Рабочая программа учителя начальных классов высшей квалификационной категории Яковлевой Н. И. по литературному чтению для 1 класса
рабочая программа по чтению (1 класс) на тему

Яковлева Наталья Ивановна

Рабочая программа составлена на основе примерной государственной программы по литературному чтению для общеобразовательных школ  (базовый уровень): Л.Ф.Климанова, М.В. Бойкина. «Литературное чтение». 1  класс– М., Просвещение, 2011

Количество часов по учебному плану школы – 44 часа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_1_kl_liter._cht_2015-16.doc207.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя  общеобразовательная школа №6

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по литературному чтению

педагога Яковлевой Натальи Ивановны

для 1 общеобразовательного класса

(модифицированная)

Рабочая программа составлена на основе примерной государственной программы по литературному чтению для общеобразовательных школ  (базовый уровень):

Л.Ф.Климанова, М.В. Бойкина. «Литературное чтение».

 1  класс– М., Просвещение, 2011

Количество часов по учебному плану школы – 44 часа

2015-2016

Пояснительная записка

Программа по литературному чтению разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. Рабочая программа по русскому языку адресована учащимся 1 класса общеобразовательного учреждения. Особая роль предмета связана с формированием коммуникативно-речевого навыка чтения. Чтение как общеучебный навык является основой развития всех остальных речевых умений, и от его качества зависит развитие ребёнка и его успешность обучения по другим школьным дисциплинам. 

Литературное чтение способствует развитию интеллектуально-познавательных, художественно-эстетических способностей младших школьников, а также формированию жизненно важных нравственно-этических представлений (добро, честность, дружба, справедливость, красота поступка, ответственность) в доступной для данного возраста эмоционально-образной форме.

Отмеченные особенности предмета определяют основные цели обучения литературному чтению:

  • развитие навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, а также коммуникативно-речевых умений при работе с текстами литературных произведений; формирование навыка чтения про себя; приобретение умения работать с разными видами информации;
  • приобщение младших школьников к чтению художественной литературы и восприятию её как искусства слова; развитие эмоциональной отзывчивости на слушание и чтение произведений;
  • обогащение личного опыта учащихся духовными ценностями, которые определяют нравственно-эстетическое отношение человека к людям и окружающему миру;
  • введение учащихся в мир детской литературы; формирование у начинающего читателя интереса к книге, истории её создания и потребности в систематическом чтении литературных произведений, навыков работы с книгой и текстом, читательской самостоятельности и познавательной активности при выборе познавательными текстами книг.

       Цели и задачи курса. Изучение курса литературного чтения в начальной школе с русским (родным) языком обучения направлено на достижение следующих целей:

- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

совершенствование всех видов речевой деятельности; приобретение умения работать с разными видами информации;

-  развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;

- воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников;

- формирование представлений о добре и зле;

- развитие нравственных чувств; уважение к культуре народов многонациональной России и других стран.

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением самостоятельно их выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.

Таким образом, курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:

1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге.

Решение этой задачи предполагает прежде всего формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам, то есть в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты.

2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.

Решение этой задачи способствует развитию у детей способности полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; умения работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

3.  Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе.

Выполнение этой задачи связано с пониманием художественного произведения как особого Вида искусства, с формированием умения воссоздавать художественные образы литературного произведения, развитием творческого и ассоциативного воображения учащихся; развиваются умения определять художественную ценность произведения и производить анализ (на доступном уровне) средств выразительности, сравнивать искусство слова с другими видами искусства живопись, театр, кино, музыка); находить сходство и различие разных жанров, используемых художественных средств; накапливается эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, развивается поэтический слух детей; обогащается чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе.

4. Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.

С учетом особенностей художественной литературы, ее нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-эстетические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни, создает условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, обогащает нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка.

    Сроки реализации программы 1 год. План предусматривает обучение в 1 классе в объёме 44ч, по 4 урока в неделю.

   Учебник «Литературное чтение» для 1 класса включает семь основных разделов, которые выстроены по жанровому, художественно-эстетическому и познавательному принципам.

Часть 1: «Книги – мои друзья».

«Радуга – дуга» (произведения малых фольклорных жанров).

«Здравствуй, сказка!» (включает народные и авторские сказки, данные для сопоставления, сравнения).

Часть 2: «Люблю всё живое».

«Хорошие соседи, счастливые друзья».

«Край родной, навек любимый».

«Сто фантазий».

          Программа по литературному чтению формирует у младших школьников (на доступном им уровне) представление о значимости художественных произведений в жизни человека. Учащиеся постепенно начинают понимать, что цель общения с писателем или художником не сводится к получению познавательной информации. Каждый автор стремится не только что-то сообщать читателю или поучать его, но и «беседовать» с ним, завязав воображаемый диалог, чтобы обогатить читателя своими эстетическими переживаниями, открытиями, приобщить его к своим убеждениям и нравственным ценностям. В этом состоит одна из важнейших воспитательных задач уроков литературного чтения.

Коммуникативно-речевые умения и навыки при работе с текстом произведения

1. Развитие навыка чтения:

  • способ чтения: плавное, неторопливое чтение целыми словами с элементами слогового чтения многосложных и трудных слов;
  • качества навыка чтения, обеспечивающие взаимосвязь чтения и понимания прочитанного: сознательное, правильное чтение слов, предложений, небольших текстов без пропусков и перестановок букв в словах. Чтение в темпе 30—40 слов в минуту.

2. Формирование речевых умений при работе с текстом произведения:

  • полные ответы на вопросы по содержанию текста;
  • нахождение в тексте предложений, подтверждающих устное высказывание (мнение) ребенка;
  • пересказ знакомой сказки без пропусков и повторов частей текста;
  • воспроизведение содержания небольшого рассказа с опорой на иллюстрации или вопросы;
  • формирование умения сосредоточиться на чтении текста.

3. Воспитание культуры речи и чтения:

  • формирование умения слушать собеседника;
  • развитие звуковой культуры речи: умение громко, четко, орфоэпически правильно произносить слова в устной речи и при чтении;
  • развитие умения делать паузу в конце предложения, соблюдая интонацию различных типов предложения;
  • развитие грамматически правильной речи, ее эмоциональности и содержательности;
  • воспитание доброжелательного отношения и внимания к собеседнику — сверстнику и взрослому;
  • увеличение «поля» чтения: от чтения односложных слов к чтению двусложных слов при выполнении упражнения на целостное восприятие слов.

Содержание  учебного предмета

Раздел «Виды речевой деятельности. Культура речевого общения» включает следующие содержательные линии: аудирование (слушание), чтение, говорение (культура речевого общения). Содержание раздела обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения в их взаимодействии, воспитывая культуру общения (устного и письменного).

Аудирование (слушание) – это умение слушать и слышать, то есть адекватно воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных текстов).

Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс чтения доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения и выбор вида чтения (ознакомительное, выборочное, выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений, соответствующих смыслу текста).

Говорение (культура речевого общения) на основе разных видов текста определяет специфические умения вести диалог, отвечать и задавать вопросы по тексту, создавать монолог с использованием правил речевого этикета (отбирать и использовать изобразительно-выразительные средства языка для создания собственного устного высказывания), воплощать свои жизненные впечатления в словесных образах, выстраивать композицию собственного высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский замысел, передавая основную мысль текста.

Раздел «Виды читательской деятельности» включает работу с разными видами текста, которая предполагает выработку аналитических умений: воспринимать изобразительно-выразительные средства языка художественного произведения; воссоздавать картины жизни, представленные автором; устанавливать причинно-следственные связи в художественном произведении; понимать авторскую позицию в произведениях; выделять главную мысль текста (с помощью учителя). Предусмотрены ознакомление учащегося с книгой как источником различного вида информации и отработка библиографических умений: умения ориентироваться в книге по её элементам, знакомиться с разными видами и типами книг, выбирать книги на основе рекомендованного списка или собственных предпочтений.

В разделе «Круг детского чтения» реализуются принципы отбора содержания чтения младшего школьника, обеспечивающие выработку мотивированного выбора круга чтения, воспитание устойчивого интереса ученика к самостоятельной читательской деятельности, компетентности в области детской литературы: учет эстетической и нравственной ценности текстов, их жанрового и тематического разнообразия, доступности для восприятия детьми 6–7 лет, читательских предпочтений младших школьников.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика» содержит круг литературоведческих понятий для практического освоения детьми с целью ознакомления с первоначальными представлениями о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка.

Раздел «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)» является ведущим элементом содержания начального этапа литературного образования. Опыт творческой деятельности воплощается в системе читательской и речевой деятельности, что обеспечивает перенос полученных детьми знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность: постановку «живых картин», чтение по ролям, инсценирование, драматизацию. Особое внимание уделяется созданию различных форм интерпретации текста: устному словесному рисованию, разным формам пересказа, созданию собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии)

    В курс программы литературного чтения входит внутрипредметный модуль «Литературное слушание – Истоки». Целью данного модуля является воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию. Формирование первоначальных представлений  об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России. Раскрытие жизненного смысла традиционных нравственных заповедей. В 1-м классе дети приходят к пониманию значения Истоков. Система духовно-нравственных ценностей формируется на основе системообразующих категорий Слово, Образ и Книга, которые дают представление о Мире: мире внешнем (социокультурная среда развития) и мире внутреннем (духовно-нравственном).

        УМК «Перспектива» предполагает формирование универсальных учебных действий, которые формируются у  первоклассников на каждом уроке.

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

1. Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».

2. Уважать к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.

3. Освоить  роли  ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

4. Оценивать  жизненные ситуаций  и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

2. Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

3. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

4. Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д.

1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

2. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

4. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

5. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему.

1. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

2. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

3. Слушать и понимать речь других.

4. Участвовать  в паре.

Предполагаемые результаты:

В результате обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень литературного развития, который характеризуется умениями:

-  осознавать место и роль литературного чтения в познании окружающего мира, понимать значение литературного чтения для формирования интеллектуальной (общей) культуры человека.

- понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему, уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами;

- применять анализ, сравнение, сопоставление для определения жанра, характеристики героя, создание различных форм интерпретации текста;

- составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный);

- вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;

- выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;

- работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической (литература как вид искусства, сравнение литературы с другими видами искусств) и нравственной сущности (ценностные ориентации, нравственный выбор);

-  полноценно слушать, осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища;

- осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном, научно-популярном текстах, работать со справочно-энциклопедическими изданиями;

- давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания:

- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность»

Личностные  результаты:

 формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

 формирование уважительного отношения к иному мнению, к истории, культуре других народов;

 развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; принятие и освоение социальной роли обучающегося;

 развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

 формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

 развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

 развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты:

 способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства ее осуществления;

 умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

 овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с поставленными целями и задачами; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме;

 овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей;

 готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, а также с уважением воспринимать другие.

Предметные результаты изучения курса:

 понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

 осознание значимости чтения для личностного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; осознание значимости умения хорошо читать для успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;

 понимание роли чтения, использование различных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

 достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

 умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации        

        Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Кол-во уроков

Наименование разделов и тем

Основное содержание раздела

Основные понятия

Формы контроля

1

Вводный урок. Знакомство с учебником

Знакомство с системой условных обозначений. Содержание учебника. Обращение авторов учебника

Условные знаки

1

Книги — мои друзья  

1. Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: книга, читатель, писатель. Книги — мои друзья. С. Маршак. Новому читателю. Кто говорит молча? Загадки о книге. Пословицы о книге.

Возникновение письменности. Предметное письмо. Узелковое письмо. Наскальные рисунки. Иероглифы. Сочинение своего письма с помощью рисунков.

2. С. Михалков. Как бы жили мы без книг? Выставка книг. Герои детских книг. Мы идём в библиотеку. Экскурсия. Тематические указатели. Мои любимые писатели. А.С. Пушкин. Словесное рисование картин к вступлению к поэме «Руслан и Людмила».

3. Самостоятельное чтение. В.Осеева. Чтение по ролям. Семейное чтение. Из книг К.Д. Ушинского. Нравственный смысл произведений К.Д. Ушинского.

4. Наш театр. К. Чуковский. Айболит. Инсценирование.

5. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контроль и проверка результатов обучения

Книга

Читатель

Писатель

Письмо

Рисунки

Тематические указатели

2

4 ч

Радуга-дуга  

1. Вводный урок. Основные понятия раздела: песенки, пословицы, загадки, считалки. Песенки разных народов. Сравнение песенок разных народов. Выразительное чтение песенок. Самостоятельное чтение. Рифмы матушки-гусыни.

2. Загадки. Сравнение загадок с отгадками. Классификация загадок. Сочинение загадок. Пословицы и поговорки разных народов. Нравственный смысл пословицы. По следам семейного чтения. Мудрые мысли разных народов.

3. Мы идём в библиотеку. Произведения устного народного творчества. Выставка книг.

4. Наш театр. Перчатки. Английская народная песенка. Подготовка спектакля по произведению.

5. Маленькие и большие секреты страны Литературии.

Песенка

Пословица

Загадка

Считалка

Спектакль

3

9 ч

Здравствуй, сказка!  

1. Вводный урок. Основные понятия раздела: сказка, сказка о животных, сказочный герой. Узнай сказку. Рассказывание сказок по рисункам. Работа с книгой.

2. Жили-были буквы. Г. Юдин. Почему «А» первая? Т. Коти. Катя и буквы. Буквы — сказочные герои. По следам самостоятельного чтения. И. Гамазкова. Живая азбука.

Сравнение сказок. Русская народная сказка. Курочка Ряба. С. Маршак. Курочка Ряба и десять утят.

3. Русская народная сказка. Кот, лиса и петух. Главные герои сказки.

Л. Пантелеев. Две лягушки. Сравнение героев сказки. По следам семейного чтения. Сказки разных народов. Сравнение русских сказок со сказками народов России.

4. Наш театр. С. Михалков. Сами виноваты. Инсценирование сказки.

5. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контроль и проверка результатов обучения.

6. Семейное чтение. Три дочери. Два лентяя. Заяц и черепаха

Сказка

Сказка о животных

Сказочный 

герой

4

7 ч

Люблю всё живое  

1. Вводный урок. Основные понятия раздела: общение, диалог. В. Лунин. Никого не обижай. Е. Благинина. Котёнок. Нравственный смыл произведений.

Семейное чтение. Л. Толстой. Пожарные собаки. Б. Житков. Вечер.

2. Приём звукописи как средство создания образа. И. Токмакова. Лягушки. Разговор синицы и дятла. В. Бианки. Разговор птиц в конце лета.

3. Мы в ответе за тех, кого приручили. И. Пивоварова. Всех угостила. С. Михалков. Зяблик. Герой стихотворения. По следам самостоятельного чтения. С. Маршак. В зоопарке. Общение с миром природы. Н. Сладков. Без слов. Создание газеты «Жизнь леса». Создание плаката «Охраняй природу».

4. Мы идём в библиотеку. Книги о природе и животных. Л.Н. Толстой. Обходиться добром со всяким. Не мучить животных.

5. Наш театр. С. Маршак. Волк и лиса.

Общение

Диалог

5

5 ч

Хорошие соседи, счастливые друзья  

1. Вводный урок. Основные понятия раздела: рассказ, герой рассказа. С. Михалков. Песенка друзей. М. Танич. Когда мои друзья со мной. А. Барто. Сонечка. Выразительное чтение стихотворений.

2. Характеристика героя произведения. Сравнение произведений по теме, содержанию и главной мысли. Е. Пермяк. Самое страшное. В. Осеева. Хорошее. Э. Шим. Брат и младшая сестра.

3. Мы идём в библиотеку. Книги о детях.

4. Самостоятельное чтение. Е. Благинина. Паровоз, паровоз, что в подарок нам привёз… В. Лунин. Мне туфельки мама вчера подарила… Тема стихотворений.

5. Наш театр. М. Пляцковский. Солнышко на память. Ю. Мориц. Это — да! Это — нет! Чтение по ролям.

6. Семейное чтение. Л. Толстой. Не лениться. Косточка. Нравственно-этический смысл произведений. Главная мысль произведения.

7. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контроль и проверка результатов обучения

Рассказ

Герой рассказа

6

4 ч

Край родной, навек любимый  

1. Вводный урок. Основные понятия раздела: стихи, рифма. Составление устных сообщений о красоте родного края. П. Воронько. Лучше нет родного края.

2. Стихотворения русских поэтов о природе. Произведения русских художников о природе. А. Плещеев. Весна. С. Есенин. Черёмуха. С. Дрожжин. Пройдёт зима холодная… И. Суриков. Лето. Н. Греков. Летом. А. Пушкин. За весной, красой природы…  А. Плещеев. Миновало лето… И. Суриков. Зима.

3. Репродукции картин И. Грабаря, И. Шишкина, И. Левитана, И. Репина, В. Поленова, П. Кончаловского. Выразительное чтение. Приём сравнения как средство создания образа. Рифма. Сравнение произведение литературы и живописи.

4. Образ природы в литературной сказке. В. Сухомлинский. Четыре сестры. Сочинение сказки. В. Берестов. Любили без особых причин… Г. Виеру. Сколько звёзд на ясном небе! Н. Бромлей. Какое самое первое слово? А. Митяев. За что люблю маму.

5. Стихи для папы. Сравнение произведений на одну и ту же тему. Составление рассказа о своей семье.

Стихи

Рифма

7

2 ч

Сто фантазий  

Основные понятия раздела: творчество.

Р. Сеф. Совершенно непонятно. В. Маяковский. Тучкины штучки. В. Викторов. Поэт нашел в себе слова…. Ю. Мориц. Сто фантазий. И. Пивоварова. Я палочкой волшебной… Г. Цыферов. Про меня и про цыпленка. Сочинение своих собственных историй на основе художественных текстов

Творчество

8

4 ч

Резерв учебного времени  

Библиотечные уроки, праздники, посещение выставок и т. д.

9

8 ч

 «Литературное слушание – Истоки»

Мир (8 часов)

Солнышко, мама и папа. Родители. Мама. Папа. Сердечное тепло родителей. Родительская любовь. Солнышко. Свет. Родительское благословение. Благодарность.

Мир  и лад. Что объединяет поле, школу и семью? Мир. Лад. Согласие. Уважение. Первая книга. Дети с любовью создают свою Первую книгу. В Первой книге запечатлена душа семьи.

Истоки  и школа. Истоки глазами детей. Рождественский дар.

Истоки  и радуга. Живительная сила Истоков проявляется в любви к родной земле и родному слову, родителям и родному очагу. Радуга – образ Истоков, соединяющий, небо, землю и человека.

Сказки  Пушкина. В сказках Пушкина добро побеждает зло, честь и храбрость побеждают глупость и жадность, любовь и милосердие побеждают гордыню и зависть.

Родной  край. Родина. Дом. Родная сторонушка. Родные люди. Народная песня.

Щит  и герб. Духовный защитник нашего Отечества святой Георгий Победоносец. Чудо Георгия о Змее. Святыня России. Герб.

Илья  Муромец. Русский богатырь. Родная земля. Добро. Храбрость. Мир.

Благословение

Лад

Доблесть

 Честь

Почитание

Святой источник Святая вода

Отечество

Святая земля

Ангел-хранитель

Святыня России

Герб

Календарно-тематическое планирование

 № ур.

Дата

Тема

Основное содержание  урока

Самостоят.  работа

Примечание

план

факт

3 четверть – 12 ч (4/нед), модуль 2 ч

1

Вводный урок. Знакомство

с учебником

Познакомить с книгой «Литературное чтение»; учить читать плавно, неторопливо, целыми словами, вникая в смысл читаемого. Система условных обозначений.

Содержание учебника.

Обращение авторов учебника

2

Книги – мои друзья

Дать первоначальное представление о значении книги; стимулировать желание научиться хорошо читать; познакомить с информацией о возникновении письменности; формировать культуру общения с книгой. С. Маршак «Новому читателю».
Способ чтения: чтение целыми словами.

Модуль – «Литературное слушание – Истоки» Тема: «Солнышко, мама и папа»

3

«Как хорошо уметь читать…»

 

 

Познакомить детей с библиотекой; учить выбирать книги; внимательно рассматривать иллюстрации в учебнике; получать необходимую информацию; познакомить с рекомендательным списком книг; учить читать тексты в медленном и ускоренном темпе. С.Михалков. «Как бы жили мы без книг?»

«Мы идём в библиотеку».

4

 Мои любимые писатели

Рассказать об А.Пушкине; познакомить с выставкой книг; учить читать произведения А.Пушкина. А.Пушкин. «Руслан и Людмила» (отрывок) – «У лукоморья дуб зелёный…».

Модуль – «Литературное слушание – Истоки» Тема: «Сказки Пушкина»

5

Сказки

К. Чуковского

Познакомить со сказками К.Чуковского; инсценировать отрывок; учить выделять слова автора и действующих лиц; отрабатывать выразительное чтение. «Наш театр». Сказка К.Чуковского «Айболит». (Слова автора и действующих лиц.)

 Книги К.Чуковского.

6

Из книг

К. Ушинского. Обобщение по разделу

Привлечь внимание детей к обсуждению вопросов нравственного характера; учить умению составлять представление о персонаже (его характеристику) на основе его поступков; дать первоначальное представление о таких нравственных понятиях, как добро, зависть, злость, ложь, милосердие; учить читать выразительно. Семейное чтение. К.Ушинский. «Худо тому, кто добра не делает никому»; «Из книг К.Ушинского». В. Осеева «Мама принесла Тане новую книгу». «Маленькие и большие секреты страны Литературии».

7

 

Радуга-дуга (4 ч)

Пословица – мудрость народная

Познакомить с произведениями малых фольклорных жанров; развивать интерес к произведениям народного творчества; учить отгадывать загадки; сравнивать; выделять признаки, на которые указывает загадка; стимулировать проявление творческой активности.

8

Песенки разных народов

Песенки русского народа, народов России
(удмуртская народная песенка «Дождик»), народов разных стран. Учить сравнивать фольклорные песенки разных народов, видеть в них общее; воспитывать интерес и уважение к произведениям устного народного творчества разных стран; развивать речь; активизировать формирование навыка выразительного чтения. Песенки-потешки. Считалки.

Способ чтения: чтение целыми словами

9

Мы идем
в библиотеку

Книги-сборники народных загадок, пословиц, поговорок. «Рифмы Матушки Гусыни» (английский фольклор для детей). Считалка «Дождь»,  «Наш театр» - английская народная песенка «Перчатки» (перевод с англ. С. Маршака)

10

Маленькие и большие секреты страны Литературии

Загадка, пословица, считалка, детская песенка, колыбельная песня – малые произведения устного народного творчества.

Жанровые признаки колыбельных песенок.

Тематические группы пословиц. Загадки-вопросы, загадки-описания.

Слова с уменьшительно-ласкательными формами имен нарицательных и собственных

11

Здравствуй, сказка! (6 ч)

Узнай сказку

Народная сказка – произведение устного народного творчества.

Способ чтения: целыми словами. Действия – главная характеристика персонажей
в сказках о животных.

Г. Юдин «Почему "А" первая»;
И. Гамазкова «Живая азбука»;
Т. Коти «Катя и буквы»

12

Резервный урок

Библиотечный урок, экскурсии, посещение выставок

4 четверть – 32 ч (4/нед), модуль 6 ч

1

Узнай сказку

Народная сказка – произведение устного народного творчества.

Способ чтения: целыми словами. Действия – главная характеристика персонажей
в сказках о животных.

Г. Юдин «Почему "А" первая»;
И. Гамазкова «Живая азбука»;
Т. Коти «Катя и буквы»

Модуль – «Литературное слушание – Истоки» Тема: «Истоки  и радуга»

2

Сравни сказки

Т. Павлова «Рассказ мудрой вороны».

Русские народные сказки «Волк и семеро козлят», «Курочка Ряба»  Пересказ народной сказки по иллюстрациям. С. Маршак «Курочка Ряба и десять утят». Сравнение содержания народной сказки и сказки С.Маршака.

3

Сравни сказки

Т. Павлова «Рассказ мудрой вороны».

Русские народные сказки «Волк и семеро козлят», «Курочка Ряба»  Пересказ народной сказки по иллюстрациям. С. Маршак «Курочка Ряба и десять утят». Сравнение содержания народной сказки и сказки С.Маршака.

 4

 В сказке солнышко горит, справедливость

в ней царит!

Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух».

Л. Пантелеев «Две лягушки». Формировать умение вчитываться в текст и всесторонне осмысливать его содержание, искать в нём ответы на вопросы; приучать следить за развитием действий, готовить к пересказу; обращать внимание на речь персонажей, осмысливать их поступки; учить выразительно читать диалоги.

Модуль – «Литературное слушание – Истоки» Тема: «Мир  и лад»

5-6

Сказки народов России

Татарская сказка «Три дочери».

Пословицы:

 Кто скоро помог, тот дважды помог.

 Ближе матери родни нет.

 Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.

Сказки «Два лентяя», «Заяц

и черепаха»

Сравнение сказок: «Два лентяя» и «Заяц и черепаха».

7

Лень до добра не доведет

Сказка С. Михалкова «Сами виноваты»

8

Маленькие
и большие секреты страны Литературии

Народная и литературная сказки.

Художественные и научно-познавательные произведения.

«Лиса и заяц», «Лисица». Представление о народной и авторской сказке (на практическом уровне). Фамилия и имя автора-создателя сказки. Практическое сравнение художественного текста с научно-познавательным

 9

Люблю всё живое (7 ч)

Никого не обижай

Люблю все живое.

«Природу может спасти только наша любовь».

В. Лунин «Никого не обижай».

Е. Благинина «Котенок».

И. Токмакова «Лягушки» (Звукоподражательные слова.)

 10

 «Разговоры, разговоры, разговоры…»

Звукозапись – средство создания образа.

И. Токмакова «Разговор синицы и дятла».

В. Бианки «Разговор птиц в конце лета»

 Познакомить учащихся с приёмом звукозаписи как средством создания образа; учить находить слова, которые используют поэты для передачи звуков природы; развивать умение работать в паре; учить выразительно читать.

 11

«Мы
в ответе за тех, кого приручили…»

И.Пивоварова. «Всех угостила».

 С.Михалков. «Зяблик». (Проявление доброты, заботы, внимания, ответственности за братьев наших меньших.)

12

Общение
с миром природы

 Н.Сладков. «Без слов». (Общение с миром природы, понятия «взаимопонимание», «любовь», «доброта».)

«Шутки – минутки».

13

Обходиться добром со всяким

«Мы идём в библиотеку».

Произведения о животных.

«Мои любимые писатели». Л.Толстой. «Обходиться добром со всяким», «Не мучить животных». Семейное чтение. Л.Толстой. «Пожарные собаки». Расширять представления о взаимоотношениях человека и природы; формировать ответственное отношение к живой природе; формировать умение находить слова, характеризующие героя; развивать умение работать в группе; развивать умение отбирать материал в соответствии с темой; стимулировать развитие творчества; развивать умение представлять свой творческий продукт.

14

«Эй, не стойте слишком близко –

я тигренок, а не киска!..»

Самостоятельное чтение.

С.Маршак. «В зоопарке».

Б.Житков. «Вечер» (по выбору).

2. «Шутки – минутки».

3.Ю.Тувим. Стихотворения о животных. Загадки о животных. Познакомить с произведениями малых фольклорных жанров, где главными героями выступают животные; развивать умение характеризовать героев, опираясь на их речь и поступки

15

Маленькие и большие секреты страны Литературии  

«Наш театр». С.Маршак. «Волк и лиса».

В.Берестов. «Лягушата». «Лягушка». (Практическое сравнение художественного и научно-познавательного текстов. Различение приёмов рисования словом и сообщения, объяснения с помощью слов.)

 «Маленькие и большие секреты страны Литературии».

Творчество. (Взаимосвязь событий, их последовательность.)

Произведения С.Я.Маршака.

16

Хорошие соседи, счастливые друзья (5ч)

Когда мои друзья
со мной

С.Михалков. «Песенка друзей».

Песня из кинофильма «По секрету всему свету» «Когда мои друзья со мной».

 Пословицы.

 А. Барто. «Сонечка».

Модуль – «Литературное слушание – Истоки» Тема: «Истоки и школа»

17

Нет друга – ищи, а нашел – береги

Е.Пермяк. «Самое страшное».

(Понятия «доброта», «сила», «обида».)

Чтение по выбору. В.Осеева. «Хорошее».

Э.Шим. «Брат и младшая сестра».

«Читалочка-обучалочка». Темповое чтение стихов В.Лунина, Е.Благининой, И.Токмаковой – по выбору.

 Произведения о дружбе.

18

Доброе слово лучше мягкого пирога

Е.Пермяк. «Самое страшное».

(Понятия «доброта», «сила», «обида».)

Чтение по выбору. В.Осеева. «Хорошее».

Э.Шим. «Брат и младшая сестра».

«Читалочка-обучалочка». Темповое чтение стихов В.Лунина, Е.Благининой, И.Токмаковой – по выбору.

 Произведения о дружбе.

19

Доброе слово лучше мягкого пирога

Самостоятельное чтение. Стихотворения Е.Благининой, В.Лунина.

«Наш театр». М.Пляцковский. «Солнышко на память».

Комбинированное чтение стихотворения Ю.Мориц «Это – да! Это – нет!».

20

Маленькие и большие секреты страны Литературии

«Маленькие и большие секреты страны Литературии». Сопоставление: рассказ – сказка.

В.Сутеев. «Чей это гриб?». (Способы разрешения конфликтных ситуаций.)

Семейное чтение. Л.Толстой. «Не лениться», «Косточка». (Понятия «обман», «честность», «совесть», «лень», «трудолюбие».)

21

«Край родной, навек любимый…» (4 ч)

Лучше нет родного края

1. П.Воронько. «Лучше нет родного края»

2. А.Плещеев. «Весна»; И.Грабарь. «Март». Красота русского края.

3. Чтение стихов по выбору.

С.Есенин. «Черёмуха».

С.Дрожжин. «Пройдёт зима холодная…».

И.Суриков. «Лето».

Н.Греков. «Летом».

4. «Читалочка-обучалочка». Стихи русских поэтов.

Модуль – «Литературное слушание – Истоки» Тема: «Родной край»

22-23

Стихотворения русских поэтов

о родной природе

1. Времена года: осень, зима. А.Пушкин. «За весной, красой природы…»;

А.Плещеев. «Миновало лето…».

2. И.Суриков. «Зима».

3. «Четыре сестры». Сказка.

4. Сравнение текстов: А.Майков. «Ласточка»; Н.Сладков. «Первая ласточка».

24-25

Родина любимая – что мать родимая

1. В.Берестов. «Любили тебя без особых причин…».

2. Чтение по выбору: Г.Виеру. «Сколько звёзд…»; Н.Бромлей. «Какое самое первое слово?».

3. А.Митяев. «За что люблю маму.

4. Семейное чтение. Л.Толстой. «Мальчик и отец».

5. В.Берестов. «Стихи для папы».

6. Семейное чтение. И.Косяков. «Всё она»; К.Ушинский. «Лекарство».

Модуль – «Литературное слушание – Истоки» Тема: «Щит и герб»

26

Мы идем в библиотеку

1. «Мы идём в библиотеку».

Произведения о Родине.

2. Самостоятельное чтение.

Е Пермяк. «Первая рыбка».

3.Конкурс читателей; присвоение звания «Лучший читатель».

Модуль – «Литературное слушание – Истоки» Тема: «Илья Муромец»

27-28

Сто фантазий (2 ч)

Волшебная страна фантазий

Фантазии. Литературные произведения с элементами фантазии. Р Сеф «Совершенно непонятно. В. Маяковский «Тучкины штучки». В. Викторов «Поэт нашел в себе слова». Ю. Мориц «Сто фантазий». И, Пивоварова «Я палочкой волшебной». Г. Цыферов «Про меня и про цыпленка»

29

Комплексная итоговая работа

        Определение уровня образовательных достижений

30-32

Резервные часы

Библиотечный урок, экскурсии, посещение выставок, праздник Книги и т. д.

К концу I класса учащиеся должны знать:

  • наизусть 3—4 стихотворных произведения классиков русской литературы;
  • автора и заглавие 3—4 прочитанных книг;
  • имена и фамилии 3—4 писателей, произведения которых читали в классе.

К концу I класса учащиеся должны уметь:

  • читать небольшой текст плавно целыми словами с элементами послогового чтения;
  •  читать текст в темпе не менее 30 слов в минуту; соблюдать паузы, отделяющие одно предложение от другого;
  •  отвечать на вопросы к прочитанному тексту;
  • воспроизводить содержание эпизода или ситуацию из текста с опорой на вопросы и иллюстрации к нему;
  • высказать свое отношение к прочитанному.

Для реализации программы по русскому языку используются следующие учебно-методические пособия:

- Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина. Литературное чтение. Рабочие программы. 1-4 класс, 2011 г.

- Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, Л. А. Виноградская. Литературное чтение. Учебник. 1 класс. В 2 ч., 2011 г.

 - Л. Ф. Климанова, Т. Ю. Коти. Творческая тетрадь «Литературное чтение». 1 класс

 Интернет-ресурсы:

1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru

2. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka.info/about/193

3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : www. festival. 1september.ru

4. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа : www.km.ru/ education

5. Поурочные планы: методическая копилка, информационные технологии в школе. – Режим доступа : www.uroki.ru

6. Официальный сайт УМК «Перспектива». – Режим доступа : http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/ info.aspx? ob_no=12371


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учителя начальных классов высшей квалификационной категории Яковлевой Н. И. по математике для 1 класса

Рабочая программа составлена на основе примерной государственной программы по математике для общеобразовательных школ  (базовый уровень): Дорофеев Г.В., Миракова Т.В. «Математика». 1  класс–...

Рабочая программа учителя начальных классов высшей квалификационной категории Яковлевой Н. И. по обучению грамоте для 1 класса

Рабочая программа составлена на основе примерной государственной программы по обучению грамоте для общеобразовательных школ (базовый уровень): Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. «Русский язык». 1  к...

Рабочая программа учителя начальных классов высшей квалификационной категории Яковлевой Н. И. по окружающему миру для 1 класса

Рабочая программа составлена на основе примерной государственной программы по окружающему миру для общеобразовательных школ (базовый уровень): А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. «Окружающий мир». 1  к...

Рабочая программа учителя начальных классов высшей квалификационной категории Яковлевой Н. И. по технологии для 1 класса

Рабочая программа составлена на основе примерной государственной программы по технологии для общеобразовательных школ (базовый уровень):Н.И. Роговцева, С.В. Анащенкова. «Технология». 1  класс– М....

Рабочая программа учителя начальных классов высшей квалификационной категории Яковлевой Н. И. по русскому языку для 1 класса

Рабочая программа составлена на основе примерной государственной программы по русскому языку для общеобразовательных школ (базовый уровень):Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. «Русский язык». 1  клас...

Рабочая программа для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на дому по литературному чтению 2 класс УМК "Начальная школа XXI века"

Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учётом логики учебного процесса и особенностей младших школьников надомного обучения. Содержание обучения по сравне...

Рабочая программа для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на дому по литературному чтению 4 класс УМК "Начальная школа XXI века"

Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учётом логики учебного процесса и особенностей младших школьников надомного обучения. Содержание обучения по сравнен...