Превращения и круговорот воды
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Маурина Ольга Анатольевна

 

Цели:

·         Познакомить с новым рассказом Л.Н.Толстого “Куда девается вода из моря?”

·         Разобрать научный текст, сравнить два текста.

·         Учить детей выделять красоту природы.

·         Расширить знания о круговороте воды в природе.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Превращения и круговорот воды


Цели:

  • Познакомить с новым рассказом Л.Н.Толстого “Куда девается вода из моря?”
  • Разобрать научный текст, сравнить два текста.
  • Учить детей выделять красоту природы.
  • Расширить знания о круговороте воды в природе.

Этапы урока

Ход урока

1. Организационный момент

 

2. Повторение пройденного материала

Давайте вспомним прошлые уроки.

-Почему воду называют одним из главных богатств на Земле? (вода – растворитель)

-Где в быту вы встречались с этим свойством?

-Как можно очистить грязную воду?

3. Сообщение темы урока

На уроке мы с вами продолжим разговор о воде и познакомимся с ее путешествиями по планете.

4. Работа по теме урока

Послушайте сказку.

У одной матери было 4 сына. Всем хороши, удались сыновья, только друг друга братья признавать не хотели. Ничего схожего между собой не находили.

-Уж, если, - говорит первый брат, - кого и вздумаю я братом назвать, так только лебяжий пух или, хлопковые волокна.

-А я,- говорит второй брат, - на стекло похожу. Только его я могу своим братом признать.

-А я белому дыму брат,- говорит третий. Недаром нас путают.

-А я ни на кого не похож,- сказал четвертый,- и некого мне братцем назвать, разве только слезы.

Так и по сей день, спорят 4 брата:

  • белый снег;
  • синий лед;
  • густой туман;
  • частый дождь.

Друг друга братьями не называют, а матушку Воду все четверо родимой матерью называют. Бывает такое на свете. Не всегда брат брата узнает.

-Почему снег, лед, туман и дождь в этой сказке названы детьми воды?

Вещества могут быть жидкими, твердыми и газообразными.

-Приведите примеры таких веществ.

(Вода – очень интересное вещество. Это единственное вещество на Земле, которое может быть в трех состояниях: и твердой, и жидкой и газообразной)

-Как такое может быть?

-Во что превратиться вода, если она станет твердой? (лед, град)

-Во что превратится вода, если она станет газообразной? (пар, туман)

-Что такое туман? (Туман - это явление природы, крохотные капельки воды, подвешенные в воздухе)

5. Работа по учебнику (окружающий мир)

-Как именно вода превращается из одного вещества в другое? (Прочитайте об этом в учебнике на странице 53-54)

-При каком условии вода из жидкости превращается в снег и лед? (твердое состояние)

-Что происходит с водой, когда она превращается в лед?

-Что происходит с молекулами воды, когда она превращается в лед?

( Рассмотрите рисунок с.53 Вода расширяется, так как молекулы выстраивается в определенном порядке)

-Что происходит с молекулами воды при испарении?

-При какой температуре вода испаряется быстрее: при высокой или низкой? (Вспомните лужи после дождя летом и осенью)

-Что мы видим над чайником, когда он кипит? (пар)

-Что такое пар? (очень маленькие капли)

6. Физкультминутка

Послушайте интересную сказку “Путешествие Капа и Капельки” (см. Приложение №1)

-Кто мне может рассказать “Круговорот воды в природе”? (Вода при нагревании испаряется, поднимается вверх, соприкасается с холодным предметом, превращается в воду, падают на землю или в воду.)

7. Работа по учебнику (литературное чтение)

Oткройте учебники по литературному чтению на с. 163

Прочитайте рассказ “Куда девается вода из моря?”

Из родников, ключей и болот вода течет в ручьи, из ручьев в реки, из речек в большие реки, а из больших рек течет в моря. С других сторон в моря текут другие реки, и все реки текут в моря с тех пор, как мир сотворен. Куда девается вода из моря? Отчего она не течет через край?

Вода из моря поднимается туманом, туман поднимается выше, и из тумана делаются тучи. Тучи гонит ветром и разносит по земле. Из туч вода падает на землю. С земли стекает в болота и ручьи. Из ручьев течет в реки, из рек в море. Из моря опять вода поднимается в тучи, и тучи разносятся по земле…

Работа над содержанием текста.

-Попробуйте рассказать о причинах дождя?

-Какой текст описание или рассуждение? (Дети рассказывают о причинах дождя. Вид текста – рассуждение)

-Да, это рассуждение. Этот вид текста используется тогда, когда тебя интересуют вопросы “почему?”, “зачем?”, “отчего?”, когда ты хочешь что-то объяснить или доказать.

-Как называется явление, о котором пишет Л.Н.Толстой? (это круговорот воды в природе)

-Как вы видите, можно ли назвать рассказ “Куда девается вода из моря?” научно-познавательным?

-Давайте сравним два произведения “Путешествие Капа и Капельки” и “Куда девается вода из моря?” какие они по жанру?

-“Путешествие Капа и Капельки” - это сказка, а другое произведение Л.Н.Толстого “Куда девается вода из моря?” - это рассказ.

-Какое произведение вам понравилось больше всего? Почему?

8. Работа в тетради.

Нарисуйте круговорот воды в природе.

9. Рефлексия.

Отгадайте загадки. О каком веществе в них говорится?

  • Что вниз вершиной растет? (сосулька)
  • Он пушистый, серебристый, белый, белый,
    Чистый, чистый, ватой наземь лег. (снег)
  • Молоко над речкой плыло,
    Ничего не видно было.
    Растворилось молоко-
    Стало видно далеко. (туман)
  • Рассыпался горох на тысячу дорог, никто ее не соберет. (град)

-С каким писателем мы познакомились? (Л.Н.Толстой)

-Что он написал? (“Лев и собачка”, “Акула”, “Прыжок”, “Какая бывает роса на траве”)

-Как называется произведение Л.Н.Толстого, которое мы читали на уроке? (“Куда девается вода из моря?”)

-С каким природным явлением мы познакомились? (Круговорот воды в природе)

Приложение №1

Путешествие Капа и Капельки.

В одном маленьком озере жила семья. Домик их был на самом дне. В этой семье были брат и сестра. Брата звали Кап, а сестру Капелька. Родители их далеко от дома не отпускали, потому что они были еще маленькие. Сидя дома за столом, дети смотрели в окно и наблюдали, как светит это яркое пятнышко, которое находится на самом верху озера. Однажды, когда родителей не было дома Кап предложил сестренке подняться на поверхности озера. Вот они стали подниматься все выше и выше, но вдруг Кап и Капелька заметил, что все вокруг стало таким светлым, и ослепляло глаза. В этот день была очень жаркая и ясная погода. Солнышко светило так сильно, что Кап и Капелька не очень долго любовались окружающим миром с поверхности своего любимого озера. Подул летний ветерок. Брат и сестра стали очень легкими. Тут они очутились на белом облаке. Там было очень светло. Везде проникал солнечный свет, а это облако было похоже на мягкую и теплую перину. Кап и Капелька устали, решили отдохнуть и уснули. Капелька проснулась и увидела, что вокруг все темно, облачко превратилось в тучу, гремит гром, очень холодно. Она испугалась и быстро разбудила своего брата. Брат не мог понять в чем дело, куда подевалась то яркое пятнышко, от которого было тепло и уютно. Кап почувствовал, что он тяжелеет и падает. Он летел долго и упал на землю. В это время Капельку ветром унесло в горы. По дороге в горы она замерзла, превратилась в снежинку, упала на самую верхушку горы. Тучи расселись и вновь засветило солнышко. Стало жарко. Кап попал в царство почвы. Его встретили жители этого царства и спросили: “Откуда ты, как тебя зовут, и куда ты идешь?” кап рассказал, что с ним случилось, и попросил, чтобы они помогли добраться до дома. Жители почвы не смогли ни чем помочь, но какой-то жучок сказал, что ответ Кап может получить в царстве песка. Жучок проводил его туда. Кап оказался в царстве песка. Ему нужно было побыстрее разыскать кого-нибудь, кто смог бы помочь добраться до дома. Но никто из жителей песка не знал, как помочь несчастному Капу. Один из жителей предложил отдохнуть от дороги, а потом отправиться в царство известняка, где ему точно смогут помочь. Утром на рассвете, как следует отдохнул, позавтракал и отправился в царство известняка. Там Капа встретили очень хорошо, он всем понравился и его не хотели отпускать домой. Хотя ему и было весело, он все равно переживал за сестру и за родителей, так как Кап давно их не видел. Вечером, когда все уснули, он убежал от них, потому что, спешил домой. Через некоторое время, он попал в царство воды, в свои родные края. Течением реки его унесло в озеро, где и был его дом. Родители Капа были очень рады, так как, увидели целого и невредимого сына, но сразу стали спрашивать о Капельке. В этот момент Капелька будучи снежинкой скатились с горы и попала в море. Там она растаяла и отыскала дорогу к озеру. Все знали про это озеро и быстро помогли ей добраться домой. Тут Капелька увидела свой дом и плачущих родителей вместе братом, но в тоже время она обрадовалась, что и Кап уже дома. Брат увидел Капельку, плывущую к дому и сообщил об этом родителям. Все были счастливы, потому что, вся семья была вместе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 3 классе по теме "Превращения и круговорот воды в природе".

" При разработке уроков "Окружающего мира" учителю важно помнить, что он составляется с учётом принципов "от простого к сложному, от близкого к далёкому", с учётом условий и возможностей, сезонных изм...

Тест "Вода. Превращения и круговорот воды".

Данный тест позволяет быстро и эффективно проверить знания учащихся.Тест по новому образовательному стандарту (второго поколения) Е.М.Тихомирова по окружающему миру....

Превращение и круговорот воды в природе.

А. Плешаков  учебник  и  рабочая  тетрадь." Школа  России."...

Конспект урока по окружающему миру в 3 - м классе на тему: "Превращения и круговорот воды в природе».

Конспект урока по окружающему миру  в 3  классе на  тему: "Превращения и круговорот воды в природе»....

Презентация к уроку окружающего мира "Превращения и круговорот воды"

Презентация может быть использована на уроке в 3 классе, чтобы познакомить детей с 3 состояниями воды, с круговоротом воды, с важнейшей ролью в жизни всех живых организмов....