Рабочая программа по литературному чтению "Школа России" 3 класс
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему

Материал может быть использован при составлении программы по литературному чтению для учащихся 3 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnoe_chtenie.doc320 КБ

Предварительный просмотр:

Управление Администрации по образованию и делам молодежи

Благовещенского района Алтайского края

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Благовещенская муниципальная средняя общеобразовательная школа №2»

Благовещенского района Алтайского края

РАССМОТРЕНО

методическим объединением

учителей начальных классов

Протокол №____________ __

от «____»____________2015 г.

Председатель

___________ Н.Г.Приходько

                     

СОГЛАСОВАНО         Заместитель директора  

________А.Д.Денисенко

«____»_________2015 г                        

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

__________А.В.Костецкий

Приказ № ____________

 от «___» __________2015 г.

                                                   

         .            

                                                             

                                                                                                               

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературному чтению

3класс

Начальное общее образование,

базовый уровень 

Рабочая программа составлена на основе

Программы для общеобразовательных учреждений. Л.Ф. Климанова, М.В. Бойкина. Литературное чтение 1-4 классы, М.: Просвещение, 2011г.

Составители: 

Капелькина Т.И, учитель начальных классов,первая квалификационная  категория;

Тельнова С.Н.., учитель начальных классов первая квалификационная  категория;

Шестернина Е.В.,учитель начальных классов.

р.п. Благовещенка

2015

        

Пояснительная  записка

        Рабочая программа составлена на основе ФГОС НОО, основной программы НОО, учебного плана МБОУ БСОШ №2, положения о  рабочей программе в МБОУ БСОШ №2, примерной программе по учебному предмету, на основе авторской программы «Программы для общеобразовательных учреждений: Литературное чтение. 1-4 класс», Л.Ф. Климанова, М.В. Бойкина:  Просвещение, 2011г.

Изменений в авторскую программу внесено не было, так как она соответствует базисному плану школы и уровню подготовки учащихся 3 класса.

Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей :

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением,
  • совершенствование всех видов речевой деятельности,
  • формирование читательского кругозора.

 Цели и задачи:        

  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;
  • формирование эстетического отношения к искусству слова;        
  • совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;        
  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников;        
  • формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской         деятельности;        
  • воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром  художественной литературы;        обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре         и зле, справедливости и честности;        
  • развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

Для достижения этих целей и задач я использую следующие формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная, дифференцированная.

Методы: словесные, наглядные,  объяснительно-иллюстративные, самостоятельная работа, тестирование, проблемно-поисковый,  работа в парах, группах, информационно-компьютерные технологии

Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:

 Л.Ф. Климанова, М.В. Бойкина. Рабочая программа по литературному чтению 1-4 классы.

Л. Ф. Климанова, В.Г Горецкий, Л.А. Виноградская. Литературное чтение. Учебник.  3  класс. В 2-ух частях.

Л. Ф. Климанова, В.Г Горецкий, Л.А. Виноградская.  Уроки литературного чтения. 3 класс. Методическое пособие.

Место предмета в учебном плане

      На изучение курса «Литературное чтение» в учебном плане МБОУ БСОШ №2 отводится 140 часов (4 часа в неделю, 35 учебных недель).

Программа состоит из разделов курса,  темы различных учебных занятий. Каждый раздел темы имеет свою комплексно - дидактическую цельв которой заложены специальные знания и умения. Принцип построения рабочей программы предполагает целостность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде разделов, внутри которых учебный материал распределен по темам. Из разделов формируется учебный курс по предмет

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Содержание курса направленно: углублять читательский опыт детей; 
создание условий для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных
 произведений, формировать «Читательскую самостоятельность»;  развитие навыков чтения (развитие навыка осознанного и правильного чтения, 
выработка плавного чтения целыми словами, проведение речевых гимнастик для овладения нормативным способом чтения 3-4 мин, проводить соревнования и конкурсы на лучшего чтеца, развитие темпового чтения),  р
азвитие выразительности чтения и речи ( чтение вслух и чтение про себя, развивать чёткую дикцию, тренировать речевой аппарат, отрабатывать и закреплять правильную артикуляцию гласных и согласных, произносить скороговорки и чистоговорки, обучение орфоэпическому чтению,  обучение чтению по ролям).

Планируемые образовательные результаты.

Личностные результаты

 Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

 Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

  Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

  Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.

  Формирование эстетических чувств.

  Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

  Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находить выходы из спорных ситуаций.

  Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты

  Овладение навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.

  Активное использование речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач.

  Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.  Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.

   Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами и процессами (общение, культура, творчество; книга, автор, содержание; художественный текст и др.); осознание связи между предметами гуманитарно-эстетического цикла.

  Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления.

  Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Предметные результаты

  Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.

  Формирование отношения к книге как важнейшей культурной ценности.

  Формирование отношения к художественным произведениям как искусству слова.

  Осознание духовно-нравственных ценностей великой русской литературы и литературы народов многонациональной России.

  Осознание значимости систематического чтения для личностного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении.

  Понимание роли чтения; использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных видов текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

  Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.

  Умение выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.  

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Сформировать основные универсальные учебные действия.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу (цель чтения: ради чего и зачем читать);

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её

реализации (составление плана урока на основе цели чтения и определённой темы);

осуществлять итоговый и пошаговый контроль (соотносить результат действия с

образцом).

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной и ретроспективной

оценки

Познавательные:

Осуществлять поиск информации, необходимой для выполнения учебных заданий

(находить нужную информацию в библиотеке, в справочной и энциклопедической

литературе, в периодической печати);

подробно, кратко пересказывать произведение, создавать тексты по аналогии;

интерпретировать различные тексты;

устанавливать причинно-следственные связи (определять элементы сюжета).

самостоятельно составлять план к прочитанному или прослушанному произведению; на

основе плана рассказывать о героях, событиях.

- информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу,

схему).

Коммуникативные:

допускать возможность существования у людей разных точек зрения на поступки героя,

на изображаемое событие;

формулировать собственное аргументированное мнение;

самостоятельно задавать вопросы по прочитанному произведению;

строить монологическое высказывание, участвовать в диалоге.

Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения. Быть готовым

корректировать свою точку зрения.

готовить самостоятельно проекты.

-создавать письменное высказывание с обоснованием своих действий.

Научить:

полноценно воспринимать художественное произведение;

эмоционально откликаться на прочитанное, аргументировано высказывать свою позицию

по поводу прочитанного произведения;

определять главную мысль (идею) произведения, называть героев произведения,

характеризовать их на основе коллективно составленного плана, передавать прочитанное

с разной степенью подробности.

Основным критерием эффективности уроков литературного чтения в начальной

школе является личностное развитие ребёнка, которое проявляется в формировании

его эмоциональной, духовной и интеллектуальной сферы.

                                                      Общая характеристика курса

      Литературное чтение как систематический курс идёт параллельно с коммуникативно-речевым курсом русского языка, имеющим с ним тесную взаимосвязь. Общая с курсом «Русский язык» коммуникативно-познавательная основа накладывает своеобразный отпечаток на работу с произведением: чтение художественного произведения рассматривается в данном курсе как процесс воображаемого общения, как диалог ученика с автором произведения и его героями.

Через приобщение в процессе чтения к духовно-нравственным ценностям автора учащиеся ведут диалог с героями, анализируют их поступки, понимают смысл и значение происходящего. Понимание художественного произведения как искусства слова во многом обеспечено изучением слова как двусторонней единицы, как взаимосвязи значения слова и его звучания на уроках русского языка. Поэтому при анализе художественного произведения работа со словом не сводится к подбору сравнений, эпитетов, олицетворений. В курсе литературного чтения слово рассматривается как средство создания художественного образа (природы или человека), через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. Учащиеся определяют позицию автора и своё отношение к героям и произведению в целом.

Основной составляющей содержания курса являются художественные произведения отечественных и зарубежных писателей, которые изучаются в сопоставлении с научно-популярными произведениями, имеющими с ними общую тему, но разные способы осмысления мира (логические понятия и художественный образ). Сравнение произведений разного вида (художественных и научно-познавательных) создаёт условия для более глубокого понимания словесного искусства.

Отличительной особенностью курса является включение в содержание интегрирующего понятия «культура», которое нацеливает учащихся на изучение литературы в тесной взаимосвязи с музыкальным и изобразительным искусством, на понимание книги как культурно-исторической ценности, развивает чувство сопричастности с великой духовно-нравственной культурой России.

Содержание литературного чтения представлено в программе следующими разделами:

  • Виды речевой деятельности. Культура речевого общения.
  • Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная деятельность.
  • Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно-нравственная деятельность.
  • Круг детского чтения. Культура читательской деятельности.

        Содержание учебного курса.

Виды речевой и читательской деятельности

Умение слушать (аудирование)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.

Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.

Чтение

Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.

Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).

Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.

Работа с разными видами текста

Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

        Библиографическая культура        

Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.

Умение самостоятельно составить аннотацию.

Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой. 

Работа с текстом художественного произведения

Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.

Работа с научно-популярным,

учебным и другими текстами

Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.

Умение говорить (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.

Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.

Круг детского чтения

Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.

Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.

Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.

Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.

Литературоведческая пропедевтика

(практическое освоение)

Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.

Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.

Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).

Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.

Творческая деятельность обучающихся

(на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.


Учебно-тематическое планирование.

№ п/п

Наименование разделов, тем.

Кол-во

часов

Календарные сроки изучения

Характеристика видов деятельности учащихся

По плану

По факту

I.

Вводный урок по курсу литературного чтения.

1

01.09

Ориентироваться в учебнике по литературному чтению.

Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий

Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника.

Предполагать на основе названия содержание главы.

Пользоваться словарём в конце учебника.

Составлять связное высказывание по иллюстрациям и оформлению учебника.

II.

Самое великое чудо на свете.

4

2.

Знакомство  с названием раздела.

1

02.09

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу по теме, используя условные обозначения.

Читать текст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в словосочетания, увеличивать темп чтения при повторном чтении текста, выборочно читать текст про себя, отвечать на вопросы. Обобщать полученную информацию по истории создания книги. Осмыслить значение книги для прошлого, настоящего и будущего. Находить книгу в школьной библиотеке, пользуясь тематическим каталогом.

Читать возможные аннотации на книги, рассказы о книге, используя различные источники информации.

Участвовать в работе пары и группы, читать текст друг другу. Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

3.

Рукописные книги Древней Руси.

1

03.09

4

Первопечатник Иван Фёдоров.

1

04.09

5

Урок – путешествие в прошлое. Оценка достижений.

1

08.09

III.

Устное народное творчество.

14

6.

7.

Знакомство с названием раздела.

 Прогнозирование содержания раздела.

Русские народные песни.

1

1

09.09

10.09

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Различать виды устного народного творчества: малые и большие жанры.

Воспроизводить наизусть текст русских народных песен. Отличать докучные сказки от других видов сказок, называть их особенности.

Принимать участие в коллективном сочинении сказок, с опорой на особенности их построения. Называть виды прикладного искусства.

Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов. Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно).

Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов.

Ускорять или замедлять темп чтения, соотнося его с содержанием. Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая волшебные события. Сравнивать содержание сказок и иллюстрации к ним. Делить текст на части.

Пересказывать текст по самостоятельно составленному плану; находить героев, которые противопоставлены в сказке. Использовать слова с противоположным значением при характеристике героев.

Называть основные черты характера героев. Характеризовать героев произведения. Сравнивать героев произведения, героев разных сказок. Инсценировать сказку: распределять роли, выбирать диалоги. Придумывать свои сказочные истории.

Сравнивать произведения словесного, музыкального, изобразительного искусства.

Участвовать в работе группы, читать фрагменты текста в паре. Договариваться друг с другом, выражать свою позицию. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

8

Лирические народные песни. Шуточные

народные песни.

1

11.09

9

Докучные сказки. Сочинение докучных сказок.

1

15.09

10

Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка.

1

16.09

11-12

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», русская народная сказка.

2

17.09

18.09

13-14

«Иван царевич и серый волк», русская народная сказка.

2

22.09

23.09

15-16

«Сивка – бурка», русская народная сказка.

2

24.09

25.09

17

Художники-иллюстраторы В.Васнецов и И.Билибин.

1

29.09

18

Проект: «Сочиняем волшебную сказку».

Обобщение по разделу.

1

30.09

19

Обобщение по разделу: «Устное народное творчество»

1

01.10

IV.

Поэтическая тетрадь 1.

11

20.

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

1

02.10

Прогнозировать содержание раздела. Читать выразительно стихи, передавая настроение автора.

Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Определять различные средства выразительности.

Использовать   приёмы   интонационного  чтения   (выразить  радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Сочинять свои стихотворения, используя различные средства выразительности.

Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения

21

Проект «Как научиться читать стихи» на основе статьи Я.Смоленского

1

06.10

22.

Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза».

1

07.10

23

Ф.И.Тютчев «Листья»

1

08.10

24

А.А.Фет «Мама, глянь-ка из окошка...»

1

09.10

25-26

И.Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно...»,

«Встреча зимы».

2

13.10

14.10

27

И.Суриков «Детство».

1

15.10

28

И.Суриков «Зима».

1

16.10

29

Проект «Сочиняем волшебную сказку».

1

20.10

30

Обобщение знаний по разделу

«Поэтическая тетрадь1»

1

21.10

V.

Великие русские писатели.

24

31

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

1

22.10

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности.

Читать произведения вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение. Различать лирическое и прозаическое произведения. Называть отличительные особенности стихотворного текста. Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём.

Находить средства художественной выразительности в лирических текстах (эпитеты, сравнения).

Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях. Знать особенности литературной  сказки.

32

А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало...», «В тот год осенняя погода...», «За весной, красой природы...».

1

23.10

33-34

А.С.Пушкин «Опрятней модного паркета...», «Зимнее утро», «Зимний вечер».

2

27.10

28.10

35-38

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

4

29.10

30.10

10.11

11.11

39

И.А.Крылов «Мартышка и очки».

1

12.11

40

И.А.Крылов «Зеркало и обезьяна».

1

13.11

41

И.А.Крылов «Ворона и лисица».

1

17.11

42

М.Ю.Лермонтов «Горные вершины», «На севере диком стоит одиноко...».

1

18.11

43

М.Ю.Лермонтов «Утёс».

1

19.11

44

М.Ю.Лермонтов «Осень».

1

20.11

45

Детство Л.Н.Толстого (из воспоминаний).

1

24.11

46-47

Л.Н.Толстой «Акула».

2

25.11

26.11

48-49

Л.Н.Толстой «Прыжок».

2

27.11

01.12

50-51

Л.Н.Толстой «Лев и собачка».

2

52-53

Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?»

2

54

Обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели».

1

VI.

Поэтическая тетрадь  2.

6

55

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

1

Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать стихи на слух.

Читать стихотворение, выражая авторское настроение. Сравнивать текст-описание и текст-повествование. Находить средства художественной выразительности: сравнения, эпитеты, олицетворения.

Следить за выражением и развитием чувства в лирическом произведении.

Объяснять смысл непонятных слов и выражений с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном стихотворении.

Создавать словесные картины по тексту стихотворения. Находить среди стихотворений произведение с использованием текста-повествования. Читать стихи выразительно, оценивать свои достижения

56

Н.А.Некрасов «Славная осень!», «Не ветер бушует над бором...».

1

57

Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».

1

58

К.В.Бальмонт «Золотое слово».

1

59

И.А.Бунин «Детство», «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги...».

1

60

Обобщение по разделу

«Поэтическая тетрадь2»

1

VII.

Литературные сказки.

8

61

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

1

Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать своё мнение, отношение. Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения при перечитывании  сказки. Сравнивать содержание литературной и народной сказок; определять нравственный смысл сказки.

Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературных сказках. Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря.

Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки. Определять авторское отношение к изображаемому. Читать сказку в лицах.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике

62

Д.Н.Мамин – Сибиряк «Присказка к «Алёнушкиным сказкам».

1

63

Д.Н.Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

1

64-65

В.М.Гаршин «Лягушка – путешественница».

2

66-67

В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович»

2

68

Обобщение по разделу «Литературные сказки».

1

VIII.

Были- небылицы.

10

69

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

1

Прогнозировать содержание раздела. Определять особенности сказки и рассказа. Различать вымышленные события и реальные.

Определять нравственный смысл поступков героя.

Выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях. Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте. Составлять план для краткого и полного пересказов. Пересказывать текст подробно и кратко, выборочно.

Определять характеристики героев произведения с опорой на текст.

Рассказывать о прочитанных книгах.

Самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории.

Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную

мысль. Читать сказку выразительно по ролям

70-71

М.Горький «случай с Евсейкой»

2

72-74

К.Г.Паустовский «Растрёпанный воробей».

3

75-77

А.Куприн «Слон».

3

78

Обобщение по разделу «Были-небылицы». Оценка достижений.

1

Поэтическая тетрадь 1.

6

79

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

1

Прогнозировать содержание раздела. Читать стихотворение, отражая настроение.

Находить в стихотворениях яркие, образные слова и выражения. Сравнивать стихи разных поэтов на одну и ту же тему. Выбирать стихи по своему вкусу и читать их выразительно. Объяснять смысл выражений с опорой на текст. Определять авторское отношение к изображаемому. Придумывать стихотворные тексты.

Проверять правильность высказывания, сверяя его с текстом: самостоятельно оценивать свои достижения

80

С.Чёрный «Что ты тискаешь утёнка...», «Воробей», «Слон».

1

81-82

А.Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона».

2

83

С.Есенин «Черёмуха».

1

84

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».

1

Х

Люби живое.

16

85

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

1

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Читать и воспринимать на слух произведения. Определять жанр произведения. Понимать нравственный смысл рассказов. Определять основную мысль рассказа. Составлять план произведения. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его

поступки и характер.

Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора.

Пересказывать произведение на основе плана.

Придумывать свои рассказы о животных.

Проверять составленный план, сверяя его с текстом и самостоятельно оценивать свои достижения

86

М.Пришвин «Моя Родина» (из воспоминаний).

1

87-88

И.Соколов – Микитов «Листопадничек».

2

89

В.И.Белов «Малька провинилась».

2

90

В.И.Белов «Ещё раз про Мальку».

1

91-92

В.Бианки «Мышонок Пик».

2

93-95

Б.Житков «Про обезьянку».

3

98

В.П.Астафьев «Капалуха»

2

99

В.Ю.Драгунский «Он живой и светится»,

1

100

Обобщение по разделу «Люби живое».

1

ХI

Поэтическая тетрадь 2.

8

101

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

1

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке,

осмысливать цели чтения.

Читать и воспринимать на слух лирические тексты.

Читать стихотворения,  отражая  позицию автора и  своё отношение к изображаемому.

Сравнивать название произведения и его содержание, высказывать своё мнение.

Находить в произведениях средства художественной выразительности:

олицетворения, эпитеты, сравнения.

Сочинять стихотворения. Участвовать в творческих проектах.. Заучивать стихи наизусть

Проверять чтение друг друга, работая в паре самостоятельно оценивать свои достижения

102

С.Я.Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной».

1

103-4

А.Барто «Разлука», «В театре».

2

105

С.В.Михалков «Если».

1

106

Е.Благинина «Кукушка», «Котёнок».

1

107

Проект «Праздник поэзии».

1

108

Обобщающий урок по разделу

«Поэтическая тетрадь»

1

ХII

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок.

12

109

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

1

Прогнозировать  содержание  раздела.   Объяснять   смысл,   название темы: подбирать книги, соответствующие теме.

Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений.

Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия стихотворения. Соотносить пословицу с содержанием произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль текста.

Придумывать свои вопросы к текстам. Наблюдать за особенностями речи героев.

Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех: определять отношение автора к событиям и героям.

Придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

110

Б.Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».

1

111-113

А.П.Платонов «Цветок на земле», «Ещё мама».

3

114

М.Зощенко «Золотые слова».

1

115-6

М.Зощенко «Великие путешественники».

2

117

Н.Носов «Федина задача».

1

118

Носов «Телефон».

1

119

В.Ю.Драгунский «Друг детства».

1

120

Обобщающий урок по разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».

1

ХIII

По страницам детских журналов.

8

121

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

1

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке (начало, конец, виды деятельности). Выбирать для себя необходимый и интересный журнал. Определять тему для чтения.

Находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме. Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию. Читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания. Использовать приём увеличения темпа чтения — «чтение в темпе разговорной речи».

Придумывать самостоятельно вопросы по содержанию. Находить необходимую информацию в журнале. Готовить сообщение по теме, используя информацию журнала. Сочинять по материалам художественных текстов свои произведения (советы, легенды). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

122

«Мурзилка» и «Весёлые картинки»-самые старые детские журналы.

1

123

124

Ю.Ермолаев «Проговорился»

      Ю.Ермолаев «Воспитатели».

1

1

125

Г.Остер «Вредные советы».

1

126

Г.Остер «Как получаются легенды».

1

127

Р.Сеф «Весёлые стихи».

1

128

Обобщающий урок по разделу «По страницам детских журналов». Проверим себя и оценим свои достижения.

1

ХIV.

Зарубежная литература.

8

129-131

Знакомство с названием раздела. Мифы Древней  Греции.

3

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире.

132-134

Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок».

3

Определять нравственный смысл сказки (с помощью учителя). Подбирать книги по рекомендованному списку и собственному выбору: записывать названия и авторов произведений, прочитанных летом.

135

Развивающий  час по теме  «Зарубежная литература».

1

Составлять рассказ о творчестве писателя (с помощью учителя). Пересказывать выборочно произведение. Сравнивать сказки разных народов. Сочинять свои сказки.

136

Брейн -ринг (обобщающий урок за курс 3 класса).

1

Составлять рассказ о творчестве писателя (с помощью учителя). Пересказывать выборочно произведение. Сравнивать сказки разных народов. Сочинять свои сказки.

137

Обобщение изученного  по теме  «Зарубежная литература».

1

Рассказывать о прочитанных книгах зарубежных писателей, выражать своё мнение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

Резерв:

3

ИТОГО:

140


Способы и формы оценивания образовательных результатов обучающихся.   

 Контрольная проверка навыка чтения проводится ежемесячно у каждого учащегося, оценка выставляется в классный журнал по следующим критериям :

-         беглость, правильность, осознанность, выразительность.

Оценка "5" ставится, если выполнены все 4 требования.

Оценка "4" ставится, если выполняется норма чтения по беглости (в каждом классе и в каждой четверти она разная), но не выполнено одно из остальных требований.

Оценка "3" ставится, если выполняется норма по беглости, но не выполнено два других требования.

Оценка "2" ставится, если выполняется норма беглости, но не выполнены остальные три требования  или  не выполнена норма беглости, а остальные требования выдержаны. В индивидуальном порядке, когда учащийся прочитал правильно, выразительно, понял прочитанное, но не уложился в норму по беглости на небольшое количество слов, ставится положительная отметка.

Чтение наизусть

Оценка "5"   -  твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно  читает.

Оценка   "4"  - знает стихотворение  наизусть,  но допускает при  чтении  перестановку  слов,  самостоятельно исправляет допущенные неточности.

Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.

Оценка "2" - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст

Выразительное чтение стихотворения

Требования к выразительному чтению:

1.    Правильная постановка логического ударения

2.    Соблюдение пауз

3.    Правильный выбор темпа

4.    Соблюдение нужной интонации

5.    Безошибочное чтение

Оценка "5" - выполнены правильно все требования

Оценка "4" - не соблюдены 1-2 требования

Оценка "3" -допущены ошибки по трем требованиям

Оценка "2" - допущены ошибки более, чем по трем требованиям

Подготовка к выразительному чтению — разметка текста.

Логическое  ударение фразовое:

первое - ударное слово подчеркивается пунктиром --—,

второе - одной чертой ______,

третье — двумя чертами                    

Пауза: короткая - расположенными по вертикали точками

средняя — одной вертикальной чертой |

длинная - двумя вертикальными чертами  | |

Высота голоса: понижение, стрелка над словом с наклоном вправо вниз

                            повышение, стрелка над словом с наклоном вправо вверх

Темп: замедление - на полях словом - медл. или --—--

убыстрение - на полях словом - быстро или ____

Отличительной чертой произнесения басни является бытовая интонация.

 Чтение по ролям

Требования к чтению по ролям:

1.    Своевременно начинать читать свои слова

.    Подбирать правильную интонацию

3.    Читать безошибочно

4.    Читать выразительно

Оценка "5" - выполнены все требования

Оценка "4" - допущены ошибки по одному какому-то требованию

Оценка "3" - допущены ошибки по двум требованиям

Оценка "2" -допущены ошибки по трем требованиям

        Пересказ

Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.

Оценка "4" -допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их

Оценка  "3" - пересказывает при  помощи  наводящих вопросов учителя,  не умеет последовательно  передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.

Оценка "2" - не может передать содержание прочитанного.

    

классы

 

 

Обязательный уровень 

Возможный уровень 

Зч

Зч

1 класс

-

10-15

15-20

20-30

-

20-25

25-30

30-35

2 класс

40сл

50

55

60

55

60

65

70

3 класс

65

70

75

80

75

80

85

90

4 класс

85

90

95

100

95

100

105

1 10

3 класс: Обязательный уровень:

              Чтение наизусть - 10-12 стихотворений, 1-3 отрывка из  прозы

3 класс: Возможный уровень:

              Чтение наизусть - 15-16 стихотворений, 4-5 отрывков из  прозы.

 

Материально – техническое обеспечение образовательного процесса.

Книгопечатная продукция.

Для учителя:

1. Программа Л.Ф.Климанова, М.В.Бойкина: «Программа для общеобразовательных учреждений: Литературное чтение 1-4 классы» - М.: Просвещение, 2011г.

2. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова  Литературное чтение. Поурочные разработки.  3 класс.

3. Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2-х ч. (сост. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская).

4. Полозова Т.Д. Как сформировать читательскую активность.

5. Чутко Н.Г. Формирование познавательной активности у младшего школьника.

Для учащихся:

1.Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2-х ч. (сост. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская)

2. Климанова Л.Ф. Чтение. Рабочая тетрадь.  3  класс

Печатные пособия.

1.Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с программой по литературному чтению (в том числе и в цифровой форме).

2. Портреты писателей и поэтов.

3. Детские книги разных типов  из круга детского чтения.

Технические средства обучения.

  1. Мультимедийный проектор.
  2. Экспонированный экран.
  3. Компьютер.
  4. Сканер.
  5. Принтер.
  6. Аудиоцентр.

Оборудование класса.

1.Настенная доска.

2. Ученические двухместные столы.

3. Стол учительский с тумбой.

4. Шкафы для хранения учебников, пособий, дидактических  материалов и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению. 3 класс. Программа Л.В.Занкова.

Рабочая программа содержит:пояснительную запискусодержание программытребования к уровню подготовки к концу третьего классакалендарно-тематическое планированиекритерии и нормы оценок...

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс.Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различн...

рабочая программа по литературному чтению, 4 класс, программа "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа + развернутое тематичекое планирование...

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями инструктивно-методического письма....

рабочая программа по литературному чтению 3 класс, рабочая программа по физической культуре 3 класс

рабочая программа по литературному чтению 3 классрабочая программа по физической культуре 3 класс...

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...