Урок внеклассного чтения в 4 классе по теме: "К.Паустовкий "Бакенщик"
план-конспект занятия по чтению (4 класс) по теме

Нечепаева Светлана Анатольевна

Урок внеклассного чтения был направлен на расширение кругозора детей, на знакомство их с великим русским писателям,  Константином Паустовским как человеком горячо любящим свою Родину, прославляющим её красоту и силу. Силу духа её людей, готовых в любую минуту отдать жизнь за Родину. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения в 4 классе

     

Подготовила: учитель начальных классов Нечепаева Светлана Анатольевна


Тема

К. Паустовский «Бакенщик»

Цель

продолжить знакомство с работами великих русских литераторов

Задачи

Познакомить детей с новым литературным произведением Константина Паустовского; совершенствовать навыки чтения; прививать любовь к русской литературе; расширить литературный запас слов (УУД)

Развивать речь и воображение учащихся; умение соотнести текстовый материал и собственное мнение с мнением других людей (регулятивные и коммуникативные УУД)

Воспитывать бережное отношение к природе, к ценности человеческой жизни; к Родине; терпимое отношение к  чувствам и мыслям других людей; благодарность ко всем кто помогает тебе.

Оборудование

Выставка книг – сочинений К.Паустовского (или урок, возможно,  проводить в библиотеке). Если урок проходит в классе, то книги должны быть не в сборнике, а, по - возможности,  отдельно, чтобы привлечь внимание детей к многообразию творчества Константина Георгиевича Паустовского. Сборник произведений К.Паустовского у каждого ребёнка с рассказом «Бакенщик» и сказкой «Дремучий медведь»,  рабочая тетрадь по чтению, презентация урока, проектор, экран, компьютер.

Ход урока

  1. Оргмомент

Выставка книг оформляется задолго до урока. По возможности за 1-2 дня, чтобы дети, без комментария учителя смогли познакомиться с произведениями.

  1. Проверка домашнего задания
  1. Какие произведения К. Паустовского вам удалось прочитать?

(Сказка «Растрёпанный воробей», рассказы «Барсучий нос», «Кот Ворюга», «Заячьи лапы» - этот рассказ мы читали на уроке литературного чтения)

  1. Вам было рекомендовано прочитать сказку К.Паустовского «Дремучий медведь». Кто, по-вашему, является главным героем этой сказки?

(Мальчик – сирота Петя и Медведь)

  1. Прочитайте прилагательные, которые характеризуют медведя из сказки К.Паустовского «Дремучий медведь».

(Злой, жадный, голодный, нетерпимый, завистливый, несчастный, испуганный)

 - Почему такие разные по содержанию прилагательные характеризуют этого персонажа?

(Это животное само по себе не хотело причинять зло никому. Природа требовала еды,  и он искал её)

 - Можно ли сказать, что медведь – это образ человека, а не животного?

(Возможно, К.Паустовский не о животном говорит, а о человеке, который остался один, без помощи других людей, без любви. Это ведёт к гибели).

 - А почему все животные в лесу помогали Пете?

(Он был внимательным – не топтал зря траву, не рвал цветов в лесу. Он добрый – не стрелял, как другие мальчишки из рогатки, не ломал ветки деревьев. Он умел мечтать.)

3. Актуализация знаний

 - Как вы думаете, кому хочется помогать? Каким людям?

(Тем, кто сам не может справиться с чем-либо. Или человек попал в беду)

 - А нужно ли помогать человеку, если он запутался? Думает неправильно, ошибается. От этого человек может принять неправильные решения?

(Наверное, нет. Человек сам выбирает, как ему поступать.)

Послушайте отрывок из сказки К.Паустовского «Тёплый хлеб» и подумайте, как писатель относится к сороке? Захочется ли вам дать совет сороке?

«Все улыбались и радовались. Только старая сорока сидела на раките и сердито трещала: должно быть опять хвасталась, что это ей одной удалось помирить коня с Филькой. Но никто её не слушал и не понимал, и сорока от этого сердилась всё больше и трещала, как пулемёт»

 - Как писатель относится к сороке?

(Я думаю, что писатель жалеет сороку. Он хочет её помочь. Она ведёт себя глупо.)

  1. Новая тема

Посмотрите на нашу выставку книг.

 - Какие книги вы видите впервые?

 - Что вам удалось прочитать?

Сегодня мы познакомимся с ещё одним прекрасным произведением Константина Паустовского «Бакенщик».

А) Словарная работа. 

Читай правильно:

Бакен – бакенщик;

Комель – комлем;

Ворчит – ворчливый – ворчун;

Речь – речевая – многоречивый.

Запомни значение:

Намедни – недавно;

Осквернение – оскорбление;

Труха – сыпучая сухая масса, мелкие остатки перегнившего дерева;

Развести пилу – наточить пилу;

Тотчас – немедленно;

Пионеры – первые во всём.

Подбери синонимы:

Спорый дождь –

Соломенный цвет –

Схорониться –

Б) знакомство с текстом рассказа «Бакенщик».

Постарайтесь при чтении обратить внимание на то, как относится писатель к своим героям? Чему хочет научить нас К.Паустовский?

(Дети читают рассказ, совместно с учителем)

В) Работа по содержанию текста.

Чему хочет научить нас К.Паустовский?

(уважать людей, любить природу, помогать друзьям)

 - Что называет Семён любовью к Родине?

 - Почему Семён говорит, что следить за бакенами – это государственное дело?

 - Прочитайте отрывок, в котором К.Паустовский говорит о своей стране – «Прелесть какая»?

 - Что значит любить Родину,  по мнению К.Паустовского?

 - Как научиться уважению к родной земле?

5. Домашнее задание.

Постарайтесь выбрать для себя интересный рассказ,  сказку или повесть К.Паустовского, прочитайте и поделитесь со всеми что вас привлекло?

6. Итог урока.

 - Чем взволновал вас рассказ «Бакенщик» (или не взволновал)?

 - Назови основных персонажей рассказа и место действия.

 - Как К.Паустовский определяет понятие Родина?

(Из обычных  людей, простых мест вокруг нас, из их отношений состоит весь мир. Оглянитесь вокруг, может быть кому – то нужна ваша помощь именно сейчас?)

Спасибо за плодотворную работу!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок внеклассного чтения Константин Паустовский «Бакенщик»

Слайд 2

Произведения Константина Паустовского Сказки: «Растрёпанный воробей» «Дремучий медведь» Рассказы «Кот Ворюга» «Барсучий нос» «Заячьи лапы» «Бакенщик» Для детей Для взрослых

Слайд 3

Проверка домашнего задания Мальчик: умный, добрый, трудолюбивый, отзывчивый, уважал старших, смелый. Медведь: злой, жадный, голодный, нетерпимый, завистливый, несчастный, испуганный.

Слайд 4

Объясни значение слов и выражений. Спорый дождь - Соломенный цвет - Схорониться -

Слайд 5

Объясни значение слов и выражений. Спорый дождь – быстрый, скоро закончился Соломенный цвет – жёлтый цвет Схорониться - спрятаться

Слайд 6

Итог урока Любить природу, значит любить Родину! Государственное дело – человек должен заботиться о себе и о том, кто рядом и ждёт твоей помощи! Уважать родную землю – беречь природу и людей!

Слайд 7

Спасибо за хорошую работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения 4 класс "Весёлые книжки Э.Успенского"

Урок - путешествие по страницам любимых книг Э.Успенского. В приложениях вопросные планы к сочинениям, кроссворд, портреты, названия станций....

урок внеклассного чтения 2 класс

урок по русской народной сказке "Как мужик гуся делил"...

Презентация к уроку внеклассного чтения 4 класс "Тот самый Мюнхаузен"

Красочная презентация к уроку внеклассного чтения на тему "Тот самый Мюнхаузен", с описанием   жизни в России самого барона Мюнхгаузена, музыкальным сопровождением....

Урок внеклассного чтения. 4 класс. Тема: "Лес не школа, а всему учит".

Урок внеклассного чтения по теме: «Лес не школа, а всему учит» по произведениям М. М. Пришвина и Н. И. Сладкова проводится в виде соревнования между командами. Учащимся предлагаются различные задания....

урок "Внеклассное чтение - 2 класс"

Открытый урок на РМО начальных классовВнеклассного чтения во 2 классе Тема: В гости к дедушке КорнеюЦель:1. Расширить знания детей о творчестве К.И. Чуковского...

урок Внеклассного чтения 2 класс Тема урока «Русские национальные традиции и обычаи в произведениях русского народного творчества»

Деятельностная цель: Познакомить  с фольклором русского народа. Воспитывать любовь к Родине, к русскому народу, уважение к его культуре и традициям. Планируемые результаты:Личностные:- ...

Урок внеклассного чтения 4 класс. "Урок из прошлого" по произведению Ю.Яковлева "Сыновья Пешеходова"

Данное произведение посвящено героизму советского народа в годы Великой Отечественной войны, поэтому этот урок уместно проводить перед праздником  9 мая.На уроке  реализовывались  следу...