Конспект урока на тему "Мечты о «взрослой» жизни (В. Драгунский «…Бы»)" 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Школа 2100

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: Литературное чтение

Тема урока: Мечты о «взрослой» жизни (В. Драгунский «…Бы»)

Цели урока:

 развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

 развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

 • развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

 относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;

 высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).

Предметные: развивать умение работать с учебником. На основе анализа объектов делать выводы. Обобщать и классифицировать по признакам.

Личностные: Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Тип урока:  закрепление.

Оборудование: учебник 3 класс, 2 часть, Р.Н. Бунеев.

Этап урока

Методы и приемы

Время

Содержание урока. Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты (УУД)

Организационный этап

30 сек

Здравствуйте ребята,  садитесь.

Приветствие учителя.

Мотивационный этап

1 мин

Сегодня у нас очень  интересный урок, нас ждет много интересного впереди.

Постановку учебной задачи

Методы: словесный, практический.

Приемы: беседа, диалог, упражнение.

1.  Проверка домашнего задания.

Чтение наизусть стихотворений Э. Успенского.

– Бывает ли так, что вы в чём-то не соглашаетесь с родителями?

Послушайте стихотворение Э. Успенского.

Речка, поле, чёрный лес.

Голубая даль небес...

Яхта, шхуны, океаны,

Извержения, вулканы.

Ах, Северный полюс,

Ах, Южный.

Он каждому мальчику нужный.

Ну а мама говорит:

– Пусть он дома посидит.

Он без супа пропадёт.

К нему врач сейчас придёт...

Он свалился с табуретки,

Ему выпишут таблетки.

– Со своей любимой мамой

Я, боюсь, несчастный самый.

– Как бы вы озаглавили стихотворение? Сам автор его назвал так: «Жалобы юного мальчика».

– На что жалуется герой стихотворения? (Мальчик мечтает о путешествиях, подвигах. Мама в нём видит только маленького сына и от всего его оберегает. Мальчик жалуется на непонимание со стороны взрослых.)

– Интересно, а будет ли понимать своих детей этот мальчик, когда вырастет и станет папой?

Слушают, отвечают на вопросы, читают стихотворение про себя, вслух, по ролям.

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Решение частных зада

Методы:  наглядный, словесный, практический.

Приемы: беседа, диалог, упражнение.

Работа с текстом рассказа В. Драгунского «…Бы».

1. Работа с текстом до чтения.

– Прочитайте заглавие. Что оно означает?

– Почему перед словом стоит многоточие? О чём это говорит? Подставьте подходящие слова. (Купался бы, прыгал бы...)

– Когда мы употребляем в речи частицу бы? (Когда что-то произойдёт при определённых условиях.) Значит, из произведения узнаем о чьих-то мечтах.

– Прочитайте фамилию автора. Кто герой его произведений? (Денис Кораблёв.)

– Рассмотрите иллюстрацию. Что могло произойти?

2. Работа с текстом во время чтения.

1. Первичное чтение (самостоятельно про себя).

2. Выявление первичного восприятия.

– Почему вы смеялись, когда читали?

– О чём же мечтал Дениска?

– В чём оправдались ваши предположения?

3. Повторное чтение вслух (комбинированное: дети и учитель).

По ходу чтения нужны эмоциональные комментарии учителя: обратим внимание детей, что Дениска хотел бы всё «припомнить» маме, папе и бабушке, а что именно «всё» – мы узнаем по ходу чтения.

Обращаем внимание, что Дениска не придумывает свои слова, обращённые к каждому, а повторяет то, что ему обычно в определённых ситуациях говорят домашние. И когда эти взрослые слова обращены к взрослым от имени ребёнка, получается очень смешно (в последнем абзаце мама повторяет свои слова, с которыми Дениска мысленно к ней обращается).

4. Обобщающая беседа.

а) – О чём же этот рассказ? (Не только о мечтах мальчика, но и о взаимоотношениях в семье между взрослыми и ребёнком.)

б) – Автор прямо не сказал, но мы узнали о некоторых привычках, обязанностях членов Денискиной семьи. Каких? (Мама с Дениской говорит, папа иногда кричит, бабушка голосит и т.д.)

в) – Как вы думаете, почему Денис помнит наизусть все слова папы, мамы, бабушки? (Часто их слышит в свой адрес.)

г) – Кто следит за чистотой и порядком в доме? Как вы догадались?

д) – Почему в тексте большинство предложений короткие, состоят из 2–3 слов? (Это предложения-команды, лаконичные и ясные.)

е) – Как вы думаете, на что писатель хотел с помощью этого рассказа обратить внимание взрослых? А внимание детей? (Очень важно, чтобы взрослые и дети понимали друг друга, были внимательны друг к другу.)

ж) – Вы согласны, что в этой семье у всех её членов есть чувство юмора и все они друг к другу относятся хорошо, с любовью?

5. Выразительное чтение по ролям.

Обратить внимание детей, что Дениска очень артистичен, хорошо знает манеры и привычки своих домочадцев, любит их; он весёлый, мечтатель, фантазёр.

3. Работа с текстом после чтения.

1. Повторное обращение к заглавию и иллюстрации.

– Как художник передал мечты Дениски? Озвучьте иллюстрацию.

– У этого произведения есть и другое название – «Шиворот-навыворот». Какое название вам нравится больше и, на ваш взгляд, соответствует содержанию текста?

2. – Каким вы увидели автора в этом рассказе? (Очень хорошо понимает детей и взрослых, их взаимоотношения; обладает прекрасным чувством юмора.)

– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)

– Какое умение формировали?

Слушают, отвечают на вопросы, формулируют свои высказывания, читают текст.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Итог урока. Рефлексия

Методы: словесный.

Приемы: беседа.

Обратите внимание на формулировку темы урока. Дениска мечтает о «взрослой» жизни, он видит её преимущество в том, что взрослые могут командовать детьми и делать что хотят. Но так ли это на самом деле?

А что ещё такое, по-вашему, взрослая жизнь? (Работа, труд, чувство ответственности за детей, за семью, необходимость себя ограничивать и т.д.)

– Что вам показалось на уроке самым интересным?

– Как бы вы оценили свою работу на уроке?

Слушают, отвечают на вопросы, формулируют свои высказывания, подводят итоги урока.

П: Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение рассказа или пересказ понравившихся отрывков, прочитать рассказ родителям.

Записывают домашнее задание.

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока

Литературное чтение

Челябинск, 2016