Рабочая программа учителя начальных классов высшей квалификационной категории Яковлевой Н. И. по обучению грамоте для 1 класса
рабочая программа по русскому языку (1 класс) на тему

Яковлева Наталья Ивановна

Рабочая программа составлена на основе примерной государственной программы по обучению грамоте для общеобразовательных школ (базовый уровень): Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. «Русский язык». 1  класс– М., Просвещение, 2011

Количество часов по учебному плану школы – 79часов (обучение грамоте. Чтение)

Количество часов по учебному плану школы – 85 часов (обучение грамоте. Письмо)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_1_kl_obuchenie_gramote_2015-16.doc408.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя  общеобразовательная школа №6

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по обучению грамоте

педагога высшей категории

Яковлевой Натальи Ивановны

для 1    общеобразовательного класса

(модифицированная)

Рабочая программа составлена на основе примерной государственной программы по обучению грамоте для общеобразовательных школ (базовый уровень):

Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. «Русский язык». 1  класс– М., Просвещение, 2011

Количество часов по учебному плану школы – 79часов (обучение грамоте. Чтение)

Количество часов по учебному плану школы – 85 часов (обучение грамоте. Письмо)

2015-2016

Пояснительная записка

Рабочая программа по обучению грамоте разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. Программа адресована  учащимся 1 класса общеобразовательного учреждения.

Обучение грамоте является органической частью учебного предмета «русский язык» и имеет с ним общую коммуникативно-познавательную основу. Курс отвечает целям гуманистической школы, интересам и потребностям ребёнка, он призван сформировать высокую культуру речевого общения, развить творческие способности учащихся, приобщить их к духовно-нравственным ценностям.

Содержание нового курса и методика обучения ориентированы на решение следующих задач:

— сформировать умения писать и читать, слушать и говорить, свободно пользоваться родным языком в различных ситуациях общения;

— обеспечить осознанное усвоение языка как важнейшего средства общения и взаимного понимания людей;

— обеспечить взаимосвязь системы обучения грамоте с развитием коммуникативно-речевых умений, литературно-творческих способностей учащихся, с формированием у них духовно-нравственных ценностей;

— развить образное и логическое мышление у каждого ребёнка, привить навыки речевой культуры общения как неотъемлемой части общей культуры человека.

В новой системе обучения грамоте усвоение письменной речи впервые начинается с её предыстории (жесты, рисунки, различные типы письменных знаков и др.), знакомства детей с культурно-историческим аспектом письменной речи, представленной в рисунках и играх. Даётся  возможность обучать чтению и письму как настоящей письменной речи, а не только как техническим навыкам, о чём писал ещё Л. С. Выготский.

Обучение грамоте в новой системе строится на различных ситуациях общения (условных и реальных), которые помогают осознать язык как важнейшее средство общения, как важнейший инструмент мыслительной и духовной деятельности людей. Наглядно-образные модели общения, представленные в азбуке, дают детям элементарные представления о ситуации общения, партнерах (собеседниках) речевого общения, о целях общения и его результатах.

Изучение языка как средства общения в период обучения грамоте начинается со слова, с номинативной (назывной) функции языка, наиболее доступной детскому восприятию. При этом обеспечивается постепенный переход от слова в естественных ситуациях общения к предложению и тексту.

Работа со словом в новой системе обучения отличается от общепринятых подходов. Слово рассматривается как двусторонняя единица языка, как сложный языковой знак, имеющий план содержания (значение) и план выражения (фонетическую и буквенную форму). Осознать «устройство» слова помогают простейшие структурно-семантические модели слов, которые показывают взаимосвязь значения слова и его звучания. Переход от звучащего слова к его графической форме обеспечивается через звукобуквенный анализ. При освоении звукобуквенного письма используется современный вариант звукового аналитико-синтетического метода.

Новая система обучения грамоте базируется на трех основных принципах: коммуникативном, познавательном и семиотическом (знаковом).

1. Коммуникативная направленность курса позволяет:

— сформировать процессы чтения и письма как виды письменной речи, а не только как простейшие навыки;

— дать представление о тексте как продукте речевой деятельности;

— осознать язык как средство общения;

— сформировать умение ориентироваться в ситуации общения: адекватно воспринимать речь собеседника, правильно строить своё высказывание, контролировать и корректировать его в зависимости от ситуации общения.

2. Познавательная ориентация курса позволяет:

— изучать язык как культурно-исторический процесс — от устных форм общения к письменным, т. е. от игры, жеста, рисунков, пиктографии к алфавитному звукобуквенному письму и т. д.;

— освоить язык как средство взаимопонимания, средство познания;

— формировать языковое мышление учащихся, развивая образное и абстрактное логическое мышление, интуицию;

— обеспечить поэтапное усвоение основных языковых и речевых понятий на иллюстративно-образной основе с учётом особенностей познавательной деятельности ребёнка через развитие всех видов мышления (наглядно-практического, образно-символического и абстрактно-логического);

— развить языковое мышление, которое базируется на умении ребёнка осознавать и гармонически сочетать форму и содержание речи, умении воспроизводить её смысл и значение в различных формах, умении увидеть общий смысл за различными формами её выражения.

3. Семиотический принцип даёт возможность:

— раскрыть язык как знаковую систему, в которой к языковым знакам можно отнести только двусторонние единицы языка, такие, как слово, морфема и т. д. (а не букву, как часто полагают);

— осознать специфику слова как языкового знака, как «заместителя» действительности;

— выделить исходные понятия и отношения, которые помогли бы ребёнку проникнуть в смысл языкового знака: знак — значение, значение — звучание (содержание — форма);

— познакомить детей с различными знаковыми системами и средствами общения: мимикой и жестом (как одними из древнейших видов общения, которые продолжают функционировать и сейчас, сопровождая устную речь), знаками-сигналами, знаками-символами, языком искусства и т. д.

Период обучения грамоте включает три этапа:  подготовительный; основной; послебукварный.

На подготовительном этапе создается необходимая мотивация в обучении, обеспечивается постепенность вхождения ребенка в жизнь школы и класса. Первоначальное введение детей в мир языка и литературы начинается со знакомства их со

словом, его значением, с осмысления номинативной функции языка («Мы узнаем мир по именам»). Слово, вписанное в различные коммуникативно-речевые ситуации, легко осмысливается и со стороны содержания (значения), и с точки зрения его формы (фонетической и графической).

Основной этап обучения грамоте посвящен изучению букв русского алфавита, освоению письма и чтения с использованием звукобуквенных схем.Схемы для звукового анализа, используемые в обучении, упрощены, их введение мотивировано (связь с артикуляцией). В этот период проводится многогранная работа со словом на основе использования его структурно-семантической модели, наглядно показывающей детям взаимосвязь звучания и значения слова.

Послебукварный период служит для закрепления полученных знаний о языке и речи, упражнений в чтении и письме.

В этот период ставится задача сформировать не только слоговое чтение, но и чтение целыми словами, которое является важнейшим структурным компонентом навыка чтения как умственно-речевого действия.

На заключительном этапе обучения в 1 классе вводятся курсы русского языка и литературного чтения для закрепления знаний о языке и речи, формирования коммуникативно-речевых умений и накопления опыта литературного чтения.

Уроки чтения строятся на материале литературно-художественных текстов. Это способствует повышению речевой культуры учащихся, развитию их мышления и воображения, воспитанию художественно-эстетического вкуса детей. Художественные произведения для чтения, слушания и рассказывания  позволяют  проводить уроки «общения» писателя с читателем, читателя с книгой и ее героями и др..  На таких уроках дети не только получат первоначальные представления о различных типах текстов (художественном и научно-познавательном), но и понаблюдают, как язык «действует», проявляет себя в различных сферах общения, когда он выполняет ту или иную функцию: функцию общения (разговорный стиль), сообщения (научный и деловой стиль), воздействия (литературно-художественный стиль).

Чтобы первоклассники лучше ощутили, что мир в различных видах искусства воспринимается неодинаково, им предоставляется возможность рассмотреть один и тот же предмет (явление) глазами художника, музыканта, поэта, учёного (видят в одном и том же предмете разные стороны и по-разному их отображают). Подобные упражнения, проводимые совместно с учителем, развивают интерес учеников к языку, искусству и окружающему миру. Внимание детей привлекается и к особенностям поэтической речи, к форме стиха, его мелодике, ритму, а также к образности и выразительности поэтического слова. Система заданий и подбор материала обеспечивают развитие литературно-художественных способностей школьников

Осуществление на уроках проектной  деятельности влияет на развитие интеллектуально-творческого потенциала личности  ребенка младшего школьного возраста путём совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей.

В содержание программы предмета «Обучение грамоте. Письмо» входит внутрипредметный модуль  «Путешествие по стране Слов» -  материал  данного модуля позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Задачи:

- развитие  интереса к русскому языку как к учебному предмету;

- развитие мотивации к изучению русского языка;

- развитие творчества и обогащение  словарного запаса;

- совершенствование общего языкового развития учащихся;

- углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке;

- формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;

- развивать  смекалку и сообразительность;

- учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

Содержание курса

Фонетика. Звуки речи, их характеристика. Осознание единства звукового состава слова и его значения.

Выделение отдельных звуков в слове. Установление числа и последовательности звуков в слове, фиксирование их в звуковых и образно-символических схемах. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.

Различение гласных и согласных звуков. Понимание фонемных противопоставлений: твердых и мягких фонем, знаково-символическое их обозначение. Различение согласных твердых и мягких, звонких и глухих.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги, открытый и закрытый слоги. Ударение. Определение места ударения в слове, различение ударных и безударных слогов, ударных и безударных гласных.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы ъ, ь, не обозначающие звуков. Гласные буквы е, ё, ю, я; их двойная роль (в зависимости от места в слове). Обозначение на письме мягкости согласных звуков с помощью букв и, е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости согласных звуков. Употребление ъ и ь как разделительных знаков.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв. Значение алфавита. Сравнение алфавитного письма (обозначение звуков буквами) и письма с помощью рисунков, символов (пиктография). Понимание ценности современного письма.

Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук) как вида речевой деятельности. Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Воспроизведение прочитанного текста по вопросам учителя и самостоятельно.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Практическое различение значения и звучания слова. Роль слова как посредника в общении, его номинативная функция. Правильное употребление в речи слов, называющих отдельные предметы (роза, ландыш, осока), и слов с обобщающим значением (цветы, растения).

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.

Орфография и пунктуация. Знакомство с правилами правописания и их применение:

• раздельное написание слов;

 обозначение гласных после шипящих (ча-ща, чу-щу, жи-ши);

 употребление ь для обозначения на письме мягкости согласных;

 употребление ъ и ь как разделительных знаков;

 прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

 перенос слов по слогам без стечения согласных;

 знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи. Первоначальное представление о тексте как речевом произведении. Выделение в тексте предложений. Объединение предложений в текст. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании.

Первоначальное представление о речи с помощью наглядно-образных моделей. Деление речи на смысловые части (предложения) с помощью рисунков и схем. Составление из предложений связного текста, его запись.

Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, по материалам собственных игр, занятий, наблюдений.

Культура речевого общения. Освоение позитивной модели речевого общения, основанной на доброжелательности, миролюбии и уважении к собеседнику.

В содержание программы предмета «Обучение грамоте. Чтение» входит внутрипредметный модуль «Литературное слушание – Истоки». Целью данного модуля является воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию. Формирование первоначальных представлений  об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России. Раскрытие жизненного смысла традиционных нравственных заповедей.

        УМК «Перспектива» предполагает формирование универсальных учебных действий, которые формируются у  первоклассников на каждом уроке.

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

1. Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».

2. Уважать к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.

3. Освоить  роли  ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

4. Оценивать  жизненные ситуаций  и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

2. Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

3. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

4. Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д.

1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

2. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

4. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

5. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему.

1. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

2. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

3. Слушать и понимать речь других.

4. Участвовать  в паре.

Результаты изучения курса

 Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

 формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

 принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

 развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

 развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания их чувствам; понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности;

 формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

 развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликты и находить выход из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты:

 умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

 способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства ее осуществления;

 умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения;

 умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

 освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности;

 умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач;

 овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме;

 овладение следующими логическими действиями: сравнение, анализ, синтез, классификация и обобщение по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям;

 готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;

 определение общей цели совместной деятельности и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение;

 готовность конструктивно разрешать конфликты с учетом интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

 формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

 понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

 первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношения и функции;

 понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка;

 овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

 формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

 овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретенные знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

Обучающиеся должны знать:

все звуки и буквы русского языка, осознавать их основные различия (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем).

Обучающиеся должны уметь:

  • вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность;
  • различать гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие;
  • правильно называть мягкие и твёрдые звуки в слове и вне слова;
  • знать способы их буквенного обозначения;
  • обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами (е, ё, ю, я, и) и мягким знаком;
  • определять место ударения в слове;
  • вычленять слова из предложений;
  • чётко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, их соединения в слогах и словах;
  • правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом;
  • грамотно (без пропусков, искажений букв) писать под диктовку слова, предложения из 3-5слов, написание которых не расходится с произношением;
  • употреблять большую букву в начале, точку в конце предложения;
  • устно составлять 3-5 предложений на определённую тему;
  • знать гигиенические правила письма;
  • правильно писать формы букв и соединения между ними;
  • уметь прочитать слово орфографически и орфоэпически и на этой основе установить, так ли данное слово пишется, как оно произносится, в какой части слова находится буква или буквы, обозначающие несовпадение.

Упражнения по каллиграфии и связной речи проводятся на уроках русского языка в процессе всего программного материала.

Навык чтения. I полугодие. Плавное слоговое чтение слов, предложений, коротких текстов с изученными звуками и обозначающими их буквами. II полугодие. Правильное, плавное слоговое чтение с элементами чтения целыми словами небольших текстов со всеми буквами алфавита. Ориентировочный темп чтения незнакомого текста не ниже 25—30 слов в минуту. Соблюдение пауз, отделяющих одно предложение от другого. Продолжение работы над звуковой культурой речи, над словом, предложением и связной речью, начатой в букварный период.

Учебно-тематическое планирование

по обучению грамоте (чтение + письмо)

                                                             

Кол-во уроков

Наименование

разделов и тем

Основное содержание раздела

Основные понятия

Формы контроля

Давайте знакомиться (подготовительный этап) – 32 ч

1

3

Мир общения

Введение в мир общения. Устная форма общения; умение говорить, слушать. Диалоговая форма общения, собеседники. Подготовка руки к письму. Ориентировка в тетради: рабочая строка, образец, центр листа, слева, справа. Линии наклонные, прямые, их направление

Общение, собеседник, диалог

2

3

Слово в общении

Роль слова в устном речевом общении. Слова речевого этикета и их роль в общении. Слова – названия конкретных предметов и слова с обобщающим значением

 Речь, слова речевого этикета

3

7

Помощники слова в общении. Общение без слов. Как понять животных. Разговаривают ли предметы? Слова и предметы

Культура общения. Помощники в общении: жесты, мимика, интонация. «Общение» с животными, с неодушевленными предметами, с героями литературных произведений. Общение с помощью предметов и с помощью слов

Жест, мимика

4

5

Рисунки и предметы в общении

 

Сообщения, записанные знаками-символами. Знаки-символы в учебно-познавательной деятельности для обозначения коллективных, групповых и индивидуальных форм работы. Условные знаки. Знакомство со знаками дорожного движения, бытовыми знаками-символами и др. первоначальное общение: жесты, рисунки, знаки, слова – наши посредники в общении с людьми, средства общения. Слово как главное средство общения. Подготовка руки к письму.

Знаки-символы, условные знаки, слова

5

6

Мир полон звуков. Гласные и согласные звуки. Твердые и мягкие согласные

 

Звуковая структура слова. Звуки в природе. Звуковые схемы слов. Гласные и согласные звуки. Символы для их обозначения. Мягкие и твердые согласные звуки, их обозначение. Звуковой анализ слов (определение последовательности звуков в слове, их фиксирование условными обозначениями). Письмо элементов печатных букв. Горизонтальные и вертикальные линии, штриховка по образцу

Звук, звуковая схема, мягкие и твердые согласные звуки

6

2

Звучание и значение слова

Наглядно-образная модель слова. Взаимосвязь значения и звучания слова. Слово как двусторонняя единица языка (без терминологии). Слово как сложный языковой знак, замещающий что-либо (вещь, действие, предмет). Значение слов (как образ предмета, действия и свойства) и звучание (как последовательность речевых звуков). Звуковой анализ слов различной слоговой структуры  как переход от устной речи к письменной; схемы слов. Подготовка руки к письму. Элементы письменных букв

Слово, устная и письменная речь

7

3

Слова и слоги. Ударение в слове

Слог – минимальная единица произношения и чтения. Слова и слоги: слово – номинативная (назывная) единица, слог – единиц произношения. Слогообразующая функция гласных. Ударение. Ударный гласный звук в слове. Образно-символическое обозначение ударения. Смыслоразличительная роль ударения. . Подготовка руки к письму. Элементы письменных букв

Слог, гласные, ударный гласный звук, ударение

8

3

Слово и предложение

Первоначальное представление о предложении. Сравнение и различение предложения и слова. Модель предложения, графическое обозначение его начала и конца. Общее представление о речи на основе наглядно-образных моделей и поэтических текстов. Обобщение. Звуки и их характеристика. Слоги и деление слов на слоги. Ударение и постановка ударений в словах. Слово, его значение и звучание. Предложение и его схема. Подготовка руки к письму. Элементы письменных букв

Предложение,  схема предложения, заглавная буква, знаки препинания, слог, деление на слоги

Страна АБВГДейка (букварный (основной) этап) – 114 ч

9

22

Гласные звуки и буквы

Звуковой анализ, характеристика гласных звуков, обозначение их буквами. Знакомство с шестью гласными звуками и буквами (Аа, Оо, Уу, Ии, ы, Ээ). Гигиенические требования к письму. Анализ графических элементов букв гласных звуков. Формы строчных и заглавных букв. Алгоритм написания букв. Ориентировка на строке и в написании буквы

Гласные звуки

10

70

Согласные звуки и буквы

Согласные звуки, обозначение их буквами. Гласные и согласные звуки, их условные обозначения на основе звукового анализа, их артикуляция. Обозначение звуков буквами. Смыслоразличительная функция звуков. Мягкие и твердые согласные. Обозначение на письме мягкости согласных. Звонкие и глухие согласные. Ориентировка на гласный звук при чтении слогов и слов. Слого-звуковой анализ слов. Правили переноса слов по слогам. Открытый и закрытый слоги. Роль гласных букв в открытых слогах, правила чтения открытых слогов с гласными буквами: ы – и, о – ё, а – я, э – е, у – ю. Анализ графических элементов букв гласных звуков. Формы строчных и заглавных букв. Алгоритм написания букв. Ориентировка на строке и в написании буквы

Согласные звуки, мягкие и твердые, звонкие и глухие согласные звуки

11

10

Буквы е, ё, ю ,я

Двойное значение букв е, ё, ю, я (в зависимости от места в слове): обозначение гласного звука и мягкости предшествующего согласного звука; обозначение двух звуков: звука й и гласного а, о, у, э (в абсолютном начале слова, после гласных, после разделительных ь и ъ знаков). Ритмическое и связное письмо букв ,соединение букв в словах. Формы строчных и прописных букв. Анализ графических элементов букв гласных звуков.

12

8

Буквы ь и ъ

Буквы ь и ъ, не обозначающие звуков. Обозначение мягкости согласных звуков с помощью мягкого знака. Употребление ь и ъ как разделительных знаков. Обозначение на письме мягкости предшествующего согласного звука с помощью мягкого знака и букв е, ё, и, ю, я. Сравнение слов с ь и  ъ. правописание слов с ъ и ь. Анализ графических элементов букв гласных звуков.

Буквы, не обозначающие звуков

13

4

Повторение – мать учения! Старинные азбуки и буквари

Звук, буква, слово (как знак с единством значения и звучания). Старинные азбуки, старые названия букв. Назначение азбук. Их обучающая и воспитательная роль. Письмо предложений и текстов с соблюдением норм каллиграфии

Звук, буква, слово

Про всё на свете (послебукварный период) – 18 ч.

14

 18

Про всё на свете (послебукварный период)

Обобщение.  Позитивная модель общения, основанная на доброжелательности и внимании к собеседнику. Устная и письменная речь. Слово, его звуковая (буквенная) форма и значение (содержание). Звуко-слоговой состав слов. Слово и предложение. Знаки препинания в конце предложения. Заглавная буква в начале предложения; точка, вопросительный или восклицательный знак. Простейший анализ предложений. Порядок слов в предложении и смысл, их взаимосвязь. Правила орфографии и пунктуации. Словарные слова. Оформлять предложения на письме

Звук, буква, слово, знаки препинания, слог, ударение, заглавная буква,  словарные слова

Календарно-тематическое планирование

по обучению грамоте (чтение)

№ ур.

Дата

Тема

Основное содержание  урока

Модуль – «Литературное слушание – Истоки»

Примечание

по плану

фактич

1 четверть – 27 ч, модуль 5 ч              

1

Давайте знакомиться!  Мы —  хорошие друзья  

Практическое введение понятия «общение»; знакомство детей с персонажами учебной книги и друг с другом; способствовать развитию навыков устного общения – умения говорить и слушать; различать цель и результат общения; привлечь внимание к слову и его номинативной (назывной) функции.

2

Мои любимые книжки. Первый школьный звонок

Практическое знакомство с целями и средствами общения через игровые ситуации и диалог литературных героев; осмысление роли слова в общении; развитие умения быстро находить слова для обозначения окружающих предметов.

3

Общение без слов. Жест и его значение

Культура общения. Слова-названия конкретных предметов и слова обобщающего характера (юла — игрушка). «Сравни». Больше, меньше, одинаково. Сравнение линий по количеству. Обозначение на письме указательных жестов стрелкой. Обведение линий по стрелке. Задания по выбору.

4

Страшный зверь. Понимаем ли мы язык животных?

Слова и жесты в общении. Игра «Изобрази и расскажи». Формулы речевого этикета: внимание к собеседнику. Выразительные движения, позы животных; значение телодвижений и выразительных поз у животных.

Модуль – «Литературное слушание – Истоки»

Тема:

«Солнышко, мама и папа»

5

Мы пришли в театр. Кто разговаривает в сказках?

Мимика и её роль в общении. Устные рассказы по мотивам известных сказок. Наблюдение над жестами и мимикой героев сказок. Словесное рисование.

6

Слова или предметы? Кошкин дом. Как найти дорогу

Различение слова и предмета, им обозначаемого. Логические упражнения: слова-названия конкретных предметов, слова обобщающего характера (животные, растения и др.) Подготовка к осмыслению письменной речи: использование посредников (предметов, меток, символов, знаков).

7

Рисунки и знаки в общении. Звездное небо

Общение с использованием рисунков. Подготовка к усвоению письменной речи: рисование как способ записи сообщения.

8

Знаки на дорогах. Условные знаки в городе и дома

Практическое представление о знаке и его значении; подготовка к осмыслению слова как двусторонней единице языка (звучание и значение). Кому адресованы знаки? «Чтение» знаков (извлечение смысла значения знаков).

Модуль – «Литературное слушание – Истоки»

Тема: «Мир и лад»

9

Путешествие по цветочному городу. Знаки в лесу и в парке

Условные знаки в городе. Составление сообщений с использованием знаков. «Чтение» знаков. Знаки по охране природы. «Чтение» знаков, т. е. осмысление их значения. Логические упражнения. Устные рассказы.

10

Загадочное письмо. Письмо в рисунках

Закрепление представлений о слове. Составление из слов предложений, их запись с помощью рисунков (пиктограмм).

11

Мир полный звуков. Звуки в природе

Подготовка к усвоению звукобуквенного письма. Различение звуков речи и звуков окружающего мира. Формирование действия звукового анализа, как последовательности звуков в слове. Бусинки на нитке — наглядно-образное представление о последовательности звуков в слове.

Модуль – «Литературное слушание – Истоки»

Тема: «Божий дар»

12

Слушаем звуки речи. Звуки гласные и согласные  

Коммуникативно-речевые ситуации. Введение символов гласных  и согласных звуков. Обозначение последовательности звуков в слове с помощью схем (звуковой анализ). Наглядно-образный акрофонический способ записи звуков в слове.

13-14

Твердые и мягкие согласные.

Звуковой анализ слов с твердыми и мягкими согласными звуками. Работа с моделями слов. Различение звучания и значения слова.

15-16

Звучание слова и его значение

Звуковой анализ слов. Модели слов. Классификация слов. Определение количества звуков в слове, их последовательность; определение гласных и согласных звуков, твёрдых и мягких; различие звуковой формы слова и его значения

Модуль – «Литературное слушание – Истоки» Тема: «Истоки и радуга»

17-18

Слог. Деление слов на слоги

Сопоставление понятий: слово — слог. Умение произносить слово по слогам.

19

Ударение в слове

Звуковой анализ слов. Введение понятия ударение. «Чтение» акрофонической записи слова «торт».

20-21

Слово и предложение. Записываем слова и предложения. Повторение

Закрепление представлений о слове и предложении. Схемы предложений. Наглядно-образное представление о речи. Воссоздание содержания сказки с опорой на схемы-предложения.

22

Страна АБВГДейка. Звуки [а], [о]; буквы Аа, Оо.

 К.Чуковский. «Айболит».

Работа с моделями слов; звуковой анализ. «Чтение» слов по следам анализа. Разыгрывание коммуникативно-речевых ситуаций, их анализ: кто кому говорит, что, как и зачем говорит? Составление предложений по схемам.

Модуль – «Литературное слушание – Истоки» Тема: «Сказки Пушкина»

23

Звук [у], буква Уу.

Модели слов. Звуковой анализ. «Чтение» слов по следам анализа. Игра «Третий лишний».

24

Звуки [и], [ы]. Буквы Ии, ы.

Звуковой анализ слов. Сравнение звуков [и] — [ы]. Обозначение звуков буквами. Модели слов-омонимов. Чтение предложений с пиктограммами.

25

Повторение: гласные и, ы. Звук [э], буква Э.

Звуковой анализ слов со звуком [э].

26

Узелки на память.

Повторение. Чтение заглавий, записанных акрофоническим способом. Ребусы. Составление предложений по схемам.

27

Звуки [м] — [м`]. Буква М. Стихи А.Барто

Модели слов. Звуковой анализ. Согласные звуки и буквы. Чтение слогов, слов и предложений.

2 четверть – 28 ч, модуль 6 ч

1

Звуки [с] — [с`], буква Сс.

Звуковой анализ. Чтение слогов, слов, предложений. Ударение в словах. Чтение слов с ориентировкой на знак ударения.

2

Звуки [н] — [н`], буква Н.

Звуковой анализ. Чтение слогов, слов и предложений. Продолжение диалога «Мы сами».

3

Звуки [л] — [л`], буква Л.

Звуковой анализ. Выразительное чтение текста. Логические упражнения. Составление предложений.

4

Повторение.

Игры со словом. Чтение предложений и текста.

Модуль – «Литературное слушание – Истоки»

Тема: «Родной край»

5

Звуки [т] — [т`], буква Тт.   Произведения о животных

Слоговое чтение. Многозначные слова. Составление устных рассказов.

6

Звуки [к] — [к`], буква Кк.

Звуковой анализ. Чтение слов с ориентировкой на знак ударения.

7

Узелки на память.

Послоговое чтение. Ударение, чтение целыми словами с ориентировкой на знак ударения.

8

Звуки [р] — [р`], буква Рр. Звуки [в], [в`], буква Вв.

Звуковой анализ. Устные рассказы. Составление букв Р — В.

Модуль – «Литературное слушание – Истоки»

Тема: «Щит и герб»

9

Звуки [п] — [п`], буква Пп

Звуковой анализ. Устные рассказы.

10

Звуки [г] — [г`], буква Г. Скороговорки

Чтение текстов слогами и словами.

11

Повторение.

Звуковой анализ. Сравнение звуков [г] и [к].

12

Буквы Е, Ё в начале слова и после гласных.

Чтение текста. Пересказ.

Модуль – «Литературное слушание – Истоки» Тема: «Слово»

13

Буквы Е, Ё после согласных.

Позиционное чтение слогов: мо-мё, ло-ле, сэ-се.

14

Узелки на память.

Чтение слов с буквами е, ё: ноc — нёс, ров — рёв, мэр — мёд. Составление предложений. Повторение всех изученных букв.

15

Звуки [б] — [б`], буква Бб. А.Толстой. «Буратино».

Звуковой анализ. Чтение слов, предложений, текстов. Сравнение звуков [б] и [п].

16

Закрепление. Буквы Бб, Зз.

Повторение изученного. Деление слов на слоги. Ударение. Чтение слов с ориентировкой на знак ударения.

Модуль – «Литературное слушание – Истоки» Тема: «Весна и слово»

17

Звуки [д] — [д`], буква Дд. Вн.чт. Русские народные сказки

Парные согласные [д] — [т].

18

Звук [ж], буква Ж.

Закрепление изученных букв. Чтение предложений.

19

Мои первые книжки.

Загадки слов. Чтение текстов по выбору. Пересказ.

20

Узелки на память.

        

Веселые картинки. Отработка плавного слогового чтения.

Модуль – «Литературное слушание – Истоки» Тема: « Золотое сердечко»

21

Буква Я в начале слова и после гласных.

Чтение и пересказ текста. Разыгрывание диалогов.

22

Буква Я после согласных. Буква Я, как показатель мягкости предшествующего согласного. Произведения Л.Толстого

Упражнение в чтении слогов ра-ря, на-ня и др.

23

Игра в слова. Повторение изученных букв.

24

Звуки [х] — [х`], буква Хх.

Чтение слов и предложений по азбуке. Чтение слов без пропусков и искажений.

Модуль – «Литературное слушание – Истоки» Тема: «Серебряное копытце»

25-26

Мягкий знак — показатель мягкости согласных.

Чтение слов с «ь». Чтение в парах.

27

Звук[й], буква Йй.

Вн.чт. К.Чуковский «Мойдодыр».

Чтение слов с новой буквой. Выразительное чтение текста.

28

Буква Ю в начале слова и после гласных.

Чтение слов и предложений.

3 четверть – 24ч, модуль 5 ч        

1

Буква Ю после согласных.

Чтение слов: лук — люк, круг — крюк.

2

Приговорки, игры, песенки. Узелки на память.

Вн.чт. «Устное народное творчество».

Чтение текста целыми словами без пропусков и искажений. Повторение изученных букв.

3

Детям на потеху. Выразительное чтение диалогов.

Обучение чтению диалогов, отработка навыков выразительного, внимательного чтения

4-5

Звук [ш], буква Шш.

Сравнение звуков [ш] — [ж]. Чтение слов и предложений.

Модуль – «Литературное слушание – Истоки» Тема: «Добрыня Никитич»

6

Звук [ч`], буква Чч.

Чтение слов и предложений. С новой буквой. Отработка слогового чтения и чтения целыми словами.

7

Звук [щ`]. Буква Щщ.

Вн.чт. Стихи С.Михалкова

Упражнение в темповом чтении слов и предложений. Культура общения.

8

Звук [ц], буква Цц.

Чтение текста по слогам и целыми словами. Диалог.

Модуль – «Литературное слушание – Истоки» Тема: «Слово о родителях»

9-10

Звук [ф], [ф`], буква Фф.

Сравнение звуков [в] — [ф]. Упражнения в чтении

11-12

Разделительные ь и ъ.  Моя первая энциклопедия

Сравнение слов семя — семья; поехал — подъехал и др. Повторение. Чтение текстов. Работа в паре: «Моя первая энциклопедия».

Модуль – «Литературное слушание – Истоки» Тема: «Алёша Попович»

13

Узелки на память.

Классификация букв. Чтение текстов «На что клад, когда в семье лад».

14

Алфавит.

Чтение загадок о буквах. Завершение «Веселого путешествия от А до Я».

15

Повторенье — мать ученья. Знаки городов России.

16

Слово, его значение.

Правило оформления предложения на письме;  чтение целыми словами; выделение звуков из речи;  различение звуков;  выделение ударного слога; развитие навыков выразительного чтения.

Модуль – «Литературное слушание – Истоки» Тема: «Чаша жизни»

17

По страницам старинных азбук. Семейное чтение.

Произведения из старинных азбук

Чтение по выбору. Чтение из старинных азбук и книг для чтения

18

Про всё на свете. Б.Заходер. «Почему?» Об одном и том же по-разному.

Чтение текстов, отработка выразительности, плавности чтения. Творчество писателей и музыкантов

19

Книга природы.

Произведения о природе

Произведения Н.Сладкова, В.Бианки, Н.Матвеевой.

Модуль – «Литературное слушание – Истоки» Тема: «Родник»

20

Удивительное рядом. Сравни и подумай. Сочиняй, придумывай, рассказывай.

Научно-познавательные рассказы. Подготовка детей к осмыслению различий в научном и художественном стиле изображения событий Различение типов текстов, ориентируясь на особенности содержания. Загадки.

21

Час потехи. Большие и маленькие секреты.  Произведения Д.Хармса

Произведения Д.Хармса и Б.Заходера. Д.Чиарди. «Об удивительных птицах».

22

А.Майков. «Колыбельная песня». С.Чёрный. «Колыбельная (для куклы)».

Отработка навыков чтения стихотворений

23

Считалки. Сказки. Присказки.

Знакомство с устным народным творчеством. Чтение, пересказ текстов

24

Как общаются люди.

Формирование навыка чтения

Модуль – «Литературное слушание – Истоки» Тема: «Образ Родины»

Календарно-тематическое планирование

по обучению грамоте (письмо)

                                                             

№ ур.

Дата

Тема

Основное содержание  урока

Тема модуля «Путешествие по стране слов»

Примечание

по плану

фактич

1 четверть – 27 ч, модуль 6 ч            

1

Твои новые друзья. Дорога в школу

Подготовка к письму: ориентировка на рабочей строке, обведение по образцу.

2

Большие и маленькие

Сравнение предметов по величине. Сравнение линий

3

Сравни

Больше, меньше, одинаково. Сравнение линий по количеству. Обозначение на письме указательных жестов стрелкой. Обведение линий по стрелке. Задания по выбору

Игры «Слова – братья», «Эстафета».

4

Направление

Обведение предметов по стрелкам и линиям. Штриховка. Задания по выбору.

5

Чей домик? Лото

Обведение предметов по стрелкам и линиям. Логические и ассоциативные упражнения. Штриховка. Задания по выбору.

6

Длиннее — короче. Целое и часть

Написание линий различных по величине. Задания по выбору.

7

Головоломка. Овал

Нахождение закономерностей. Написание вертикальных и горизонтальных линий по стрелкам. Предварительная звуковая ориентировка в слове. Индивидуальные задания: написание печатных букв, как сенсорных образцов звуков, известных детям.

8

В квартире. Веселые превращения

Обведение и штриховка. Написание элементов букв по стрелкам. Предварительная звуковая ориентировка в слове (искомый звук в начале, середине и конце).

«Разгадывание загадок. Головоломка «Ягоды».

9

У речки. Сколько? Столько

Штриховка, обведение. Подготовка к звуковому анализу. Элементы печатных букв.

10

Целое и часть. На компьютере.

Штриховка, обведение. Подготовка к звуковому анализу. Письмо  элементов печатных букв .Обозначение предметов словом

11

Целое и часть. Целое из частей

Штриховка, обведение непрерываемых линий. Предварительная  звуковая ориентировка в слове.

12

Сравни дома. В магазине одежды

Штриховка, обведение. Подготовка к звуковому анализу. Элементы печатных букв.

«Сценка «Кто лишний».

13

В походе. На привале

Обведение, штриховка. Подготовка к звуковому анализу. Письмо элементов печатных букв. Обозначение предметов словом (называя функцию слова). Устные рассказы.

14

На коньках. Контуры и силуэты. Элементы печатных букв и, к

Штриховка, обведение непрерываемых линий. Предварительная звуковая ориентировка в слове, обведение элементов печатных букв.

15

На волнах. Морские путешествия. Элементы букв л, м

Штриховка, безотрывные линии; звуковая ориентировка в слове. Классификация слов-названий морских и речных судов

16

На лугу. Мы рисуем. Элементы печатных букв н, о

Обведение, штриховка; преобразование овалов в предметы; простейший звуковой анализ.

17

Под грибком. Сравни, подумай. Элементы печатных букв п, р

Предварительные звуковые упражнения; письмо элементов печатных букв. Самостоятельные логические упражнения «Найди закономерность».

«Сказка  А. Шибаева «Буква заблудилась».

18

Мы — спортсмены. Выбирай. Элементы печатных букв с, т

Обведение по пунктиру. Лексическая работа: спортивный инвентарь. Классификация: виды спорта. Элементы звукового анализа.

19

Кто построил домики? Сравни и подумай. Элементы печатных букв у, ф

Штриховка, обведение. Устный диалог по сказке. Звуковая ориентировка в слове; элементы печатных букв.

20

Рассмотри и расскажи. В гости к бабушке. Элементы печатных букв х, ц

Раскрашивание, штриховка, обведение. Звуковой анализ: определение последовательности звуков в слове.

21

Распиши посуду. Наличники. Элементы печатных букв ч, ш

Звуковой анализ слов. Печатание элементов букв. Раскрашивание. Объяснение. Рассуждение.

«Игры «Весёлые буквы», «Спрятавшееся слово»  

22

Расшитые полотенца. Лоскутное одеяло. Элементы печатных букв Щ, ь, ы, ъ

Написание прямых линий по пунктирам. Письмо элементов письменных букв. Звуковой анализ слов. Классификация слов по формальным признакам: подбор слов с одинаковым звуком в начале слова.

23

Прогулка в парк. Знаки в городе. Подбери пару. Разгадай секрет. Элементы печатных букв э, ю, я

Предварительный звуковой анализ. Печатание элементов букв. Классификация слов по формальным признакам: искомый звук в начале, конце слова.

24

Сравни и подумай. В спортивном зале. Догадайся. Элементы письменных букв.

Звуковой анализ слов. Письмо элементов письменных букв. Обведение образцов.

25

На велосипедах. Собери машину. Проверь себя. Элементы письменных букв.

Звуковой анализ слов. Письмо элементов письменных букв (строчных и заглавных). Диалог.

«Инсценирование стихотворения А.Шибаева»

26

 Буквы А а

Печатные буквы А, а. Самостоятельное воспроизведение графической формы строчных букв «а», в вертикальной полосе, сравнение с образцом. Письмо строчных и заглавных букв «а» после объяснения учителя.

27

Буквы О о

Печатные буквы О,о. Самостоятельное воспроизведение графической формы строчных букв «о», в вертикальной полосе, сравнение с образцом. Письмо строчных и заглавных букв «о» после объяснения учителя.

2 четверть – 28 ч, модуль 6 ч            

1

Строчная буква у

Звуковой анализ. Анализ графической формы буквы у. Устный рассказ по опорным словам.

2

Заглавная буква У

Печатная буква у. Самостоятельное воспроизведение графической формы строчной буквы «у», в вертикальной полосе, сравнение с образцом.

«В гости к Алфавиту» 

3

Повторение.

Проверочная работа «Написание изученных букв»

4

Буква И, и

Звуковой анализ слов, подписи букв под схемами слов.

5

Буква ы

Звуковой анализ слов, подписи букв под схемами слов.

6

Строчная буква э

Звуковой анализ слов, подписи букв под схемами слов

Чтение отрывка из книги С.Маршака «Весёлое путешествие от А до Я».

7

Заглавная буква Э

Разгадывание ребусов, раскрашивание.

8

Закрепление написания изученных букв

Звуковой анализ слов. Запись слов и предложений.

9

Буквенная мозаика

Звуковой анализ. Письмо строчной и заглавной буквы. Запись слов под диктовку.

10

Закрепление написания  букв

Звуковой анализ слов со звуками [н] и [н`].  Письмо слогов, слов и предложений.

«Знакомство с орфографическим словарём»

11

Пиши, да не спеши

Звуковой анализ. Письмо строчной и заглавной буквы. Списывание слов и предложений.

12

Закрепление написания изученных букв

13

Проверочная работа

Запись слов под диктовку.

14

Буквы М, м

Звуки [м] — [м`].  Анализ графической формы буквы. Составление слогов и слов.

Игры «Волшебный колодец», «Помоги Р».

15

Буквы С, с

Звуки [с] — [с`].  Анализ графической формы буквы. Составление слогов и слов.

16

Буквы Н, н

Звуки [н] — [н`].  Анализ графической формы буквы. Составление слогов и слов.

17

Буквы Л, л

Звуки [л] — [л`].  Анализ графической формы буквы. Составление слогов и слов.

18

Закрепление написания изученных букв

Звуковой анализ ,написание слов с буквой П

19

Буквы Т, т

Звуки [т] — [т`].  Анализ графической формы буквы. Составление слогов и слов.

Игры «Волшебный колодец», «Помоги Т».

20

Буквы К, к

Сравнение звуков [г] и [к]. Запись слов парами: гора — кора.

21

Загадки слов

Буква е в начале слова и после гласных.

22

Закрепление написания изученных букв

Буква ё в начале слова и после гласных.

23

Буквенная мозаика. Пиши, да не спеши.

Написание слов с буквами е, ё

24

Буквы Р, р

Звуки [р] — [р`].  Анализ графической формы буквы. Составление слогов и слов.

25

Буквы В, в

Звуки [в] — [в`].  Анализ графической формы буквы. Составление слогов и слов.

«В гости к Алфавиту»

26

Буквы П, п

Звуки [п] — [п`].  Анализ графической формы буквы. Составление слогов и слов.

27

Закрепление написания изученных букв

Закрепление письма изученных букв

28

Буквы Г, г

Звуки [г] — [г`].  Анализ графической формы буквы. Составление слогов и слов.

3 четверть – 30 ч, модуль 6 ч

1

Буквы Е, е

Звуковой анализ. Письмо слов.

2

Повторение. Проверка знаний

Звуковой анализ. Запись слов и предложений.

«Разгадывание загадок»

3

Буквы Ё, ё

Закрепление изученных букв.

4

Письмо слов с буквами е, ё

Письмо слов с буквами е, ё

5

Закрепление написания изученных букв. Буквенная мозаика

Звуковой анализ. Запись слов и предложений.

6

Буквы Б, б. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками [ б ] -[ п ], [ б` ]- [ п` ]

Звуки [б] — [б`].  Анализ графической формы буквы. Составление слогов и слов.

7

Буква З, з

Звуки [з] — [з`].  Анализ графической формы буквы. Составление слогов и слов.

8

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками

[ з ] – [ с ], [ з` ]- [ с` ]

Письмо слов. Списывание предложений по памяти.

«Тренировочные упражнения в произнесении звуков»

9

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками

[ з ] – [ с ], [ з` ]- [ с` ]

Звуковой анализ. Зрительный диктант.

10

Закрепление написания изученных букв

Повторение изученных букв.  Звуковой анализ.

11

Буквы Д, д. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками

[ д ] – [ т ], [ д` ]- [ т` ]

Повторение изученных букв.  Звуковой анализ.

12

Строчная буква ж.

Звуки [ж]  Анализ графической формы буквы. Составление слогов и слов.

«Сказка «Лесной карнавал»

13

Заглавная буква Ж

Звуки [ж]  Анализ графической формы буквы. Составление слогов и слов.

14

Правописание слов с буквосочетанием жи

Написание слов с сочетаниями  жи-ши

15

Закрепление написания изученных букв. Буквенная мозаика

Буквенная мозаика

16

Буквы Я, я

«Инсценирование  стихотворения В. Суслова из книги «Трудные буквы»

17

Строчная буква х

18

Заглавная буква Х. Закрепление написания изученных букв

Звуковой анализ. Сравнение слов мои — мой, твои — твой. Списывание слов и предложений.

19

Буква ь. Правописание слов с мягким знаком-показателем мягкости

20

Буквы Й, й

Правила оформления предложений.

21

Буквы Ю, ю

Чудеса со словами.

22

Обозначение мягкости согласных буквой ю

Диктант.

«Разгадывание ребусов.

Головоломки»

23

Буквенная мозаика. Проверка знаний

Письмо слогов и слов, имеющих мягкие и твердые согласные звуки. Буквенная мозаика.

24

Буквы Ш, ш. Правописание слов с буквосочетаниями жи-ши

Буквы е, ё и ю, я как показатели мягкости предшествующего согласного звука.

25

Буквы Ч, ч. Правописание слов с буквосочетаниями ча-чу

Самостоятельная работа. Списывание слов и предложений по памяти.

26

Буквы Щ, щ. Правописание слов с буквосочетаниями ча-ща, чу-щу

Правописание сочетаний жи — ши. Парные согласные [ж] — [ш].

Закрепление написания изученных букв. Буквенная мозаика

Правописание буквосочетаний ча, чу.

«Прощание с Азбукой»

27

Буквы Ц, ц

Правописание буквосочетаний ча-ща, чу-щу.

28

Буквы Ф, ф. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками

[ в ]–[ ф ], [ в` ]- [ ф` ]

Письмо слов и предложений. Классификация слов.

29

Буква ь. Правописание слов с разделительным ъ и ь знаком

30

Буквенная мозаика. Закрепление написания изученных букв. Проверка знаний

Запись слов с буквами в — ф, их сравнение. Сравнение значения и звучания слов.

Повторение изученных букв.

Для реализации программы по обучению грамоте используются следующие учебно-методические пособия:

- Климанова Л. Ф. Обучение грамоте. Рабочие программы, 2011 г.

- Л. Ф. Климанова, С. Г.  Макеева.  Азбука. Учебник, 2011 г.

- Л. Ф. Климанова, А. В. Абрамов, Борейко Л. Н. Рабочая тетрадь  «Рисуй, думай, рассказывай», 2015 г.

- Л. Ф. Климанова, А. В. Абрамов Прописи «Мой алфавит», 2015 г.

Экранно-звуковые пособия:

- CD Азбука. 1 класс. Электронное приложение к учебнику Л. Ф. Климановой, С. Г.  Макеевой

- мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы: 

1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. –  http://school-collection.edu.ru

2. Презентации уроков «Начальная школа». –  http://nachalka.info/about/193

3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). –  www.festival. 1september.ru

4. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – www.km.ru/ education

5. Поурочные планы: методическая копилка, информационные технологии в школе. –  www.uroki.ru

6. Официальный сайт УМК «Перспектива». – http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/ info.aspx? ob_no=12371


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование по чтению к системе опережающего обучения учителя начальных классов высшей квалификационной категории.

Тематическое планирование по чтению к системе опережающего обучения учителя начальных классов высшей квалификационной категории....

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА по подготовке детей к школе (30 ч) «ГНОМ (Гуманитарное Научное Образование Малышей)» учителя начальных классов высшей квалификационной категории МАОУ СОШ№ 16 г. Балаково Саратовской области Образцовой Людмилы Николаевны

Программа «ГНОМ» предназначена для подготовки будущих первоклассников к школе.  Программа  поможет учителям начальных классов профессионально и грамотно организовать работу с детьми в течени...

Рабочая программа учителя начальных классов высшей квалификационной категории Яковлевой Н. И. по математике для 1 класса

Рабочая программа составлена на основе примерной государственной программы по математике для общеобразовательных школ  (базовый уровень): Дорофеев Г.В., Миракова Т.В. «Математика». 1  класс–...

Рабочая программа учителя начальных классов высшей квалификационной категории Яковлевой Н. И. по окружающему миру для 1 класса

Рабочая программа составлена на основе примерной государственной программы по окружающему миру для общеобразовательных школ (базовый уровень): А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. «Окружающий мир». 1  к...

Рабочая программа учителя начальных классов высшей квалификационной категории Яковлевой Н. И. по технологии для 1 класса

Рабочая программа составлена на основе примерной государственной программы по технологии для общеобразовательных школ (базовый уровень):Н.И. Роговцева, С.В. Анащенкова. «Технология». 1  класс– М....

Рабочая программа учителя начальных классов высшей квалификационной категории Яковлевой Н. И. по русскому языку для 1 класса

Рабочая программа составлена на основе примерной государственной программы по русскому языку для общеобразовательных школ (базовый уровень):Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. «Русский язык». 1  клас...

Рабочая программа учителя начальных классов высшей квалификационной категории Яковлевой Н. И. по литературному чтению для 1 класса

Рабочая программа составлена на основе примерной государственной программы по литературному чтению для общеобразовательных школ  (базовый уровень): Л.Ф.Климанова, М.В. Бойкина. «Литературное чтен...