Главные вкладки

    Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему "К. И. Чуковский «Краденое солнце»"
    учебно-методический материал по чтению (2 класс) на тему

    Шарыкина Анастасия Андреевна

    Предмет: литературное чтение

    Класс: 2

    Тема урока: К. И. Чуковский «Краденое солнце»

    Цели урока: продолжить знакомство учащихся с творчеством К. Чуковского; развивать образное и ассоциативное мышление; тренировать навыки осмысленного и выразительного чтения; прививать любовь к чтению.

    Планируемые результаты:

    ·        Предметные: научатся прогнозировать содержание произведения, воспринимать на слух художественный текст, читать выразительно, передавая настроение стихотворения; объяснять лексическое значение некоторых слов с помощью словаря учебника и толкового словаря.

    ·        Личностные: научатся оценивать собственную деятельность на уроке; научатся проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий; научатся вступать в сотрудничество.

    Тип урока: комбинированный

    Оборудование: учебник по литературному чтению «Перспектива», Л. Ф. Климанова, страница 42-47; презентация.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Министерство образования и науки Челябинской области

    Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

    «Челябинский педагогический колледж №1»

    Технологическая карта урока

    литературного чтения

            

                                                                                    Шарыкина Анастасия Андреевна                

       

                                            

    Челябинск, 2016

    Предмет: литературное чтение

    Класс: 2В

    Тема урока: К. И. Чуковский «Краденое солнце»

    Цели урока: продолжить знакомство учащихся с творчеством К. Чуковского; развивать образное и ассоциативное мышление; тренировать навыки осмысленного и выразительного чтения; прививать любовь к чтению.

    Планируемые результаты:

    • Предметные: научатся прогнозировать содержание произведения, воспринимать на слух художественный текст, читать выразительно, передавая настроение стихотворения; объяснять лексическое значение некоторых слов с помощью словаря учебника и толкового словаря.
    • Личностные: научатся оценивать собственную деятельность на уроке; научатся проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий; научатся вступать в сотрудничество.

    Тип урока: комбинированный

    Оборудование: учебник по литературному чтению «Перспектива», Л. Ф. Климанова, страница 42-47; презентация.

    Этап урока. Методы и приемы

    Хроно-метраж

    Содержание урока.

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    Планируемые результаты (УУД)

    1. Орг. момент:

    Словесн.: слово учителя.

    2 мин

    Здравствуйте, ребята! Садитесь. Слайд. Урок литературного чтения. Он пройдет интересно и принесет нам радость, если мы будем активно мыслить и дружно работать. Посмотрите, чтобы у вас на парте обязательно лежал учебник по литературному языку. Теперь покажите мне, как должен сидеть настоящий ученик?

    Молодцы!

    Приветствовать учителя. Проверять готовность к уроку.

    Л: формировать положительное отношение к урокам; формировать ценностные ориентации.

    2. Постановка учебной задачи и ее решение

    Словесн.: речевая разминка.

    Словесн.: беседа.

    4 мин

    8 мин

    Речевая разминка

    - Прочитайте загадку К. Чуковского. Отгадайте ее. Слайд.

    Мудрец в нем видел мудреца,

    Глупец - глупца,

     Баран - барана,

    Овцу в нем видела овца,

    И обезьяну - обезьяна.

    Но вот подвели к нему Федю Баратова,

     И Федя неряху увидел лохматого. (Зеркало)

    - Прочитайте стихотворение с интонацией удивления, восхищения, утвердительно.

    - Прочитайте выразительно.

    - Как вы думаете, какое произведение мы будем читать на уроке? Какого автора?

    - Чему будем учиться? (предположения детей) 

    Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством К. Чуковского, узнаем новое о его жизни.

    Проверка домашнего задания

    - Как вы обсудили с родителями основную мысль произведения Л. Толстого «Два брата»? (Жизнь можно прожить по-разному, потому что люди по-разному понимают, в чём смысл жизни и в чём счастье)

    - Выразительное чтение на оценку.

    Но перед этим ознакомьтесь с критериями оценивания.

    Слайд. Требования к выразительному чтению:

    - правильная постановка логического ударения;  

    - соблюдение пауз;

    - правильный выбор темпа;

    - соблюдение нужной интонации;

    - безошибочное чтение.

    Читать стихотворение с разной интонацией.

    Отвечать на вопросы.

    Предполагать задачи урока.

    Строить грамматическое высказывание.

    Выразительно читать текст.

    Анализировать чтение одноклассников.

    П: работать с учебным текстом: выделять информацию, заданную аспектом, менять аспект рассмотрения в зависимости от учебной задачи;

    дополнять и расширять знания; постановка и формулирование темы.

    К: участвовать в учебном диалоге; формулировать ответы и выводы; обмениваться мнениями; строить речевые высказывания.

    3. Решение частных задач

    Практич.: чтение произведения.

    Словесн.: словарная работа, беседа.

    7 мин

    Работа по теме урока

    1. Первичное чтение и словарная работа.

    - Откройте учебник на странице 42. Над каким произведением будем сегодня работать? Слайд.

    Начнем читать.

    - В процессе чтения, подчеркивайте все слова, значения которых вам непонятны. После чтения мы разберем.

    Сказку читают учитель и хорошо читающие учащиеся.

    - Какие слова и выражения вам непонятны?

    (Невежа - грубый, невоспитанный человек; невежда - малообразованный, малосведущий человек)

    - Кто украл солнце?

    - А кто его вернул?

    Читать произведение.

    Объяснять значения слов.

    Р: осмыслять уч. материал; действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимать оценку учителя.

    4. Закрепление изученного материала:

    Словесн.: слово учителя.

    Словесн.: слово учителя, беседа.

    Словесн.: беседа.

    Словесн.: беседа.

    2 мин

    5 мин

    5 мин

    2 мин

    2 мин

    Физминутка

    Раз – подняться, потянуться

    Два – согнуться, разогнуться.

    Три – в ладоши три хлопка,

    Головою три кивка.

    На четыре – руки шире,

    Пять – руками помахать,

    Шесть – на место тихо сесть.

    Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо!

    Ветер тише-тише, деревцо все выше-выше!

    Продолжение работы по теме урока

    Перед тем как проведем викторину, послушайте.

    подробнее. Слайд.

    Корней Иванович Чуковский (1882—1969) русский писатель, переводчик. Настоящее его имя — Николай Васильевич Корнейчуков. Он родился в Петербурге. Вскоре его мать, крестьянка из Полтавской губернии, переехала в Одессу. Мальчика отдали учиться в гимназию, но из 5 класса он был несправедливо исключен.

    Чуковский перепробовал много профессий, пока в 1901 не начал печататься в «Одесских новостях». Через два года газета направила его в Лондон. Там он самостоятельно выучил английский язык и целые дни проводил в библиотеках. Позднее он занялся переводами с английского. Благодаря его переводам все мы прочитали «Приключения Тома Сойера» Марка Твенa и «Приключения Робинзона Крузо» Д. Дефо.

    В 1906 г. Чуковский поселился в финском местечке, где подружился с художником И. Е. Репиным. Там же он познакомился с писателем А. Н. Толстым, певцом Ф.И. Шаляпиным и другими замечательными людьми. Здесь же он написал свои первые стихи для детей. У Корнея Ивановича было четверо детей, и общение с детьми, своими и чужими, он считал лучшим отдыхом.

    - Знаете ли вы, что Корней Иванович был критиком, литературоведом, а сказочником стал совершенно случайно?

    Случилось это так. Заболел его сынишка. Мальчик стонал, плакал, долго не засыпал. Корней Иванович, чтобы как-то развлечь его, стал рассказывать сказку:

    Жил да был крокодил,

    Он по улицам ходил,

    Крокодил, Крокодил Крокодилович…

    Это первые строки его сказки «Крокодил». Мальчик затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил папу снова рассказать вчерашнюю сказку. Оказалось, что мальчик запомнил ее всю, слово в слово.

    И второй случай. Работая в своем кабинете, Корней Иванович услышал, как рыдает его младшая дочь, не желая мыться. Он вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя сказал ей:

    Надо, надо умываться

    По утрам и вечерам.

     А нечистым трубочистам

     Стыд и срам! Стыд и срам!

    Так появился «Мойдодыр».

    Есть у него и много загадок. С одной из них мы познакомились на речевой разминке.

    Викторина «Корней Чуковский»

    1. Назовите настоящее имя Чуковского (Николай Васильевич Корнейчуков)

    2. В какой сказке прославляли Воробья? (В сказке «Тараканише»)

    3. Как звали командира мочалок? (Мойдодыр) 

    4. Что купила Муха на базаре? (Самовар) 

    5. На чем ехали комарики? (На воздушном шарике)

    6. Кто посмел украсть солнце? (Крокодил)

    7. Как звали хозяйку-лентяйку (Федора)

    8. Что случилось с бегемотом? (Провалился в болото)

    9. Как зовут доброго доктора? (Айболит) 

    10. Как зовут разбойника, который кушает детей? (Бармалей)

    11. Что подарили Мухе блошки? (Сапожки) 

    12. Кто спрятался от Паука под мост? (Кузнечик) 

    13. Кто спас солнце? (Медведь) 

    14. Что просил Крокодил по телефону? (Калоши) 

    15. Назовите сказку, которую сочинил Чуковский совершенно случайно, утешая больного сынишку? («Крокодил»)

    16. Кто поджег море? (Лисички) 

    17. Кто потушил море? (Бабочка)

    Игра «Узнайте сказку» 

    - Отгадайте, о каких сказках говорит К. Чуковский.

    «У меня часто бывали приливы радости и веселья. Идешь по улице и бессмысленно радуешься всему, что видишь: трамваям, воробьям. Один такой день я особенно помню — 29 августа 1923 года. Чувствуя себя человеком, который может творить чудеса, я… взлетел, как на крыльях, в нашу квартиру и, схватив какой-то запыленный бумажный клочок… стал писать веселую поэму о Мухиной свадьбе, причем чувствовал себя на этой свадьбе женихом… » («Муха-цокотуха»)

    «А однажды вдохновение нахлынуло на меня на Кавказе, во время купания в море. Я заплыл довольно далеко, и вдруг под действием солнца, ветра и черноморской волны у меня сами собой сложились стихи:

    О, если я утону,

    Если пойду я ко дну…

    Голышом побежал я по каменистому берегу и, спрятавшись за ближайшей скалой стал мокрыми руками записывать стихи на мокрой папиросной коробке, валявшейся тут же, у самой волны. Я сразу написал строчек двадцать. Ни начала, ни конца у сказки не было…» («Доктор Айболит»)

    ПР страница 237.

    В будущем вы много раз на уроках встретитесь с К. Чуковским. Но если вы и дома будете читать его произведения (да еще громко, вместе с вашими близкими), вы получите гораздо больше удовольствия.

    Повторять движения.

    Слушать рассказ об авторе.

    Анализировать биографию писателя.

    Отвечать на вопросы викторины.

    Отгадывать сказки.

    П:  извлекать необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществлять поиск необходимой информации.

    Р: принимать и сохранять уч. задачу при выполнении заданий; действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; применять освоенные способы действия.

    П:  извлекать необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации.

    К: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

    аргументация своего мнения и позиции.

    П: применять базовые знания для решения конкретной проблемы.

    К: участвоват в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания.

    К: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

    аргументация своего мнения и позиции.

    5. Итог урока. Рефлексия

    (предметная).

    Словесн.: беседа.

    3 мин

    - Что нового вы узнали на уроке?

    - О каком авторе мы сегодня разговаривали?

    - Какие произведения он написал?

    Домашнее задание: задания 1, 2, с. 48. Повторить произведения раздела.

    А теперь возьмите в руки ваши карандаши: зеленый, желтый и красный. Поднимите ЗЕЛЕНЫЙ карандаш, если вы довольны собой, у вас все получилось, во время урока не возникало трудностей. ЖЕЛТЫЙ, если у вас не все получилось, что-то было непонятно, но вы постараетесь на следующем занятии. И КРАСНЫЙ – вам ничего не понятно и вы не довольны своей работой на уроке.

    Молодцы! Спасибо вам за урок! До свидания!

    Отвечать на вопросы.

    Обобщать изученное.

    Самоанализировать свою работу на уроке.

    Самооценка.

    Подводить итог.

    Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Прозвенел уже звонок, Начинаем наш урок. Предлагаю подружиться Плодотворно потрудиться!

    Слайд 2

    Мудрец в нем видел мудреца, Глупец - глупца, Баран - барана, Овцу в нем видела овца, И обезьяну - обезьяна. Но вот подвели к нему Федю Баратова, И Федя неряху увидел лохматого.

    Слайд 3

    Требования к выразительному чтению: - правильная постановка логического ударения; - соблюдение пауз; - правильный выбор темпа; - соблюдение нужной интонации; - безошибочное чтение.

    Слайд 4

    ТЕМА УРОКА: К. И. Чуковский «КРАДЕНОЕ СОЛНЦЕ»

    Слайд 6

    ЖЕЛТЫЙ, если у вас не все получилось, что-то было непонятно, но вы постараетесь на следующем занятии. ЗЕЛЕНЫЙ карандаш, если вы довольны собой, у вас все получилось, во время урока не возникало трудностей. И КРАСНЫЙ – вам ничего не понятно и вы не довольны своей работой на уроке.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок литературного чтения"Наш театр. К.Чуковский «Краденое солнце» Инсценирование сказки"

    Задача  данного урока:организовать совместную деятельность учащихся с целью инсценирования литературного произведения,отработать выразительное чтение через решение различных исполнительских...

    К. Чуковский "Краденое солнце"

    Презентация выполнена по материалам стихотворения К.Чуковского "Краденое солнце" с использованием материала студии  "Диафильм"  Госкина 1981 . Работа  может быть использована на уроках ...

    Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: "Творчество К.И.Чуковского" 1 класс (конспект + презентация)

    Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: "Творчество К.И.Чуковского" 1 класс (конспект + презентация)...

    Учебно-методический комплекс к уроку литературного чтения, 2 класс. Тема: " А.С. Пушкин "Уж небо осенью дышало"

    Цель деятельности учителя: Познакомить детей с содержанием отрывка из романа "Евгений Онегин", сделать его психологически близким и понятным, обратить внимание детей на особенности звучания стиха....

    Учебно-методический комплекс к уроку литературного чтения, 2 класс. Тема: «А.Гиваргизов "Мой бедный шарик". М.Карем "Повезло!" Р.Сеф "Лучше всех"

    Цель деятельности учителя: Познакомить детей со стихотворениями «Лучше всех», «Повезло!» ; сделать их психологически близкими и понятными, обратить внимание детей на особенности звучания стиха; тренир...

    Учебно - методический комплекс к уроку литературного чтения . 2 класс. М. Карем " Повезло" ( УМК Перспектива)

    Конспект урока литературного чтенияТема: М.Карем «Повезло» Цели деятельности учителя: учить определять характер, возраст героев стихотворения; совершенствовать умение читать стихотворения в...

    Учебно- методический материал к уроку литературного чтения 3 класс К.Г. Паустовский " Растрепанный воробей"

    В методическом материале  представлены кадры из диафильма к рассказу К.Г. Паустовского  " Растрепанный  воробей" , которые  выдаются учащимся на уроке  для рабо...