Конспект урока " Валентин Берестов, его стихи "А чем мы фронту помогали?", "Мир"".
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Чернецкая Анна Владиславовна

Конспект урока. Литературоное чтение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл valentin_berestov.docx29.36 КБ

Предварительный просмотр:

                                              Тема урока: «Валентин Берестов и его стихотворения  «А чем мы фронту помогали?», «Мир»».

         Цель деятельности учителя: познакомиться со стихотворениями В. Берестова «А как мы фронту помогали?» и «Мир», воссоздать эпоху военного детства лирического героя; показать его судьбу на фоне крупных исторических событий; рассмотреть картины Кузьмы Петрова-Водкина «Смерть комиссара», «1919 год. Тревога», «Селедка».

         Планируемые результаты

         предметные: читать правильно выразительно вслух; читать про себя в процессе ознакомительного чтения; находить необходимую информацию в словаре, анализировать ее содержание; анализировать смысл названия произведения; оценивать и анализировать произведения.

         личностные: знакомиться с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями; воспринимать стихотворение как  особый жанр литературы.

         Тип урока: комбинированный

         Оборудование: Литературное чтение: учебник для 4 класса : в 2 частях.5-е изд. – Самара: Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2011.; презентация.


Этап урока

Метод и приемы

Хроно

метраж

     Содержание урока. Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Мотивационный.

Практический: выразительное чтение.

Практический: выразительное чтение.

Словесный: ответы на вопросы.

07:55

-Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Меня зовут Анна Владиславовна, и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

-Начнем урок с проверки домашнего задания. Что вам было задано на дом? (выразительное чтение стихотворений «Сиротская зима» и «В эвакуации»)

-Ребята, кто готов выразительно прочесть стихотворение «Сиротская зима» на с.13?

- Удалось ли ученику передать настроение стихотворения?

-А кто хочет прочесть стихотворение «В эвакуации» на с.14?

-Что получилось в чтении? Удалось ли передать настроение стихотворения?

Приветствовать учителя.

Выразительно читать вслух.

Рассуждать, высказывать свое мнение, оценивать чтение товарища.

Выразительно читать вслух.

Рассуждать , высказывать свое мнение, оценивать  чтение товарища.

К:приветствуют учителя.

П:осмысленно читают литературное произведение.

Р:осуществляют контроль за ходом выполнения работы и ее результатом.

Постановка учебной задачи и ее решение.

 Практический:  слушание чтения.

Практический: работа со словарем.

Практический: выразительное чтение про себя.

Практический: ответы на вопросы.

Практический: выразительное чтение вслух.

Практический: ответы на вопросы.

Практический: ответы на вопросы.

Практический: чтение про себя.

Практический: ответы на вопросы.

Практический: выразительное чтение вслух.

Практический: ответы на вопросы.

Практический: слушание учителя.

Наглядный: рассматривание картины.

Наглядный: рассматривание картины.

Наглядный: рассматривание картины.

Наглядный:

Рассматривание картины.

Практический: слушание учителя.

Практический: ответы на вопросы.

Наглядный: рассматривание картины.

08:15

-Ребята, сегодня мы продолжаем  встречу  со стихами Валентина Берестова. Мы познакомимся с двумя стихотворениями «А как мы фронту помогали?» и «Мир». Цель нашего  урока прочитайте на экране.

-Откройте учебник на странице 16.

Сейчас я прочту стихотворение «А как мы фронту помогали?», а вы внимательно слушайте и следите.

-Есть в стихотворении такие слова, которые вам непонятны? Прочтите эти слова в сноске.

-Ребята, а чем же во время войны помогали фронту дети?

-А теперь самостоятельно прочитайте стихотворение «жужжащим чтением» и ответьте на 1 вопрос.

-Валентин Берестов в своем стихотворении говорит о том, что во время войны дети «пахали» и «пололи», поэт подчеркивает и то, что фронту помогали дети разного возраста («А кто поменьше, те пололи…»).

Еще автор подчеркивает обширность этой помощи («В сибирском ли, узбекском поле…»). Поэт изображает это сражение с сорняками, как сражение с дикой силой-с противниками, которую необходимо уничтожить.

-Ребята, а как вы думаете, почему на протяжении всего стихотворения Валентин Берестов пользуется местоимениями: «нас», «мы», «за нами» ? ( эти местоимения сохраняют впечатление общности и сплоченности, т.е все дети помогали фронту и делали все, что в их силах)

-Ребята, кто хочет попробовать  выразительно прочитать это стихотворение?

-Ребята, понравилось ли вам чтение ученика?

-Ребята, давайте ответим на 2 вопрос.

-Прополка хлопка - сражение за жизнь культурных растений. Ведь вы сами наверняка видели, что растения в саду маленькие, робкие, и чтобы они выросли, мы должны бороться с большими и сильными сорняками.

- Ребята, а кто может объяснить смысл  строчки: «Земной вам поклон, сорняки, цепкие корешки»?

-Поклон обозначает ту позу, в которой находятся те, кто занимается прополкой, они согнуты почти пополам и выглядят так, словно кланяются.

-Теперь прочитайте 3 вопрос и попытайтесь на него ответить.

-Поэтическому образу сорняков сопоставляется образ хлопка. Обратите внимание, что   кустики хлопка «тянутся робко», а сорняки «диким взошли урожаем». Про кустики хлопка сказано, что они «чуть живые», а сорняки названы «цепкими корешками». Сорняки называют «дикими», а кустики хлопка «благородными».

-Таким образом можно сделать вывод. Как вы думаете, какой?

-Дети разных возрастов помогали фронту, как могли, и ждали когда же придет это долгожданное слово «мир».

-Ребята, а сейчас мы переходим ко 2 стихотворению «Мир».  Сейчас я прочту вам стихотворение, а вы внимательно слушайте и следите.

-А теперь прочтите стихотворение самостоятельно «жужжащим чтением».

- Ребята, как вы думаете, сколько частей в этом стихотворении? Посовещайтесь в парах.  (2 части)

-Прочитайте первую часть. Чему она посвящена? Поработайте в парах.  (ее смысл в том, что вчерашнее человечество и сегодняшнее человечество жило в ситуации противоборств, войны или страха войны)

- Ребята, а что означает слово «мир»?  (состояние без войны, состояние противоположное войне)

-А о чем мечтает поэт в первой части стихотворения? (он мечтает о будущем времени, когда все  будут жить мирно и  не будут воевать, останется только то, что объединяет абсолютно всех - ЖИЗНЬ)

-Прочитайте вторую часть. А чему посвящена эта часть? Посовещайтесь в парах.(контрасту между понятием «война» и «детская игра», контраст между будущим и настоящим)

- Кто хочет выразительно прочесть стихотворение?

-Понравилось ли вам чтение ученика?

-Ребята, постарайтесь ответить на 1 вопрос.

-Согласны ли вы с тем, что мир – это несбыточная

мечта? Почему вы так считаете?

- Ребята, внимательно  посмотрите на экран, здесь изображена лента времени. Что вам известно об истории России в период с 1812 года по 1941 год?  Какие исторические события происходили в данный период времени?  (Образование Красной Армии, Первая Мировая война, Гражданская война)

А что вы знаете о Гражданской войне?

-Гражданская война-это ряд вооруженных конфликтов между «красными» и «белыми», между «большевиками» и «меньшевиками». «Большевиков» было большинство, а  «меньшевиков»- наоборот. «Большевики» воевали за бедняков, за их права; «меньшевики»- за царя.

Бывало и так, что в одной семьи  были «большевики» и «меньшевики». Например, отец и старший сын воевали за царя, а младший сын воевал за права бедняков. Таким образом мужчины враждовали.

-Ребята сейчас мы отправимся в Русский музей и рассмотрим там картины Кузьмы Петрова –Водкина «Смерть комиссара», «Тревога», «Селедка».

- Внимательно посмотрите на первую картину. Что вы на ней видите? Куда смотрит умирающий комиссар?  Каким чувством проникнут его прощальный взгляд? Обратите внимание, что даже умирая, правой рукой он сжимает винтовку.

-Внимательно посмотрите на солдата, который остался рядом с комиссаром. Куда он обращает свой взгляд?

-Посмотрите на уходящий отряд. Некоторые оборачиваются и смотрят на комиссара, а один из солдат упал и не может идти дальше.

-Возникает ли впечатление, что земля, которую защищают эти люди круглая? Почему художник создает именно такой образ земли?  (Возможно земля для художника живая, вспучившаяся от напряжения или земля-это что-то родное, обозримое, круглое)

-А теперь внимательно рассмотрим картину «1919 год. Тревога». Как вы думаете, что происходит в данный момент за окном? ( бегут в смятении люди, бесконечная стрельба, падают снаряды, в город зашел отряд врага) Как художнику удалось передать напряжение, в котором находятся члены семьи? -Только малыш спокойно спит в своей кроватке, на лицах остальных членов семьи- ужас, страх. Обратите внимание на часы. Время будто остановилось, и в комнате царит «мертвая тишина».

-Рассмотрим следующую картину- натюрморт «Селедка». Натюрморт – это жанр живописи, который рассказывает не столько о предметах, сколько о людях.

-Что вы можете сказать о людях, на столе у которых есть такие продукты?

-Этот натюрморт рассказывает о суровом времени, о голоде во время гражданской войны. На натюрморте изображен черствый хлеб, картофель и селедка. Драгоценная селедка  лежит на красивой  глубоко-темно-синей оберточной бумаге, которая расположена на розовой скатерти.  Видимо люди где-то раздобыли эту селедку и сегодня у них будет «праздничный ужин». Все вместе-нарядно  и изысканно, при том, что это знак беды, неблагополучия, голода.

-Ребята, а что объединяет эти три картины? Какова  общая тема этих картин? Какой вывод можно сделать? Легкая ли была жизнь у людей во время Гражданской войны?

-Знаете ли вы другие живописные полотна, в которых уживалось бы красивое и драматичное, красивое и страшное?

-Посмотрите на экран? Какая картина изображена?

-На картине И. Айвазовского «Девятый вал» соседствуют красота и ее гибельность.

-А эта картина вам знакома?

-Это картина К. Брюллова «Последний день Помпеи». Здесь отражена красота человека и его обреченность на смерть.

Слушать учителя.

Слушать чтение.

Работа со словарем.

Рассуждать, отвечать на вопросы.

Читать выразительно про себя.

Рассуждать, отвечать на вопрос, слушать учителя.

Рассуждать, отвечать на вопрос.

Выразительно читать вслух.

Оценивать чтение товарища.

Отвечать на вопрос.

Слушать учителя.

Рассуждать, отвечать на вопрос.

Слушать учителя.

Отвечать на вопрос.

Слушать учителя.

Рассуждать, делать выводы.

Слушать учителя.

Слушать чтение.

Выразительно  читать про себя.

Рассуждать, отвечать на вопросы.

Чтение про себя, отвечать на вопросы.

Рассуждать, отвечать на вопросы.

Рассуждать.

Читать про себя, отвечать на вопросы.

Выразительно читать вслух.

Оценивать чтение товарища.

Отвечать на вопрос.

Рассуждать.

Отвечать на вопросы.

Слушать учителя.

Слушать учителя.

Характеризовать картину, отвечать на вопросы.

Слушать учителя, рассматривать картину, отвечать на вопрос.

Отвечать на вопросы, отвечать.

Рассматривать картину, отвечать на вопросы, слушать учителя.

Рассматривать картину, отвечать на вопросы, слушать учителя.

Отвечать на вопросы.

Слушать учителя.

Рассуждать, делать выводы.

Отвечать на вопросы.

Отвечать на вопросы.

Слушать учителя.

Отвечать на вопросы.

Слушать учителя.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу.

Р:контролитуют действия партнера.

П:строят речевое высказывание.

П: осмысленно читают стихотворение.

П: строят речевое высказывание.

П: анализируют стихотворение.

П: осмысленно читают стихотворение.

П: строят речевое высказывание.

К:работают в группах.

П:анализируют стихотворение.

П: выразительно читают стихотворение.

П: строят речевое высказывание.

П:анализируют объекты с выделение существенных признаков.

П: строят речевое высказывание.

П: строят речевое высказывание.

П:анализируют объекты с выделением существенных признаков.

П:анализируют объекты с выделением существенных признаков.

П: строят рассуждения.

П: строят речевое высказывание.

Рефлексия

Практический: ответы на вопросы.

Практический: запись домашнего задания.

08:40

-Ребята, давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили на уроке?

-Какие стихотворения читали?

-Какое из двух прочитанных стихотворений  вам понравилось больше?

- А какие картины мы с вами посмотрели?

-Какая вам понравилась больше?

-Что вы можете сказать о картинах, которые мы рассматривали? ( на картинах уживается красивое и драматичное).

-Как вы думаете, какое может быть домашнее задание?

-Дома вы должны подготовить выразительное чтение двух стихотворений «А чем мы фронту помогали?» и «Мир».

-Урок окончен. Мне было очень приятно с вами работать. До свидания!

Отвечать на вопросы.

Отвечать на вопросы.

Отвечать на вопросы.

Записывать домашнее задание.

П:строят речевое высказывание.

П:строят речевое высказывание.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению. «Стихи русских поэтов о зиме».

Конспект урока по внеклассному чтению для учащихся 3 класса....

Конспект урока окружающего мира. 4 кл. Тема: «Трудовой фронт России»

Тема: «Трудовой фронт России». Перспектива – 4 класс.Тип урока: комбинированный.Цель: познакомить учащихся с историей Трудового фронта России. Планируемые результаты: Личностные:  воспитыват...

Конспект урока : В.Берестов. «За игрой», «Гляжу с высоты…», Э.Мошковская , «Я ушёл в свою обиду…»

Предмет: Литературное чтениеКласс: 2Тема урока: В.Берестов. «За игрой», «Гляжу с высоты…»,  Э.Мошковская , «Я ушёл в свою обиду…»  Цели урока:  познакомить детей с творчеством и пр...

Конспект урока по литературному чтению Стихи А. Плещеева "О весне" 2 класс

Конспект урока по литературному чтению УМК "Школа России" 2 класс Стихи А. Плещеева "О весне"...

2 класс ОС Школа России» Литературное чтение Тема раздела: «Люблю природу русскую. Осень». Тема урока: Валентин Берестов «Хитрые грибы»

2 класс ОС Школа России»Литературное чтениеТема раздела: «Люблю природу русскую. Осень».Тема урока: Валентин Берестов «Хитрые грибы»...

Конспект урока "В. Берестов «Кошкин щенок». Выразительное чтение стихотворения".

Создать условия для ознакомления со стихотворениями о животных; способствовать развитию навыка чтения; содействовать воспитанию любви к животным...