Конспект урока на тему "Что такое взаимопонимание? (В. Драгунский «Девочка на шаре»)" 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Школа 2100

Скачать:


Предварительный просмотр:

миТема урока: Что такое взаимопонимание? (В. Драгунский «Девочка на шаре»)

Цели урока:

• развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

 • развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

 • развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

 • относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;

 • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).

Предметные: развивать умение работать с учебником. На основе анализа объектов делать выводы. Обобщать и классифицировать по признакам.

Личностные: развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

Оборудование: учебник 3 класс, 2 часть, Р.Н. Бунеев.

Этап урока

Методы и приемы

Время

Содержание урока. Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты (УУД)

Организационный этап

30 сек

Здравствуйте ребята,  садитесь.

Приветствие учителя.

Л.: Положительное отношение к школе и учебной деятельности

Мотивационный этап

1 мин

Сегодня у нас очень и занимательный урок.

Постановку учебной задачи

Методы: словесный, практический.

Приемы: беседа, диалог.

10мин

Проверка домашнего задания.

1. Повторное обращение к иллюстрации на с. 112.

– В чём художник следует тексту, а в чём отступает от него? Оправдано ли это?

2. Ученики отвечают на 4-й вопрос – зачитывают свои сочинения-миниатюры. Учитель может использовать их в дальнейшем при подготовке и проведении родительского собрания.

Работа с рассказом В. Драгунского.

1. Работа с текстом до чтения. (Учебники закрыты.)

– Фамилия автора – В. Драгунский. О чём вы сразу подумали, когда её услышали? Выполним задание 1 в тетради на с. 49. (Выясняем, какие ассоциации вызывает у детей это имя.)

– Какие произведения В. Драгунского вы читали?

– Расскажите, какие предположения у вас возникли до начала чтения, когда вы узнали, кто автор, как называется рассказ, и рассмотрели иллюстрацию на с. 116. (Ответы детей.)

– Кто прочитал весь рассказ? Кто – только части 1–3? Хотите поделиться какими-то размышлениями?

Вопросы по прочитанным частям:

а) Сколько лет Дениске? (Скоро 8.)

б) Дениска в цирке был… (во второй раз). Ему понравилось всё: и (продолжайте)…, потому что…

– Продолжим чтение.

Проверяют домашнее задание, отвечаю на вопросы, работают с текстом.

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Решение частных зада

Методы:  наглядный, словесный, практический.

Приемы: беседа, диалог.

30 мин

2. Работа с текстом во время чтения.

1. Первичное чтение части 4 (самостоятельно, про себя).

Задание: попробовать провести по ходу чтения диалог с автором (задание 2 в тетради, с. 49).

После чтения дети озвучивают свои вопросы к автору, прогнозируют ответы. Важно, чтобы прозвучал последний вопрос: что же мама увидела «как будто в первый раз»? (Возможно, то, что её сын взрослеет…)

Часть 5 можно прочитать вслух (комбинированное чтение). По ходу чтения очень важно, чтобы дети почувствовали состояние Дениски: его нетерпеливое ожидание воскресенья, когда папа, наконец, пойдёт с ним в цирк; а во время представления – его нетерпение, желание скорее увидеть девочку на шаре; предвкушение того, как папа будет поражён тем, какая она необыкновенная; огромное разочарование, когда объявили антракт… Возможно, эту часть следует прочитать учителю. В любом случае необходимы следующие комментарии по ходу чтения.

После 1-го абзаца:

– Обратите внимание, какое длинное предложение – целый абзац!

И в нём почему-то повторяется всё время союз и. Автор хочет, чтобы мы поняли... (дети продолжают: …как долго тянулась эта неделя, что чувствовал и переживал мальчик).

После 2-го абзаца:

– Как вам кажется, папа сдержит «клятву верности и чести»?

Читая 3-й абзац, необходимо выделить голосом вновь повторяющийся союз и; обратить внимание, что клятву папа сдержал. Кроме того, надо при чтении показать голосом то место, с которого для Дениски всё пошло не так: первый союз но и последующие.

По ходу чтения также возникает вопрос:

– Вы поняли, почему Дениска про каждый номер программы говорил папе, что это не то и ерунда?

Весь 7-й абзац – это прямые авторские вопросы. Есть ли на них ответы? Что можно предположить?

Часть 6 дети читают вслух.

Часть 7 также читаем вслух, ведём диалог с автором.

7

Мы пошли по бульвару и шли так довольно долго, потом я сказал:

– Владивосток – это на самом конце карты. Туда, если поездом, целый месяц проедешь...

Папа молчал. Ему, видно, было не до меня. (Так ли это? Поэтому папа молчал? Предположения детей слушаем, но не комментируем.) Мы прошли ещё немного, и я вдруг вспомнил про самолёты и сказал:

– А на «Ту-104» за три часа – и там!

Но папа всё равно не ответил. Он крепко держал меня за руку. Когда мы вышли на улицу Горького, он сказал:

– Зайдём в кафе «Мороженое». Смутузим по две порции, а? (Папа хочет поддержать сына и как-то загладить свою невольную вину; предлагает то, на что Дениска в любой другой ситуации с радостью бы согласился.)

Я сказал:

– Не хочется что-то, папа.

– Там подают воду, называется «Кахетинская». Нигде в мире не пил лучше воды.

Я сказал:

– Не хочется, папа. (Но сейчас Дениске не хочется ничего, он первый раз в жизни переживает настоящую потерю.)

Он не стал меня уговаривать. Он прибавил шагу и крепко сжал мою руку. Мне стало даже больно. Он шёл очень быстро, и я еле-еле поспевал за ним. Отчего он шёл так быстро? Почему он не разговаривал со мной? (Вы поняли, почему папа так ведёт себя? Мнения детей учитель просто выслушивает, не комментируя.) Мне захотелось на него взглянуть. Я поднял голову. У него было очень серьёзное и грустное лицо. (Отчего, как вы думаете?)

2. Обобщающая беседа.

а) Началом беседы будет последний вопрос к автору, он же – главный смысловой вопрос. Можно выслушать мнение детей, а затем в соответствии с их ответами выстроить беседу.

б)  О чём же это произведение?

Учитель записывает на доске: о новом незнакомом чувстве, которое зародилось у мальчика, о взаимопонимании между родителями и детьми.

в)  Проследим, как автор показывает пробуждение глубокого чувства

Дениски к девочке. (Сначала Дениска восторгается красотой девочки, выделяет её из всех знакомых девочек, называет особой. Всё, что делала эквилибристка, очень ему нравилось: не бегала, а плыла, он сравнивает её с птицей, с Дюймовочкой, с молнией. Дениске хочется познакомиться с девочкой, ему кажется, что и Таня заметила, выделила его. Мальчик очень хочет увидеть девочку, её образ затмевает все привычные дела. Дениска очень обеспокоен отсутствием девочки в представлении. Он называет её «моя девочка», так говорят о близком, дорогом друге. Дениска огорчился, что Таня уехала. Наверное, воспоминания о девочке долго будут согревать Дениску.)

г)  Каким мы видим Дениску после посещения цирка? (Повзрослевшим, серьёзным, способным к глубоким переживаниям.)

д) – Случайно ли то, что Дениска хотел пойти в цирк именно с папой, именно ему хотел показать девочку на шаре?

е) – Что понял Дениска, посмотрев на папино лицо? Прочитайте строчки из текста, доказывающие, что отец понимает сына, а Дениска чувствует поддержку отца и очень ему благодарен за это. Вы поняли, что такое взаимопонимание и почему оно так важно?

ж) – Как вы объясните слова одного ученика, написавшего в сочинении

«Счастье – это когда тебя понимают...»?

– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)

– Какое умение формировали?

отвечаю на вопросы, работают с текстом, формулируют свои высказывания, слушают друг друга

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

,

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Итог урока. Рефлексия

Методы: словесный.

Приемы: беседа.

2 мин

– О чём же хотел рассказать автор в этом серьёзном произведении? (О взаимоотношениях отца и сына, о взаимопонимании, о глубине чувств ребёнка.)

– Откройте с. 49 тетради, прочитайте свою запись в задании 1. Что вы хотите дописать? (Обсуждение и самостоятельная работа.)

– Что вам показалось на уроке самым интересным?

– Как бы вы оценили свою работу на уроке?

отвечаю на вопросы, формулируют свои высказывания, слушают друг друга

Домашнее задание

2 мин

Повторное чтение рассказа, самостоятельный выбор фрагмента для выразительного чтения.

Записывают домашнее задание

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока

Литературное чтение

Челябинск, 2016