Конспект урока литературного чтения "Мечты о взрослой жизни" (В. Драгунский «…Бы», Е. Габова «Вареная сосулька»). Образовательная система "Школа 2100" (Бунеевы)
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Ольга Николаевна Морозова

В уроки литературного чтения можно включать произведения писателей вашего региона. В данном конспекте представлено переплетение двух произведений, схожих по тематике. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения.

Класс: 3

Тема: Мечты о взрослой жизни (В. Драгунский «…Бы», Е. Габова «Вареная сосулька»).

Формируемые качества читательского кругозора: широта, глубина, упорядоченность (связи: автор-герои, автор-произведение, автор-тема, тема – авторы).

Приемы работы, используемые на уроке:

- поиск ответа на проблемный вопрос;

- прогнозирование содержания произведения по заглавию;

- рассказ об авторе;

- озаглавливание произведения;

- сопоставление произведений коми и русских писателей;

- анализ иллюстраций;

- словесное рисование;

- сопоставление героев;

- словарная работа;

- составление характеристики главных героев.

Ход урока

  1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! Какое у вас настроение? Хорошо, начнем наш урок, он у нас сегодня будет  немного необычным. Готовы?

II. Вступительная беседа

- Для начала я хочу у вас спросить одну вещь: бывает ли так, что вы в чем-то не соглашаетесь с родителями?

(………………)

- Послушайте стихотворение Э. Успенского:

Речка, поле, черный лес.

Голубая  даль небес…

Яхта, шхуны, океаны,

Извержения, вулканы.

Ах, Северный полюс,

Ах, Южный.

Он каждому мальчику нужный.

Ну а мама говорит:

- Пусть он дома посидит.

Он без супа пропадет.

К нему врач сейчас придет…

Он свалился с табуретки,

Ему выпишут таблетки.

- Со своей любимой мамой

Я, боюсь, несчастный самый.

- Как бы вы озаглавили стихотворение? (………………….)

- Сам автор озаглавил его так: «Жалобы юного мальчика». На что жалуется герой стихотворения?

(Мечтает о путешествиях, подвигах, а вот мама видит в нем только маленького сына и от всего его оберегает. Жалуется на непонимание со стороны взрослых, а именно мамы)

- Интересно, как вы думаете, а будет ли понимать своих детей этот мальчик, когда вырастет и станет папой? (……………..)

III. Работа с текстом рассказа В. Драгунского «…Бы».

а) Работа с текстом до чтения

- Прочитайте заглавие. Как вы понимаете значение этого слова?  (………..)

- Почему перед словом стоит многоточие? О чем это говорит? (……………)

- Подставьте подходящие слова.

(купался бы, прыгал бы,…)

- Когда мы употребляем в речи частицу бы?

(Когда что-то произойдет при определенных условиях)

- Значит, можно ли предположить, что из произведения мы узнаем о чьих-то мечтах? (………………)

- Прочитайте фамилию автора. Кто герой его произведений?

(Денис Кораблев)

- Рассмотрите иллюстрацию. Что могло произойти с героем? (…………)

- О чем же будем читать? (……………..)

б) Работа с текстом во время чтения

- Что же нам надо сделать, чтобы узнать о чем же все таки это произведение?   (Прочитать)

- Прочитайте текст самостоятельно про себя.

- Что вызвало у вас смех во время чтения?          (…………….)

- О чем же мечтал Дениска?            (…………..)

- В чем оправдались ваши предположения о данном произведении?  (…..)

- Теперь еще раз прочитаем произведение по цепочке.

/идет комбинированное чтение: дети и учитель. По ходу учитель эмоционально комментирует и обращает внимание детей. Например, Дениска не придумывает свои слова, обращенные к каждому, а повторяет то, что ему обычно в определенных ситуациях говорят домашние. И когда эти взрослые слова обращены к взрослым от имени ребенка, получается очень смешно/

- О чем же этот рассказ?

(о мечтах мальчика, о взаимоотношениях в семье между взрослыми и ребенком)

- Как вы думаете, почему Денис помнит наизусть все слова папы, мамы и бабушки?

(Часто слышит их в свой адрес)

- Как вы думаете, на что писатель хотел с помощью этого рассказа обратить внимание взрослых? А внимание детей?

(Очень важно, чтобы взрослые и дети понимали друг друга, были внимательны друг к другу)

- Что вы можете сказать о Дениске?    (…………)

- Дениска очень артистичен, хорошо знает манеры и привычки своих домочадцев, любит их; он веселый, мечтатель, фантазер.  Каким вы увидели автора в этом рассказе?

(очень хорошо понимает детей и взрослых, их взаимоотношения, обладает прекрасным чувством юмора)

IV. Знакомство с новым произведением: Е. Габова «Вареная сосулька»

- Ребята, а теперь я хочу познакомить вас еще с одним произведением, оно не из нашего учебника. Это произведение не менее интересно, а написала его Е. Габова /вывешивается портрет/ и называется оно «Вареная сосулька».

а) Работа с текстом до чтения

- Как вы думаете, о чем же может говорится в этом рассказе?   (……….)

- Посмотрите на эту книжку. Кого мы видим на иллюстрации?

(детей, двух мальчиков)

- Что делают мальчики?  ( лижут сосульки)

- Что можем сказать о содержании рассказа? (……)

- Давайте я вам прочитаю его, и посмотрим, верны ли были ваши предположения.

Чтение учителем

- Ну что, правы вы были?   (………………)

- О чем же это произведение?  

(о мальчике – фантазере, который добавил в суп сосульку, чтобы было вкуснее)

- Понравился ли вам Сережа?    (……………)

- Можно ли мальчика назвать фантазером? Докажите.   (……………)

- Поступок Сережи вызывает у вас одобрение, осуждение или смех?  (……)

- Что вам показалось особенно смешным в этом рассказе?  (………..)

- Случалось ли с вами что-нибудь подобное?  (………..)

- А что вы можете сказать о маме мальчика? Почему автор говорит о ней «мама была хорошая»?     (………….)

V. Обобщение

- Мы познакомились с двумя произведениями, одно из которых написано русским писателем, а второе – писательницей Республики Коми. Чем же похожи герои этих произведений?  

(они фантазируют на разные темы, их фантазии безобидны,…)

- Ребята, а как можно относиться к данным героям – Дениске и мальчику Сереже, который возился с сосулькой?   (……………)

- Посмотрите, как похожи произведения русских писателей и писателей РК. Они о детях, которые любят фантазировать, придумывать, воображать, мечтать и о взрослых, которые готовы понять своих детей.

- Чем вам запомнились произведения «…Бы» В. Драгунского и «Вареная сосулька» Е. Габовой?   (………..)

- Чем похожи эти произведения? (…………..)

- А отличаются ли чем-то произведения русских писателей от произведений, написанных писателями РК?   (……………)

- Понравилось ли произведение Е. Габовой – нашей землячки? (……..)

- Захотелось ли прочитать другие произведения Е. Габовой? (………..)

- Прочитайте другие рассказы из этой книги, они очень увлекательны.  Спасибо за работу! Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения по теме "В.Ю.Драгунский"Тайное всегда становится явным"

Конспект урока составлен с учтом применения технологии продуктивного чтения...

Мечты о «взрослой» жизни. В. Драгунский «…Бы»

Урок чтения  в 3 классе с презентацией...

Конспект урока литературного чтения по теме "В.Ю. Драгунский « Главные реки»".

Задачи:• раскрыть нравственный смысл произведения;• совершенствовать навык выразительного чтения, пересказа текста, выборочного чтения;• учить сравнивать, сопоставлять, выражать свои мы...

Конспект урока литературного чтения "Знакомство с жизнью и творчеством Л. Н. Толстого" 4 кл. УМК "Школа России"

Конспект урока литературного чтения "Знакомство с жизнью и творчеством Л. Н. Толстого" 4 кл. УМК "Школа России"...

Конспект урока литературного чтения "Литературное слушание. Книги о детях и для детей. В.Ю.Драгунский "Девочка на шаре"

Конспект урока литературного чтения для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...