"Информационно - ценностный подход в обучении чтению младших школьников"
статья по чтению ( класс) на тему

Губкина Светлана Анатольевна

В данной статье описывается опыт работы: приемы обучения навыкам чтения и отработка техники чтения младших школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СЛАЙД 1, 2

Учитель – это призвание, самая почётная и благородная профессия. Труд учителя требует огромного количества сил, знаний, опыта, терпения, но самое главное – любви к детям. Учитель становится другом и наставником, «болеет» за судьбу каждого своего ученика. От учителя зависит то, каким видят его ученики окружающий мир, с какими знаниями они войдут в этот мир после окончания школы. Учитель помогает каждому ученику раскрыть свои способности, развить свой творческий потенциал, стать личностью и достойным гражданином своей страны, чувствующим ответственность не только за свою жизнь, но и судьбу близких и родных, за Родину, её благополучие и процветание.

Начальная школа — самоценный, принципиально новый этап в жизни ребёнка:  начинается систематическое обучение  в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении. С поступлением в школу ребёнок впервые начинает заниматься социально значимой, общественно оцениваемой учебной деятельностью. Все отношения учащегося с внешним миром определяются теперь его новой социальной позицией — ролью ученика, школьника.

Моя концепция основывается на глубоком содержании и знании слова, так как слово разжигает фантазию и зовет к познанию тайн бытия, утешает и вдохновляет, рассказывает о любви и страданиях, хранит созданное на протяжении всей истории развития человечества, сохраняет нас.

СЛАЙД 3

Цель ее достижения: научить детей читать художественную литературу, знать, любить и сохранять русское слово, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя.

СЛАЙД 4

Задачи:

  1. Формирование техники чтения и приемов понимания текста правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
  2. Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением;
  3. Приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, через введение элементов литературоведческого анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями;
  4. Развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря); развитие творческих способностей детей.

Решение этих задач возможно, если исходить из гуманистического убеждения, опирающегося на данные педагогической психологии: все дети способны успешно учиться в начальной школе, если создать для них необходимые условия. И одно из этих условий — личностно-ориентированный подход к ребенку с опорой на его жизненный опыт.

СЛАЙД 5

Что бы реализовать поставленные мною цель и задачи необходимо чтобы:

  1. Учитель был «ведущим дитя». Это тот, кто сможет повести за собой, кто обладает силой созидания и талантом души в мыслях, поступках и делах своих учеников, наставник, то есть человек, который не просто передает детям знания своего предмета, а учит жить, жить в этом многоликом сегодняшнем мире. 
  2. В современном уроке должны быть заложены три постулата:

 Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя;

 Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры;

 Ученик на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.

СЛАЙД 6

Литературное чтение – один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует обще учебный навык чтения и умения работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребенка, его духовно – нравственному и эстетическому воспитанию.

        Чтение – это труд, и труд тяжелый. Сделать его более производительным, продуктивным – это моя задача. Вопрос беглого, осознанного и выразительного чтения всегда волновал педагогов начальных, и средних, и старших классов, так как чтение – один из важнейших и необходимых компонентов развития речи и условие дальнейшего успешного обучения. Навыки такого обучения закладываются в начальных классах.

        Совершенствование навыка чтения – одна из главных задач обучения младших школьников. Навык чтения – это универсальный навык, это и то, чему учат, и одновременно то, посредством чего ученик учится. Народ давно подметил важность этого обще учебного навыка, отразив свое отношение к чтению в пословицах и поговорках. Вот одна из древнейших «На азбуке осекся – и цифирь не далась». Как установили ученые, на успеваемость ученика влияет около 200 факторов. Фактор № 1 – это навык чтения, который гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем все остальные вместе взятые. И как показывают исследования, младший школьник, чтобы быть компетентным по всем предметам начальной школы и в дальнейшей своей жизни, должен читать 120 – 150 слов в минуту. Именно в этом темпе достигается лучшее понимание текста учеником. Чтение 120 -150 слов в минуту – это тот диапазон, к которому приспособилось мышление человека и его артикуляционный аппарат.

        В.А Сухомлинский писал: «Одной из истин моей педагогической веры является безграничная вера в воспитательную силу книги. Школа – это, прежде всего книга… Книга – это могучее оружие, без нее я был бы немым и косноязычным; я не мог бы сказать юному сердцу и сотой доли того, что ему надо сказать и что я говорю. Умная, вдохновенная книга нередко решает судьбу человека».

СЛАЙД 7

Чтобы вызвать у детей интерес к чтению книг необходимо соблюдать методические принципы отбора книг, рекомендуемых детям.

  при отборе книг нужно руководствоваться воспитательными целями;

 необходимо жанровое и тематическое разнообразие: проза и стихи, художественная и научно – популярная литература, книги о сегодняшнем дне и о прошедшем, произведения писателей – классиков и современных авторов, фольклор – сказки,  загадки; книга и журнал, газета, произведение русских, белорусских авторов и переводы…;

 учет возрастных особенностей детей, принцип доступности;  

 отбора книг для детей – принцип индивидуального интереса, самостоятельности учащегося в выборе книги;

 детям нужно рекомендовать только подлинно художественные, образцовые книги, отличающимися высокими художественными достоинствами (те, которые выдержали проверку временем);

Следование этим принципам позволит повысить интерес к чтению, к книге, а это в свою очередь расширит кругозор детей.

Ученые В.А. Сухомлинский, В.Н. Зайцева, М.И. Оморокова, И.А. Рапопорт и другие, которые вплотную занимались проблемой становления навыка чтения и определили, что темп чтения должен быть приблизительно равен темпу разговорной речи человека. Холерики, сангвиники говорят быстро и читают быстро, а вот меланхолики говорят медленнее и читают медленнее. Из этого видно, что холерики и сангвиники могут легко научиться читать в быстром темпе, а вот меланхоликам это сделать труднее.

СЛАЙД 8

Считаю, что я как учитель, должна научить ребенка не просто читать, а воспитывать квалификационного, вдумчивого читателя, умеющего   извлекать нравственный, эстетический потенциал из книг. Поэтому основная цель моей работы – это подготовка квалифицированного читателя, обучающегося, владеющего всем набором навыков, необходимых для продуктивного чтения на основе информационно – ценностном подходе в обучении чтению. Чтобы воспитать такого читателя, нужно решить следующие задачи:

 сформировать у всех обучающихся навык чтения на уровне,    позволяющем успешно обучаться в основной и средней школе;

сформировать вдумчивого читателя, любящего книгу и умеющего работать с учебной и детской книгой;

 развивать у детей способности к полноценному восприятию литературного чтения.

Технический признак технологии – чтение со «звуковым ориентиром» и слежение глазами за этим ориентиром. Это часто можно встретить в домашних условиях, когда взрослый читает вслух, а ребенок следит по книге. В школе  «звуковым ориентиром» служит живой голос учителя или голос, записанный на магнитофон.

СЛАЙД 9

С первых дней обучения вводится подвижный план работы с книгой. Начинающего читателя – первоклассника надо приучать рассматривать книгу с обложки. В плане работы с книгой выделяю три структурные единицы:

 умение думать до чтения;

 умение думать во время чтения;

 умение думать после чтения

СЛАЙД 10, 11, 12

        Работа по «совершенствованию навыка чтения» начинается с рассматривания книги - это ведущий метод подготовки квалифицированного читателя. Хотя наряду с этим методом сохраняет свое значение и метод живого слова в самых различных формах: чтение вслух, наизусть, беседы, рассказы, пересказы, игры («Счет стихотворения»)

Уронили-1 мишку-2 на-3 пол-4,

Оторвали-5 мишке-6 лапу-7.

Все-8 равно-9 его-10 не-11 брошу-12,

Потому-13 что-14 он-15 хороший-16.

(«Игра в прятки»)

        Указывается страница учебника (любая), а затем читается текст. Обучающиеся должны найти глазами нужную строку и подстроиться под чтение учителя.

конкурсы

Будь осторожен!

Люди говорят вокруг:

«Нам огонь – прекрасный друг!

Газ поджечь, сготовить плов,

Он во всем помочь готов!»

Да, согласен с этим я:

Нет преграды для огня!

Но зависит все от нас:

Друг или враг нам он нам подчас.

Пожар внезапно вспыхнуть может,

Никто тебе тут не поможет…

Не будем тратить лишних слов,

Будь к нему всегда готов!

Беги на улицу скорей,

К соседям и тревогу бей,

Стремись с пожарными связаться

По «01» или «112»!

Не можешь выйти? Не беда!

Стой у открытого окна,

Или выйди на балкон,

Если существует он.

В шкафу не прячься, под кровать,

Ведь тебя придут спасать!

А в огне, в завесе дыма

Трудно будет отыскать!

Если вспыхнула одежда,

Ее надо потушить.

На землю падай и катайся,

Старайся быстро пламя сбить!

Пожары можно затушить,

Но легче их предотвратить,

Запомнив, милые, друзья,

Всего лишь несколько «нельзя»!

Спички, зажигалки

Зря не трогай ты,

Это для хозяйства,

А не для игры!

Около розетки

Нельзя, друзья, играть:

Сунешь шпильку, гвоздик, -

Травм не избежать!

В доме печка топится, -

Не место здесь игре!

Маленькая искорка

Ведет к большой беде!

С газом будь ты осторожен,

Поджигая, не забудь,

Что огонь случайно может

На стену перемахнуть!

Побежит огонь по полкам

И к окошку подойдет,

Занавески злобным волком

Он в один момент слизнет!

Все это помните, друзья!

Нам с огнем играть нельзя!

(Бурлаков Дмитрий, 3 «А» класс МОУ КСШ № 1)

Если начался пожар

Чтобы не было пожара,

Крепко помните, друзья:

Спичками играть не надо,

Разжигать костер нельзя!

Если где – то запах дыма

Ты в квартире ощутил,

Не сиди, звони скорее

По телефону 01.

Если нету телефона,

Иль к нему не подойти –

Позови скорей соседей,

Пожарных вызовут они.

(Пушкарев Артем, 3 «А» класс, МОУ КСШ № 1)

инсценирование («Добрые друзья. Новые приключения Красной Шапочки»), викторины, праздники, сочинение-размышление 

Тучмас

        Жила – была семья Туч. Как – то раз собрались они поговорить. Но вдруг начался ураган, и семья Туч полетела в неизвестном для них направлении. Их несло в Тучмас на другую Тучнету. Там были копии папы Дождя, мамы Тучихи и их сына Дожденка.

        Вдруг к ним подлетели Космотучи. Они познакомились и вскоре подружились. Но, не зная языка друг друга, они не могли общаться. Но как интересно Космотучи показывали семье Туч свои дома – тучмы. И тогда для своих гостей они построили дом – тучму.

        И жила семья Туч в Тучмасе долго и счастливо.

                                                                              Безруков Александр

Страна Дождевилия

        Жила – была семья Дождя. Папа – Дождь, мама – Дождиха, сынок – Дожденок. Жили дружно и счастливо. Как – то в теплый день пошла семья погулять. На моря, на реки посмотреть.

        Вдруг поднялся сильный ветер. И папу – Дождя понесло, а за папой понеслась мам – Дождиха, а за ними и сынок – Дожденок. Их несло все дальше и дальше. Но тут они зацепились за что – то и остановились. Семья спряталась в водной пучине.

        Как – то днем светило очень яркое солнце. Вода начала испаряться и вместе с ней начала испаряться семья. Они стали подниматься все выше и выше. И, когда они поднялись очень высоко, снова стали семьей. Только уже не семьей Дождя, а семьей Тучек. И там была мед, пиво пила, по усам потекло, а в рот не попало!

                                                                                         Нечаева Алина

и т.д.

Работу по совершенствованию навыка чтения младших школьников через информационно – ценностный подход я осуществляю ступенчато.

Первый шаг к обучению – это подготовка зрительного анализатора, а выражается она в том, что глаза читающего находятся в том месте, которое сейчас, вот сию минуту звучит. Ребенок глазами и движением указательного пальца одновременно со звучанием движется по строке. И это движение нужно довести до автоматизма.

Следующий шаг – предложить обучающемуся читать шепотом вместе с диктором (учителем или хорошо читающим учеником). В начале этой работы многие дети только успевают произносить с диктором окончания слов, но потом они успевают читать полностью слова. На этом этапе у некоторых детей затруднения, и чтобы не нанести ущерб желанию читать, нужно чтобы ребенок как можно дольше читал шепотом для себя.

К громкому чтению одновременно с диктором переходят постепенно все, но каждый в свой срок и основным остается содержание текста. Следует обратить внимание на то, что слабые ученики не мешают двигаться вперед сильным, а сильные не создают из слабых ситуации неуспеха. Все слишком заняты: интересный сюжет, звуковой ориентир постоянно поддерживает ритм работы, слабые достаточно хорошо понимают содержание, что позволяет им активно участвовать в его обсуждении и быть успешными при оценке понимания.

И, наконец – это совершенствование выразительного чтения, овладение интонацией, эмоциональностью. Интонация, культура чтения закладывалась и на предыдущих этапах – эталонным чтением диктора, то есть у детей уже сформировалась ориентация на выразительное чтение. Сменяя друг друга, цепочкой дети читают вслух вместе с диктором по 2 – 3 минуты, подражая всем нюансам произношения. На этом этапе, как правило, завершается формирование мотивационной основы чтения. Уже сложилась установка читать вслух только красиво, так как на уроке были исключены слоговое и механическое чтение.

Систему работы по «Совершенствованию навыка чтения младших  школьников через информационно – ценностный подход» нельзя полностью реализовать без контроля и системы измерения результатов.

Осуществляемый учителем контроль – это важный этап процесса выработки навыка чтения. В руках учителя он является важным средством формирования мотивации учения, эффективности всей учебной деятельности и, следовательно, средством формирования личности ребенка.

Высокий уровень техники чтения – залог успешного обучения не только в начальных классах, но и в среднем звене, поэтому уровень техники чтения считаю результатом – выше нормы.

Чтобы этого не произошло, использую систему специальных упражнений, активно влияющих на основные параметры чтения: технику, осмысленность, выразительность. К таким упражнениям отношу:

СЛАЙД 13, 14

• упражнения, направленные на развитие четкости произношения (артикуляционная гимнастика);

СЛАЙД 15

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНО ЗАНИМАТЬСЯ НА УРОКАХ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКОЙ?

        Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе. Чтобы этого не произошло мы – учителя должны помочь нашим детям.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

  1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые обучающиеся сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
  2. Обучающиеся со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда на уроках учитель будет включать минутки по артикуляционной гимнастике.
  3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

Надо помнить, что четкое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

  1. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем – и детям и взрослым – научиться говорить правильно, четко и красиво.

Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой?

        Сначала мы знакомим (напоминаем) обучающегося с основными положениями губ и языка. При этом каждое упражнение повторяется 2 – 3 раза.

        Используя карточки по теме «Гимнастика для развития речи» повторяем упражнения не менее 5 – 6 раз.

        При этом ни в коем случае не надо забывать выполнять задания, направленные на развитие голоса, дыхания и речевого слуха. Это очень важно для правильного звукопроизношения.

Рекомендации к проведению упражнений:

Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребенку необходим зрительный контроль. Когда обучающиеся освоятся, зеркало можно убрать. Полезно задавать вопросы: что делают губы? Что делает язычок? Где он находится (вверху или внизу)?

Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счет.

Но при этом следить за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно.

        Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей, что у ребенка хорошо развито звуковое произношение.

БЕГЕМОТИКИ

        Вот пришел Язычок в зоопарк и видит, что в пруду сидит кто – то огромный, как гора, и рот широко открывает. Это был … бегемот. Давайте и мы превратимся в бегемотиков и будем широко открывать ротики.

Описание упражнения: открыть рот как можно шире, удерживать его в таком положении до счета «пять», потом закрыть рот. Повторить 3 – 4 раза.

Рот пошире открываем,

В бегемотиков играем:

Широко раскроем ротик,

Как голодный бегемотик.

Закрывать его нельзя,

До пяти считаю я.

А потом закроем рот –

Отдыхает бегемот.

ЛЯГУШКИ

        Посмотрел Язычок на бегемотиков и только хотел дальше отправиться, как слышит: ква – а – а, ква – а – а. Это были … Правильно, лягушки. Давайте изобразим, как лягушки улыбались.

Описание упражнения: улыбнуться, показать сомкнутые губы в таком положении до счета «пять» (до счета «десять»), затем вернуть губы в исходное положение. Повторить 3 – 4 раза.

Подражаем мы лягушкам:

Тянем губы прямо к ушкам.

Вы сейчас тяните губки –

Я увижу ваши зубки.

Мы потянем – перестанем

И нисколько не устанем.

СЛОН

        Идет Язычок дальше. Ой, кто это такой большой, с длинным носом? Да это же … слон! Давайте покажем, какой у слона хобот!

Описание упражнения: сомкнутые губы вытянуть вперед и удерживать в таком положении до счета «пять» (потом до счета «десять»), вернуться в исходное положение.

        Смотрит Язычок на слона, а тот стал набирать хоботом воду и поливать себя и слоненка.

Описание упражнения: вытянуть вперед губы трубочкой и «набирать» водичку, слегка причмокивая при этом.

Я водичку набираю

И ребяток поливаю!

Буду подражать слону!

Губы «хоботом» тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

• упражнения на развитие подвижности речевого аппарата – «Звуковая разминка», работа над скороговоркой;

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНО УМЕТЬ ПРАВИЛЬНО И КРАСИВО ГОВОРИТЬ

        Скороговорка – это уникальное явление языковой культуры любого народа. Маленькие, короткие рифмованные фразы – великолепные упражнения для отработки правильной, четкой и грамотной речи. Они развивают речевой слух и дикцию, обогащают словарный запас.

        Неправильное произношение доставляет ребенку немало трудностей. Недостатки устной речи часто влияют на письменную речь, что ведет к снижению успеваемости.

        Чистое и ясное произношение, лексически богатая, грамматически правильная и логически связанная речь -  прежде всего заслуга семейного воспитания. Но и мы – учителя не остаемся в стороне.

КАК РАБОТАТЬ СО СКОРОГОВОРКОЙ?

 Сначала скороговорку читает учитель.

 Если у обучающихся возникают вопросы, надо постараться на них ответить.

 Попросить обучающихся объяснить сложные слова или найти значения этих слов в словаре.

Предложить одному обучающемуся взять в руки мячик и, ритмично подбрасывая и ловя его двумя руками, проговорить скороговорку

( подбрасывать и ловить мяч можно на каждое слово или на слог).

 Предложить обучающимся проговорить скороговорку, перебрасывая мяч из одной руки в другую.

 Скороговорку можно повторить, перебрасывая мяч друг другу.

 Устроить соревнование (с учителем или друзьями) – кто быстрее проговорит скороговорку. Время можно замечать по секундной стрелке.

 Предложить проговорить скороговорку 3 раза подряд и не сбиться.

        Некоторые скороговорки, после их запоминания и правильного повторения, можно усложнить: надо произнести первоначальный вариант скороговорки, а затем – произнести ее, поменяв местами начало и конец. Например:

У бабы – бобы, у деда – дубы.

У деда – дубы, у бабы – бобы.

        Регулярные упражнения наполняют класс атмосферой радости, взаимопонимания, тепла и доброты, а ведь всего этого так часто не хватает в наше стремительное время.

СЛАЙД 16

• упражнения, развивающие оперативную память, устойчивость внимания: найди лишнюю букву     

О   И   Б  Я   У   (б)

С   Н   В   Л   Д   (с)

или слово, обоснуй свой ответ;

СЛОН, ЛЕВ, МЕДВЕДЬ, БАБОЧКА, ТИГР, КОШКА

Составь новое слово, взяв у каждого из данных только первый слог:

КОЛОС, РОТА, ВАЗА – КОРОВА

КОРА, ЛОТО, БОКСЁР - КОЛОБОК

Составь новое слово, взяв у каждого из данных только второй слог:

ЗМЕЯ, РАМА – ЯМА

ПУГОВИЦА, МОЛОТОК, ЛАВА - ГОЛОВА

Составь новое слово, взяв у каждого из данных только последний слог:

МЕБЕЛЬ, РУЖЬЁ – БЕЛЬЁ

СОЛОМКА, ПОРА, МЕЛЬ - КАРАМЕЛЬ

Выбери слова на данный звук:

Буква Б

С барабаном бегемот

Веселится и поет

Он бы мог потанцевать,

Но боится пол сломать.

   Буква В

Воробей! Воробей!

Начирикай нам вестей!

"Чик-чирик, весна идет!

Вон вокруг вода течет,

Верба в поле расцвела,

Чик-чирик весна пришла!"

   Буква Г

Галстук гусь себе купил

Модный, заграничный.

И на шею нацепил

В городе столичном

Гордо голову задрав,

Гусь стоит нарядный:

"Га-га-га, теперь я граф

в галстуке парадном!"

«Фотоглаз»;

        За 20 секунд дети должны взглядом «сфотографировать» слова и ответить на вопрос: «Есть ли  среди этих слов …?»

ОРЕХ, РУЧЕЙ, ПЕРЬЯ, РАЗОГНАЛСЯ, ТРОПИЧЕСКИЕ, ОШЕЛОМЛЕННЫЙ

«Да» или «Нет»»

        Обучающиеся слушают предложения и определяют, может это быть или нет. Свои ответы доказывают.

1.Выпал снег. Алеша вышел загорать.

2.Автомобиль свистел с прежней скоростью и уходил вперед.

СЛАЙД  17

•упражнения для формирования осознанного вдумчивого чтения – «Редактор»; 

        Обучающиеся получают карточки с текстом (отрывок из изучаемого произведения), в котором пропущены слова. Эти слова даны для справок.

        Еще в давние времена жил один_______________. Был он ________, особенно не любил стариков и приказывал убивать всех, кому исполнилось _____ лет. «Все равно от них нет никакой пользы», - говорил при этом ___________ падишах. («Мудрый старик», татарская сказка)

Слова для справок:  старик, жестокий, падишах, семьдесят.

СЛАЙД 18

тест с ответом «Да» (+) – «Нет» (-);

Юнна Мориц «Слониха, слоненок и слон»

1.Слониха, слоненок и слон

   Устали стоять в зоопарке. (ДА)

2.Мягкие волны их качали. (НЕТ) (ПУШИСТЫЕ)

3.Дельфины устроили дружеский ужин. (ДА)

4.Дельфинам на память остались на снимке волчиха, волчонок и волк. (НЕТ) (СЛОНИХА, СЛОНЕНОК И СЛОН)

5.Слониху, слоненка, слона встречал цветовод знаменитый. (НЕТ) (СЛОНОВОД)

СЛАЙД 19

«О ком из героев эти предложения»;

Сарыбай

Болотбек

Даанышман

Изберите же сами себе нового хана.

+

От этого мне становится тяжело, и я плачу.

+

Есть у меня верный друг-белый сокол.

+

Вот уже третий день ходите вы во дворец. Скажите мне зачем?..

+

СЛАЙД 20

восстановление деформированных пословиц:

Жизнь на дана дела добрые. (Жизнь дана на добрые дела)

Дружбу, зло помни, забывай а. (Дружбу помни, а зло забывай)

Мудрым не родился, никто а научился. (Мудрым никто не родился, а научился)

СЛАЙД 21

восполни пропуск букв в словах: (дается отрывок из знакомого текста, в нем нужно вставить пропущенные буквы на определенное правило)

Николай Новиков «Молодой путешественник»

        То же случ…ется с д…тьми, которые не х…тят зам…ч…ть того, что учитель с ними проходит, не всегда спрашивают о том, что следует, и, т…ким образом, наконец, ничему не выуч…ваются.

Проверка: а, е, о, е, а, а, и

Развитие техники чтения тормозится из-за слабо развитой оперативной памяти, ее необходимо развивать. Делается это с помощью зрительных диктантов, тексты которых разработаны и предложены профессором И.Т. Федоренко.

На доске (или плакате) написаны 6 предложений (лучше печатными буквами),  первое предложение высвечено, остальные закрыты. Дети читают молча это предложение, запоминают. Время запоминания небольшое: от 4 секунд до 8 секунд. По истечении времени стираю (убираю) предложение, предлагаю детям записать его. Писать тексты лучше на отдельных листках. Аналогично проводится работа над 2-6 предложениями. С одним набором работаю до тех пор, пока все дети успевают запомнить  текст, пишут его самостоятельно. После этого можно переходить ко 2 набору. Это упражнение лучше проводить со второго полугодия 2-го класса (см. приложение 8):

Диктант 1

1.Тает снег.

2.Идет дождь.

3.Небо хмурое.

4.Коля заболел.

5.Запели птицы.

СЛАЙД 22

Виды чтения.

  1. Жужжащее чтение. Все ученики в течение 5 минут читают одновременно вслух вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью. Ежеурочные пятиминутки чтения. Любой урок начинается с того, что дети 5 минут читают в режиме жужжащего чтения, каждый свою любимую книгу.
  2. Чтение перед сном. Именно последние события дня фиксируются эмоциональной памятью и те 8 часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением.
  3. Режим щадящего чтения. Ребенок читает одну-две строки и отдыхает, затем повторяется такое же чтение (диафильмы).
  4. Орфографическое чтение. Дети проговаривают все как написано.
  5. Чтение – канон. Дети читают за хорошо читающим учеником.
  6. Чтение по ролям.
  7. Чтение цепочкой. Прерывать нельзя.
  8. Чтение на время. Самозамер скорости чтения. В конце каждого урока оставляем три-четыре минуты, чтобы произвести самозамер. Результат записывается в дневник (на листок). Уже через неделю можно получить результат, который свидетельствует об увеличении скорости чтения.
  9. Чтение “спотыкаясь о камушки”. Задача – при чтении обращать внимание на знаки препинания (камушки). Ввод в игру. Представьте себе – течет ручеек. На его пути встречается камушек. Что делает ручеек? Приостанавливается, огибает камушек и течет дальше. А теперь представьте, что наш голос – это ручеек. Что же будет тогда камушками? Камушки – это все знаки препинания, которые встречаются в тексте.
  10. Чтение под ритмический стук.

В каждом классе есть несколько учеников, которые постоянно не  укладываются в предусмотренные нормативы. В общем-то, умея читать, они делают это чрезвычайно медленно, с многочисленными ошибками и часто без понимания прочитанного. Принимаемые учителем и родителями меры (упорные тренировки в чтении, систематические дополнительные занятия) не приводят к желаемому результату. Взрослые невольно фиксируют внимание ребенка на его неудачах, что приводит к росту его тревожности, формированию эмоционально-отрицательного отношения к процессу чтения и ко всей учебе в целом, к неверию в успех и скованности, вызванной страхом допустить при чтении ошибку.

Задание:

Как можно быстрее читай текст и подчёркивай глаголы двумя чертами.

Тайна зеленого листа.

        Что главное в зеленом растении? Наверное, корни, они кормильцы. А листья?  Какой в них прок? Разве что они красивы. Оказывается, растение – это, прежде всего, лист. Не было бы на земле зелёных листьев – не было бы и жизни. Почему?

        Для нас, людей, и для животных необходим кислород. Расход кислорода огромен. Кто же пополняет воздух кислородом, очищает его от излишнего углекислого газа?

        Зелёный лист! Он вбирает в свои клетки углекислый газ, а выделяет кислород. Это ему нужно. А для чего?

        Солнце – главный источник жизни. Луч солнца попадает на лист. И в зеленой части растения – в листе вырабатываются важнейшие питательные вещества. А вырабатывает их зеленый лист из углекислого газа, который берет из воздуха и воды, которая всегда есть в живом организме.

        В зеленом листе работает удивительная фабрика. Упал на лист свет, - и началась великая работа жизни. Нет света, - и замирает фабрика зеленого листа. Исчезни вдруг зеленый лист, - и всё на нашей планете Земля вымрет.

Как можно быстрее читай текст и выделяй окончания  существительных

Кто сеет?

Кроты по ночам трудились в лесу на поляне и всю её изрыли. Насыпали горки земли, распахали бороздки. Дождь смочил кротовую пашню. Солнце нагревает её. Кто же начнёт сев?

Вокруг поляны стоят ёлки. Раскрыли они свои шишки. Налетел ветер. Полетели бесшумно вниз лёгкие семена. Одни ветер с поляны унёс, а другие в траве запутались. Но многие попадали в рыхлую землю. И появились на этих местах ёлочки. Они торчат зелеными свечками. Теперь войдёшь в лес и не увидишь свободного места.

Так кроты пашут, ёлки и ветер сеют. А лесные поляны украшаются деревьями.

Задание.

Как можно быстрее читай текст и выделяй окончания прилагательных.

Кофейное дерево.

        Кофейное дерево родом из Эфиопии. Его можно увидеть в тропиках Африки, Азии и  Америки. Семена этого дерева – кофейные зёрна. Они вызревают в коробочках зелёного цвета.  По мере вызревания она краснеет. В каждой коробочке находится зерно зелёного или жёлтого цвета. Оно покрыто мякотью. Потом семена созревают и становятся красными. После поджаривания они приобретают коричневый цвет. Кофейное дерево может вырасти до пятнадцати метров. Но чаще его подрезают. Ведь не подрежешь и не сможешь до зёрен дотянуться!

        Семена кофейного дерева используют для получения кофеина. Оно применяется в пищевой промышленности и в медицине. Ещё кофеин используют для приготовления всем известного кофе.

Задание.

Как можно быстрее читай текст

и подчёркивай имена прилагательные волнистой чертой.

Котёнок  Барсик.

Дождливым осенним днём я гулял без сапог, промочил ноги и заболел гриппом. Это плохая болезнь. У меня сильная головная боль и насморк. Поднялась высокая температура. Мне надо лечиться. Я буду принимать лекарство, полоскать горло и пить тёплое молоко.

И вот я лежу в  кровати. Рядом на столе стоят чай с лимоном и сладкий мёд.  Мне скучно. Я стал наблюдать за моим маленьким котёнком. Барсик спит и шевелит своими треугольными ушками. Наверное, ему снится хороший сон. Рядом с ним зажужжала большая муха. Котенок открыл глаза и искоса поглядел на меня. Наверное, он думал, что это я жужжу.

Вдруг Барсик увидел назойливую муху. Она села на стол. Шустрый кот прыгнул. Он хотел ухватить муху цепкой лапой. Но промахнулся. Лапа задела чашку с чаем. Чашка перевернулась и чай тонкой струйкой полился со стола…

Учись,  Барсик! Мышей ловить сложнее!

     Чтобы дети читали правильно, с меньшей затратой сил, овладевали разными приемами чтения предлагаю детям памятки-ориентиры:

Памятка 1.

Как правильно читать

1.     Читай так, чтобы глаза двигались по строчке слева направо.

2.     Внимательно читай каждое слово.

3.     Старайся понять то, о чем читаешь.

4.     Не возвращайся к прочитанному, если понял его.

5.     Читай каждый день.

Памятка 2.

Учись читать выразительно

1.     Прочти текст внимательно.

2.     Мысленно нарисуй  картины, образы, которые ты «увидел» в стихотворении.

3.     Подумай, что будешь передавать слушателям: радость, восторг, восхищение.

4.     Выбери для этого правильную интонацию

5.     Поставь логическое ударение, определи паузы.

6.     Прочитай текст вслух для себя. Тебе все понравилось?

7.     Прочитай выразительно.

Памятка 3.

(чтение – спринт)

1.     Плотно сожми губы и зубы.

2.     Читай только глазами.

3.     Читай как можно быстрей, читай все.

4.     Ответь на вопросы (после команды учителя «Стоп!»)

Памятка 4.

1.     Правильно ставь ударение в словах.

2.     При чтении делай паузы.

3.     Определи, каким голосом читать (громко, тихо)

4.     Определи темп (быстро, медленно).

5.     Читай эмоционально.

6.     При чтении передай свое отношение.

Памятка 5.(для родителей)

1.     Лучше читать небольшими порциями, но часто.

2.     Читайте с ребенком по очереди.

3.     Остановите свое чтение на самом интересном месте. Предложите ребенку дальше читать.

Заключение

СЛАЙД 23

С приходом ребенка в школу перед учителем стоит задача не только научить его читать, но и приобщить к миру литературы для подготовки к самостоятельной читательской деятельности.  

Ребенок, который хорошо и много читает, успешно усваивает и другие школьные предметы.

Чтение – очень специфический процесс деятельности головного мозга. Способность к чтению заложена в человеке генетически. Еще никто точно не дал ответ, как происходит слияние гласных и согласных в человеческом мозге, но это происходит и человек начинает читать. Именно на данном этапе учителю необходимо создать такие условия, чтобы у ребенка не возникли проблемы с чтением, а развивался стойкий интерес к процессу познания через книгу, чтобы чтение для детей стало личной необходимостью. Это возможно при следующих условиях (из опыта работы):

1. Не заставлять ребенка подолгу читать, лучше меньше, но чаще.

2. Чтение перед сном.

3. Режим «щадящего чтения»

4. Упражнения для преодоления трудностей в обучении чтению.

5. Использование памяток – рекомендаций для родителей и памяток – помощниц для учащихся.

При этом учитель должен помнить, что каждый ребенок – это вновь родившаяся планета. Сделать эту планету обитаемой, дать ей свою жизнь, научить ценить добро, понимать окружающий мир – это задача педагога, в решении которой помогает литературное образование.

Эффективность литературного образования в начальных классах зависит от умения учителя активизировать и развивать образное мышление детей, их интересы, склонности, творческие возможности. В реализации этой задачи во многом способствует содержание курса чтения для каждого класса, основой которого, являются гуманистические традиции национальной и мировой культуры, а так же методика работы с текстом.

В первом классе дети узнают буквы, учатся читать сначала по слогам, затем словами, понимать прочитанное. Это своеобразный подготовительный этап на пути к литературному чтению.

Во 2 – 4 классах чтение продолжает функционировать как учебная деятельность, но появляется и новый ракурс – удовлетворение познавательных интересов и потребностей, осознанное получение эстетического наслаждения от чтения.

СЛАЙД 24

Таким образом, в начальных классах складывается система организации самостоятельного чтения школьников, система воспитания их как активных читателей, любителей литературы.

Уважаемые коллеги! Вы – Учителя с большой буквы. Вы из тех, кого дети слушают с раскрытым ртом, боясь пропустить хоть одно слово из сказанных.   Желаю Вам всегда оставаться такими яркими, одержимыми, преданными своей профессии Личностью! Успехов Вам на Вашем нелегком поприще!

СЛАЙД 25

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Библиографический список:

  1. «Начальная школа» №10 – 1999г.

  2. «Начальная школа» №2 – 2001г.

  3. В.Ф. Одегова. «Развитие способности к чтению на уроках родного языка в начальной школе», Н.Новгород Нижегородский гуманитарный центр, 1998г.

  4. В.П. Трушина «Развитие навыков чтения у учащихся» 1 класс компенсирующее обучение.  Изд. - во «Учитель – АСТ»

  5. Л.А. Павлова «как формировать навык чтения у младших школьников». Москва, «Аркти» - 2007г.

  6. «Развитие памяти и скорочтения». Москва, «Рипол классик» - 2005г.

  7. В.Н. Зайцев «Резервы обучения чтению». Москва, «Просвещение» -1991г.

  8. И.И. Мельникова «Развитие речи детей 7 – 10 лет». Ярославль, Академия развития – 2002г.

  9. Методическая копилка для учителей начальных классов. Ростов – на – Дону, «Феникс» - 2002г.

  10.  Е. Косинова «Уроки логопеда». Москва, эксмо Лисс – 2011г.

  11.  Ресурсы интернета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-ценностный подход в обучении чтению

Информационно-ценностный подход в обучении чтениюСовершенствование навыка чтения – одна из главных задач обучения младших школьников. Навык чтения – это универсальный навык, это и то, чему учат,...

Виды и формы контроля при обучении чтению младших школьников на уроках английского языка

Чтение- это самостоятельный вид речевой деятельности и занимает одно из главных мест по использованию, важности и доступности. Использование чтения в качестве источника получения ин...

Проект"Технология обучения чтению младших школьников".

Постаралась  раскрыть  актуальность  использования  технологии  динамического  чтения  на  первой  ступени  обучения  в  настоящее время. ...

Деятельностный подход при обучении орфографии младших школьников

Моя научная работа, в которой дана классификация орфографических ошибок учащихся 2 классов, критерии сформированности орфографических умений учащихся 2 классов, рекомендации по повышениюуровня сформир...

Современные подходы к обучению правописанию младших школьников: обзор методических источников

Version:1.0 StartHTML:0000000167 EndHTML:0000001496 StartFragment:0000000504 EndFragment:0000001480В русском языке много разных по своей природе орфограмм. Природу русской орфографии раскрывают принци...

"Реализация личностно-ориентированного подхода в обучении математике младших школьников"

Современный этап педагогической практики -это переход от информационно-объяснительной технологии обучения к деятельностно-развивающей, формирующей широкий спектр личностых качеств ребёнка. Цель данной...

Трудности обучения чтению младших школьников на уроках английского языка.

В школах английский язык предлагается изучать со второго класса, является признанием объективно существующего социального интереса к изучению иностранных языков и подтверждением важности данного предм...