Главные вкладки

    Технологическая карта урока по литературному чтению на тему «О ВЕСНА, БЕЗ КОНЦА И БЕЗ КРАЮ…»
    план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

    Руссулова Татьяна Вячеславовна

    Тема раздела: «О ВЕСНА, БЕЗ КОНЦА И БЕЗ КРАЮ…»

    Тема: Введение в раздел. Как приходит весна? (Стихотворения А. Макаревича «Снег», Ф. Тютчева «Ещё земли печален вид…», А. Блока «Ветер принёс издалёка…»)

    Цели:

     • воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

     • осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

     самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

     высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему). 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc75 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема раздела: «О ВЕСНА, БЕЗ КОНЦА И БЕЗ КРАЮ…»

    Тема: Введение в раздел. Как приходит весна? (Стихотворения А. Макаревича «Снег», Ф. Тютчева «Ещё земли печален вид…», А. Блока «Ветер принёс издалёка…»)

    Цели:

     • воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

     • осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

     • самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

     высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).

    Этапы урока

    Ход урока

    Формирование УУД,

    ТОУУ

    Ι. Актуализация знаний.

    1. 2

    - Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Хорошего вам настроения и успехов! Садитесь.

    1. Начнём урок с проверки домашнего задания.

    Чтение наизусть стихотворений о веселье и смехе (3 человека рассказывают стихи).

    Затем выставка иллюстраций (организовать до начала урока).

    - Посмотрите, какую чудесную выставку иллюстраций организовали ребята нашего класса по изученному разделу «День смеха».

    - А теперь начинаем работу с новым разделом, который тоже очень интересный и познавательный. Мы будем и смеяться и радоваться и веселиться.

    2. Введение в раздел.

    - Но чтобы узнать, о чём будет наш раздел, отгадайте загадку.

    Пришла, улыбнулась – утихли метели,

    Позванивать стал колокольчик капели.

    Река пробудилась, растаяли льды,

    Наряд белоснежный надели сады.

    Движения полна. Зовут её… (весна).

    – Какие весенние приметы услышали вы в загадке?

    – Назовите весенние слова. (Капель, ледоход, половодье, ручьи, грачи, проталины и др.)

    – Как же природа извещает о приходе весны? Послушайте об этом строчки из стихов известных поэтов.

    Они (воды) гласят во все концы:                               «Кли-кли» – журавли

    «Весна идёт, весна идёт!                                           Закурлыкали вдали.

    Мы молодой весны гонцы,                                          Под крылом своим они

    Она нас выслала вперёд!»                                           В дом весну к нам принесли.

                         Ф. Тютчев                                                                              О. Туманян

    Он (жаворонок) голосисто с вышины                                Травка зеленеет,

    Поёт, на солнышке сверкая:                                               Солнышко блестит;

    «Весна пришла к нам молодая,                                           Ласточка с весною

    Я здесь пою приход весны!»                                                В сени к нам летит.

                          В. Жуковский                                                                      А. Плещеев

    И песня зяблика слышна:

    – Пришла весна, пришла весна!

                           В. Алфёров

    – Что бы вы изобразили на развороте учебника, прослушав эти стихотворения?

    Предположения детей.

    - Хорошо, ребята. Вот вы отгадали загадку, назвали приметы весны, прослушали стихотворения известных авторов о том, как весна извещает о приходе весны. А теперь давайте назовём тему урока. («Весна. Приметы весны. Приход весны»).

    - А какие же цели урока можно сформулировать?

     (1. Развиваем умения навыков работы с текстом; 2. Развитие навыка смыслового чтения.)

    Затем ученики открывают учебник на с. 176–177 и сравнивают со своими предположениями.

    Познавательные УУД

    1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

    2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

    3. Ориентироваться на развороте учебника.

    4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

    II. Развитие умений.

    2  4  2  3  2  1  4

    1. Работа со стихотворением А. Макаревича «Снег».

    1. Первичное чтение (про себя).

    – Какие картины представили?

    2. Повторное чтение вслух и размышления по ходу чтения.

    Снег.

    Город почти ослеп. (Как это? Что вы представляете? – Идёт густой снег, и ничего не видно.)

    Свет.

    Красок на свете нет –

    Есть только белый цвет. (Почему? –  Всё покрыто снегом.)

    После 1-й строфы:

    – Какой приём использует автор, чтобы описать город? (Сравнение.)

    – Какую картину вы представили?

    – Какие слова особо выделил автор? Как он это сделал? (Это слово одно на строчке.) Они особо значимые для автора, их при чтении вслух необходимо выделить.

    2-я строфа. После 1-го предложения:

    – Согласны ли вы с автором?

    После 2-го предложения:

    – С чем опять автор сравнивает город? Как вы догадались? (Город – корабль, который плывёт по весенней воде.)

    После 3-го предложения:

    – Можете ли вы ответить на вопрос автора? (Автор, по-видимому, думает не только о солнечном тепле, но и о человеческом тепле, доброте.)

    После чтения до конца:

    – Когда снег был сильней? (Зимой, но автор говорит: «у снега короткий век» – и удивляется быстрому штурму весны – лишь за пять тёплых дней снег исчез без следа.)

    – Можете ли вы предположить, когда написал автор это стихотворение: зимой или весной? (Зимой, а о весне он пишет в будущем времени.)

    3. Выразительное чтение.

    Затем дети читают про себя, потом вслух.

    4. Прослушивание песни в исполнении автора.(Клип «Снег», 1мин.40сек.)

    После прослушивания:

    – Какие чувства хотел передать автор читателям, слушателям? (Зима не вечна, весна быстро изменяет облик земли, облик города.)

    – Понравилась ли вам музыка? Почему это не быстрая, торжественная мелодия? Какое время суток вам представлялось, когда слушали песню? А как это у художника?

    2. Работа со стихотворением Ф. Тютчева «Ещё земли печален вид...».

    – Андрей Макаревич – наш современник. А какой видит весну Ф. Тютчев? Посмотрите на год создания стихотворения. Сравните с предыдущим стихотворением. Какую же картину увидел Ф. Тютчев более 150 лет назад, как он её нарисовал словами?

    1. Чтение стихотворения про себя, затем вслух.

    2. Анализ стихотворения.

    – Вы заметили, что в этом стихотворении слышны два мотива: «ещё» (то есть то, что сейчас, зимой) и «но» (ощущение скорой весны). Попробуем услышать эти мотивы, перечитаем стихотворение.

    ещё                                                                                     но

    • печален вид                                                            • весною дышит

    • мёртвый стебель (т.е. сухая                                  • колышет

    прошлогодняя трава)                                               • шелестит (т.е. есть движение)

    • природа не проснулась                                         • сон редеющий

    • улыбнулась

    – Поэт чувствует каждое движение в природе. Весны ещё нет, но природа сквозь зимний сон слышит её приближение и улыбается. Этот знакомый уже нам приём называется… (олицетворение).

    3. Выразительное чтение.

    - Следующее стихотворение написал А. Блок «Ветер принёс издалёка...».

    3. Работа со стихотворением.

    1. Чтение стихотворения про себя.

    – Какие картины представили? Какую музыку услышали? (Вой ветра, плач бури, звуки весны: журчание ручья, звон капели…)

    2. Чтение вслух и размышления по ходу чтения.

    1-я строфа:

    – Какую песню принёс ветер? Как она звучит? (Робко, слабо…)

    – Что слышится в ней? (Звуки, напоминающие весну.)

    – Какую картину вы представили, прочитав две последние строчки?

    2-я строфа:

    – Что значит бездонная лазурь? (Чрезвычайно глубокая синева неба.)

    – Как автор говорит о конце зимы?

    3-я строфа:

    – Что чувствует автор с наступлением весны? (Робкую надежду. Он слышит звучание песни. С каждым днём весна смелее вступает в свои права.)

    3. Выразительное чтение.

    4. Сравнение прочитанных стихотворений.

    – В каждом стихотворении поэты по-своему рисуют приход весны. В каком из них вы увидели картины будущей весны, ранней весны?

    – Кто из авторов, на ваш взгляд, сумел нарисовать портрет весны?

    – В каком стихотворении вы увидели весну? Услышали весенние звуки? Почувствовали её дыхание?

    – Какое стихотворение вам хочется перечитать?

    – Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)

    - Какие цели мы ставили в начале урока?

    -  Мы достигли эти цели?

    Личностные результаты

    1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

    2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

    3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

    Регулятивные УУД

    1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

    2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

    3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

    4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

    Коммуникативные УУД

    1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

    2. Выразительно читать и пересказывать текст.

    3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

    4. Умение работать в паре и в группах.

    ΙΙΙ. Итог.

    Рефлексия.

    – Как бы вы оценили свою работу на уроке?

    - На доске изображено солнышко. Но с ним что-то не так. Чего-то не хватает. Чего же? Правильно, ребята. Не хватает лучиков. Давайте же поможем солнышку засиять так ярко, чтобы  света и тепла хватило всем присутствующим на нашем уроке. На партах лежат лучики разного цвета. Луч желтого цвета говорит о том, что урок был очень интересный, и вы получили много полезной информации. Луч голубого цвета означает, что урок был интересный, но иногда было скучно. Красный луч означает, что урок был неинтересным.

    IV. Домашнее задание.

    1. Выучить стихотворение по выбору.

    2. Написать мини – сочинение  «О весне».

    3. Нарисовать иллюстрацию к любому стихотворению.

    Какие  пословицы вы бы отнесли к нашему  уроку?

    Май леса наряжает и лето в гости поджидает.

    В сентябре одна ягода, да и та горькая рябина.

    Хороший снежок урожай сбережёт.

    Кто весною потрудится, тот осенью повеселится.

    Спасибо, мороз, что снегу нанёс.

    Сентябрь холоден, да сыт.

    Что летом родится, зимой пригодится.

    Май холодный — год хлебородный.

    Лето припасает, зима поедает.

     © ООО «Баласс», 2014                                                                                                                                                                                                                                            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

    Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

    Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

    Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

    Презентация к уроку литературного чтения по теме:«О весна, без конца и без краю…» Как приходит весна?

    Презентация к уроку литературного чтения по теме:«О весна, без конца и без краю…» Как приходит весна? Часть 2. Пришлось разделить....

    Презентация к уроку литературного чтения по теме:«О весна, без конца и без краю…» Как приходит весна?

    Презентация к уроку литературного чтения по теме:«О весна, без конца и без краю…» Как приходит весна? Часть 3....

    Технологическая карта урока по литературному чтению во 2 классе "Весна-Красна" (Отрывок из сказки "Четыре художника") .По Г. Скребицкому по УМК "Школа России".

    Технологическа карта по литературному чтению во 2 классе "Весна-Красна" (Отрывок из сказки "Четыре художника") По Г. Скребицкому  по УМК "Школа России"....

    Технологическая карта урока по литературному чтению на тему "Обобщение и проверка знаний по разделу "Люблю природу русскую. Весна" 2 класс

    Тема: Обобщение и проверка знаний по разделу «Люблю природу русскую. Весна.»Цели деятельности учителя: обобщение знаний детей «Люблю природу русскую. Весна»Планируемые результа...