Урок литературного чтения по теме:"Библейские сказания. «Моисей»."
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Моисеева Светлана Олеговна

Технологическая карта урока в разделе "В начале было Слово". Открытие нового знания,построенное на основе деятельностного метода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Моисей101.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                     Технологическая карта

                                                             урока литературного чтения УМК «Гармония»

Учитель: Моисеева Светлана Олеговна ГБОУ СОШ № 3

Класс: 4 –б класс

Дата: 20 января 2016г

Предмет: Литературное чтение

№ урока по расписанию: 3 урок

Место и роль урока в изучаемой теме: 3- 4 урок в разделе 6 «В начале было Слово…»

Тип урока: усвоение новых знаний (открытие нового знания, построенного на основе деятельностного метода)

Тема

Библейские сказания. «Моисей».

Цель

Расширить представление о Библии, как о великом литературном творении.

Организовать коллективно- поисковую деятельность.

Общекультурное личностное и познавательное развитие учащихся.

Задачи

  1. Ознакомление   с произведением «Моисей». Библейские сказания.
  2. Обучение вдумчивому чтению, используя приёмы технологии РКМ, стимулирующие мыслительную и творческую деятельность. Совершенствование умения анализировать изучаемое произведение. Продолжение работы по совершенствованию навыка сознательного, правильного, выразительного чтения.
  3. Развитие умения выражать свои чувства по отношению к прочитанному.
  4. Расширение кругозора учащихся в области религии
  5. Воспитание уважения к православным религиозным философским основам.

Планируемый результат

Предметные:

Совершенствование умения анализировать древнейшие формы миропонимания, совершенствовать навык сознательного, правильного, выразительного чтения, обогащать словарный запас.

Личностные:

Проявлять интерес к мифам, сказаниям, преданиям.

Осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения на уроке и взаимодействия с учителем и одноклассниками.

Метапредметные:

Понимать и принимать учебную задачу, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Планировать деятельность на уроке под руководством учителя.

Работать в паре и оценивать товарища.

Выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключения.

Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.

Уметь слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Межпредметные связи

Окружающий мир, Основы религиозных культур и светской этики,

Ресурсы

Литературное чтение 4класс О.В.Кубасова, рабочая тетрадь, презентация, мультимедийная доска, образовательная продукция: мини-тетрадь, карточки с кроссвордом, карточки «10 заповедей»; Ожегов Толковый словарь, выставка книг, рисунки учащихся

Организация пространства

Фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа.

                                                                                                                                 Ход урока

Технология проведения

Содержание учебного материала урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Цель

Формируемые УУД

1.Оргмомент

Этап самоопределения к деятельности

- Повернитесь друг к другу, улыбнитесь своему соседу, соприкоснитесь поочерёдно пальчиками и пожелайте друг другу успеха.


Проверка готовности учащихся к уроку. Создание положительного эмоционального настроя

Игра – приветствие «Здравствуйте!»

Желаю

успеха

большого

во всём

и везде. Здравствуй, удачи тебе на уроке!

включение в учебную деятельность

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. Постановка проблемы. Определение темы урока.

-- Почему у меня в руках Детская Библия?                                Слайд №1

К.Чуковский говорил:        доска

«Невозможно понять мировое искусство, если не знать библейских преданий».

- Продолжи - Библия – это…

Древнейшая форма миропонимания – это мифы, сказания, предания,- литературно- историческое свидетельство того, что чувствовали и как понимали мир люди на заре человечества.

Библия – это великое литературное творение. Это известная всему миру книга, с ней в той или иной мере знаком каждый культурный человек.

- Сегодня мы продолжим знакомство с библейскими сказаниями. Но для того, чтобы узнать тему нашего урока, необходимо разгадать кроссворд, вспомнив прочитанные ранее произведения.           Карточки, слайд №2     

Предлагает вспомнить прочитанные ранее произведения по теме «В начале было Слово…» Проверка домашнего задания с помощью кроссворда.

 Задаёт вопросы, помогает сформулировать тему урока.

Работают в парах на карточках, разгадывая кроссворд.

Объясняют эпиграф.

Объясняют слово Библия

Формулируют тему урока. Записывают тему в мини- тетради.

 

Готовность мышления и осознание потребности построения нового способа действий.

Личностные.-проявление интереса к теме урока, удовлетворённость от работы на уроке.

Регулятивные.-умение работать по предложенному плану, оценивать уровень своих первоначальных знаний.

Познавательные.-развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью.

3. Постановка учебной задачи.

Словарная работа.

 .

- Предание о Моисее, как и предыдущие сказания, находится

в Ветхом Завете. Мы с вами читаем его в пересказе, который сделан для детей. Сказание повествует о великом человеке, который спас своих сородичей, рабов-иудеев. Необычна судьба этого человека. Мы узнаем о его жизни, читая предания о Моисее.

Просмотр выставки книг.

-Цель нашей работы на уроке: собрать всё самое ценное. Что это? Самое ценное: слова, раскрывающие образ Моисея.

- Слова, которые встретятся в тексте.                                                                      Слайд №3

- В мини –тетради запишем одним словом, если знаем…

(фараон – правитель. Скрижали -  ? Заповеди – законы Манна небесная -?)

- Допиши непонятные слова … (амулет, тимпан, идол…).

- Что будем делать дальше? Почему? (Когда мы прочитаем всё сказание, мы сможем объяснить все слова.)

- Определим учебную задачу:                                                                                         Слайд №4

  • После чтения произведения, узнаем Божьи заповеди.
  • Как судя по этому сказанию, иудеи относились к Моисею.
  • Каковы взгляды на проблему рабства.
  • Какие подлинные географические названия встречаются в этом произведении. О чем это говорит.

-Читать сказание будем с остановками, чтобы лучше осмыслить текст. Над произведением будем работать два урока.

-Откройте учебники на стр.45                                                                                   Слайд № 5

Рассказывает о пророке Моисее. Ставит перед учащимися задачу сделать свой прогноз развития событий. Задаёт вопросы на первичное восприятие.

Предлагает определить учебную задачу.

-Определяют учебную задачу:

-Осознанное слушание.

Составляют собственный словарь.

Обсуждают, что надо сделать далее.

Выявление места и причины затруднения

постановка цели урока.

Регулятивные-уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

Познавательные-осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Личностные- смыслообразование

4. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания)

Знакомство с произведением.

1 остановка –         Учебник

                                  Слайд №6

 1 часть сказания «Рождение Моисея»-читает учитель

– Что означает слово «Моисей»?

– Почему малыш оказался в реке, в камышовой корзинке?

– Каким образом Бог помог малышу?

2 остановка-  

2 часть «Юность Моисея»

читает ученик

– Каким стал Моисей?

– Почему Моисей всё-таки был несчастлив?

– Почему Моисею пришлось спасаться бегством?

– Каким был Моисей?

– Найдите в тексте отрывок, который повествует о долгом пути

Моисея на землю Мадиамскую.

 -Какие слова подчёркивают трудность пути?

Формулирует задание, обеспечивает мотивацию выполнения.

Составляют собственный словарь.

Отвечают на вопросы учителя.

Построение детьми нового способа действия и формирование способности к его выполнению.

Познавательные-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Регулятивные-

корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения.

 Познавательные-

высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте   необходимую информацию,           передавать ее, используя выразительные средства языка.

Коммуникативные-

учёт разных мнений, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

5.Первичное закрепление во внешней речи

3 остановка

3 часть «Моисей защищает мадиамских девушек»

Читают «цепочкой»

-Задайте «тонкие» вопросы по прочитанному друг другу.

– Найдите фрагмент текста, соответствующий иллюстрации

учебника.

Организовывает работу с текстом. Контролирует выполнение работы.

Отмечает степень вовлечённости учащихся в работу на уроке.

Задают вопросы друг другу в парах, после прочтения текста.

Усвоение нового способа действий

Познавательные-

уметь делать выводы в результате совместной работы

Коммуникативные- уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

Доносить свою позицию до других.

Личностные- воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся.

6.Физкультминутка.

  Слайд №7

Организует выполнение зарядки

Под руководством учителя выполняют зарядку для глаз и правильной осанки.

 

7. Самостоятельная работа с самопроверкой

4 часть- «Моисей в семье Иофора»       перед чтением вопросы.  Слайд №8

 -– Какие слова в этой части являются главными? («Я вернусь в Египет и помогу им!»)

–   Найдите и прочитайте о том, какие чудеса делал Иофор.

 Чтение молча

5 остановка        

5 часть- «Горящий куст»                                                                                        Учебник с. 66

Чтение молча

задания No 1 и No 2 с.66.

6 остановка

                                                                                                                       игра «Радиотеатр».

                                                                                                                 Автор, фараон, Моисей

- Как вы думаете, изменилась жизнь в Египте?

  Чтение по ролям- 6 часть «Возвращение Моисея в Египет»

-Получилось ли прочитать красиво и правильно?

- С какими затруднениями встретились бы желающие инсценировать 6 сказание.

                                                                   (Это касается декораций, костюмов, волшебства.)

Дает задание перед чтением.

Предлагает вспомнить, на что надо обратить внимание при подготовке к выразительному чтению, по ролям. Спрашивает в каком темпе надо читать .Почему?

Предлагает оценить свою работу.

Находят в тексте необходимую информацию. Высказывают своё мнение.

Оценивают  свою работу.

Применение нового способа действия,

индивидуальная рефлексия достижения цели.

 Создание ситуации успеха.

Познавательные- воспроизводить по памяти информацию, необходимую для               решения учебной задачи .

Уметь делать выводы в результате совместной работы.

Регулятивные- оценивать уровень владения тем или иным учебным действием.

Давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить

Коммуникативные- учиться выполнять различные роли в группе.

8. Включение в систему знаний и повторение.

7 остановка.

С 7 части по 12 часть чтение  молча                                                          Слайд № 9,10,11

- Составить 1 «толстый» вопрос

1) группа- «Казни египетские »  

(Почему фараон сначала обманул,                                                       а потом призвал Моисея к себе?)

2) группа- «Переход через Чермное море» и «Подарок пустыни»                                                       (Владел ли Моисей уникальными способностями?  Какие чудеса явились людям?

3) группа-  группа- «Золотой телец» (Почему Моисей разгневался на свой горячо  любимый народ?)

4) группа- «Законы»                      (Выполняет ли современный человек законы, переданные Богом людям через Моисея?

5) группа- «Смерть Моисея»  

( Что было главным для Моисея в его жизни?)

- Опрос по цепочке: один ученик начинает- другой продолжает…

.

Помогает сделать вывод.

Организовывает опрос по цепочке: один ученик начинает- другой продолжает… (приём взаимоконтроля)

.

Составляют «толстые» вопросы в группах по определённой части текста.

Отвечают на вопрос другой группы.

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.

Личностные -устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. 

Познавательные –

понимание текста, извлечение необходимой информации.

Установление причинно-следственных связей.

Доказательство.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Регулятивные-

контроль, коррекция, оценка.

9.Рефлексия деятельности

10 ) Домашнее задание                                                                                               Слайд№15               

                                                                                                                                     Слайд №16

- Поставь по порядку названия частей и добавь недостающие. Проверь.                                   Слайд №12,13

- 10 заповедей.   - Зачем нам надо знать заповеди Моисея? Легко ли их исполнять?

  -  Где мы можем использовать полученные знания?                                             Слайд №14                                                                                                                     

 - Составь синквейн, используя ключевое слово кроссворда и запиши в мини – тетрадь.

  - К каким главам относятся картинки в нашей мини - тетради? (№12,8,11,5)                                                                                                                               Мини- тетрадь

- Что тебе понравилось в себе на этом уроке?

- О чём расскажешь дома?

Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи.

Акцентирует внимание на конечных результатах  учебной деятельности обучающихся на уроке.

Уточняет, что самому ученику понравилось в себе на этом уроке.

Благодарит за работу.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему).

Пытаются поразмышлять, что самому в себе понравилось на уроке.

Самооценка результатов деятельности

Осознание метода построения, границ применения новых знаний.

Личностные- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.

Регулятивные -анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека.

Познавательные –

рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные –

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Планирование учебного сотрудничества.

Приложение.                                            

                                               Реши кроссворд, узнай тему урока

1.

2.

3.

4.

5.

6.

  1. За сколько дней Бог сотворил всё?(семь)
  2. Кто сотворил небо и землю?(Бог)
  3. Что дал Бог человеку?(жизнь)
  4. Что насадил Бог в раю для человека?(сад)
  5. Как назвал Адам свою жену?(Ева)
  6. Лист какого дерева принес голубь Ною?(маслина)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку литературного чтения по теме Композиция литературного произведения. Мамин-Сибиряк "Приёмыш".

В презентации даны определения основных этапов построения литературного произведения: экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка. Объяснение литературных терминов дано на примере рассказа Ма...

Методическая разработка урока литературного чтения по теме: "Чтение отрывка из книги Эдуарда Успенского "Крокодил Гена и его друзья". Программа "Школа 2100". 1 класс

Конспект урока литературного чтения, проведённого в 1 классе. Программа "Школа 2100". Тема " Чтение отрывка из книги Э. Успенского " Крокодил Гена и его друзья"....

Технологическая карта к уроку литературного чтения по теме "Знакомство с учебником "Литературное чтение" 2 класс. Входной контроль.

Данная технологическая карта разработана к первому уроку литературного чтения во 2 классе по УМК "Школа России"....

Урок литературного чтения по теме "В. Чаплина "Мушка"" Учебник: О.В.Кубасова «Литературное чтение», 2 класс.

Урок литературного чтения по теме "В. Чаплина "Мушка"" Учебник: О.В.Кубасова «Литературное чтение», 2 класс....

Урок литературного чтения по теме "Г.-Х. Андерсен "Принцесса на горошине"" Учебник: О.В.Кубасова «Литературное чтение», 1 класс.

Урок литературного чтения по теме "Г.-Х. Андерсен "Принцесса на горошине"" Учебник: О.В.Кубасова «Литературное чтение», 1 класс....

Урок литературного чтения по теме "Л.Н. Толстой "Два брата" (Л.Ф. Климанова Л.А. Виноградская В.Г. Горецкий " Литературное чтение", 2 класс, УМК "Перспектива")

Данный материал состоит из плана-конспекта и презентации уроку литературного чтения по теме "Л.Н. Толстой "Два брата" (Л.Ф. Климанова Л.А. Виноградская В.Г. Горецкий " Литературное...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Сергей Козлов «Ёжикина радость», «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды» (4 класс, УМК «Литературное чтение»)

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения авторских сказок Сергея Козлова «Ёжикина радость» и «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды».Планируем...