Технологическая карта урока по литературному чтению на тему "Картины родной природы ("Март в лесу", "Весна")" 3 класс "Перспектива"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Глазырин Данил Михайлович

"Картины родной природы ("Март в лесу", "Весна")"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Школа: №148        Учитель: Утарбекова Д.К

Класс: 3 «Д»                                                                                                                                            Студент Глазырин Данил 43 группа

Время: 10:20-11:00                                                                                                                                                      

Кабинет: 214                                                                                                                                                            

Дата: 17.02.17

Конспект урока литературного чтения

Тема урока: «Картины родной природы («Март в лесу», «Весна»)»

Цель деятельности учителя: ознакомление с жизнью и творчеством И. Соколова-Микитова и А.Майкова; создать условия для знакомства и анализа произведений «Март в лесу» и «Весна».

Планируемые результаты:

Личностные: формируют познавательную активность учащихся; воспитывают речевую культуру; пробуждают любовь и бережливое отношение к родной природе и ко всему живому; обучаются правильному поведению и деятельности в природе.

Предметные: расширяют читательский опыт учащихся знакомством с произведением о природе; формируют читательские умения (определять жанр, тему произведения и идею произведения); учатся работать с текстом; формируют навыки правильного быстрого и выразительного чтения.

 

Оборудование: презентация, учебник Литературное чтение 3 класс, 2 часть, Л.Ф.Климанова.

Тип урока: открытие нового знания

Этапы, методы и приёмы.

Хронометраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент

5 мин.

Звенит звонок веселый,

Настал открытий срок.

К познаниям готовы? (Да)

Тогда начнем урок!

- Добрый день! Пусть этот день действительно будет добрым для всех и разбудит в каждом лучшие чувства – желание слышать, понимать, помогать и поддерживать друг друга.

Приветствовать учителя.

Настраивать на работу на уроке.

Л:

широкая мотивационная основа учебной деятельности;

2. Мотивационный этап

Метод: словесный. Прием: беседа.

5 мин.

Страусы строят гнезда в сторонке.

Странными смотрятся эти воронки.

Ямы в песке роют быстро и просто

Стройные птицы высокого роста.

Проговорим:

1р. - медленно, 2р. - быстро, 3р. - тихо, 4р - громко.

- Каждый приход весны пробуждает самые разные чувства. А какие ассоциации вызывает у вас слово «весна»?

- Да, действительно, весна – одно из удивительнейших времен года. От длительного сна просыпается природа, появляются первые новые живые звуки жизни: Какие звуки? (капель, звон ручьев, шелест деревьев, пение птиц, начинается цветение трав, деревьев; Человек тоже как бы вновь просыпается, ощущает радость, полон надежд на новую жизнь).

Слушать учителя.

Строить логическое рассуждение

Отвечать на вопросы учителя.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

П: -допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

3. Постановка и решение учебной задачи.

Метод: словесный. Прием: беседа.)

Метод: наглядный. Прием: анализ текста

10мин.

 Весенняя природа побуждает людей творить: художников – красками, композиторов – звуками, а поэтов и писателей – словом. Благодаря этим произведениям, мы чувствуем как дорога их сердцам родная природа. Они не только сами видят красоту, но и нас учат нас видеть в ней то, мимо чего мы часто проходим не замечая.

Каких писателей, вы знаете, кто писал о природе?

Посмотрите на выставку книг. Кто авторы этих книг? (Иван Сергеевич Соколов – Микитов; Аполлон Николаевич Майков )

Как вы думаете, какая тема нашего урока? «Картины родной природы «Март в лесу», «Весна»

Какие цель, мы  поставим перед собой? (познакомимся с жизнью и творчеством И. Соколова-Микитова и А.Майкова; создадим условия для знакомства и анализа произведений «Март в лесу» и «Весна».)

А какие задачи, мы поставим перед собой?

Задачи:

-формировать читательские умения (определять жанр, тему произведения и идею произведения);

 -учиться работать с текстом;

-формировать навыки правильного быстрого и выразительного чтения.

Рассказ о поэте.

Иван Сергеевич Соколов-Микитов – русский писатель – путешественник. Родился он в 1892 г. Прожил он 83 г. Родился и рос в простой, трудовой русской семье, среди просторов Смоленщины.

Детство он прожил в деревне. В молодые годы служил моряком на пароходах торгового флота, путешествуя по всему свету

Но все время он тосковал по родной земле и при каждой возможности возвращался к милым сердцу рощам, дубравам родной Смоленщины

Последние 20 лет жизни писатель жил в доме на берегу Волги. В этих сказочных местах он создал цикл рассказов о родной природе.

С трепетной любовью он рассказывает о лесных обитателях зверях и птицах российских лесов. В последние годы жизни у писателя пропало зрение, но он не сдался - наговаривал свои произведения на диктофон. Основной темой в творчестве писателя была природа. Восход и заход солнца, лес, пороша, ледоход - обо всем этом он писал с такой любовью, что, читая его книги, нельзя не проникнуться его чувством восхищения миром живой природы и благоговения перед ним.

Книги И. С. Соколова-Микитова - это богатый источник сведений об окружающем нас мире, от которого мы порой бываем так далеки!

А теперь, мы познакомимся с произведением этого автора.

Откройте учебник на стр. 140.

- Прочитайте название текста.

О чём поведает нам автор в своём произведении? (о том, как меняется природа в марте).

- Вы попытались выдвинуть свои предположения, опираясь только на название.

Познакомимся с текстом и узнаем, совпали ли ваши предсказания.

«Март в лесу»

- Какое настроение вызывает у вас прочитанное произведение?

- Какова главная мысль в тексте? (Что постепенно приходит весна и все меняется)

- Как вы считаете: Это текст – рассуждение, описание или повествование? (это текст-повествование).

Найдите выразительные слова и словосочетания, которые помогают услышать звуки весеннего леса:

-звонкая барабанная трель;

- торжественно звучат;

- сухое звонкое дерево.

- Кто издаёт эти звуки? (Пёстрый дятел).

В природе существует несколько видов дятлов. О каком из видов рассказывает нам автор? (О дятлах-барабанщиках).

Теперь перечитайте текст и опишите, как выглядит лес весной.

Как вы понимаете выражение чуткое ухо?

(Словарь Ожегова: Чуткое ухо - быстро и легко воспринимающее что-нибудь).

- Этими словами автор обращает наше внимание на то, что только чуткий, внимательный, любящий природу человек может услышать первые звуки весны.

слайд (музыка звуки дятла)

- Ребята, автор в тексте говорит нам о том, что изменения, которые произошли в марте в лесу, разбудили не всех. Что ещё не пробудилось от зимнего сна? (деревья)

 Почему вы так решили? (Стоят недвижно)

- А как можно узнать об их пробуждении? (начинается сокодвижение)

Найдите средства художественной выразительности в тексте: тяжелая белая шапка рассыпалась (как словно). Вспомните, как называется этот приём. (этот приём называется метафора).

Слушать учителя.

Определять тему урока.

Ставить цели и задачи к уроку.

Слушать учителя.

Выбирать главное из рассказа учителя.

Слушать рассказ о поэте

Узнать информацию о русском поэте

Читать произведение

Отвечать на вопросы учителя.

Слушать звуки дятла

Отвечать на вопросы

Р: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

К: участвуют в учебном диалоге;

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

аргументация своего мнения и позиции

К:участвуют в учебном диалоге;

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

аргументация своего мнения и позиции.

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

определение основной и второстепенной информации;

построение логической цепи рассуждений, доказательств;

извлечение из текста необходимой информации.

К: участвуют в учебном диалоге;

Физ. минутка.

3 мин.

По дороге Петя шел, (Ходьба на месте.)

Он горошину нашел, (Упор присев, встать.)

А горошина упала, (Поворот туловища вправо, правую руку в сторону, левую на пояс, повторить в другую сторону.)

Покатилась и пропала. (Наклоны головы вправо-влево )

Ох, ох, ох, ох! (Руки на голову.)

Где-то вырастет горох. (Прогибаясь назад, руки развести в стороны.)

(Н. Френкель)

Участвовать в физ. минутке.

Решение частных учебных задач

Метод:

Практический

Словесный.

Прием:

ответы на вопросы по стихотворению, выборочное чтение, работа с вопросами по учебнику, ответы на вопросы по содержанию частей, деятельностный метод;

объяснение значения не понятных слов.

Прием:

выборочное чтение;

выразительное чтение стихотворения.

15мин.

Ребята, какое у нас идёт дальше произведение? («Весна»).

Кто его автор? (Аполлон Николаевич Майков).

Сейчас, мы узнаем немного из биографии автора. Вы слушаете и запоминаете.

Аполлон Николаевич Майков – русский поэт. Родился в Москве в старинной дворянской семье с богатыми культурными традициями. Его отец был известным художником, академиком живописи, мать - писательница. Детские годы прошли в московском доме и подмосковном имении, которые часто посещали художники и литераторы.

Художественная атмосфера дома способствовала формированию духовных интересов будущего поэта, который рано начал рисовать и сочинять стихи.

Майков писал о природе, о красоте земли, живо интересовался историей России и других народов. Стихи его, написанные в разные годы, и в молодости и в старости одинаково светлы. Они полны спокойной ясности, доверии к жизни и нежного внимания к душе человека.

- С одним из его стихотворений мы сейчас и познакомимся. И будем готовиться к выразительному чтению этого произведения

Данное стихотворение Аполлон Николаевич посвятил Коле Трескину, как вы считаете кто этот человек? (Сын, друг, племянник, знакомый мальчик, ученик, важный для Майкова человек, кто-то родной).

Вы правы в том, что Коля Трескин был важен для поэта, даже являлся в какой-то степени родственником. Есть в классе те, у кого есть крестные мама и папа? ( Есть).

Вот и для Коли Трескина Аполлон Николаевич был крестным отцом. В студенческие годы Майков дружил с папой Коли Трескина, а позднее даже женился на Колиной тёте. Теперь вы примерно представляете, с какими чувствами поэт сел за произведение и что его на это подвигло.

Чтение стихотворения.

- Похоже ли это стихотворение на сказку? Докажите, используя поэтические строки.

- Как называется приём, когда поэт говорит о временах года, как о живых существах? (Олицетворение)

- Действительно, в основе этого стих-я лежит олицетворение. Для поэта времена года так одушевлены, что он пишет слово Весна с заглавной буквы.

- Как вы думаете, а почему слово зима написано с маленькой буквы? (Т.к. весна победила зиму, и зима отступает, весна – победительница).

- В своём стихотворении поэт рисует два образа. Образ зимы и образ весны.

- Давайте проследим по тексту, какими себе представляет Майков зиму и весну.

- Итак, читаем 1 четверостишие. (1 ученик)

- Какая здесь зима? (седая)

- А весна? (красавица, на золотой колеснице)

- Почему колесница у весны золотая? (Солнечный день, много света, ярко светит солнце)

-А что делает весна? (Мчится)

- Она мчится, т.е. наступает очень быстро.

- Читаем 2 четверостишие. (1 ученик)

- А что здесь поэт говорит о зиме? (Она старая, тщедушная)

- Подберите синоним к слову тщедушная. (еле живая, слабая)

- Ребята, а весна здесь кто? (Царица)

- Весна появляется с армией. Это говорит о том, что весна победительница.

- А далее поэт употребляет слово ветерков. Почему не ветров? (Чтобы передать своё трепетное отношение к весне)

- А теперь переходим к 3 четверостишию, послушайте его.

- Какой здесь показана весна?

- Поэт передаёт звуки весны, какие? (шум, гуденье, чиликанье, пенье)

- Прочитайте 4 четверостишие (1 ученик)

- К кому обращается поэт? (к зиме)

- А какое оружие выбрала весна, чтобы прогнать зиму? (улыбку)

- Значит весна какая? (добрая, тёплая)

- А как здесь описана зима?

- Она одета в саван белый. Что такое саван? (Погребальная одежда)

- Что делает зима? (Поползла)

- Как вы думаете, почему она поползла в овраг, в кусты? (Снег дольше сохраняется там, где прохладнее, куда не сразу попадают солнечные лучи)

- Автор выбрал слово поползла. Почему не побежала или пошла? (Т.к. снег стаивает медленно на пригретых солнцем местах, вот и создаётся впечатление, что он уползает туда, где прохладнее).

- И читаем 5 четверостишие.

- Дальше мы понимаем, что снег не вечен. Найдут его и по оврагам.

- И вот оно войско весны летит, шумит. Кто же служит в этом войске? (рои пчёл, отряды бабочек, благовонные ветерки, птички)

- Ребята, а как догадались что птички, здесь нет такого слова? (Поэт говорит о чиликанье и пень, а это могут делать только птицы).

- Ребята, а почему поэт бабочек сравнивает с победны флагом? (Они как пестрый флаг, развивающийся на ветру, порхают в воздухе).

- Весна побеждает, она победительница.

- Итак, какой представил поэт зиму?

- А какой поэт нам показывает весну?

- И мы с вами убедились, что весна победительница.

Хорошо!

Работать по учебнику

Отвечать на вопросы

Слушать рассказ об авторе

Разбирать не понятные слова в стихотворении

Читать произведение по частям.

Участвовать в обсуждении.

Читать стихотворение

Разбирать стихотворение по столбикам и задавать к ним смысловые вопросы

Л:

-положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;

-желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;

-осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

-осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;

-осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.

Р:принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем

П: владеть общими приёмами решения задач. Строить логическую цепь рассуждений.

Рефлексивный

Словесный, постановка обобщающих вопросов, возвращение к цели урока, обобщение

10 мин.

Ребята, с какими авторами и произведениями, мы сегодня познакомились? (Иван Сергеевич Соколов-Микитов «Март в лесу»; Аполлон Николаевич Майков «Весна»

– Что вам особенно понравилось в нашем уроке, что было наиболее интересно? (ответы детей)

Итак, ребята, давайте посмотрим на задачи, которые мы ставили в начале урока. Как вы думаете, мы достигли их?

Откройте дневники и запишите домашнее задание:

Учебник-стр. 140. Нарисовать весенний пейзаж по рассказу, выразительное чтение текста; стр. 141 – приготовить  выразительное чтение стихотворения.

Замечательно! Урок окончен.

Анализируют проделанную работу, оценивают её. Прощаются с учителем.

Записывать домашнее задание.

К:

- аргументировать свои высказывания;

- четко выражать свои мысли.

Регулятивные: оценка и самооценка собственной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по литературному чтению: "Сохраним историю родного края", 3 класс.

Технологическая карта урока по литературному чтению. Тема: "Сохраним историю родного края". 3 класс. Проектная технология. Создание детского журнала Хакасии. Цели: формирование у детей ответ...

Технологическая карта урока по литературному чтению на тему "Обобщение и проверка знаний по разделу "Люблю природу русскую. Весна" 2 класс

Тема: Обобщение и проверка знаний по разделу «Люблю природу русскую. Весна.»Цели деятельности учителя: обобщение знаний детей «Люблю природу русскую. Весна»Планируемые результа...

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Тема: «Картины родной природы («Март в лесу», «Весна») Перспектива 3 класс

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Тема: «Картины родной природы («Март в лесу», «Весна»)». Цель урока: знакомство с жизнью и творчеством И. Соколова-Микитова и А....

Технологическая карта урока по литературному чтению Тема урока Картины родной природы. Б. Заходер «Что такое стихи». УМК "Перспектива"

.Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе знакомство с новым разделом и процессе чтения и анализа стихотворения Б. Захо...

Технологическая карта урока по литературному чтению "«Читаем о родной природе. Л. Толстой «Солнце и ветер». В. Бианки «Синичкин календарь»" (УМК "Начальная школа XXI века",1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для ознакомления с произведениями о родной природе, формирование умений видеть красоту родной природы, выраженную в художест...

Технологическая карта урока по литературному чтению "Весна! Весна! И всё ей радо!" (УМК "Перспектива"), 2 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представлений об отличительных особенностях стихотворений посредством работы с лирическим произведением Ф.И. Тютчева «Зима...

Технологическая карта урока по литературному чтению на тему : "Люблю природу русскую. Весна"

Конспект урока по литературному чтению "Люблю природу русскую. Весна"...