Урок литературного чтения . Игра "Поле чудес"
план-конспект по чтению на тему

Талалаева Ольга Александровна

Урок литературного чтения . Игра "Поле чудес"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_liter._chteniya_2_kl.pole-chudes.docx24.86 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-игра "Поле чудес". 2-й класс

учитель: Талалаева Ольга Александровна

Цель: обобщить знания учащихся по прочитанным произведениям; развивать внимание, память, логическое мышление; прививать интерес к чтению; расширять читательский кругозор.

Личностные УУД.

  • Формирование положительного отношения к школе и учебной деятельности, к изучению литературного чтения.
  • Формирование способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД.

  • Планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей.
  • Высказывание своих предположений.
  • Формирование умения оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий.

Познавательные УУД.

  • Систематизировать и обобщать полученные знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.

Коммуникативные УУД.

  • Формулировать собственное мнение и позицию.
  • Адекватно воспринимать другое мнение и позицию, уметь “слушать” коллектив.

Формы обучения: коллективная и самостоятельная работа.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, наглядный.

Оборудование для учителя:

  • компьютер;
  • интерактивная доска; 
  • мультимедийная презентация;

Ход урока

I. Организационный момент

(Учитель читает стихотворение Аркадия Мельникова.)

Зимняя ночь

Искрится тихая дорога,
Теряясь в сонном далеке.
Над голубой вершиной стога
Луна в январском ободке.
Молчат леса.
Не крикнет птица.

В траве, у края борозды,
Таится рыжая лисица,
Темнеют заячьи следы.

- Мы закончили изучать раздел “Люблю природу русскую. Зима”. На этом 1 часть нашего учебника “Литературное чтение” завершена.

 - Сегодня у нас игровой урок “Поле чудес”, на котором мы проверим, каков ваш читательский кругозор.

II. Работа по теме урока. Проведение игры

- Игра проводится в несколько раундов. В каждом раунде выполняет задание пятёрка игроков. Остальные являются в это время зрителями. Важно: полная тишина в зале, при игре со зрителями поднимать руку и отвечать только после того, как спросят.

Отборочный тур 1 группа игроков: “Вспомним сказку”

1. Ах ты, Петя-простота,
Сплоховал немножко:
Не послушался кота,
Выглянул в окошко.
(“Петух и кот”)

2. Отворили дверь козлята
И пропали все куда-то.
(“Волк и семеро козлят”)

3. Колотил да колотил
По тарелке носом —
Ничего не проглотил
И остался с носом.
(“Лиса и журавль”)

4. Опустил он в прорубь хвост,
Ну а хвост ко льду прирос.
(“Битый небитого везет”) 

5. У Аленушки-сестрицы
Унесли братишку птицы. (“Гуси-лебеди”)

Раунд 1

Задание для 1-й группы

Он был музыкантом в одном из рассказов писателя, который любил писать о природе. (7 букв).

 (Медведь. В. Бианки “Музыкант”)

Игра со зрителями

Итальянский Буратино. (8 букв).

 (Пиноккио)

Отборочный тур 2 группа игроков: “Узнайте произведение”

Карточка 1

Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. (Л. Толстой “Старый дед и внучек”.)

Карточка 2

Был мальчик, звали его Филипп. Пошли раз все ребята в школу. Филипп взял шапку и хотел тоже идти. Но мать сказала ему: “Куда ты собрался?” — “В школу”. — “Ты еще мал, не ходи”, — и мать оставила его дома. Ребята ушли в школу. Отец с утра уехал в лес, а мать ушла на поденную работу. (Л. Толстой “Филипок”.)

Карточка 3

Были брат и сестра - Вася и Катя; у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети искали ее везде, но не могли найти.

Один раз они играли подле амбара и услыхали — над головой что-то мяучит тонкими голосами. Вася влез по лестнице под крышу амбара. (Л. Толстой “Котенок”.)

Карточка 4

Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только мука. (И. Крылов “Лебедь, Рак и Щука”.)

Карточка 5

Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.

(А.Пушкин “Сказка о рыбаке и рыбке”)

Раунд 2

Задание для 2-й группы

Этот писатель писал басни. Основал в своё время школу для бедных детей. (7 букв). (Толстой)

Игра со зрителями

Птица-кашевар из детского стишка (6 букв).

 (Сорока)

Отборочный тур 3 группа игроков: “Из детские журналов”

- Выбери правильный вариант ответа.

1. Какой из этих журналов не издавался?

а) “Еж”;

б) “Мурзилка”;

в) “Курочка Ряба”;

г) “Веселые картинки”.

2. Как расшифровывается название журнала “Чиж”?

а) “Чрезвычайно интересная жизнь”;

б) “Честный интересный журнал”;

в) “Честный искренний журнал”;

г) “Чрезвычайно интересный журнал”.

3. Закончите пословицу “Дерево смотри в плодах, а...”.

а) человека — в учебе;

б) человека — в богатстве;

в) человека — в красоте;

г) человека — в делах.

4. Выберите фамилию поэта, автора стихотворений “Иван Иваныч Самовар”,

“Очень-очень вкусный пирог”, “Веселые чижи”.

а) С. Маршак;    в) С. Михалков;

б) Д. Хармс;      г) Б. Заходер.

5. Найдите правильное значение слова “таратайка”.

а) двухколесная повозка;

б) трехколесная повозка;

в) четырехколесная телега;

г) деревянные сани.

Задание для 3-й группы

Людской порок, приписываемый ослам (9 букв).

 (Упрямство.)

Игра со зрителями

Автор стихотворений “Игрушки”, “Веревочка” (5 букв).

 (Барто.)

Отборочный тур 4 группа игроков: “Отгадайте название”

- По опорным словам отгадайте название рассказа.

  • Скрипка, ручей, щепка, музыка, медведь. (“Музыкант”.)
  • Старик, мыши, клевер, корова. {“Сова”.)
  • Дача, мальчики, ежик. (“Страшный рассказ”.)
  • Утята, стрекоза, Алеша. (“Храбрый утенок”.)
  • Утка, мальчики, утята. (“Ребята и утята”.)

Раунд 4

Задание для 4-й группы

О нем написал рассказ Е. Чарушин (4 буквы).

 (Ежик. “Страшный рассказ”)

Игра со зрителями

Из него можно сварить кашу (5 букв).

 (Топор)

Отборочный тур 5 группа игроков “Знатоки стихотворений”

- Продолжи стихотворение

Светло-пушистая
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая ... (Смелая).

Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,
На поля, на сад пустынный
Первым снегом ,.. (Понесло)

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит —
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он …..(Блестит).

Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую... (Седые облака).

Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой –
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной .... (Красой).

Раунд 5

Задание для 5-й группы

- Кто автор этих строк?

Лучше б снег да вьюгу
Встретить грудью рад!

Словно как с испугу
Раскричавшись, к югу
Журавли летят... (3 буквы)

 (Фет.)

Игра со зрителями

Шумит он в поле и саду,
А в дом не попадет.
И никуда я не иду,
Покуда он идет. (5 букв).

{Дождь; автор загадки С. Маршак)

Финал

(Играют победители каждой ПЯТЁРКИ.)

Крокодильчик из сказки К. Чуковского “Мойдодыр”. (6 букв)

 (Кокоша)

III. Рефлексия

- Возьми тот смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.

(Можно построить на доске диаграмму из смайликов и оценить урок).

IV. Подведение итогов игры

Во время игры всем, правильно ответившим, вручаются призы. (Это на усмотрение учителя и родителей).

Пояснительная записка к презентации

В каждом туре игры принимают участие игроки, прошедшие предварительный отбор – 5 человек.

При открытии задания игроки по очереди называют букву в слове. Если буква в слове имеется, она выходит в таблицу слова после нажатии на неё. Игрок, который знает слово, сам нажимает буквы на интерактивной доске.

Литература

  1. http://images.yandex.ru/ (картинки).
  2. Поурочные разработки по литературному чтению к учебнику Л.Ф. Климановой УМК “Школа России”.
  3. Л.Ф. Климанова учебник “Литературное чтение”. 2 класс.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения. 2-й класс. Чудеса вокруг нас. В.Берестов "Честное гусеничное"

Урок литературного чтения. 2-й класс. Чудеса вокруг нас. В.Берестов "Честное гусеничное"по программе "Школа–2100"ЦЕЛИ:Прочитать и обсудить сказку В. Берестова.Продолжить работу над умением прогн...

Презентация к уроку литературного чтения в 2 в классе «Особое зрение поэта: способность видеть чудеса, способность удивляться миру». С.Я. Маршак «Ландыш».

Урок помогает обучающимся творчески осмыслить стихотворение, активизировать умственную деятельность. На данном уроке происходит литературное расследование, решаются не только познавательные поэтически...

Урок литературного чтения в 2 в классе «Особое зрение поэта: способность видеть чудеса, способность удивляться миру». С.Я. Маршак «Ландыш».

Урок литературного чтения в 2 в классе «Особое зрение поэта: способность видеть чудеса, способность удивляться миру». С.Я. Маршак «Ландыш»....

Презентация игры "Поле чудес" к обобщающему уроку литературного чтения во 2 классе по прочитанным произведениям .

На данном уроке учащиеся обобщают знания по прочитанным произведениям. класс делится на группы. В каждом раунде выполняет задание четверка игроков. Остальные в это время являются зрителями....

Презентация и конспект урока литературного чтения во 2 классе на тему "Обобщение по разделу "Зима": игра "Поле чудес"

Данный материал содержит презентацию и конспект к уроку. В Игре "Поле чудес" учащиеся вновь повторят и вспомнят авторов и героев произведений по разделу "Зима". Игра позволит провести урок интересно и...

Урок литературного чтения в 3 классе. "Чудеса волшебной сказки. Аладдин и волшебная лампа".

Урок литературного чтения в 3 классе. "Чудеса волшебной сказки. Аладдин и волшебная лампа"....