Технологическая карта урока по литературному чтению на тему «О ВЕСНА, БЕЗ КОНЦА И БЕЗ КРАЮ…»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Тема раздела: «О ВЕСНА, БЕЗ КОНЦА И БЕЗ КРАЮ…»
Тема: Введение в раздел. Как приходит весна? (Стихотворения А. Макаревича «Снег», Ф. Тютчева «Ещё земли печален вид…», А. Блока «Ветер принёс издалёка…»)
Цели:
• воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
• осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема раздела: «О ВЕСНА, БЕЗ КОНЦА И БЕЗ КРАЮ…»
Тема: Введение в раздел. Как приходит весна? (Стихотворения А. Макаревича «Снег», Ф. Тютчева «Ещё земли печален вид…», А. Блока «Ветер принёс издалёка…»)
Цели:
• воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
• осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД, ТОУУ |
Ι. Актуализация знаний. |
- Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Хорошего вам настроения и успехов! Садитесь. 1. Начнём урок с проверки домашнего задания. Чтение наизусть стихотворений о веселье и смехе (3 человека рассказывают стихи). Затем выставка иллюстраций (организовать до начала урока). - Посмотрите, какую чудесную выставку иллюстраций организовали ребята нашего класса по изученному разделу «День смеха». - А теперь начинаем работу с новым разделом, который тоже очень интересный и познавательный. Мы будем и смеяться и радоваться и веселиться. 2. Введение в раздел. - Но чтобы узнать, о чём будет наш раздел, отгадайте загадку. Пришла, улыбнулась – утихли метели, Позванивать стал колокольчик капели. Река пробудилась, растаяли льды, Наряд белоснежный надели сады. Движения полна. Зовут её… (весна). – Какие весенние приметы услышали вы в загадке? – Назовите весенние слова. (Капель, ледоход, половодье, ручьи, грачи, проталины и др.) – Как же природа извещает о приходе весны? Послушайте об этом строчки из стихов известных поэтов. Они (воды) гласят во все концы: «Кли-кли» – журавли «Весна идёт, весна идёт! Закурлыкали вдали. Мы молодой весны гонцы, Под крылом своим они Она нас выслала вперёд!» В дом весну к нам принесли. Ф. Тютчев О. Туманян Он (жаворонок) голосисто с вышины Травка зеленеет, Поёт, на солнышке сверкая: Солнышко блестит; «Весна пришла к нам молодая, Ласточка с весною Я здесь пою приход весны!» В сени к нам летит. В. Жуковский А. Плещеев И песня зяблика слышна: – Пришла весна, пришла весна! В. Алфёров – Что бы вы изобразили на развороте учебника, прослушав эти стихотворения? Предположения детей. - Хорошо, ребята. Вот вы отгадали загадку, назвали приметы весны, прослушали стихотворения известных авторов о том, как весна извещает о приходе весны. А теперь давайте назовём тему урока. («Весна. Приметы весны. Приход весны»). - А какие же цели урока можно сформулировать? (1. Развиваем умения навыков работы с текстом; 2. Развитие навыка смыслового чтения.) Затем ученики открывают учебник на с. 176–177 и сравнивают со своими предположениями. | Познавательные УУД 1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. 2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. 3. Ориентироваться на развороте учебника. 4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. |
II. Развитие умений. | 2 4 2 3 2 1 4 1. Работа со стихотворением А. Макаревича «Снег». 1. Первичное чтение (про себя). – Какие картины представили? 2. Повторное чтение вслух и размышления по ходу чтения. Снег. Город почти ослеп. (Как это? Что вы представляете? – Идёт густой снег, и ничего не видно.) Свет. Красок на свете нет – Есть только белый цвет. (Почему? – Всё покрыто снегом.) После 1-й строфы: – Какой приём использует автор, чтобы описать город? (Сравнение.) – Какую картину вы представили? – Какие слова особо выделил автор? Как он это сделал? (Это слово одно на строчке.) Они особо значимые для автора, их при чтении вслух необходимо выделить. 2-я строфа. После 1-го предложения: – Согласны ли вы с автором? После 2-го предложения: – С чем опять автор сравнивает город? Как вы догадались? (Город – корабль, который плывёт по весенней воде.) После 3-го предложения: – Можете ли вы ответить на вопрос автора? (Автор, по-видимому, думает не только о солнечном тепле, но и о человеческом тепле, доброте.) После чтения до конца: – Когда снег был сильней? (Зимой, но автор говорит: «у снега короткий век» – и удивляется быстрому штурму весны – лишь за пять тёплых дней снег исчез без следа.) – Можете ли вы предположить, когда написал автор это стихотворение: зимой или весной? (Зимой, а о весне он пишет в будущем времени.) 3. Выразительное чтение. Затем дети читают про себя, потом вслух. 4. Прослушивание песни в исполнении автора.(Клип «Снег», 1мин.40сек.) После прослушивания: – Какие чувства хотел передать автор читателям, слушателям? (Зима не вечна, весна быстро изменяет облик земли, облик города.) – Понравилась ли вам музыка? Почему это не быстрая, торжественная мелодия? Какое время суток вам представлялось, когда слушали песню? А как это у художника? 2. Работа со стихотворением Ф. Тютчева «Ещё земли печален вид...». – Андрей Макаревич – наш современник. А какой видит весну Ф. Тютчев? Посмотрите на год создания стихотворения. Сравните с предыдущим стихотворением. Какую же картину увидел Ф. Тютчев более 150 лет назад, как он её нарисовал словами? 1. Чтение стихотворения про себя, затем вслух. 2. Анализ стихотворения. – Вы заметили, что в этом стихотворении слышны два мотива: «ещё» (то есть то, что сейчас, зимой) и «но» (ощущение скорой весны). Попробуем услышать эти мотивы, перечитаем стихотворение. ещё но • печален вид • весною дышит • мёртвый стебель (т.е. сухая • колышет прошлогодняя трава) • шелестит (т.е. есть движение) • природа не проснулась • сон редеющий • улыбнулась – Поэт чувствует каждое движение в природе. Весны ещё нет, но природа сквозь зимний сон слышит её приближение и улыбается. Этот знакомый уже нам приём называется… (олицетворение). 3. Выразительное чтение. - Следующее стихотворение написал А. Блок «Ветер принёс издалёка...». 3. Работа со стихотворением. 1. Чтение стихотворения про себя. – Какие картины представили? Какую музыку услышали? (Вой ветра, плач бури, звуки весны: журчание ручья, звон капели…) 2. Чтение вслух и размышления по ходу чтения. 1-я строфа: – Какую песню принёс ветер? Как она звучит? (Робко, слабо…) – Что слышится в ней? (Звуки, напоминающие весну.) – Какую картину вы представили, прочитав две последние строчки? 2-я строфа: – Что значит бездонная лазурь? (Чрезвычайно глубокая синева неба.) – Как автор говорит о конце зимы? 3-я строфа: – Что чувствует автор с наступлением весны? (Робкую надежду. Он слышит звучание песни. С каждым днём весна смелее вступает в свои права.) 3. Выразительное чтение. 4. Сравнение прочитанных стихотворений. – В каждом стихотворении поэты по-своему рисуют приход весны. В каком из них вы увидели картины будущей весны, ранней весны? – Кто из авторов, на ваш взгляд, сумел нарисовать портрет весны? – В каком стихотворении вы увидели весну? Услышали весенние звуки? Почувствовали её дыхание? – Какое стихотворение вам хочется перечитать? – Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.) - Какие цели мы ставили в начале урока? - Мы достигли эти цели? | Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 2. Проговаривать последовательность действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника. 4. Учиться работать по предложенному учителем плану. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. 2. Выразительно читать и пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. |
ΙΙΙ. Итог. | Рефлексия. – Как бы вы оценили свою работу на уроке? - На доске изображено солнышко. Но с ним что-то не так. Чего-то не хватает. Чего же? Правильно, ребята. Не хватает лучиков. Давайте же поможем солнышку засиять так ярко, чтобы света и тепла хватило всем присутствующим на нашем уроке. На партах лежат лучики разного цвета. Луч желтого цвета говорит о том, что урок был очень интересный, и вы получили много полезной информации. Луч голубого цвета означает, что урок был интересный, но иногда было скучно. Красный луч означает, что урок был неинтересным. | |
IV. Домашнее задание. | 1. Выучить стихотворение по выбору. 2. Написать мини – сочинение «О весне». 3. Нарисовать иллюстрацию к любому стихотворению. |
Какие пословицы вы бы отнесли к нашему уроку?
Май леса наряжает и лето в гости поджидает.
В сентябре одна ягода, да и та горькая рябина.
Хороший снежок урожай сбережёт.
Кто весною потрудится, тот осенью повеселится.
Спасибо, мороз, что снегу нанёс.
Сентябрь холоден, да сыт.
Что летом родится, зимой пригодится.
Май холодный — год хлебородный.
Лето припасает, зима поедает.
© ООО «Баласс», 2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/18/picture-862430-1482019895.jpg)
Презентация к уроку литературного чтения по теме:«О весна, без конца и без краю…» Как приходит весна?
Презентация к уроку литературного чтения по теме:«О весна, без конца и без краю…» Как приходит весна? Часть 2. Пришлось разделить....
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/18/picture-862430-1482019895.jpg)
Презентация к уроку литературного чтения по теме:«О весна, без конца и без краю…» Как приходит весна?
Презентация к уроку литературного чтения по теме:«О весна, без конца и без краю…» Как приходит весна? Часть 3....
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/02/picture-899900-1491135218.jpg)
Технологическая карта урока по литературному чтению во 2 классе "Весна-Красна" (Отрывок из сказки "Четыре художника") .По Г. Скребицкому по УМК "Школа России".
Технологическа карта по литературному чтению во 2 классе "Весна-Красна" (Отрывок из сказки "Четыре художника") По Г. Скребицкому по УМК "Школа России"....
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/27/picture-910748-1493321398.jpg)
Технологическая карта урока по литературному чтению на тему "Картины родной природы ("Март в лесу", "Весна")" 3 класс "Перспектива"
"Картины родной природы ("Март в лесу", "Весна")"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/18/picture-1103798-1547798284.jpg)
Технологическая карта урока по литературному чтению на тему "Обобщение и проверка знаний по разделу "Люблю природу русскую. Весна" 2 класс
Тема: Обобщение и проверка знаний по разделу «Люблю природу русскую. Весна.»Цели деятельности учителя: обобщение знаний детей «Люблю природу русскую. Весна»Планируемые результа...
![](/sites/default/files/pictures/2023/06/19/picture-1217697-1687177166.jpg)
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме А.Н. Плещеев «Весна»
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме А.Н. Плещеев «Весна»...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/29/picture-1408424-1672340431.jpg)
Технологическая карта урока по литературному чтению на тему : "Люблю природу русскую. Весна"
Конспект урока по литературному чтению "Люблю природу русскую. Весна"...