Конспект урока литературного чтения (внеклассное) Х.К. Андерсен "Девочка со спичками" 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Конспект урока литературного чтения (внеклассное) Х.К. Андерсен "Девочка со спичками" 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_devochka_so_spichkami.docx32.11 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 3 классе

Зимняя сказка Г.Х. Андерсена «Девочка со спичками»

Цели: познакомить детей с новой «печальной» сказкой Г.Х. Андерсена «Девочка со спичками; учить сравнивать и делать логические выводы; учить сопереживать и сочувствовать тому, кто в этом нуждается; развивать образное и творческое мышление.

Ход урока

I. Организационный момент

Слайд 1

        Сегодня мы вновь принимаем гостей. Это люди, за плечами которых богатый жизненный опыт. У них есть дом, семья, профессия, любимая работа. Они точно знают, что такое СЧАСТЬЕ. И я думаю, что в ходе урока гости помогут нам ответить на очень непростые вопросы.

       Для начала проверим ваше эмоциональное состояние. Перед вами лежат красные, жёлтые и синие шарики. Если у вас радостное настроение, то прикрепите к ёлочке красный шарик, если приятное – жёлтый, а  если грустное – синий.

      Большинство выбрали красный цвет – символ радости, счастья и благополучия.

II. Введение в тему.

Слайд 2

       Я долго думала, как начать урок и решила с притчи.

        Шёл снег. Зимой это обычное дело. Погода была безветренной, и большие пушистые снежинки неспешно кружили в причудливом танце, медленно приближаясь к земле. Две снежинки, летевшие рядом, решили затеять разговор. Боясь потерять друг друга, они взялись за руки, и одна из них весело говорит:

— Как хорошо лететь, наслаждаться полётом!

— Мы не летим, мы просто падаем, — грустно отвечала вторая.

— Скоро мы встретимся с землёй и превратимся в белое пушистое покрывало!

— Нет, мы летим навстречу гибели, а на земле нас просто растопчут.

— Мы станем ручьями и устремимся к морю. Мы будем жить вечно! — сказала первая.

— Нет, мы растаем и исчезнем навсегда, — возражала ей вторая.

     

       Наконец им надоело спорить. Они разжали руки, и каждая полетела навстречу судьбе, которую выбрала сама.

В чём смысл этой притчи?

Слайд 3

Слайд 4 (а)                  УЧЕБНИК стр. 141

       «Как холодно было в этот вечер! Шёл снег, и сумерки сгущались. А вечер был последний в году – канун Нового года…»

Слайд 4 (б)

       Так начинается замечательная зимняя сказка Х. К. Андерсена «Девочка со спичками», с которой мы сегодня познакомимся. Но прежде вспомните и расскажите, что вам известно о самом писателе, его жизни и творчестве?

      Ученик 1. ХансКристиан Андерсен родился в 1805 году в старом датском городе Оденсе в семье сапожника. Рос в бедности. Единственной гордостью семьи Андерсенов была необыкновенная чистота в их доме.

      Ученик 2. Мальчик рано узнал сказки своего народа и ещё в детстве стал придумывать свои сказки и стихи.

      Ученик 3. Ханс всегда стремился учиться. Но из-за бедности стал обучаться в гимназии, когда ему было уже 18 лет. Несмотря на постоянную нужду, Андерсен окончил не только гимназию, но и университет.

Слайд 5

       Сказки Андерсена стали достоянием всего мира. ХансКристиан стал верным другом и добрым советчиком всех детей на земле, а значит и всех людей. Потому что все взрослые были когда-то детьми. В сказках Андерсена заложено много мудрых и глубоких мыслей, они доставляют нам радость всегда – до самой глубокой старости. Они отличаются добротой и человечностью. В этих сказках рядом живут слёзы и смех, горе и радость – всё как в настоящей жизни.

Слайд 6

       Андерсен был великий сказочник и отлично понимал, что даже самая волшебная сказка должна отражать жизнь. А жизнь этот необыкновенный человек знал очень хорошо. И не случайно великому сказочнику, «Королю сказок», в столице Дании Копенгагене воздвигнуто несколько памятник.

Слайд 7

       Сказку «Девочка со спичками» я прочитала сравнительно недавно. Прочитала – и теперь уже никогда не смогу забыть!

Как вы думаете, о чём эта сказка?

Она весёлая или грустная?

       Сегодня вы узнаете очень грустную историю. Во время чтения можете плакать. Вернее, можете даже не плакать. Если сможете.

III. Новый материал.

1).Чтение сказки «Девочка со спичками».

2). Беседа по содержанию сказки.

Слайд 8 (а)                          

  1. Какое впечатление произвела на вас прочитанная сказка?
  2. О чём эта сказка? Сказка повествует о маленькой продавщице спичек, которая замерзает в канун Нового года, предпочитая, не возвращаться домой из страха перед жестоким отцом.

Слайд 8 (б)

 СВЕЧА      Пламя спички, загораясь, ярко освещало две абсолютно разные стороны жизни. У одних в жизни было всё: теплый дом, жареный гусь, рождественская ёлка, любимая бабушка. У других не было ничего. Им оставалось об этом только мечтать.

       Давайте попробуем изобразить графически, а потом и в цвете эти две стороны жизни.

  1. Нарисуйте круг и разделите его пополам.

Первая половина – это жизнь нашей героини.

Из чего она состоит?

Слайд 9 (видео)

     Поможет вам в этом мультфильм, снятый американскими мультипликаторами по одноимённой сказке Андерсена в 2006 году.

Слайд 10 (а)

Дети просматривают мультфильм и одновременно записывают в круг: холодный чердак, голод, потеря любимой бабушки, побои отца, страх…

Слайд 10 (б)

Вторая половина – это жизнь, которую девочка видит в ярко освещённых окнах богатых домов.

  1. Дети записывают: тёплая комната, горячая печка, жареный гусь с черносливом и яблоками, рождественская ёлка, праздник…

А теперь закрасьте обе половинки, используя цвета, наиболее точно передающие обе стороны жизни.

       Для девочки эти обе стороны жизни тоже существовали. Но каким образом? Первая половина – это реальная настоящая её жизнь, а вторая – та, о которой героиня мечтала. Только волшебные спички могли дать ей возможность увидеть её. Когда они гасли, всё исчезало. Волшебство заканчивалось.

Слайд 11 (а)

 СТР. 144                  

      И всё-таки конец сказки не кажется мне мрачным, безысходным. Почему?

Слайд 11 (б)

      «озарённые светом и радостью, обе они вознеслись высоко-высоко – туда, где нет ни холода, ни голода, ни страха…»

Слайд 12 (а) 

СТР. 144                    

      «никто не знал, какие чудеса она видела, среди какой красоты они вместе с бабушкой встретили Новогоднее счастье.»

Слайд 12 (б)

  1. В чём же заключалось её «Новогоднее счастье»? Она оказалась рядом с тем, кто любил её, заботился о ней. Девочка перестала мучиться.

Очень жаль, что своё Счастье героиня нашла

не в реальной жизни.

Слайд 13

      Как вы думаете, что хотел сказать читателям Х.К. Андерсен? Только ли хотел разжалобить их? Он хотел показать, что не всем живётся хорошо. Многие страдают. Их жизнь мрачная, как вторая половина нарисованного нами круга.

      Автор своим произведением, написанным в 1848 году, хотел привлечь внимание к проблемам жизни детей.

Слайд 14

       Спустя 100 лет, 10 декабря 1948 года была принята Всеобщая декларация прав человека. 26 статья этой декларации говорит о том, что Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния.

Актуальна ли сейчас сказка Андерсена? Да

      Несмотря на частые невзгоды, ХансуКристиану выпало на долю подлинное счастье быть обласканным своим народом. Он был поэтом бедняков, несмотря на то, что короли считали за честь пожать его руку. И в наши дни сказки Андерсена остаются любимыми сказками, потому, что …

Слайд 15

Слайд 16

       Президент России В.В. Путин в ходе выступления перед Федеральным собранием, вчера, 12 декабря сказал: «Наше общество испытывает дефицит милосердия, сочувствия, сострадания друг к другу»

Слайд 17

IV. Домашнее задание.

      Я предлагаю вам дома придумать какое-нибудь чудо, которое бы изменило жизнь девочки. Сочините свой конец сказки, и пусть он будет счастливым.

V. Итог урока.

Слайд 18

       Спасибо всем! И вам, ребята, вы молодцы, и вам, уважаемые гости. Помните, стараясь о счастье других, мы находим своё собственное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения по теме "Стихи Н.Матвеевой", 4 класс.

Цель урока - знакомство с творчеством Н. Матвеевой, формирование умения работать с поэтическим произведением. ( УМК "Школа 2100")...

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ НА ТЕМУ: «Грачи открыли весну» 3 класс

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА  УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТехнология формирования правильного типа читательской деятельности...

Конспект урока литературного чтения "В.Г.Сутеев "Под грибом", 1 класс, УМК "Начальная школа 21 века"

Конспект урока литературного чтения "В.Г.Сутеев "Под грибом", 1 класс, УМК "Начальная школа 21 века"...

Конспект урока литературного чтения С. Козлов "Звуки и голоса" 3 класс

Технологическая карта и презентация урока литературного чтения по теме С. Козлов "Звуки и голоса" УМК Перспективная начальная школа...

Конспект урока литературного чтения С.В. Михалков «Мой щенок» 2 класс Школа России

Предмет: Литературное чтениеКласс: 2Тема урока: С.В. Михалков «Мой щенок»Цели урока:- расширять знакомство детей с творчеством СВ. Михалкова;- учить анализировать текст, подтверждать высказывания цита...

Конспект урока литературного чтения по теме: А.Куприн " Слон"(3 класс)

На данном уроке используются различные творческие задания, сочетается коллективная и индивидуальная работа, работа в группах. На уроке присутствует викторина, электронная физминутка, в конце урока пок...