Учебно-методический комплект по литературному чтению "Знакомство с новым писателем", 2 класс, Перспектива
учебно-методический материал по чтению (2 класс) по теме

конспект урока+презентация к уроку литературы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «И.П.Токмакова «Весна»; С.Чёрный «Зелёные стихи».

Тип урока: изучение нового материала.

Цель деятельности учителя: познакомить со стихотворениями Ирины Токмаковой и Саши Чёрного; развивать навыки выразительного, правильного и осознанного чтения.

Планируемые результаты:

предметные

- читать правильно выразительно целыми словами вслух, учитывая индивидуальный темп чтения; выборочного чтения и повторного изучающего чтения; находить необходимую информацию в учебнике, анализировать ее содержание;

личностные

- уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, развитие интереса к освоению новых знаний и способов действий;

Оборудование урока:

- Литературное чтение: 2 кл.: поурочные по учебнику Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Виноградская Л.А. В 2-х частях (Ч. 1 – 144 с., ч. 2 – 144 с.): «Перспектива»;         - Литературное чтение: 2 кл.: Учебник:  В 2 ч./ Л.Ф.Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий.-М.: «Перспектива» с 58-59;                                                                                                      - презентация.

Этап урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока

 Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1.

Мотивационный

Практич: артикуляцион. упражнения.

≈ 5

- Ребята, здравствуйте!

Речевая разминка

- Прочитайте стихотворение, чётко артикулируя (на сл. 1 и на листочках на парте).

Речка голубая

Под небом голубым,

И туман растаял,

Голубой, как дым.

Будто бы кивая

Круглой головой,

Пьет сойка голубая

Из лужи голубой.

- Прочитайте с удивлением, раздражением.

- Прочитайте стихотворение выразительно.

Слушать, приветствовать учителя.

Читать, правильно артикулируя.

П: осмысленно читают текст.

Р: принимают и сохраняют уч. задачу.

2.

Постановка учебной задачи и ее решение

Практич.: проверка д/з;

Словес.: ответы на вопросы.

≈ 5

- Ребята, на прошлом уроке вам задавали выучить стихотворение о весне на выбор (Барто «Апрель», Тютчев «Зима недаром злится…», Белозёров «Плакала Снегурочка»). – Ребята, кто хочет прочитать нам одно из стихотворений наизусть? (- Ребята, выразительно ли было рассказано стихотворение? – А интонация была правильно соблюдена? – Верно ли были расставлены паузы? - Как вы оцените чтение стихотворения?) – Ребята, какой раздел учебника вы сейчас изучаете? – О чём этот раздел? (о весне). Ребята, как вы думаете, почему мы начали урок именно с такого стихотворения? (он тоже о весне). – О чём мы с вами будем говорить?

 - Вот и подходит к концу самое суровое время года. Кончается последний зимний месяц – февраль. Зима была холодная, морозная, но, несмотря на это, много хороших воспоминаний оставила она о себе.

- Ребята, мы с вами продолжаем изучать раздел «Весна, весна и всё ей радо». - Определите тему и цель нашего урока (тема: «Весна, весна и всё ей радо», цель: познакомиться с новыми стихотворениями о весне) (сл. 2).

Проверять домашнее задание.

Читать выученные стихотворения наизусть.

Анализировать чтение других ребят.

Отвечать на вопросы, слушать учителя.

Формулировать тему урока, определять цели и пути их достижения.

К: формулирование ответов;

П: построение реч. высказываний.

3.

Решение частных задач

Практич.: отгадывание загадки.

Практич.: работа с учебником.

Практич.: прослушивание слова о писателе;

Словес.: слово учителя.

Практич.: прослушивание стихотворения.

Словес.: анализ стихотворения, ответы детей.

Практич.: выразительное чтение, работа в парах.

Практич.: физминутка.

Словесн.: ответы на вопросы.

Практич.: работа с учебником.

Практич.: прослушивание и анализ стихотворения.

Словес.: ответы на вопросы.

Словес.: рассуждение, ответы на вопросы.

Практич.: выборочное чт.

Практич.: чтение стихотворения, работа к группах.

≈ 25

≈ 2

(на доске появляется загадка (сл. 3)). – Ребята, на доске зашифровано название стихотворения, с которым мы будем знакомиться на уроке.

Я раскрываю почки,

в зелёные листочки.

Деревья одеваю,

посевы поливаю,

движения полна,

зовут меня ...

(весна)        

- Ребята, откройте учебники на странице 58, с каким стихотворением мы будем знакомиться? («Весна»).        - Кто автор? (Токмакова). Вам знакомы другие произведения этой писательницы? (если да, то – Какие?).

- Написала это стихотворение Ирина Петровна Токмакова (сл. 4). Детский поэт и переводчик детских стихов. С детства писала стихи, но считала, что литературных способностей у неё нет, поэтому выбрала другую профессию – переводчик. Ирина Петровна переводила стихи и шведские песни для маленького сына. А первый сборник стихов И.Токмаковой вышел в 1962 году, который назывался «Времена года» (сл.5).  Муж Ирины Токмаковой – Лев Токмаков, являлся создателем иллюстраций для сборников Токмаковой.  – Давайте с вами поработаем со стихотворением И. Токмаковой «Весна», - Закройте глаза и попробуйте представить картины, которые возникают у вас при прослушивании этого стихотворения (учитель читает стихотворение).                                                                                       (К нам весна шагает                                                              Быстрыми шагами,                                                                          И сугробы тают под её ногами.                                               Чёрные проталины                                                                              На полях видны.                                                                               Видно очень тёплые ноги у весны).                                                    

- Ребята, что вы представили, слушая это стихотворение? (ответы детей). - Кто является главным героем этого стихотворения? (весна) (сл. 6.) – Что делает? (шагает).  - Как вы понимаете «шагает»? (наступает).     – С кем автор сравнивает весну? (с человеком). – Какой приём использует автор? (сравнение, олицетворение). - Ребята, что такое проталины? (сл.7) - (место, где стаял снег и открылась земля). - Как вы понимаете строки: «Видно, очень теплые ноги у весны»? (весна наступает быстро, на улице очень тепло). - Какое это стихотворение: шутливое, веселое, печальное? (весёлое). – Какая строчка указывает на это? (Видно очень тёплые ноги у весны).  – Как надо читать эту строчку? (весело). - Прочитайте это стихотворение про себя и приготовьтесь к выразительному чтению этого стихотворения. – Теперь объединитесь в пары и прочитайте друг другу выразительно вслух, оцените друг друга. – Кто желает продемонстрировать своё выразительное чтение стихотворения всему классу? - Молодцы!

- Ребята, а теперь проведём физминутку (используется электронная).

(слайд 8 с изображением С.Чёрного). – Ребята, что это за писатель? – Вы уже знакомились с ним ранее. – Это Саша Чёрный. – Какие произведения Саши Чёрного вы знаете? – Сегодня мы с вами познакомимся ещё с одним стихотворением этого писателя. – На странице 58-59 представлено это стихотворение под названием «Зелёные стихи». – Почему стихи зелёные? (предположения детей). – Давайте проверим, верны ли были наши предположения.  – Следите за текстом в учебнике пока я буду читать стихотворение (учитель читает стихотворение) (сл. 9).

(Зеленеют все опушки,

Зеленеет пруд.

А зеленые лягушки

Песенку поют.

Елка - сноп зеленых свечек,

Мох - зеленый пол.

И зелененький кузнечик

Песенку завел...

Над зеленой крышей дома

Спит зеленый дуб.

Два зелененькие гнома

Сели между труб.

И, сорвав зеленый листик,

Шепчет младший гном:

"Видишь? рыжий гимназистик

Ходит под окном.

Отчего он не зеленый?

Май теперь ведь... май!"

Старший гном зевает сонно:

"Цыц! не приставай".)

- Ребята, как вы думаете, что вдохновило писателя на написание этого стихотворения? - Как вы думаете, почему всё-таки «Стихи зелёные?» (все герои зелёные). – Перечислте зелёных героев в тексте? (опушка, пруд, лягушки, мох, кузнечик, крыша дома, дуб, гномики, листики). – А в какое время года происходит действие стихотворения? (весна). – В каком месяце? (май). – А ещё почему можно сказать, что это весна? (всё зеленеет). - Подтвердите свой ответ строками из текста (Май теперь ведь... май!) – Почему мох называют «зелёным полом»? (под ногами). - Какие строки вы прочитаете весело, а какие медленно, тихо? – Между кем в стихотворении происходит диалог? (мл. и ст. гном) – Что младший шепчет старшему? (Видишь? рыжий гимназистик ходит под окном. Отчего он не зеленый? Май теперь ведь... май!). Какие эмоции преобладают в этом стихотворении? (радость весне).     – Какую картину вы представляете, читая стихотворение Саши Чёрного? – Ребята, разделитесь на группы, прочитайте друг другу выразительно стихотворение и далее от каждой группы выберете своего чтеца, который прочитает выразительно стихотворение на весь класс. (Если времени мало, то:    - Ребята, каждый читает по 4 строчки вслух. – Как вы считаете, кто из 1(2,3..) группы прочитал выразительнее всех?)

Слушать учителя, работать с презентацией, отвечать на вопросы, отгадывать загадку.

Воспринимать новую информацию, работать с учебником, слушать слово о писателе, смотреть презентацию.

Слушать стихотворение, представлять картину, высказывать своё мнение.

Анализировать стихотворение, отвечать на вопросы, читать стихотворение про себя и вслух.

Читать выразительно, работать в парах, договариваться друг с другом, проводить самоанализ.

Проводить физминутку.

Отвечать на вопросы, смотреть презентацию, работать с учебником.

Слушать стихотворение, анализировать его, высказывать своё мнение.

Объяснять смысл стихотворения, рассуждать.

Читать стихотворение, работать в группах, проводить оценку своего чтения.

П: дополняют и расширяют знания.

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

П: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия;

Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя;

К: формулирование ответов;

П: построение реч. высказываний.

4.

Итог урока Рефлексия

Практич.: оценка своей работы на уроке;

Словес.: ответы на вопросы.

 

≈4

- Ребята, вы сегодня отлично поработали. - А теперь проведём рефлексию (сл. 10). – С какими стихотворениями мы познакомились на уроке? – С какими авторами?    – Что вы запомнили о И. Томаковкой? – О каком времени года читали стихотворения? – Какими приёмами пользовались авторы? (сравнение). – Посмотрите на доску и оцените свои достижения, у вас на парте лежат листочки, возьмите их и закончите предложения которые вы видите на доске. - Выберите и продолжите любое предложение:

• На сегодняшнем уроке я узнал…

• На этом уроке я похвалил бы себя за…

• После урока мне захотелось…

• Сегодня я сумел…

- Молодцы, ребята, с вами было приятно работать, до новых встреч!

Проводить рефлексию, самооценку, отвечать на вопросы.

П: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Л:самооценка,адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности

требованиям.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Речка голубая Под небом голубым, И туман растаял, Голубой, как дым. Будто бы кивая Круглой головой, Пьет сойка голубая Из лужи голубой.

Слайд 2

Раздел учебника: «Весна, весна и всё ей радо!» Тема урока: «Весна». Цель урока: познакомиться с новыми стихотворениями о весне; тренировать выразительное чтение стихотворений.

Слайд 3

Я раскрываю почки, в зелёные листочки. Деревья одеваю, посевы поливаю, движения полна, зовут меня ... весна

Слайд 4

Ирина Петровна Токмакова 3 марта 1929 года

Слайд 5

Сборник «Времена года».

Слайд 8

Саша Чёрный

Слайд 10

На сегодняшнем уроке я узнал… На этом уроке я похвалил себя за… После урока мне захотелось… Сегодня я сумел…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ (СЕРИЯ УРОКОВ) ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ВО ВТОРОМ КЛАССЕ ПО МОДЕЛИ ПОЛНОГО УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ

Технология  реализовывается в следующих этапах:Ø  вводная часть - ориентация учащихся в работе по модели полного усвоения;Ø  обучение по каждой из учебных единиц в направлении...

Учебно-методическое пособие "Рабочая программа по русскому языку для 2 класса к УМК "Школа России" (ФГОС)

Рабочая программа курса «Русский язык» для   2   класса на 2012 – 2013 учебный год составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта...

Презентация к уроку литературного чтения Александр Невский 4 класс Перспектива

Презентация включает все необходимые материалы к уроку литературного чтения "Александр Невский", "Слово о побоище ледовом" Н. Кончаловская...

Учебно-методический комплекс к уроку литературного чтения, 2 класс. Тема: " А.С. Пушкин "Уж небо осенью дышало"

Цель деятельности учителя: Познакомить детей с содержанием отрывка из романа "Евгений Онегин", сделать его психологически близким и понятным, обратить внимание детей на особенности звучания стиха....

Учебно-методический комплекс к уроку литературного чтения, 2 класс. Тема: «А.Гиваргизов "Мой бедный шарик". М.Карем "Повезло!" Р.Сеф "Лучше всех"

Цель деятельности учителя: Познакомить детей со стихотворениями «Лучше всех», «Повезло!» ; сделать их психологически близкими и понятными, обратить внимание детей на особенности звучания стиха; тренир...

Учебно - методический комплекс к уроку литературного чтения . 2 класс. М. Карем " Повезло" ( УМК Перспектива)

Конспект урока литературного чтенияТема: М.Карем «Повезло» Цели деятельности учителя: учить определять характер, возраст героев стихотворения; совершенствовать умение читать стихотворения в...