Конспект урока по литературному чтению Надежда Тэффи «Преступник»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Комсолева Валерия Дмитриевна

Предмет: литературное чтение

Класс: 3-7

Тема: Надежда Тэффи «Преступник»

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель урока: учить представлять черты характера героя, учить обнаруживать в тексте контраст и объяснять смысл его использования

Планируемые результаты:                       

Предметные: Учащиеся научатся умению представлять характер героя

Личностные : развить аккуратность, культуру общения и поведения в учебном процессе;

Оборудование :  учебник литературное чтение 3 кл., презентация,

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tefi_litra.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

24.04

Предмет: литературное чтение

Класс: 3-7

Тема: Надежда Тэффи «Преступник»

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель урока: учить представлять черты характера героя, учить обнаруживать в тексте контраст и объяснять смысл его использования

Планируемые результаты:                        

Предметные: Учащиеся научатся умению представлять характер героя

Личностные : развить аккуратность, культуру общения и поведения в учебном процессе;

Оборудование :  учебник литературное чтение 3 кл., презентация,

Этап урока

Время

Содержание.  Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Орг.момент

1мин

Здравствуйте, ребята. Сейчас я проведу у вас урок литературного чтения.

Тихо сядут мальчики и еще тише девочки

Приветствовать учителя

Коммуникативные: настрой на урок, знакомство с учителем.

2. Мотивационный

3мин

Речевая разминка. Улыбнулись. Широко улыбнулись. Часики. Почистили зубки. Лошадки. Что такое скороговорка? Для чего они нужны.

Испугался грома Рома.

Заревел он громче грома.

От такого рева гром

Притаился за бугром.

Глаза: окошечки, вверх, вниз. Потерли ладошки, умылись.

Работа по квадратам.

Читать правильно артикулируя.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником.

3. Постановка учебной задачи и ее решение

2 мин

Как называется раздел, который вы сейчас изучаете?

( разгадываем секреты смешного)

Чему вы учитесь, читая произведения данного раздела? Какие секреты смешного вы разгадали?

По содержанию определите название и автора. (Надежда Тэффи «Преступник».) Найдите в словаре значение слова «преступник». Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? Какие цели мы поставим перед собой?

-Познакомиться с писательницей Н. Тэффи

-Познакомиться с произведением  «Преступник»

Отвечать на вопросы

Называть тему урока и самостоятельно формулировать цели урока

Познавательные:

самостоятельное формулирование темы и цели урока

4. Решение частных проблем

30-35 мин

Знакома ли вам писательница?(портрет) Что слышали об этом авторе? Дома найдите информацию о Н. Тэффи.

Надежда Александровна Теффи  - русская писательница и поэтесса. Её называли первой русской юмористкой начала XX века, «королевой русского юмора», однако она никогда не была сторонницей чистого юмора, всегда соединяла его с грустью и остроумными наблюдениями над окружающей жизнью.

Откройте учебник с. 58 и прочитайте первый абзац. Почему автор так назвала свое произведение? Что она нам хотела сказать этим вступлением? Что значит «страсти»?(Сл. Раб.) О каких же страстях может идти речь? Прочитаем и узнаем. (Чтение первой части с. 58-61)

Значение, каких слов нужно найти в словаре.(обозначенные *)

Преступник-человек, который совершил преступление, нарушил закон.

Надобности - необходимость, потребность, дело.  

Порядочный (человек) -честный, заслуживающий уважения. Не способный совершить подлость  

Легальный -не нарушающий закона

Пазуха-место между грудью и прилегающей одеждой  

Выгореть- то же , что и удастся

Тактика-сочетание средств и приемов для достижения намеченной цели

Преступный - содержащий в себе преступление

Преступление- опасное действие, нарушающее закон и подлежащее наказанию.

-Сколько лет Вовке, если он ходит в школу, но младше своей старшей сестры Бубы? ( 5 лет)  Найдите подтверждение в тексте.

-Как вы понимаете выражение «возбуждал страсть»?

-Какой же предмет возбуждал страсть Вовки? (карандаш)

Какие слова подтверждают, что карандаш вызывает восторг? ( Он трижды повторяет слово «красота»)

-Найдите подтверждение в тексте. Обратите внимание на знак, который показывает восторг. С какой интонацией нужно прочитать эти слова?

Сразу ли Вовка встал на путь преступления?

-Найдите и прочитайте отрывок, из которого видно, что он попробовал разные пути, чтобы заполучить карандаш.

Перечитайте фрагмент, выделенный рамочкой. Какую пословицу использует автор? Что он хотел нам сказать?

Прочитаем следующую часть рассказа и узнаем, как дальше будут разворачиваться события.(чтение с.61-63)

Что вы узнали о герое? В этой части есть подтверждение возраста героя?

Подтвердите словами из текста. (пятилетнее сердце не выдержало)

Чтение диалога Миши и Анишит Йокоповны на стр.63

 Работа в парах

Предлагаю вам обсудить это задание в парах.

 результаты работы пар выборочно озвучиваются)

А) Во-первых, если мама сама вернет карандаш, то все поймут, кто их взял , и Вовка будет опозорен перед товарищами .

Б) Во-вторых, мама боится, что Вовка привыкнет брать чужое; если просто отобрать карандаши, то он может прийти к выводу, что карандаши брать нельзя, а другое можно.

Что же было важно для мамы? ( Чтобы Вовка сам осознал, что брать чужое нельзя)

Мама Вовки никого вам не напоминает?

Сработал ли план, придуманный  маминой приятельницей Верой?

Чем закончилась эта часть?

Почему Вовка не отдал карандаши?

Как он рассуждал? Подтвердите словами из текста.

Как вы думаете, продолжил Вовка брать чужие вещи?

Прочитаем и узнаем. (Чтение с.64-67). О какой истории рассказал нам автор-рассказчик в этой части? Что привлекло ребят в ящике для рукоделия? Найдите восклицательное предложение во втором абзаце.

Кто слышит восторженные нотки? Кому из героев они могут принадлежать? В чем же причина того что Вовка украл наперсток? Зачем ему он? Какие строчки доказывают, что наперсток вызывает у Вовки восхищение? Какую басню читала Буба в гостях у старухи? (Стрекоза и муравей). Перечитайте фрагмент, выделенный рамочкой. Найдите самые смешные строчки? Почему нам смешно, когда мы читаем? Дайте характеристику Вовки.

Слушать внимательно учителя

Отвечать на вопросы

Слушать внимательно учителя

Искать не понятные слова в тексте

Объяснять значение слов

Отвечать на вопросы

Читать текст осмыслено

Отвечать на вопросы

Работать в парах

Находить в тексте подтверждения

Отвечать на вопросы

Отвечать на вопросы

К: вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное)

К: высказывать своё мнение

Р: принимают и сохраняют задачу.

П: строят речевое высказывание в устной форме

К: высказывать своё мнение

Р: принимают и сохраняют задачу.

П: строят рассуждение;строят речевое высказывание в устной форме.

К: участвуют в учебном диалоге

К: вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное)

К: высказывать своё мнение

Р: принимают и сохраняют задачу.

5. Итоги урока

5 мин

Вспомните, какие цели мы поставили вначале урока?

Кто достиг поставленных целей, поднимите руку. Кто доволен своей работой на уроке, похвалите себя.

Как вы думаете, кто на уроке был самым активным, правильно отвечал на вопросы по тексту? Мне понравились ответы и работа на уроке 1., 2., 3., …

Д/з  с.68-69(выр. чит) Ответить на вопросы. П.т. с. 22 № 12.

Подводить итоги урока. Анализировать свою деятельность на предмет достижения цели

Л: понимание успешности деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

Конспект урока по литературному чтению Надежда Тэффи «Преступник 3 класс

Предмет: литературное чтениеКласс: 3-2Тема урока: Надежда Тэффи «ПреступникЦель урока: учить представлять черты характера героя, учить обнаруживать в тексте контраст и объяснять смысл его использовани...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...

Конспект урока по литературному чтению на тему "Н. Тэффи «Преступник»" 3 класс

Конспект урока по литературному чтению на тему "Н. Тэффи «Преступник»" 3 класс...

Литературное чтение.Конспект урока по литературному чтению. Стихотворения М. Ю. Лермонтова «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын…», «Парус».

Урок литературного чтения 4 класс Тема: Стихотворения М. Ю. Лермонтова «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын…», «Парус»...