Конспект урока. С. Т. Аксаков "Аленький цветочк"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Кропочева Мария Сергеевна

Предмет: Литературное чтение

Класс: 4

Тема урока: С. Т. Аксаков «Аленький цветочек».

 Тип урока: изучение нового.

 Оборудование: Литературное чтение: 4 класс, 2 часть, Л.Ф. Климанова, УМК «Перспектива» 2014. Презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aksakov_alenkiy_tsvetochek.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Литературное чтение

Класс: 4

Тема урока: С. Т. Аксаков «Аленький цветочек».

Цели урока: Познакомить детей с жизнью и творчеством С. Т. Аксакова; учить давать характеристику героев; отрабатывать навыки выразительного чтения.

Планируемые результаты:

•        Предметные: умения читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста. 

•        Личностные: формирование системы нравственных ценностей, проявления интереса к чтению и изучению творчества С. Т. Аксакова.

 Тип урока: изучение нового.

 Оборудование: Литературное чтение: 4 класс, 2 часть, Л.Ф. Климанова, УМК «Перспектива» 2014. Презентация.

Этап урока

Метод и приемы

Время

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

Организационный момент.

Словесный: слово учителя.

Проверка дз. Практич.: выразительное чтение

1

5

Прозвенел для нас звонок,

Начинаю я урок.

Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнётесь мне и друг другу. Теперь тихо, как мышки сядут девочки и ещё тише мальчики. Проверьте своё рабочее место, на столах должны лежать рабочая тетрадь, учебник, дневник и пенал.

Начнём наш урок с того, что узнаем, как вы дома справились с домашним заданием. Дома вам нужно было.. Что сделать? (несколько человек читают выразительно)

Приветствовать.

 

Настраиваться на предстоящую работу.

Проверять готовность к уроку. Читать выразительно.

Положительное отношение к урокам литературного чтения, формирование ценностных ориентаций.

Мотивационный

Практич.: артикуляционные упражнения

Постановка учебной задачи и ее решение 

практ.: расшифровка.

слов.: ответы на вопросы, слово учителя

Слов.: слово учителя.

Слов.: объяснение значения слов.

Практич.: работа с непонятными и трудными словами

Слов.: ответы на вопросы

Физкульт минутка

Практич.: выполнение упражнения

Решение частных задач на основе чтения текста

Итог урока.

Словестный:ответы на вопросы.

Дз

Рефлексия.

Словесный: ответы на вопросы, самоанализ.

5

15

Речевая разминка

-Для начала давайте выполним пару упражнение для того, чтобы потом нам было легче читать. Смотрите на меня и повторяйте. (щеточка, жуем губы, прокалываем щеки)

-Прочитайте присказку медленно, четко проговаривая каждый звук:  

  За темными лесами,

Под ходячими облаками,

Под частыми звездами,

Под красным солнышком.

Облачается небесами,

Подпоясывается зорями,

Застёгивается звёздами.

- Назовите имена существительные. Прочитайте с вопросительной интонацией на этих словах. Прочитайте, начав шепотом и постепенно увеличивая громкость. А сейчас наоборот: начинаем громко, затем голос затихает. А кто быстро попробует прочитать?

- Расшифруйте, что здесь написано. (Сергей Тимофеевич Аксаков)

1

2

3

4

5

6

5

а

б

в

г

д

е

4

ж

з

и

й

к

л

3

м

н

о

п

р

с

2

т

у

ф

х

ц

ч

1

ш

щ

ь

э

ю

я

Первый вариант расшифровывает первую строчку, второй-2, третий – третью: 6,3; 6,5; 5,3; 4,5; 6,5; 4,4.

1,2; 3,4; 1,3; 3,3; 3,2; 6,5; 6,5; 3,5; 3,4; 6,2.

1,5; 5,4; 6,3; 1,5; 5,4; 3,3; 3,5.

- Что вы знаете об этом писателе? Какие его произведения читали? Как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке? Давайте определим задачи урока. 1- Познакомится с жизнью и творчеством С.Т. Аксакова. 2- познакомится с его произведением.

- Сегодня мы отправимся с вами в литературную сказку. А вот в какую именно вы узнаете, когда откроете учебник на с. 54. Прочитайте название.

- Кто из вас знает её? Откуда?

Слово о писателе

-Сергей Тимофеевич Аксаков родился в Уфе. Отец его служил прокурором. На творчество писателя очень сильно повлияла его мама Мария Николаевна, которая являлась для него лучшим другом. Свою первую книгу он выучил наизусть.

Словарная работа

- Объясните значение слов и выражений.

Именитый- почтенный и знаменитый.

Заморский- (устар.) находящий за морем, за границей.

Не ведаю- не знаю

Парча- шёлковая ткань, расшитая золотистыми и серебряными нитями.

Тувалет- стол с зеркалом и всеми принадлежностями.

Венец- то же, что венок, драгоценный головной убор, корона.

Самоцветный- о драгоценных или полудрагоценных минералах, поделочных камнях.

Сажень- старая русская мера длины, равная 2,13 м.

Беспорочный- (устар.) честный.

Доподлинный- (разг.) точный, верный.

Сходный- (разг.) подходящий, недорогой.

Колода- короткое толстое бревно.

Почитай- почти.

Торная- о дороге, гладкая, ровная, неезженая.

Чертог- (устр.) пышное, великолепное помещение или дворец.

Паче зеницы ока- сохранять, беречь больше, чем глаза.

Утешался- радовался.

Во единое ока мгновение- очень быстро.

Гвалт- крик, шум.

Пяльцы- рамка для натягивания ткани для вышивания.

Почали- начали, стали.

Лебезить- заискивать, угодничать.

И скажу вам об ней завтрашний день- скажу завтра.

Мураватый- поросший мягкой и сочной травой.

Яства- (устар.) еда, кушанье.

Червонное золото- золото высокой пробы, имеющее красноватый оттенок.

Опочивать- спать.

Челядь- слуги.

Сейчас встаем. Немного отдохнем.

Раз! Подняться, потянуться.

Два! Согнуться, разогнуться.

Три! В ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре - руки шире.

Пять - руками помахать.

Шесть - за парту тихо сесть.

- Сейчас я вам прочитаю это произведение, вы внимательно слушайте и готовьтесь отвечать на вопросы. Внимательно следите по тексту. Обращайте внимание на мою интонацию.  

- Какое впечатление произвела на вас эта сказка? Что вы узнали о семье купца? Какие подарки попросили сестры? О чем это говорит? Что сделала младшая дочь, очутившись во дворце зверя лесного, чуда морского? Расскажите, какие чудеса с ней происходили?

- С какими произведениями мы познакомились сегодня на уроке? Кто автор данного произведения?

Учебник с. 54 -62 подготовить выразительное безошибочное чтение.

- Выберите любое начало предположения и продолжите его.

Сегодня на уроке я узнал…..

На этом уроке я похвалил бы себя за……

После урока мне захотелось……..

Сегодня я сумел……..

Читать, правильно артикулируя.

Расшифровывать.

Строить предположения и речевые высказывания.

Отвечать на вопросы.

Участвовать в учебном диалоге.

Строить рассуждения.

Слушать.

Читать слова, объяснять их значение.

Выполнять движения.

Отвечать на вопросы.

Строить речевые высказывания.

Выполнять упражнения.

 

Слушать. Следить по тексту.

Строить речевые высказывания.

Отвечать на вопросы.

Записать дз.

Оценивать свою работу на уроке.

П: осмысленно читают текст

Р: принимают и сохраняют уч. Задачу

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; строят реч. высказывания.

Р: принимают и сохраняют уч. Задачу

П: строят рассуждение

К: умение слушать и слышать

Р: принимают и сохраняют уч. задачу

П: объяснять значение слов.

К: участвуют в учебном диалоге;

К: формулируют ответы и выводы; строят реч. Высказывания.

Р: принимают и сохраняют уч. Задачу.

Р: принимают и сохраняют уч. Задачу.

Р: осуществляют итоговый контроль

Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Постановка учебной задачи и ее решение

Практич.: работа с ребусами.

Словестный: ответы на вопросы.

Физкультминутка

Практич.:выполнять упражнения

Словестный: слово учителя.

Решение частных задач на основе анализа текста  

Словес.: слово учителя

Практический: чтение стихотворения выразительно

Словс.: слово учителя

Практический: выразительное чтение и анализ Т

Словестный: ответы на вопросы

Практический: анализ выраз. чтения  

Словс.: слово учителя

≈ 12

2

10

-А сейчас я предлагаю вам разгадать тему сегодняшнего урока. Для этого нам необходимо три группы. Первая группа- первый ряд, вторая- второй ряд, третья- третий ряд. Сейчас я раздам каждой группе ребусы, которые вы должны разгадать. Напоминаю, что вы должны все участвовать в работе и соблюдать тишину, наши гости внимательно следят за вами. (Стихи Берестова, Сефа)                                                                  - Как вы думаете, что означают слова Берестов и Сеф?(фамилии авторов с произведениями которых мы сегодня познакомимся).                                                                                                        - Сегодня мы с вами познакомимся с двумя замечательными поэтами и их стихотворениями.  

               

-Сейчас давайте отдохнем. Все встаем и повторяем за мной. (физминутка моль)

          Слово о писателе.

-Валентин Дмитриевич Берестов,  русский поэт. Родился  в семье учителя. Читать научился в четыре года. К сожалению, первый стихотворный опыт закончился грустно. За дразнилки на одноклассников, восьмилетний Берестов – был бит своими товарищами по первому классу.

               Первоначальное знакомство с текстом

-Откройте учебник на с. 73. Прочитайте название. Сейчас я вам прочитаю это стихотворение, вы внимательно слушайте и готовтесь отвечать на вопросы.                  

                                        Первичный анализ                                                  -О ком рассказывается в стихотворении?(в стихотворении идет речь о воробьях)                                                                              -О чем поют воробьи?(о том, что дождались весны)      - В какой день происходит действие описанное в стихотворении?( в последний день зимы)        

          Повтор чтения и углубленный анализ                            

–Какие трудности возникают у птиц зимой?(нехватает корма)

- Чему радуются птицы в последний день зимы?

–Как вы можете им помочь?(построить им скворечники и наполнить их кормом)

–Назовите зимующих птиц нашего края.(голуби, воробьи, синицы, вороны )

–Какие птицы улетают в тёплые края?(ласточки, стрижи,гуси)

- Какие чувства вызывают у вас эти строки?                                          - Теперь прочитайте его в пол голоса своему соседу,сначала первый вариант, затем второй, подготовтесь к выразительному чтению.                          -Обратите внимание на знаки припенания.какую строчку будем читать тише, какую громче?( 1- тихо, последнию громче). Какие эмоции мы должны передать в последней строчке?( радость)

- Кто выразительно прочитает вслух?

Проанализируй свое чтение.

- Роальд Семёнович Сеф(литературный псевдоним:Роман Сеф),детский поэт, писатель, переводчик, драматург.  Когда Роальд был ещё маленьким мальчиком его отца убили, а маму арестовали. Мальчик жил бабушки. Стихи начал писать в 5 лет. В 11 лет убежал на войну, он хотел быть героем. До фронта не добежал, мальчишку, поймали  и вернули домой.  

 - А сейчас я предлагаю вашему внимаю необычное знакомство со стихотворением. Мы посмотрим небольшой мультик, который был создан по стихотворению Романа Сефа «Чудо». Как вы думаете о каком чуде пойдет речь? Сейчас мы с вами и узнаем. Смотрите и слушайте внимательно, готовтесь отвечать на вопросы.                                                                          - Как вы думаете, о чём это произведение?                      - Как вы понимаете слово «чудо»?

(Чудо– нечто небывалое, невероятное, удивительное, поразительное.)

- Какое чудо описывает автор?                          

Работа со стихотворением

- Как мы должны прочитать первые строчки?( удивленно) А с какой интонацией прочитаем вторую строчку?( с большим удивлением). А с какой интонацией прочитаем третью строчку? ( с недоумением).

-Откройте дневники, запишите домашнее задание. Дома вам нужно подготовить выразительное чтение стихотворения Романа Сефа «Чуда».

Разгадывать ребусы. Работать в группах.

   

Отвечать на вопрос.

Слушать учителя.

Выполнять задание.

Слушать учителя.

Слушать учителя.

Овечать на вопросы.

Высказывать свое мнение.

Читать выразительно.

 Проводить самоонализ.

Читать в парах.

Слушать учителя.

Смотреть мультфильм, анализировать его.

 Отвечать на вопросы.

 Строить предположения.

Записывать дз.

Р: принимают и со храняют уч задачу

П: выполнять работу в группах.

К: участвуют в учебном диалоге;формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. Высказывания.

К: умение слушать и слышать.

К: умение слушать и слышать.

К: умение слушать и слышать.

К: участвуют в учебном диалоге;формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч.Высказывания.

П: строят рассуждение

К: ориентируются на партнера во взаимодействии

П: осмысленно читают худож Т

К: контролируют действия партнера


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...