Открытый урок по литературному чтению для 2класса. В.А.Осеева "Почему?"
учебно-методический материал по чтению (2 класс) по теме

Мешкова Светлана Николаевна

Конспект урока и самоанализ  составлены  по ФГОС.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon voseeva_pochemu.ppt1.45 МБ
Microsoft Office document icon samoanaliz_k_chteniyu.doc31.5 КБ
Microsoft Office document icon oseeva.doc56 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Учитель Мешкова С.Н.

Тема урока:  «В.А.Осеева. Рассказ «Почему?»  2класс
Цели урока:
Образовательные:

- создать условия для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы;

  • продолжить работу над изучением  рассказа  В.А.Осеевой  «Почему?»;
  • дать представление о том, что каждая деталь в художественном произведении имеет свой смысл и помогает понять всё произведение;

- учить детей чувствовать и понимать  язык художественного произведения;

- способствовать формированию навыка выразительного осознанного беглого чтения и умению работать с текстом;

- учить составлению портретной характеристики героев.

Развивающие:
- развивать способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

- совершенствовать умение общаться друг с другом, находить общее решение, доказывать собственное мнение.

- развивать навыки самопроверки и самоконтроля;
- развивать логическое мышление, восприятие, речь.
Воспитательные:
- воспитывать духовно-нравственные качества на примере главных героев произведения:

честность,  справедливость, ответственность за свои поступки, уважение к старшим;

-воспитывать ответственность, коллективизм, взаимопомощь, аккуратность, самостоятельность, дисциплину, наблюдательность;
- воспитывать желание учиться и делать открытия;
-воспитывать умение слушать других.

Ресурсы: Компьютер, проектор, презентация. Учебник « Литературное чтение», 2 класс

Тип урока:   урок закрепление нового знания.
Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии.
Данный урок представлен по ходу изучения раздела «Я и мои друзья».
На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации.
На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской.
  Учащиеся выполняли задания:

  • восстановление текста;
  • работа со словарем;
  • интервьюирование;
  • составление характеристики главного героя;
  •  работа с планом;
  • соотношение названия рассказа и главной его мысли;
  •  работа с пословицами;
  • изображение главного героя  в цвете.

 Мною была организована индивидуальная, групповая работа  и работа в парах .
Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. Помня об этом, я продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников.
На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими.
Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.
При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.
Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей детей. Мною были достигнуты предметные результаты :

  • продолжить работу над изучением рассказа  В.Осеевой «Почему?»;
  • учить детей чувствовать и понимать  язык художественного произведения;
  • способствовать формированию навыка выразительного осознанного беглого чтения и умению работать с текстом;
  • учить составлению портретной характеристики героев;
  • развивать воображение учащихся, способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
  • совершенствовать умение общаться друг с другом, находить общее решение, доказывать собственное мнение;
  • воспитывать нравственные качества на примере главных героев произведения.

Так же мною были сформированы следующие универсальные учебные действия у детей:

Личностные УУД:
-внутренняя позиция школьника;

-освоение личностного смысла учения, желания учиться;
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
-самоанализ и самоконтроль результата;
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

- уважать мнение одноклассников;

-оценка жизненных ситуаций и поступков героев с точки зрения общечеловеческих норм.
Познавательные УУД:
-поиск и выделение необходимой информации;
-применение методов информационного поиска;
- способность и умение учащихся производить простые логические действия ( анализ, сравнение).

-отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.

-сравнивать и группировать объекты по нескольким признакам; находить части текста ; самостоятельно выстраивать их в нужной последовательности.

-наблюдать и делать самостоятельные  простые выводы.
Коммуникативные УУД:

-участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

-оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

-читать вслух и про себя текст учебника, понимать прочитанное.

- сотрудничать в совместном решении проблемы.
Регулятивные УУД:
-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

- самостоятельно организовывать свое рабочее место.
-коррекция;
-оценка.

Домашнее задание  было дано, используя  дифференцированный подход.

Рефлексия и самооценка учебных результатов урока учащимися осуществлялась в листах самооценки  и выбором пословицы.

 На уроке присутствовала доброжелательная и раскрепощенная атмосфера,  одобрительная оценка.  Дети непосредственны, свободны в выражении своих мыслей.

Цель урока достигнута, основные дидактические задачи урока решены.   Я довольна работой учащихся на уроке.

На последующих уроках необходимо продолжить работу над формированием осознанного чтения, умением анализировать содержание прочитанного,   составлять план рассказа, совершенствовать умение общаться друг с другом, находить общее решение, доказывать собственное мнение,  объяснять нравственный смысл рассказа, оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.



Предварительный просмотр:

Открытый урок по литературному чтению. 2класс

Учитель Мешкова С.Н.

Тема: «В.А.Осеева. Рассказ «Почему?»

Цель: -Научить детей отыскивать в произведении глубинный смысл – подтекст, понимать главную мысль произведения.

Задачи:

- Дать представление о том, что каждая деталь в художественном произведении имеет свой смысл и помогает понять всё произведение.

- Показать, что в центре самого произведения – человек. Научить разбираться в том, как писательница изображает человека, как открывает нам то, что скрыто от глаз: мысли и чувства персонажей, черты их характера.

- Воспитывать у учащихся честность, ответственность за свои поступки.

Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).

  1. )Организационный этап.- 2 мин.

              -  Речевая разминка.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. – 3 мин.

  1. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.- 5 мин.

-соотнесение иллюстрации и произведения;

- интервьюирование;

4) Первичное закрепление-20мин

  • составление плана текста для  пересказа.

-составление портрета главного героя;

-восстановление деформированного текста;

-работа с пословицами.

5) Творческая работа -5мин

6) Рефлексия -3мин.

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению-2мин

Универсальные учебные действия.

1. Личностные:

-Освоение личностного смысла учения, желания учиться.

- Уважать мнение одноклассников.

-Оценка жизненных ситуаций и поступков героев с точки зрения общечеловеческих норм.

2.Регулятивные:

- Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

-Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

-Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.

-Корректировать выполнение задания в дальнейшем.

- Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

3.Познавательные:

-Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.

-Сравнивать и группировать объекты по нескольким признакам; находить части текста ; самостоятельно выстраивать их в нужной последовательности.

-Наблюдать и делать самостоятельные  простые выводы.

4.Коммуникативные:

-Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

-Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

-Читать вслух и про себя текст учебника, понимать прочитанное.

- Сотрудничать в совместном решении проблемы.

Планируемые результаты:

учащиеся должны уметь  читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста; воспринимать на слух художественное произведение; объяснять нравственный смысл рассказа; подбирать пословицы к тексту из предложенных и объяснять их смысл;  понимать и объяснять поступки героев; составлять план пересказа.

Оборудование для учителя:   мультимедийная презентация, проектор, экран, выставка книг В. Осеевой,  карточка с названием рассказа “Почему?”.

Для учащихся: рабочие листы к уроку, 3 палитры для групповой работы, краски, оценочный лист, карточки с пословицами, листочки со смайликами,  конверты  с домашним заданием.

Ход урока.

  1. Организационный этап.

Учитель:

Придумано кем-то просто и мудро

          При встрече здороваться:

          “Доброе утро!”

           Доброе утро солнцу и птицам!

          Доброе утро улыбчивым лицам.

       

  • Я хочу сегодня пожелать вам хорошей работы на уроке.
  • Для начала предлагаю вам изобразить свое настроение на листе со смайликами. (под музыку).        Слайд
  • Оценивать свою работу на уроке вы будете на  оценочном листе.  

Речевая разминка.      

"Простите."

Папа разбил
Драгоценную вазу.
Бабушка с мамой
Нахмурились сразу.


Но папа нашелся:
Взглянул им в глаза,
И робко,  и тихо
"Простите",- сказал.


И мама молчит,
Улыбается даже...
-Мы купим другую,
Есть лучше в продаже...


"Простите!" Казалось бы,
Что в нем такого?
А вот ведь какое
Чудесное слово!

(Наиль Юсупов)

-Какая главная мысль этого стихотворения?

-Подумайте: всегда ли вы сознаетесь в своих поступках?

-Какое «волшебное» слово встретилось в стихотворении?

-Подберите синоним к слову «простите». (Извините.)

Работа со словарем Ожегова:  

- Найти значение слов «простите», «извините». (работа в группах)

Сообщение темы и цели урока.  Мотивация к деятельности.

  • У меня на доске расположены иллюстрации из рассказов  и названия произведений. Что к чему относится?

«Синие листья»             Слайд

«Хорошее»                     Слайд

«Волшебное слово»      Слайд

«Почему?»                     Слайд

  • Кто автор этих произведений?
  • Вспомните, что в каждом рассказе хотела донести до нас В.Осеева?

Работа в парах по карточкам.

1. «Волшебное слово»                     Не будь жадным.

2. «Синие листья»                            Говори всегда правду.

             

           3. "Почему?"                                    О доброте, какие волшебные слова мы    

                                                                     должны знать.        

- Скажите, с каким произведением мы будем продолжать работать и кто его автор?

-Сегодня мы будем работать с текстом рассказа В.А. Осеевой «Почему?»

3. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

Беседа по содержанию прочитанного (интервью):

«В гостях у автора»

Вопросы журналиста:

-Что однажды случилось с мальчиком?

-Почему мальчик не сразу признался маме?

-Как вел себя мальчик, когда обманул маму?

-Как вы думаете, мама догадалась, кто разбил чашку?

-Пыталась ли мама помочь сыну сказать правду?

-Легко ли было маме принять решение, что Бум будет жить в будке?

-Почему мальчик все-таки признался маме?

4. Первичное закрепление.

1)  составление плана пересказа.

- Восстановите последовательность событий в рассказе.

(задание на карточках)

  1. Бум наказан.
  2. Мальчик с собакой.
  3. Сын признался.
  4. Чашка разбилась.
  5. У каждого своё почему.
  6. Это…Бум!
  7. Ночью.
  8. Расстроенный лай.
  9. Все дома!
  10.  Он будет жить в будке!
  11.  Бум один на крыльце.

(проверяем по цепочке с опорой на презентацию)

(ответ: 2,4, 6, 10, 1, 11, 7, 8, 3, 9,5)     Слайд

2)Составление портрета мальчика.

 С текстом рассказа мы с вами знакомились на прошлом уроке. Но ведь при первичном чтении трудно все понять, все осознать. Поэтому настоящие читатели всегда возвращаются к прочитанному.

Вот мы и попробуем сегодня сделать маленький шаг к такому настоящему чтению.

-Сейчас, я предлагаю вам составить портрет главного героя.

(Работа в группах.)

- Прослушав ваши мнения, я поняла, что у нас главный герой получился какой-то непривлекательный. Давайте теперь обратимся к тексту и попробуем понять главного героя: какой он человек, какой у него характер? Заодно посмотрим, изменится ли ваше отношение к мальчику.

3)работа с деформированным текстом

  • У каждого из вас на столе лежит отрывок из рассказа, в котором я кое – что изменила. Прочитайте этот отрывок (сильный ученик читает вслух).

Послышался звон…Сердце у меня замерло. Я тихонько встал со стула и опустил глаза. На полу валялись розовые черепки, золотой ободок блестел на солнце.

   Бум вылез из под стола, осторожно понюхал черепки и сел, склонив на бок голову и подняв в верх одно ухо.

   Из кухни послышались быстрые шаги.

- Что это? Кто это? – мама опустилась на колени и закрыла лицо руками.- Папина чашка… горько повторяла она. Потом подняла глаза и с упреком спросила: -Это ты?

Бледно-розовые черепки блестели на ее ладонях.

- Это, это Бум!

  • Бум? – Мама поднялась с колен и медленно переспросила: - Это Бум?

  • А теперь сравним этот отрывок с текстом из рассказа.

Что я изменила или пропустила?

(Изменения фиксируются на доске подготовленными карточками с выдержками из произведения.)

Тихонько сполз   заменила на    Встал

- Но ведь и так понятно! Попробуйте изобразить как главный герой “встал” со стула (показывает один ученик), а теперь, как он “тихонько сполз” (показывает другой ученик). Есть разница? Какая?

- Какой можно сделать вывод?

(Замена лексического значения слов играет очень важную роль.)

- Далее.

Пропустила слова: колени у меня задрожали, язык заплетался.

- Эти оценочные слова относятся к какой части речи?

- Уместно ли было употребление автором таких характерных глаголов?

(Они помогают оценить состояние мальчика.)

- Молодцы! Давайте дальше.

Не поставила многоточие в предложении “Это… это… Бум!”

- Ну и что подумаешь какие-то точки!

- Почему они важны?

Вот мы и доказали, каким важным в произведении может оказаться всего лишь одно слово.

5.Физкультминутка. (Релаксация под музыку.)

6. Работа с пословицами. (Работа в группах.)

Найдите пословицу, которая походит по смыслу к произведению.

1группа

     1. Детей наказывают стыдом, а не грозою и бичом.

  1. Поспешишь-людей насмешишь.
  2. Сделал дело-гуляй смело.

2группа

1. Никто так детям не верит, как мать родная.

  1. Друг познается в беде.
  2. Семь раз отмерь, один раз отрежь.

3группа 

1. Материнский гнев, что весенний снег-и много выпадает, да скоро растает.

  1. На чужбине и собака тоскует.
  2.  Кто разделяет с тобой трудную минуту - настоящий друг.

7. Творческая работа.

- Я предлагаю вам с помощью различных цветов изобразить те ощущения, которые испытывал мальчик, после того, как разбил папину чашку?

Дети рисуют.

-Какие краски вы использовали: темные или светлые?

-Как вы думаете, что мы изобразили на листе бумаги: настроение или душу мальчика?

-А теперь найдите и прочитайте в учебнике эпизод признания мальчика.

Мама, это я, я разбил чашку! (читают дети)

- Обратимся опять к  краскам, изобразите, какой теперь стала душа мальчика?

(Дети рисуют)

-Давайте сравним, что у нас получилось? (Первые иллюстрации изображены темными красками, а вторая светлыми и яркими)

-Почему иллюстрации получились разными?

Душа мальчика после признания стала гораздо светлее и чище.

 Что мучило мальчика?

Совесть — способность человеческого духа к различению добра и зла, сознание добра и зла.

- Молодцы! Именно совесть, которая живёт в сердце каждого человека, показывает, как правильно жить и правильно поступать. Каждый человек имеет право на ошибку, главное уметь вовремя найти правильное решение, исправить её.

  1. Рефлексия.

Учитель: Прочитайте пословицы.

  • От человека утаишь, а от совести не утаишь.
  • Нечистая совесть спать не дает.
  • Ошибайся, да сознавайся.
  • Где правда, там и счастье.

– Выберите из них ту, которая выражает, какой урок вы вынесли для себя, познакомившись с произведением В.А.Осеевой “Почему?”.

 Прикрепите рядом с выбранной пословицей собачку.


Оценивание.

9. Информация о домашнем задании,инструктаж по его выполнению.

1конверт-составить рассказ на тему «Нет лучшего дружка, чем родная матушка»

2конверт- пересказ 1части


-
Изобразите  свое настроение на листочке со смайликами. (под музыку)  

Слайд

-Молодцы, ребята, спасибо вам за старание!

Слайд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературному чтению (с элементами технологии развития критического мышления через чтение) Л. Кассиль «У классной доски» 4 класс УМК «Гармония»

Тема моего открытого урока в 4 классе: Лев Кассиль «У классной доски» . 1) На стадии вызов важно было решить следующие задачи:- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ. Урок проведен во 2 «б» классе 6 апреля 2010г.

Урок знакомит детей с понятием "заклички"как вид устного народного творчества Руси....

Открытый урок по литературному чтению "Чтение по ролям. В. Голявкин "Болтуны".

Открытый урок по литературному чтению для обучающихся 1 класса УМК "Гармония" в рамках Недели начальных классов по теме : "Чтение по ролям. В. Голявкин "Болтуны"....

Открытый урок по литературному чтению на тему: «Георгий Алексеевич Скребицкий. Весна» 2класс

Открытый урок по литературному чтению  на тему: «Георгий Алексеевич Скребицкий. Весна» 2класс...

Открытый урок по литературному чтению по теме«Литературные сказки».

Форма проведения: урок-игра.Тип: урок развивающего контроля.Цель: создание условий для организации работы учащихся по повторению и обобщению знаний, полученных при изучении темы «...