Что такое взаимопонимание? по рассказу В.Драгунского «Девочка на шаре».
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме

Алешкова Светлана Викторовна

 

Краткая аннотация урока: Настоящий урок проведён  по IIчасти учебника Р.Н Бунеева, Е.В.Бунеевой «В одном счастливом детстве» (ОС Школа 2100) в ходе  работы по разделу «Мы с папой и мамой».

 

Класс, профиль: 3 класс

 

Тема урока: Что такое взаимопонимание? В.Драгунский «Девочка на шаре»

 

Тип урока: урок получения новых знаний

 

Приобретаемые навыки детей

Личностные результаты обучения:

·       (эмоциональность) формирование умения осознавать и определять свои эмоции;

·       (эмпатия) формирование умения осознавать и определять эмоции других людей, сочувствия, сопереживания;

·       формирование интереса к чтению, потребности в чтении;

·       формирование уважительного отношения к предпочтениям других людей, ориентации в нравственном содержании и смысле  своих поступков и поступках других людей.

Метапредметные  результаты обучения:

Регулятивные УУД:

·       формирование умения самостоятельно  формулировать тему и цели урока, планировать пути решения поставленной проблемы;

·       формировать умение оценивать свою работу на уроке.

Познавательные УУД:

·       формирование критического мышления ;

·       формирование умения извлекать информацию, представленную в разных формах, пользоваться  словарями, строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

·       формировать умение высказывать свои мысли в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

·       овладение диалогической и монологической речью;

·       формирование умения задавать вопросы, в совместной деятельности договариваться, приходить к общему решению.

 

 

 

Технологические особенности

 

Используемое оборудование: мультимедийный проектор, компьютер,

карточки для групповых заданий.

 

Используемые ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов :

 

1.     Карточка «Портрет В.Драгунского» на этапе актуализации знаний. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/5d52c714-8c43-4733-86d4-c0aabc9496f6/view/. Фронтальная работа учащихся в форме общего обсуждения.

2.Карточка  «Рассказ В.Драгунского «Девочка на шаре» . http://school-collection.edu.ru/catalog/res/6ca245fa-7914-4732-ade0-75480ec0bcfe/view/.Задание для работы в группах с последующим обсуждением.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka1.docx55.28 КБ
Файл prilozhenie.docx14.47 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  литературного  чтения в  3 классе по учебнику «В одном счастливом детстве» ОС «Школа 2100»  авторы Е.В. Бунеева, Р.Н. Бунеев

Тема урока: Что такое взаимопонимание?  В.Драгунский «Девочка на шаре».

Тип урока: урок получения новых знаний.

Методическая цель урока: Создать условия для продолжения знакомства с творчеством В.Драгунского.

Структура занятия:

1.Организационный момент.

2.Проверка домашнего задания.

3.Этап актуализации знаний

4.Постановка проблемы, формулирование темы урока.

5.Изучение нового материала.

6.Подведение итогов урока.

7.Рефлексия.

8.Информация о домашнем задании.

Личностные результаты обучения:

  1. (эмоциональность) формирование умения осознавать и определять свои эмоции;
  2. (эмпатия) формирование умения осознавать и определять эмоции других людей, сочувствия, сопереживания;
  3. формирование интереса к чтению, потребности в чтении;
  4. формирование уважительного отношения к предпочтениям других людей, ориентации в нравственном содержании и смысле  своих поступков и поступках других людей.

Метапредметные  результаты обучения:

Регулятивные УУД:

  1. формирование умения самостоятельно  формулировать тему и цели урока, планировать пути решения поставленной проблемы;
  2. формировать умение оценивать свою работу на уроке.

Познавательные УУД:

  1. формирование критического мышления ;
  2. формирование умения извлекать информацию, представленную в разных формах, пользоваться  словарями, строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

  1. формировать умение высказывать свои мысли в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  2. овладение диалогической и монологической речью;
  3. формирование умения задавать вопросы, в совместной деятельности договариваться, приходить к общему решению.

Применяемые технологии:

  1. технология  продуктивного чтения;
  1. технология развития критического мышления через чтение;
  2.  технология деятельностного подхода;
  3. проблемно-диалоговая технология.

Формы работы:

  1. фронтальная;
  2. групповая;
  3. самостоятельная индивидуальная.

Отбор электронных ресурсов:

  1. Работа с карточкой «Портрет В.Драгунского» на этапе актуализации знаний. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/5d52c714-8c43-4733-86d4-c0aabc9496f6/view/ №190889. Фронтальная работа учащихся в форме общего обсуждения.
  2. Работа с карточкой  Рассказ В.Драгунского «Девочка на шаре» . http://school-collection.edu.ru/catalog/res/6ca245fa-7914-4732-ade0-75480ec0bcfe/view/ №190892.Задание для индивидуальной работы или работы в группах с последующим обсуждением.

Ход урока:

I.Организационный момент.

Вот опять звенит звонок.

Он позвал нас на урок.

А когда звенит звонок,

Не приглашая на урок?

Ответы детей: (Звонок может звенеть в театре, в цирке).

Всех прошу вас сесть, друзья,

Ведь без знаний жить нельзя.

Мы начнём сейчас урок.

Он пойдёт ребятам впрок.

II. Проверка домашнего задания.

Чтение стихотворения А.Барто «Перед сном» наизусть.

- От чьего имени написано стихотворение?

- О чём хочет поговорить с мамой герой стихотворения?

- Какова главная мысль стихотворения? (Ребёнку не хватает внимания родителей).

III.Актуализация знаний.

  1. Что общего ?

«Кот в сапогах», «Англичанин Павля», «Сестра моя Ксения», «Он живой и светится», «Бы…»

Ответы детей: Их автор Виктор Драгунский.

-Что вы знаете о Викторе Драгунском?

Ответы детей :Героем его рассказов был его сын Денис.

2.Работа с карточкой единой коллекции ЦОР «Портрет В.Драгунского» .

Фронтальная беседа:

а) работа с цитатой А.Драгунской карточки.

-Каким был писатель ,судя по цитате?(отзывчивым, писал письма в ответ детям).

-Как вы понимаете его девиз «Дружба! Верность! Честь!»

Ответы детей.

б) работа с высказыванием Юрия Нагибина. Почему писатель называл В.Драгунского писателем «щедрым и радостным»?

-Что ещё вы знаете о писателе?

Затруднение.

3.Метод  «Чтение с пометами».

Самостоятельная работа с карточками «Биография Виктора Драгунского».(Приложение)

При чтении биографии карандашом выставлять пометки на полях. Слайд 2.

  1. – уже знал
  2. - узнал новое
  3. ? – хочу узнать

Самостоятельное  чтение биографии с пометами. Презентация Слайд 3.

4.Проверка.

- Что знали раньше?

Писатель писал много для детей. Самое известная его книга «Денискины рассказы». В Драгунский родился в 1913 году, умер в 1972 году.

Откуда это узнали ?

-По карточке «Портрет В.Драгунского» там были даты его рождения и смерти.

-Что узнали нового? Проверка .Слайд 4

Родился писатель в Нью-Йорке в еврейской семье переселенцев из России. Позднее они вернулись в Россию и жили в Гомеле. Во время войны отец Виктора умер от тифа.

В молодости В.Драгунский работал учеником токаря и шорником.Учился актёрскому мастерству в «Литературно-театральных мастерских» . После окончания  был принят в Театр транспорта . Позднее стал актёром Театра сатиры.

С 1940 года публикует фельетоны и юмористические рассказы, позже собранные в сборник «Железный характер» , пишет песни, интермедии, клоунады, сценки для эстрады и цирка.

   Во время Великой Отечественной войны Драгунский выступал с фронтовыми концертными бригадами. Работал в цирке клоуном, потом вернулся в театр.

   С 1959 года Драгунский пишет весёлые рассказы про вымышленного мальчика Дениса Кораблёва и его друга Мишку Слонова .

  Кроме того, Драгунский был сценаристом фильма «Волшебная сила искусства », в нём   также есть  герой- Дениска Кораблёв.

   Виктор Драгунский писал  произведения и для взрослых тоже. В 1961 году вышла повесть «Он упал на траву» о  первых днях войны и повесть «Сегодня и ежедневно» о жизни работников цирка.

-Какие же произведения для детей написал В.Драгунский?

Ответы детей.

Проверка. Слайд 5.

-Так кто же такой Виктор Драгунский?

Составление кластера Презентация .Слайд 6.

IV.Постановка проблемы,  формулирование темы урока.

1.Задание.Презентация.Слайд 7.

Проверка. Известно вам значение этого слова?

Дети пытаются объяснить. Возникает затруднение.

-На какой же вопрос предстоит нам ответить на уроке?

Ответы учащихся .

Проблемный вопрос.

-Что такое взаимопонимание?

-Как вы думаете, с чьим произведением мы сегодня будем знакомиться?

Ответы детей.

- С произведением Виктора Драгунского.

V.Изучение нового материала.

-Откройте учебник на странице 130 и посмотрите на иллюстрацию. Кто на ней изображён?

1.Методический приём Антиципация.

-Как вы думаете, где будут происходить события?

-Предположите, кто же эта- девочка на шаре?

Методический приём Чтение с остановками.

2.Чтение 1 части рассказа про себя.

Ответы на  вопросы во время остановок.

-Кто выступает  роли рассказчика?

-Что вы узнали об Алёнке?

-Каким вы увидели Дениску?

-Какие строчки вызвали улыбку? Почему?

3.Чтение 2 части рассказа (жужжащее).

Лексическая работа.

Объясните выражения и слова:

Угодил тётеньке- попал.

Арена-сцена в цирке.

Жонглёр -цирковой артист.

Суматоха-неразбериха.

Не причёска, а нахлобучка -взъерошенные волосы.

Ответ на вопрос после чтения.

-Что больше всего понравилось Дениске в цирке?

4.Чтение 3 части вслух по цепочке.

После чтения для работы в парах задание карточки ресурса ЦОР «Рассказ В.Драгунского Девочка на шаре» для 1-го ряда.

Для 2-го,3-го ряда –фронтальная работа. Ответы на вопросы после чтения.

-Какое открытие поразило Дениску?

-Почему Денис испугался?

-Какое настроение  возникло у вас при чтении?

Ответы пар. На вопрос карточки.

5.Чтение 4 части чтение по абзацам.

-Почему Дениске не понравилось выступление львов?

-О чём спросил папа?

-Чему удивилась мама?

6.Чтение 5 части про себя.

- О чём мечтал всю неделю Дениска?

-Как назвал он неделю ожидания?

-Сравните, как отнёсся к выступлению циркачей Дениска, а как папа?

7.Чтение 6 части хорошо читающими учениками.

-Что Дениска узнал об эквилибристке?

-Как папа хотел отвлечь Дениску от грустных мыслей?

-Почему Дениска предложил уйти?

-Предполагал ли  это папа?

-Почему не смотря на то, что папе было интересно в  цирке, он выполнил Денискину просьбу уйти домой?

-Как вы считаете, можно ли сказать, что папа понимает Дениску?

-Счастливый ли Дениска?

8.Чтение части 7 по цепочке. В начале работы над частью две пары получают задание работы со словарями.

Задание. Работа в парах.

Пара 1.

Работа со словарём: «Словарь» Ожегова С.И., Н.Ю.Шведова.

Пара 2.

Работа со «Словарём русских синонимов».

Найдите значение слова взаимопонимание.

Ответы на вопросы после чтения.

-Что думал Дениска по дороге домой?

-Что предложил ему папа? Зачем?

-Что понял Дениска, посмотрев на папино лицо?

-Переживал ли папа за Дениса?

-Как можно назвать отношения отца к сыну?(взаимопонимание)

Что такое взаимопонимание?

Ответы пар. Проверка. Слайд 8.

VI. Итог урока.

1.-Как вы понимаете, что такое взаимопонимание между родителями и детьми?

Ответы детей.

Составление синквейна.

1. Написать  1 имя существительное по теме.

2. 2 имени прилагательных

3. 3 глагола.

4. Предложение

5. Слово-смысл темы.

VII.Рефлексия.

-Оцените свою работу на уроке.

Попробуйте оценить свою работу на уроке по 10-бальной шкале.

* Обязательно

Начало формы


Вопрос 1 * Как я усвоил материал?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Вопрос 2 * Как я работал на уроке?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


Конец формы

На основе Документов Google

-Что понравилось на уроке?

-Что запомнилось больше всего?

-Что показалось вам лишним?

Домашнее задание.

1 ряд. Как вы думаете, что может произойти через несколько лет. Составьте продолжение рассказа.

2 ряд. Озаглавить части текста.

3 ряд. Составить цитатный план.



Предварительный просмотр:

Биография В.Драгунского.

  Родился 30 ноября 1913 года в Нью-Йорке, в еврейской семье переселенцев из России. Вскоре после этого родители вернулись на родину и обосновались в Гомеле. Во время войны отец Виктора умер от тифа.

   Драгунскому надо было зарабатывать на жизнь самостоятельно. После школы он поступил учеником токаря на завод «Самоточка», откуда его вскоре уволили за трудовую провинность. Устроился учеником шорника на фабрику «Спорт-туризм» (1930).

    Поступил в «Литературно-театральные мастерские» (руководитель А.Дикий) учиться актерскому ремеслу. После окончания курса был принят в Театр транспорта (ныне Театр им. Н.В.Гоголя). Позднее выступавший на смотре молодых талантов актер был приглашен в Театр сатиры.

С 1940 года публикует фельетоны и юмористические рассказы, позже собранные в сборник «Железный характер» (1960); пишет песни, интермедии, клоунады, сценки для эстрады и цирка.

   Во время Великой Отечественной войны Драгунский был в ополчении, затем выступал с фронтовыми концертными бригадами. Немногим более года работал в цирке клоуном, потом вернулся в театр.

   С 1959 года Драгунский пишет весёлые рассказы про вымышленного мальчика Дениса Кораблёва и его друга Мишку Слонова под общим названием «Денискины рассказы», по мотивам которых выходят фильмы «Весёлые истории» (1962 г.), «Девочка на шаре» (1966 г.), «Денискины рассказы» (1970 г.), «По секрету всему свету» (1976), «Удивительные приключения Дениса Кораблёва» (1979 г.), короткометражки «Где это видано, где это слыхано», «Капитан», «Пожар во флигеле» и«Подзорная труба» (1973 г.). Эти рассказы принесли их автору большую популярность.  Имя Дениска было выбрано не случайно — так звали его сына.

  Кроме того, Драгунский был сценаристом фильма «Волшебная сила искусства (1970)», в котором в качестве героя также выведен Дениска Кораблёв.

   Виктор Драгунский писал прозаические произведения и для взрослых тоже. В 1961 году вышла повесть «Он упал на траву» о самых первых днях войны и повесть «Сегодня и ежедневно» (1964), посвящённая жизни работников цирка.

Писатель умер в Москве 6 мая 1972 года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение. Урок-мастерская. 3 класс. Тема: "Счастье - это когда тебя понимают..." Завершение работы над рассказом В. Драгунского "Девочка на шаре".

Урок призван совершенствовать не только навыки чтения, но и развивать речевые умения , мышление , внимание.Дети составляя ребус , задумываются над вопросом: - Ненависть, любовь, сострадание, грусть. К...

В.Драгунский "Девочка на шаре"

Презентация к уроку  литературного чтения в 3 классе  "Что такое взаимопонимание?" по расказу В.Драгунского "Девочка на шаре"....

Конспект урока литературного чтения. Тема : В. Ю. Драгунский «Девочка на шаре»

Цель урока: 1.Познакомить с одним из серьезных произведений В. Драгунского «Девочка на шаре».2.Отрабатывать выразительность чтения, грамотно строить предложения, выражать свои мысли в устной фор...

В. Драгунский "Девочка на шаре" УМК "Школа 2100" 3 класс

Этот урок получился очень эмоциональным. Хочется предупредить. что урок готовился как конкурсный на конкурсе "Учитель года Башкортостана -2014". Поэтому каждый учитель может его переделать немно...

интегрированный урок изо+литература "Девочка на шаре"

урок интегрированный изо и литература...

Технологическая карта урока по литературному чтению, 3 класс по теме "Девочка на шаре"

Предмет: литературное чтениеТема урока: «Девочка на шаре»Цели урока: совершенствование навыков выразительного, осознанного чтения, учить понимать и чувствовать язык произведения;Планируемые резу...