Звук [ц], буквы Цц. Закрепление.
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Батяева Ирина Васильевна

 Представлен конспект урока по чтению (обучение грамоте) по УМК ПНШ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.odt34.75 КБ

Предварительный просмотр:


Урок чтения (обучение грамоте).

Тема: Звук [ц], буквы Ц, ц. Закрепление.

Цель: создать условия для закрепления и обобщения знаний обучающихся о глухом твёрдом согласном звуке [ц] и буквах Ц, ц. 

Формируемые УУД:

Учащиеся научатся выделять новый звук в процессе слого - звукового анализа, характеризовать выделенный звуки; слышать и различать новый звук в словах, приводить примеры слов с новым звуком; читать слоги-слияния, слова, предложения с интонацией и паузами; будут совершенствовать навыки работы в парах.​

Учащиеся получат возможность научиться структурировать  информацию, полученную на уроке.

Планируемые результаты

1. Личностные

Определение границ собственного знания и «незнания».

2. Метапредметные

Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные: 

общеучебные  – осуществление поиска необходимой информации в художественных текстах и иллюстрациях;  

логические – осуществление анализа произведений.

Коммуникативные: работать  в паре, уметь  контролировать действия партнёра,  выслушивать  и оценивать  ответ товарища.

3. Предметные

Распознавание в словах звука [ц]; чтение слов с буквами Ц, ц; чтение стихотворных текстов с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; выполнение заданий к текстам; отработка техники чтения.

Оборудование: учебник «Азбука», схемы, презентация.

Ход урока.

1.Организация начала урока.

-Урок обучения грамоте. Чтение. Садитесь.

«Вы талантливые, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели стремиться к их достижению…» (Ж.Ж.Руссо)

- Главная задача урока – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми.
Желаю вам интересной работы.

 Проверка готовности детей к уроку. Обратить внимание на посадку детей за столом.

2. Речевая разминка.

1. Развитие речи обучающихся.  Работа со скороговоркой.

– Прежде чем приступить к работе, нам необходимо подготовить наш речевой аппарат. Мы сейчас познакомимся со скороговоркой:  (Слайд  1)

Птица синица в певицы не годится.

– Проговорим вместе, запомним ее.

– Теперь проговорим друг другу в паре.

–  Какой звук помогает нам отработать  эта скороговорка?  (Звук [ц]).

2.Занимательный материал. (Слайд 2 )

Картинки: цапля, синица, скворец, голубь, курица.

  • Назовите предметы, одним словом. (Птицы)
  • Соотнесите картинки и названия.

- Какое слово лишнее? Почему?  (Голубь, нет буквы ц.)

3. Определение темы  и цели урока. (Слайд 3)

- Вы проговаривали скороговорку и узнали, какой звук помогает её произносить. Выявили «лишнее» слово.

- О каком звуке и букве шла речь? (О звуке [ц], букве ц.)

- Определите тему урока. (Звук [ц], буквы Ц, ц. Закрепление.)

- Сегодня второй урок по этой теме. Как вы думаете, есть ли ещё нераскрытые тайны о звуке [ц],

- А чем мы будем заниматься на уроке? (Характеризовать звук, читать слоги и слова с буквой ц, сравнивать пары слов по звучанию и значению).

- Правильно. На уроке мы будем давать характеристику звуку  [ц], читать слоги и слова  с буквой ц, сравнивать слова по звучанию и значению, читать тексты, узнаем ещё одну тайну звука [ц], отвечать на вопросы, думать, работать в парах.)

4. Закрепление. (Слайд  3)

1. Характеристика  звука.

  • Назовите букву и звук? (Буква Цц и звук [ц])
  • Почему две буквы? (Заглавная и строчная)

- Подберите к звуку модель ?

(Один работает на доске, остальные на партах)

- Встаньте, у кого такая же схема.

- Дайте характеристику звуку [ц]. (Согласный, глухой, твёрдый)

2. Чтение слогов и слов по строкам стр. 112.

- Значение,  каких слов вам не понятно? (Цыганка, цилиндр)

- А где можно узнать значение непонятных слов? (Спросить товарища, учителя, взрослого, посмотреть в словаре, в Интернет)

(Объяснение слов сначала детьми, затем учителем, показ картинок)  (Слайд 4)

Цыгане – народность индийского происхождения, живущая кочевыми и полукочевыми группами  в станах Европы и Азии.

Цилиндр – геометрическое тело; высокая твёрдая шляпа с полями, имеющая форму цилиндра.

  • Постройте звуковую схему слов: цыган, цирк. Работа в парах. (Проверка с образца)
  • Встаньте, у кого такая же схема. (по одному слову)
  • Что интересного вы заметили? (Звук [ц] всегда твёрдый, независимо от того, какая буква стоит за буквой ц.)
  • Вывод:Звук [ц] всегда твёрдый, независимо от того, какая буква стоит за буквой ц.

3. Нахождение слов из столбика в тексте четверостишия стр. 113. Работа над стихотворением стр. 113.

  • Прочитайте стихотворение на стр. 113 - Цирк! (жужжащее чтение)
  • Какие слова встретились из ранее прочитанных? (Цирк, цыплёнок, цып).
  • Сколько предложений в тексте? (В тексте 7 предложений)
  • Какой знак стоит в конце каждого предложения? (В конце каждого предложения стоит ! знак)
  • Как называются такие предложения? (Такие предложения называются восклицательными)
  • Как вы думаете, почему каждое предложение в этом стихотворении – восклицательное?  (Автор выражает сильное чувство восхищения цирком, радости)
  • Попробуйте прочитать выразительно, выразив чувства восхищения. (Чтение детьми, если необходимо – помощь учителя.)

- Ребята, а кто из вас был в цирке? А кто любит цирк? Хотите побывать в цирке сейчас?

Включаем фантазию… и мы в цирке!

5. Физкульминутка. (Слайд 5, 6  с музыкой «Цирк! Цирк! Цирк!»)

(Показываем движения)

- Мы жонглёры.

- Мы цирковые наездники.

- Мы канатоходцы.

- Мы метатели дротиков.

- Мы клоуны.

  • А вы знаете, что песню «Цирк» исполнил не певец, а артист  цирка – клоун  Олег Попов. Его имя известно хорошо известно вашим бабушкам и дедушка и  родителям. После выступлений в Великобритании в 1968 году за ним закрепилось прозвище «Солнечный клоун».  (Слайд 7)
  • В начале 1990-х артист,  мигрировал в Германию, при этом сохранив российское гражданство. После переезда он не оставил карьеру – в настоящий момент  работает клоуном под сценическим именем «Счастливый Ганс».

В июне 2015 года, после более чем двух десятков лет прожитых за границей, знаменитый Олег Попов посетил родину. Он порадовал своим выступлением зрителей, собравшихся в цирке города Сочи на Международной профессиональной цирковой премии «Мастер».

- Возвращаемся в класс на урок.

6.Чтение слов на цветном фоне. Сравнение пар слов по звучанию и значению стр. 112.

(Чтение слов парами и их анализ детьми)

- Значение, каких слов не понятно? (Непонятные слова объясняют дети, а потом учитель).

В  словаре Ожегова так поясняются слова: (Слайд 8)

Делец -  человек, который ловко ведёт свои дела, не стесняясь в средствах для достижения своих корыстных целей.

Телец -  то же, что телёнок.

 Горец – обитатель гор.

Елец – Почему слово написано с заглавной буквы? (название города.)

7. Работа над текстом «Синичья скороговорка» стр.119 .

1.Слушайте текст и отмечайте рядом с цифрой, обозначающей строку текста, количество слов с изучаемым звуком на строке:

1 -  (4),       2 — (4),       3 — (3),       4 — (2).

- Сравните в парах свои ответы. У кого получились одинаковые ответы? Пары просигнализируйте.

- Посмотрите на слайд и проверьте свои варианты.

– У кого такие ответы? Встаньте. Вы молодцы.

(Обсуждение количества слов, показ верного ответа на Слайде  9)

2. На стр. 119 прочитайте текст «Синичья скороговорка».

- Найдите слова с буквой Ц.

- Прочитайте вполголоса, послушайте и отметьте карандашом слова, в которых нет буквы Ц, но произносится и слышится звук  [ц].

(После обсуждения слов со звуком  [ц] на слух, выявляется проблема записи слов имеющих сочетание согласных звуков  [тс], которое в устной речи произносится как звук  [ц].) (Слайд 9)

- Что делать, чтобы писать без ошибок? (Запомнить написание слов, читать внимательно и диктовать по слогам, отчётливо проговаривая каждый звук, Быть внимательным при проверке записи слов.)

8. Физкультминутка

9. Работа с текстом Г. Цыферова «Что у вас во дворе?» стр. 115

1. Вопросы и задания до чтения текста.

- Найдите возможные окончания предложений: (Слайд 10)

«Песочница, а в ней … (песок)»

«Там я песочный дворец... (построил)»

2. Работа по вопросам.

- Где играл мальчик?

- Что он мог построить из песка?

- Кого он мог поселить в своё сооружение?

- Что могло случиться?

3. Упражнение «Финиш»

- Прочитайте текст до нахождения ответа на вопрос: «Кто будет жить в крепости?»

4. Упражнение «Буксир»

(Чтение учителем текста с искажением) (Тут (здесь) будет жить смелый (храбрый) оловянный  солдатик.)

5. Вопросы после чтения текста и выполнения упражнений.

- Что построил мальчик в песочнице?

- Кого он поселил туда сначала?

- Кого он решил поселить туда после?

- Что случилось?

- Что выстроил мальчик теперь?

- Кто здесь будет жить?

10. Итог урока.

Вопросы, требующие многовариантных ответов:

- Что открыли, узнали нового на уроке?

- Что вы взяли с сегодняшнего урока?

- Над чем заставил задуматься урок?

- А как вы думаете, пригодятся ли эти знания вам в жизни? Зачем? (Чтобы быть грамотными, много знать, знать слова и употреблять их в речи и грамотно писать)

11. Рефлексия. (Слайд 11)

Суди себя сам. Это самое трудное. Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр.

А.де Сент-Экзюпери

Работа со смайликами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока чтения и развития речи в 1 классе" Звук и буква "Ф" (Закрепление) Чтение текста "Ферма"

Урок закрепления буквы-ф-. На уроке используется презентация , содержащая картинки с буквой-ф в начале слова, в середине и конце слова. Дети читают слова,  называют картинки. Во вступительной бес...

ЗВУК И БУКВА «Чч» - ЗАКРЕПЛЕНИЕ урок обучения грамоте

Урок направлен на закрепление звука и букваы"Ч" в коррекционной школе VIII вида.....

Конспект урока обучение грамоте в 1 классе (ІІ отделение) «Звук [ы], буквы ы; закрепление»

Предмет: обучение грамоте.Тема урока: Звук [ы], буквы ы; Закрепление.Цель урока: закрепить звук [ы]; работать над понятием один-много.Задачи урока:1.     Закрепить обозначение...

Открытый урок по русскому языку на тему: "Закрепление правописания изученных букв. Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц,ц."

Открытый урок по русскому языку на тему: "Закрепление правописания изученных букв. Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц,ц."...

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе по теме: «Мягкий согласный звук [ч\'], буква Чч – закрепление»

Цель - создание условий для закрепления знаний учащихся о согласном звуке [ч'], букве Чч...

Технологическая карта урока обучения грамоте «Звук [ы], буква ы. Закрепление», УМК "Школа России", 1 класс

Цель урока: закрепление характеристики звука [ы], буквы ы и ее роли в слове.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:Закрепить знания об отличии гласных звуков от согласных звуков.Закрепить уме...