Главные вкладки

    Технологическая карта урока по литературному чтению на тему "Картины родной природы ("Март в лесу", "Весна")" 3 класс "Перспектива"
    план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

    Глазырин Данил Михайлович

    "Картины родной природы ("Март в лесу", "Весна")"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Школа: №148        Учитель: Утарбекова Д.К

    Класс: 3 «Д»                                                                                                                                            Студент Глазырин Данил 43 группа

    Время: 10:20-11:00                                                                                                                                                      

    Кабинет: 214                                                                                                                                                            

    Дата: 17.02.17

    Конспект урока литературного чтения

    Тема урока: «Картины родной природы («Март в лесу», «Весна»)»

    Цель деятельности учителя: ознакомление с жизнью и творчеством И. Соколова-Микитова и А.Майкова; создать условия для знакомства и анализа произведений «Март в лесу» и «Весна».

    Планируемые результаты:

    Личностные: формируют познавательную активность учащихся; воспитывают речевую культуру; пробуждают любовь и бережливое отношение к родной природе и ко всему живому; обучаются правильному поведению и деятельности в природе.

    Предметные: расширяют читательский опыт учащихся знакомством с произведением о природе; формируют читательские умения (определять жанр, тему произведения и идею произведения); учатся работать с текстом; формируют навыки правильного быстрого и выразительного чтения.

     

    Оборудование: презентация, учебник Литературное чтение 3 класс, 2 часть, Л.Ф.Климанова.

    Тип урока: открытие нового знания

    Этапы, методы и приёмы.

    Хронометраж

    Содержание урока. Деятельность учителя.

    Деятельность учащихся

    УУД

    1.Организационный момент

    5 мин.

    Звенит звонок веселый,

    Настал открытий срок.

    К познаниям готовы? (Да)

    Тогда начнем урок!

    - Добрый день! Пусть этот день действительно будет добрым для всех и разбудит в каждом лучшие чувства – желание слышать, понимать, помогать и поддерживать друг друга.

    Приветствовать учителя.

    Настраивать на работу на уроке.

    Л:

    широкая мотивационная основа учебной деятельности;

    2. Мотивационный этап

    Метод: словесный. Прием: беседа.

    5 мин.

    Страусы строят гнезда в сторонке.

    Странными смотрятся эти воронки.

    Ямы в песке роют быстро и просто

    Стройные птицы высокого роста.

    Проговорим:

    1р. - медленно, 2р. - быстро, 3р. - тихо, 4р - громко.

    - Каждый приход весны пробуждает самые разные чувства. А какие ассоциации вызывает у вас слово «весна»?

    - Да, действительно, весна – одно из удивительнейших времен года. От длительного сна просыпается природа, появляются первые новые живые звуки жизни: Какие звуки? (капель, звон ручьев, шелест деревьев, пение птиц, начинается цветение трав, деревьев; Человек тоже как бы вновь просыпается, ощущает радость, полон надежд на новую жизнь).

    Слушать учителя.

    Строить логическое рассуждение

    Отвечать на вопросы учителя.

    К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

    П: -допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

    3. Постановка и решение учебной задачи.

    Метод: словесный. Прием: беседа.)

    Метод: наглядный. Прием: анализ текста

    10мин.

     Весенняя природа побуждает людей творить: художников – красками, композиторов – звуками, а поэтов и писателей – словом. Благодаря этим произведениям, мы чувствуем как дорога их сердцам родная природа. Они не только сами видят красоту, но и нас учат нас видеть в ней то, мимо чего мы часто проходим не замечая.

    Каких писателей, вы знаете, кто писал о природе?

    Посмотрите на выставку книг. Кто авторы этих книг? (Иван Сергеевич Соколов – Микитов; Аполлон Николаевич Майков )

    Как вы думаете, какая тема нашего урока? «Картины родной природы «Март в лесу», «Весна»

    Какие цель, мы  поставим перед собой? (познакомимся с жизнью и творчеством И. Соколова-Микитова и А.Майкова; создадим условия для знакомства и анализа произведений «Март в лесу» и «Весна».)

    А какие задачи, мы поставим перед собой?

    Задачи:

    -формировать читательские умения (определять жанр, тему произведения и идею произведения);

     -учиться работать с текстом;

    -формировать навыки правильного быстрого и выразительного чтения.

    Рассказ о поэте.

    Иван Сергеевич Соколов-Микитов – русский писатель – путешественник. Родился он в 1892 г. Прожил он 83 г. Родился и рос в простой, трудовой русской семье, среди просторов Смоленщины.

    Детство он прожил в деревне. В молодые годы служил моряком на пароходах торгового флота, путешествуя по всему свету

    Но все время он тосковал по родной земле и при каждой возможности возвращался к милым сердцу рощам, дубравам родной Смоленщины

    Последние 20 лет жизни писатель жил в доме на берегу Волги. В этих сказочных местах он создал цикл рассказов о родной природе.

    С трепетной любовью он рассказывает о лесных обитателях зверях и птицах российских лесов. В последние годы жизни у писателя пропало зрение, но он не сдался - наговаривал свои произведения на диктофон. Основной темой в творчестве писателя была природа. Восход и заход солнца, лес, пороша, ледоход - обо всем этом он писал с такой любовью, что, читая его книги, нельзя не проникнуться его чувством восхищения миром живой природы и благоговения перед ним.

    Книги И. С. Соколова-Микитова - это богатый источник сведений об окружающем нас мире, от которого мы порой бываем так далеки!

    А теперь, мы познакомимся с произведением этого автора.

    Откройте учебник на стр. 140.

    - Прочитайте название текста.

    О чём поведает нам автор в своём произведении? (о том, как меняется природа в марте).

    - Вы попытались выдвинуть свои предположения, опираясь только на название.

    Познакомимся с текстом и узнаем, совпали ли ваши предсказания.

    «Март в лесу»

    - Какое настроение вызывает у вас прочитанное произведение?

    - Какова главная мысль в тексте? (Что постепенно приходит весна и все меняется)

    - Как вы считаете: Это текст – рассуждение, описание или повествование? (это текст-повествование).

    Найдите выразительные слова и словосочетания, которые помогают услышать звуки весеннего леса:

    -звонкая барабанная трель;

    - торжественно звучат;

    - сухое звонкое дерево.

    - Кто издаёт эти звуки? (Пёстрый дятел).

    В природе существует несколько видов дятлов. О каком из видов рассказывает нам автор? (О дятлах-барабанщиках).

    Теперь перечитайте текст и опишите, как выглядит лес весной.

    Как вы понимаете выражение чуткое ухо?

    (Словарь Ожегова: Чуткое ухо - быстро и легко воспринимающее что-нибудь).

    - Этими словами автор обращает наше внимание на то, что только чуткий, внимательный, любящий природу человек может услышать первые звуки весны.

    слайд (музыка звуки дятла)

    - Ребята, автор в тексте говорит нам о том, что изменения, которые произошли в марте в лесу, разбудили не всех. Что ещё не пробудилось от зимнего сна? (деревья)

     Почему вы так решили? (Стоят недвижно)

    - А как можно узнать об их пробуждении? (начинается сокодвижение)

    Найдите средства художественной выразительности в тексте: тяжелая белая шапка рассыпалась (как словно). Вспомните, как называется этот приём. (этот приём называется метафора).

    Слушать учителя.

    Определять тему урока.

    Ставить цели и задачи к уроку.

    Слушать учителя.

    Выбирать главное из рассказа учителя.

    Слушать рассказ о поэте

    Узнать информацию о русском поэте

    Читать произведение

    Отвечать на вопросы учителя.

    Слушать звуки дятла

    Отвечать на вопросы

    Р: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

    К: участвуют в учебном диалоге;

    выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

    аргументация своего мнения и позиции

    К:участвуют в учебном диалоге;

    выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

    аргументация своего мнения и позиции.

    П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

    определение основной и второстепенной информации;

    построение логической цепи рассуждений, доказательств;

    извлечение из текста необходимой информации.

    К: участвуют в учебном диалоге;

    Физ. минутка.

    3 мин.

    По дороге Петя шел, (Ходьба на месте.)

    Он горошину нашел, (Упор присев, встать.)

    А горошина упала, (Поворот туловища вправо, правую руку в сторону, левую на пояс, повторить в другую сторону.)

    Покатилась и пропала. (Наклоны головы вправо-влево )

    Ох, ох, ох, ох! (Руки на голову.)

    Где-то вырастет горох. (Прогибаясь назад, руки развести в стороны.)

    (Н. Френкель)

    Участвовать в физ. минутке.

    Решение частных учебных задач

    Метод:

    Практический

    Словесный.

    Прием:

    ответы на вопросы по стихотворению, выборочное чтение, работа с вопросами по учебнику, ответы на вопросы по содержанию частей, деятельностный метод;

    объяснение значения не понятных слов.

    Прием:

    выборочное чтение;

    выразительное чтение стихотворения.

    15мин.

    Ребята, какое у нас идёт дальше произведение? («Весна»).

    Кто его автор? (Аполлон Николаевич Майков).

    Сейчас, мы узнаем немного из биографии автора. Вы слушаете и запоминаете.

    Аполлон Николаевич Майков – русский поэт. Родился в Москве в старинной дворянской семье с богатыми культурными традициями. Его отец был известным художником, академиком живописи, мать - писательница. Детские годы прошли в московском доме и подмосковном имении, которые часто посещали художники и литераторы.

    Художественная атмосфера дома способствовала формированию духовных интересов будущего поэта, который рано начал рисовать и сочинять стихи.

    Майков писал о природе, о красоте земли, живо интересовался историей России и других народов. Стихи его, написанные в разные годы, и в молодости и в старости одинаково светлы. Они полны спокойной ясности, доверии к жизни и нежного внимания к душе человека.

    - С одним из его стихотворений мы сейчас и познакомимся. И будем готовиться к выразительному чтению этого произведения

    Данное стихотворение Аполлон Николаевич посвятил Коле Трескину, как вы считаете кто этот человек? (Сын, друг, племянник, знакомый мальчик, ученик, важный для Майкова человек, кто-то родной).

    Вы правы в том, что Коля Трескин был важен для поэта, даже являлся в какой-то степени родственником. Есть в классе те, у кого есть крестные мама и папа? ( Есть).

    Вот и для Коли Трескина Аполлон Николаевич был крестным отцом. В студенческие годы Майков дружил с папой Коли Трескина, а позднее даже женился на Колиной тёте. Теперь вы примерно представляете, с какими чувствами поэт сел за произведение и что его на это подвигло.

    Чтение стихотворения.

    - Похоже ли это стихотворение на сказку? Докажите, используя поэтические строки.

    - Как называется приём, когда поэт говорит о временах года, как о живых существах? (Олицетворение)

    - Действительно, в основе этого стих-я лежит олицетворение. Для поэта времена года так одушевлены, что он пишет слово Весна с заглавной буквы.

    - Как вы думаете, а почему слово зима написано с маленькой буквы? (Т.к. весна победила зиму, и зима отступает, весна – победительница).

    - В своём стихотворении поэт рисует два образа. Образ зимы и образ весны.

    - Давайте проследим по тексту, какими себе представляет Майков зиму и весну.

    - Итак, читаем 1 четверостишие. (1 ученик)

    - Какая здесь зима? (седая)

    - А весна? (красавица, на золотой колеснице)

    - Почему колесница у весны золотая? (Солнечный день, много света, ярко светит солнце)

    -А что делает весна? (Мчится)

    - Она мчится, т.е. наступает очень быстро.

    - Читаем 2 четверостишие. (1 ученик)

    - А что здесь поэт говорит о зиме? (Она старая, тщедушная)

    - Подберите синоним к слову тщедушная. (еле живая, слабая)

    - Ребята, а весна здесь кто? (Царица)

    - Весна появляется с армией. Это говорит о том, что весна победительница.

    - А далее поэт употребляет слово ветерков. Почему не ветров? (Чтобы передать своё трепетное отношение к весне)

    - А теперь переходим к 3 четверостишию, послушайте его.

    - Какой здесь показана весна?

    - Поэт передаёт звуки весны, какие? (шум, гуденье, чиликанье, пенье)

    - Прочитайте 4 четверостишие (1 ученик)

    - К кому обращается поэт? (к зиме)

    - А какое оружие выбрала весна, чтобы прогнать зиму? (улыбку)

    - Значит весна какая? (добрая, тёплая)

    - А как здесь описана зима?

    - Она одета в саван белый. Что такое саван? (Погребальная одежда)

    - Что делает зима? (Поползла)

    - Как вы думаете, почему она поползла в овраг, в кусты? (Снег дольше сохраняется там, где прохладнее, куда не сразу попадают солнечные лучи)

    - Автор выбрал слово поползла. Почему не побежала или пошла? (Т.к. снег стаивает медленно на пригретых солнцем местах, вот и создаётся впечатление, что он уползает туда, где прохладнее).

    - И читаем 5 четверостишие.

    - Дальше мы понимаем, что снег не вечен. Найдут его и по оврагам.

    - И вот оно войско весны летит, шумит. Кто же служит в этом войске? (рои пчёл, отряды бабочек, благовонные ветерки, птички)

    - Ребята, а как догадались что птички, здесь нет такого слова? (Поэт говорит о чиликанье и пень, а это могут делать только птицы).

    - Ребята, а почему поэт бабочек сравнивает с победны флагом? (Они как пестрый флаг, развивающийся на ветру, порхают в воздухе).

    - Весна побеждает, она победительница.

    - Итак, какой представил поэт зиму?

    - А какой поэт нам показывает весну?

    - И мы с вами убедились, что весна победительница.

    Хорошо!

    Работать по учебнику

    Отвечать на вопросы

    Слушать рассказ об авторе

    Разбирать не понятные слова в стихотворении

    Читать произведение по частям.

    Участвовать в обсуждении.

    Читать стихотворение

    Разбирать стихотворение по столбикам и задавать к ним смысловые вопросы

    Л:

    -положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;

    -желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;

    -осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

    -осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;

    -осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.

    Р:принимать и сохранять учебную задачу;

    - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем

    П: владеть общими приёмами решения задач. Строить логическую цепь рассуждений.

    Рефлексивный

    Словесный, постановка обобщающих вопросов, возвращение к цели урока, обобщение

    10 мин.

    Ребята, с какими авторами и произведениями, мы сегодня познакомились? (Иван Сергеевич Соколов-Микитов «Март в лесу»; Аполлон Николаевич Майков «Весна»

    – Что вам особенно понравилось в нашем уроке, что было наиболее интересно? (ответы детей)

    Итак, ребята, давайте посмотрим на задачи, которые мы ставили в начале урока. Как вы думаете, мы достигли их?

    Откройте дневники и запишите домашнее задание:

    Учебник-стр. 140. Нарисовать весенний пейзаж по рассказу, выразительное чтение текста; стр. 141 – приготовить  выразительное чтение стихотворения.

    Замечательно! Урок окончен.

    Анализируют проделанную работу, оценивают её. Прощаются с учителем.

    Записывать домашнее задание.

    К:

    - аргументировать свои высказывания;

    - четко выражать свои мысли.

    Регулятивные: оценка и самооценка собственной работы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта урока по литературному чтению. 2 класс. Тема урока: «ПРИРОДА – ЛЮБИМАЯ И ЖИВАЯ».

    Предмет: литературное чтение. Начальные классы.Тип: урок "открытия"нового знанияЖанр урока: интегрированныйВид урока: урок-размышление...

    Технологическая карта урока по литературному чтению на тему «О ВЕСНА, БЕЗ КОНЦА И БЕЗ КРАЮ…»

    Тема раздела: «О ВЕСНА, БЕЗ КОНЦА И БЕЗ КРАЮ…»Тема: Введение в раздел. Как приходит весна? (Стихотворения А. Макаревича «Снег», Ф. Тютчева «Ещё земли печален вид…», А. Блока «Ветер принёс издалёка…»)Ц...

    Технологическая карта урока по литературному чтению во 2 классе "Весна-Красна" (Отрывок из сказки "Четыре художника") .По Г. Скребицкому по УМК "Школа России".

    Технологическа карта по литературному чтению во 2 классе "Весна-Красна" (Отрывок из сказки "Четыре художника") По Г. Скребицкому  по УМК "Школа России"....

    Технологическая карта урока по литературному чтению С.Я. Маршак «В лесу над росистой поляной...»; 3 класс; УМК "Школа России"

    Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию конспект по литературному чтению....

    Технологическая карта урока по литературному чтению: "Сохраним историю родного края", 3 класс.

    Технологическая карта урока по литературному чтению. Тема: "Сохраним историю родного края". 3 класс. Проектная технология. Создание детского журнала Хакасии. Цели: формирование у детей ответ...

    Технологическая карта урока по литературному чтению на тему "Обобщение и проверка знаний по разделу "Люблю природу русскую. Весна" 2 класс

    Тема: Обобщение и проверка знаний по разделу «Люблю природу русскую. Весна.»Цели деятельности учителя: обобщение знаний детей «Люблю природу русскую. Весна»Планируемые результа...