучения (компьютер, мультимедийный проектор, аудио и видеоаппаратура) позволяет сделать обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащегося любого возраста, формирует эмоционально положительное отношение к предмету.

  Эффективность воспитательного процесса повышает  личностно - ориентированный подход к ученику. В каждом классе есть дети с различными индивидуальными особенностями: одни уравновешенные, другие легковозбудимые, третьи – особо чувствительные, застенчивые, требующие большого внимания.  Главная задача учителя – не только  бережное воспитание голоса каждого учащегося, но и комплексное развитие музыкальных и не только музыкальных  способностей, заложенных в человеке.

 Не каждый ученик обладает чутким слухом и чисто интонирует в хоре. Поэтому в концертах принимают участие не все дети хоровой студии, хотя посещают ее практически все. Выступать хотят большинство детей, особенно в таких мероприятиях, на которые приходят их родители.  В рамках решения этой проблемы, чтобы дать возможность проявить себя и обеспечить личностное развитие большинству детей  наш хор очень тесно сотрудничает с хореографическим коллективом гимназии. Совместно с хореографом создаются комплексные номера, в которых одновременно поет хор, и танцуют дети, как хореографической студии, так и все желающие в принципе. Большой  успех имел номер «Я рисую этот мир» (муз. А. Ермолова, сл. С. Золотухина), исполненный  детьми для родителей на Международный женский день. В этом номере участвовало около 70 человек: концертный состав хоровой студии, хореографический коллектив и все ученики вторых классов. Второклассники выполняли простые танцевальные движения с разноцветными лентами в руках, символизирующими яркие краски мира.

На занятиях хоровой студии мы создаем своеобразные проекты. Необычный музыкально-творческий проект был создан для участия хора в конкурсе французской песни «Этуаль-ка», где хор занял 1 место и был отмечен специальным призом на областном этапе этого же конкурса.

Для участия в конкурсе мы готовили песню на французском языке «Вечный круг жизни» Э. Джона из мультфильма «Король Лев».  Нами была проделана огромная работа в создании образа этого музыкального произведения. Исходя из музыки, дети сами определили, что они будут изображать папуасов. Работа над вокалом на занятии в хоровой студии плавно перерастала в работу дома, где каждый ребенок создавал для себя  костюм совместно со своими родителями. В исполнении этого номера были использованы стилизованные движения, поэтому номер был очень ярким и запоминающимся. Каждый ребенок здесь проявил свою индивидуальность, творчество, получил массу положительных эмоций.

В заключении хочу сказать, что хоровая деятельность - осмысленная, творческая духовная деятельность, которая развивает эстетический вкус. Она  транслирует духовно-нравственный опыт общества через коммуникацию системы социальных личностных смыслов. Занятия в хоре творчески развивают детей, помогают проявиться индивидуальности, научиться самооценке, а интересные формы работы и сотрудничества с детьми открывают в них желание к познавательной деятельности, приобретению новых знаний и формируют положительное отношение к учению. Самое главное деятельности учителя  в формировании личностных универсальных учебных действий,  помочь детям вырасти самостоятельными, успешными и уверенными в своих силах личностями, способными занять свое достойное место в жизни.

Список используемой литературы:

  1. “Примерные программы основного общего образования. Стандарты второго поколения”, М., 2010.
  2. “Из опыта освоения мыследеятельностной педагогики”  Под ред. Алексеевой Л. Н., Устиловской А. А. М., 2007.
  3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — 151с.
  4.  Ригина, Г.С. Музыка. Книга для учителя [Текст] / Г.С.Ригина / М.: Учебная литература, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интеллектуально - творческого потенциала младших школьников на занятиях во внеурочной деятельности в рамках внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

В настоящее время появилась прекрасная возможность для развития творческих способностей учащихся. Это введение Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Часы, отводимы...

Инновационная деятельность учителя начальных классов. Духовно-нравственное воспитание младших школьников на занятиях по внеурочной деятельности

В сообщении содержится тезис о важности духовно-нравственного воспитания  и развития патриотизма с младшего школьного возраста....

« Развитие творческого потенциала младших школьников на занятиях кружка «Природа и творчество» в рамках реализации ФГОС НОО во внеурочной деятельности»

« Развитие творческого потенциала младших школьниковна занятиях кружка «Природа и творчество» в рамкахреализации ФГОС НОО во внеурочной деятельности»...

Театрально-игровая деятельность младших школьников на занятиях по коррекции устной и письменной речи.

Театрализаци логопедического процесса привлекательна тем,что вносит в школьные будни атмосферу праздника,создаёт благоприятный эмоциональный фон,развивает творческие способности,поддерживает познавате...

Экологическое воспитание младших школьников на занятиях внеурочной деятельности.

В настоящее время экологическое образование и воспитание в начальной школе становится всё более приоритетным направлением в педагогической теории и практике....

Методическая статья: "Здоровьесберегающие технологии на занятиях в хоровой студии"

Музыкальное искусство, как средство здоровьесберегающих технологий, имеет уникальные возможности.В музыке заложен колоссальный потенциал для оздоровления. Она  воздействует на многие сферы жизнед...